Похоронили матушку Марию в той же ограде, что и схимонахиню Серафиму. (К сожалению, нам не известен год кончины старицы Марии.) Шли годы, строения монастыря разрушались, но не зарастала тропинка к могилкам подвижнец. А когда недалеко от места захоронения схимонахинь началось строительство жилого дома, было принято решение о перезахоронении их останков. 2 октября 1987 года останки схимонахини Марии и схимонахини Серафимы были погребены у алтаря церкви Вознесения села Перемилово близ г. Яхромы. Господи, упокой души схимонахини Серафимы и схимонахини Марии, со святыми упокой, и их молитвами спаси нас! Краткая история Спасо-Влахернского монастыря Своим возникновением Спасо-Влахернский женский монастырь обязан благочестивому семейству Головиных. На протяжении столетия (1798–1890г.г.) Головины строили в своем родовом имении – селе Деденево храм во имя Спаса Нерукотворного, в этот храм Головины передали хранившиеся у них старинные иконы, более трехсот частей святых мощей, церковную утварь. С 1836 года отделкой храма занимался Гавриил Павлович Головин. Мать владельца села Анна Гавриловна (урожденная княжна Гагарина) пожелала устроить в селе женское общежитие по примеру первоначального заведения Спасо-Бородинского монастыря, по правилам существующего постановления о Троицкой Одигитриевой (Зосимовой) пустыни, с тем, чтобы впоследствии можно было обратить общежитие в монастырь. В 1852 году подали прошение о учреждении общежития, на которое в том же году было получено Высочайшее соизволение. Головины пожертвовали будущему монастырю землю, усадьбу с шестью деревянными и одним каменным флигелем, мукомольную мельницу и каменный двухэтажный дом в Москве. Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) назначил начальницей общежития послушницу Елизавету из Дивеевской обители. (Елизавета Андреевна Татаринова была родом из дворян). Попечительница Анна Гавриловна в 1853 году приняла пострижение в рясофор с именем Иоанны, с тем же именем в 1855 году приняла пострижение в схиму и в 1856 г. скончалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Памятник сильно пострадал от обстрела в годы Великой Отечественной войны: утрачены его завершения, нарядное убранство украшенного колоннами интерьера и живопись 1910 г., выполненная по эскизам В. Васнецова. Преимущественно деревянные жилые и хозяйственные монастырские здания в один и два этажа, в том числе просфорный дом, трапезная, иконописная мастерская, представляют образцы рядовой массовой застройки своего времени и в этом отношении очень характерны. В наружной обработке одних живы традиционные ампирные мотивы, другие тяготеют к псевдорусским формам. Статья из " Памятники архитектуры Московской области " . -  Москва, Стройиздат, 1999. Е.Н. Подъяпольская. В августе 2002 года монастырь представлял из себя одну большую стройплощадку. Ремонтировалось все одновременно, что видно на фотографиях. Спасо-Влахернский монастырь, 2 класса, общежительный, в 13 верстах от города Дмитрова, при селе Новоспасском. Учрежден в 1861 году из основанной в 1852 году вдовой Анной Гавриловной Головиной женской общины. В церкви монастыря находится Влахернская икона Божией Матери Одигитрии, сделанная из воскомастики, — список с хранящейся в Московском Успенском соборе Влахернской иконы ( и празднуемой здесь в субботу 5-й недели Великого поста), которая, по преданию, находилась прежде в построенном святой царицей Пульхерией (см. 10 сентября) в Царьграде Влахернском храме, сопровождала царя Ираклия в его победоносном походе против персов, хранилась, по взятии Царьграда турками, на Афоне, а впоследствии (в 1654 году) была принесена в дар царю Алексею Михайловичу. Кроме того, в монастыре находятся: Нерукотворенный образ Спасителя (по преданию, письма инока Андрея Рублева), которым в 1391 году великий князь Василий Дмитриевич благословил Мангупского князя Комнина, родоначальника Головиных, и Иерусалимская икона Божией Матери (строгановского письма). При монастыре больница. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Своим возникновением Спасо-Вларенский женский монастырь, расположенный в селе Деденево, обязан прославленному роду Головиных. Деденево, ранее называвшееся Ново-Спасское, принадлежало этому роду с 1687 года, когда его купил Василий Петрович Головин. Его сын в 1798 году заложил в своем родовом имении храм во имя Спаса Нерукотворного. Строительство этого обширного и величественного здания продолжалось почти сто лет, и было завершено в 1890 году.

http://sobory.ru/article/?object=00515

С другой стороны, портрет близок к иконографии преподобных и свидетельствует о широком почитании старицы Досифеи ее современниками. Свой портрет старица подарила воспитывавшейся в Ивановском монастыре княжне Анне Гавриловне Гагариной, в замужестве Головиной, которая, овдовев, в 1852 году основала в своем имении Деденёво Спасо-Влахернский женский монастырь. Список с портрета до революции хранился в Московском Новоспасском монастыре. Визуальный портрет значительно дополняют и наставления старицы, которые дают материалы к созданию ее духовного портрета. Во многих наставлениях старица советовала «видеть совесть свою как бы в зеркале» то есть внимательно следить за всеми своими делами и мыслями, постоянно испытывая свое сердце. По словам старицы, лишь «достигнув спокойствия совести» – можно оставаться равнодушным к разного рода вражеским нападениям. Преподобный Иоанн Лествичник называл совесть обличением ангела-хранителя. Преподобный авва Дорофей в сборнике душеполезных поучений посвятил этой теме специальную главу, определяя совесть следующим образом: «Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон…» Подобно святому апостолу, старица Досифея призывала хранить совесть «в Духе Святом» (Рим. 9:1), во всех делах имея «добрую совесть» (Евр. 13:18), для чего Н.И. Курманалеевой наказывала чистосердечно «открывать свою совесть» духовнику. Изображение старицы Досифеи было довольно распространено перед революцией. Досифея (в миру Августа Алексеевна Тараканова). Фотография К.А. Фишера. 1900-е гг. В 1908 году портрет ивановской подвижницы был опубликован в серии портретов русских исторических деятелей, подготовленной Великим князем Николаем Михайловичем, по оригиналу, находившемуся в Новоспасском монастыре. Отметим, что в этом издании голова портретируемой повернута влево (вправо от зрителя). По мнению архивиста Ивановского монастыря кандидата исторических наук Д.Г. Давиденко, «это связано с типографской оплошностью и неправильным разворотом негатива»

http://ruskline.ru/opp/2021/02/18/portre...

В 1852 году Анна Гавриловна Головина и ее сын Гавриил Павлович решили отдать свое имение под монастырь, именуя его в честь почитаемой в своем роде иконы Влахернской Божией Матери и передать туда все имеющиеся ценности. Сначала в селе Деденево было устроено женское общежитие. Вскоре Анна Гавриловна сама приняла монашеский постриг, затем и схиму. В 1856 году она скончалась и была погребена в семейном склепе под Спасским храмом. Деденевская обитель успешно развивалась и благоустраивалась. 21 сентября 1860 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) освятил Спасский собор, а в 1861 году его заботами, по решению Святейшего Синода общежитие переименовали в Спасо-Влахернский женский монастырь. Впоследствии, Спасский собор перестраивался и расширялся и окончательно принял свой нынешний вид в 1890 году. Тогда же он был и расписан — живопись в соборе была выполнена по эскизам великого русского художника Виктора Васнецова. В последние годы перед закрытием число монашествующих в монастыре стало доходить до трехсот человек. Последним священником монастыря был протоиерей Николай Крылов. Он проявлял любовь и заботу о репрессированных сестрах, молился о них и помогал, как мог. В 1936 году отца Николая арестовали и отправили в Карагандинский лагерь. В декабре 1941 года он принял мученическую смерть. В 1957 году посмертно реабилитирован, а в 2000 году был канонизирован в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. После закрытия монастыря собор постепенно стал разрушаться. Колокола отправили на переплавку. Соскоблили со стен золотые фрески, башенные часы увезли на один из московских вокзалов, склепы разорили. Были разобраны своды, перекрытия хоров, фронтоны портиков. В 1941 году были сброшены купола храма, от разорвавшейся бомбы повредились стены. В 2000 году началось возрождение монастыря. За эти годы были проведены большие работы по реставрации собора Спаса Нерукотворного. Основными благотворителями возрождающегося монастыря стала семья Тягачевых. Трудами и попечением Светланы Тягачевой и ее семьи был заново отстроен храм святого великомученика Димитрия Солунского, воссозданы трапезная и другие строения и, конечно же, во всем своем великолепии восстановлена главная святыня обители — величественный Спасский собор, освящение которого стало долгожданным событием всей Дмитровской земли.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

В 2004 г. во В. м. жили 22 насельницы, настоятельница - мон. София (Колосова). Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-33328, Д. П-75419; Метрические книги Спасской ц. Влахернского мон-ря (1909)//ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 780. Д. 3262. Л. 332; Д. 3922. Л. 76 об.; Арх. ЦНЦ. Ист.: [Письма игум. Леониды прп. Илариону (Пономарёву)]//РГБ ОР. Ф. 213-64-11; [Письма мон. Магдалины и мон. Антонии прп. Илариону (Пономарёву)]//Там же. Ф. 213-64-2, 213-64-3, 213-64-12; [Письма прп. Амвросия Оптинского игум. Леониде]//Там же. Ф. 213-55-4; [Письма прп. Иосифа (Литовкина) игум. Леониде]//Там же. Ф. 213-65-23; Извлеч. из отчета обер-прокурора Св. Синода за 1851 г. СПб., 1852. С. 10; Григорович Н. Обзор учреждения в России правосл. мон-рей со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1869). СПб., 1869. С. 150; Пимен [Мясников], архим. Воспоминания//ЧОИДР. 1877. Кн. 1. Отд. 2. С. 299-301; Филарет (Дроздов), свт. Письма к игум. Спасо-Влахернского мон-ря Серафиме и 2 письма к [графам] Головиным/Предисл. прот. И. Г. Виноградова. М., 1900; Амвросий [Гренков], иеросхим. Собр. писем. М., 1997. Ч. 3. С. 102-128; Иларион [Пономарёв], иеросхим. Письма/Изд. Введенской Оптиной пуст. [Козельск], 1998. С. 63-107; Житие преподобноисп. Параскевы (Матиешиной), 1890-1953/Спасо-Влахернский жен. мон-рь. [М.], 2001; Жизнеописание схим. Серафимы и схим. Марии/Спасо-Влахернский мон-рь. [М.], 2002. Лит.: Казанский П. Село Новоспасское, Деденёво тож, и родословная Головиных, владельцев оного. М., 1847; [Посещение митр. Филаретом с. Новоспасского]//Моск. ГВ. 1850. 31. С. 327-330; Освящение храма в с. Новоспасском, Деденево тож...//Там же. 1854. 6. С. 60-63; 7. С. 72-75; 8. С. 84-86; 9. С. 88-95; 10. С. 100-105; 21. С. 213-215; Спасо-Влахернский общежительный жен. мон-рь. М., 1894; Фёдоров С. И. Схим. Серафима и Мария//Мир Божий. 1997. 1. С. 22-29; Соколова И. Икона Богоматерь Влахернская//Там же. 1999. 1(4). С. 20-23; Памятники архитектуры Моск. обл. М., 1999. Вып. 1. С. 164-166; Соловьёв М. В. Дворяне Головины: Новоспасско-Деденёвская, Спасо-Влахернская ветвь. М., 2000; Дмитров: Храмы Дмитровского р-на. М., 2001. С. 73-82; Кириченко О. В. Почитание святынь рус. дворянами (XVIII век)//Правосл. вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX вв.: Этногр. исслед. и мат-лы. М., 2002. С. 12, 13, 26, 27.

http://pravenc.ru/text/155033.html

– Вы часто посещаете монастыри. Что Вас порадовало в этих посещениях и что вызвало неприятие, огорчение? – Монастыри моей епархии – это мои дети. Хотя, в отличие от других епархий, нигде я не являюсь настоятелем, и все настоятели мужских монастырей являются не наместниками, а собственно настоятелями. Воссоздание и возрождение монашеской жизни для меня лично является сердечной потребностью и духовной необходимостью, ибо, как неоднократно говорил приснопамятный митрополит Никодим: «Монашество есть скелет Церкви». Задач в отношении монастырской жизни сегодня много. За время отсутствия ее реального действия в мире возникли мифы и легенды о ней как положительного, так и отрицательного свойства, но ни тем, ни другим тенденциям не должны соответствовать наши воскрешенные святые обители. Радость же для меня составляет, когда я вижу, как дух евангельский виден всем тем, кто имеет очи. Вот пример: Коломенский женский Ново-Голутвин монастырь стал средоточием культурной, духовной и нравственной жизни города. Радость для меня составляет, когда я вижу, как списанные некогда гражданскими властями как не подлежащие восстановлению Спасо-Влахернский и Бобренев Богородицерождественский монастыри и подобные им ныне являют величие своего архитектурного образа, славящего Господа. Радость для меня составляет, когда больные, располагающиеся рядом с Гуслицким Спасо-Преображенским мужским монастырем, получают воистину духовное утешение и отраду в своих тяжелых психических заболеваниях. В последние годы меня особенно радует жертвенное служение сестер Казанского монастыря в Егорьевске, окормляющих пациентов психиатрических больниц и социальных учреждений. Да и не перечислить всех радостей, которые возникают в сердце правящего архиерея, когда уже 24 монастыря Московской епархии возвращено к жизни. Ведь то, что нам казалось недостижимым еще каких-то 15 лет назад, – стало повседневной реальностью сегодня. – О социальном служении Церкви. Святейший Патриарх не раз отмечал аморфность многих прихожан в делах милосердия. Читая евангельскую притчу о милосердном самарянине, мы узнаем себя в священнике и левите, тогда как должны были бы узнавать в самарянине. Пытаетесь ли Вы привлекать молодых людей к этому служению?

http://pravoslavie.ru/4252.html

Троице-Одигитриева Зосимова женская пустынь, общежительная обитель, основана была в 1826 г., тогда в ней подвизалось около 40 сестер, а в конце 60-х гг. уже 160 монахинь и послушниц; годовой доход монастыря доходил до 4000 рублей, складывался он из пожертвований и прибыли от монастырского хозяйства и большого доходного дома в Москве, подаренного монастырю. Никакой особой социально-благотворительной деятельностью этот монастырь не занимался. Спасо-Влахернский женский монастырь с общежительным уставом основан был в 1854 г., в конце 60-х гг. в нем было уже 170 монахинь и послушниц; годовой доход монастыря составлял до 5000 рублей и складывался опять-таки из пожертвований и прибыли от монастырского хозяйства и доходного дома в Москве. Никакой особой благотворительной деятельностью и этот монастырь не занимался. Крестовоздвиженское сестричество с общежительным уставом было основано в 1856 г., в нем было 100 сестер; годовой доход обители складывался из пожертвований и составлял около 2000 рублей; сестричество организовало бесплатную школу, в которой обучалось 30 девочек. Четыре первые из названных здесь обителей содержали также монастырские гостиницы, которые не давали им дохода . Это примеры, типичные не только для Московской епархии, но и для многих женских монастырей середины XIX в. по всей России. То была эпоха, когда монастыри еще только начинали свою социально-благотворительную деятельность. Если же взять отчеты обер-прокурора Святейшего Синода за 80-е гг. или описания епархий, относящиеся к этому времени, то перед нами предстанет совершенно иная картина . В 1887 г., например, монастыри содержали 93 больницы и 66 приютов для престарелых, две трети из которых приходились на женские монастыри, при этом мужских монастырей было тогда 469, а женских только 202 (отчет за 1887 г.). В 80–90-е гг., в эпоху Александра III (1881–1894), когда правительство поощряло учреждение церковно-приходских школ, почти во всех женских монастырях открывались такие школы, обычно для девочек, и всегда на средства самих монастырей .

http://sedmitza.ru/lib/text/436669/

Обращает также на себя внимание следующее сравнение, сделанное Г.З. Елисеевым: «Ибо икона Одигитрия потому и названа так, - писал он, - что Божия Матерь, явившись во сне двум слепцам, указала им путь во Влахернскую церковь, где они получили прозрение пред св[ятою] Её иконою. Замечательно, что и впоследствии при чудотворном образе Казанской Божией Матери ни один из недугов не был столь часто врачуем, как недуг слепоты. Это преимущественное целение слепоты телесной не служит ли знаменательным указанием на то, что явление иконы Богоматери было духовным светом для многих, омрачённых слепотою исламизма?». с. 10 - 11] Высказывания Г.З. Елисеева «близко к тексту» были пересказаны в опубликованной в 1858 г. в журнале «Православный собеседник» (издававшемся при КДА) статье «Казанская чудотворная икона Божией Матери»: «Православные жители, благодушно перенесши это несчастие, стали снова устроять свои домы, созидать святые храмы. Но для неверных (татар) это неважное обстоятельство сделалось новым оружием противу православных. В пожаре мусульмане видели гнев Божий на христиан и потому унижали достоинство Христианства перед исламом». с. 592] В дальнейшем эту составляющую неоднократно дублировали и эмоционально усиливали профессор КДА священник Е.А. Малов (1835 - 1918) - автор книги «Казанский Богородицкий девичь монастырь» (г. Казань, 1879 г.) с. 35 - 36], профессор КДА, историк И.М. Покровский (1865 - 1941) с. 331 - 332], клирик Казанского Богородичного (Богородицкого) монастыря, протоиерей А.Ф. Зеленецкий (ум. в 1915) - автор исследования «Казанский Богородичный женский монастырь и его настоятельницы» (г. Казань, 1910 г.) с. 6 - 7] и другие. «В 1576 году, - писал, в частности И.М. Покровский, - христианская Казань лишилась своего просветителя св[ятителя] Варсонофия, епископа Тверского, жившего на покое в Спасо-Преображенском монастыре, последнего из великой Казанской троицы святителей. Первый из этой троицы св[ятитель] Гурий ещё в 1563 г. отошёл в вечный покой, второго - св[ятителя] Германа, скончавшегося в 1567 году, приютила Московская могила при церкви св[ятого] Николы Мокрого.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/24/...

Святополк-Четвертинской (с. Филимонки, Ленинс кий район, Московская область). В 20-е годы ХХ века монастырь был официально закрыт, но до 1931 года здесь при храмах (Троицком и Успенском), обращенных в приходские, проживали 65 монахинь. В 1931 году были закрыты и храмы. Спасо-Влахернский женский монастырь расположен в окрестностях г. Дмитров при с. Деденеве (ранее - Новоспасское). Учрежден в 1861 году из основанной вдовой А.Г. Головиной женской общины на месте усадьбы Головиных. В церкви монастыря находилась Влахернская икона Божией Матери " Одигитрия " . Закрыт в 1928 году, был занят домом инвалидов. Передан Русской Православной Церкви в 2001 году. Так назвала архиерея мать Пантелеимона в своем устном рассказе отцу Алексию. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Московская область (святыни) Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Московская область СЕРГИЕВ ПОСАД. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: преп. Сергий, Никон, Михей, Дионисий и Антоний Радонежские, Максим Грек, свт. Серапион Новгородский, Иоасаф и Иннокентий Московские, Макарий Алтайский , Исаия Ростовский (глава), муч. Архидиакон Стефан (десница); «Сергиевская-Смоленская» и «Черниговская» иконы Божией Матери, икона свт. Николая. Гефсиманский (Черниговский) скит: преп. Варнава Гефсиманский . ХОТЬКОВО. Покровский Хотьков женский монастырь: преп. Кирилл и Мария Радонежские (родители преп. Сергия). МУЗЕЙ-УСАДЬБА «МУРАНОВО» (Сергиево-Посадский район, близ Радонежа). Храм Спаса Нерукотворного образа: «Корсунская» икона Божией Матери. ДМИТРОВ. Борисоглебский монастырь: «Феодоровская» икона Божией Матери. П. ДЕДЕНЕВО, Дмитровского района. Спасо-Влахернский женский монастырь: преп. исп. Параскева Дмитровская (ХХ в.), «Влахернская» икона Божией Матери, икона Спасителя в терновом венце («Беленький Спас»). ЗВЕНИГОРОД. Саввино-Сторожевский монастырь: преп. Савва Сторожевский (XIV в.). СЕРПУХОВ. Никольский собор: икона Божией Матери «Помощница в родах». Богородицкий Высоцкий монастырь: преп. Афанасий Высоцкий, Младший (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Введенский Владычный женский монастырь: преп. Варлаам Серпуховской (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», иконы св. царевича Димитрия Угличского и муч. Иоанна Воина. Серпуховский историко-краеведческий музей: икона «Введение Богородицы во храм». С. РАЙ-СЕМЕНОВСКОЕ, Серпуховского района. Храм Спаса Нерукотворного образа: икона Божией Матери «Взыскание погибших». П. НОВЫЙ БЫТ, Чеховского района. Давидово-Вознесенская пустынь: преп. Давид Серпуховской (XVI в.). Д. САТИНО-РУССКОЕ, Подольского района. Вознесенский храм на кладбище: муч. Евгений Родионов (ХХ в.) (могила около храма), «Ахтырская» икона Божией Матери. ИСТРА. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: мц. Татиана (часть мощей). П. КНЯЖЬЕ ОЗЕРО, Истринского района. Александро-Невский храм: оригинал «Торопецкой-Корсунской» иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010