Память о нем чтут русские люди, вспоминая святое крещение, и прославляют Бога молитвами, песнями и псалмами, воспевая их Господу, новые люди, просвещенные Святым Духом, ожидая надежды нашей, великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; он придет воздать каждому по трудам его неизреченную радость, которую предстоит получить всем христианам.    Об убиении Бориса    Святополк сел в Киеве по смерти отца своего, и созвал киевлян, и стал давать им дары. Они же брали, но сердце их не лежало к нему, потому что братья их были с Борисом. Когда Борис уже возвратился с войском назад, не найдя печенегов, пришла к нему весть: «Отец у тебя умер». И плакался по отце горько, потому что любим был отцом больше всех, и остановился, дойдя до Альты. Сказала же ему дружина отцовская: «Вот у тебя отцовская дружина и войско. Пойди, сядь в Киеве на отцовском столе». Он же отвечал: «Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца». Услышав это, воины разошлись от него. Борис же остался стоять с одними своими отроками. Между тем Святополк, исполнившись беззакония, воспринял мысль Каинову и послал сказать Борису: «Хочу с тобою любовь иметь и придам тебе еще к полученному от отца владению», но сам обманывал его, чтобы как-нибудь его погубить. Святополк пришел ночью в Вышгород, тайно призвал Путшу и вышгородских мужей боярских и сказал им: «Преданы ли вы мне всем сердцем?». Отвечали же Путша с вышгородцами: «Согласны головы свои сложить за тебя». Тогда он сказал им: «Не говоря никому, ступайте и убейте брата моего Бориса». Те же обещали ему немедленно исполнить это. О таких сказал Соломон: «Спешат они на неправедное пролитие крови. Ибо принимают они участие в пролитии крови и навлекают на себя несчастия. Таковы пути всех, совершающих беззаконие, ибо нечестием изымают свою душу». Посланные же пришли на Альту ночью, и когда подступили ближе, то услыхали, что Борис поет заутреню, так как пришла ему уже весть, что собираются погубить его. И, встав, начал он петь: «Господи! За что умножились враги мои! Многие восстают на меня» (Пс.3:2); и еще: «Ибо стрелы твои вонзились в меня; ибо я готов к бедам, и скорбь моя...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3693...

Мирские люди очень редко вкушают животворящую пищу и питие Тела и Крови Христа Бога, и потому неудивительно, что они любят пищу и питие плотские до пристрастия; тебе же, иерею, вкушающему животворящие Тайны Тела и Крови Христовых, непростительно любить страстно тленные брашна и пития, прилепляться к сладостям земным и скоропреходящим. У тебя есть величайшая, вечная сладость – Христос. Оставляй же обильно вкушать тленную пищу и питие тем, которые не имеют счастия вкушать часто нетленной пищи и питаются только тленною. Дай им это утешение, а сам ни во что вменяй телесные брашна. Стой мужественно против обольщений плоти и врага. Когда враг будет запинать тебя страстию сребролюбия и чревоугодия, тверди в сердце слова: Иисусе, сокровище мое нетленное, Иисусе, богатство неистощимое, Иисусе, пище крепкая, Иисусе, питие неисчерпаемое, Иисусе, сладосте сердечная, Иисусе, крепосте телесная, Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя. Славлю силу имени Бога моего. Пришли ко мне гости частые, возмутилось сердце мое скупостию. Но сказал я: Бог моя надежда – и прошло мое возмущение! Февраля 6-го дня 1862 г. Говори: Бог моя надежда – хотя бы последним кусок брали у тебя, благородно или неблагородно. Благородно берут частые и докучливые гости; неблагородно, когда неправедно как-либо отнимают принадлежащее [тебе]. Говори: Бог моя надежда, хотя и сотый гость к тебе придет и сядет за твою трапезу. Покажи великое и благоприятное Господу упование на Него, как дивные преподобные отцы наши. Когда ты намерен был идти в гости и к тебе пришли гости, которые нередко к тебе ходят, не вознегодуй на них и не пренебреги ими, говоря: я пойду в гости сам, – но останься с ними, обласкай и утешь их, успокоив себя словами Писания: блаженнее давать, нежели принимать от других [ Деян. 20, 35 ]; лучше обласкать других, чем самому принимать ласки; лучше угощать, чем угощаться. Яко избавльшеся от злых, благодарственная восписую 25 Тебе, Богородице Дево: воззвал я к Тебе об избавлении меня от тесноты и пламени страсти моей, и Ты изъяла меня и поставила на пространне нозе мои 26 . Се, хотя адский лев ежеминутно ищет поглотить меня, запиная душу мою страстьми плотскими и злым унынием, но Ты, Господи Иисусе, и Ты, Владычице и Мати Спаса нашего, не даете ему поглотить меня, и, когда я с верою непостыдною и сокрушением сердца молю благость Твою, Господи Иисусе, и Твою, Благаго Царя благая Мати, Вы благостно изъемлете меня из самых челюстей адского льва и змия. Я наступаю на аспида и василиска и попираю льва и змия 27 . Почему? – Яко на Вас уповаю, яко познах имя Ваше, живое, благостное, славное и спасительное. Февраля 6-го дня 1862 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

4) При этом, чтобы ни малейшая капля вс. крови не осталась не проглоченною, священник должен брать ее в ложечку, как можно менее, и затем, как можно аккуратнее вытирать уста дитяти покровцем, или илитоном, так чтобы даже слюны, возбужденной причащением, не осталось на губках у младенца. 5) Для причащения младенцев (в больших особенно приходах) лучше всего назначить заранее какую либо одну определенную литургию, которую священник должен служить как можно ранее, и затем причащать детей, не торопясь, со всякою осторожностью, чтобы от малейшего недосмотра или поспешности не оскорбить св. таинства и не взять себе греха на душу. Само собой разумеется, что говоря все это, мы разумеем по преимуществу настоящих грудных младенцев в первые годы их жизни. Но если родители младенца могут засвидетельствовать, что оно удобно может употреблять пищу и сам священник найдет возможность согласиться с этим, то он может тогда причащать такового и св. телом и кровью вместе, разумеется употребляя при этом св. тела как можно меньше, чтобы его удобнее было проглотить дитяти. Так по крайней мере испокон веков ведется не только в пределах бывшей древней Киевской Митрополии, но и во многих местах Великороссии (Сравн. «По Пастырскому Богословию письма» прот. Евгения Попова , одобренные св. Синодом. Пермь 1874 г., стр. 70). Справедливо поступают те, которые, приобщая младенцев, когда нужно, одною св. кровью, говорят при этом только слова: «Честныя и святыя крови Господа и Спаса нашего Иисуса Христа приобщается младенец NN». Но при этом, равно как и при приобщении детей под обоими видами, когда произносится полная форма обращения к причащающемуся, на словах: «Причащается NN» нужно останавливаться. Затем слова: «Во оставление грехов» исключаются. § 146. Младенцев грудных на первых порах их жизни причащать запасными дарами, хотя бы в самой тяжкой необходимости, положительно нет основания, и родители таковых должны всего лучше обращаться по этому вопросу заранее к священнику с просьбой, чтобы он служил полную литургию и на ней приобщил данное дитя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В конце августа пришли результаты. На бюджет в Строгановку дочь не проходила, платное отделение мы не рассматривали, как и искусствоведение. В ПСТГУ оказалась в первой тройке на монументальной живописи. На филологическом факультете стояла на четвертом месте из четырех бюджетных. Что касается прочих вузов, ей звонили из МГПУ и просили побыстрее дать согласие на зачисление. Значит, прошла! В РГГУ списки тех, кто прошел в первом потоке, появились поздно, да и в целом была неразбериха. Мы перестали рассматривать вуз как перспективный. НИУ ВШЭ тоже — проходной балл был выше 300. Оставалось выбрать между живописью и филологией, МПГУ и ПСТГУ. Четыре ЕГЭ, рисунок и живопись в двух вузах. Дочь была на грани. Семьей поехали развеяться в Питер. И даже там я не унималась. Пыталась понять, чего дочь хочет на самом деле и кем мечтает быть: художником, филологом? Ждала от нее твердого решения, убедительности в аргументах. Ничего из этого добиться от 17-летнего подростка не получалось. «Оставь ее в покое», — говорил муж. А я думала: в жизни моей дочки происходит что-то важное, ошибка недопустима. Как оставить?  Сейчас понимаю, что вела себя некорректно. Вместо того, чтобы дать переключиться, расслабиться, только и говорила о поступлении. Два дня на решение были настоящим триггером для меня.  «Посмотри на мозаики, прекрасные! И ты будешь всю жизнь колоть смальту и выкладывать образы на стенах», — говорила я, чуть иронизируя. Мы тогда пришли в храм Спаса на Крови. Я искренне рассчитывала увидеть восторг и радость от соприкосновения с шедеврами. Не увидела! Мы были в музее-квартире Куинджи, в Казанском соборе, проходили мимо памятников самым разным художникам, и я каждый раз спрашивала: «Живопись точно твое, чувствуешь?» Ровно так же поступала, когда на пути встречались памятники Бродскому, Набокову, Блоку. «Литература, как здорово! Будешь писателем или школьной учительницей. Мечта, согласись».  В какой-то момент позвонили из деканата факультета монументальной живописи ПСТГУ и спросили, когда ждать согласия. Дочка ринулась, а я остановила. Считала, что решение не может быть спонтанным, только взвешенным. 

http://pravmir.ru/ya-reshila-za-rebenka-...

- Ох, пурга какая, Спасе ! (3, 356) Этот вздох, вырвавшийся спонтанно из глубины души при усиливающейся непогоде, вызывает бдительный окрик и идеологическую отповедь со стороны остальных: - Петька! Эй, не завирайся! От чего тебя упас золотой иконостас? Бессознательный ты, право, Рассуди, подумай здраво, Али руки не в крови Из-за Катькиной любви? (3, 356) Словечко « бессознательный », характерное для времени, когда не только в стране, но и в головах все перевернулось, относилось к человеку, в котором еще жива была вера и совесть. «Сознательные» и «идейно подкованные» товарищи, для которых совесть навсегда была упразднена как позорный пережиток прошлого, напомнили отщепенцу Петьке об уголовной круговой поруке, которая выражалась в совместно пролитой крови: оттого-то, мол, и Спаса поминать бесполезно. Согласно духовной литературе, точно так же бесы пытаются убедить совершившего смертный грех человека, что его положение безнадежно и взывать к небесам о помощи - напрасный труд. Но Петька, подобно благоразумному разбойнику на кресте, все же воззвал, произнес спасительное Имя... И тем самым восстановил смысл своего святого имени: ведь апостол Петр, его небесный покровитель и покровитель города, в котором происходят описываемые события, тоже когда-то трижды отрекся от Христа, а потом опомнился и горько каялся. Недаром говорят: имя - это судьба. Человека и Города. Петербург-Петроград - город трех революций, трех отречений от христианского призвания Руси. И в то же время это город очистительных страданий. Характерно, что Блок сделал на полях именно десятой главы (число десять знаменует полноту как земного, так и сакрального уровня), следующую помету: «И был с разбойниками. Жило двенадцать разбойников»... Первое предложение отсылает к евангельскому тексту, повествующему о Распятии, второе напоминает о начальной строке легенды о двух великих грешниках, включенной Н. А. Некрасовым в поэму «Кому на Руси жить хорошо» и ставшей основой народной песни о Кудеяр-атамане. В народной песне текст некрасовской легенды был существенно переработан: в ней исчез мотив классовой мести, зато усилился мотив покаяния и полного переворота, произошедшего в душе человека. «Вдруг у разбойника лютого совесть Господь пробудил» - таково кульминационное, поворотное событие, после которого предводитель разбойников Кудеяр порывает с прежней жизнью, оставляет товарищей и отправляется «Богу и людям служить», замаливать тяжкие грехи. Блок вспомнил легенду не случайно: «совесть Господь пробудил» и в несчастном Петрухе. Историю состоявшегося в нем внутреннего переворота, изложенную предельно сжато, можно было бы развернуть в целый роман, подобный «Преступлению и наказанию» и «Братьям Карамазовым».

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

По причащении всех священников, предстоятель призывает диаконов для вручения им Пречистого Тела, которые для принятия Св. Тела подходят с левой стороны престола и, по принятии, отходят опять влево — левой стороны престола. Диаконам предстоятель преподает часть Св. Тела просто, а не делая над приемлющим ее и ею же изображение креста; причина этого требования заключается в том, что Самое Тело Христово выше крестного изображения, или знамения. Преподавая, произносит предстоятель слова: « Имярек, священнодиакону, преподается Честное и Святое и Пречистое Тело Господа и Бога… и в жизнь вечную» (без «Аминь»). В некоторых местах укоренился обычай при соборном служении не откладывать причащение диаконов (по причащении всех священников), а преподавать им Пречистое Тело сразу после священников. В таком случае сослужащие иереи принимают Св. Тело в порядке старшинства, затем предстоятель преподает Св. Тело диаконам и последним берет сам маргарит (частицу) Св. Агнца для причащения. Тогда все — иереи и диакона — вместе читают молитву пред причащением (Сравни с архиерейской службой на которой архиерей, причастившись Св. Тела и Крови, преподает Св. Тело священникам и сразу же диаконам). В наше время укоренился обычай священникам, принимающим в руки Св. Тело Христово, лобызаться с предстоятелем в правое плечо со словами: «Христос посреде нас» (от старшего)… «И есть и будет» (от младшего), а в пасхальный период: «Христос воскресе» — «Воистину воскресе». Ни в служебниках, ни в руководствах этот обычай не упоминается, да он и мало удобен, если даже не опасен, в смысле большей возможности обронить частичку. Вкусив часть, каждый из священников и диаконов должен осмотреть ладонь своей руки, чтобы не осталась на ней хоть малейшая крупинка от Св. Хлеба. Для причащения Крови Христовой все священники по старшинству подходят к Св. Чаше с правой стороны, совершают поясной, а не земной поклон и произносят: «Се, прихожду… Честные и Святые Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащаюся аз… и в жизнь вечную.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Посему «не верите другом, не надейтеся на старейшины». Знайте, говорит, что когда Бог воздвигает против вас гнев Свой, тогда перестает оказывать Свое содействие нам и самый закон естества, и сила врожденной любви к ближним по крови и своим по плоти; но они сами будут действовать в отношении друг к другу подобно врагам. Тогда жена забудет мужа, сыновья восстанут против отцов, а дочери против матерей; ибо, говорит, Тот, Кто начертал в природе законы любви, легко может изменять их и ослаблять. Но в этих словах мы можем видеть не один только способ ослабления, но двоякий и различный. Одни нарушают законы любви, беззаконно оскорбляя своих родителей, другие же, поступая так, радуют Бога и спасают собственные души. Посему Спаситель говорил: «мните ли, яко мир приидох дати на землю? ни, глаголю вам, но разделение. Будут бо отселе пять во едином дому разделени, трие на два, и два на три. Разделится отец на сына, и сын на отца: мати на дщерь, и дщи на матерь: свекры на невесту свою, и невеста на свекровь свою» ( Лк.12:51–53 ). Увенчаем же столь славную любовь справедливым приговором; ибо она приближает к Богу, хотя некоторых отторгает от плотского родства, так что они устами Давида вполне справедливо могут сказать: «яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя» ( Пс.26:10 ). Мих.7:7 .  Аз же ко Господеви воззрю, потерплю Бога Спаса моего, услышит мя Бог мой. Эти слова весьма удобно можно отнести к раскаивающемуся Сиону и прозревающему конец бедствий плена, как это имело быть со временем. Так Кир победил вавилонян и отпустил из плена едва уже в останках бывшего Израиля, и вместе со священными сосудами повелел возвратиться домой и восстановить храм в Иерусалиме. Тогда как бы избегая тьмы и нерасторжимых уз, они, по милосердию Божию, вышли на свет, и отпущенные и радостные опять достигли изначала им всего более свойственной свободы. Итак, " аз, – говорит, – ко Господу воззрю» очень поздно и после испытания бедствий, о предотвращении которых надо было бы умолять. Но, говорит, я буду иметь надежду на Бога, ожидать от Него спасения и крепко прилепляться к Нему, потому что, будучи человеколюбив, Он услышит вопли и примет моления.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Уверен, что у многих из таковых само время уже рассеяло такие недоразумения. Поэтому и мне не на кого гневаться. Призываю Божие благословение на всех вас и на всю вашу паству. Молитвами вашего нового архипастыря да помогает вам Господь право правити слово вверенной нам Божественной истины и пасти стадо Христово. Омск. 9 августа 1914 года Воскресающая Русская народная душа 45 Слово при вступлении на Пермскую кафедру, сказанное в Пермском кафедральном соборе 18 августа 1914 года Благословенный мир вам и милость от Господа Спаса нашего Иисуса Христа, возлюбленные чада церковные! Среди грозных событий времени судил мне Господь ныне вступить на высокую кафедру святителя Пермского Стефана. Там, на западе, давно уже собирались на нас багровые тучи. Дальнозоркие и прозрительные люди давно предупреждали опасность для нас от них и советовали не верить заманчивой красоте причудливых очертаний внушительного вида этих западных туч. Им не верили, а правда оказалась на их стороне. Прикрывавшийся дружбою коварный и хищный враг сбросил маску и оказался подлинным злейшим врагом нашим и веры нашей православной, хищнически устремившись на наши вековые святыни. И началась эта если пока не мировая, то европейская война, которая братской кровью зальет землю по преступному желанию двух немецких властителей – одного выжившего из своего хитрого ума, а другого и вовсе безумного от своего гордого величия. Да, грозна эта война, много крови, много жертв она потребует. Но воистину она Божиим промышлением попущена на прочное благо нашего любезного Отечества. Воистину это так. Всего только за месяц со времени объявления войны смотрите, какое великолепное зрелище наблюдаем мы по всему необъятному лицу Земли Русской. Дивное и величественное преображение всего прекрасного облика Русской народной души совершается. Россия встала во весь свой богатырский рост с высокой могучею грудью, с благородно бьющимся сердцем, влекущим к великому мировому подвигу за веру, за правду, за братьев, за Родину святую! Чем бы война ни кончилась, но великое благодарение от нас Богу должно воссылаться, что Он, любя нас, наказывает, чтобы сими наказаниями возродить нас и дать нам возможность узнать самих себя как должно.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

От древнего иконостаса уцелели только два подзора из слюды, на которой положены кресты и херувимы, литые нз олова; один подзор над Деисусом, другой Над Царскими дверьми, также древними, судя по их плану, орнаментам и иконописи, хотя не искусно подновленной. Поля их и окраины покрыты медным басменным окладом, прежде позолоченным, а теперь закрашенным желтою краскою. На изображениях Благовещения Богоматери и четырех Евангелистов из-под слоев новой раскраски проглядывают типические черты первоначального рисунка в Византийском стиле и почерк прежних надписей уставных и полууставных. Над Иоанном изображен в облаках крылатый лев, над Марком такой же орел. Как надписи, так и символы служат доказательством, что врата сии устроены прежде патриаршества Никона, при котором знамение льва, придано Марку, а символ орла Иоанну. На сени, или фрамуге дверей изображены Пресвятая Троица и Тайная Вечеря под двуми видами; подобно как на царских вратах у Спаса на Бору, Спаситель на одной стороне преподает ученикам своим пречистое Свое тело из рук своих, а на другой приобщает их пречистой крови Своей не из чаши, но из узкогорлого сосуда, похожего на алавастр. Здесь недостает двух столпцов, какие составляли обычную и знаменательную принадлежность сего главного входа во Святилище. Прежде под местными иконами панели украшались стеклами, кои расписаны были разными красками и покрыты мишурою; теперь они гладкие окрашенные в голубоватую краску. Алтарный иконостас резвой, позолоченный, в семь поясов, не старее начала XVIII столетия; но большая часть икон в нем гораздо древнее. Рамы его, сделанные не по образам, закрывают то городчатые их верхи, то поля. Верх его прежде оканчивался, как видно, образом Господа Саваофа; но в следствие Московского Соборного деяния 1667 года, поставлено над ним Распятие Иисуса Христа с предстоящими. В средине, за ликом Саваофа следует изображение Богоматери на престоле, с предстоящими ей двумя Святителями в темных мантиях и епитрахилях, с белыми клобуками на главах, потом еще с припавшими к стопам ее другими двумя Иерархами в саккосах и митрах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Песнописцы отмечают, что Иуда присутствовал на Евхаристической трапезе и причастился Тела и Крови Христа. Однако он формально участвовал в этом Таинстве, в силу своего жестокосердия не понял его сути (канон утрени, 3я песнь, 2й тропарь) и потому его же руки и уста, которыми он принимал великую святыню, теперь участвуют в предательстве: «Руце простерл еси, имиже хлеб приял еси нетления, прияти сребреники, уста к целованию принося льстивно, имиже Тело Христово и Кровь приял еси» (канон повечерия, 9я песнь, 7й тропарь). Составители песнопений не скупятся на отрицательные эпитеты в адрес Иуды (действительно, наверное, всех возможных критических слов не хватит для того, чтобы адекватно описать сущность этого предательства). Он называется «бессовестным», ибо Он предал Того, Кто умыл ему ноги, продал Того, Кто дал ему Свой хлеб и Чью Кровь он не стыдясь пил (канон утрени, 8я песнь, 2й и 3й тропари). Иуда — «раб и льстец, ученик и наветник, друг и диавол от дел явися» (4я хвалитная стихира); из этих эпитетов особое внимание обратим на фразу «раб и льстец», которая в греческом оригинале звучит как игра слов: δολος κα δλιος. Эта фраза встречается трижды (кроме указанной стихиры, еще в кондаке и икосе) и характеризует его как раба страстей и коварного обманщика. Кроме того, Иуда повел себя как истинный потомок тех нечестивых израильтян, которые восставали против Бога и Моисея: как те ели манну и вместе с тем роптали и клеветали на Питавшего их, так и «сей злочестивый Небесный Хлеб во устех носяй, на Спаса предательство содела», обнаружив свой «несытный нрав» и продемонстрировав «дерзость безчеловечную» (стихира на «И ныне» на «Господи, воззвах…» в четверг вечером). Сам его лукавый поцелуй не может не вызывать возмущения своей абсурдностью: «Лобызаеши и продаеши, Иудо, целуеши и не стыдишися, лестию притекий. Кто ненавидя лобызает, треокаянне? Кто любя продает на цене?» (канон повечерия, 4я песнь, 6й тропарь). В этом поступке открылась истинная сущность нечестивца: «Днесь Иуда нищелюбия сокрывает лице, и лихоимства открывает зрак». Предав Спасителя, Иуда «поверже святая псом»; при этом он не только продал «Непродаемого», но и весьма «продешевил», ибо взял за Владыку цену раба: «не скуп является к цене, но яко раба бежащаго продает» (2я стихира на стиховне утрени). Безумие поступка Иуды хорошо отражено в следующих словах: «Аще бо богатство любил еси, почто ко учащему о нищете пришел еси? Аще же и любил еси, вскую продал еси Безценнаго, предав на убиение?» (3я стихира на стиховне).

http://azbyka.ru/predatelstvo-iudy-v-pes...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010