Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НОСОВСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Носовский Спасо-Преображенский монастырь Борисоглебский Носовский Спасо-Преображенский мужской монастырь на берегу реки Карачан ( Уваровская епархия ) История Носовского монастыря вполне вписывается в характеристики синодального периода: он не был результатом самоорганизации монашествующих, но возник как поддержанная высочайшей, синодальной и епархиальной властью частная инициатива благотворителя - почетного гражданина г. Тамбова, успешного предпринимателя-купца, искренне верующего человека - Андрея Михайловича Носова. Монастырь, еще до основания получивший название " Носовский " , должен был хранить молитвенную память о нем и его благочестивых родителях, Михаиле и Надежде. Монастырь был основан в 1908 году в имении и на средства, завещанные купцом А.М. Носовым, близ деревни Туголуковка Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (в наст. время село Демьян Бедный Жердевского района Тамбовской области). Строительство монастырского комплекса было проведено по проекту известного церковного архитектора В.Н. Фреймана. Монастырь расположился на высоком берегу реки Карачан. В монастыре имелось три жилых корпуса, храм и несколько хозяйственных построек. В 1907 году на втором этаже братского корпуса была устроена церковь во имя св. Серафима Саровского и свв. Сергия и Германа Валаамских. Монахами был выкопан источник и устроен большой пруд. Монастырь управлялся игуменом. Содержался монастырь на доходы от аренды земли (870 десятин) и проценты с капитала в 250 тысяч рублей. К приходу советской власти в монастыре проживали 11 человек. Носовский Спасо-Преображенский монастырь. Бывший братский корпус с церковью св. Серафима Саровского В 1917 году во время бандитского нападения на монастырь были зверски убиты два монастырских насельника – иером. Сергий (Гальковский) и иеродиакон Андроник (Барсуков) . В 2000 году решением Архиерейского собора Русской Православной Церкви они были канонизированы в лике преподобномучеников.

http://drevo-info.ru/articles/22904.html

В 1395 г. Русь подверглась новому нашествию — на этот раз на нее обрушились полчища Тамерлана. Несмотря на готовность великого князя Василия Димитриевича дать отпор врагу, шансов на победу было очень мало ввиду колоссального численного превосходства войск противника. Оставалась одна надежда на заступничество Божией Матери. В Москву из Владимира была принесена чудотворная икона Божией Матери. Весь народ во главе с митрополитом Киприаном вышел встречать святую икону на место, где впоследствии в память этого события был основан Сретенский монастырь. Церковь призвала всех к молитве, посту и покаянию. Произошло чудо: Матерь Божия явилась Тамерлану (Темир-Аксаку) во сне и грозно запретила ему идти на Москву. Дойдя до Ельца, Тамерлан повернул обратно и исчез так же внезапно, как и появился. Вскоре после этого святой Андрей написал копию с образа Божией Матери Владимирской по благословению митрополита Киприана. Место пострижения святого Андрея достоверно неизвестно. Но вся его жизнь связана с двумя монастырями — Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым в Москве. Предание, восходящее к концу XVI в., видит в святом Андрее духовного сына преподобного Никона Радонежского. Однако современные исследования показывают, что постриг он принял скорее всего в Спасо-Андрониковом монастыре. Эти две версии не противоречат по существу друг другу, поскольку оба монастыря были тесно связаны между собой; очевидно, что святой Андрей был в послушании у преподобного Никона, когда трудился в Троицком монастыре, и воспоминания об этом естественно сохранились. Но и пребывая в Спасо-Андрониковом монастыре, инок Андрей жил в духовной среде учеников преподобного Сергия, с которыми он тесно общался во время своих поездок, связанных с выполнением заказов. Кроме преподобного Никона, он, по-видимому, знал святого Савву Сторожевского, поскольку на рубеже XIV—XV вв. работал в Звенигороде и несколько позднее в самом Саввино-Сторожевском монастыре. Он должен был знать и племянника преподобного Сергия, святителя Феодора, архиепископа Ростовского, некоторое время игуменствовавшего в Симоновом монастыре, по соседству с Андрониковым монастырем. Другой игумен этого монастыря и собеседник преподобного Сергия святой Кирилл ушел в 1392 году на Белоозеро, но как личность и он, несомненно, был известен иноку Андрею. Наконец, непосредственным учеником преподобного Сергия был преподобный Андроник, основатель и первый игумен монастыря. Связи с Троице-Сергиевым монастырем были постоянны и разнообразны. Из Троицкого монастыря в Спасо-Андроников переходили некоторые монахи. Среди них был Ермола-Ефрем, давший средства на постройку каменного храма, и будущий игумен, с которым инок Андрей также находился в тесных взаимоотношениях.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

М.И. Успенский Андрей Рублев Сведения о жизни Андрея Рублева весьма скудны. «Звание и родина его неизвестны; но можно предполагать, – говорит И. М. Снегирев , – что он пскович; а как это храмовое художество (иконопись) считалось почетным, и художники наравне с царским синклитом и прочими благородными пользовались уважением (Акты Археогр. эксп. IV, 174), то, может статься, и Рублев был боярским сыном; ибо в числе послов из Пскова к Иоанну III 1486 года был боярин Андрей Семенович Рублев (Псковская летоп. 168). Кроме того Москва заимствовала из Пскова зодчих, строивших соборы: Благовещенский в Москве и Троицкий в Сергиевской обители» 57 . Рублев был учеником своего «спостника» Даниила Черного. В одном из подлинников о Рублеве говорится: «А преже живяше в послушании у преподобнаго Никона Радонежскаго. Он повеле при себе 58 образ написати Пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, св. Сергию Чудотворцу» 59 . Приглашенный вместе с Даниилом в Московский Андроников монастырь игуменом его Александром для исполнения иконописных работ, Андрей был иноком этого монастыря. Иеромонах Арсений в «Исторических сведениях об иконописании в Троицкой Сергиевой лавре» пишет: «Некоторые ученые, занимавшиеся изследованием о русском иконописании, именно: гг. Ровинский (Зап. Арх. Общ. 7, VIII, стр. 177) и Буслаев (Сбор. Общ. древне-русск. искусс, на 1866 г., стр. 8), а также К. Тихонравов (Владимир. Сбор. прим. на стр. 28) и другие, на основании подлинников, считают вышедшим из школы преп. Сергия знаменитаго иконописца инока Андрея Рублева; но из житий преп. Сергия и Никона, Софийскаго временника и свидетельства преп. Иосифа Волоколамскаго видно, что он был монахом Спасо-Андроникова монастыря, в котором и скончался около 1427 года» 60 . Рис.6 С другой стороны он мог быть иноком Сергиево-Троицкого монастыря до поступления в монастырь Спасо-Андроников. В Москве Андрею пришлось работать вместе с прибывшим сюда из Новгорода греком Феофаном, которого современники прозвали философом, и, конечно, не без основания. Это был опытный мастер своего дела. В 1378 г. Феофан росписывал Спасскую церковь на Ильинской улице в Новгороде 61 ; в Москве в 1395 г. 62 с Симеоном Черным церковь Рождества Богородицы, в 1399 г. Архангельский собор 63 (см. таблицу III, снимок с миниатюры Остермановского летописца XVII в., рки. Академии Наук 31. 7. 30, стр. 1212), в 1405 г. Благовещенский собор. «Тое же весны, – читаем в летописи, – начаша подписывати церковь каменную св. Благовещения на князя великаго дворе, не ту, иже ныне стоит; а мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев» 64 . В 1408 г. вместе с Даниилом Андрей работал во Владимире: «Мая начата бысть подписывати великая и соборная церкви Пречистаа Володимерьская, повелением великаго князя Василия Дмитриевича; а мастеры Данило иконник, да Ондрей Рублев» 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

От архимандрита монастыря Гермогена прибавлены и утверждены начальством следующие условия: 4) В больницу помещать таких, коим не менее 60 лет или которые по болезни неспособны к действительному служению; 5) по недостатку процентной суммы, больничным назначенной, пользоваться им общею братскою трапезою и монастырскими дровами; 6) из причитающегося на каждого больничного процентных 50 руб. выдавать деньгами по 24 руб. вместо жалованья, а по 26 руб. употреблять на платье, которое должно быть одинаково для каждого; 7) если кто из монастырской братии поступит в больницу, то не считать его в штате монастыря, а вместо него принимать в монастырь другого. В 1828 году в сей больнице находилось четыре человека. Сия больница может служить для помещения заштатных дряхлых старцев, не имеющих серьезных болезней, каковые лица и назначаемы были по временам начальством в сию больницу. Сам благотворитель обители Николай Яковлевич Федоров провел последние дни свои и скончался в келлии Андроникова монастыря, в коем и погребен. Кроме помещения и содержания беднейших из семинаристов между 1803–12 годами, кроме пожертвования каменного корпуса и других помещений под духовное училище, кроме материального содействия к устроению Феодоровской больницы, известны по документам и другие благотворительные действия Андроникова монастыря: так в 1817 г. отпущено из сумм его в Знаменский монастырь, по открывшейся там надобности, 300 р. асс.; в 1830 году в комитет московской архиерейской кафедры для бедных дано 700 рублей. В 1834 г. в пособие пострадавшим от пожара в Москве пожертвовано 200 руб. и на восток архиепископу Фаворскому на храм Спасителя 100 руб. В 1839 г. в церемониальную комиссию в Высокопетровском монастыре отпущено 100 руб. и консисторию 50 руб. В 1840 г. дано 857 р. 14 к. с. для раздачи нуждающимся по случаю неурожая священно-и-церковнослужителям на покупку семян. В 1854 г. на военные издержки в Крымскую кампанию 5.000 р. сер. В 1860 г. пожертвованы в церкви Могилевской епархии напрестольный серебряный крест, Евангелие 1694 г. с серебряными изображениями на верхней и нижней деках, потир серебряный с принадлежностями, риза и епитрахиль златосеребряной парчи и другие вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Кирилло-Белозерский монастырь Ученики преподобного Сергия, основавшие новые монастыри 2 мин., 18.07.2014 Предлагаем читателям краткие рассказы о монастырях, основанных учениками преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Авраамий Галичский Один из первых учеников преподобного Сергия. Основал четыре обители на Чухломе: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богородицы, монастырь во имя Собора Богородицы и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Преподобный Павел Обнорский Келейник преподобного Сергия. Основал на излучине рек Обноры и Нурмы под Вологдой Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь. Преподобный Сергий Нуромский Монастырь Преображения Господня Грек, принял постриг на Афоне. Основал на реке Нурме под Вологдой монастырь Преображения Господня. Преподобный Сильвестр Обнорский Основал на реке Обноре под Вологдой обитель Воскресения Христова. Преподобные Андроник и Савва Спасо-Андроников монастырь По просьбе святителя Алексия Московского, преподобный Андроник был направлен преподобным Сергием для устроения обители Всемилостивого Спаса на речке Яузе, в семи верстах от Кремля. Он стал наставником преподобного Саввы и иконописцев преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного. Преподобный Мефодий Пешношский Основал на реке Яхроме (Дмитровский район Московской области) Николо-Пешношский монастырь. Святитель Феодор, архиепископ Ростовский Симонов Успенский монастырь Племянник Преподобного Сергия. Основал Симонов Успенский монастырь недалеко от Москвы, вниз по течению Москвы-реки. Преподобный Сергий останавливался здесь во время приездов в Москву. Здесь были похоронены герои Куликовской битвы преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Преподобный Кирилл Белозерский Кирилло-Белозерский монастырь Выходец из Симоновой обители. Основал в Вологодской области на берегу Сиверского озера Свято-Успенский Кирилло-Белозерский монастырь. Преподобный Ферапонт Белозерский

http://foma.ru/ucheniki-prepodobnogo-ser...

Мониторинг СМИ «За самовольное оставление послушаний» Русская Церковь освобождается от непримиримой оппозиции 02.07.2007 13:37 Объединение Русской Зарубежной Церкви и РПЦ Московского патриархата, совершившееся полтора месяца назад, не только дало возможность священникам и мирянам двух русских Церквей вступить в каноническое общение, но и повлекло определенные «оргвыводы» в отношении тех, кто противился этому объединению. В субботу указом архиепископа Берлинского и Германского Марка были запрещены в служении одни из наиболее упорных сторонников сохранения раскола: и.о. начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, игумен Спасо-Вознесенского Елеонского монастыря Андроник (Котляров) и иеромонах Илия -- клирик этого монастыря. «За самовольное оставление своих церковных послушаний и уход в раскол» -- так поясняет свое решение руководство РПЦЗ. Заметим, что владыка Марк, ныне занимающий пост наблюдающего за делами духовной миссии в Иерусалиме, в недавнем прошлом возглавлял комиссию по объединению РПЦЗ и РПЦ МП. Лишение права вести богослужение стало последней точкой в конфликте игумена Андроника и руководства РПЦЗ во главе с митрополитом Лавром. Так, в апреле, накануне последнего заседания Архиерейского синода зарубежной церкви перед подписанием акта о каноническом общении, игумен Елеонского монастыря направил в адрес иерархов гневное письмо. В нем Андроник выдвинул против Московской патриархии традиционные обвинения, звучавшие из уст непримиримых «зарубежников»: в «приверженности ереси экуменизма и принципам сергианства» -- имелось в виду участие РПЦ во Всемирном совете Церквей и сотрудничество Православной Церкви с советской властью. 2 мая архиепископ Марк уволил игумена Андроника с должности и.о. начальника Русской миссии и предписал ему покинуть Спасо-Вознесенский монастырь, который тот возглавлял более четверти века. Стороны конфликта обменялись взаимными упреками: глава миссии РПЦЗ обвинил Архиерейский синод в невыполнении собственных обещаний не спешить с воссоединением, а Синод упрекнул игумена в том, что он «своими проповедями и обращениями смущает насельниц русских обителей в Святой земле и сам провоцирует раскол». Игумен проигнорировал распоряжение вышестоящего начальства, а после подписания в Москве Акта о каноническом общении встал на сторону непримиримых «зарубежников», возглавляемых бывшим епископом Одесским Агафангелом.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Соборная гора. На ней стоял кремль, уникальный, построенный из белого камня. В то время редко использовали этот материал как основной, чаще его заменяли кирпичом. А вот в Серпухове строили из него вплоть до XVII века. Стены кремля повторяли естественное очертание холма. 32-метровая Караульная башня с колоколом, Никольская – с тайным выходом к Серпейке, самая красивая – Высоцкая – смотрящая на монастырь. Всего пять башен и три полубашни. За всю историю существования этот кремль был взят лишь раз – из-за предателя. Ради белого камня кремль разберут в советские годы на строительство московского метро… Но так и не используют… Сегодня можно увидеть только небольшие участки стен бывшей твердыни. На территории кремля стоял художественный, ландшафтный, духовный ориентир города, сохранившийся и поныне. Это Троицкий собор. Существующее здание построено в 1696 году архимандритом московского Спасо-Андроникова монастыря Феодотием, некогда бывшего священником этого собора. Богослужения здесь очень редки. Собор является филиалом историко-художественного музея, он хранит предметы, найденные при многочисленных раскопках на Соборной горе. Троицкий собор помнит двух святых новомученников. Один его настоятель протоиерей Василий Студиницын и сын другого настоятеля – священник Петр Орленков – были расстреляны в 30-годах. На месте второго храма, стоявшего на территории кремля (в память Димитрия Солунского и в честь Дмитрия Донского), теперь – мемориальный некрополь защитников города в Великой Отечественной войне. Там же – памятный крест серпуховичам, погибшим на Куликовом поле. Собор Святой и Живоначальной Троицы – древнейший храм Серпуховской земли. Первоначальное здание храма было деревянным, и оно было освящено 15 июня1380 г. незадолго до Куликовской битвы. Вероятно, Троицкий собор был невелик по размерам, относился к храмам крестовокупольного типа, был одноглавым, четырехстолпным, имел трехчастное деление фасадов, тройной алтарь, позакомарное покрытие сводов и определенную систему наружного декора. Он мог быть похож на известные памятники раннемосковской архитектуры, такие как Спасский собор московского Спасо-Андроникова монастыря (1390-е гг.), Успенский собор в Звенигороде (1399 г.), Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1422 г.). Как отмечают современные исследователи, строительство Троицкой соборной церкви в Серпухове примечательно еще и своим посвящением. В большинстве своем в то время главный городской храм Северо-Восточной Руси был, как правило, Успенским, а в Серпухове Владимир Андреевич строит Троицкий. Это посвящение подчеркивает особую духовную связь, которая существовала между боголюбивым князем Владимиром Хоробрым и преподобным Сергием. Троицкая обитель находилась в Радонеже – северной части удела Владимира Андреевича, и известно, что князь был духовным чадом преподобного, призывавшего тогда русских людей к усердному почитанию Пресвятой Троицы.

http://sobory.ru/article/?object=00380

Рублеву в этом иконостасе принадлежит общий замысел и прорисовка композиций: скорее всего, он выступил здесь в роли знаменщика, т. е. намечал рисунок икон. Но не только. К примеру, икона «Явление ангела женам-мироносицам» определенно говорит, что Рублев творил и новые, небывалые до того иконографические сюжеты. Троицкий иконостас и поныне можно видеть в соборе. Это единственный, связанный с именем Андрея иконостас, дошедший до нас полностью. А вот фрески были сбиты и переписаны b XVII веке. Можно лишь с уверенностью надеяться, что поздние росписи повторяют схему и композиции стенописи 1420-х годов. Андроников монастырь Исполняя заказные работы в разных местах Московской земли, монахи Андрей и Даниил неизменно возвращались затем в свой родной Спасо-Андроников монастырь на Яузе. Сейчас это почти центр столицы, а тогда Москва помещалась в пределах нынешнего Бульварного кольца и Андроникова обитель была загородьем. Житие Сергия Радонежского (причастного к устроению этого монастыря) рисует инока Андрея как честного старца, пользующегося в обители почетом и авторитетом. Он входил в число «соборных старцев», вместе с игуменом управлявших жизнью монастырской общины. Именно Андрей стал в 1427 году одним из вдохновителей постройки в монастыре каменного Спасского собора. Как пишет В. А. Плугин, Рублев при этом «играл роль не только ведущего мастера — исполнителя художественных работ, но и своего рода идеолога, многое определявшего в системе и структуре ансамбля» собора. Преставление иконописца Андрея Рублева в Андрониковом монастыре. Книжная миниатюра Сам Андроников монастырь, где сейчас размещен музей, носящий имя великого иконописца, — это место тишины и покоя. Неспешно обходя по кругу потемневший от времени, но все такой же прекрасный, живописный храм, можно представлять себе, как этих камней касалась рука смиренного инока Андрея. Как сидел он на помосте над входом в храм и писал свою последнюю работу — образ Нерукотворного Спаса (таким запечатлела его миниатюра XVII века). И как, уже оставив эту временную жизнь, «в сиянии славы» явился он в келье разболевшемуся Даниилу, позвав его в «вечное и бесконечное блаженство…».

http://foma.ru/andrej-rublev-zvenigorods...

71 К XVI веку и с большею вероятностию ко второй половине сего века должно отнести построение в Андроникове Рождественской церкви над святыми вратами. 72 Во второй половине XVI века Андроников монастырь занимал восьмую степень в числе прочих монастырей всего царства Русского. При Иоанне Васильевиче Грозном порядок первых монастырей был следующий: 1) Владимирский-Рождественский, 2) Троице-Сергиевский, 3) Новоспасский, 4) Чудовский, 5) Симоновский, 6) Новгородский-Юрьевский, 7) Свияжский, 8) Андрониковский. При царе Феодоре Иоанновиче и патриархе Иове 1589 г.: 1) Троице-Сергиевский, 2) Владимирский-Рождественский, 3) Новоспасский, 4) Чудовский, 5) Новгородский-Юрьевский, 6) Симоновский, 7) Свияжский, 8) Андрониковский. 73 Что касается до земель и населенных владений, то Андроников монастырь, вследствие определения на соборе 1581 г. (по другим 1580 г.) января 15, наравне с другими монастырями и духовными властями должен был, но случаю тесных обстоятельств отечества, отдать государю Ивану Васильевичу Грозному земли и села, прежними князьями жертвованные, следовательно, упоминаемые выше Луцинское и Березницы 74 и, может быть, другие нам неизвестные. Кроме того, монастыри и власть духовная не могли уже без доклада государю приобретать себе имений недвижимых, жертвуемых не должны были принимать, а оставшихся за ними не продавать; а так как при отобрании от монастырей вотчин в 1764 году за Андрониковым числилось 1672 души и по документам XVII и XVIII веков (см. ниже в сих веках) оне находились главным образом в Московском уезде, а частию в Дмитровском, Рузском, Звенигородском и Переславль-Залесском, то, на основании закона 1581 года, утвердившего монастырскую собственность, должно полагать, что в XVI веке за Андрониковым было не менее 1000 душ в упомянутых местах. 75 На основании некоторых указаний можно заключать, что Андроников в конце сего века имел за собою какой-либо приписной монастырь или подворье в Москве, потому что на соборе 1598 г. по случаю избрания Бориса Годунова на царство, кроме андрониковского архимандрита Вассиана, еще был строитель Андроникова монастыря старец Феодосий Бледный.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Рублеву в этом иконостасе принадлежит общий замысел и прорисовка композиций: скорее всего, он выступил здесь в роли знаменщика, т. е. намечал рисунок икон. Но не только. К примеру, икона «Явление ангела женам-мироносицам» определенно говорит, что Рублев творил и новые, небывалые до того иконографические сюжеты. Троицкий иконостас и поныне можно видеть в соборе. Это единственный, связанный с именем Андрея иконостас, дошедший до нас полностью. А вот фрески были сбиты и переписаны в XVII веке. Можно лишь с уверенностью надеяться, что поздние росписи повторяют схему и композиции стенописи 1420-х годов. Андроников монастырь Преставление иконописца Андрея Рублева в Андрониковом монастыре. Книжная миниатюра Исполняя заказные работы в разных местах Московской земли, монахи Андрей и Даниил неизменно возвращались затем в свой родной Спасо-Андроников монастырь на Яузе. Сейчас это почти центр столицы, а тогда Москва помещалась в пределах нынешнего Бульварного кольца и Андроникова обитель была загородьем. Житие Сергия Радонежского (причастного к устроению этого монастыря) рисует инока Андрея как честного старца, пользующегося в обители почетом и авторитетом. Он входил в число «соборных старцев», вместе с игуменом управлявших жизнью монастырской общины. Именно Андрей стал в 1427 году одним из вдохновителей постройки в монастыре каменного Спасского собора. Как пишет В. А. Плугин, Рублев при этом «играл роль не только ведущего мастера — исполнителя художественных работ, но и своего рода идеолога, многое определявшего в системе и структуре ансамбля» собора. Сам Андроников монастырь, где сейчас размещен музей, носящий имя великого иконописца, — это место тишины и покоя. Неспешно обходя по кругу потемневший от времени, но все такой же прекрасный, живописный храм, можно представлять себе, как этих камней касалась рука смиренного инока Андрея. Как сидел он на помосте над входом в храм и писал свою последнюю работу — образ Нерукотворного Спаса (таким запечатлела его миниатюра XVII века). И как, уже оставив эту временную жизнь, «в сиянии славы» явился он в келье разболевшемуся Даниилу, позвав его в «вечное и бесконечное блаженство…».

http://pravoslavie.ru/80747.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010