Внутренние деревянные строения к тому времени значительно обветшали, и на их месте возвели каменный собор Спасо-Преображения, предел в честь Введения во храм Божьей Матери и шатровую колокольню. Это типичные образцы владимиро-суздальской архитектуры того периода. Все строения обнесли кирпичными стенами с шестью башнями. Колокольня, сработанная неизвестными мастерами, дожила до настоящих дней, правда, памятник русского зодчества сегодня находится в весьма плачевном состоянии. в середине XVIII столетия Спасо-Кукоцкая обитель переживала не самые лучшие времена: в служении оставались лишь три иеромонаха, столько же иеродиаконов и три рядовых чернеца. Монастырь скудел, становился малобратским, и в июне 1764 года, согласно распоряжению епархии, был упразднен как не имеющий достаточных средств к своему содержанию. Принадлежащие ему церкви обратились в приходы. Тем не менее Спасо-Преображенский храм, невзирая на бедственность обители, имел дорогую церковную утварь, образа, написанные искусными иконописцами, которые бережно сохранялись служащими священниками. Но в XX столетии всё это духовное достояние было в раз уничтожено совнаркомовскими постановлениями о беспощадной борьбе с религией. В годы атеизма двери сербиловских приходов были наглухо заколочены для верующих. Здание Спасо-Преображенской церкви на протяжении более чем двадцати лет использовалось как зернохранилище. В 1946­-м сталинская политика в отношении православия несколько изменилась, и в приходе даже возобновились богослужения. В хрущевскую " оттепель " атеистические бесчинства в сербиловском поселении вновь набрали обороты, и руководил всем этим председатель местного колхоза. Были полностью уничтожены святые врата и надкладезная часовня, частично пострадала колокольня, по кирпичикам разобрана и ограда. С годами, все оставшиеся постройки монастырского комплекса, лишь только активно разрушались. К этому приложились катаклизмы природы и рука человека. В августе 1960 года ансамбль Спасо-Кукоцкого монастыря, а именно Спасо-Преображенский собор, Введенская церковь и шатровая колокольня вошёл в перечень памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, утверждённого постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года за Лишь в 1990-е годы на Спасо-Преображенском соборе были проведены неотложные работы, затем была реставрирована Введенская церковь (в ней и поныне проводятся Богослужения). Ну, а в 2013-м году команда реставратов под наблюдением инженера-реставратора ООО " Профреставрация " - Ивана Георгиевича Стрельбицкого, выполнила реставрацию шатровой колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=18812

Монастырь основан в 1554 году. Спасо-Сумориным назван монастырь по главной Спасо-Преображенской церкви и по фамилии его основателя, преподобного Феодосия Суморина, причисленного к лику святых под именем Феодосия Тотемского. Преподобный Феодосий Суморин родился в Вологде около 1530 года. Достигнув совершеннолетия, Феодосий решился посвятить свою жизнь служению Богу, для чего принял монашеский постриг в Спасо-Прилуцком монастыре. Обитель вела большую торговлю солью, которая выпаривалась в Тотьме. Монах Феодосий был направлен в Тотьму для контроля над ее производством. Здесь, на берегу реки Песья Деньга, в 1554 году он основал новый монастырь. Феодосий подал прошение в Москву для отмены налога на соль и в 1555 году получил грамоту от царя Ивана IV. Спасо-Суморин монастырь вскоре стал одной из самых богатых православных обителей вдоль реки Сухона, несмотря на то, что он состоял почти полностью из деревянных сооружений до конца XVIII века. Ныне существующие архитектурные памятники были построены позднее, чем церкви в центре города. Долго ли стояли церковь и другие здания, построенные преподобным Феодосием, неизвестно. В 1613 году, при нападении поляков и литовцев на Тотьму, монастырь, по-видимому, был разорен. В отписках монахов Прилуцкого монастыря сказано, что убитых старцев и слуг Прилуцкого монастыря «похоронити некому,– нет в Тотьме священников ни черных, ни белых», «а здесе, государи отнюдь некому погребати, нет священников нигде, все высечены». Позднейшие же документы отмечают, что не все белые священники и черные монахи были перебиты, например, часть братии Суморина монастыря успела спастись, скрывшись в ближайших лесах, и после ухода неприятеля возвратилась, чтобы восстановить монастырь. В писцовых книгах за 1685 год указывается на следующие постройки в Спасо-Суморином монастыре: - ветхая деревянная Преображенская церковь, основана была в 1554 году преподобным Феодосием; - строящаяся каменная Преображенская церковь с трапезною и Воскресенским приделом; - деревянная шатровая колокольня с десятью колоколами, с часами и «железным боем»; - семь деревянных келий. В 1693, 1694 и 1702 годах тотемский Спасо-Суморин монастырь посещал Государь Петр Великий.

http://sobory.ru/article/?object=00367

40. ГЕДЕОН Высоцкий, Великороссиянин, по окончании курса наук в Московской Академии пострижен в монашество и определён Строителем в Перервинский монастырь, потом произведён в Игумена Московского Крестовоздвиженского монастыря, а из Игуменов произведён в Архимандрита в Казанский Спасо-Преображенский монастырь, из коего переведён в первоклассный Свияжский Богородицкий. После того определён во Владимирский Царя Константина. Отсюда переведён в Колязин и там скончался в 1808 году. 41. АРСЕНИЙ Домонт, Малороссиянин, священнический сын, по окончании курса наук в Переяславской семинарии пострижен в монашество в Севской Епархии в 1784 году, и в том же году произведён в Игумена, в 1789 году в Архимандрита, в 1794 году Марта 20 дня переведён в Казанский Спасо-Преображенский монастырь, оттуда в 1797 году переведён в Вяжицкий, а в 1798 году – в Нежинский Благовещенский, и там скончался. 42. КСЕНОФОНТ Троепольский, Великороссиянин, по окончании курса наук в Севской семинарии пострижен в монашество. В 1796 году произведён в Архимандрита в Зеленецкий монастырь. В 1798 году, Февраля 1, переведён из Зеленецкого монастыря в Казанский Спасо-Преображенский, а в 1799 году – в Свияжский Богородицкий монастырь. Ныне Епископ Владимирский и Ордена Св. Анны 1 класса Кавалер. 43. АНТОНИЙ Соколов, Казанской Епархии уроженец, обучался в Казанской Семинарии и по окончании курса был учителем разных классов с 1792 года, потом Префектом, и в этом звании в 1799 году, Августа 30, произведён в Архимандрита монастыря сего и вскоре определён Ректором. Ныне Епископ Воронежский и Ордена Св. Анны 1 класса Кавалер. 44. ЕПИФАНИЙ Канивецкий, Малороссиянин, по окончанию курса наук в Переяславской Семинарии, пострижен в монашество и был в оной учителем до Риторического класса, потом определён учителем Риторики же в Новгородскую Семинарию, а вскоре после того произведён в Архимандрита в Виленский Святодухов монастырь и определён на чреду священнослужения в Санкт-Петербурге. В 1808 году, Февраля 6, из Виленского Святодухова монастыря, не быв в том, переведён в Казанский Спасо-Преображенский и определён Академии Ректором. В 1811 году, Января 7 пожалован Орденом Св. Анны 2 класса. Преображенский Кенский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Основные центры православного паломничества включены в Национальный атлас России Москва, 16 июня 2009 г. Основные центры православного паломничества впервые включены в четырёхтомный Национальный атлас России, изданный в 2008 году под эгидой Министерства экономического развития России и Федерального агентства геодезии и картографии, сообщает сайт Паломнического центра Московского Патриархата . Том 4 даёт последовательное раскрытие хода и результатов исторического процесса становления и развития Российского государства от момента его зарождения до настоящего времени, а также комплексную характеристику и свод современной пространственно-временной информации и знаний о культуре, культурном и природном наследии России. Именно в этом томе в разделе «Познавательный туризм» можно найти основные центры религиозного туризма и паломничества, включая Православие, ислам и буддизм. Раздел даёт информацию об основных туристско-рекреационных районах, а также зонах и территориях познавательного туризма. Описываются ключевые объекты культурно-познавательного туризма, природно-познавательного туризма, куда отнесён религиозный туризм и паломничество, а также объекты этнографического туризма. На представленной карте четвёртого тома Атласа указаны основные центры религиозного туризма и паломничества, из которых 30 центров относятся к Православию: Спасо-Преображенский Соловецкий и Троицкий Антониево-Сийский мужские монастыри Архангельской и Холмогорской епархии; Боголюбский, Покровский Суздальский и Спасо-Преображенский Муромский Новодевичий монастыри Владимирской епархии; Спасо-Прилуцкий Димитриев, Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри Вологодской епархии; Залонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь Липецкой и Елецкой епархии; Алапаевский монастырь по имя Новомучеников Российских Екатеринбургской и Верхотурской епархии; Введенская Оптина пустынь и Рождества Богородицы Пафнутьев Боровский мужской монастырь Калужской и Боровской епархии; Троицкий Ипатьевский мужской монастырь Костромской и Галичской епархии; Свято-Троице-Сергиева Лавра, Саввино-Сторожевский, Иосифо-Волоцкий, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастыри Московской епархии, Троицкий Серафимо-Дивеевский и Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женские монастыри Нижегородской и Арзамасской епархии; Успенский Псково-Печерский, Успенский Святогорский и Спасо-Преображенский Мирожский монастыри Псковской и Великолуцкой епархии; Троицкая Александро-Невская Лавра, Спасо-Преображенский Валаамский и Троицкий Александро-Свирский мужские монастыри Санкт-Петербургской и Ладожской епархии; Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь Смоленской и Вяземской епархии; Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь Саранской и Мордовской епархии; Нило-Столобенская пустынь Тверской епархии; Толгский Введенский и Троице-Сергиев Варницкий монастыри Ярославской епархии.

http://pravoslavie.ru/30778.html

Хутынь. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Новый Спасо-Преображенский собор возводился в начале XVI века. Архимандрит Макарий (Миролюбов), автор обстоятельного «Археологического описания церковных древностей в Новгороде и его окрестностях», изданного в 1860-е годы, указывает: «Собор сей был построен монастырскою казною из камня и кирпича, квадратным, с четырьмя столбами внутри, с пятью главами над кровлею и с тремя полукружиями на восток». В 1515 году его освятили. Образцом для нового соборного храма послужил Успенский собор Московского Кремля. В XVI веке на Руси возводили довольно много подобных храмов. В Новгороде, незадолго до этого приведенном Москвой к повиновению, строительство «типично-московского» храма имело еще и политический характер. Со всем тем, нельзя сказать, будто Спасо-Преображенский собор вовсе лишен новгородских черт. Искусствовед и археолог М.К. Каргер (1903-1976) совершенно справедливо отмечает, что существование новгородской архитектурной школы «не закончилось с падением политической независимости Новгорода». Еще раньше на это указывал архимандрит Макарий: «Судя по тому, - писал он, - что Спасо-Преображенский собор в Хутынском монастыре строился тогда, как Новгород находился под московскою державою и даже под управлением московского митрополита, надлежит принять, что он строен по образцу московских храмов. Но, с другой стороны, в архитектуре собора нет таких особенностей, коими он отличался бы от древних новгородских церквей, кроме разве того, что он построен без хор и вход в купол у него не с южной и западной стороны, а в алтаре с восточной». «По описи 1642 года, - продолжает архимандрит Макарий, - собор был о пяти главах, обитых дубовою чешуею. На большой главе крест был деревянный, обитый медью золоченою, с яблоком также медным позолоченным, а на прочих главах кресты были железные. Вход в соборную церковь был с трех сторон. С западной стороны двери створчатые, обитые белым железом; с северной стороны двери были створчатые дощатые, обитые с одной стороны черным, а с другой внутренней белым железом, и при них дверцы были деревянные решеткою».

http://sobory.ru/article/?object=05335

1. Благословить открытие Знаменского женского монастыря в городе Ковров Владимирской области. 2. Назначить монахиню Афанасию (Воловик) на должность настоятельницы Свято-Знаменского женского монастыря в городе Ковров Владимирской области. СЛУШАЛИ: 6. Прошение Преосвященного архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла об изменении названия Покровского женского монастыря на Мологский Покровский женский монастырь и о назначении монахини Феодориты (Марковой) на должность настоятельницы указанного монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Изменить наименование Покровского женского монастыря на Мологский Покровский женский монастырь. 2. Назначить монахиню Феодориту (Маркову) на должность настоятельницы Мологского Покровского женского монастыря Ярославской епархии. СЛУШАЛИ: 7. Прошение Преосвященного епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа об освобождении игумении Евгении (Подолещенко) от обязанностей настоятельницы Свято-Никольского женского монастыря города Приволжска Ивановской области по состоянию здоровья. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить игумению Евгению (Подолещенко) от обязанностей настоятельницы Свято-Никольского женского монастыря города Приволжска Ивановской области. СЛУШАЛИ: 8. Прошение Преосвященного епископа Пензенского и Кузнецкого Вениамина о назначении иеромонаха Нестора (Люберанского) на должность наместника Спасо-Преображенского монастыря города Пензы. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить иеромонаха Нестора (Люберанского) на должность наместника Спасо-Преображенского монастыря города Пензы. СЛУШАЛИ: 9. Прошение Преосвященного епископа Саратовского и Вольского Лонгина об открытии Спасо-Преображенского мужского монастыря города Саратова и о назначении игумена Пимена (Хеладзе) на должность наместника указанного монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Спасо-Преображенского мужского монастыря города Саратова. 2. Назначить игумена Пимена (Хеладзе) на должность наместника Спасо-Преображенского мужского монастыря города Саратова. СЛУШАЛИ: 10. Прошение Преосвященного епископа Майкопского и Адыгейского Тихона о назначении игумена Герасима (Буняева) на должность наместника Свято-Михаило-Афонской мужской пустыни поселка Победа Майкопского района.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1434632...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви посетил Спасо-Преображенский мужской монастырь в Енисейске 13 сентября 2012 г. 15:00 13 сентября 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона , губернатора Красноярского края Л.В. Кузнецова и членов официальной делегации Русской Православной Церкви прибыл в город Енисейск. На вертолетной площадке Его Святейшество встречали епископ Енисейский и Норильский Никодим , полномочный представитель губернатора Красноярского края в Приенисейском территориальном округе Ю.Н. Захаринский, глава г. Енисейска И.Н. Антипов, глава Енисейского района С.В. Ермаков, духовенство Енисейской епархии . Святейший Патриарх Кирилл посетил Спасо-Преображенский мужской монастырь г. Енисейска. У врат обители Святейшего Владыку встречали наместник игумен Никанор (Анфилатов) с братией, представители казачества, учащиеся городской православной гимназии. После молитвы в монастырском храме Предстоятель обратился к собравшимся с приветственным словом. В дар обители Святейший Владыка передал икону Собора Архистратига Михаилас памятной надписью. Пообщавшись с паствой, Святейший Патриарх Кирилл направился в архиерейские покои. Здесь Его Святейшество приветствовали представители руководства г. Енисейска, которые преподнесли в дар Первосвятителю картину с изображением Спасо-Преображенского монастыря. Спасо-Преображенский мужской монастырь г. Енисейска — старейший монастырь Красноярской митрополии. Основан не позднее 1642 г. на месте молитвенных подвигов инока Тимофея Иванова (1592 г.). Во владении монастыря были вотчины, солеваренный завод, мельницы, всесословное духовное училище. Летопись монастыря велась с 1804 г., библиотека насчитывала 300 книг. В 1920-х гг. монастырь был закрыт и подвергся разграблению, в 1937-1938 гг. на его территории происходили массовые расстрелы. В 1990 г. в обители началось возрождение монашеской жизни. К настоящему времени полностью восстановлены главный храм и братский корпус, продолжаются реставрационно-восстановительные работы. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/2468346.ht...

Куровское. Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1858. Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Куровской Координаты: 55.582997, 38.880339 Проезд:с Казанского вокзала до ст. Куровская, далее автобус или маршрутка 33, остановка напротив святых ворот монастыря Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Гуслицкий Преображенский монастырь, заштатный, в 50 верстах от уездного города Богородска, близ села Запонорья. Основан в 1859 году с миссионерской целью; в монастыре бывают собеседования со старообрядцами. Здесь находится весьма чтимая икона Нерукотворенного Спаса, которая носится по окружным селам и деревням. При монастыре миссионерская библиотека, двухклассная школа и больница. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь был основан в 1858 году по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. По мысли святителя, обитель должна была сочетать традиционное монашеское делание с миссионерством и обучением детей. Первым строителем и настоятелем Спасо-Преображенского монастыря стал игумен Парфений (Агеев). Выбирая место для будущей обители, игумен Парфений обратил внимание на деревянную Преображенскую церковь, основанную еще митрополитом Московским Фотием в XV веке. Местные жители поведали строителю и миссионеру старинное предание о монастыре, который до татарского нашествия находился на противоположном берегу реки Нерской. Именно здесь игумен Парфений и начал возведение обители. Благодаря инициативе первого игумена и помощи митрополита Филарета монастырь быстро развивался и уже в течение первых двух лет здесь собралось 50 человек братии, хотя планировалось только 33 по числу земных лет Спасителя. В монастыре было четыре храма: большой каменный (летний) Спасо-Преображенский собор, храм в честь иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " , деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, храм Воскресения Христова.

http://sobory.ru/article/?object=00808

По описи 1670 года, на острове располагались три каменных храма. Внутренность Спасо-Преображенского собора отличалась особым великолепием и необыкновенным множеством икон (их в храме было около 150), которые имели золоченые серебряные оклады, некоторые были украшены драгоценными камнями и жемчугом. На колокольне было десять колоколов. В ризнице хранились напрестольные Евангелия, украшенные бархатом и серебром, священнические облачения, вышитые жемчугом, в библиотеке хранилось 364 книги, из них шесть древних рукописных, на пергамене. В результате секуляризационной реформы 1764 года Спасо-Каменная обитель была определена в третий, низший, класс монастырей. Пожар и упразднение монастыря в 1774 году В 1774 году сильный пожар уничтожил деревянный ряж вокруг острова вместе с кельями. Из каменных сооружений более всего пострадал Спасо-Преображенский собор и надвратная церковь Иоанна Предтечи. Удалось спасти лишь самые дорогие святыни: мощи преподобного Иоасафа Каменского, несколько образов, наиболее древние и ценные предметы богослужения, облачения, книги. Спасо-Каменный монастырь упразднили, так как не нашлось нужных средств для возобновления после пожара. Оставшееся от пожара имущество передали на хранение в Спасо-Прилуцкий монастырь . Настоятеля с братией определили в Вологодский Свято-Духов монастырь , который с 1775 года указом Святейшего Синода был переименован в Спасо-Каменный. Восстановление монастыря Вид Спасо-Каменного монастыря с южной стороны. Литография 1886 года 17 июня 1870 года монастырь посетил великий князь Алексей Александрович, совершая путешествие по водной системе из Петербурга в Архангельск. Пробыв в монастыре около часа, князь пожаловал на благоустройство обители 100 рублей. В 1876 году на острове с разрешения епархиального начальства была открыта первая в губернии спасательная станция Императорского Российского Общества спасения на водах. На крыше братско-настоятельского корпуса был установлен маяк большой мощности (керосиновая лампа), свет которого был виден за 20 верст, а во время туманов и зимних метелей ориентиром для путешественников был звук специального колокола. Четыре матроса-гребца под руководством атамана и немногочисленная братия днем и ночью, зимой и летом спешили на помощь терпящим бедствие людям, при этом каждый раз рискуя собственной жизнью. Руководил работой станции настоятель – архимандрит Павел. Он лично принимал участие в спасательных работах.

http://drevo-info.ru/articles/25481.html

После пожара 24 июля 1774 г. Спасо-Каменный мон-рь был упразднен, братия переведена в вологодский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь , куда вместе с уцелевшим от пожара имуществом были переданы и мощи И. С этого времени Свято-Духов мон-рь стал именоваться Спасо-Каменным. Сначала мощи святого находились в соборе в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, откуда 27 нояб. 1867 г. были перенесены в ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение», с юж. стороны к-рой был освящен придел во имя И. В 1801 г. Спасо-Каменный мон-рь был восстановлен с наименованием его Спасо-Преображенской Белавинской пуст. В 1892 г. ковчег с мощами И. был перемещен из Свято-Духова мон-ря в Белавинскую пуст., к-рая с того времени стала вновь называться Спасо-Каменным мон-рем. Крест с частицами мощей преподобного остался в Свято-Духовом мон-ре. В 1925 г. Спасо-Каменный мон-рь был закрыт. В наст. время ковчег с мощами И. находится в верхнем храме кафедрального собора в честь Рождества Пресв. Богородицы в Вологде. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. Ист.: Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//ПС. 1861. Ч. 1. С. 197-216; То же//Памятники письменности в музеях Вологодской обл.: Кат.-путев. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 2: Рукописные книги XIV-XVIII вв. Вологодского обл. музея. С. 407-417; РИИР. Вып. 2. С. 104; Описание о российских святых. С. 251; Прохоров Г. М. Житие Иоасафа Каменского//КЦДР: Севернорус. мон-ри. СПб., 2001. С. 330-349; Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский мон-ри и их обитатели/Изд. подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 42-76; Жития Иоасафа Каменского, Александра Куштского и Евфимия Сянжемского: Тексты и словоуказ./Под ред. А. С. Герда. СПб., 2007. С. 5-11, 37-78, 88-89; Минея (МП). Сент. М., 2003. С. 318-329; Тропари и кондак прп. Иоасафу Каменскому//ЖМП. 1978.

http://pravenc.ru/text/578044.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010