Агапит , 1829–34, в Лужецкий? Феофил 1835 перев. из Дмитровского Борисоглебского; до 1856. Иероним , 1857–65. Даниил , 1866–69. 6 Архангельский, в городе Юрьеве Польском, упом. в 1269 г.; потом до XV века нет о нём известий. Ныне третьеклассный. [III, 332.] Игум. Парфений , 4 авг. 1462. Тихон , Юрьевский архим., упом. 4 июня 1476. Строит. Иона , 1557. Архимандриты Герасим , 1596–1605, перев. в Спасо-Евфимиев. Феодосий , 1606–1615. Макарий , 1620–80. Варсонофий , 1630–34, 16 сент. перев. в Шартомский. Авраамий определён 20 окт. 1634, и в 1636. Ферапонт , 1639–41. Дионисий , 1641–44, 26 апр. определён в Угрешский. Сергий Бешенцов перев. из Угрешского 19 апр. 1644–56, уволен. Горнан , 1656–64, уволен. Авраамий , в сент. 1666, 1668. Иоасаф , 1669 и 70, сент. Иаков , 1671–99, нояб. Иларион , 1701. Кириак , из Суздальского Васильевского? 1703–10, перев. в Спасо-Евфимиев. Арсений , 1710. Кир , 1711–19, окт. Сильвестр , 1722–26. Тихон , 1730 и 31. (Не в Спасо-Евфимиев-ли?) Леонтий , 1733–38. Лев , из Шартомского? 1740–54. Макарий , 1754–56. Феодосий , 1758–60, 12 февр. – в Спасо Евфимиев. Варлаам , 1760–62. Димитрий Грозинский , 1762–67, в мар. перев. в Печерскую Сергиеву пустынь. Игумены Иосиф Быков , 1767–69. 16 апр. перев. в Переяславский Даниилов. Кирилл , 1769–89. Евгений , 1789 и 90. Макарий , 1790 и 91. Архимандриты Антоний , с 1792 игум., а с 1799 архим; † в янв. 1806 ... Никон Боевский 20 мар. 1806 перев. из Переяславского Никитского; † 30 авг. 1815. Иосиф Березин в 1815 перев. из Козмина; † 27 мая 1817. Павел Подлипский произведён 1 окт. 1817, а 15 нояб. 1819 перев. в Цареконстантинов. Нафанаил , 1819–21. Иоанн Доброзраков , 16 авг. 1821, из инспекторов С.-Петербургской духовной акад., а 14 нояб. 1824 – в Лужецкий. Гедеон , 1825–1833. Прокопий , 1833–1845. Варлаам , 1845–55. Виталий , 1856. Иларион . игум., 1857 и 8, перев. из наместников Петергофской Троицкой пустыни; архим. 1859–61, перев. в Спасо-Евфимиев. Гавриил Воскресенский 1861 перев. из Киренского Троицкого (Иркутской епархии), а 1867 – в Муромский Спасский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дмитрий Медведев посетил Суздальский кремль, Спасо-Евфимиев монастырь и возложил цветы к могиле князя Пожарского 5 ноября 2007 г. 16:27 Первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев в День народного единства 4 ноября приехал в город Суздаль. Он посетил Суздальский кремль и Спасо-Евфимиев монастырь. В монастыре первый вице-премьер возложил цветы к могиле князя Дмитрия Пожарского — одного из предводителей народного ополчения, освободившего Москву в 1612 году от польско-литовских интервентов. Выслушав рассказ экскурсовода, которая напомнила, что на месте могилы Пожарского в 1885 году была возведена усыпальница, впоследствии разрушенная в советский период, первый вице-премьер высказался за ее восстановление. «Нам нужно эту традицию восстановить, средства собрать и воссоздать этот памятник», — заявил Медведев. По его словам, «такая инициатива уже есть, деньги собираются, есть и необходимые спонсоры и просто пожертвования людей». «Я считаю, что это дело нашей чести — возродить этот памятник», — подчеркнул первый вице-премьер. Он напомнил, что год назад был в Нижнем Новгороде, где в прекрасном состоянии содержится могила второго предводителя народного ополчения — Кузьмы Минина. В свою очередь, сопровождавший первого вице-премьер полномочный представитель президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко сообщил, что пожертвования на усыпальницу князя Пожарского уже начали поступать. «Бог даст, через год она будет открыта на этом месте», — сказал он. На территории Спасо-Евфимиева монастыря располагалась родовая усыпальница князей Пожарских, являвшихся долгое время известными монастырскими вкладчиками. Полководец Дмитрий Пожарский был похоронен здесь в 1642 году. В 1885 году над могилой на народные пожертвования был сооружен мавзолей, разрушенный в 30-е годы XX века. Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь — одна из крупнейших православных обителей России - был построен в середине Х1У века. В начале ХУП века, во время польско-литовской интервенции, монастырь был захвачен и разграблен войском пана Литовского, на территории монастыря была ставка польского отряда. Во второй половине ХУП века монастырь был вновь отстроен и обнесен мощными стенами. В его истории был период, когда здесь находилась тюрьма, в которой содержались духовные узники, представители агрессивных сект. После революции 1917 года монастырь был закрыт, и на его территории в разное время располагались политизолятор, лагерь для военнопленных, колония для несовершеннолетних. В конце 60-х годов прошлого века ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. В настоящее время монастырь является крупнейшим музейным центром Владимирской области и всей России, он включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. ИТАР-ТАСС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/317600.htm...

2001. С. 363).В Троицкой летописи нач. XV в. в конце статьи мартовского 6912 г. сказано: «Тое же зимы преставися Евфимии, архимандрит суждальскии и добрыи старец» ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 458). На основании того, что данному известию в летописи предшествует сообщение о событии, датируемом 13 февр., Клосс отнес преставление Е. к промежутку между 13 февр. и 1 марта 1405 г. ( Клосс. 2001. С. 366). Запись о кончине Е. в митрополичьем своде говорит о том, что это было значительное событие. Святой был погребен близ монастырского Спасо-Преображенского собора. Д. Ю. Кривцов Мощи Е. Обретение мощей прп. Евфимия Суздальского. Роспись придела Преображенского собора Спасо-Евфимиева мон-ря. Артель Гурия Никитина. 1689 г. Обретение мощей прп. Евфимия Суздальского. Роспись придела Преображенского собора Спасо-Евфимиева мон-ря. Артель Гурия Никитина. 1689 г. Обретение мощей преподобного датируется в пространной редакции Жития 4 июля 7015(1507) г. (РГБ. Троиц. 696. Л. 39 об.) или 7016(1508) г. (Там же. 337. Л. 532). Архимандритом мон-ря в эти годы был Константин (1490-1509), но в Житии это событие связывается со строительством в обители нового Преображенского храма (каменного) при архим. Кирилле (1511-1526; впосл. архиепископ Ростовский). Строительство, как можно думать, было начато в 1514 г., об этом косвенно свидетельствует выданная 14 мая этого года жалованная льготная грамота вел. кн. Василия III Иоанновича игум. Спасо-Евфимиева мон-ря Кириллу, освобождавшая ряд владений мон-ря на 3 года от выплаты податей в великокняжескую казну (Акты суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря: 1506-1608 гг. М., 1998. 8. С. 25-26). Аналогичную грамоту вел. князь пожаловал игум. Кириллу 22 июля 1523 г., когда в мон-ре собирались начать строительство каменной ц. во имя прп. Иоанна Лествичника (Там же. 20. С. 49). Т. о., обретение мощей святого следует датировать 4 июля 1514 г. (Строев относил это событие ко времени ок. 1512; см.: Строев. Списки иерархов.

http://pravenc.ru/text/187661.html

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в колокольне. Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Иоанна Предтечи Год постройки:Между 1530 и 1691. Адрес: Владимирская область, Суздальский район, Суздаль Координаты: 56.4331, 40.43947 Проезд:на территории Спасо-Евфимиева монастыря Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Храм во имя Рождества Иоанна Предтечи " иже под колоколы " был построен примерно в 1530-1540-е годы. В конце XVI - начале XVII века с северной стороны к храму-колокольне пристроили каменную трехпролетную звонницу-галерею для больших колоколов. По всей вероятности, сначала был возведен один ее пролет, примыкавший к древней колокольне. Он предназначался для 350-пудового благовестного колокола, который в 1599 году князь Диомид Иванович Черемисинов пожертвовал в монастырь. К концу XVII века на звоннице находилось одиннадцать колоколов. Их общий вес составлял 1100 пудов. Материал о звоннице Спасо-Евфимиева монастыря см.: http://www.zvon.ru/zvon5.view2.page10.html. С уважением, Азарова О.В. - один из разработчиков сайта zvon.ru. Будем благодарны за сотрудничество. Отзывы и комментарии по этому и другим материалам автора направлять на e-mail: azarovaolga@mail.ru Храм «иже под колоколы» во имя Рождества Иоанна Предтечи со звонницей в Спасо-Евфимиевом монастыре города Суздаля Об ансамбле Спасо-Евфимиева монастыря создано большое количество исследований. Одна из статей принадлежит и автору этого материала Новые данные позволяют несколько ее дополнить. Основание обители на берегу реки Каменки произошло по указу суздальского князя Бориса Константиновича в 1352 году. Первым ее игуменом стал преп. Евфимий - инок Нижегородского Печерского монастыря, друг и ученик преп. Сергия Радонежского Самая ранняя из сохранившихся каменных церквей обители датируется в 1507-1511 годами. Когда полвека спустя выстроили огромный собор во имя Спасо-Преображения, древнюю церковь преобразовали в придел во имя преп. Евфимия Суздальского. В эти годы в качестве монастырской колокольни использовался храм «иже под колоколы» во имя Рождества Иоанна Предтечи. Его построили примерно в первой трети XVI века. Церковь очень интересна по своей архитектуре - она представляет собой единственный в русском зодчестве пример возведения церкви в виде девятигранного столпа.

http://sobory.ru/article/?object=05123

Четыре колокола были отлиты на ярославском заводе братьев Оловянишниковых в XIX веке. Некоторые из них украшает необычно изысканная для этого завода «плетенка». Два колокола изготовили на московском заводе Самгина, а еще два - местного производства - работы завода Никуличева. Они сами по себе уникальны, т.к. колоколов этого завода, просуществовавшего всего несколько десятилетий в конце XIX века, практически не сохранилось. Остальные восемь колоколов пока не атрибутированы. Таким образом, на сегодняшний день подбор Спасо-Евфимиева монастыря состоит из девятнадцати подобранных по звучанию колоколов. Развеску их закончили к началу 1981 года. Звоны в обители сейчас не сопровождают богослужения, а являются частью экскурсии по монастырю, и осуществляют их музейные сотрудники пять раз в день. Библиография: [ 1] Азарова О.В. Звонницы Спасо-Евфимиева монастыря//Сайт zvon.ru, раздел «Колокольни Отечества» - http://www.zvon.ru/zvon5.view2.page10.html Тихонравов К.Н. Описная книга Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря за 1660 год. Владимир, 1878. С.: 1, 40, 41 Это предположение высказано Игорем Васильевичем Коноваловым Варганов А.Д. Суздаль. М., 1944. С.: 26;Он же. Суздаль: Очерки по истории и архитектуре. Ярославль, 1971. С.: 172; Вагнер Г.К. Суздаль. М., 1969. С.: 16-18; Воронин Н.Н. Древнерусские города. М., 1945. С.: 70-71; Он же. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. М., 1967. С.: 227-229 Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. М., 1980. С.:29 Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996. С.: 77, 224 Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 2003. С. 107, 150 Курганова Н.М. Часы XVI-XVII веков на колокольнях Суздаля Рождественские чтения. Вып.2. Ковров, 1995. С.: 16-18 Сахаров Л.И. Историческое описание суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. М., 1905. С.: 59, 100 Иоасаф, иером. Церковно-историческое описание суздальских достопамятностей.

http://sobory.ru/article/?object=05123

Выставка «Иконостас Преображенского собора Спасо–Евфимиева монастыря» открывается в Москве Москва, 6 сентября 2017 г.      В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева 14 сентября открывается выставка, на которой будет представлен комплекс иконостаса собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Он поступил в музей в 1954 году и стал одним из наиболее значимых и ценных памятников его собрания, которое тогда только начало формироваться. Суздальский иконостас, созданный в эпоху царствования Алексея Михайловича, дошел до нас почти в полной комплектности. Он включал в себя четыре ряда – праотеческий, пророческий, деисусный и праздничный. Местный ряд написали позднее. Заказчиком был настоятель обители архимандрит Павел (1663–1671), ставший в 1678 году первым митрополитом Сибири. Над живописью и серебряными окладами икон трудились московские и поволжские мастера, работы были завершены в 1670 году. К моменту поступления в музей комплекс находился в аварийном состоянии. На протяжении многих лет велись фундаментальные работы по консервации и реставрации икон, позволившие спасти уникальный ансамбль от дальнейшего разрушения. Значительная часть произведений была раскрыта от позднейших записей, и эта работа, учитывая большой объем комплекса, продолжается и в настоящее время. Одновременно проводилось углубленное научное исследование живописи и окладов икон иконостаса, в котором принимали участие не только сотрудники музея, но и специалисты Государственного научно-исследовательского института реставрации. Иконы из иконостаса Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря уже давно входят в основную экспозицию музея, но из-за ограниченности экспозиционных площадей и продолжающейся реставрации комплекса, его невозможно было представить во всей полноте. Выставка дает зрителю редкую возможность увидеть почти все иконы комплекса с близкого расстояния и по достоинству оценить мастерство иконописцев, создавших один из лучших художественных ансамблей своего времени.

http://pravoslavie.ru/106194.html

Словенская-Оранск., Нижег. г., II, 1027. Слуцкий-Преобр.-Спасс.-Брат., I, 394. Слуцкий-Спасо-Ильин., I, 445. Слуцкий-Троиц., I, 507. Слепушкина, Твер. г., II, 814. Смоленский-Богород.-Житин, Твер. г., II, 641. Смоленский-Вознес., II, 726. Смоленский-Московский, II, 1017. Смоленский-Спасо-Авраам.-Богор. – Училищный, II, 1154. Смоленский-Троиц., II, 1252. Смольный-Воскрес.-С.-Петерб., I, 139. Сновидский или Сновицкий, Влад. г., II, 1148. Снетогорский – Рожд.-Богород., Пск. г., I, 435. Соболевский Георг. на Ресе, Калуж. г., II, 763. Соезерская-Троиц., Волог. г., II, 1236. Сойгинская-Спасо-Преображ., Волог. г., I, 448. на Сокове Богоявл., Новг. г., I, 75. Сокольницкий-Никол.-Новгор., I, 436. Сокольский-Преобр., Полт. г., II, 1093. Сокульский-Преобр., Полт. г., II, 1093. Солбинская-Никол., Влад. г., II, 964. Солелейская-Успен., Пенз. г., II, 1296. Солигаличский-Рожд., II, 1116. Соликамский-Вознес. – Троиц.-Истобен., I, 126. Соликамский-Преобр.-Спасс., II, 1094. Соловецкая в Морчуках или в Мурчугах, Моск. г., II, 1150. Соловецкая-Симбирская, II, 1149. Соловец.-Зосимо-Сав., Арх. г., II, 1151. Соловецкий-Карпов., Кур. г., II, 860. в Соломани Петроп., Олон. г. II, 1152. Соломенский-Петроп., Олон. г., 1152. Солотчинский, Ряз. г., II, 1153. Сольвычегодский-Введен., II, 699. Сольвычегодский-Сретен., II, 1203. Сорорайский, Яросл. г., II, 1157. Сорочинский-Михаил., Полт. г., II, 928. Сосницкий-Максаков. Черниг. г., I, 281. Сосновецкий-Глушицкий-Дионисиев, Волог. г., II, 767. Софийский-Киевский, I, 438. Софрониева-Молчанск., Кур. г., II, 933. Сохотский-Севастьян.,-Яросл. г., I, 424. Спасо-Авраамиев-Смоленский, 1154. Спасо-Андроников-Москов., II, 1155. Спасова-Преображения-Гдов. II, 1003. Спасова-Строкина, Олон. г., II, 1160. Спасо-Великопустын., Пск. г., I, 441. Спасов-Кукоцкий, Влад. г., II, 1156. Спасов-Преображ.-Семилуцкий, Ворон. г., I, 425. Спасо-Геннадиев, Яросл. г., II, 1157. Спасогорский-Белозерский, II, 1278. Спасо-Евфимиев-Суздальский, II, 1158. Спасо-Евфимиев-Сянжемский, Волог. г., II, 1159.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Фрески Гурия Никитина в Преображенском соборе Спасо-Евфимиева монастыря Суздаля открыты в полном объеме впервые за последнее столетие 30 августа 2014 г. 14:02 29 августа 2014 года в Преображенском соборе суздальского Спасо-Евфимиева монастыря открылись полностью восстановленные фрески знаменитого иконописца Гурия Никитина. Записанную поздними слоями первозданную живопись реставраторы Владимиро-Суздальского государственного музея-заповедника воссоздавали в несколько этапов начиная с 1968 года. Гурия Никитина специализирующиеся в области иконописи искусствоведы называют последних из великих русских изографов и ставят в один ряд с Дионисием, Андреем Рублевым и Феофаном Греком. Самые известные его работы — костромской Троицкий собор и ярославский Ильинский храм, церкви Переславля-Залесского и Ростова Великого. Преображенский собор суздальской обители стал лебединой песней мастера: он скончался через пару лет по ее завершении в 1689 году. После серии мелких поновлений в 1866-1867 годах в соборе провели масштабные работы по записи старой росписи, после чего фрески Никитина оказались полностью сокрыты от глаз молящихся и ценителей древнерусской живописи. Этапы реставрации фресковой живописи Спасо-Преображенского собора 1968 г. — начало реставрационных работ по сохранению фресковой живописи собора. 1968-1985 г.г. — комплекс противоаварийных работ: 1986-1995 гг. — поэтапная реставрация живописи, охватившая часть западной, северную стену собора, пилоны, северо-восточную и юго-восточную апсиды. 1995-2000 гг. — завершение работ по реставрации живописи в алтаре; укрепление живописи в нижних частях стен, пилонов, алтаря во вновь появившихся очагах разрушения; тонировки в местах утрат красочного слоя. 2009 г. — реставрация фресковой живописи в киотах на фасадах собора; реставрация живописи Евфимиева придела. 2010 г. — реставрация фресковой живописи на трех порталах галереи. 2013-2014 гг. –— реставрация фресковой живописи на южной стене, части западной стены, в центральном и двух западных барабанах. «Церковный вестник» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Спасо-Евфимиев мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Евфимиев монастырь — мужской монастырь Владимирской и Суздальской епархии Русской православной церкви, расположенный на левом берегу реки Каменки в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов. Архитектурный комплекс монастыря внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Содержание История [ править править код ] Первоначально монастырь был Спасо-Преображенским, позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена монастыря — святого преподобного Евфимия Суздальского. Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились, нынешний вид ансамбля сложился в XVI—XVII веках. Возведение грандиозных построек монастыря оказалось возможным благодаря крупным пожертвованиям княжеско-боярской знати. Крупные вклады были пожалованы великим князем Василием III, царем Иваном Грозным, князьями Пожарскими и др. 7 июля 1445 года у стен монастыря произошла битва русских войск под командованием Василия II с казанским войском, под командованием казанских царевичей — Махмуда и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда), в которой Василий потерпел жестокое поражение и был взят в плен. Каменный крест над могилами рода Пожарских В 1511 году архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря был Кирилл, позднее ставший архиепископом Ростовским, Ярославским и Белозерским. Главный храм монастыряСпасо-Преображенский собор (конец XVI века) — построен в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля, он мону­ментален и строг. Гордость собора — фрески XVI в., открытые реставраторами на фасадах, и росписи известных мастеров XVII столетия Гурия Никитина и Силы Савина. По распоряжению Екатерины II в 1766 году в монастыре была учреждена тюрьма для «безумствующих колодников». В 1829 году здесь скончался доведённый до сумасшествия декабрист Фёдор Шаховской. В 1826 году по приказанию императора Николая I в монастыре был заточён предсказатель Авель. Он скончался здесь 29 ноября 1841 года, погребён за алтарём монастырской Никольской церкви. С 1820 по 1832 год в монастырской тюрьме содержался лидер секты скопцов Кондратий Селиванов, который в ней и умер.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Евфимиев...

И. Из истории Спасо-Евфимиева суздальского мон-ря//Владимирские ЕВ. 1869. Ч. неофиц. 19. С. 920-928; 20. С. 975-984; он же. Ист. описание суздальского первокл. Спасо-Евфимиева мон-ря. Владимир, 1870, 18782. М., 19053; Толстой М. Путевые письма из древней суздальской обл. М., 1869. С. 73-78; Ростиславов Д. И. Опыт исслед. об имуществах и доходах наших монастырей. СПб., 1876. С. 29, 77, 109, 241, 316; Шляпкин И. А. Описание рукописей суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря. СПб., 1881; Пругавин А. С. Старообрядческие архиереи в суздальской крепости. СПб., 1903; он же. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством. М., 1905. С. 9-21, 95-130; он же. В казематах: Очерки и мат-лы по истории рус. тюрем. СПб., 1909. С. 139-275; Сведения о чудотворной иконе Успения Божией Матери, именуемой Корсунскою, находящейся в суздальском Спасо-Евфимиеве мон-ре//Владимирские ЕВ. 1888. Ч. неофиц. 23. С. 915-923; Викторов А. Е. Описание рукописных собр. в книгохранилищах Сев. России. СПб., 1890. С. 311-318; Маклаков Н. А. Из истории суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря//Тр. Владимирской УАК. 1900. Кн. 2. Отд. 1. С. 21-37; Косаткин В. В. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 33-51; Горностаев Ф. Ф., Остроухов И. С. Доклад об осмотре соборного храма Спасо-Евфимиева мон-ря в г. Суздале//Древности: Тр. МАО. 1907. Т. 21. Вып. 2: Протоколы комиссии по сохранению древних памятников. С. 28-29; Шафров С. Могила кн. Пожарского в г. Суздале//Владимирские ЕВ. 1910. Ч. неофиц. 42. С. 780-784; Добронравов В. Г. Род кн. Пожарских и Спасо-Евфимиев муж. мон-рь в г. Суздале. Владимир, 1911; Из истории суздальского Спасо-Евфимиева монастыря: По данным монастырского арх. Владимир, 1912; Суздаль и его достопамятности. Владимир, 1912. С. 23-73; Ушаков Н. Н. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губ. Владимир, 1913. С. 185-208; Майские юбилейные торжества 1613-1913. Высочайшее посещение г. Владимира и Суздаля 16 мая 1913 г.//Тр. Владимирской УАК.

http://pravenc.ru/text/187637.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010