Спасо-Вифанский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Вифанский мужской монастырь был основан в 1783–1787 годах Московским архиепископом (с 1787 года митрополитом) и священно-архимандритом Троцкой Сергиевой лавры Платоном Левшиным, как пустынь «для успокоения своея старости» и кладбище «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы Лавры». Содержание История [ править править код ] В трех километрах от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры , на юго-восточной окраине Сергиева Посада расположен Спасо-Вифанский монастырь. Этот знаменитый монастырь был основан в 1783–1787 годах Московским архиепископом (с 1787 г. митрополитом) и священноархимандритом Лавры Платоном Левшиным , как пустынь «для успокоения своея старости» и кладбище «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы Лавры». Центром Вифании стал небольшой по размерам двухъярусный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1783–1785 годах. Собор был построен «овальной фигурой», что усиливало цельность его облика и возрождало, пусть в миниатюрных размерах, образ раннехристианских храмов, включая Софийский собор в Константинополе. Сходство с храмами первых веков христианства усиливалось в интерьере Спасо-Преображенского собора, благодаря колоннаде, устроенной для поддержки хор верхнего яруса. Много позднее, колонны были заменены консолями. Спасо-Преображенский собор имел два престола: верхний в честь Преображения Господня и нижний в память воскрешения Христом праведного Лазаря. Сам Платон объяснял идею двухпрестольного храма так: «Один храм к другому имеет близкое отношение: ибо между воскресением и преображением есть союз таинственный. Выходя из нижнего храма, восходим на сей верхний. Так, выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоился воскресения». «Союз таинственный» воскресения и преображения нашел зримое воплощение и в объединении двух названных выше престолов в одном храме, и в необычном внутреннем убранстве Спасо-Преображенского собора, созданного по замыслу Платона.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Вифански...

Рославль. Спасо-Преображенский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не позже 1560. Ссылки:   Адрес: Россия, Смоленская область, г. Рославль, ул. Пролетарская, д. 52 Координаты: 53.951754, 32.862622 Изменить описание Храмы монастыря: Собор Спаса Преображения Церковь Александра Невского Часовня Тихвинской иконы Божией Матери Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Спасо-Преображенский мужской монастырь впервые упоминается во второй половине XVI в. В 1764 г. был оставлен за штатом, затем упразднен. В 1864 г. восстановлен. Два храма: собор во имя Спаса Преображения (1811-1819 гг.) и Александро-Невский храм (1857-1872 гг.). Окружен оградой с тремя башнями и воротами в псевдорусском стиле (1811-1819). Действует с 1996 г. Спасо-Преображенский монастырь, заштатный, в монастырской слободе города Рославля. Основан до 1560 года; в конце XVIII века обращен в приходскую церковь; восстановлен в начале XIX века. Здесь находятся две местно чтимые иконы: Тихвинская икона Божией Матери и святой великомученицы Варвары. Монастырю принадлежит в 3 верстах от него Кирилловская часовня. Здесь хранится древняя икона святых Афанасия и Кирилла Александрийских. Сюда 19 апреля совершается из монастыря крестный ход в память спасения государя императора Николая Александровича в бытность его наследником от угрожавшей ему в 1891 году опасности в Японии. Близ часовни монастырская школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» На высоком берегу реки Становки возвышается внушительный архитектурный ансамбль Спасо-Преображенского мужского монастыря. Центральное место в нем занимает пятиглавый Преображенский собор. В 2004 году исполняется 185 лет со дня построения и освящения этого храма. На том месте, где сейчас возвышается монастырский собор, в 1632 г. была построена одноглавая деревянная церковь во имя Преображения Господня. Она просуществовала до начала XIX в. К этому времени она настолько обветшала, что зимой даже снег проникал внутрь здания сквозь прогнившие кровлю и стены.

http://sobory.ru/article/?object=00469

В 2024 году планируется завершить реконструкцию Спасо-Преображенского храма Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря 6 января 2022 г. 10:12 Завершить реконструкцию Спасо-Преображенского храма Полоцкого Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря намерены в 2024 году. Работы ведутся планомерно, по графику. «Церковь уникальная по своей исторической значимости и тем работам, которые нужно провести. Спешить здесь нельзя, поскольку мы не имеем права что-то сделать не так на святом месте. Выверяется каждый шаг, идет серьезное научное сопровождение. Промахи здесь непростительны», отметил министр культуры Республики Беларусь Анатолий Маркевич. Государство вкладывает немалые деньги в реставрацию храма. Сейчас раскрыто меньше 50% фасада, ремонтируется кровля. «Предстоит еще много работы. На 2021 год было выделено 915 тысяч, на 2022-й порядка 1 миллиона. Суммы внушительные, но это того стоит, ведь это жемчужина нашей страны», добавил Анатолий Маркевич. 27 декабря 2021 года Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь  посетили  председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Наталья Кочанова, госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев и председатель Витебского облисполкома Александр Субботин во время рабочей поездки в город Полоцк. Высокие гости ознакомились с ходом реставрационных работ в Спасо-Преображенской церкви и обсудили строительство монастырских трапезной и гостиницы в преддверии празднования в 2025 году 900-летия обители. Спасо-Евфросиниевский монастырь был основан около 1125 года преподобной Евфросинией Полоцкой. До 1161 года на месте деревянной была построена каменная Спасо-Преображенская церковь. Она расписана уникальными фресками, которые на 90% сохранились. Первые реставрационные работы начались в 1991 году. У стен церкви в последние годы также идут раскопки. В 2015 году археологи установили, что храм в первоначальном виде был значительно больше. В свое время к нему были пристроены галереи, а со стороны входа находился экзонартекс. В 2018 году специалисты на глубине около 3 м откопали остатки помещения, где, предположительно, мог быть захоронен отец Евфросинии Полоцкой. Примеров такого подземелья в древнерусской архитектуре X-XIII веков в Восточной Европе не встречалось, что подтверждает индивидуальный подход при строительстве храма по заказу святой . Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

18 марта 2015 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения крестов восстанавливающегося Спасо-Преображенского собора. 22 июля 2015 года он возглавил в храме первую после почти 90-летнего перерыва Божественную литургию. 18 августа 2022 года, в канун престольного праздника храма — Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в Арзамасе на площади  Патриарха Сергия (Страгородского)  состоялась торжественная встреча старинной иконы «Спас Нерукотворный», отреставрированной для Спасо-Преображенской обители в епархиальных реставрационных мастерских. Встречу святыни возглавили митрополит Георгий, викарий Нижегородской епархии епископ Сормовский Иннокентий и настоятель обители игумен Феодосий (Какуркин). Спасо-Преображенский мужской монастырь в городе Арзамасе основан около 1555 (по другим сведениям — 1556) года. В 1578 году государь Иоанн Грозный отписал город Арзамас в удел своему сыну Феодору, который был набожен и уделял много внимания устроению монастырской жизни. Долгие годы монастырь был деревянный, построенный по древним традициям русского деревянного зодчества. Спасо-Преображенский соборный храм, построенный еще в XVI веке, первоначально тоже был деревянным. Он находился в северо-западной части обители, на самом высоком месте. Вокруг алтаря собора располагалось монастырское кладбище. В XVII веке обитель развивалась, взамен деревянных возводились каменные храмы и хозяйственные здания. В камне Спасо-Преображенский собор начали строить в 1638 году, это древнейшая и самая первая каменная церковь Арзамаса. К его постройке приступили при игумене Ионе. Но в том же 1638 году он был переведен в Новоспасский монастырь, и строительство завершилось при его преемнике игумене Корнилии. Собор был освящен не позже 1643 года. Первоначальный вид каменного собора сильно изменился в XVIII столетии, когда к объему храма была пристроена обширная трапезная с сильно развитым крыльцом и папертью. Были растесаны старинные окна и одеты характерными для XVIII века наличниками, резко отличающимися по стилю от сохранившихся в алтарной части форм ранних оконных проемов. Были разобраны крыльца. Конструкция кровли также была сильно изменена: килевидные кокошники, которыми ранее завершалось здание, заменили на четырехскатную кровлю.

http://patriarchia.ru/db/text/6049383.ht...

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь Монастырь XII века. Находится на берегу реки Великой в районе завеличья. В 1156 году в Пскове в период княжения Святополка Мстиславича, брата благоверного князя Всеволода Гавриила на левом берегу реки Великой при устье речки Мирожи, по инициативе епископа Новгородского и Псковского Нифонта, был основан Спасо-Мирожский монастырь. По заказу Нифонта новгородской строительной артелью была построена главная монастырская церковь во имя Преображения Господня. Сразу после окончания строительства храм был расписан фресками. Нифонт обеспечил обитель большими земельными наделами. Есть основание думать, что обитель существовала еще раньше, потому, что в это же время в Мирожской обители становится известным преподобный Авраамий, уже игумен монастыря, скончавшийся и погребенный в Мирожской обители 7 октября 1158 года, два года спустя после строительства первого ее храма. В 2021 году исполнилось 865 лет от первого упоминания в Новгородской Первой летописи каменного Спасо-Преображенского собора в междуречье рек Великой и Мирожки. Есть основание думать, что обитель существовала раньше, чем первое упоминание в 1156 году о Спасо-Преображенском соборе. В научной литературе по вопросу даты основания Мирожского мужского монастыря в разное время высказывались разные мнения. Леонид Алексеевич Творогов – ученый, создатель Древлехранилища Псковского музея, филолог, краевед, археограф, собиратель и хранителя древних рукописей, считал, что Мирожский монастырь за рекой Великой был основан в начале XI века новгородским князем Ярославом Владимировичем и псковским князем Судиславом, а Новгородский владыка Нифонт построил каменный собор на месте древнего деревянного храма. Справедливости ради, уточним, что Ярослав Мудрый бывал в Пскове в этот период и доподлинно известно, а его его родной брат Судислав, младший сын Владимира Крестителя, стал в 1014 году князем Пскова. О его правлении известно немногое, и продлилось оно не так уж долго, но по каким-то причинам Ярослав счел его опасным для себя и заточил в 1036 году в темницу на долгие 23 года. После освобождения первый князь псковский ушел в монастырь, где и провел остаток своей жизни. В этот же период Ярослав Мудрый основывает и город Юрьев, нынешний Тарту. Поэтому версия о создании обители в междуречье Великой и Морожки вполне жизнеспособна.

http://pravoslavie.ru/149225.html

Спасо-Преображенский собор по своей конструкции четерехстолпный крестово-куполный трехглавый храм, с позакомарным покрытием, на высоком подклете. С трех сторон окружен галереями - открытыми двухъярусными с запада и юга (последняя перестроена), с севера - закрытая двухъярусная, пристроена в XVII в. Главы собора шлемовидные, первоначально были покрыты «белым луженым немецким железом». В архитектуре Спасо-Преображенского собора встречаются элементы ордерной системы и фрагменты декора, указывающие на влияние итальянской ренесансной архитектуры, но в целом для декоративного решения памятника характерна простота и строгость, свойственные русской архитектуре XVI в. На протяжении своего существования Спасо-Преображенский собор неоднократно перестраивался, в результате чего его облик изменился до неузнаваемости. Наиболее значительные переделки были в 1709-1727, 1768-1780, 1811-1812, 1814, 1817 г.г. Архитектурная реставрация проводилась с 1919 г. в несколько этапов, самый главный и завершающий проходил в 1957-1961 г.г. под руководством архитектора Е.М. Караваевой. В результате древний облик Спасо-Преображенского собора полностью восстановлен. Интерьер Спасо-Преображенского собора расписан в 1563-1564 г.г. московскими и ярославскими мастерами. Об этом свидетельствует летопись, расположенная в двух круглых клеймах на внутренних гранях западных столпов: «…подписывали мастеры московские Ларион Леонтьев сын да Третьяк да Федор Никитины дети да ярославцы Афанасий и Дементий Сидоровы дети». Братья Афанасий и Дементий Сидоровы - первые ярославские художники, имена которых известны. На сегодняшний день это единственный в России сохранившийся памятник монументальной живописи грозненского времени, имеющий точную дату росписи и имена мастеров. Система росписи Спасо-Преображенского собора традиционна. Живопись обладает высокими художественными достоинствами, характеризуется монументальностью и духовностью. Особенно интересны композиции: Преображение, Сорок мучеников Севастийских, Покров Богородицы, Семь Вселенских соборов и др.

http://sobory.ru/article/?object=05743

Тем же вы, вручённые в паству его, Архимандрита Иустина, не будьте отметники, но послушники Христовы, да обрящете от Него милость в день судный; он же, Архимандрит Иустин долженствует проповедать слово Господне всем православным Христианам, дабы жили, по заповедям Божьим, мирских же всякого чина и возраста людей он Архимандрит в духовность к себе да не приемлет. Известного же ради свидетельства, как от Нас благословен, и чинно на степень Архимандричества возведён и рукоположен, вручена ему эта Наша писаная настольная грамота, рукой Нашей подписанная и печатью утверждённая. Да всяк, взявший и прочитавший настольную эту грамоту, свидетельствующую его Архимандричество, имеет его Архимандрита честным, и по закону Божьему и Святых Отцов учению во всём да слушает его. Написано в Нашей Архиерейской кафедре, и дано в Москве в Нашей, что на Крутицах, Соборной кафедральной церкви Успения Пресвятой Богородицы лета от мироздания 7267, от Рождества же Христова 1759, Июня 28 дня. На подлинной грамоте вверху надписано так: Иларион, Епископ Сарский и Подонский. Смиренный Амвросий, милостью Божьей Епископ Сарский и Подонский и Архимандрит Воскресенский Новоиерусалимский. К этой грамоте приложена печать красного воска с благословляющей рукой, на шёлковом шнуре. В 1707 году, Октября 1 дня, Преосвященный Амвросий, Архиепископ Крутицкий, дозволил Архимандриту Симеону носить мантию со скрижалями; но после этого Архимандрита Настоятелями были Игумены до 1798 года, с которого доныне на основании Указа 1797 года паки Архимандриты. Монастырь этот состоит в третьем классе степенью 52. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь См. Валаамский Спасо-Преображенский. Спасо-Преображенский Казанский монастырь См. Преображенский Казанский. Спасо-Преображенский Краснослободский монастырь См. Краснослободский Преображенский. Спасо-Преображенский Пензенский монастырь 3 класса мужской, находящийся в Губернском городе Пензе между городской стеной и рекой Пензой, построен в 1689 году по грамоте Государей Царей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича и по благословению Иоакима, Патриарха Всероссийского, по желанию и прошению города Пензы и окрестных дворян и посадских людей собственным их иждивением.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Каменный, остров. Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Собор Спаса Преображения. /// Объект утрачен Фото 1920-х гг. из статьи С. С. Подъяпольского «Архитектурные памятники Спасо-Каменного монастыря» в Сборнике «Древне-русское искусство.Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств XIV-XVI вв.».с.448 Дмитрий Волохов 1 апреля 1920 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Каменный, остров. Собор Спаса Преображения на территории Спасо-Каменного Преображенского монастыря Спасо-Преображенская церковь, 1481 г., построена сыном великого князя Василия Тёмного Андреем Васильевичем Меньшим. Каменная, двухэтажная, холодная, престолы в честь: Преображения Господня - главный, Трех святителей Московских. Более двухсот лет строения на острове были только деревянными. После большого пожара, уничтожившего все монастырские постройки, в 1478 году приступили к строительству первого каменного храма на всём русском Севере - Спасо-Преображенского собора, оконченного и освящённого в 1481 году. Строительство велось на вклад удельного князя Андрея Меньшого, который владел Вологдой, Кубеной и Заозерьем. Белый камень для него доставляли из Старицы, а кирпич - из Твери. Кирпич представлял собой плоскую плинфу, век массового применения которой в строительстве на Руси тогда как раз подходил к концу. Было высказано много предположений о том, откуда были мастера, построившие собор. В настоящее время есть основания полагать, что зодчие были приглашены из Ростова, ведь и сам монастырь в XV веке входил в состав Ростовской епархии. В архитектуре собора прослеживалось влияние московского и ростовского зодчества. В своём первоначальном виде Спасо-Преображенский собор представлял собой четырёхстолпный трёхапсидный крестово-купольный храм на невысоком подклете. В завершении были три яруса кокошников и две главы: большая - в центре и маленькая - над юго-восточным углом, где находился придел. Обильный декор, покрывавший стены, апсиды и барабаны глав, состоял из керамических рельефных плиток, поребрика, бегунца и нишек. Собор Спасо-Каменного монастыря послужил образцом для возведения последующих храмов в северных монастырях - Ферапонтовом, Кирилло-Белозёрском, Спасо-Прилуцком.

http://sobory.ru/article/?object=10164

Сразу после 1917 года начались гонения на церковь и изъятие ценностей. В 1922 году из монастыря были вывезены все ценные вещи - изъята серебряная и позлащёная церковная утварь, собрание древнерусских икон и особо уникальные книги из знаменитой монастырской библиотеки, а сам монастырь закрыт. В тот же год Преображенский собор приспособили под временный склад реквизируемого имущества перед отправкой в Москву. Спустя некоторое время собор приспособили под столовую для вселившихся в здания обители воспитанников детского дома. Здание собора перепрофилируют и перестраивают. В 1940-х гг. демонтируют купола. До войны на территории бывшего Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря размещался Дом инвалидов, в соборе продолжала действовать столовая, которую потеснил хозяйственный склад. В начале 1960-х гг. в бывшей обители разместили диспансер и интернат для пациентов с психическими отклонениями. Спасо-Преображенский собор постепенно ветшал, как и другие здания монастыря пришёл в аварийное состояние, ремонтные работы не проводились. Лишь летом 1998 года собор вернули образовавшейся в 1994 году православной общине, началось восстановление Гуслицкой обители. В 2001-2004 года в храме проводились основные ремонтно-восстановительные работы. 19 августа 2008 года, в день праздника Преображения Господня, в Гуслицком Спасо-Преображенском монастыре города Куровское митрополит Ювеналий совершил великое освящение собора обители в честь Преображения Господня. В этот день отмечалось 150-летие со дня основания монастыря. Из книги Глушкова В. Г. Монастыри Подмосковья. - М.: Вече, 2005 и сайта www. monasterium.ru/монастыри/Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь в городе Куровское Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Преображенский собор строился между 1879 и 1886 гг. по проекту, представляющему свободную интерпретацию объемно-пространственной композиции московского храма Христа Спасителя. В декоре использованы элементы древнерусского зодчества XVII в. Храм имеет приделы Николая Чудотворца и Георгия Победоносца. В подклете освящен храм преп. отцов Киево-Печерских. 27 мая 2014. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=13975

Село Мгар расположено в нескольких километрах западнее города Лубны. Если ехать по трассе Е40 (М03) из Киева в Полтаву, то на Лубенской окружной дороге заметите указатель местного Спасо-Преображенского монастыря. Именно благодаря этому монастырю известно на всю Украину село Мгар. Мгарский Спасо-Преображенский монастырь основан в 1619 г. на средства княгини Раины Могилянки Вишневецкой и построенный митрополитом Исаией Копинским (тогда игуменом Густынским и Подгорским). В состав комплекса монастыря входят: Преображенский собор, 1684 г. Колокольня, 1785 г. Дом настоятеля, 1786 г. Гостиница, вторая половина XIX в. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, конец XIX в. В 1654 г., 25 февраля, на обратном пути из Москвы в Константинополь в монастырь прибыл Царьгородский Патриарх Афанасий III (Пателарий). Патриарху в то время было уже почти 60 лет и здоровье его было подорвано. Афанасий тяжело заболел и предал Богу душу 5 апреля 1654 г. По его завещанию он был похоронен в монастыре. По обряду погребения Царьгородских патриархов, его тело в сидячем положении разместили в каменной гробнице, которая была установлена у царских ворот монастырского храма Преображения Господня. Через восемь лет патриарх Афанасий был канонизирован. Спасо-Преображенский собор В 1684 г. на месте деревянной церкви, на средства гетманов Ивана Самойловича и Ивана Мазепы и по проекту талантливого виленского зодчего Иоганна-Баптиста Зауэра, в содружестве с местными мастерами М. Томашевским и А. Пирятинским, был заложен каменный Спасо-Преображенский собор. Закончено строительство в 1692 г. Внутренние росписи и золочение иконостаса осуществлял лубенский мастер И. Иванович. После смерти Баптиста достраивал собор местный умелец А. Пирятинский, руководил плотницкими и столярными работами Д. Ворона. В росписи монастырских зданий принимал участие украинский художник И. Максимович. В основу композиции собора положен тип крестово-купольного храма с широкой средней частью и центральным куполом. И. Баптист и М. Томашевский при решении фасадов собора применили четкое ордерное членение стен. По высоте они поделены на два яруса и украшены плоскими пилястрами ионического ордера на углах и в пролетах. Лепные украшения были выполнены в первой половине XVIII ст. при реставрации после пожара. Лепка носит барельефный характер и включает элементы растительного орнамента.

http://sobory.ru/article/?object=07368

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010