При таких условиях, полагал Глубоковский, Богословский факультет в Болгарии должен служить делу религиозной независимости и национально-духовной свободы. Комментируя появление этой заметки, Николай Никанорович писал: «Уже около половины ноября совершенно неожиданно (для меня) некоторые коллеги (в числе их и. о. декана Ив. Гошев) возбудили вопрос о праздновании десятилетия Богословского Факультета и избрали для него воскресенье 26 ноября 1933 г. Как бывший в нем с самого открытия и прочитавший первую лекцию в Понедельник 19 ноября 1923 года, я хорошо знал по горчайшему опыту, что значат эти ужасные годы во всех отношениях, а с другой стороны – в виду постоянных угроз (даже правительственных) закрытия Факультета – я находил полезным, чтобы последний торжественно и публично рассказал и показал свои дела. Но потом Декан почему-то столь же неожиданно заколебался и формально повел (особыми повестками) к отложению и – значит – к отмене торжества. Под таким впечатлением и ожиданиями я набросал свою крохотную памятку, где, сообразовав недавнее ухаживание Болгарии за масоном Эррио и масонско-нехристианскою Францией, первого назвал просто «одним из социалистических главарей»...» 2993 . По настоянию всей корпорации торжество устроилось в самом помещении Факультета в воскресенье 26 ноября 1933 г. Присутствовали члены Болгарского Синода, в том числе Наместник председателя Св. Синода митрополит Видинский Неофит, митрополиты Неврокопский Макарий, Софийский Стефан, Сливенский Иларион, Доростольский и Червенский Михаил, Врачанский Паисий, епископы Стобийский Борис, Знепольский Софроний, Левкийский Варлаам, представитель от Царского Дворца д-р Михов, представитель от министерства просвещения П. Черняев, бывший министр-председатель Ал. Цанков и многие другие. Прочитан был отчет и. д. декана И. Гошевым; речь о современных общественных задачах Болгарской Церкви произнес проф. Г. Ст. Пашев. Предполагая, что при взаимном дружеском обмене приветствиями будет упомянуто и его имя, Глубоковский приготовил ответное слово, хотя лично для него юбилейные дни были омрачены неожиданным обстоятельством: 6 ноября Факультетом получено было официальное письмо ректора Университета Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В 1924 г. православные жители Прокопиона, переселяясь на греческий остров Эвбею, взяли с собой честные мощи святого Иоанна, и сейчас они почивают в специально построенном храме во имя Иоанна Русского в селении Новый Прокопион, куда стекаются многочисленные паломники не только из Греции, но и из других стран. Определения Священного Синода В заседании Священного Синода под председательством Патриарха АЛЕКСИЯ 22 февраля 1965 года Слушали: Письмо Святейшего Патриарха Болгарского Кирилла на имя Святейшего Патриарха Алексия о канонизации Священным Синодом Болгарской Церкви на торжественных заседаниях 26 июня и 31 декабря 1964 г. Паисия , иеромонаха и проигумена Хилендарского монастыря на Святой Горе Афон, и Софрония , епископа Врачанского: “Ваше Святейшество, возлюбленный о Христе Господе Святейший Владыко! На болгарской земле просияли изрядным благочестием, твердостию веры в Господа Бога, засвидетельствованной редким христианским усердием, простирающимся до мученичества, при чрезвычайно тяжелых условиях жизни во время турецкого владычества в Болгарии, и духовно озарившие своей жизнью и деятельностью болгарский народ богоблаженные болгарские просветители Паисий, иеромонах и проигумен Хилендарского монастыря на Святой Горе Афонской (рож­денный в 1722 г. в г. Банско и преставившийся о Господе пока неизвестно где и когда), и Софроний, епископ Врачанский (рожденный в 1739 г. в г. Котел и преставившийся о Господе в месяце сентябре 1813 г. в Бухаресте). Священный Синод Болгарской Православной Церкви в торжественных заседаниях 26 июня и 31 декабря 1964 г., установив, что эти два светлых образа благочестия отражены в сознании болгарского верующего народа как святые и что в среде болгарского православного церковного исполнения уже давно утверждено сердечное культовое почитание этих богопросвещенных и богоугодных мужей, с молитвенным восторгом канонизировал их и объявил их всецерковно болгарскими святыми. Имена этих воссиявших благодатию Божиею святых внесены в месяцеслов Болгарской Православной Церкви, и блаженная их память будет чествоваться: святого Паисия Хилендарского и Болгарского 2 июля (19 июня по ст. стилю), когда по всеправославному месяцеслову празднуется память преподобного Паисия Великого, а святого Софрония , епископа Врачанского, — 24 марта (11 марта по ст. стилю), когда празднуется память святого отца нашего Софрония, патриарха Иерусалимского.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Труд Паисия — это краткий обзор истории болгарского народа и государства, написанный человеком, горячо любящим свою родину и свой язык. Вдохновенно повествовал Паисий о героическом прошлом болгарского народа, о расцвете его культуры в эпоху Первого Болгарского царства. Мрачными красками рисовал он картину турецкого завоевания Балканского полуострова. С позиции патриота он выдвинул идею восстановления Болгарского государства. Надежду на освобождение Паисий возлагал на славяно-православный мир, прежде всего на Россию. Задачу духовного освобождения Паисий предполагал разрешить путем распространения образования и духовного просвещения в болгарских землях. Первую копию труда Паисия составил горячий его приверженец священник из Котела Стойко Владиславов, прославленный как святитель Болгарской Православной Церковью под монашеским именем Софрония Врачанского. До настоящего времени обнаружено около 60 списков и переработок рукописи. Книга получила широкий отклик, ее читали в школах и с амвонов церквей, она распространялась в рукописном виде во всех уголках болгарских земель и служила источником патриотического воспитания многих поколений деятелей болгарского национального возрождения. О позднейшей жизни Паисия Хилендарского известно только то, что он путешествовал по Болгарии и давал переписывать свою книгу. Преподобный Паисий скончался после 1762 г. (по неокончательно установленным данным — в 1798 г.). Место преставления преподобного Паисия неизвестно. _____________ Определение Священного Синода В заседании Священного Синода 17 апреля 1997 г. под председательством Патриарха Алексия II Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о совершившейся в Иерусалимской Православной Церкви канонизации преподобных отцов, подвизавшихся на Богошественной Горе Синай, уже ставших святыми в сознании монахов и верующих. Приложение: Известительное письмо Блаженнейшего Патриарха Диодора I о прославлении новых синайских святых.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

33 Сведения о святители Софронии, епископе Врачанском, приведены в выпуске Патерика, опубликованном в 4(18) за 1998 г. 34 См. его: Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему//Альфа и Омега. 1998. 4(18); 1999. 1(19), 2(20). 35 В частности, в ней хранилась одна из наиболее полных древних рукописей Священного Писания, так наз. Синайская (Codex Sinaiticus). 36 Об особом статусе монастыря Святой великомученицы Екатерины см. Дворкин А. Современные Православные Церкви//Альфа и Омега. 1994. 1. — С. 115. 37 “Исповедь” святителя Патрика и статью о нем см.: Альфа и Омега. 1995. 4(7). С. 141–172; также в журнале из других упоминаемых в данном материале святых о святой Бригитте Кильдарской см. 4(7). С. 162, о святом Колумбе Ирландском см. 4(18) за 1997 г. С. 239–258. — Ред. 39 Другой повод для такой ассоциации состоит в том, что крестьяне противопоставлялись miles Chrismi‘bouhaм Христовым’, то есть язычники оказывались во власти “стихий мира” и демонов, в то время как христиане силой Божией сопротивлялись их влиянию. 40 Этот труд (Demonstratio evangelica) — отца церковной истории Евсевия Кесарийского, первой частью которого является “Евангельское приуготовление” (Praeparatio evangelica). — Пер. 44 В первые века Христос преимущественно изображался символически, наиболее употребительными были образы Доброго Пастыря, Гермеса, агнца. 46 Использованный здесь автором английский термин water-drinker не вполне соответствует латинскому Aquaticus, буквально означающему “водяной, в воде живущий”. — Пер. 47 По законам того времени, например, убийца мог понести наказание в виде штрафа, как правило, весьма значительного. Выведение “военных преступников” за рамки таких законов означало применение к ним законов гораздо более жестоких. — Ред. 48 Григорий ошибочно считал Лондон главным городом короля, потому что изучил только устаревшие документы. 52 Здесь речь идет о монастыре святого Иоанна Предтечи в Эссексе, основанном отцом Софронием (Сахаровым). — Пер. 54 Мы даем принятое в православных святцах написание Венедикт (и ниже Вонифатий) вместо привычных для тех, кто знаком с историей и литературой Запада, написаний Бонифаций и Бенедикт, но отнюдь не настаиваем на том, что эти имена отныне должны писаться только так. Примет ли Церковь латинизированные формы имен этих святых или нет — покажет время. Вместе с тем можно вспомнить, что на глазах ныне живущего поколения в наших помянниках появились Светланы (а не обязательно Фотинии) и Юрии (а не только Георгии); это свидетельствует о том, что язык нашей Церкви развивается, как это и подобает всякому языку, но по своим собственным законам. — Ред.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

рую они воспитывали в страхе Божием, стараясь развить в юном сердце сострадание к нищим. Когда дочери исполнилось 12 лет, родители распродали все имение и отправились в Иерусалим. По прибытии в Святой град Завулон возжелал посвятить себя пустынной жизни. Он взял у патриарха благословение, простился со своей женой и дочерью и отправился за реку Иордан, где в пустынных местах укрылся от взоров человеческих. Никто не знал, где поселился подвижник Христов. Патриарх Иерусалимский Ювеналий, брат Сосанны, поставил ее на служение нищим сестрам, находящимся при храме Гроба Господня. А Нина была отдана в услужение и обучение благочестивой старице, пока Господь не сподобил ее на предлежащий подвиг, на который она получила благословение и от преподобной своей матери. От редакции В этом выпуске “Патерика” заканчивается публикация материалов о святых, прославленных Поместными Православными Церквами и внесенных в святцы Русской Православной Церкви в период после Собора 1917–1918 гг. и по наши дни. Общее руководство подготовкой материалов осуществляет архимандрит Макарий (Веретенников). Над текстами этого выпуска работал М. Исаев. Оформление В. Касимовского, А. Ерофеева. Благодарим за предоставление материалов Б. Нелюбова и Ю. Малкова. Благодарим также О. Клодт за предоставление прорисей. Следующие выпуски Патерика будут посвящены местночтимым святым Русской Православной Церкви, прославленным в период после Собора 1917–1918 гг. и по наши дни. Определение Священного Синода В заседании Священного Синода под председательством Патриарха АЛЕКСИЯ 22 февраля 1965 года Слушали: Письмо Святейшего Патриарха Болгарсого Кирилла на имя Святейшего Патриарха Алексия о канонизации Священным Синодом Болгарской Церкви на торжественных заседаниях 26 июня и 31 декабря 1964 г. Паисия , иеромонаха и проигумена Хилендарского монастыря на Святой Горе Афон, и Софрония , епископа Врачанского: “Ваше Святейшество, возлюбленный о Христе Господе Святейший Владыко! На болгарской земле просияли изрядным благочестием, твердостию веры в Господа Бога, засвидетельствованной редким христианским усердием, простирающимся до мученичества, при чрезвычайно тяжелых условиях жизни во время турецкого владычества в Болгарии, и духовно озарившие своей жизнью и деятельностью болгарский народ богоблаженные болгарские просветители Паисий, иеромонах и проигумен Хилендарского монастыря на Святой Горе Афонской (рожден­ный в 1722 г. в г. Банско и преставившийся о Господе пока неизвестно где и когда), и Софроний, епископ Врачанский (рожденный в 1739 г. в г. Котел и преставившийся о Господе в месяце сентябре 1813 г. в Бухаресте).

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Одной из самых выдающихся личностей этого времени был Патриарх Евфимий, много потрудившийся для духовного просвещения и исправления богослужения в своей стране. Он собрал вокруг себя целую школу церковных писателей из болгар, сербов и русских и сам оставил несколько сочинений, среди которых жизнеописания болгарских святых, похвальные слова и послания. В 1393 г. во время кровопролитной борьбы болгар с турками он, в отсутствие царя, занятого войной, был правителем и опорой бедствующего народа. Святитель показал высокий пример христианского самопожертвования, отправившись в лагерь турок просить их о помиловании вверенной ему паствы. Сам турецкий военачальник был изумлен этим подвигом Патриарха, принял его довольно ласково и отпустил с миром. После взятия Тырнова турками Патриарх Евфимий был приговорен к смерти, но затем отправлен в пожизненную ссылку во Фракию, где и скончался. С падением Второго Болгарского царства Тырновская кафедра была подчинена Константинопольской Патриархии на правах митрополии. 8.1.3. Болгарская Церковь во время турецкого владычества Болгарское Православие перенесло ту же трагедию, что и все православные народы, находившиеся под политической властью турок и в церковной зависимости от греков. В это время средоточием духовной жизни болгар осталась лишь Охридская архиепископия, находившаяся под тяжелым гнетом греков-фанариотов. В 1767 г. и она прекратила свое существование. Болгары остались без своего духовного центра, вверенные попечению греческой иерархии. Начались систематические попытки со стороны греческого высшего духовенства эллинизировать Болгарскую Церковь. Однако с конца XVIII b. начинается духовно-национальное возрождение болгарского народа, у истоков которого стоял преподобный Паисий Хилендарский (1722–1798), афонский подвижник, монах-ученый. В молодости он отправился на Афон, где в монастырских библиотеках начал изучать материалы, касавшиеся истории его народа. Такого же рода материалы он собирал во время поездок по стране в качестве монастырского проповедника и проводника паломников, стремившихся посетить Святую гору. В 1762 г. преподобный Паисий написал «Историю славяно-болгарскую о народах, и о царях, и о святых болгарских», в которой привел факты минувшей славы болгарского народа. Эти труды продолжал его ученик епископ Софроний Врачанский (1739–1813).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Чада Русской Православной Церкви всегда глубоко сопереживали болгарским братьям, оказавшимся в трагическом положении. Из России на Балканы направлялись церковные книги и богослужебная утварь, материальные средства. Твердая позиция России оказывала благотворное влияние на положение православного населения региона. Русская Церковь выступала также вдохновительницей многочисленных попыток освобождения болгарских братьев от иноверного гнета. С воодушевлением освободительная борьба России воспринималась болгарским православным духовенством и верующими — например, святым Софронием Врачанским в годы Русско-турецкой войны 1806-1812 гг. Успешные действия русской армии на территории Восточно-Балканского региона в ходе Русско-турецкой войны 1828-1829 годов, хотя и не увенчались освобождением Болгарии, также упрочивали надежду православного населения на близящееся освобождение страны от турок силой русского оружия. Русская Православная Церковь, как могла, поддерживала болгарское Православие, находившееся в тяжком положении. Двери духовных школ Русской Церкви были открыты для студентов из Болгарии. Так, будущий первый Экзарх Болгарский Анфим обучался в Одесской духовной семинарии, а в 1852 году окончил Московскую духовную академию , был рукоположен в России в пресвитерский сан святителем Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым). Император Всероссийский Александр ΙΙ принял решение объявить войну Турции за освобождение Болгарии в 1877 году — в тяжкое для нашей страны время, когда еще не зажили ее раны от неудачной Крымской военной кампании и последовавшей международной изоляции. Царь-освободитель прислушался к голосу своего народа и Русской Православной Церкви, выражавшей сострадание жертвам чрезвычайной жестокости турецких карателей, проявленной в ходе подавления апрельского восстания 1876 года в Болгарии. Русские воины и болгарские ополченцы, сражаясь вместе, проявили беспримерное мужество и обрели ценой тысяч и тысяч жизней свободу для болгарского народа: свободу исповедания православной веры, свободу национального самовыражения, языка и культуры, свободу воссоздания государственности.

http://patriarchia.ru/db/text/5490806.ht...

1971. 4. Отставка Экзарха Болгарской Православной Церкви Митрополита Стефана//ЖМП. 1949. 3. Пальмов И. Болгарская Экзархийская Церковь. Первоначальное и современное ее устройство. СПб., 1896. Панкратий, митроп. Тысяча сто лет Болгарской Православной Церкви//ЖМП. 1970. 10. Петр, еп. Религиозное и культурное значение дела свв. Кирилла и Мефодия//ЖМП. 1970. 3. Петров Н. И. Начало греко-болгарской распри и возрождения Болгарской народности. ТКДА, 1886. Пимен, Митрополит. Слово при отпевании Святейшего Кирилла, Патриарха Болгарского//ЖМП. 1971. 4. Пимен, Патриарх. Речь на приеме по случаю избрания и интронизации Патриарха Болгарского Максима//ЖМП. 1971, 9. Питирим, en. Литературные труды Святейшего Патриарха Болгарского Кирилла//ЖМП. 1965. 3. По вопросу о Болгарском патриаршестве. Берлин, 1860. Попов Н. По поводу восстановления Болгарского Экзархата, сказанное в заседании славянского комитета 11 мая 1872 г. М., 1872. Попов X. Святая Рыльская обитель в Болгарии//ЖМП. 1960. 7. Попов X. Святитель Софроний Врачанский//ЖМП. 1965. 6. Попруженко М. Из истории религиозного движения в Болгарии в XIV веке. С., 1928. Попруженко М. Очерки по истории возрождения болгарского наро-да//ЖМНПр. 1911. Посещение Святейшим Патриархом Болгарским Православных Церквей на Ближнем Востоке//ЖМП. 1973. 9. Пребывание Святейшего Патриарха Пимена в Болгарии//ЖМП. 1975. 2. Раев И. Вековые русско-болгарские языковые и литературные связи/Труды V съезда Русских Академических Организаций за границей в Софии 14 — 21 сентября 1930 года. Изд. Русских Академических Организаций в Софии, 1932. 4.1. Рядченко К. Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием. Киев, 1898. Соввов Стефан, свящ., Игнатьев А. К семилетию восстановления патриаршества в Болгарии//ЖМП. 1960. 6. Селецкий А. Греко-болгарский церковный вопрос в нашей печати//«Странник». 1883, октябрь — ноябрь. Скурат К., проф. Предстоятели Болгарской Православной Церкви после восстановления ее патриаршества//ЖМП. 1975. 6. Скурат К.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

Только в 18 веке патриарху Самуилу I удалось (1767 г). подчинить ее своей власти. Греки, сами страдая от турок, не стеснялись умножать страдания болгар. Они отняли у них национальную иерархию. Греки-епископы, преследуя свои интересы, делали все, чтобы только подавить болгарскую народность, не говоря уже о поборах и вымогательствах. Испытывая двойной гнет и не имея своего объединяющего центра, которым мог быть терновский патриарх, болгары в течение 400-летнего рабства стали утрачивать свое национальное сознание. Некоторые принимали мусульманство и примыкали к туркам. Некоторые, главным образом в городах, усваивали греческую народность и её язык. Богослужение в городах и многих сёлах совершалось на греческом языке. Болгарской письменности почти не существовало. Известны только некоторые труды болгар. В 1762 г. хиландарский монах Паисий, родом болгарин из Самокова, написал книгу: " История славяноболгарска о народах, и о царях, и о святых болгарских " , в которой приводятся из тьмы забвения факты минувшей славы болгарского народа, как предмет, достойный памяти и подражания. Ученик Паисия, Софроний, еп. Врачанский (1815 г.), издал на новоболгарском языке: " Собрание поучений, переведенных со старославянского и греческого языка " (Кириако-дромион, Рымник, 1806 г.), которая тоже указывала на живучесть болгарской народной речи, заслужившей внимание и сочувствие своего народа (Прав. Богослов. Энциклопедия). Среди деревенских жителей еще сохранялась болгарская национальность, но вследствие забитости и притеснений со всех сторон национальное сознание у них было развито слабо. В 19 веке христианские народности, подвластные Турции, мало-помалу, при содействии России, начали приобретать политическую и религиозную независимость. Началось движение в пользу национального возрождения, затронувшее и церковный быт. После " гатти-гумаюна " 1856 г. болгары, основываясь на нем, просили о назначении епархиальным архиереям определенного жалования, взамен тех податей и поборов, которыми их облагали архиереи-греки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2189...

Так, например, весной 1941 г. слушателями основанных в 1940 г. в Пловдиве миссионерских курсов было создано миссионерское общество св. апостола Павла, одной из главных целей которого являлась борьба с сектантской пропагандой. [v] При этом Болгарская Церковь со времени I Мировой войны находилась в кризисе, вызванном неумением приспособиться к деятельности в границах существенно сократившегося после окончания войны государства. Кроме того, Церковь раздирали глубокие противоречия — последствия борьбы партийных, политических, государственных интересов и междоусобной борьбы духовных элит. Одним из самых громких скандалов была афера с выходом в 1939 г. брошюры митрополита Варненского и Преславского Иосифа «И я сам — коммунист» и проведенным по этому случаю полицейским дознанием. [vi] В 1938 г. паства Болгарской Православной Церкви насчитывала около 4,5 млн. человек (84 % населения страны были православными и 13 % — мусульманами), имелось 3000 приходов, которые окормляли 2486 священников, 600 из которых имели незавершенное среднее образование. В стране было лишь четыре духовных учебных заведения: Софийская и Пловдивская Духовные семинарии, открытый в 1939 г. Богословско-пастырский институт в Черепишском монастыре и учрежденный в 1923 г. богословский факультет Софийского университета им. св. Климента Охридского, на котором обучались 110 студентов. Основателем богословского факультета был профессор-протоиерей (затем протопресвитер) Стефан Цанков — один из крупнейших православных теологов первой половины XX века. В болгарских школах в обязательном порядке преподавали Закон Божий, а в 1938 г. во всех гимназиях был введен новый курс «Религия и история Болгарской Православной Церкви», хотя законоучителей остро не хватало. [vii] Помимо управлявших епархиями 13 правящих архиереев имелось 5 викарных епископов. Наместником-председателем Священного Синода, как уже отмечалось, с 1930 г. был митрополит Видинский Неофит (Караабов). Кроме него в состав Синода входили еще 10 митрополитов: Софийский Стефан, Пловдивский Кирилл, Велико-Тырновский Софроний, Врачанский Паисий, Доростольский и Червенский Михаил, Неврокопский Борис, Варненский и Преславский Иосиф, Сливенский Евлогий, Ловечский Филарет и Старо-Загорский Павел (после смерти которого в ноябре 1940 г.

http://bogoslov.ru/article/565403

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010