35 Сказание о победе в Малке 1845 г. 19. Нашествие Татар на Кострому, по всей вероятности, есть то самое, которое случилось в 1259–1262 г. Соф. Вр. 1,270, 271., а Князь Василий – не кто другой, как сын Ярослава – Георгия, самый меньший брат св. Александра Невского, которого летописи называют весьма добродетельным. (Ник. Лет. 3,60.) и который даже тогда, как был В. Князем, назывался Костромским, венчанный и погребенный (1276) в Костромском храме св. Феодора. 36 Четь-Минеи 8 августа. Степ. Кн. Востокова Опис. муз. Ок. 1400 Кн. Феодор дал грамоту Толгскому монастырю «Пречистой». Акт. Эксп. 1, N 15. При Епископе Ростовском, след., прежде 1380 г. явился чудотворный крест в Ростовском уезде. См. Инвалид 1848, N 205. 208. 209. 37 «Неужели пославший вас не знает, что великий хан наш есть сын Божий?» говорили Монголы миссионерам Папы. «Как смеете вы советовать нам сделаться христианами, такими же собаками, как вы и Папа ваш?» Известие Асцелина у Райнальда Annal. Eccl. T. XXI 38 Воскр. 2,235. «6769–1261 постави Митрополит Епископа Митрофана Сараю». Воскр. 2,247. «Лета 6777 (1269) Митрофан Епископ Сарайский отписась (отказался) епискупии сарайской и пострижеся в ехиму, в него место постави Митрополит Эпискупа Феогноста Русьскому Переяславлю и Сараю» – В 1843 г. при разрытии курганов около Царева города нашли: а) половинку епископской рипиды, с славянскою надписью, с изображением двух жезлов и плавающих рыб) б) медный крест с изображением распятого Спасителя, Бога Саваофа вверху и предстоящих по сторонам Божией Матери и Богослова) в) медный истуканчик – свидетель того, что здесь жили Татары, когда еще были идолопоклонниками (Ж. М. внутр. дел 1843 за Ноябрь). 39 См. пр. 14. Страдания св. Кн. Михаила; «стояшема же на месте том, множество крестьян и поганых слышаху словеса». Карпини говорит, что войска великого хана, в числе 450,000, состояли из разных покоренных народов, в том числе христиан. Ибн Батута, бывший и Сарае ок. 1340 г., говорит, что из жителей Сарая «иные, как Руссы и Греки, христиане». Наши летописи часто говорят о пленниках и заложниках, живших в Орде... Напр. Воскр. летопись говорит, что Борис Васильк. в 1277 г. умер в Орде, и супруга его Мария с сыном взяла тело его в Россию; далее: «в л. 6786 (1278) Кн. Глеб Рост. привел из Орды «полон мног.».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ростовский; епископы: Нифонт Суздальский, Симеон Рязанский, Вассиан Тверский, Прохор Сарский, Филофей Пермский, множество архимандритов и игуменов. Соф. Вр. 2, 237. 351. 352). 194 В новгородской пасхалии против последнего года седьмой тысячи лет было написано: зде страх, зде скорбь… в сие лето чаем и всемирное Твое пришествие. Это видел Геннадий и заметил в миротворном круге. То же в Соф. Врем. 2, 63. Относительно того же мнения, кроме свидетельств, указанных у Руднева (Ист. ересей стр. 103. 104. прим. 106. 107.), можно привесть слова из Епифаниева жития св. Стефана: «И прежде сего издавна в Перми не было грамоты... Ныне же на исходе седьмой тысячи, точию за 120 лет до скончания веку, грамоты замышляти?» Так говорили в Москве о труде св. Стефана. 196 Иосиф в предисловии к Просветителю и в письме к еп. Нифонту. Последнее изд. в Чтен. Общ. Ист. 1847. 1. 197 Ркп. жизнеоп. Иосифа. Иосиф: «И кн. в. молвил: Яз де ведал ересь их; да и сказал ми, которую держал Олексей Протопоп и которую держал Феодор Курицын; а Иван де Максимов и сноху у меня мою в жидовство свел». Чтен. Общ. Ист. 1847 г. 1. 198 Предисловие к Просветителю содержит историю ереси до 1490 г., говорит о Соборе 1490 г., о нечестии Зосимы. На том останавливается историческая часть, за которой следуют обличения ереси в 14 Словах; 15 Слово продолжает историю еретиков до Собора 1504 г.; оно начинается так: «многа словеса прежде рекохом о новгородских еретицех. Ныне же нужно вменихом и о сем рещи». След. и самые слова Иосифа показывают, что сочинение его писано по частям. Последнее подтверждается и тем, что три слова о иконопочитании 5–7 препровождены были при письме к некоему иноку. Письмо изд. в Чтен. Общ. Ист. 1847 г. 200 Отреч. грам. в Древ. Вивл. 14, 230. Соф. Вр. 2, 247. Новг. 4 Лет. 164. Зосиму не поминали после того в неделю Православия, как поминали московских иерархов. Древ. Вивл. ч. 6. 201 Иосиф в 15 слове; в 1489 г. Курицын ездил послом в Литву (Соф. Вр. 2, 247.); в 1490 г. он принимал (Кар. 6. пр. 345. 350) в Москве императорских послов и передавал ответы в.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

456. Панчиовский И. Г. Хилел и Христос. — Годишник на духовната академия. Т.9. София, 1960. 457. Пахарнаев А. События ночи Христова Воскресения по Четвероевангелию. — Ст, 1909, 458. Певницкий В. Крики народной иудейской толпы перед судом Пилата. — ТКДА, 1862, 459. Его же. Св. Иоанн Креститель как проповедник покаяния. — ТКДА, 1868, 460. Его же. Юность Богочеловека. — ВЧ, 1881. 461. Перов И. Исповедание св.апостола Петра. — ВР, 1894, 462. Его же. Ответ Господа нашего Иисуса Христа на искусительный вопрос фарисеев о дани кесарю. — ВР, 1895, 463. Его же. Ответ Господа нашего Иисуса Христа на вопрос саддукеев о воскресении мертвых. — ВР, 1896, 464. Его же. Ответ Господа нашего Иисуса Христа на вопрос фарисеев о большей заповеди в Законе и взаимный вопрос Его о достоинстве Мессии. — ВР, 1897, 465. Его же. Похвала Господа нашего Иисуса Христа вдове, пожертвовавшей две лепты на храм. — ВР, 1898, 466. Его же. Послание Господа нашего Иисуса Христа двенадцати апостолов на проповедь. — ВР, 1900, 467. Его же. Ответ Господа нашего Иисуса Христа искушавшему Его книжнику притчей о милосердном самарянине. — ВР, 1902, 468. Его же. Исцеление Иисусом Христом слепорожденного. — ВР, 1906, 469. Петропавловский Н. Воскресение Иисуса Христа. — ЧОЛДП, 1873, 11, 12. 470. Поселянин (Погожев) Е. Богоматерь. СПб., 1908. 471. Потоцкий Н. Особенные причины неверия саддукеев в Иисуса Христа как Мессию. — ВР, 1900, 472. Правители Палестины в первом веке. — Бвс, 1948, 473. Преображенский В. (впоследствии еп.). Чудеса Господа нашего Иисуса Христа. М., 1901. 474. Прессансе Э. Иисус Христос и Его время. Пер. с франц. СПб., 1869. 475. Его же. Иоанн Креститель. Пер. с франц. СПб., 1870. 476. Прозоровский Д.М. К вопросу о совершении последней вечери Иисуса Христа. — Ст, 1881, 477. Протопопов П. Волхвы египетские, вавилонские и вифлеемские. — ВР, 1902, 478. Пясковский Н. Я., д—р. Опыт согласования некоторых разностей в повествовании евангелистов о первом дне Воскресения Христа и критические заметки о теории визионерства и галлюцинации Штрауса и Ренана и др. с точки зрения современного психиатра. — ХЧ, 1891,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Тем не менее пророк не теряет надежды (Мих 7:7). Она выражается в глл. 4–5, развивающих созданное пророком Амосом мессианское учение об “остатке” (Мих 4:7; 5:2) и возвещающих рождение мирного Царя в Ефрафе, Который будет пасти стадо Господне (5:1–5). Влияние пророка Михея было длительным; современники Иеремии знали и цитировали слово против Иерусалима (Иер 26: 18). Новый Завет прежде всего воспринял текст о приходе Мессии из Ефрафы-Вифлеема (Мф 2:6; Ин 7:42). Книга пророка Софонии Судя по надписанию этой небольшой книги, Софония выступал как пророк при царе Иосии (640–609 до Р. Х.). Его обличения чужеземных мод (Соф 1:8) и культа ложных богов (Соф 1:4–5), обвинения первых лиц при дворе (1:8) и молчание о царе указывают на то, что он проповедовал до религиозной реформы и во время несовершеннолетия Иосии (между 640 и 630 гг.), то есть начал свою деятельность незадолго до Иеремии. Иудея, у которой Сеннахирим отрезал часть территории, находилась под владычеством Ассирии, и период безбожного правления Манассии и Амона повлек за собой религиозный упадок. Но теперь ослабление Ассирии пробудило надежду на новый национальный подъем, который необходимо должен был сопутствовать религиозной реформе. Книга распадается на четыре краткие части: день Господень (Соф 1:2–2:3); против язычников (Соф 2:4–15); против Иерусалима (3:1–8); обетования (3:9–20). Были попытки без достаточных оснований выделять некоторые речения против язычников и все обетования последней части как не аутентичные. Как все пророческие книги, книга Софонии подвергалась переработке и включает дополнения, хотя и немногочисленные. Под влиянием Второисайи находятся в особенности провозвестия обращения язычников (Соф 2:11 и 3:9–10), выпадающие из текстовой последовательности; весьма спорна изначальность малых псалмов (Соф 3:14–15 и 3:16–18а), а последние стихи книги (Соф 3:18б–20) единодушно относят ко времени плена. Коротко говоря, миссия пророка Софонии заключается в провозвестии дня Господня (ср. книгу пророка Амоса), — катастрофы, которая разразится для язычников так же, как и для Иудеи. Иудея осуждена из-за религиозного и нравственного падения, происходящего вследствие гордыни и превозношения (Соф 3:1,11). Пророку Софонии свойственно глубокое понимание греха, позволяющее вспомнить Иеремию; грех — это личное посягательство на Бога Живого. Кара язычникам — предостережение (Соф 3:7), которое должно обратить народ к послушанию и смирению (Соф 2:3); спасение обещано только смиренному и малому “остатку” (Соф 3:12–13). Представления о Мессии у пророка Софонии лежат в той же плоскости, которая, безусловно будучи ограниченной, тем не менее демонстрирует внутреннее духовное ядро обетования. Книга пророка Софонии не оказала большого влияния; Новый Завет обращается к ней лишь единожды (Мф 13:41). Описание дня Господня (Соф 1:14–18) сказывается в книге пророка Иоиля. Книга пророка Наума

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

3. Звание. В пророческом звании находился особливо между Иудеями во время Иосии царя Иудейского, Соф.1:1 , и вероятно, что в последние царствования его лета, после нежели когда Иосия предприял восславить благочестие; ибо иначе Иосия не с Хелкием бы ( 4Цар.22:12 ), но с Софониею о том советовал, и Софония не имел бы случая и причины поносить несправедливое закона толкование. Соф.3:4,5 снеси 4Цар.22:8,10,11 . Но напротив, скорое Иудеев от закона, недавно восстановленного, отпадение порицает ( Соф.1:6 ), и в служении Вааловом обвиняет ( Соф.1:4 ), о по сему он Иеремию, Хелкию, и может быть Аввакума имел себе современными. III. Случай Царь Иосия, ревностный благочестия возобновитель, мало имел себе последующих, но большая часть на стезе нечестия, на которую склонились, пребыли непоколеблемыми, и многие отступив от Бога, в прежние устремились беззакония. 4Цар.22; 23 ; 2Пар.34 . IV. Содержание Софония мерзкие Иудеев беззакония открывает, объявляет приближающееся им разорение, поощряет к покаянию, предсказывает погибель врагов народа Божия, и звание язычников в завет благодатный, а благочестивых обещанием будущего благополучного Иерусалиму состояния увещавает к терпению. V. Конец Чтоб развращенных Иудеев, оставивших толь скоро закон, Иосиею возобновленный, к истинному возбудить покаянию, а благочестивых и верных утешить надеждою Царствия, которое Мессиею будет восстановлено и повсюду распространено. VI. Разделение Сие пророчество разделяется на две части: В первой части пророчество о беззакониях народа Иудейского, о суде Божием, скоро совершиться имущем, как на нем, так и на прочих народах – гл. 1 до гл. 3, ст. 9 ( Соф.1–3:8 ), где: 1) Объявление общего изречения или суда. Соф.1:1–4 . 2) Особенного суда: а. На Иудеев, которым: α. Объявляется разорение. Соф.1 :4с до конца. β. Увещаваются к покаянию. Гл. 2, ст.1 до 4 ( Соф.2:1–3 ). б. На язычников. Соф.2 :4с до кон. 3) Объявление суда конечного. Гл. 3, ст.1 до 9 ( Соф.3:1–8 ). Во второй части обещания Церкви Христова Царства. Соф.3 :9с до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

55 То, что записано в летоп. не древних о Владимире (I. 87.), без сомнения, относится к Владимиру Волынскому, Соф. Врем. «Того же лета (990 г.), постави град в свое имя Владимир и сном осыпа (текст неразборчив – прим. эл. ред), и церковь Св. Богородицу соборную древяну постави, и вся люди крестив рускые, и наместницы». Соф. летоп. и сокр. Киев., говоря то же, пишут: «пришел из Киева в словенскую землю», а Соф. Врем. написал: в смоленскую; – Никоновская Л. говорит о суздальской и прибавляет Владимир на Клязме. Произволы очевидны. Один назвал волынскую землю славенскою, другой хорошо знал только Владимир на Клязме, и вздумал говорить о суздальской земле. Владимир на Клязме основан Владимиром Мономахом , а Владимир волынский без укреплений известен был и прежде 990 года (Соф. Врем 1. 27). По Нестору, Белгород построен в 880 г., а Переяславль в 892 г. Но это относится только к построению крепостей, так как Переяславль и Чернигов известны были еще при Олеге. Нестор: «и нача ставити городы по Десне и по Востри и по Трубежени и по Суле и по Стугне. По ревности св. Владимира к св. вере несомненно, что новые поселенцы сих крепостей, набранные из Славян, Кривичей, Чуди и Вятичей, все были крещены. 57 Густин. лет. (в Собр. лет. 2, 259), Соф. Вр. 1, 87. Никон. лет. 1, 93. Соф. 80 . Степ. кн. О рассылке сыновей по областям говорит и Нестор (Соб. лет. 1, 52. 34.). По Иоакимовой лет. Владимир-Христианин был в затруднении относительно прежних своих сожительниц и, чтобы выйти из сего затруднения, разослал их с сыновьями в разные области (Иоак. у Татищева 1, 40. прим. 47). Сначала Владимир отдал Новгород Вышеславу сыну Чехини, Полоцк Изяславу сыну Рогнеды, Туров Святополку сыну вдовы Ярополковой, Ростов Ярославу сыну Рогнеды, Владимир Волынский Всеволоду сыну Рогнеды, Древлянскую землю Святославу сыну другой Чехини (по Иоаким. лет. у Татищ. 2, 87. Мальфриды, сл. Нестора стр. 55), Тмуторокань – Мстиславу (по Иоак. лет. сыну Адели). Летописец событий 852–1598 г. говорит: «а трех у себя остави: бе бо млади, Станислав, Судислав, Позвизд», стр. 40. Если Владимир разослал сыновей по областям вслед за крещением своим, чтобы избавиться жен: то о Борисе и Глебе сыновьях Болгарской Царевны Анны, при первом разделе областей не могло быть помину, потому что они тогда едва ли еще родились. По смерти старшего Вышеслава Новгород отдан Ярославу, Ростов – Борису, Муром – Глебу. Иоакимова лет. Соф. вр. и Никон. лет. говорят, что Станислав (второй сын Адели) послан в Смоленск, а Судислав – во Псков. О порядке старшинства между сыновьями Владимира Соловьев: История отношений между Князьями. Стр. 54–59. Моск. 1847.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Содержание книги. В первой главе Св. Софония предсказываете истребление Иудеи и Иерусалима. Все истребится, говорит пророк, бессловесные животные и люди нечестивые, погибнут языческие жрецы и остатки Ваалослужения, поклоняющиеся светилам, и все безбожники ( Соф. 1:2–6 ). Далее пророк призывает к покаянию; ибо жертва Божия уже готова, уже избраны званные на жертву (Халдеи), мщение совершится на царском доме, князьях, на облеченных в чуждые одежды, на священниках, осквернявших храм нечестием (ст. Соф. 1:6–10 ); описываются: истребление Иерусалима ( Соф. 1:10–14 ), время нашествия Халдеев, в которое ничто не поможет Иудеям, потому что Бог порешил соделать совершенное истребление (14–18). Во второй главе Св. пророк снова призывает к покаянию и исправлению язык ненаказанный и смиренных земли, потому что нигде не будет им спасения; суд Божий распространится и на окрестные народы, погибнуть Газа, Аскалон, Азот, Аккарон и приморские жители, а места их, со временем, достанутся Евреям. ( Соф. 2:1–7 ); погибнут Моавитяне и Аммонитяне за их озлобления Еврейского народа, земли их разделят Евреи ( Соф. 2:8–10 ); уничтожится идолослужение, а истинное Богопочитание распространится по всему миру (ст. 11); погибнут Ефиопляне и Ассирияне. Ниневия будет во изчезновение безводно местопребыванием птиц и зверей ( Соф. 2:12–15 ). В третьей главе показываются вины, за которые город Иерусалим будет разрушен: за упорство жителей его, жестокость князей и судей, за обманы лжепророков, нечестие священников. Правосудный Бог , скоро воздающий должное каждому, и напрасно призывавший нечестивых Иудеев к покаянию, накажет их и всех нечестивых на земле; огнем ярости Божией будет поядена вся земля ( Соф. 3:1–8 ). Но затем наступить другое время – благодатное, явятся новые молитвенники из дальних стран, будут новые чада Израиля, которые уже не будут стыдиться прежних беззаконий и укоризн, ибо эти укоризны будут сняты с них, новые люди будут кротки и смирны, не сотворят неправды, не будет у них лжи, не будут бояться врагов, ибо пожируют и угнездятся в Церкви Христовой ( Соф. 3:9–13 ). А потому Св. пророк призывает к радости сию Церковь ; ибо Господь Бог избавил Ее от врагов, воцарился в Ней, помогает и спасает Ее, и Сам радуется о Ней ( Соф. 3:14–17 ). Настанет время, когда соберутся все сокрушенные, не только будут спасены утесненные и отринутые, но и возвеличены будут и прославлены по всей земли у всех народов, именно после того, как совершится возвращение пленников.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Соф. 1065 . Требник. Последняя четверть XVI в 4°. 181 л. Верхняя крышка переплёта и начало рукописи отсутствуют. Нижняя часть л. 1 утрачена. Филиграни: 1) Виноград с литерами DCG, вид: Брике, 13194 (1581–1603 гг.); 2) Nicolas Lebe, вид: Лихачёв, 2890 (ок. 1575 г.); 3) Виноград с литерами DG. не отожд. Содержание: л. 1–34 об. – чин исповеди (начало утрачено); л. 1 – вопросник вельможам (начало утрачено) (В-Калик. 1); л. 1–3 – вопросник женщинам (Ж- Соф. 1065 , сохранился фрагментарно); л. 3 об.–4 об. – поновление мужчинам; л. 5–8 – поновление; л. 8–13 об. – поновление; л. 13 об.–21 об. – поновление «исповедание скитское»; л. 22–23 – вопросник священникам (Основная редакция): л. 23–26 об. – поновление священникам; л. 26 об.–28 об. – поновление мирянам; л. 28 об.–29 об. – поновление вельможам. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 197–198, 220–222 (поновление, л. 5–8; поновление «скитское», л. 13 об.–21 об.). Соф. 1073 . Требник. Рубеж XV –XVI вв. 4°. 231 л. Филиграни: 1) Литера Р с цветком, близкий: Пиккар IV, XII, 274 (1497 г.); 2) Литера Р с цветком, вид: Пиккар IV, VII, 523–524 (1506–1510 гг); 3) Литера Р, тип: Пиккар VI, VII. 569, 571–572 (1504–1506 гг.); 4) Лилия, не отожд.; 5) Литера Р с короной, тип: Пиккар IV, XVI, 358–363 (1493–1497 гг.); 6) Голова быка, вид: Пиккар II, XIII, 146 (1482– 1484 гг.); 7) Щит, не отожд. Запись: оборот верхней крышки переплёта – «...церкве Преображения Господня» (нрзб.). Содержание: л. 13–29 – чин исповеди (без начала); л. 17 об.–18 – краткий вопросник мирянам (Кр-Свир. 91); л. 18–19 – вопросник мужчинам (М-Соф. 1073); л. 19–19 об. – поновление; л. 19 об. – вопросник женщинам (Ж-Чуд. 5); л. 20–20 об. – поновление (без начала); л. 20 об.–22 – поновление мирянам; л. 22 об.–23 – поновление; л. 25–27 об. – поновление священникам-бельцам (без конца). Соф. 1088 . Требник. Первая четверть XVI в 8°. 368 л. Филиграни: 1) Голова быка с крестом и змеёй, вид: Пиккар II, XVI, 191 (1507–1511 гг.); 2) Голова быка с крестом и змеёй, с монограммой-подвеской, вид: Пиккар II, XVI, 441 (1506–1509 гг.); 3) Голова быка, тип: Пиккар II, XVI, 222 (1510–1523 гг.); 4) Голова быка, тип: Пиккар II, XVI, 223 (1510–1523 гг.). Записи: л. 5–8 «192-го марта в 12 день сии Требник сьписан и взят Остреченского (?) погоста Шокшинскои пятину Николского попа Антония Феофанова» (нрзб.). Рукопись «отреставрирована»: надорванные листы сшиты сложенными вдвое листочками с текстом скорописью XVII в. Содержание: л. 51 об.–72 – чин исповеди; л. 55–68 – поновление инокам; л. 72 об.–82 чин –исповеди священникам; л. 72 об.–75 – вопросник священникам (Св-Печ. тр); л. 75–81 – поновление священникам; л. 82 об.–87 об. – чин исповеди вкратце; л. 85 об.–87 – поновление; л. 87 об.–90 об. – чин исповеди инокам; л. 87 об.–90 об – поновление инокам; л. 358–360 – вопросник мужчинам (М- Соф. 839 ); л. 360–361 об. – вопросник женщинам (Ж- Соф. 839 ). Издание: Алмазов. Т. 3. С. 147–148, 160–161 (М- Соф. 839 и Ж- Соф. 839 в разночтениях).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Лет. о 1483 г. Соф. Вр. 2, 223. Лет. у Карамз. 6, 94.). 11 Летоп. о 1495 г. «Собрались Епископы Владимирский Вассиан, Полоцкий Лука, Туровский Вассиан, Луцкий Иона, и поставили Макария Архимандрита, по прозванию Чорта, Митрополитом Киева и всей России. А к Патриарху послали за благословением старца Дионисия и диакона инока Германа...» Той же осенью прибыл из Царьграда посол Патриарха Нифонта... Посол сказал: не поставляйте после сего митрополита, пока не получите благословения от нас, за исключением великой нужды. А они сказали: «мы не отрекаемся от древних обычаев соборной цареградской Церкви и благословения Патриарха, Отца нашего. Мы учинили это по нужде, как и прежде того поступили братия наши епископы при В. К. Витовте... Так и в правилах Св. Апостол и Св. Отцев писано: два или три епископа пусть без всякого прекословия ставят епископа». Супрасл. Лет. 141–143. О поставлении м. Мисаила П. Симеоном и других другими Патриархами. Густ. Лет. 359, 360. См. Crusii Turcograec. 2, 125. 12 Грамота к Патриарху (изд. в I. Т. Ист. Акт. 30.) считает от Владимира 453 г., след., написана в 1441 г. В грамоте к императору (изд. в Цер. Ист. м. Платона I, 256. и в Соф. Вр. 2, 34–39.), посланной с Полиевктом в Морею, считается от Владимира 455 лет; след., эта грамота писана в 1443 г. При такой хронологической разности грамот напрасно сомневаются (Прибавл. к изд. Твор. Св. Отц. 1846. кн. 2. стр. 231.) в том, что они принадлежат разному времени. Эта разность времени, при неполном сходстве содержания, показывает, что грамоту написали в 1441 г., но не послали; в 1443 г. вновь пересмотрели её и решились отправить уже не к Патриарху, а к императору. Посол возвращён с дороги (Соф. Вр. 2, 39.). Сам князь в письме к имп. Константину, преемнику Иоанна, писал: «за все того желахом и проискивахом, еже как бы послати к царствующему граду послов своих о извещении соединения... И многолетне того искахом и желахом, но не улучихом сего» (Ист. Акт. 1, 494.). 13 По Соф. Bp. 2: 53, 60, 337. в 1446 г. «Кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

368 Соф. Вр. 2, 363. Перечислив обители, принявшие общежитие, говорит: «а окрестным граду зде число не положено». Далее показывает, что не приняли общежития монастыри Николаев в Перовском конце и Рождественский на Поле. Тоже летоп. у Востокова стр. 361. слч. Соф. Вр. 2, 391. 369 Соф. Врем. 2, 364. «И черницам вдасть монастыри, монастырь на десятине (Рождественский), мон. Петровский, Ильинской (Мокрый), Спасской (на веренде), на воцкой дорозе (Богоявленский), на Сокольнице (Николаев), Богословский, на вятке (на лятке?), на Скиятине (Введенский); а преже бо сего в тех монастырех жили игумены и черницы». Все эти монастыри основаны в монгольский период. Грамота м. Фотия в Акт. Эксп. 1. 369. 370 В 1. т. Акт. Ист. 292. Сия уставная грамота дана игумену Духова монастыря; но сей монастырь в 1537 г. уже не упоминается в числе не имевших общежития, след., устав принят между 1526–1536 гг. На то же указывает Соф. Вр. 2, 391. 373 Историч. известие о Сергиевой Лавре стр. 147–149 (М. 1842). Тем же уважением пользовались мон. Кириллов, Ферапонтов и Спасокаменный (Доп. в Ист. Акт. 1. 210). 377 В Оятском упраздненном монастыре, отстоявшем от Свирского за 5 вёрст, покоятся пр. Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий и Афанасий – ученики пр. Александра, а в Никифоровой пустыни покоятся мощи пр. Никифора, также ученика его. Ист. Иерар. т. 4. стр. 128. 6, 999. 378 Духовное завещание его в 1. т. Ист. Акт. 135. Кн. Курбский уже называет пр. Александра святым; житие его, описанное игум. Иродионом в 1545 г., через 12 лет после его кончины, в рк. Толстова 2. 112 и в Минее м. Макария под 30 августа. 379 Житие св. Михаила описал 1537 г. боярин Михаил по воле архиеп. Макария: так замечено в летописи. В ркп. житии св. Михаила, помещенном и в Минее м. Макария под 11 января, жизнеописатель говорит, что при в. к. Елене и малолетнем Иоанне послан он был в Новгород собирать войско против татар и что тогда, пришед к архиеп. Макарию, получил от него поручение описать жизнь св. Михаила по старым запискам. Клопский монастырь основан в 1412 г. (Новгород. лет. 3 и 4 лет.). Житие бл. Исидора в ркп. у Востокова. Опис. муз. 212. 600. 675. в Минее м. Макария под 14 мая, где и похв. слово ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010