И затем, в видах перехода к поучительной части слова, говорит: «Довольно сего воззрения на сей храм, в отношении к собственной его судьбе. Мы не исполнили бы своего долга, если бы не ускорили воззрением на храм, в отношении к входящим в него». Далее и следует развитие уже помянутой нами выше темы слова о том, как пользоваться храмом Божиим. 1200 Обновление и освящение Дубровицкого храма происходило, как мы замечали, 27 августа 1850 года, а от 29 августа того же года Филарет писал к наместнику Лавры Антонию: «Не гневайтесь на меня, что долго не пишу. По возвращении из Лавры, 1201 я почувствовал следствия принужденности предшествовавших дней. 1202 И в Донском 1203 быть не мог. А прошедшую субботу и воскресенье опять был в пути, для обновления церкви в селе Дубровицах, не желая отказать приглашавшему графу Арсенью Андреевичу, 1204 у которого и гостил. Но от сего путешествия опять не хорошо мне». 1205 Так и в немощи своей неутомимо деятельный святитель не переставал совершать дела своего высокого служения и особенно столь любимые им освящения и обновления храмов Божиих. А мы уже раньше замечали, что еще радостнее было для святителя Филарета, а потому еще обильнее были мысли и еще плодотворнее назидание у нашего проповедника, когда с созиданием, обновлением и освящением храмов Божиих соединялось и созидание, открытие и освящение обителей столь дорогого его собственному сердцу равно ангельского жития. В 30-летний период царствования Николая I в московской епархии, кроме обновления и благоукрашения прежних обителей монашеских, открыто было несколько таких обителей вновь. Таковы: Спасобородинский женский монастырь, женская же Одигитриевская пустынь, Влахернский женский монастырь и мужской Гефсиманский скит. В виду того, что проповедь Филарета за рассматриваемое царствование касается только двух из этих монастырей, именно Спасобородинского и Гефсиманского, мы о них только и скажем пока. Вдова убитого в Бородинском сражении (1812 года) генерала, Маргарита Михайловна Тучкова, в 1831 году подала прошение на имя митрополита Филарета, в коем объясняла, что, по соизволению покойного государя Александра Павловича и при пособии его, устроена его в московской губернии, можайского уезда, на Бородинском поле церковь во имя Всемилостивого Спаса и в обеспечение издержек, потребных на постоянное совершение в ней богослужения, ею внесено 20 тысяч рублей в сохранную казну московского опекунского совета на вечное обращение. Под церковь оную испросила она у соседних владельцев три десятины земли, в которых находятся и те батареи, при защите коих в кровопролитном сражении 26 августа 1812 года пал её супруг. На этой земле она просит благословения устроить женское богоугодное общежительное заведение для нуждающихся, и на содержание общей в сем заведении трапезы внести в сохранную казну еще 10 тысяч рублей. Святитель Филарет, приемля в рассуждение:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

она была перенесена в Тбилиси). В дальнейшем Мцхета оставалась религиозным центром и резиденцией грузинских католикосов. В северной части старого города расположен женский монастырь, включающий собор Спаса Преображения (Самтавро), церковь Нины Каппадокийской (Маквловани-ежевичник) и древнюю церковь Михаила Архангела. Именно на этом месте святая Нина жила и молилась в ежевичнике. В дальнейшем в монастыре упокоился царь Картли Мириан, просвещенный святой Ниной и провозгласивший христианство государственной религией. Напротив Мцхеты, на горе у слияния рек Арагви и Куры, расположен еще один выдающийся памятник средневековой грузинской архитектуры – храм Джвари, монастырь Святого Креста (VI в.). Храм, исполненный гениальной простоты и величия, был воспет М.Ю. Лермонтовым в бессмертной поэме «Мцыри». Много древнейших христианских обителей сохранилось на грузинской земле. Многие трагические события помнят их древние намоленные стены, в которых всегда сохранялся несломленный дух нации и неугасимый пламень Православия Грузии. О некоторых рассказ пойдет ниже, а о других мы кратко упомянем. Это в первую очередь Бодбийский монастырь Святой Нины, возведенный в IV в., здесь упокоились ее святые мощи; монастыри Давидо-Гареджийский и Шио-Мгвимский, существующие с VI в., и Кватахебский – с X в. В Зугдидском историческом музее хранится Риза Богородицы, которую изъяли в годы советской власти из Хобского Успенского монастыря и которая теперь ежегодно выносится, в праздник Ризы Богородицы 15 июля, во Влахернский кафедральный собор. Мцхетский собор Житие святой Нины повествует, что однажды ей явилась во сне Богородица и вручила сплетенный из виноградной лозы крест, повелев идти в Иверию просвещать народы светом Христовым. Не скоро достигнув Картлийского царства, она поселилась в Мцхете, в домике садовника, при дворце правителя Мириана, где позднее будет сооружен Мцхетский храм. Она неустанно проповедовала, а для своего пристанища позднее избрала кусты ежевичных зарослей на самой окраине древнего города, где теперь возведен женский монастырь Самтавро.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

В 90-х гг. XX в. в Московской обл. были возобновлены следующие муж. мон-ри епархиального подчинения: Высоцкий серпуховской в честь Зачатия Пресв. Богородицы (1991), Бобренёв в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Ст. Бобренёво Коломенского р-на (1992), Екатерины вмц. в Видном (1992), дмитровский во имя святых Бориса и Глеба (1993), Ферапонтов Лужецкий в честь Рождества Пресв. Богородицы в Можайске (1993), коломенский Старо-Голутвин в честь Богоявления (1994), Давидова в честь Вознесения Господня пуст. в пос. Нов. Быт Чеховского р-на (1995), павловопосадский Васильевский в честь Покрова Пресв. Богородицы (1995), Гуслицкий в честь Преображения Господня в Куровском Орехово-Зуевского р-на (1998). Были открыты жен. обители: Бородинский во имя Нерукотворного образа Спасителя близ дер. Семёновское Можайского р-на (1992), Белопесоцкий во имя Св. Троицы в Ступине (1993), Колоцкий в честь Успения Пресв. Богородицы в дер. Колоцкое Можайского р-на (1997), Александро-Невский (Александровский) в с. Маклакове Талдомского р-на (1996), Брусенский в честь Успения Божией Матери в Коломне (1997), Казанской иконы Божией Матери в дер. Колычёво Егорьевского р-на (1999). Благодаря усилиям митр. Ювеналия в 1994 г. была возрождена жен. община при московском Новодевичьем мон-ре. Восстановление мон-рей продолжилось в 2000-х гг. Возрождены Серафимо-Знаменский скит в с. Битягове Домодедовского р-на (2000), Влахернской иконы Божией Матери и Нерукотворного образа Спасителя женский монастырь в пос. Деденёво Дмитровского р-на (2001), Берлюковская во имя свт. Николая Чудотворца мужская пустынь близ дер. Авдотьино Ногинского р-на (2006), Радовицкий во имя свт. Николая Чудотворца мужской монастырь в с. Радовицы Егорьевского р-на (2006), Мефодиев Пешношский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь в пос. Луговой Дмитровского р-на (2007), Мариинский егорьевский во имя Св. Троицы женский монастырь (2008). В дек. 2014 г. по благословению митр. Ювеналия создан Благотворительный фонд Московской епархии по восстановлению порушенных святынь.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

А уже через год, 26 сентября 585 г., у царственной четы родился наследник. Это яркое событие, неизменно придающее стабильность политике любой царственной фамилии, тем более было приятно византийцам, что со времён императора Аркадия Империя не знала полноценных наследников престола. Вспомнив на радостях об этом историческом факте, счастливый отец назвал своего сына Феодосием в честь императора св. Феодосия II Младшего. Его радость разделял и простой народ, среди которого упорно ходили слухи о том, что вокруг императора зреет заговор недовольных его правлением лиц. Когда весть о рождении наследника разнеслась по городу, народ собрался на ипподроме и оттуда радостно приветствовал императора криками: «На счастье Бог дал тебе сына! Ты нас освободил от рабства многих!» 450 Желая продолжить династию и упрочить своё царство, 26 марта 590 г., в день Пасхи, император венчал как соимператора своего трёхлетнего сына, имя которого как царя тем не менее в официальных актах не упоминалось. Вслед за рождением первенца царственная чета имела скорое счастье получить второго ребенка. Вообще, брак св. Маврикия и Константины был чрезвычайно плодовит, причём император проявил себя добрым, нежным и заботливым отцом. У них родилось 6 сыновей: Феодосий, Тиберий, Пётр, Павел, Юстин и Юстиниан, и 4 дочери. Царевны Анастасия, Феоктиста, Клеопатра жили с родителями, а ещё одна дочь императора – святая преподобная Сосипатра с детства отличалась желанием оставить мир и уединиться для монашеского подвига. Перед глазами юной девушки стоял пример её тетки Дамианы, игуменьи Иерусалимской обители, и святая Сосипатра многократно останавливалась у неё, однажды прожив в Святом городе целый год. Вернувшись после этого путешествия в Константинополь, она познакомилась во Влахернском храме со святой подвижницей Евстолией и основала совместно с ней женский монастырь, куда и ушла по согласию своего отца. Постепенно круг сестёр расширялся, и со временем это стал большой монастырь, которым после смерти св. Евстолии управляла св. Сосипатра. Святая надолго пережила своих родных и только в 625 г. отдала Богу душу 451 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возвратившись домой в 12-м часу дня 8 июля, мать сама взяла заступ и начала рыть землю на указанном дочерью месте; вскоре к ней присоединились и другие, взрыли все место и ничего не нашли. Тогда Матрона сама взяла заступ и стала рыть в том месте, где была в их доме печь, и скоро обрела искомое сокровище: показалась икона Пресвятой Богородицы, завёрнутая в рукав ветхой одежды из сукна вишнёвого цвета, но светлая, без малейшей порчи, точно только что написанная. Немедленно устремилось бесчисленное множество народа к обретённой иконе, все молились и спешили приложиться к ней. О дивном обретении известили архиепископа и градоначальников. Архиепископ совершил крестный ход к явленной иконе и с великою честью препроводил её в ближайший храм св. Николая Тульского, в котором был священником Гермоген, впоследствии патриарх, и здесь было совершено молебствие пред иконою. После молебствия икона с торжеством была отнесена в Благовещенский собор и здесь на пути явила первое чудо, исцелив слепца Иосифа, три года ничего не видавшего, а по принесении её в собор другой слепец, Никита, получил исцеление. Обретённая икона, как оказалось впоследствии, была списком с чудотворной иконы Богородицы, написанной св. евангелистом Лукою, от царицы Евдокии, супруги императора Феодосия, пересланный из Иерусалима в Константинополь царице Пульхерии, которая и поставила его во Влахернском храме в Константинополе. Замечательно, что и Влахернская икона Богородицы названа Одигитриею, потому что Божия Матерь явилась во сне двум слепцам и указала им путь во Влахернскую церковь , где они получили прозрение пред Её св. иконою. И впоследствии при Казанской иконе чаще всего был врачуем недуг слепоты. Архиепископ и градоначальники, сняв с неё список и изложив обстоятельства её явления и чудеса, послали в 1579 г. к царю Иоанну Васильевичу IV, который на месте обретения иконы приказал построить храм во имя новоявленной иконы, устроить женский монастырь для сорока инокинь и здесь поставить икону. Матрона, обрётшая святыню, приняла монашеское пострижение с именем Мавры, была первою инокиней, а потом и настоятельницею сего монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Здесь 3 каменные церкви: 1) Николая Чудотворца, с тремя приделами, построенная весьма великолепно гетманом Мазепою в 1690 году, она обращена в недавнем времени, именно в 1831 году, в Военный Собор. 2) Покрова Богородицы. 3) Успения Божией Матери, под колокольнею. БОГОРОДИЦКИЙ, на КЛОВЕ, называемый также и СТЕФАНЕЧЬ, муж. бывший в древности в Киеве, близ Печерской обители. Он основан был св. Стефаном, учеником св. Феодосия, около 1078 года, и имел тогда церковь , устроенную по образцу Влахернской, что в Константинополе. При нашествии на Киев половецкого хана Боняка, 1096, монастырь этот с прочими сожжен; по возобновлении, он еще существовал, несколько времени и именовался Ветхим, а в последствии уничтожен. – От этой обители осталась ныне одна церковь Рождества Богородицы, находящаяся при дальних пещерах (см. Киево-Печерская Лавра). ДИМИТРИЕВСКИЙ, муж. существовавший некогда в Киеве, близ Печерской обители. Основан в 1062 году В. К. Изяславом 1 (Димитрием) и уничтожен весьма давно. Здесь находились церкви: 1) Соб. Великомученика Димитрия, и 2) Апостолов Петра и Павла, построенная в 1085 году сыном В. К. Изяслава, Ярополком (Петром) Изяславичем, который в этой церкви и погребен. В этой обители был первым игуменом св. Варлаам Печерский; а после его св. Исаия, хиротонисанный потом во Епископа в Ростов. АНДРЕЕВСКИЙ, или ЯНЧИН, женский, в Киеве. Основан был около 1086 года Великим Князем Всеволодом 1 Ярославичем. Здешняя Соб. церковь Апостола Андрея Первозванного, построена Всеволодом 1 в 1086 и освящена митрополитом Иоанном в 1088 году. В этом храме, доныне существующем, почивают под спудом мощи княжны Анны (Янки), дочери Всеволода I, принявшей здесь иночество и основавшей при обители училище для девиц. Тут же погребены: княгиня Анна, вторая супруга Всеволода I, мачеха Преп. Анны; князь Владимир Андреевич Дорогобужский и Пересопницкий, внук Мономахов, и В. К. Ярополк II Владимирович, которого гробницу перенесла в 1145 году супруга его, княгиня Елена, из придела в главный храм и поставила рядом с гробницей св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Здесь жил муж с женою и 2 дочерями, которые обучались грамоте и благочестию. – Здесь проф. Васильевский говорит, что школьное образование не умирало и в иконоборческий период, что существовали и в это время низшие школы даже для девочек, и ссылается при этом на греческий женский монастырь в Италии, где монахини в половине VIII в. устроили при обители женскую школу. – Мать, по имени Анна, горевала, что не имеет сына, ходила по церквам Богородицы и особенно во Влахерны, где созерцала икону Девы с Младенцем. 198 Во сне ей предстала Богоматерь и обрадовала Анну, которая и зачала (§ 4). – Год 715 следует считать годом рождения святого. В это время (715 г.) на патриарший престол был возведен Кизический митрополит Герман. Бесчисленное множество народа собралось у св. Софии видеть интронизацию нового владыки. Анна, видя страшную давку и помня о своем положении, хотела было вернуться домой, но муж её, человек сильный, обещал оградить её от толчков, прося её держаться сзади за его бока. С большим трудом они протискались в паперть (προαλια) св. Софии, а отсюда легко уже достигли портика перед колоннами храма (ν τ πρ τν το νε πυλνων στο), где ожидали входа Германа со скамьи. При появлении патриарха Анна, как она сама рассказывала лицам, со слов которых писал агиограф, воскликнула: «благослови, всесвятой, во чреве сына моего». Герман взглянул на неё и произнес: «по вере твоей, жена, да благословит Господь плод чрева твоего, молитвами Богородицы и первомученика Стефана». Анна с благоговением приняла имя Стефана, которое решилась дать своему будущему сыну (§ 5). – Родители Евфимия, молившиеся о даровании им сына, услышали в видении слова: εθυμετε, и увидели в этом знамение, что надо назвать зачатого Евфимием. – Через несколько дней сын родился, на восьмой день был принесен в церковь и крещен под именем Стефана; на 40-й день Анна с мужем принесла его в храм Влахернской Богоматери и, воздав благодарение перед её иконою, протянула руки кверху и приложила младенца к стопам её изображения на иконе (τος ποσ τς γας κενης εκνος), поручив и посвятив ей своего сына (§ 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву . Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители. В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский. Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: " Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани " . С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского Царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы, написанной, и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз " Матушка Казанская " указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной. Сегодня день памяти выдающегося русского поэта и государственного деятеля Гавриила Романовича Державина, скончавшегося 8 июля 1816 г. Он родился 3 июля 1743 г. в семье офицера. Учился в Казанской гимназии, которую не закончил, поскольку был призван на военную службу, служил в Преображенском полку в Петербурге. В 1783 г. опубликована его ода " Фелица " , которая имела большой успех и понравилась Государыне Екатерине II. Державин был Олонецким (1784) и Тамбовским (1785) губернатором, смело боролся с неправдой и лихоимством. В 1791-92 гг. состоял личным кабинет-секретарем Императрицы, с 1794 г. - президентом Коммерц-коллегии. По поручению Императора Павла I исследовал еврейский вопрос в России, по итогам своей работы составил знаменитую записку на сей счет. В царствование Императора Александра I был министром юстиции (1802-03). В 1803 г. вышел в отставку. В 1808 г. вышли четыре тома сочинений Державина. С 1811 г. в его петербургском особняке происходили заседания общества " Беседа любителей русского слова " , защищавшего традиции классицизма. Скончался в своем имении Званка.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/07/21/et...

Иеродиакон Зосима знает женский монастырь Спаса Милостивого, близ св. Софии: «и есть ту вода святая в нем под церковью; и ту в песок ноги копающе прокаженнии приходят, и ту болящий исцеление приемлют бесчисленно». И дьяк Александр назади Манган видел «церковь Святой Спас: и ту мощи св. Аверкия, и вода целебная туто есть». Лабарт и за ним Паспати 160 и самый источник полагают существовавшим ниже этого монастыря. И, действительно, одна виденная нами икона греческого афонского письма дает замечательно ясную иллюстрацию текстов наших паломников: под стенами города, за которыми виден храм, стоит Христос благословляя; к нему идут две процессии: одна с крестом, другая с иконою Одигитрии; ниже Христа купель, а под нею морской берег, на котором сидят немощные, пришедшие получить исцеление. Очевидно, это замечательная икона Спаса Милостивого. По некоторым отрывочным данным, самый город пострадал еще более, чем церкви и общественные памятники: одно известие под 1401 годом гласит, что столица, после шести предыдущих лет всяких испытаний, опустела, из рая земного превратилась в юдоль печали, а и прежде еще многие участки и кварталы обезлюдели, представляли сплошные пожарища и, как ныне, застраивались наскоро домами в виде безобразных бараков. Некоторым диссонансом звучит известие, что в 1397 г. изготовлен был инвентарь ризницы св. Софии, но с началом XV века заботы настали иные. Осада, выдержанная в 1422 г., потребовала исправления стен, башен, флота и арсенала. Грекам, или вернее, тому сборному населению столицы, которое культивировалось за два столетия греками и в котором эти последние занимали едва ли более одной пятой, приходилось теперь защищать то, на что они сами, так же как и образованная Италия, в это время учившаяся по – гречески, давно смотрели уже только, как на священное и древнее предание. Это взгляд, проведенный Дукою в его книгах о последних днях Византии, и других лучших историков, как Никифора Григоры, нетерпимо относившихся к новшествам; и, конечно, взгляд паломников, стремившихся в Царьград поклониться его святыне, как и образованных людей Запада. Возвращение греческой Империи в Константинополь после латинского завоевания было восстановлением этого предания и не могло дать жизни государству, заключившемуся в своем центре. Обычное прежде для столицы несчастие – пожар истребил в 1434 году Влахернскую церковь и стал роковым в истории Византии: она так и оставалась разрушенною и, понятно, вид ее навевал те мрачные предчувствия, которые питались, прежде всего, бессилием и беспомощностью всего окружающего. Но защита священного предания в 1453 году вызвала и поддержала героическую борьбу, дала глубокую мысль всякому факту ее последних дней, подняла духовный уровень всей образованной Европы и залегла надолго краеугольным камнем в судьбах православного Востока. Глава II. Топография церквей Константинополя

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

О. Иоанн Кронштадтский Дивный образ очень почитается сестрами обители и прихожанами. Пресвятая Богородица изображена стоящей на облаке и простирающей над землей Свой Покров — такой увидел Ее блаженный Андрей во Влахернской церкви Константинополя в Х веке. Вокруг нимба надпись: “Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором”, а внизу иконы — строка из акафиста: “Радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице”. Очи Заступницы наполнены слезами (по словам св. Андрея, он видел Божию Матерь всю в слезах). Архиепископ Серафим (Соболев) в Слове на праздник Покрова так говорит об этом: “Как же Божией Матери не скорбеть и не плакать о нас? Ведь Она больше нас любит, чем наша родная мать, ведь Она всегда с нами во время наших болезней, всяких бедствий и скорбей, когда мы обращаемся к Ней, умоляя о помощи”. 44 Образ поистине живой: в нем все время происходят некие изменения, особым, тихим светом сияет он в Богородичные праздники. Сестры рассказывают, как постепенно проступали на иконе руки Пречистой, Ее омофор, конец  которого затем золотисто озарился, как обозначалась тень от омофора. К дню Покрова 1992 года, когда образ торжественно изнесли из алтаря в левый придел (который предполагается освятить в честь Покрова), была еще темной нижняя часть иконы, а спустя год уже отчетливо проявились, обрели зеленый цвет концы туфелек Богородицы. Позже открылось еще одно удивительное обстоятельство. На обратной стороне холста обнаружили надпись: “Писал сию икону священник Иоанн Смирнов . 1901 г. Лесна”. Как известно, Свято-Богородицкий Леснинский женский монастырь, расположенный на территории Польши, с самого основания находился под духовным окормлением и попечением святого праведного Иоанна Кронштадтского. В одном из писем он трогательно отзывался об этой обители: “Она — моя питомица была и есть, я всегда помогал ей“ 45 . Иконы для монастырских храмов писал тамошний священник о. Иоанн Смирнов. Во время Первой мировой войны монастырь был эвакуирован (впоследствии переведен в Сербию, в настоящее время находится во Франции), и в 1916 году часть его сестер переехала в петербургский Иоанновский монастырь.

http://azbyka.ru/znamenija-bozhii-ot-svj...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010