6-17 авг. 1922 г. в Москве состоялся Всероссийский съезд ЖЦ, на к-ром произошел разрыв между сторонниками Красницкого и группой А., не вернувшегося на съезд после 1-го заседания. Считая ЖЦ «поповским профсоюзом, желающим только жен, наград и денег», А. выступал против второбрачия духовенства, не поддержал идеи закрытия всех мон-рей и упразднения епископата. 24 авг. того же года А. встал во главе «Союза церковного возрождения» (СЦВ) - обновленческой группировки, стремившейся в отличие от сословно-клерикальной ЖЦ найти опору в мирянах. В Положении СЦВ так определялась его задача: «Союз отвергает кастовое крепостничество и кастовое утверждение интересов «белого попа». Союз стремится к улучшению церковных порядков по девизу: все для народа и ничего для сословия, все для Церкви и ничего для касты». 22 сент. 1922 г. А. заявил о своем разрыве с живоцерковниками и выходе из ВЦУ, 23 сент. постановлением ВЦУ он был освобожден от всех должностей. Красницкий обратился в ГПУ с просьбой выслать А. из Москвы, т. к. «он становится знаменем контрреволюции». В ответном письме Красницкому указывалось, что «органы власти... не имеют ничего против Антонина Грановского и нисколько не возражают против организации нового, второго ВЦУ». В отличие от ГПУ правительство России в это время стремилось предотвратить раскол в обновленчестве. О необходимости преодоления разногласий между группами А. и Красницкого говорилось в справке ВЦИК, подготовленной к заседанию его президиума в кон. сент. 1922 г. В результате между основными обновленческими течениями был достигнут временный компромисс. В окт. 1922 г. А. вернулся на пост председателя ВЦУ, после того как оно было реорганизовано на коалиционных началах, включив в себя представителей ЖЦ, СЦВ и новообразованной группировки «Союз общин древлеапостольской церкви» (СОДАЦ), к-рый возглавил Введенский. На обновленческом «Втором поместном соборе Православной Российской Церкви» (Москва, 29 апр.- 9 мая 1923) А. был избран его почетным председателем, однако фактическое руководство «Собором» осуществляли Введенский и Красницкий. 8 мая А. вошел в состав избранного «Собором» Высшего церковного совета (ВЦС) в качестве его председателя. Но уже 24 июня в результате резкого конфликта с членами ВЦС, прежде всего с Красницким, был освобожден от всех занимаемых постов и уволен на покой. Этому предшествовала публикация в «Известиях» 17 мая 1923 г. ст. А. «Азбука церковной реформы», ставшей программным документом СЦВ.

http://pravenc.ru/text/116144.html

26 марта 1938 года протоиерей Павел был арестован и заклю­чен в рязанскую тюрьму. Допросы шли в течение полутора меся­цев; следователи требовали, чтобы священник охарактеризовал суждения своих знакомых с политической стороны. Отец Павел на это ответил: – С политической стороны названных мною лиц охарактери­зовать не могу, так как с ними на политические темы не разго­варивал. – Вы арестованы за антисоветскую деятельность, которую вы проводили среди населения села Гавриловского. Дайте показания по этому вопросу. – Никогда никакой антисоветской агитации я среди населе­ния села Гавриловского не проводил. – Следствие располагает данными, что вы, будучи контррево­люционно настроенным, среди населения вели контрреволюци­онную агитацию. Вы подтверждаете это? – Нет, не подтверждаю. – Вы даете неверные показания. Следствием установлено, что вы являетесь активным участником контрреволюционной органи­зации церковников. Дайте правдивые показания. – В контрреволюционной организации церковников я никог­да не состоял. – Вы продолжаете давать неверные показания. Следствие рас­полагает достаточными данными о вашей принадлежности к контрреволюционной организации церковников. Следствие тре­бует от вас правдивых показаний. – Я еще раз заявляю: в контрреволюционной организации церковников я не состоял. 29 мая 1938 года Особое Совещание при НКВД СССР при­говорило протоиерея Павла к восьми годам заключения в испра­вительно-трудовой лагерь. Он был отправлен в один из Караган­динских лагерей, куда прибыл 16 июля того же года. Протоиерей Павел Добромыслов скончался 2 февраля 1940 года в 8-м Чур-Нуринском отделении Карагандинского лагеря и был погребен в безвестной могиле. Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.  Январь». Тверь. 2005. С. 187-198 Примечания Группа обновленцев – «Союз общин древлеапостольской церкви», возникший в 1922 году и возглавляемый А.И. Введенским. Программа этой организации носила открыто антиканонический характер. Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

http://fond.ru/kalendar/80/pavel/

Бурную дискуссию на съезде вызвало обсуждение вопроса о церковных денежных средствах, особенно в связи с предложениями части делегатов ввести единую епархиальную кассу. В принятой резолюции признавалась необходимость передать все «кружечные, кошельковые, свечные и другие сборы» в непосредственное распоряжение ВЦУ, где ЖЦ занимала тогда господствующее положение. Делегаты съезда обратились к советским властям с просьбой передать ЖЦ значительную часть финансовых средств, получаемых от существовавших свечных заводов, имущества закрывавшихся храмов, доходов от бывш. мон-рей и часовен. Для «воспитания верующих» предлагалось взимать с них в пользу ЖЦ постоянный налог. Съезд выразил пожелание о снятии церковного отлучения с Л. Н. Толстого . 16 авг. с разрешения советских властей в Успенском соборе Московского Кремля живоцерковниками был отслужен благодарственный молебен, после чего Красницкому поднесли титул протопресвитера. 17 авг. делегация съезда во главе с Красницким была принята председателем ВЦИК М. И. Калининым. Программные установки съезда ЖЦ вызвали возмущение среди вовлеченных в обновленчество епископата, клира и мирян. С решительным протестом против постановлений съезда ЖЦ, принятых вместо основных требований церковной дисциплины, выступил признававший в то время ВЦУ Владимирский митр. Сергий (Страгородский ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). Несогласие с доктриной ЖЦ высказали и примкнувшие к обновленчеству архиепископы Евдоким (Мещерский) и Вениамин (Муратовский) . Резко критиковал живоцерковников их недавний союзник - глава ВЦУ еп. Антонин (Грановский), который покинул съезд ЖЦ после 1-го заседания. 24 авг. еп. Антонин встал во главе созданной им альтернативной ЖЦ обновленческой группировки «Союз церковного возрождения» (СЦВ). В сент. 1922 г. о разрыве с ЖЦ и переходе к СЦВ заявило обновленческое духовенство 12 епархий. Против Красницкого выступила даже петроградская орг-ция во главе с Введенским, Боярским и Белковым. Они поддержали еп. Антонина, а впосл. создали собственную обновленческую группировку «Союз общин древлеапостольской церкви» (СОДАЦ). Раскол произошел и в ЦК ЖЦ, где образовалось т. н. левое крыло во главе с А. Новиковым, вскоре исключенным из состава ЦК.

http://pravenc.ru/text/182247.html

С.Г. Петров Указатель имен А дибеков Г.М. Акишин М.О. Алексашина М.Е. Алексеев В.А Альбинский И., священник Петроградской епархии, лидер обновленческой группы «Союз общин Древлеапостольской церкви» Альский А.О., заместитель наркома финансов А.Н. – см. Назаретян А.М. Андрей (Ухтомский А.А.), архиепископ Томский Анемподист (Телегин) – см. Макарий (Телегин М.Н.) Аникеев В. В. Антоний – см. Антонин (Грановский А.А.) Антоний (Храповицкий А.П.), митрополит Киевский и Галицкий, председатель ВЦУ за границей Антонин (Грановский А.А.), епископ, лидер обновленческой группы «Союз церковного возрождения» Анцелович Н.М., представитель ВЦСПС в АРК при ЦК РКП(б) Арсений (Стадницкий А.Г.), митрополит Новгородский и Старорусский Артеменко Е., секретарь заместителя председателя СНК РСФСР и СССР Ахапкин Ю.А. Б аделин В.И. Бажанов Б., помощник генерального секретаря ЦК РКП(б) Базилевич Г.Д., заместитель особоуполномоченного СНК по учету и сосредоточению ценностей Бакунина Е.Н., врач Бакунины, владельцы московской больницы (лечебницы) Бардунова – см. Баркунова Е.М. Баркунова Е.М., студентка, осужденная по московскому процессу Башкарев А.А., студент, осужденный по московскому процессу Башкарев В.А., студент, осужденный по московскому процессу Башкиров А.А. – см. Башкарев А.А. Башкиров В.А. – см. Башкарев В.А. Бек М., председатель Московского ревтрибунала Белавин, Беллавин В.И. – см.Тихон (Беллавин В.И.) Белков (Толшемский) Е.Х., священник Петроградской епархии, лидер обновленческой группы «Союз религиозно-трудовых общин» Белобородов А.Г., член ЦК РКП(б), заместитель наркома внутренних дел Белявин – см. Тихон (Беллавин В.И.) Бердяев Н.А. , религиозный философ Бобаль – см. Боболь Андрей Боболь Андрей, иезуит, католический святой XVII в. Богоявленский Л .К., протоиерей, осужденный по петроградскому процессу Борисов И., священник, обновленец Боярский А.И., протоиерей Петроградской епархии, член обновленческой группы «Союз общин Древлеапостольской церкви» Бранденбургский Н.Я., заместитель наркома юстиции

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В виду того, что эти три течения выявились лишь в последнее время в связи с вопросами о монашестве и о форме церковного управления, то точно указать лиц, возглавляющих эти течения, пока не представляется возможности, так как таковые еще хорошо не выявились. В дальнейшем, несомненно, эти течения выявятся ярче и определеннее» . Сразу же после окончания съезда Тучков начинает оформлять выявленные им течения в особые обновленческие группы. Антонин получил возможность создать собственную группу «Союз церковного возрождения» (СЦВ), о ее создании он объявил 20 августа . 24 августа на собрании в присутствии 78 представителей духовенства и 400 мирян был избран центральный комитет СЦВ. «Возрожденцы» делали ставку на мирян. В Положении СЦВ так определялась его задача: «Союз отвергает кастовое крепостничество и кастовое утверждение интересов “белого попа”. Союз стремится к улучшению церковных порядков по девизу: все для народа и ничего для сословия, все для Церкви и ничего для касты» . Сам Антонин утверждал, что создал свою группу «как противовес “Живой церкви” с тем, чтобы зашибить эту разбойничью банду Красницкого, вынырнувшего из бездны» . В начале сентября Антонину удалось ввести в состав ВЦУ трех членов своей группы. Он рассылал письма архиереям с просьбой оказать ему помощь и «организовать отцов в “Возрождение”» . Для левых радикалов был создан «Союз общин древлеапостольской церкви» (СОДАЦ), программа которого носила откровенно антиканонический характер и включала требования «обновления религиозной морали», введения женатого епископата, закрытие «выродившихся» монастырей, воплощение идей «христианского социализма», участие на равных правах клириков и мирян в управлении делами общин. Первоначально союз возглавил протоиерей Вдовин и мирянин А.И. Новиков, бывший до этого ревностным «живоцерковником». Эта группа объявила о необходимости пересмотра канонического и догматического утроения Церкви. «Тихоновщине» эта группа объявила самую решительную борьбу . Тучков докладывал своему руководству, что эти группы, как и «Живая церковь», были созданы его усилиями: «Были организованы новые обновленческие группы: “Древлеапостольская церковь” и “Союз церковного возрождения”… Все вышеназванные группы были созданы исключительно 6-м от[деле]нием СО ОГПУ через осведомительный аппарат…» .

http://pravoslavie.ru/33329.html

проф. – профессор проч. – прочее при. – преподобный псева. – псевдоним ПСР(ПЛСР) – партия (левых) социалистов-революционеров ПСТГУ – Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. ПУР – Политическое управление Реввоенсовета Республики разд. – раздел райком – районный комитет РАН – Российская академия наук РГАСПИ – Российский госуларственный архив социально-политической истории Реввоенсовет, РВС – Революционный военный совет Республики ревком – революционный комитет РКИ – Рабоче-крестьянская инспекция РККА – Рабоче-крестьянская Красная армия РКП(б) – Российская коммунистическая партия (большевиков) РЛУКСМ – Российский (ленинский) коммунистический союз молодежи РОСТА – Российское телеграфное агентство при ВЦИК Ростов Н/Д – Ростов-на-Дону РПЦ – Российская (Русская) Православная Церковь . РСДРП(б). (м) – Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков), (меньшевиков) РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. РСХД – Русское студенческое христианское движение РуссКАПО (Рускапа) – Русско-канадско-американское пассажирское агентство с. – село с., стр. – страница СБ – Союз безбожников Св. – Святейший, Священный св. – святой (-ая) свв. – святые свящ. – священник СВБ – Союз воинствующих безбожников свт. – святитель с.г. с/г. – сего года сдел. – сделано СДКЛ – Социал-демократия Латышского края СДКПиЛ – Социал-демократия Короленства Польского и Литвы Сиббюро – Сибирское бюро ЦК РКП(б) СибЦУ – Сибирское церковное управление (обновленческое) СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения см. – смотри сн. – сноска, сноски СНК, Совнарком – Совет народных комиссаров (РСФСР–СССР) СО – Секретный отдел Совправительство – советское праство совр. – современный (ая) СОДАЦ – Союз общин древлеапостольской церкви Сост. – составитель Соцобес – Наркомат социального обеспечения РСФСР СПбДА – Санкт-Петербургская духовная академия СРФ – Советская Фелеративная Республика СССР – Союз Советских Социалистических Республик ст. – статья ст.ст. – статьи, старый стиль

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это молчание было прервано А.И.Боярским. Войдя на трибуну, спокойно и твердо А. И. Боярский сказал: “Приветствие брата Проханова съезду общин приняло оттенок пропаганды на съезде идей евангельских христиан, а молитва того же брата Проханова в конце речи придала съезду характер объединения с сектантами. Петроградское отделение по этому поводу подчеркивает, что выступление Проханова принимается только как приветствие христианам, а Союз является идейным объединением Святой Православной Церкви. Сохраняя мир и любовь к христианам всех толков и объединений, Союз Общин не вступает на путь солидаризации в работе с какими бы то ни было сектантскими объединениями”. Съезд принял следующую резолюцию: “Заслушав заявление петроградской группы, что баптисты под видом приветствия начали свою пропаганду, съезд постановляет: заявить, что съезд есть съезд православный, что мы идейно отгораживаемся от всякого сектантства”. (Безбожник, No 17.) Съезд СОДАЦа был генеральной репетицией Собора – его целью было “сесть на пароход советской государственности”. Он представляет интерес для историка и в другом отношении: появление таких организаций, как СОДАЦ, показывало, что в недрах обновленческого движения имеются люди, стремящиеся к действительному обновлению Церкви. Стремления этих людей, однако, заглушались и здесь, хотя в меньшей мере, чем в группе “Живая Церковь ”, ибо политическое приспособленчество это такая почва, на которой не возрастают благоуханные цветы церковного обновления. “Мое творчество это навозная лужа, в которой иной раз плавают золотые рыбки”, – говорил про себя В. В.Розанов , известный писатель и публицист дореволюционной эпохи. Обновленческое движение Русской Православной Церкви 20-х го дов – это навозная лужа (сикофантство, шкурничество, приспособленчество). Однако, приглядевшись, мы находим в ней “золотые рыбки” – стремление к истинному духовному обновлению. “Союз общин древлеапостольской церкви”, наряду с политическими приспособленцами, объединял в своих рядах многих людей, охваченных искренним религиозным порывом. Много подобных людей было в двух мелких церковных группах, развивавших свою деятельность в те дни в Москве и в Петрограде – в “Свободной трудовой церкви” и в “Союзе религиозно-трудовых общин”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

b. Не всегда угрозами и насилием, а часто подкупом при посредстве камилавок, митр и других побрякушек на которые так падко наше безыдейное в своем большинстве духовенство - прим. М.А. Новоселова. c. Я подчеркиваю слово " богодейственный " , чтобы вы не подумали, что я употребляю слово символ в современном, общеинтеллигентском и семинарском условном значении, в каковом прилагаю его, между прочим, и к таинствам. Нет, слово " символ " понимается здесь в смысле безусловном, в каком употребляли этот термин знаменитейшие церковные писатели и святые отцы, как например, Дионисий Ареопагит, св. Максим Исповедник и др. Принимая его в безусловном, онтологическом значении, они и именовали таинства символами - прим. М.А. Новоселова. Комментарии 1. " Живая Церковь " - одна из групп так называемых " обновленцев " - течения, возникшего в. русской православной церкви после революции 1917 г.; другие обновленческие группы: " Союз церковного возрождения " , " Союз общин древлеапостольской церкви " , " Свободная трудовая церковь " , " Союз религиозно-трудовых общин " . Объединяясь в главном (в признании тождества христианских и социалистических идеалов), указанные группы расходились по второстепенным вопросам (о второбрачии духовенства, женатом епископате, упразднении монашества и др.). 2. Пс.25:5 (церк-слав.). 3. Угодничество по отношению к властям, демагогия и политиканство, нечистоплотность в личной жизни, поведение на процессе митр. Вениамина Казанского главы живоцерковников Красницкого: его клеветнические показания во многом способствовали вынесению смертных приговоров владыке Вениамину и его друзьям. 4. Явившись 12 мая 1922 г. к Патриарху Тихону, группа обновленцев (Введенский, Красницкий и др.) потребовала от него самоустраниться от власти впредь до созыва собора, указывая на расстройство церковных дел, вызванное борьбой Патриарха против изъятия церковных ценностей. Ожидавший ареста (он последовал через неделю после этого визита) св. Тихон подписал резолюцию о передаче власти ярославскому митрополиту Агафангелу, а до его приезда в Москву - о передаче патриаршей канцелярии в ведение этой " инициативной " группы. Но после этого и Патриарх, и Агафангел были арестованы, и Высшее Церковное Управление оказалось в руках обновленцев, которые стали утверждать, что святитель сам отказался от власти. Впоследствии, выйдя из заключения, Патриарх Тихон писал в своем послании к Церкви (от 2/15 июля 1923): " Торжественно и во всеуслышание с сего священного амвона свидетельствуем, что перечисленные лица овладели церковной властью путем захвата, самовольно, без всяких установленных правилами Нашей Церкви законных полномочий " (цит. по книге: Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. Париж, 1977. С.342).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

После совещания с др. викариями Петроградской епархии и по причине откровенного давления со стороны властей, угрожавших расстрелом митр. Вениамина, вступивший во временное управление Петроградской епархией Ямбургский еп. Алексий (Симанский) (впосл. Патриарх Московский и всея Руси) 4 июня снял с В. запрещение. На начавшемся 10 июня судебном процессе над митр. Вениамином и др. клириками и мирянами Петроградской епархии (см. ст. Петроградский процесс 1922 г .) В. намеревался выступать на стороне защиты, однако 12 июня, после первого заседания, выходя из зала суда, он был ранен в голову камнем, брошенным одной из женщин. 6 июля, спустя день после вынесения судом смертного приговора митр. Вениамину и др. 9 обвиняемым, обновленческое ВЦУ постановило «лишить сана и монашества» осужденных клириков, а мирян - «отлучить от Церкви». Однако В. скорее всего не был причастен к принятию данного решения, т. к. находился на тот момент в тяжелом состоянии после травмы, а 25 июля уже ходатайствовал перед зам. председателя СНК РСФСР А. И. Рыковым о помиловании митр. Вениамина. Наметившиеся к тому времени разногласия внутри обновленчества привели к образованию в авг. 1922 г. внутри «Живой церкви» группы «Союза церковного возрождения» , к к-рой В. присоединился 5 сент. Однако из-за конфликта с лидером группы еп. Антонином (Грановским) в окт. В. оставил «Союз церковного возрождения» и вошел в группу «Союз общин древлеапостольской церкви» (СОДАЦ), программа к-рой носила откровенно антиканонический характер и включала требования «обновления религиозной морали», введения женатого епископата, закрытия большей части «выродившихся» мон-рей, воплощения идей «христианского социализма» во внутрицерковной и общественной жизни, участие на равных правах клириков и мирян в управлении делами общин. А. И. Введенский, обновленческий лжемитрополит. Фотография. 20-е гг. ХХ в. А. И. Введенский, обновленческий лжемитрополит. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Отсутствие в СОДАЦ епископов вынудило В. восстановить общение с «Живой церковью», и 16 окт.

http://pravenc.ru/text/149989.html

А уже 14 мая в «Известиях» появилось «Воззвание верующим сынам Православной Церкви России» с требованием суда над «виновниками церковной разрухи» и заявлением о прекращении «гражданской войны Церкви против государства». На следующий день депутацию обновленцев принял председатель ВЦИК Михаил Калинин. Тут же было объявлено об учреждении нового Высшего церковного управления (ВЦУ), полностью состоявшего из обновленцев. А чтобы облегчить им захват патриаршей канцелярии, самого патриарха перевезли в Донской монастырь. Из секретариата ЦК РКП(б) на места были разосланы директивы о поддержке создаваемых обновленческих структур. ГПУ активно давило на правящих архиереев, вынуждая признать ВЦУ и учрежденную параллельно с ним «Живую Церковь», на «тихоновское» духовенство начались гонения. На фото по центру — А.И. Введенский Смысл обновленческого движения сами его вдохновители видели в освобождении духовенства «от мертвящего гнета монашества», мешающего ему «получить в свои руки органы церковного управления и непременно получить свободный доступ к епископскому сану. Но как всякие раскольники, они тут же стали дробиться на «толки». Уже в августе 1922 года епископ Антонин (Грановский), председатель ВЦУ, организовал еще и «Союз церковного возрождения» (СЦВ), видевший свою опору не в клире, а в мирянах — как «единственном элементе», способном «зарядить церковную жизнь революционно-религиозной энергией». Устав СЦВ обещал своим последователям «самую широкую демократизацию Неба, самый широкий доступ к лону Отца Небесного». Введенский и Боярский организовали «Союз общин древлеапостольской Церкви» (СОДАЦ). Появилось множество и более мелких церковно-реформаторских групп, и у каждой была своя программа церковных преобразований, направленных на радикальное обновление Русской Православной Церкви. К концу 1922 года обновленцы с помощью властей захватили две трети из 30 тысяч действовавших в то время храмов. Как и рассчитывали власти, кампания разграбления церквей и надругательства над святынями не вызвала массовых народных протестов просто потому, что Церковь была расколота изнутри, а отдельные очаги сопротивления легко можно было уничтожить силами ГПУ.

http://foma.ru/nachalo-dvizheniya-czerko...

  001     002    003    004    005    006    007