Так, лики Христа и апостолов в композиции «Евхаристия» отличаются большим устремлением к классическим образцам, в их пропорциях ощущается та мера, которая была свойственна работе константинопольских мастеров. Фигуры основного объема храма отличаются исключительными пропорциями. Это ярко заметно по изображениям на подпружных арках, где фигуры святых имеют большие головы. Лики этих святых особенно выразительны. Иконописцы Спасской церкви использовали очень крупный масштаб и создали яркую и выразительную программу росписи, построенную на символическом и смысловом сочетании избранных сюжетов. Мастерство живописцев более всего проявилось в умении гармонично сочетать внутренний объем храма с объемом композиций. Благодаря тому, что росписи имеют большой масштаб, в сравнительно небольшом храме нет ощущения тесноты, а все его внутреннее пространство легко обозревается. Древние мастера писали в основном в системе контрастных цветовых сочетаний, используя разнообразные смешанные цвета, сильно высветленные большими добавлениями известковых белил. При этом фоновые части обладали интенсивностью и насыщенностью за счет применения традиционной двухэтапной техники раскраски, когда нижний слой, так называемый рефть, наносился непосредственно по сырой штукатурке, а верхний слой – яркая голубая краска, приготовленная из натурального лазурита, – накладывалась сверху тонким бархатистым слоем уже по подсохшему грунту. Колорит фресок имеет свои отличия, но, в целом, он соответствует тем нормам, которые были характерны для монументальной живописи Византии XII столетия. Использовался ограниченный, но емкий набор пигментов, который позволял художникам создавать самые разнообразные сочетания цветов. Из синих красок использовался лазурит и азурит, из зеленых – изумрудный малахит и тепло-зеленый глауконит, из красных – киноварь и красная охра. Кроме того, применялись различные желто-коричневые земельные элементы – желтая, золотистая и коричневая охры. В качестве белил использовалась известь, а в качестве черной краски – сажа.

http://sobory.ru/article/?object=04904

Сестру мою, однако ж смущают беспокойные слухи о близком будто бы его перемещении. Я приписываю их людям, желающим занять его место, может быть и из числа занимавших, и советую ей совершенно полагаться вместе со мною на ваше преосвященство, не обращая внимание на слухи. Между тем ни при ком из предшественников его не было так спокойно, как при нем, по его кроткому и смиренному нраву, миролюбивому и терпеливому, и по его безукоризненности»... Смущение игуменьи относительно перемещения монастырского духовника было не напрасно и слухи, до нее доходившие, были основательны. Я решил непременно удалить Слунского от монастыря, но медлил приведением сего в исполнение, потому что не мог скоро найти достойного и вполне благонадежного для этого места священника. Наконец, Бог указал мне такого человека. Это – священник села Колпина Себежского уезда, Феодор Одинцов – старец благочестивый и в высшей степени нравственный 1800 . Как скоро о. Одинцов изъявил свое согласие на перемещение к Спасо-Евфросиниевской обители, я поспешил священнику Слунскому дать место при Лепельском соборе, но он недолго тут оставался; вскоре, вероятно, не без содействия петербургского покровителя своего, перешел из епархиального в военное ведомство, чему я был очень рад. Побудительною для меня причиною к удалению свящ. Слунского от Спасского монастыря было, кроме положительного воспрещения быть при женских монастырях вдовым священникам, – и то, что об нем более и более усиливались недобрые слухи. Какими высокими похвалами не превозносил г. Сербинович свящ. Слунского, в каких идеальных чертах не представлял его нравственный характер, но опыт показал, что о. Слунский был обыкновенный, хотя действительно тихий и кроткий человек, с обыкновенными человеческими немощами. Еще в 1865 г. сделан был донос, по всей вероятности от прот. —502— 1866 г. Юркевича, главному начальнику Северо-западного края о неблагоповедении свящ. Слунского, но этот донос остался без особенных последствий, хотя и были по этому случаю официальные сношения с полоцким епархиальным начальством.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Православные издательства Белоруссии стали лауреатами Национального конкурса «Искусство книги — 2013» 8 февраля 2013 г. 16:14 6 февраля 2013 года в Национальной библиотеке Беларуси в Минске прошла церемония награждения победителей 52-го Национального конкурса Республики Беларусь «Искусство книги — 2013». На награды конкурса претендовали 175 изданий от 31 издательства. Жюри выбрало победителей в 14 номинациях. Победу в номинации «Духовность» одержала факсимильная копия средневекового памятника «Житие блаженной Евфросинии, игумении монастыря Вседержителя Святого Спаса во граде Полоцке» Издательства Белорусского экзархата . Дипломом I степени награждена серия историко-документальных книг Анатолия Стецкевича-Чебоганова «Я — сын Ваш. Летопись белорусской шляхты», также выпущенная Издательством Белорусского экзархата. Специальным дипломом в номинации «Золотые скрижали» жюри наградило электронные приложения к книгам «Христос — Центр нашей любви» и «Отрада и Утешение», подготовленные издательством Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке. Ряда дипломов были удостоены издания, в которых затронута тема наследия традиционных конфессий в белорусской культуре. Обладателем гран-при в номинации «Триумф» стал фотоальбом «Полоцк. 1150», выпущенный издательством «Беларуская энцыклапедыя Петруся В номинации «Эврика» (научные, научно-популярные издания) диплом II степени присужден изданию манастыра XVII стагоддзя» издательства «Технология». Одной из лучших в номинации «Содружество» (совместные издательские проекты) признана фотокнига «Живая вера. Ветка» из серии «Энциклопедия раритетов» (издательство «Беларуская энцыклапедыя Петруся посвященная белорусскому старообрядчеству. Издание вышло при поддержке Департамента СМИ и рекламы Правительства Москвы, который получил награду в специальной номинации «Русский мир». Национальный конкурс «Искусство книги» проводится в целях дальнейшего развития книжного искусства, повышения художественной и полиграфической культуры белорусской книги, популяризации лучших достижений издательств страны. Официальный сайт Белорусского экзархата /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

По прибытии затем в Полоцк, по случаю открытия там Учительской Семинарии, Граф вместе со мною посетил тамошнюю Спасо-Евфросиниевскую Обитель, где находится принесенная в 1870 т. из Киева часть мощей Преподоб. Евфросинии. Здесь Граф и возымел решительное намерение принять живое и деятельное участие в решении вопроса о возвращении Полоцкой обители по праву принадлежащей ей святыни мощей Преп. Основательницы ее, и по прибытии в Петербург немедленно доложил о том Государю. Вслед затем, по Высочайшему повелению, Граф предложил для разрешения Св, Синоду следующий вопрос: не благовременно ли и не полезно ли для Православной церкви в Северо-Западном крае, чтобы мощи Преподоб. Евфросинии были ныне перенесены из Киева в Полоцк? По этому вопросу потребовано было Св. Синодом заключение как от Высокопреосвященного Митрополита Киевского, так от меня. Это было в Декабре того же 1872 г. Я поспешил немедленно представить свое заключение, в таком, разумеется, смысле, что и благовременно и весьма благопотребно для блага православных чад Полоцкой церкви перенести Св. мощи Препод. Евфросинии из Киева в Полоцк. Но от Высокопреосвященного Митрополита, кажется, и до сих пор нет никакого отзыва в Синод. Такова история вопроса о перенесении мощей. Препод. Евфросинии. Говорят, что я не умел будто бы встретить посланной мне части мощей. Но если Вы изволили прочитать посланную мною Вам в Феврале брошюру о Преп. Евфросинии, то могли усмотреть, с какою торжественностию была встречена в Витебске и препровождена из Витебска в Полоцк святыня, присланная из Киева. После этого, я не понимаю, чего еще на этот раз можно было требовать от меня. Меня укоряют в каких то крутых мерах, употребляемых будто мною против привычек униатских в Полоцком духовенстве. Но пусть мне укажут, какие именно крутые меры и против каких привычек мною были употреблены. Главные привычки, Сохранившиеся в Полоцком духовенстве от времен Унии до моего вступления на кафедру, были следующие: неправильное и небрежное совершение бргослужения и таинств, несоблюдение постов Православной церкви, злоупотребление церковными суммами и приношениями и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

23 мая 1893 года в Спасо-Евфросиниевском монастыре епископ Псковский и Порховский Антонин заложил первый камень в основание нового Свято-Кресто-Воздвиженского собора. Величественный пятиглавый собор, рассчитанный на 1500 человек, был возведен по проекту архитектора В.Ф. Коршикова. Заметный след в истории обители оставила игумения Евгения (Говорович). Благодаря ее деятельности число инокинь (вместе с послушницами) к концу XIX в. достигло 117 человек. В 1910 году святые мощи преподобной были перенесены из Киева в Полоцк. Спасо-Евфросиниевская обитель в Беларуси была крупным центром духовного и общественного служения Православной Церкви. Во время Первой мировой войны, в 1915 году, когда Полоцк оказался в положении прифронтового города, нетленные мощи преподобной Евфросинии были эвакуированы в Ростов Великий и положены в Богоявленском Авраамиевом монастыре, где находились на протяжении пяти лет. После революции 1917 года Спасо-Евфросиниевский монастырь постигла участь других христианских святынь. Однако, невзирая на все гонения, Спасо-Евфросиниевская обитель продолжала действовать до 1928 года. В период немецкой оккупации православные верующие перенесли нетленные мощи преподобной Евфросинии в Витебскую Свято-Покровскую церковь, а затем — в Спасский монастырь. Жизнь в обители продолжалась, несмотря на то, что часть монастыря была переоборудована немцами под концлагерь. После окончания войны обитель продолжала действовать. Число монахинь возросло. Уже в 1952 году их было 52. Начиная с 1955 года было запрещено прописывать в монастыре новых монахинь и послушниц, а в 1960 году Спасо-Евфросиниевская обитель была закрыта. Тридцать лет обитель пребывала в запустении. 6 июля 1989 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. Настоятельницами монастыря были: игумения Евфросиния (Максимчук), монахиня Наталия (Скиндер), монахиня Анфиса (Шевердяева). В сентябре 1997 года, в канун праздника Воздвижения Креста Господня, в обитель был торжественно привезен Воздвизальный Крест преподобной Евфросинии.

http://patriarchia.ru/db/text/751568.htm...

Полоцк. Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1125. Ссылки:   Адрес: Беларусь, Витебская область, г. Полоцк, ул. Евфросинии Полоцкой, 89 Координаты: 55.503881, 28.779049 Проезд: Попасть в Спасо-Евфросиниевскую обитель из Москвы можно, сев на поезд «Москва — Полоцк», ежедневно отправляющийся с Белорусского вокзала. В Полоцке от авто- и ж/д вокзалов на автобусе или маршрутном такси с тем же номером следует ехать до остановки «Лесной техникум». По вопросам проживания и тра ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Попасть в Спасо-Евфросиниевскую обитель из Москвы можно, сев на поезд «Москва — Полоцк», ежедневно отправляющийся с Белорусского вокзала. В Полоцке от авто- и ж/д вокзалов на автобусе или маршрутном такси с тем же номером следует ехать до остановки «Лесной техникум». По вопросам проживания и трапезы необходимо обратиться к дежурной сестре монастыря (в корпусе слева от колокольни). При себе необходимо иметь паспорт. В экскурсионном бюро (находится под колокольней) помогут с проведением экскурсий. О приезде группы паломников заранее предупреждайте по телефону, предоставляя сведения о количестве человек, необходимости ночлега, трапезы, экскурсии. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Спасо-Евфросиниевский монастырь, 1 класса, в 3 верстах от города Полоцка. Основан в XII веке святой княжною Евфросиниею (см. 23 мая); в 1579 году был отдан иезуитам после взятия Полоцка Стефаном Баторием; в 1654 году возвращен в православие; в 1667 году снова попал в руки иезуитов; в 1820 году, когда иезуиты были изгнаны из Полоцка, перешел в казну; в 1832 году передан был духовному ведомству; в 1840 году восстановлен. Монастырский Спасо-Преображенский храм построен до 1160 года преподобной Евфросинией. Здесь в великолепной раке, между колоннами, параллельно иконостасу, покоятся мощи преподобной Евфросинии, торжественно перенесенные сюда из Киево-Печерской лавры, по Высочайшему соизволению, с разрешения Священного Синода, в 1910 году. Это торжество перенесения святых мощей, совершенное по особому Высочайше одобренному порядку, с остановками в заранее указанных этим порядком городах и селах, длилось месяц, с 22 апреля по 22 мая. От Киева до города Орши (Могилевской губернии) святые мощи следовали по Днепру на пароходе, а затем до города Полоцка и Спасо-Евфросиневской обители сухим путем, несомые на руках богомольцев. В монастыре также хранятся: келья преподобной Евфросинии на правой стороне хор, и устроенный ею в 1611 году драгоценный шестиконечный крест, длиною в 11 3/4 вершка с частицами святых угодников. На нем вырезана надпись на славянском языке, что крест этот должен пребывать в основанной преподобной Евфросинией обители. В 1897 году в монастыре освящен новый храм Воздвижения Креста Господня с тремя престолами. При монастыре училище и образовательная церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=00287

На территории Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке проходят масштабные раскопки 27 июля 2017 г. 16:19 В Спасо-Евфросиниевском монастыре продолжается исследование галерей, пристроенных к Спасо-Преображенской церкви обители, обнаруженных в ходе археологических и реставрационных работ в Полоцке. По мнению старшего научного сотрудника Государственного Эрмитажа Е.Н. Торшина, данное сооружение могло быть предназначено для погребения и совершения заупокойных служб. О том, что рядом с фундаментом Спасского храма находились галереи, насельницы Спасо-Евфросиниевского монастыря узнали в ходе научной экспедиции, организованной несколько лет назад Полоцким государственным университетом совместно с Эрмитажем. Спасо-Преображенская церковь единственный в полном объеме дошедший до наших дней памятник истории и культуры Полоцкой земли конца X первой трети XIII века. Это самая древняя постройка на территории монастыря, сохранившаяся до настоящего времени. В церкви находятся две тесные крестообразные келии. В одной из них (юго-западной) пребывала в молитвенном подвиге преподобная Евфросиния Полоцкая. «Уникальность Спасского храма в том, что он сохранился до наших дней почти полностью. На протяжении своей истории это здание не реставрировалось. Сегодня здесь проходит научная реставрация, которая должна дать представление о том, как храм выглядел изначально и помочь оценить состояние постройки на сегодняшний день», сообщил Е.Н. Торшин. Научную реставрацию начали с раскопок у стен Спасского храма с целью исследования состояния и особенностей фундамента здания. В результате археологических работ удалось сделать уникальное открытие найти стены разрушенных галерей, располагавшихся с западной стороны церкви, где теперь расположен главный вход в храм, и с боковых фасадов. Галереи были распространены в  XII столетии, на Руси было принято окружать храмы галереями, служившими для погребения, там же находились небольшие приделы, где могли совершаться погребальные службы. По словам старшего научного сотрудника Эрмитажа, открытие галерей изменило представление о том, как выглядел Спасский храм: «Здание храма считали изящной церковью, вытянутой вверх; находка галереи изменила представление о силуэте этого храма, он стал более торжественным, монументальным».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

23 мая 1893 года в Спасо-Евфросиниевском монастыре епископ Псковский и Порховский Антонин заложил первый камень в основание нового Кресто-Воздвиженского собора. Величественный пятиглавый собор, рассчитанный на 1500 человек, был возведен по проекту архитектора В. Ф. Коршикова. Соборный храм был достроен к 1897 году. В те годы в обители подвизалась игумения Евгения (Говорович), благодаря деятельности которой число инокинь (вместе с послушницами) к концу XIX века достигло 117 человек. Спасо-Евфросиниевская обитель стала крупным центром духовного и общественного служения Православной Церкви. В 1910 году святые мощи преподобной Евфросинии были перенесены из Киева в Полоцк, но во время Первой мировой войны, в 1915 году, когда Полоцк оказался в положении прифронтового города, нетленные мощи были эвакуированы в Ростов Великий и положены в Богоявленском Авраамиевом монастыре, где находились на протяжении пяти лет. После революции 1917 года, невзирая на гонения, Спасо-Евфросиниевская обитель продолжала действовать до 1928 года. В годы Второй мировой войны, в период немецкой оккупации православные верующие перенесли нетленные мощи преподобной Евфросинии из местного антирелигиозного музея в Витебскую Покровскую церковь, где они находились до 1943 года, а затем - в Спасский монастырь. Обитель снова открылась, несмотря на то, что часть монастыря была переоборудована немцами под концлагерь. После окончания войны обитель продолжала действовать. Число монахинь возросло. Уже в 1952 году их было 52. Однако, начиная с 1955 года было запрещено прописывать в монастыре новых монахинь и послушниц, а в 1960 году Спасо-Евфросиниевская обитель была закрыта. Тридцать лет обитель пребывала в запустении. 6 июля 1989 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. В сентябре 1997 года, в канун праздника Воздвижения Креста Господня, в обитель был торжественно привезен Воздвизальный Крест преподобной Евфросинии. Снова увеличивается значение обители как древней твердыни Православия в Белоруссии. Здесь бывали Всероссийские патриархи во дни празднования Крестовоздвижения - Алексий II 26-27 сентября 1998 года и Кирилл 27 сентября 2009.

http://azbyka.ru/palomnik/Полоцкий_Спасо...

Arhiva Exarhul Patriarhal al întregii Belarus a condus solemnitile cu prilejul zilei de pomenire a Sfintei Cuvioase Eufrosina de Polotsk 5 iunie 2019 18:06 5 июня 2019 года, в день отдания праздника Пасхи и день памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря города Полоцка. Патриаршему экзарху сослужили архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий , архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан , архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан , архиепископ Городницкий Александр , архиепископ Обуховский Иона , епископ Молодечненский и Столбцовский Павел , епископ Слуцкий и Солигорский Антоний , викарий Минской епархии епископ Боровлянский Игнатий , а также духовенство Полоцкой епархии , клирики монастыря и приглашенные гости в священном сане. Богослужебные песнопения исполнил хор обители под управлением монахини Февронии (Бармичевой). Проповедь перед причастием произнес клирик Спасо-Евфросиниевского монастыря протоиерей Иоанн Гаврильчик. В день памяти преподобной Евфросинии Божественная литургия была также отслужена  в Софийском соборе города Полоцка. Богослужение совершили архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий , епископ Туровский и Мозырский Леонид , епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин и епископ Лидский и Сморгонский Порфирий . По окончании Литургии верующие прошли крестным ходом по городским улицам от Софийского собора до Спасо-Евфросиниевского монастыря. Молившиеся в монастыре встретили торжественное шествие, затем участники торжеств проследовали к Спасо-Преображенскому храму обители, где совершили славление преподобной Евфросинии Полоцкой. После отпуста и праздничного многолетия Патриарший экзарх поздравил архипастырей, священнослужителей и всех благочестивых паломников и насельниц святой обители с праздником преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, с отданием праздника Пасхи, и обратился к собравшимся на монастырской площади со словом назидания. С приветственным словом к присутствовавшим также обратились председатель областного Совета депутатов Витебской области В.В. Терентьев и председатель Полоцкого районного исполнительного комитета Н.Н. Шевчук. Накануне вечером митрополит Минский Павел возглавил всенощное бдение в Крестовоздвиженском соборе Спасо-Евфросиниевской обители г. Полоцка. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5450130...

В 2024 году планируется завершить реконструкцию Спасо-Преображенского храма Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря 6 января 2022 г. 10:12 Завершить реконструкцию Спасо-Преображенского храма Полоцкого Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря намерены в 2024 году. Работы ведутся планомерно, по графику. «Церковь уникальная по своей исторической значимости и тем работам, которые нужно провести. Спешить здесь нельзя, поскольку мы не имеем права что-то сделать не так на святом месте. Выверяется каждый шаг, идет серьезное научное сопровождение. Промахи здесь непростительны», отметил министр культуры Республики Беларусь Анатолий Маркевич. Государство вкладывает немалые деньги в реставрацию храма. Сейчас раскрыто меньше 50% фасада, ремонтируется кровля. «Предстоит еще много работы. На 2021 год было выделено 915 тысяч, на 2022-й порядка 1 миллиона. Суммы внушительные, но это того стоит, ведь это жемчужина нашей страны», добавил Анатолий Маркевич. 27 декабря 2021 года Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь  посетили  председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Наталья Кочанова, госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев и председатель Витебского облисполкома Александр Субботин во время рабочей поездки в город Полоцк. Высокие гости ознакомились с ходом реставрационных работ в Спасо-Преображенской церкви и обсудили строительство монастырских трапезной и гостиницы в преддверии празднования в 2025 году 900-летия обители. Спасо-Евфросиниевский монастырь был основан около 1125 года преподобной Евфросинией Полоцкой. До 1161 года на месте деревянной была построена каменная Спасо-Преображенская церковь. Она расписана уникальными фресками, которые на 90% сохранились. Первые реставрационные работы начались в 1991 году. У стен церкви в последние годы также идут раскопки. В 2015 году археологи установили, что храм в первоначальном виде был значительно больше. В свое время к нему были пристроены галереи, а со стороны входа находился экзонартекс. В 2018 году специалисты на глубине около 3 м откопали остатки помещения, где, предположительно, мог быть захоронен отец Евфросинии Полоцкой. Примеров такого подземелья в древнерусской архитектуре X-XIII веков в Восточной Европе не встречалось, что подтверждает индивидуальный подход при строительстве храма по заказу святой . Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010