История назначения в. кн. Н. Н. верховным главнокомандующим после отречения и его отставки служит лучшим доказательством непонимания того, что произошло... Судя по показаниям Гучкова в Чр. Сл. Ком., надо полагать, что среди думскаго комитета в «решающую ночь» даже не задумывались над вопросом, кто же заменит Николая II на посту верховнаго главнокомандующаго 301 . Напомним, что думские делегаты в Пскове не только не возразили против назначения Царем верховнаго главнокомандующаго в лице Ник. Ник., но отнеслись к этому скорее сочувственно, и, по их просьбе, Рузский «очень широко» постарался информировать о новом назначении. Когда делегаты уезжали, антидинастическия настроения еще не выявились во вне, как это произошло к вечеру 2-го. Ясно было, что назначение главнокомандующим члена, царствовавшей династии психологически было невозможно и грозило вызвать осложнения. Тем не менее, когда Рузский запросил на другой день мнение по этому поводу Родзянко, тот заявил, что в Петербурге не возражают против «распространения» указа о назначении в. кн. Н. Н. Указ на фронте был опубликован, и одновременно с ним приказ новаго верховнаго вождя армии, который своей устаревшей терминологией о «воле монаршей» и о «чудо богатырях», готовых отдать жизнь за «благо России и престола», должен был звучать почти дико в революционной обстановке. Последовавшее затем чрезвычайно показательно для позиции и тактики Вр. Правительства. В первый момент официально Вр. Прав. как-то странно не реагировало на тот факт, что на посту верховнаго главнокомандующаго находится в. кн. Ник. Ник. Ни в советских «Известиях», ни в «Известиях» комитета журналистов сведений о назначении Вел. Князя не появлялось. Даже в 1 «Вестника Вр. Пр.» (5 марта) одна из телеграмм Верховнаго Главнокомандующаго была напечатана в виде «приказа главнокомандующаго Кавказским фронтом» 302 . Столица жила слухами. Получалось впечатление, что назначение в. кн. Н. Н. по каким-то причинам скрывается. Петербургския «Известия» на основании этих слухов требовали от Правительства «немедленнаго смещения с офицерских (а тем более командных) постов всех членов старой династии». В Москве слухи также проникли в печать, и по этому поводу Комитет Общ. Орг. вынес резолюцию, в которой доводилось до сведения Правительства, что «лица царской фамилии не должны назначаться ни на какие высшие посты военнаго и гражданскаго ведомства».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Перед тем как подать дело Владыки Аввакума на рассмотрение Тройки НКВД Карельской АССР уполномоченный III отдела и начальник спец. отделения составили Справку. Кроме уже известных, в ней выдвигаются новые обвинения: “Отбывая меру соц. защиты в ББЛАТ’е з/к Боровков группировал вокруг себя з/к , служителей религиозного культа, с помощью последних систематически распространял антисоветскую агитацию об экономическом состоянии СССР, говоря, что: “Идея коммунизма — это обман, угнетенные национальности как были в кабальном рабстве, так и остались”, “властям да повинуйтесь, но это повиновение должно быть формально, помимо своей души” (л. 61). 20 сентября Тройка НКВД Карельской АССР вынесла смертный приговор (л. 62). Расстрелян был священномученик Аввакум 15 октября 1937 г. Подвигом жизни и исповедничеством епископ Аввакум сам исполнил то, к чему призывал свою паству за 10 лет до своей мученической смерти: «Итак, оставьте всякую лень, оставьте все свои личные дела; отдайте ваши силы и самые души ваши на это святое дело, на дело построения жизни на основах апостольских, и этим вы исполните ваше назначение здесь на земле, этим вы исполните завет Спасителя и получите от Него радость вечного пребывания с Ним. Ему Слава во веки веков. Аминь». Марк — епископ Стерлитамакский. С 1929 г. — епископ Приморский и Владивостокский. В 1930—33 гг. — Забайкальский и Читинский. Умер 24 мая 1935 г. Трофим — епископ Терский. В 20-ые годы был на многих кафедрах: Оренбургской (1923), Сызранской (1924), Ярославской (1924, вр. упр.), Хабаровской (1925), Воткинской (1925), вр. уп), Ковровской (1925 —26, вр. упр.), Краснодарской и Кубанской (1926). В 1930 — 31 гг. управлял Благовещенской епархией. Год смерти неизвестен. Фудель С. И. Из “Воспоминаний”, — в кн.: Молитва всех вас спасет. Материалы к жизнеописанию Святителя Афанасия, епископа Ковровского, М., 2002, с. 88. Приложение II. Материалы к истории съезда православных староцерковников в Уфе 3—6 октября 1927 г. — в кн.: Зеленогорский М. Л., Жизнь и деятельность архиепископа Андрея , М., 1991, с.270—71

http://pravoslavie.ru/1597.html

Во время своего пребывания в Риме св. Константин Философ тяжело заболел. На его хрупком здоровье сказались пережитые невзгоды в Моравии. Он принял монашескую схиму с именем Кирилл, так как имя Константин было его монашеским именем, а светское имя было Църхо. На смертном одре он продиктовал своим ученикам о правй вр», которое характеризирует его как величайшего богослова высшего уровня. о правй вр» – это свидетельство совести славянского первоучителя св. Кирилла о его неуклонном исповедании святой православной веры во всей ее чистоте перед лицом зарождающейся римо-католической ереси. о правй вр» является ЗАВТОМЪ Учителя славянства его ученикам, славянским народам и прежде всего его родному болгарскому народу быть верным до конца святому Православию и святой Православной Церкви. В окружении своего брата Мефодия и своих верных учеников, озаренный свыше божественной радостью христианской веры, с ликующим возгласом слов упования на вечной жизни с Богом – «Нс бхъ, и бхъ, и есмь во вки!», св. Кирилл скончался 14/27.11.869 г. Папа Адриан приказал торжественно похоронить его в церкви св. Климента Римского . Папа Адриан усмотрел в Моравской миссии Святых братьев двойную выгоду для Римской Церкви и для папства. Своим признанием Моравской миссии он отторгал ее от принадлежности к Вселенской Патриархии и осваивал ее Римской Церкви. Немного позднее акт признания миссии он закрепил рукоположениями самого Мефодия во иерейский сан и учеников Святых братьев во священные степени, а в 870 г. и хиротонией св. Мефодия в архиерейский сан. Так как римским папам не нравилось засилье немецких Епископов, в просьбе князя Коцеля о поставлении Епископа для Блатненского княжества, папа Адриан увидел возможность восстановить в Панномии древнюю Сирмийсую кафедру для среднедунайских областей, которая давно перестала существовать из-за варварских нашествий, и противопоставить новую церковную область как противовес немецким диоцезам (в первую очередь Зальцбургской Архиепископии), с поддерживающей их Германии. В вопросе о богослужении на словено-болгарском языке римский папа вообще не усмотрел препятствие для узаконения деятельности миссии. Папа благословил богослужение на словено-болгарском языке, но уступил перед раздражением немецких Епископов – чтобы богослужение велось попеременно на латинском и на словено-болгарском языках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Беспокойные сомнения и неудовольствия продолжались, однако, в тёмных углах и после того, как показывают собой симоновские крылошане, разговаривавшие с Зиновием. § 38. Установление праздников святых Русской церкви и введение новых служб. Поминовение усопших и разрешение им Общественное богослужение облеклось в сем периоде новым благолепием. В 1547 г., когда Иоанн был торжественно венчан царским венцом, Собором Московским определено привести в единообразие празднование святым, новым чудотворцам Русской Церкви. Государь желал тем испросить благословения святых на свой царский сан. Собор рассуждал: «их Господь Бог прославил, Своих угодников, многими различными чудесы, и знаменми, и не бе им до днесь соборнаго пения». Потому определено: 12 святым, в том числе свят. Ионе Москов., Иоанну Новгород., кн. Александру Невскому, пр. Никону Радонеж. праздновать по всем церквам России; а 8 других праздновать на месте их подвигов и прославления 323 . Вслед за тем положено составить новые службы сим святым и пересмотреть жития их. По другим памятникам известно, что некоторым из святых, помянутых Собором, как то Иоанну Новгород., кн. Александру, местно праздновали и прежде сего Собора. Притом, за исключением сих двух и ещё князей муромских, все другие относятся по жизни на земле к 15 и 16 веку, и след., Собор предполагает, что прочим святым Русской Церкви уже совершается память – иным во всех церквах русских, другим местно. В 1518 г. Собор установил ещё совершать общее поминовение по всем скончавшимся внезапной смертью . Это установление также не было новым. Еще в 15 в. в Москве и в некоторых других местах имели обыкновение – в четверг перед Троицыным днём рыть могилы для умерших бедняков, которых зимой ставили в ямах убогого дома; благочестивые разбирали своими руками телá, и с мыслью об общей тленности, не гнушаясь вида и запаха давно умерших, облекали их в саваны, предавали земле, потом пели панихиды в успокоение и тех, коих имена известны единому Господу. Обыкновение истинно христианское, как плод чистой и смиренной любви христианской! О нём отзывались с уважением даже иноверные иностранцы 324 . Христианская любовь много заботилась в то время и о том, чтобы сопровождать отходящих в тот мир пастырским разрешением – разрешительной молитвой 325 . Примеч. 1. В уставе 1525 г. Месяцеслов содержит в себе имена почти всех русских Святых, какие были до исхода 15 в. (Востокова Опис. муз. 712). Свят. Иоанну Новгород. стали праздновать в Новгороде с 1437 г., когда обретены мощи его (Новг. лет.); пр. Варлааму Хутынскому повсеместно праздновали с 1461 г., по случаю чудес его (Соф. Вр. 2, 80); Кн. Феодору Ярослав. праздновали с 1463 г. (Соф. Врем. 2, 90–93 341); Святит. Фотий, Киприан, Иона прославлены с 1470 г. (Соф. Bp. 2, 136. 137. 143). Канон на обретение мощей и житие свят. Алексия сочинены Питиримом Еп. Пермским, ок. 1450 г. (Степ. Кн. 1, 445).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

303 Киев. Лет. к по И… 20.30.70 Лавр. 137 Соф. Вр.1Новг. 1. Киевская летопись именует между советовавшимися на Соборе Онуфрия Ем. Черниг., Нифонта Новгор. Еванмия преславского, известного по добродетелям (стр. 43), Даниила Юрьевского, Феодора Владимирского, Мануила Смоленского, Степ. Кн.показывает на собор еще Феодора Белогородског, а Патерик – Иоакима Туровского и Косму Полоцкого. На это не справедливо Древняя Киевская Лет. прямо и ясно говорит, кто был на Соборе. А Лаврен. Лет. Говорит: «1147г. Изяслав постави М. Клина, колугера Русина, с шестью Епископы» То же Сов. Вр. «поставлен шестью Епископы». Правда только в том, что Косма в последствии действительно был врагом Климента (прим. 290), а Иоаном имел причину не быть на стороне Изяслава, который в 1140г. вывел его из Турона, отняв город у Вячеслава для своего сына (Киевск. Лет. Стр. 19, 25). Что же касается до Феодора: то в 1148г. Изяслав его, как доверенное лицо, мирить князей (Киевс. Лет. 38) и поэтому едва он когда-либо подавал голос против Климента. Вообще в сем деле весьма много имело силы тогдашнее разделение умов между Изяславом и Юрием Суздальским. Это очевидно по ходу последующих событий. В киевс. Лет. Нифонт говорит: «мы взяли от Михаила от Митрополита рукописание, яко не достоит нам без Митрополита в св. Софьи служить». В печат. Патерик составил из того «рукописанье первого м-та Михаила». Нифонт говорит только то. Что в церквах Митрополита без его воли недозволено служить и что сем подтверждает последний Митрополит Михаил. «У Греков ставят рукою Крестителя Иоанна». Такого посвящения в сан не бывало у Греков. Был один случай, но не посвящения в сан епископа, а только избрание. В 1025г. патр. Василий, готовясь к смерти, назначил Алексея в Патриарха, и так как к нему принесена была тогда глава Предтечи для облегчения страданий его, то он осенил сею главою Алексея в знак сего назначения. 304 В.К. Изяслав умер в ноябре 1154г. В 1155г. в Константинопеле был собор о мнениях Сотериха Пантевгина, и первое заседание сего Собора, бывшее в январе, спешили окончить именно потому, что «Константин Митрополит России» поспешает в Россию (Деян. Собора у Тафеля: Supplem. Hist. Eccl Grae. Soec. XI XII Tubihge 1832). След по первому слуху о смертной опасности Изяслава, нерасположенного к Греку, спешил отправить Грека Митрополита. Нифонт умер 21 апр., а Константин прибыл в Киев к концу 1156 года Новг. 1 Лет. Стр. 12. 10 . 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Горфункель А. Х. Предисловие к изданию хозяйственных книг Кирилло-Белозерского монастыря XVI в. (СПб ИИ, ф. 276, оп. 2, д. 147, л. 5). Дмитриева З. В. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского монастыря... С. 22. ОР РНБ, Соф. 1152, л. 38 об. Т. И. Шаблова датирует эту рукопись годом записи данного вклада – 1563–1564 гг. ( Шаблова Т. И. Кормовое поминовение… С. 169, 174). Шаблова Т. И. Кормовое поминовение... С. 180. Вкладная книга дополнялась до 1610 г. (Там же. С. 179). Там же. С. 179. Никольский Н. К. Указ. соч. Т. 2. С. 118. Шаблова Т. И. Кормовое поминовение… С. 179. На это же указано: Шаблова. Т. И. Кормовое поминовение... С. 181. Т. И. Шаблова рукопись Соф. 1477 датирует 1603 г. (Там же. С. 180). Здесь и далее даются указания на альбом филиграней, составленный О. А. Абеленцевой: Альбом филиграней бумаги хозяйственных книг Кирилло-Белозерского монастыря конца XVI—XVII в.//Приходные и расходные книги Кирилло-Белозерского монастыря... С. 485—609. « А в прошлом 110-м году ис тово запасу княгини старица Агафья отпустилась хлеба…» (полный текст приписки см. примечание 182 к тексты памятей). Т. И. Шаблова рукопись Кир.-Бел. 68/1307 датирует 1603/1604 г. (Там же. С. 184—185). Грамота опубликована: Дмитриева З. В. Уставные грамоты Кирилло-Белозерского монастыря XVI—XVII вв.//Российское государство в XIV—XVII вв.: Сборник статей, посвященных 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева. СПб., 2002. С. 264—265. Никольский Н. К. Указ. соч. Т. 2. С. 121. ОР РНБ, Соф. 1150, л. 83 об. («Государь и великий князь Дмитрий Иванович 7113 июля 21 день пожаловал давати два корма»). Т. И. Шаблова датирует рукопись 1603/04 г. ( Шаблова Т. И. Кормовое поминовение... С. 186. Никольский Н.К. Указ. соч. Т. 2. С. 121. ОР РНБ, Соф. 1167, л. 157. Временник Императорского Московского общества истории и древностей Российских Кн. 22. Отд. 3. М., 1855. С. 9—20 ОР РНБ, Кир.-Бел. 93/1331. Л. 107; Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей… Стб. 56. Сперанский М. Н. Описание рукописей Тверского музея. М., 1891. С. 97—99.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591442/

Стих — «Един Свят» в качестве самостоятельного, без предшествующей ему молитвы «Все святая Троице», имеется еще в Часословах Синайск. библ. и Софийском (XIII–XIV b.) и даже в нынешнем пасхальном чине изобразительных. Псалмы в начале и Единородный Сыне имеют уже Часословы Синайск. библ. и 867 (XIII b.) и все позднейшие: Син. 868 пред Отче наш имеет Трисвятое. Молитва «Ослаби, остави» после «Отче наш» появляется с такого же приблизительно времени: ее имеют поименованные два последние и позднейшие часословы, но Студийско-Алексиевский устав не указывает, а Синайск. 12 и Соф. 1052 имеют вместо нее другую: «Господи Боже наш, иже преславную Матерь Свою яви честнейшю Небесных Сил…» «Господи помилуй» имеет еще 3 раза подобно Син. 863, – Син. 866 и 868. Другие часословы, например Синайский же 12 и Соф. 1052 имеют «Господи помилуй» 12, 30 или 50 раз. Позже других составных частей получает чин изобразительных свои кондаки: их он не имеет совсем в Студ. уст., Соф. 1052, Син. 868 и др.; в Син. 876 в числе кондаков есть св. Златоуста или Василия Великого (близкое соотношение к причащению); в Син. 866 кондаки «Яко начатки… (мученикам и всем свв.), Со святыми упокой…, Предстательство христиан…» [ 158 ]. По Шиомгвинскому Типикону кондак Златоуста, Слава, Со святыми, И ныне Упование христиан… [ 159 ]; по древнейшим греч. спискам Иерусалимского устава: кондак храмового святого, «Со святыми…» и «Предстательство страшное…» или «Предстательство христиан»: по позднейшим греч спискам Иер. уст. еще (после храмового) кондак «дневного» (седмичного?) святого и о 1-м Богородичне не упоминается [ 160 ]; по древнейшим славянским спискам Иер. уст еще кондак Минеи, если есть (пред седмичным и храмовым), а в субботу вместо «Предстательство…» «Яко начатки» [ 161 ]; по позднейшим прежде всех кондак Преображения. Более мелкие варианты чина: пред вторым псалмом Слава и ныне; пред «единородный» опять (Соф. 1052) или только пред Единородный (слав. ркп. Иер. уст.); «Господи помилуй 3» еще перед Блаженными (Син.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Записи также предоставляют интересный материал о том, как совершались вклады в монастыри. Рукопись Вологод. 23, написанная в монастыре Дионисия Глушицкого, дважды вкладывалась в «общий монастырь» иноком того же монастыря Федосеем Ивановым в 1510 и в 1524 гг. 216 Первая вкладная запись вычеркнута киноварью; возможно, вклад был сделан на определенных условиях, и Федосей Иванов забрал вклад, но позже решил возобновить его. Подобные случаи аннулирования вкладов, при котором запись о вкладе вычёркивалась, известны по вкладным книгам. Рукопись, вложенная пострижеником одного монастыря, могла попасть в другой монастырь; 217 так, рукопись Соф. 1064 перешла из Соловецкого монастыря в Нилову пустынь. 218 Богослужебные книги принадлежали и приходским церквам; 219 так, рукопись Калик. 1 была в 1571 г. вложена мирянином Павлом Зиновьевым в Рождественский собор в Каргополе, откуда она была в 1686 г. забрана в Духовный приказ по архиерейскому указу. 220 В XVI в. богослужебные рукописи нередко принадлежали мирянам, как, например, рукопись Типогр. 385, которая позже попала в собрание Мастерской палаты. 221 Наконец, рукописи с исповедными текстами продавались, покупателями часто были священники. 222 В одной из рукописей сохранилась запись о продаже её в 1571 г. переплётчиком Фёдором Фёдоровым старцу иконописцу Сергею. 223 Наконец, записи позволяют познакомиться с процессом создания рукописи: в рукописи начала XVI в. на внутреннем сгибе листов кратко выписаны заголовки статей, входящих в сборник. 224 При переплёте большинство таких записей ушло в корешок; очевидно, они предназначались для разбора тетрадей или вообще для использования непереплетённой рукописи. Для этого периода не редкость чины с вопросниками и поновлениями и даже целые рукописи, предназначенные специально для исповеди священников или монахов. 225 Например, в одном из требников середины XVI в. в чине исповеди собрано несколько вопросников и поновлений, обращённых к инокам, священникам, дьяконам; здесь же находятся два вопросника для мужчин (М-КБ 530/787 и М Калик. 1). 226 Однако в рукописи нет пи одного развёрнутого исповедного текста для женщин, лишь краткий вопросник для инокинь (КрЧЖ- Соф. 868 ), 227 – пример составления исповедной книги, предназначенной для узкого круга исповедующихся. Как и в более ранний период, в рукописях встречаются чины только с одним вопросником, например, для исповеди женщин (Ж-Соф. 819), в которых парный текст для мужчин отсутствует, или только с вопросником для мужчин (М-Соф. 838). 228 Как и раньше, переписываются рукописи, в которых присутствуют только отдельные молитвы над кающимся 229 или епитимийные правила и поучения. 230

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

378 Табл. XI, ср. изображение его на юго-восточном столпе Троицкого собора в костр. ипат. монастыре. 379 См. нашу ст. о гелатском Евангелии XII в. в записках отд. русск. и слав, археол. импер. русск. археол. общ. т. IV. 380 И. Е. Забелина, Материалы для истории иконоп., стр. 31, 67, 70. Имена остальных иконописцев: Феодор Игнатьев, Иоанн Ануфриев, Василий Никитин, Василий Игнатьев, Кондрат Игнатьев, Иоанн Матфеев, Симеон Алексеев, Дмитрий Иоаннов, Симеон Иоаннов, Иоанн Симеонов, Федор Уваров, Матфей Сергеев, Александр Григорьев, Иаков Михаилов, Иаков Григорьев Ворона. Дополнит. сведения о них сообщены нам Н. Д. Удальцовым. 385 Angelo-Mai, Nova bibl. patrum, t. VI: рисунки и подробное описание; краткое опис. в т. V; ср. также Migne, Patrol. Ser. gr. XCIX, col. 1689–1692; перевод А. В. Горского в Сборн. Общ. Древне-Русск. Иск. 1866 г. стр. 117–118. 388 Соф. библ. 1468, л. 41 и след: «св. Григория Богослова о св. и божественной литургии». Рукопись эта писана вскоре после 1523 года: см. летописец на листе 179; ср. 901 рукопись XVII в. Ср. список XVII века в московской синод. библ. 686: имя св. Григория здесь обозначено в старинном оглавлении. 393 Рук. Соф. б. 1468. Рукоп. синод, добавляет: в той бо час бывают гласи от небеси, вопиюще... сотворите начатки церкви... Ср. бесед. Иоанна Златоуста на послание к Ефес. когда видишь, что движется завеса во вратах, тогда представляй себе, что низводится небо и нисходят ангелы. 395 Егда поют антифон «благо есть», тогда ангел речет: «ублажитеся и укрепитеся»; егда поют: «Господь воцарися», ангел Господень глаголет: «радуйтеся и веселитеся вси вернии, яко Христос Бог наш царствует во веки; уже диавол связан трепещет». Егда поют: «приидете поклонимся», ангел станет пред царскими дверьми (рукоп. синод.), укрепит вся предстоящия в церкви Духом Святым (Соф. 1468). 396 Соф. 1468: Егда рект прокимен, тогда речет Михаил «премудрость», а Гавриил речет: «вонмем», а Сам Христос речет: «мир всем». Буквально то же самое в греческом памятнике Анжело-Мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

24 Словарь церковно-славянского и русского языка, т. III. СПб., 1847, с. 14; Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, вып. 10. М., 1855, с. 1167; Срезневский И.И. Материалы для словаря древне-русского языка, т. II, вып. II. СПб., 1898, стлб. 513, 569; Словарь русского языка XI-XVII вв., вып. 12. М., 1987, с. 59–60. 25 Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь, т. 42 (ХХ1 А ). СПб., 1897, с. 508; Дьяченко Г. , прот. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993 (Репринт издания 1900), с. 363; Никольский К.Т. Пособие к изучению устава богослужения в Православной церкви. 6-е изд. СПб., 1900, с. 140. 26 Словарь русского языка XI-XVII вв., с. 60, 61; Лисицын М. Первоначальный славяно-русский Типикон. Историко-археологическое исследование. СПб., 1911, с. 29. 28 Соф. 1152 , л. 23–104; Кир.-Бел. 95/1332, л. 1–141. А.И. Алексеев считает, что рукопись из Кирилло-Белозерского собрания является «собственно Вкладной книгой», а не келарским обиходником. – Алексеев А.И. К изучению Вкладных книг Кирилло-Белозерского монастыря. – «Сих же память пребывает во веки». Материалы научной конференции 29–30 ноября 1996 года. СПб., 1997, с. 69–71. 29 Нет Кормовой книги в келарских обиходниках: Соф. 1165 и Пог. 1655, последний составлен П.М. Строевым из вырезок нескольких обиходников, Кормовую книгу он мог сюда не включить. И.П. Сахаровым опубликована Кормовая книга из келарского обиходника Соф. 1168 , л. 7–178. – Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря. С предисловием и указателем И.П. Сахарова. – Записки отделения русской и славянской археологии имп. Археологического общества, т.1. СПб., 1851, с. 46–105. 31 Кир.-Бел. 84/1322, л. 70–96; Соф. 1167 , л. 118–158, вторая опубликована И.В. Беляевым. – Книга келарская расходная поминкам и по службам дают запасу. – Временник имп. Московского общества истории и древностей Российских, кн. 22, отд. 3. М., 1855, с. 9–20. 32 Выписки из Кормовой книги Кирилло-Белозерского монастыря. Доставлены И.К. Куприяновым. – Известия имп. Археологического общества, т. 4. СПб., 1863, стлб. 18–20.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010