В конце 1764 – начале 1765 года Котел посетил основоположник новой болгарской литературы афонский иеромонах преподобный Паисий Хилендарский (XVIII в., память 19 июня), автор знаменитой «Истории славено-болгарской» (1762). Священник Стояко Владиславов имел с ним несколько встреч и снял копию с его истории (ныне хранится в Болгарской национальной библиотеке в Софии). Эта встреча имела важное значение в судьбе будущего святителя. Под влиянием преподобного Паисия Хилендарского, отец Стояко отправился на Святую Гору Афон, по-видимому, в 1774 году. Здесь он провел 6 месяцев, учась у святогорцев опыту монашеской жизни, подвигу молитвы и богомыслия. После возвращения с Афона святой Стояко продолжал священнослужение в родном селении еще 20 лет. Многолетнее священнослужение святого Стояко в Котеле протекало в трудных обстоятельствах, в атмосфере турецкого владычества и засилья. Несмотря на это, отец Стояко ревностно исполнял свой пастырский долг. Он совершал богослужения и требы, проповедовал каждое воскресенье в храме, назидал взрослых и детей, организовал и руководил Котелским Духовным училищем. Из-за постоянных преследований турецкой администрации, святой Стояко в 1792 году перешел в Анхиалскую епархию в г. Карнобат, но преследования не прекращались и здесь. В 1793 году начались его тяжелые скитания по болгарским селам. В 1794 году отец Стояко переехал в селение Арнабаси, где жили его дети. К этому времени он уже овдовел. Здесь, в местном монастыре, он принял монашество с именем Софроний. Вскоре Тырновский митрополит Матфей предложил ему занять епископскую кафедру в г. Враце. Иеромонах Софроний смиренно отказался, считая себя недостойным архиерейского сана, но ради церковной пользы должен был согласиться. 17 сентября 1794 года он был хиротонисан во епископа Врачанского. Врачанский район в это время превратился в театр военных действий между султанским войском и мятежными отрядами паши Пазвант-оглу. Святитель Софроний мужественно переносил выпавшие на его долю испытания, но вскоре был вынужден бежать от янычар сначала в Плевен, затем в Никополь на Дунае, а оттуда в г. Видин. В Плевене святитель Софроний обошел весь город и окрестные села, совершая молебны с водосвятием и окропляя жителей святой водой во время эпидемии чумы. В Видине святитель Софроний в течение 2 лет (1800 – июнь 1803 гг.) оказался задержанным турками и находился в униженном положении «последнего слуги».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

11. Пятница 4-й седмицы, Крестопоклонной. Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского. Свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца. Свт. Софрония, еп. Врачанского. Перенесение мощей мч. Епимаха (службу зри 31 октября) . Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Литургия Преждеосвященных Даров. Совершается служба Триоди (Креста). На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба свт. Софрония, патриарха Иерусалимского (с этого дня). Примечание. Стихиры Минеи (на «Господи, воззвах») не переносятся на повечерие, поскольку, согласно указаниям Постной Триоди, они поются на вечерне в четверг вечера (см. примечание 10 марта). На утрене – кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Поется канон Креста и трипеснцы (ср.: 9 марта, примечание 1). По 9 песни – светилен гласа. Канон рядового святого поется на повечерии. На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я; на 9-м часе кафизмы нет. На часах и на изобразительных – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». В конце изобразительных совершается чин поклонения Кресту. Примечание. Поклонение Кресту совершается не на 1-м часе, а по совершении часов, т. е. после того, как прочитаны будут присоединяемые к 9-му часу молитвословия из последования изобразительных. Таким образом, чин поклонения Кресту в пятницу следует совершать после молитвословий, которыми оканчиваются часы с изобразительными, т. е. после молитвы прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами), конечного Трисвятого, «Господи, помилуй» (12) и молитвы «Всесвятая Троице...». Именно это имеет в виду Триодь Постная, когда говорит: «И бывает крестопоклонение по отпетии часов по последнем Трисвятом» (чин поклонения Кресту см. 7 марта). Также существует практика совершать поклонение Кресту после отпуста изобразительных (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 82). После поклонения иерей берет Честной Крест и вносит его в святой алтарь (через царские врата, в преднесении кадила и свечи), а оттуда в сосудохранительницу.

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-24/

11. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Глас 1-й. Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского. Свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца. Свт. Софрония, еп. Врачанского. Перенесение мощей мч. Епимаха (службу зри 31 октября) . Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди. Примечание. Служба свт. Софрония, патриарха Иерусалимского, переносится на великое повечерие в пятницу вечера (см. 10 марта) . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 6, и Триоди, глас 6-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Благодать возсия истины...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Радуйтеся, пророцы честнии...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Все упование мое...» (см. прил. 2-е, «В четверток утра»). На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Из нечестия во благочестие...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе новаго...» (см. прил. 1-е). По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праздника Триоди, глас 2-й: «Пречистому Образу Твоему...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь праздника Триоди, глас 2-й: «Пречистому Образу Твоему...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези...». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже...», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и Триоди на 6.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-24/

Пределы борьбы за национальную независимость балканских народов расширились – еще продолжалась борьба юго-западных славян, а в апреле 1876 г. произошло восстание болгар, вслед же за этим расширилось и участие в судьбах балканских народов православных русских людей. (е) Апрельское восстание болгар и православный русский народ 1876 год, как справедливо отмечает в одном своем историческом исследовании В. Теплов, «огненными буквами занесен в летописи болгарского народа» 303 . Национальное движение болгар прошло ряд этапов. Из них важным считается появление «Истории славяно-болгарской о народах, и о царях, и о святых болгарских», написанной в 1762 г. преподобным Паисием (1722–1798) – иноком Хилендарской обители на Афоне. Именно этой книгой преподобный Паисий хотел пробудить национальное самосознание болгар, напомнить им, какое достойное место принадлежало их родине в былые времена, и одновременно укрепить веру народа в светлое будущее, поднять его на борьбу. «О неразумный и юродивый, – обращается он к читателю, – чего ради стыдишься называться болгарином и не читаешь на своем языке и не думаешь. Разве болгары не имели своего царства и власти? В течение стольких лет они царствовали и были знаменитыми и известными по всей земле и неоднократно взимали дань и с могучих римлян, и с мудрых греков... Почему же ты, глупый человек, стыдишься своего рода и тянешься к чуждому тебе народу» 304 . Славное дело преподобного Паисия продолжил его ученик епископ Врачанский Софроний (1739–1814), издавший на новоболгарском языке «Собрание поучений, переведенных со старославянского и греческого языка». В течение 20 лет Преосвященный Софроний «был наставником взрослых и учителем детей. Борясь против темноты и невежества, стремясь к просвещению родного народа, он пытался в меру своих сил содействовать и его политическому освобождению. Софроний был выдающимся деятелем раннего периода национального движения болгарского народа» 305 . В 30-х годах XIX в. национальное движение болгар выразилось в форме борьбы за создание своей школы. Вехами этой борьбы явились издание в 1824 г. первого болгарского учебника и основание в 1835 г. в Габрове первого в Болгарии светского училища. В 40-х годах начали выходить и первые болгарские периодические издания: «Любословие», «Български орел», «Цариградский вестник» и др. 306

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

8. Преподобнаго Феофилакта исповедника, епископа Никомидийскаго (842–845). Преподобных Лазаря (1391) и Афанасия (XV) Муромских, Олонецких. Апостола Ерма (I). Священномученика Феодорита, пресвитера Антиохийскаго (IV). Преподобнаго Дометия (363). Иконы Божия Матери «Знамение» Курския (1898). 9. Святых 40 мучеников, иже в Севастии: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Флавия, Аетия, Акакия, Екдикия (Екдита), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония. Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия (ок. 320). Мученика Урпасиана (ок. 295). Святаго Кесария, брата святителя Григория Богослова (ок. 369). На утрени прокимен, гл. 4: Проидохом сквозе огнь и воду, извел еси ны в покой. Стих: Разжегл ны еси, якоже разжизается сребро. 10. Святаго мученика Кодрата и иже с ним: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия (другаго), Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида и мучениц Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и иных многих (267–268). Мучеников Кодрата Никомидийскаго, Саторнина, Руфина и прочих (III). Преподобныя Анастасии (567–568). 11. Святителя Софрония, патриарха Иерусалимскаго (638–644). Святителя Евфимия, архиепископа Новгородскаго, чудотворца (1458). Преподобнаго Софрония, затворника Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII). Священномученика Пиония, пресвитера Смирнскаго, и иже с ним (250). Мученика Епимаха (перенесение мощей). Святителя Софрония, епископа Врачанскаго (болг.). 12. Преподобнаго Феофана исповедника , Сигрианскаго (818). Праведнаго Финееса (ок. 1500 г. до Р. X.). Святителя Григория Двоеслова , папы Римскаго (604). Преподобнаго Симеона Новаго Богослова (1021). Иконы Божия Матери Лиддския – нерукотворной (в Лидде на столпе) (I). 13. Святителя Никифора, патриарха Константинопольскаго (перенесение мощей, 846). Мученика Савина (287). Мучеников Африкана, Публия и Терентия (III). Мученика Александра (305–311). Мученицы Христины Персидския (IV). Преподобнаго Анина пресвитера.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

8 . Преподобнаго Феофилакта, исповедника, епископа Никомидийскаго. 9. Святых четыредесяти мучеников, в Севастийстем езере мучившихся. 10 . Святаго мученика Кодрата и иже с ним. 11 . Иже во святых отца нашего Софрония, патриарха Иерусалимскаго. Иже во святых отца нашего Евфимия, архиепископа Новгородскаго, чудотворца. Иже во святых отца нашего Софрония, епископа Врачанскаго, Болгарскаго. 12 . Преподобнаго Феофана Сигрианскаго, исповедника. Иже во святых отца нашего Григория Двоеслова , папы Римскаго . 13 . Пренесение мощей иже во святых отца нашего Никифора, патриарха Царяграда. 14 . Преподобнаго Венедикта. 15 . Святаго мученика Агапия и с ним шести мученик. 16 . Святых мученик Савина и Папы. 17 . Преподобнаго Алексия, человека Божия. Преподобнаго Макария, игумена, Колязинскаго чудотворца. 18 . Иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимскаго. 19 . Святых мученик Хрисанфа и Дарии. 20 . Преподобных отец, во обители святаго Саввы избиенных от сарацын. 21 . Преподобнаго Иакова епископа, исповедника. 22 . Святаго священномученика Василия, пресвитера Анкирскаго. 23 . Святаго преподобномученика Никона и дву сту учсник его. Преподобнаго Никона Печерскаго. 24 . Предпразднство Благовещения Пресвятыя Богородицы. Преподобнаго Захарии. Иже во святых отца нашего Артемия, епископа Солунскаго. 25. Благовещение Пресвятыя Влалычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии 26 . Собор Архангела Гавриила. 27 . Святыя Матроны, яже в Солуне. 28 . Преподобнаго Илариона Новаго. Святаго Стефана чудотворца. Преподобномученика Евстратия Печерскаго. 29 . Преподобнаго Марка, епископа Арефусийскаго, и Кирилла диакона, и иже с ними. 30 . Преподобнаго Иоанна, списателя Лествицы. Иже во святых отца нашего Софрония, епископа Иркутскаго, чудотворца. 31 . Преподобнаго Ипатия, епископа Гангрскаго. Иже во святых отца нашего Ионы, Московскаго и всея России чудотворца. Иже во святых отца нашего Иннокентия, митрополита Московскаго, чудотворца . Априллий 1 . Преподобныя Марии Египтяныни. Преподобнаго Евфимия, Суздальскаго чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Опустошаемая кирджалиями и гайдуками врачанская епархия не привлекала к себе искателей архиерейства и Софронию она немало принесла горя. Спасаясь от кирджалиев, он должен был бегать из города в город, из села в село, скрываться в турецких домах, зябнуть и голодать в лесу, в горах, пока не удалось бежать в Букарешт. Там Софроний и умер (1815 г.), трудясь над изданием книг для своего народа. Им были изданы в переводе на новоболгарский язык «Слова за празднични и недельни дни», написана автобиография и др. книги. В последней Софроний писал: «Моя епархия была опустошена, сёла исчезли, кирджалии и пазвановы гайдуки их сожгли; народ был рассеян по Валахии и др. странам» 70 . В письме же, которым Софроний в 1808 г. уполномочивал своего поверенного болгарина Замбина ходатайствовать пред Русским правительством в принятии Болгарии в подданство, прибавляется, что турки в своём неистовстве «желают под разными предлогами истребить святыню Божиих храмов, чтобы христианская религия пришла в забвение» 71 . Как все это отражалось на церковной жизни болгар, представить не трудно. Рыльский духовник в г. Виддине Кирилл писал (1782 г.) своему монастырскому начальству, что в целом виддинском округе в то время было не больше 15–20 священников, и что он (Кирилл) не мог в течение года обойти своих сёл и городов и отпеть умерших и окрестить родившихся. Многие годами оставались без крещения, равно как многие умирали и совсем некрещёными и по смерти оставались не отпетыми. Бывали сёла, где люди не запомнили, чтобы к ним являлся священник 72 . Но этим бедствия болгар ещё не исчерпывались. Если тяжело было для болгар политическое рабство, то не легче было и то духовное иго, которому подверглись болгары вместе с утратой своей политической независимости, когда терновский болгарский патриархат был уничтожен и его епархии вошли в состав цареградской патриархии. Во второй половине XVIII в. та же участь постигла и болгарскую охридскую архиепископию, остававшуюся независимой. Таким образом, все болгары оказались под властью константинопольской патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Симон Воломский , Устюжский, игумен, сщмч. (12/25 июля) Симон Зилот , Кананит, ап. из 12-ти (10/23 мая; 30 июня/13 июля ап.]) Симон Печерский , Владимирский и Суздальский, еп., в Ближних (Антониевых) пещерах (10/23 мая; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Симон Радонежский , прп. (10/23 мая) Симон Юрьевецкий , блж. (4/17 ноября; 10/23 мая) Сисой Великий , прп. (6/19 июля) Сисой Печерский , схимонах, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (6/19 июля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Смоленских святых собор (в июле – в Неделю перед 28-м днем ст. ст.) Созонт Помпеольский (Киликийский), мч. (7/20 сентября) Соломония (Саломия) Маккавей , мц. (1/14 августа) Сосипатр , ап. от 70-ти, еп. Иконийский, Керкирский (4/17 января ап.]; 28 апреля/11 мая; 10/23 ноября) София Римская , мц. (17/30 сентября) София Слуцкая , прав. кн. (19 марта/1 апреля) София Суздальская (Суждальская), прп. (16/29 декабря) Софония , пророк, из 12-ти малых пророков (3/16 декабря) Софоний Врачанский , еп. (11/24 марта) Софоний Ибердийский , прав. (25 января/7 февраля) Софроний Иерусалимский , патр. (11/24 марта) Софроний Иркутский , еп. (30 марта/12 апреля; 30 июня/13 июля) Софроний Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (11/24 марта; 11/24 мая; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Спиридон Печерский , прп., просфорник, в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 31 октября/13 ноября) Спиридон Тримифунтский (Тримифийский), еп., чудотворец (12/25 декабря) Стахий , ап. от 70-ти, еп. Византийский (4/17 января ап.]; 31 октября/13 ноября) Стефан , ап. от 70-ти, архидиакон и первомученик (4/17 января ап.]; 2/15 августа; 15/28 сентября; 27 декабря/9 января) Стефан Высокий , Сербский, блж. (19 июля/1 августа) Стефан Дечанский , Сербский, мч. (11/24 ноября) Стефан Казанский , мч. (24 марта/6 апреля) Стефан Махрищский , иеросхимонах (14/27 июля) Стефан Новый , Константинопольский, исповедник, прмч. (28 ноября/11 декабря) Стефан Пермский (Великопермский), еп. (26 апреля/9 мая) Стефан Печерский , Владимиро-Волынский, еп., игумен (27 апреля/10 мая)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Первая Неделя Великого поста, Торжество Православия, воскресенье, 24 марта 2024 года: что будет в храме? 15 мин., 22.03.2024 В первое великопостное воскресенье 24 марта мы обращаемся в молитве к святителям Софронию Иерусалимскому, Евфимию Новгородскому и Софронию, епископу Врачанскому, преподобным Софронию, затворнику Печерскому, и Алексию Голосеевскому, священномученику Пионию Смирнскому и иже с ним пострадавшим. Церковь также вспоминает перенесение мощей мученика Епимаха Нового и чтит память исповедников Патрикия (Петрова) и Василия Малахова. Еще 24 марта чествуется икона Божией Матери Кипрская (Стромынская). Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 24 марта. Воскресенье, 24 марта 2024 года, Торжество Православия Воскресенье 5 марта в 2024 году называется Торжеством Православия. Это праздник был учрежден в 843 году по итогам Собора, состоявшегося в Константинополе. Он был посвящен восстановлению почитания икон после долгого периода иконоборчества и победе Церкви над ересями. В VIII–IX вв. Церковь пережила две волны иконоборчества — тогда неправильная трактовка заповеди «не сотвори себе кумира » привела к признанию святых образов идолами. Иконы и фрески уничтожались, за их почитание грозило изгнание, тюрьма, а иногда пытки и смерть. В 787 году в Никее состоялся VII Вселенский Собор, который осудил иконоборчество как ересь. Однако в последующий период противники иконопочитания не раз пытались взять реванш. Так было и в правление византийского императора Феофила. Однако после его смерти государством стала управлять его супруга Феодора , которая восстановила иконопочитание. Она созвала Собор, на котором иконоборцы были преданы анафеме . Участники Собора в Константинополе подтвердили православное учение об иконе , ранее провозглашенное VII Вселенским Собором.

http://foma.ru/pervaja-nedelja-velikogo-...

В сер. XVIII в. начинается новый этап национально-освободительного движения болг. народа. Оформляется движение «болгарского национального возрождения». Особое впечатление произвела на современников книга прп. Паисия Хиландарского «История славяно-болгарская» (1762), дата создания к-рой считается началом национального возрождения болг. народа. Основной целью сочинения Паисия было осмысление прошлого своей страны с тем, чтобы направить болг. народ к борьбе за свою политическую независимость. Паисий осуждал тех болгар, к-рые, желая казаться образованными и культурными, пренебрегали своим происхождением и объявляли себя эллинами. Он считал, что для пробуждения народа необходимы создание национального языка, чувство своей земли и знание своего исторического прошлого. Подчеркивая контраст между прошлым Б. и рабским ее положением в настоящем, Паисий побуждал своих соотечественников к активным действиям. Написав «Историю», Паисий Хиландарский занялся ее распространением в болг. землях; книга передавалась из рук в руки, переписывалась болг. патриотами, с восторгом воспринявшими ее идеи. В наст. время известно более 50 списков и более 20 переработок этого сочинения. Первым переписчиком «Истории славяно-болгарской» и первым последователем прп. Паисия стал свящ. Стойко Владиславов (буд. еп. Врачанский Софроний). Ему же принадлежит авторство 1-й болг. печатной книги - сборника воскресных поучений «Кириакодромион, сиречь Неделник», опубликованного в валашском г. Рымник в 1806 г., а также публицистической автобиографии «Житие и страдания грешного Софрония». В деле укрепления национального самосознания болгар еп. Софроний считал главным фактором просвещение и распространение знаний; он переписывал богослужебные книги, пропагандировал введение разговорного болг. языка во всех сферах жизни, в т. ч. и в богослужении, считая необходимым сделать его доступным для всех. Среди последователей Софрония наиболее известны монахи Иоаким Кырчовский и Кирилл Пейчинович, развернувшие просветительскую и лит. деятельность в Македонии. В нач. XIX в. ими было написано и издано неск. книг религиозно-политического содержания, восторженно принятых в юго-зап. Б. (Македонии).

http://pravenc.ru/text/149669.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010