— Так все же ценность ее — в древнем возрасте или в высоком художественном уровне? В редко встречающемся ныне византийском стиле церковной живописи? — Трудно говорить о ее ценности, потому что она уникальна: в ней все необычно, начиная с истории ее появления на Руси, которая запечатлена в абсолютно достоверном документе — «Житии святой Евфросинии Полоцкой». Там сказано, что в XII веке икона эта была специально привезена из Эфеса по просьбе княжны Евфросинии, причем послал ее на Русь сам византийский император. И была она помещена в Полоцке (сегодня — белорусская заграница) сначала в устроенный самой Евфросинией мужской Богородицкий монастырь. Затем, через многие десятилетия, когда не стало мужского монастыря, была перенесена в Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Икона эта большая, двусторонняя, на рукояти. Ее выносили на улицу на крестные ходы. В тяжелом образе, участвующем в процессиях, неизбежно возникают трещины и расслоения, его сложно было сохранять в идеальном состоянии. А потому в XIV веке он был заменен, то есть написан новый образ. — Значит, этот ценный музейный экспонат, по поводу которого в наши дни сломано столько копий, не византийский оригинал XII века, а всего лишь копия, список? — Скорее всего. Списки икон принято было делать всегда, с момента принятия православия. Любопытно другое: список этой иконы в XIV веке почему-то делал псковский иконописец, хотя Спасо-Евфросиниевский монастырь далек от Пскова! — Откуда же известно, что мастер был из Пскова? — Стиль письма псковских иконописцев XIV века настолько характерен и хорошо изучен специалистами, что в этом нет сомнений. Но у нас осталось много других вопросов. К примеру, почему икона «ушла» из Полоцка и как она оказалась в Торопце (ныне в Тверской области)? Что с ней происходило в Торопце? Мы также гадаем, когда она там оказалась? Ведь следы ее пребывания в Торопце нам точно известны только с XVII века. Причем не из документальных свидетельств, которых просто нет, а из местных старинных сказаний, легенд, упоминаний о ней того периода. К тому же только к концу XVII века по воле и на деньги царя Алексея Михайловича для Торопецкой иконы начали строить Корсунский собор. В Торопце эту икону почему-то начали называть Корсунской, и это еще одна загадка — ведь раньше, в Полоцке, такого имени за ней не значилось.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В Полоцкой обители прошли торжества в честь 80-летия перенесения мощей преподобной Евфросинии из Витебска в Полоцк 25 октября 2023 г. 10:01 22-23 октября 2023 года в Спасо-Евфросиниевском митрополичьем женском монастыре в городе Полоцке прошли праздничные богослужения в честь  80-летия перенесения мощей преподобной Евфросинии из Витебска в Полоцк . 22 октября в Крестовоздвиженском соборе монастыря состоялось всенощное бдение, которое возглавил почетный настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в городе Новополоцке архиепископ Феодосий (Бильченко) . Архипастырю сослужили клирики Спасо-Евфросиниевского монастыря. 23 октября, в день праздника, архиепископ Феодосий возглавил Божественную литургию в сослужении епископа Полоцкого и Глубокского Игнатия и епископа Друцкого Евсевия , викария Витебской епархии . Архиереям сослужили клирики Полоцкой обители. Диаконский чин возглавил протодиакон Антоний Каменков. Богослужебные песнопения исполнил монастырский хор под управлением монахини Февронии (Бармичевой). За богослужением молились настоятельница Спасо-Евфросиниевского монастыря игумения Евдокия (Левшук) с сестрами, настоятельница монастыря в честь святой праведной Софии Слуцкой в городе Слуцке игумения Анастасия (Коржич), многочисленные прихожане и паломники. Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Игорь Лысенок. Он рассказал об исторических событиях, предшествовавших празднику, и акцентировал внимание молящихся на почитании святых мощей угодников Божиих. По окончании Божественной литургии архиереи и духовенство совершили молебен с акафистом преподобной Евфросинии Полоцкой. Затем владыка Феодосий поздравил молящихся с праздником, подчеркнув, что в этот день 80 лет назад святая вернулась в свою родную обитель. Игумения Евдокия сердечно поблагодарила всех гостей за совместную молитву и пожелала каждому помощи преподобной Евфросинии. Затем состоялась праздничная монастырская трапеза.  Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Arhiva La Smolensk s-a desfurat forul „Consonana între trecut i viitor” 12 septembrie 2016 11:17 8 сентября 2016 года в Смоленске в рамках III этапа международного просветительского проекта «Святая Евфросиния просветительница Руси» состоялся просветительский форум «Созвучие прошлого и настоящего». Организаторами проекта выступили Смоленская митрополия , региональный отдел Союза православных женщин, Ассоциация православных педагогов Смоленской области. Участие в форуме приняла делегация Белорусской Православной Церкви во главе с Патриаршим экзархом всея Беларуси митрополитом Минским и Заславским Павлом . Работу форума предварила Божественная литургия в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска. Богослужение возглавили митрополит Минский и Заславский Павел и митрополит Смоленский и Рославльский Исидор . По окончании богослужения состоялась встреча митрополита Павла и митрополита Исидора с губернатором Смоленской области А.В. Островским. В ходе беседы глава региона подчеркнул важность сотрудничества между светскими властями и Церковью. Говоря о плодотворном соработничестве областной власти и Смоленской митрополии, А.В. Островский отметил: «Мы живем, работаем и служим там, где двадцать пять лет жил и служил людям митрополит Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и вся Руси, и это для нас и особая ответственность и, естественно, радость». Днем в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых в Смоленске прошел форум «Созвучие прошлого и настоящего». В мероприятии приняли участие митрополит Минский и Заславский Павел, митрополит Смоленский и Рославльский Исидор, заместитель губернатора Смоленской области О.В. Окунева, настоятельница Спасо-Евфросиниевского женского монастыря игумения Евдокия (Левшук), представители светской власти Смоленска и Витебска (Республика Беларусь), общественных организаций, духовенство Смоленской митрополии и др. В рамках форума состоялось открытие выставки Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря «Обитель преподобной Евфросинии, игумении и княжны Полоцкой». Работу форума продолжила просветительская конференция «Святая Евфросиния созвучие прошлого и настоящего». По материалам сайта Смоленской митрополии Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4612993...

13:8)», — сказала в завершение своего выступления матушка Сергия. Следующий доклад «Волк в овечьей шкуре: самые опасные помыслы для монаха» представила вниманию слушателей игумения Евдокия (Левшук), настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря (Белорусский экзархат). Сказав, что святые отцы всегда придавали борьбе с помыслами первостепенное значение в духовной жизни, игумения Евдокия вначале всесторонне рассмотрела значение слова «помысел» и характеристики, которые были даны ему в святоотеческих писаниях и толкованиях. Затем она обратилась к рассуждению о помыслах, особенно опасных для монаха, и о путях борьбы с ними. Самые опасные помыслы — те, которые кажутся благовидными и правильными, а на деле приносят смущение и отчаяние и могут разрушить всю духовную жизнь. Для различения помыслов требуется мудрость, поэтому необходимо прибегать к духовному руководству, частому исповедованию, воспитывать в себе навык внутреннего контроля и отсечения помысла при самом его появлении, — как советовал глинский старец схиархимандрит Иоанн (Маслов; †1991), духовник сестер Спасо-Евфросиниевского Полоцкого монастыря и самой матушки. Игумения Евфросиния также рассказала о том, что в Полоцкой обители есть зримое подтверждение мысли, что тот, кто победил греховный помысел, получает венец от Господа: среди уникальных, XII века, росписей Спасского храма находятся две фресковые композиции, повествующие о старце и его ученике, который сумел семикратно отсечь помысел непослушания и семикратно был увенчан Богом за этот подвиг. Настоятельница Казанской Свято-Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордино игумения Сергия (Щербакова) в своем докладе «Оптинские старцы о борьбе с помыслами — советы монахам», по ее собственному замечанию, лишь кратко коснулась «обширной, почти двухсотлетней, оптинской духовной традиции в самом ценном и оригинальном ее аспекте». Тем не менее, в этом выступлении ясно и убедительно были представлены примеры духовных «методик», с помощью которых великие Оптинские старцы наставляли людей и лечили их души.

http://pravoslavie.ru/124195.html

Полоцк. Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Часовня в память Александра III и коронации Николая II. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1897. Год утраты:приблизительно 1944 Адрес: Белоруссия, Витебская область, г. Полоцк, ул. Евфросинии Полоцкой, 400 м от монастыря Координаты: 55.501619, 28.773515 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Часовня в честь восшествия на престол Императора Николая II Сведения о монастырской часовне крайне незначительны. Известно, что она была построена на средства Спасо-Евфросиниевской обители на расстоянии около 400 метров от монастыря, близ Невельского тракта (современная ул. Евфросинии Полоцкой). Освящена 8 мая 1897 года в честь восшествия на престол Государя Императора Николая II. Однако в документах того времени имеется информация о другом названии часовни. В отчете о состоянии Полоцкой епархии, составленном Полоцким епископом Александром (Закке-Заккисом), говорится, что она была освящена «в память в Бозе почившего Государя Императора Александра III». Ежегодно накануне празднования дня памяти преподобной Евфросинии Полоцкой к часовне совершались крестные ходы. Кроме того, в часовне в течение дня несли послушание сестры монастыря, благодаря чему верующие имели возможность помолиться в ней и поставить свечи. В настоящее время на фундаменте часовни находится жилой дом. Источники: Полоцкое Радование: Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года. Полоцк : Спасо-Евфросиниевский женский монастырь, 2010. НИАБ, ф. 2563, оп. 1, д. 6, л. 41 об. Летопись о монастыре. Формулярная ведомость о Полоцком Спасо-Евфросиниевском первоклассном женском монастыре за 1912 год. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=38279

Союзное государство окажет поддержку в восстановлении Спасо-Евфросиниевской обители в Полоцке 4 января 2022 г. 08:37 Союзное государство окажет поддержку в восстановлении Спасо-Евфросиниевскому монастырю в Полоцке. Об этом сообщил  госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев по итогам посещения обители 29 декабря 2021 года.  Речь идет прежде всего о восстановлении памятника историко-культурного наследия категории «0» — Спасо-Преображенском храме XII века, где ведутся реставрационные работы при поддержке государства и за счет благотворительных и собственных средств монастыря. Анонсировать какие-либо проекты пока преждевременно, констатировал Дмитрий Мезенцев: «На данном этапе будет проводиться предварительная работа. Мы самым тщательным образом изучим все документы, заключения, которые дали реставраторы, архитекторы, работающие над сохранением этого уникального наследия. Затем будет выработан вариант системной поддержки обители, той работы, что уже ведется. Уверен, он будет найден». Также госсекретарь Союзного государства признался, что впервые побывал в Полоцком монастыре. Он подчеркнул, что для него как для человека воцерковленного было большой честью побывать в святой обители, прикоснуться к мощам преподобной Евфросинии Полоцкой. Для него это стало незабываемым моментом и он надеется, что когда-нибудь ему удастся приехать в один из старейших православных монастырей со своей семьей. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь основан около 1128 года. Его возникновение связано с именем белорусской подвижницы — святой преподобной Евфросинии. Первоначально на месте нынешнего монастыря находилось архиерейское поместье с храмом-усыпальницей полоцких епископов и деревянным Спасским храмом. В середине XII века преподобной Евфросинией на месте деревянной церкви был воздвигнут каменный храм во имя Всемилостивого Спаса, сохранившийся до нашего времени. В настоящее время в монастыре под молитвенным покровом святой Евфросинии подвизается около 100 сестер. Возглавляет обитель игумения Евдокия (Левшук), назначенная настоятельницей в августе 2004 года. В монастырских храмах ежедневно совершаются уставные богослужения. Поклониться преподобной Евфросинии Полоцкой ежегодно стекаются тысячи богомольцев . Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Нужно сказать, что иезуитская хроника, хранящаяся в Краковском архиве ордена, содержит описание различных стычек с французами во время войны 1812 года. Большое сражение произошло именно возле так называемого фольварка Спас. Во время битвы в Спасе сгорели почти все иезуитские постройки, уцелели только костел (Спасо-Преображенский храм), стены которого были повреждены, и дом садовника. Однако иезуиты вскоре обновили церковь. В 1819 году иезуиты предполагали совершенно перестроить древний храм, для чего уже и готовили материалы. Замыслу их не суждено было осуществиться в связи с выходом в 1820 году Высочайшего Указа Императора Александра I об удалении всех членов ордена из пределов Российской Империи. С этого времени до 1832 года Спасская церковь стояла заброшенной, и «по совершенной ветхости крыши могла совсем разрушиться». Поэтому в 1832 году по ходатайству епископа Могилевского и Витебского Гавриила (Городкова) резолюцией Императора Николая I храм был возвращен православным. Вскоре после этого из казны выделили средства для ремонта здания церкви. Необходимость восстановления Спасского храма аргументировалась еще и тем, что он представляет «драгоценный для России памятник древнего зодчества». Для осмотра церкви в Полоцк был направлен архитектор А. Порто. Он описал состояние Спасского храма и наметил необходимые работы, о чем сообщил в рапорте генерал-губернатору Витебскому, Смоленскому и Могилевскому князю Николаю Николаевичу Хованскому. Церковь была покрыта временной крышей, на стенах исправлен карниз, поновлена штукатурка и произведена побелка. Работы по ремонту здания снаружи также производились летом 1832 года и в 1833 году. Церковь украсили позолоченным трехъярусным иконостасом. 7 августа 1833 года Спасо-Преображенский храм был освящен епископом Полоцким и Виленским Смарагдом (Крыжановским). Известно, что изначально купол храма был шлемовидным, но в результате ремонта 1833–1835 годов он стал луковичным. В 1834–1835 годах стены церкви, сохранившие древнее письмо, расписали масляными красками. Впоследствии эти росписи неоднократно поновляли, а стены храма штукатурили. В 1836 году последовал указ Святейшего Синода о реставрации храма, на которую выделили крупную сумму денег (30 359 руб.). В 1835 году Спасская церковь была приписана к архиерейскому дому как храм загородной архиерейской дачи, а в 1841 году, с возрождением Спасо-Евфросиниевского монастыря, опять поступила в ведение обители. В 1843–1846 годах в монастыре провели новые строительные работы, в результате которых была исправлена штукатурка на Спасо-Преображенской церкви. Ремонтные работы проводились и в 1914 году.

http://sobory.ru/article/?object=04904

В 1909 году в преддверии великого Торжества перенесения святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк сестры обители с усердием готовили Спасский храм к принятию великой святыни. Стены церкви были вымыты, живопись иконостаса покрыта лаком, исправлена и заново покрашена масляной краской настенная штукатурка. В 1910 году храм снаружи побелили известью. 23 мая (5 июня н. ст.) 1910 года святые мощи преподобной Евфросинии были торжественно внесены в родную обитель и положены в Спасо-Преображенском храме в серебряную раку. В 1915 году, с началом Первой мировой войны, настало скорбное время в жизни Спасо-Евфросиниевской обители. В связи с эвакуацией сестер в Ростов Великий (1915– 1920) Спасский монастырь находился в запустении, его храмы частично подверглись разрушению. В 1920 году было проведено исследование Спасо-Евфросиниевского монастыря с целью описания и сохранения Спасской церкви. В акте Полоцкой уездной комиссии отмечалось следующее: «Древняя каменная церковь монастыря находится под угрозой разрушения. Купол в церкви в нескольких местах пробит осколками снарядов, вследствие чего дождь протекает вовнутрь церкви и стенная живопись в некоторых местах купола уже повреждена. В случае оставления церкви без ремонта на зиму, стенная живопись может совсем разрушиться. Кроме того, стекла в большинстве окон повысыпались, ветер продувает помещение, стены сыреют, что неблагоприятно сказывается на живописи храма. Наконец самые дорогие и интересные в историко-археологическом отношении предметы, как-то: известный Крест преподобной Евфросинии, старинные иконы в 1915 году эвакуированы из Полоцка и перевезены в город Ростов Великий. В связи с этим Полоцкая уездная комиссия постановила принять меры к ремонту церкви, а именно: осмотра церкви архитектором, составления сметы и ходатайства об отпуске потребных для ремонта средств». Вероятнее всего, намеченные планы по ремонту Спасо-Преображенского храма были осуществлены, однако документы, подтверждающие этот факт, отсутствуют. О состоянии древней церкви в этот период имеются сведения в церковно-ризничной описи монастыря, составленной 20 августа 1922 года. В ней сказано о наличии в храме пятиярусного иконостаса с колоннами, двух отопительных печей (в начале 1990-х гг. они были разобраны), а также прилагается целый перечень различной утвари и икон этой церкви.

http://sobory.ru/article/?object=04904

Начало XX века явилось нелегким периодом в жизни насельниц Спасо-Евфросиниевской обители. В 1925 (по другим источникам – в 1924) году монастырь был закрыт, и все здания, принадлежавшие ему, переданы военному ведомству и различным государственным структурам. На момент закрытия в обители проживало 146 сестер, и все они оказались изгнанными из монастыря. Сестры рассеялись по Полоцку и его окрестностям. Многим из них пришлось ютиться по частным домам, сараям и баням. Часть насельниц обители во главе с игуменией Еленой (Волковой) переехали на отведенный им участок земли из-под вырубленного леса, получивший название Пеньки. Осенью 1928 года полоцкие монахини были изгнаны и из Пеньков. Во время Великой Отечественной войны Полоцк был оккупирован, однако в этот период в Полоцкой епархии наблюдалось некоторое оживление церковной жизни. Сестры Спасо-Евфросиниевского монастыря стали возвращаться в свою обитель. В одном из ее корпусов находилось немецкое командование, но несмотря на это монахиням разрешили поселиться в корпусе за Кресто-Воздвиженским собором. Часть монастырской территории, включая Кресто-Воздвиженский собор, была обнесена колючей проволокой, за которой содержались военнопленные. Известно, что в это время игумения Елевферия (Новикова) с сестрами добились разрешения на возвращение в монастырь мощей преподобной Евфросинии, находившихся с начала войны в Витебской Свято-Покровской церкви. После освобождения Полоцка в 1944 году из-за повреждения значительной части городского жилого фонда расселение горожан осуществлялось и в бывших монашеских корпусах Спасо-Евфросиниевского монастыря. В дальнейшем под руководством игумении Елевферии (Новиковой) жизнь обители постепенно начала устраиваться, возрастало число сестер. Однако уже в 1955 году городские власти издали указ, запрещавший прописывать в монастыре новых сестер. Вскоре игумения Елевферия почила о Господе, и городская администрация распорядилась закрыть Спасо-Евфросиниевскую обитель, а насельниц переместить в Свято-Успенский Жировичский монастырь. Одиннадцать сестер из пятидесяти приняли это условие и переехали в Жировичи. Остальные пожелали совершать свой монашеский подвиг в Полоцке у мощей преподобной Евфросинии и были вынуждены жить в домах мирских людей.

http://sobory.ru/article/?object=00287

Монастырский двор С северной стороны от Спасо-Преображенского собора находится храм Воздвижения Креста Господня, построеннный в 1897 году. Величественный пятиглавый собор рассчитан на 1500 человек. Является памятником монументальной архитектуры русско-византийского направления ретроспективно-русского стиля. В храме в раке находятся мощи преподобной. Гробница является точной копией той, которая находилась в Полоцком монастыре в начале прошлого века. Евфросиниевская трапезная (тёплая) церковь размещена с южной стороны от Спасо-Преображенского собора. Она представляет собой маленькое одноэтажное прямоугольное здание с зеленой крышей и куполом в центре (в 1847 жилой дом был переоборудован под церковь и в 1886 г. перестроен). Накрыт двухскатной крышей, посередине которой небольшой купол с головкой на деревянном восьмигранном барабане. Официальный сайт монастыря http://spas-monastery.by/ http://piligrim.by/content/view/188/505/ Часовня в честь восшествия на престол Императора Николая II Сведения о монастырской часовне крайне незначительны. Известно, что она была построена на средства Спасо-Евфросиниевской обители на расстоянии около 400 метров от монастыря, близ Невельского тракта (современная ул. Евфросинии Полоцкой). Освящена 8 мая 1897 года в честь восшествия на престол Государя Императора Николая II. Однако в документах того времени имеется информация о другом названии часовни. В отчете о состоянии Полоцкой епархии, составленном Полоцким епископом Александром (Закке-Заккисом), говорится, что она была освящена «в память в Бозе почившего Государя Императора Александра III». Ежегодно накануне празднования дня памяти преподобной Евфросинии Полоцкой к часовне совершались крестные ходы. Кроме того, в часовне в течение дня несли послушание сестры монастыря, благодаря чему верующие имели возможность помолиться в ней и поставить свечи. В настоящее время на фундаменте часовни находится жилой дом. Трапезный дом Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря Трапезный дом был заложен в Спасо-Евфросиниевском монастыре в июне 1901 года. Постройку каменного трехэтажного здания завершили в 1902 году. В верхнем этаже находилось 12 келий для монашествующих, в нижнем этаже располагались хлебопекарня, кухня, ледник и келии для сестер, в среднем этаже – монашеская трапезная. В 1906 году частью на монастырские средства, а частью на пожертвования верующих в трапезной был устроен алтарь с одноярусным дубовым иконостасом. Домовую церковь освятили в честь святого Алексия, человека Божия. В 1910 году в трапезном доме был проведен водопровод. В 1925 (по другим источникам – 1924) году, после закрытия обители и передачи всех ее зданий различным государственным структурам, трапезный дом еще некоторое время существовал, о чем свидетельствуют фотографии тех лет. Вероятнее всего, разрушение трапезного дома последовало в период Великой Отечественной войны.

http://sobory.ru/article/?object=00287

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010