Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИАК, ФАВСТ ПРЕСВИТЕР, АВИВ ДИАКОН и др. мученики Александрийские [греч. Κυριακς, Θαστος πρεσβτερος, Αβιβος δικονος κα συνοδα ατν] († ок. 250) (пам. 6 сент.). Краткие Жития этих мучеников сохранились в византийских Синаксарях, где говорится, что они пострадали при имп. Деции (249-251) в Александрии. За исповедание христ. веры они были схвачены и брошены в тюрьму, подвергнуты пыткам; обличив идолопоклонство перед правителем города Валерием (указана его должность - корректор), они были усечены мечом. В Житии в составе Минология имп. Василия II (кон. X в.) из 13 мучеников по именам названы только пресв. Фавст и диак. Авив (PG. 117. Col. 36), в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) перечислены остальные: чтец Дионисий, слуга Фавста Кириак, воин Андроник, корабельщик Феоктист, член городского управления Макарий, корректориан (подчиненный корректора) Андрей, советник Сарапамвон, простолюдин Кириак, сестры, девственницы Андропелагия и Фекла, беременная жена некоего Кира Калодота. В Синаксаре К-польской ц., как и в большинстве византийских агиографических памятников, Авив назван Вивом и уточняется, что он был не только диаконом, но и монахом (SynCP. Col. 22). В некоторых визант. рукописях, напр. в календарных разделах Типиконов Великой ц. (IX-XI вв.), Фекла названа Феоклой ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 16), а Андропелагия - Пелагией ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 3). Бывш. митр. Леонтопольский Софроний (Евстратиадис) считал, что имена Андроника и Пелагии ошибочно слились и получилась форма Андропелагия ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 42). В греч. стишных Синаксарях эта дружина Александрийских мучеников разделена на группы из одного, 2 или 3 святых, каждой группе посвящено двустишие (напр., Синаксари ГИМ. Син. греч. 369 (353) и Paris. gr. 1582, XIV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 516; SynCP. Col. 21). В XIV в. при переводе греч. стишного Синаксаря юж. славянами в перечне 13 Александрийских мучеников было пропущено имя Калодоты и посвященное ей двустишие ( Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска литература (XIV-XV вв.). Пловдив, 2000. С. 238). Сведения об этих мучениках, содержащиеся в нестишных и стишных Прологах, впосл. были включены в ВМЧ (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 284, 318-320).

http://pravenc.ru/text/1840213.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗОСИМА ФИНИКИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Зосима Финикийский ( V - VI вв.), преподобный . Память 8 июня Родился в финикийском селении Синда , недалеко от г. Тир . Монах , ревностный подвижник, стяжавший дар провидения. Жил в обители близ его родного города. Был современником и другом Иоанна Хозевита , еп. Кесарии Палестинской, а также другом знатного патриция Аркесилая, который был свидетелем многочисленных чудес Зосимы. Находясь в гостях у Аркесилая, преподобный вдруг начал стонать и плакать, словно от какого-то горя, а затем велел дать ему кадильницу и окадил все помещение. На вопрос присутствующих о его странных действиях ответил, что только что слышал, как рушится от землетрясения г. Антиохия . Позже выяснилось, что бедствие произошло в тот самый момент, когда старец заплакал (в VI веке в Антиохии было два разрушительных землетрясения - в 526 и 528 годах ). Однажды Аркесилай находился в обители Зосима и получил известие из дома, что его жена выколола себе глаз. Старец успокоил друга, сообщив, что сейчас рядом с его женой находится еп. Иоанн, который уже исцелил ее благодатью Бога. Как-то Зосима ехал через пустынную местность на осле из своей обители в Кесарию. На него напал лев, схватил осла и скрылся с добычей в пустыне. Преподобный пошел по следам зверя и нашел его, когда тот уже расправился с жертвой. Зосима обратился ко льву с увещеваниями, сказав, что ему, старому человеку, тяжело нести груз, который был навьючен на осла, и поэтому теперь лев должен доставить груз по назначению. Сделавшись кротким и покорным, дикий зверь довез старца с поклажей до ворот Кесарии и скрылся в пустыне. Это сказание, помещенное в собрание житий святых свт. Димитрия, митр. Ростовского , дословно взято им из Церковной истории Евагрия Схоластика и помещено под 8 июня . В Великих Четьях Минеях митр. Макария сказание о Зосиме Финикийском не включено. В католической Церкви память Зосимы Финикийского внесена кард. Цезарем Баронием под 30 ноября также на основании сведений Евагрия Схоластика. В греческих синаксарях при богослужебных Минеях имеется память аввы Зосимы " благочестивого монаха " под 27 апреля , а также аввы Зосимы , в мире скончавшегося, под 24 января  . Последнему в печатных греческих минеях посвящены два стиха. Ему также приписываются некоторые апофтегмы, вошедшие в тематические патерики. В комментариях к " Синаксаристу " прп. Никодима Святогорца высказано предположение о тождестве последнего Зосимы с прп. Зосимой Финикийским. Этого мнения придерживался и Софроний (Евстратиадис) , митр. Леонтопольский .

http://drevo-info.ru/articles/10834.html

Возможно, также о П. упоминает, не указывая ее имени, Евсевий , еп. Кесарийский, при описании страданий мучеников Антиохийских ( Euseb. Hist. eccl. VIII 12. 2). Однако еп. Евсевий пишет о гонениях при имп. Диоклетиане , тогда как Синаксари единогласно относят мученичество П. ко времени правления имп. Нумериана. Почитание Первоначально днем памяти П., по свидетельству Сирийского Мартиролога (411), было 8 окт. В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) указаны 2 даты памяти П.- 9 июня и 8 окт. Под 9 июня П. названа преподобной, кратко описаны обстоятельства ее кончины со ссылкой на свт. Иоанна Златоуста; под 8 окт. П. именуется девой и приведено более пространное сказание, также со ссылкой на свт. Иоанна Златоуста. В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) под 8 окт. помещен иной вариант повествования, в котором отсутствует эпизод самоубийства П., вместо этого говорится, что дева «в молитве предала душу Господу»; этот же вариант воспроизведен в синаксарной рукописи (Paris. gr. 1624), восходящей к XIII в. Как сообщает бывш. митр. Леонтопольский Софроний (Евстратиадис), в рукописях Синаксарей XII и XIV вв. отмечена также память П. под 5 июля. В палестино-груз. календаре Х в. (Sinait. Iber. 34) память П. указана под 7 окт. ( Garitte G. Calendrier Palestino-Georgien. P. 95, 352). В лат. традиции литургическое почитание П. впервые фиксируется в Иеронимовом Мартирологе под 19 окт. в сонме мучеников, в который входят некий «мученик Вероник» и еще 9 безымянных мучеников (MartHieron. P. 562). Вероятно, имя Вероник попало в текст в результате ошибки переписчика и под ним следует подразумевать мц. Веронику, память к-рой была объединена с памятью П. из-за предположения свт. Амвросия Медиоланского о родственной связи между ними. Также нек-рые рукописи Иеронимова Мартиролога указывают под 10 июля вместе с мученицами Домниной, Вероникой, Просдокой и иными память некоего Пелагия. И. Делеэ высказывал предположение о том, что в этом месте изначально должно было стоять имя П. (MartHieron. Comment. P. 366, 369); если эта гипотеза верна, то очевидно, что и здесь появление общего дня памяти П. и этих святых связано с сообщением свт. Амвросия. Под 11 июля Мартиролог указывает память мучеников Никопольских Ианнуария и Пелагия; некоторые рукописи вместо имени Пелагий дают имя Пелагия; само появление этого имени под 11 июля, по предположению Делеэ, может являться ошибкой переписчиков, связанной с празднованием памяти П. в предыдущий день (Ibid. P. 368). Также в Иеронимовом Мартирологе под 8 окт. (MartHieron. P. 545; существуют рукописи, к-рые дают вариант 7 окт. (MartHieron. P. 543)) указана память Пелагии без пояснения, о какой именно святой идет речь; вероятно, подразумевается не П., а прп. Пелагия Антиохийская (Елеонская, Палестинская).

http://pravenc.ru/text/2579918.html

Из " Хронографии " изъят ряд эпизодов, напр. о роли Ирины в ослеплении Алексея Муселе. Как показал У. Т. Тредголд, автор Жития Ирины пользовался исправной рукописью " Хронографии " , которая в ряде случаев дает более правильные чтения по сравнению с сохранившимися списками этого исторического сочинения . В заключительной части Жития, где использован неизвестный источник, говорится о ссылке и кончине Ирины. На острове Принкипо императрица основала монастырь, который перед отъездом на Лесбос поручила " чужестранной образом и именем " игумении. В этом монастыре в приделе свт. Николая Чудотворца в церкви Пресв. Богородицы Ирина завещала похоронить себя. Там, по сведениям Жития, ежегодно отмечалась память Ирины с пением гимнов ( ). По мнению Тредголда, Житие было составлено в этом монастыре до перезахоронения Ирины в церкви св. Апостолов в Константинополе между 861 и 864 годами. Память Ирины в византийских и греческих календарях Краткое упоминание Ирины (иногда вместе с имп. Пульхерией ) с указанием на то, что в день ее памяти торжественная служба совершается в церкви св. Апостолов (где находилась ее гробница), встречается под 7 августа в Патмосском и Иерусалимском списках Типикона Великой церкви IX-XI веков , в Минологии имп. Василия II кон. X - нач. XI века  , в Синаксаре Константинопольской церкви конца X века  и в ряде других византийских Синаксарей, в т. ч. в стишных . Однако в основанные на стишных Синаксарях греч. печатную Минею (Венеция, 1591) и " Синаксарист " прп. Никодима Святогорца память Ирины не попала. Ирина не упоминается в современной греческой богослужебной Минее и ни в одном из греческих агиологических сводов XIX-XX веков (К. Дукакиса, митр. Софрония (Евстратиадиса), архим. Матфея (Лангиса) и др.), за исключением " Византийского Эортологиона " М. Гедеона . Но в новейшем из сборников житий - " Новом Синаксаристе " , составленном иером. Макарием Симонопетритом, приведена память Ирины с краткими биографическими сведениями . Под 9 августа  память Ирины Новой указана в Патмосском списке Типикона Великой церкви IX-X веков   и в Синаксарях семейства R по классификации И.

http://drevo-info.ru/articles/13680362.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (ок. 1758-1773), нмч. (пам. греч. 21 окт.). Род. в семье иерея в сел. Гераки (Ераки), расположенном в 39 км от Спарты (Пелопоннес). В 1770 г., во время карательной экспедиции албанских отрядов на Пелопоннес, отец И. был убит, а сам юноша вместе с матерью попал в плен. В Ларисе (Фессалия) их купил турок-фессалоникиец, который, будучи бездетным, решил усыновить юношу и поэтому всеми способами старался заставить И. принять ислам. Не добившись ничего обещаниями богатств и почестей, он угрожал И. саблей, а др. турки - пистолетами. Однако юноша остался непоколебим. В 1773 г., во время Успенского поста, хозяин, принуждая И. есть скоромное, бросил его в подземелье и подверг различным истязаниям: бил, подвешивал, душил дымом, поджигая солому, морил голодом. Мать И. просила его уступить требованиям турка, говоря, что Господь простит этот грех как совершенный в безвыходном положении. Однако И. ответил матери, что он сын иерея и должен соблюдать церковные каноны и традиции и что тот, кто не соблюдает малого, не сможет соблюсти главного. Турок, видя непреклонность И., нанес ему удар ножом в сердце, и спустя 2 дня И. скончался. И. завещал матери похоронить его на родине. Останки были перенесены в с. Гувес, откуда она была родом. В наст. время честная глава И. хранится в мон-ре Успения Пресв. Богородицы близ с. Козмас (ном Аркадия, Пелопоннес), частицы мощей - в мон-рях равноапостольных Константина и Елены в Каламате и Вулкану ( Λκκος Ε. Π. Τ μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1998. Τ. 2. Σ. 166, 169; Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 203). Житие И. и служба новомученику были написаны Панаретом (Ангелопулосом), иеродиаконом Монемвасийского митр. Хрисанфа (Пагониса). Житие впоследствии вошло в составленный прп. Никодимом Святогорцем сб. «Новый Мартирологион». Относительно места мученической кончины святого нет единого мнения, т. к. из Жития неясно, в каком городе жил турок, хозяин И.,- в Ларисе, где он купил юношу, или в Фессалонике, откуда был родом. Большинство исследователей считают, что события происходили в Ларисе. Однако прп. Никодим Святогорец в «Синаксаристе» указывает Фессалонику. Его мнение разделяет Софроний (Евстратиадис) , бывш. митр. Леонтопольский. Ист.: ΝΜ. Σ. 193-194; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 10. Σ. 372-377; Ματθαος. ΜΣ. Τ. 10. Σ. 426-430; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 402. Лит.: Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Νεομρτυρες. Σ. 49; Π[εραντνης] Ι. Μ. Ιωννης: Ο κ Μονεμβασας//ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 43-44; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 2. Σ. 249-253; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 238; Μακριος, μητρ., Νικδημος Αγιορετης, Νικφορος ερομν., Αθανσιος Πριος. Συναξαριστς νεομαρτρων. Θεσσαλονκη, 19963. Σ. 101-103. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/469374.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ (1774-1796?), нмч. Магнисийский (пам. греч. 24 апр.). По происхождению грек. Род. в тур. сел. Яякёй, в окрестностях г. Магнисия (ныне Маниса, Зап. Турция). Его отца звали Хаджи-Канеллос, он был пастухом и смотрителем земельных владений у тур. аги Караосман-оглу. Повзрослев, Н. также стал служить у аги. Когда юноше исполнилось 22 года, он отправился в Магнисию, чтобы получить у тур. властей разрешение на брак с девушкой, с к-рой был давно обручен. Поскольку он состоял на службе у крупного землевладельца, то надел тур. туфли и красную феску (головной убор), хотя турки запрещали носить все это христианам. Когда Н. появился в городе, власти, увидев его в этом наряде, решили, будто он намерен отказаться от христианства и принять ислам, однако Н. твердо заявил, что отрекаться от своей веры не будет. Его привели к судье, где юноша объяснил, что надел туфли и феску с разрешения своего господина, а ислам принимать не хочет. Судья приказал бить его палками. Во время наказания Н. почувствовал такое желание пострадать за веру, что забыл о невесте и о родителях. Палачам он рассказал о видении смерти и нет способа заставить его отречься от Христа. Н. снова жестоко избили и едва живого бросили в темницу, где спустя 3 дня с благодарностью за возможность пострадать за веру мученик преставился ко Господу. По сведениям некоторых источников, Н. род. в 1754 г., а пострадал в 1769 или 1776 г. В календаре Элладской Православной Церкви под 24 апр. помещена память нмч. Георгия Магнезийского (Магнисийского), описание мученичества к-рого полностью совпадает с приведенными фактами биографии Н. К тому же отцы у обоих носят одно имя. Очевидно, что либо 2 разных мученика Магнисийских совместились в одном лице (невозможно точно установить, Н. был перепутан с Георгием или наоборот), либо примерно в одно время в Магнисии пострадали 2 мученика - Н. и Георгий (отсюда расхождения в датах), а позже детали мученичества одного из них были утрачены и заменены рассказом о мученичестве другого. Прп. Никодим Святогорец в своем «Новом Мартирологионе» под 24 апр. приводит Мученичество Георгия Магнезийского († 1796), однако в др. сочинении, «Синаксаристе», под тем же числом упоминает только Н. с указанием 1776 г. как года смерти, а уже в «Синаксаристе новомучеников», в составлении к-рого Никодим Святогорец принимал участие в качестве соавтора, приведено Мученичество Н. (Мученичества Георгия Магнезийского нет) с указанием на то, что он пострадал в 1796 г. В «Агиологион» Софрония (Евстратиадиса), бывш. митр. Леонтопольского, включена память обоих мучеников, также и тот, и другой почитаются в Элладской Православной Церкви, в календаре РПЦ их память отсутствует.

http://pravenc.ru/text/2565908.html

Прозвание автора в греч. Минеях и Триоди передается как Πυρς (этимология неясна). В. Крист и М. Параникас, включившие минейные стихиры А. П. в свою «Антологию», реконструировали его прозвание либо как Πυρρς - огненный, либо как Πυρσς - факел. Вариант Πηρς (к-рый большинство исследователей, начиная с Петридеса, считают первоначальным) встречается в Ирмологии XI-XII вв. (Hieros. Sab. gr. 83), содержащем ирмосы 8 канонов А. П. С таким прочтением согласуется и др. прозвание гимнографа - Τυφλς, засвидетельствованное как в рукописях (Ирмологий Ath. Laur. gr. Β. 32, X в.), так и в греч. печатной Триоди (самогласен на вечерне в пяток ваий, на «И ныне»). Большинство исследователей не поддержали мнение кард. Ж. Б. Питры, считавшего, что было 2 гимнографа - Андрей Калека и Андрей Слепец. В Стихираре из Ивирского афонского мон-ря (Ivir. gr. 954, 1539 г.) А. П. и Феофану приписывается стихира ап. Фомы (6 окт.) «        » 2-го плагального гласа, в печатной Минее обозначенная именем Анатолий. Под именем А. П. в Ирмологии XII в. (Ath. Ivir. gr. 470) сохранились также нотированные ирмосы 2-го (Fol. 110v), 3-го (Fol. 121v - 122; расшифрованы А. Аютанти) и 4-го плагальных гласов (Fol. 140v). В Ирмологии, изданном в серии «Αγιορειτικ Βιβλιοθκη» митр. Софронием (Евстратиадисом), помещены ирмосы 6 канонов, носящие имя Андрея Слепца, и 1 - Андрея Калеки. Последний канон в рукописи Ath. Laur. Β. gr. 32 приписывается Андрею Критскому; смешение имен этих гимнографов наблюдается иногда и в Стихирарях. Сходство текста самогласна «    » (1-й плагальный глас, на утрене вторника ваий) с нек-рыми тропарями 3-й песни Великого канона , вероятно, следует считать парафразом А. П. текстов Критского святителя ( Карабинов. С. 116-117). В Минее XI в. из синайского мон-ря вмц. Екатерины (Sinait. gr. 609. Fol. 17-19) именем Андрея Слепца надписан канон, принадлежащий прп. Герасиму Иорданскому (здесь - 5 марта) 4-го плагального гласа с акростихом «Δχου τν μνον, παμμκαρ Γερσιμε» (Приими гимн, всеблаженне Герасиме), хотя в нек-рых др.

http://pravenc.ru/text/115306.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН ЕГИПТЯНИН Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иоанн Египтянин (греч. Ιωννης Αγπτιος; + 295 / 310 ), исповедник , мученик Память 20 сентября (Греч.) Сведения об Иоанне Египтянине содержатся в соч. Евсевия, еп. Кесарийского (+ 339/40) " О Палестинских мучениках " , в 13-й главе которого рассказывается об исповедниках, по причине старости и болезней более неспособных работать на медных рудниках Палестины и живших в отдельном месте. Среди них был сщмч. Сильван, еп. Газский , вместе с которым находились многие египтяне. Один из них, Иоанн Египтянин, отличался " философским складом характера и образом жизни " и обладал удивительной памятью: после того как по приказу имп. Максимина Дайи (305-313) ему выжгли глаза и раскаленным железом изувечили ногу, Иоанн продолжал смело проповедовать Христа и наизусть цитировал отрывки Священного Писания. Исповедники проводили жизнь в посте, молитве и аскетических подвигах; по приказу императора 39 из них были обезглавлены. Из рассказа Евсевия неясно, был ли в их числе Иоанн Египтянин. В византийских Синаксарях (напр., Paris. gr. 1589, XII в.) память Иоанна Египтянина - исповедника содержится под 20 сентября . Краткое сказание о нем было составлено на основе сведений из сочинения Евсевия с допущением некоторых неточностей: вместо имп. Максимина в Синаксарях упомянут имп. Максимиан (возможно, имеется в виду Максимиан Галерий (293-311)) и говорится, что Иоанн Египтянин пострадал с 40 мучениками. В греческом стишном Синаксаре первой половины XIV века Иоанн Египтянин назван преподобномучеником. Софроний (Евстратиадис) , митр. Леонтопольский, датирует мученичество Иоанна Египтянина 295 годом, понимая, по-видимому, под именем императора, упомянутого в Синаксарях, Максимиана Геркулия (286-305). Кроме того, по мнению митрополита, Иоанн Египтянин был родом из Александрии и пострадал вместе с еп. Савином .

http://drevo-info.ru/articles/13680682.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВДОКИЯ мц. Персидская (пам. 4 авг., 11 сент.). Мученичество Е. не сохранилось. В ряде визант. синаксарей семейства B, D и R (по классификации И. Делеэ ) 4 авг. указана память Е. или перенесения мощей прмц. Е. В тот же день в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.; SynCP. Col. 35-36, 868), в Минологии Василия II (кон. X в.- нач XI в.; PG. 117. Col. 41, 572) и в сир. Мартирологе Раббана Слибы (кон. XIII - нач. XIV в.; AnBoll. Vol. 27. P. 190) поминается мц. Ия , пострадавшая в Персии при шахе Шапуре II (309-381), основной день памяти к-рой - 11 сент. Нек-рые исследователи отождествляют Е. с Ией: И. С. и С. Э. Ассемани считают, что Ия - персид. халдейское, а Е.- греч. христ. имя одной и той же святой ( Assemani. Calendaria. T. 6. P. 516; ActaSS Orient. T. 1. P. 133). Болландист Иоанн Пиний, напротив, отличает Е. от Ии и предполагает, что Е. из-за отсутствия сказания о ней приписано Мученичество Ии (ActaSS. Aug. T. 1. P. 328). В вост. памятниках стали различать Е. и Ию не ранее XI в. Прп. Никодим Святогорец 4 авг. указывает память и перенесения мощей прмц. Е. Согласно Мученичеству, помещенному в «Синаксаристе», Е., родом из Анатолии, была захвачена в плен персами и проповедовала Евангелие среди плененных, а также среди персид. женщин, многих из к-рых она обратила к вере. За это Е. арестовали и подвергли бичеванию. Мученицу заключили в темницу, где она провела 2 месяца, а затем снова предстала на суде и смело исповедовала Христа. Тогда палачи жестоко били ее палками с шипами, так что от тела Е. отрывались куски мяса, а мучители обагрились ее кровью. Е. снова бросили в темницу и через 6 месяцев 3-й раз привели на суд. Мученицу раздели и туго обвязали тростником, к-рый впился в ее тело. Затем Е. подвесили, переломали все кости, после чего обезглавили. Позднее чудотворные мощи святой были перенесены в К-поль. Софроний (Евстратиадис) , митр. Леонтопольский, считает, что прп. Никодим заимствовал Мученичество Е. из Мученичества Ии, а Е. является вымышленным лицом. По его мнению, переписчик посчитал имя Ия лишенным первых букв и дополнил его. По др. версии, мц. Е. появилась в греч. календарях из-за смешения казни Ии 4 авг., как указано в ее Мученичестве, и перенесения мощей прмц. Евдокии (пам. 1 марта). Свт. Димитрий Ростовский под 4 авг. упоминает Е. без Жития, 11 сент. он помещает Мученичество Ии.

http://pravenc.ru/text/187077.html

Особое место в мировой литургической науке занимает греческая школа гимнографических исследований, во главе которой можно поставить митрополита Леонтопольского Софрония (Евстратиадиса) (Σωφρνιος Εστρατιδης, † 1947) и которая к концу ΧΧ века достигла своего расцвета. Целый ряд современных греческих исследователей работает над изданием и анализом памятников византийской гимнографии, и в этой области греческая литургика, несомненно, занимает сейчас лидирующее положение. Среди румынских литургистов ΧΧ века наиболее известны протоиереи Петре Винтилеску (Petre Vintilescu, † 1974) 99 и Ене Браниште (Ene Branite, † 1984) 100 . Винтилеску принадлежат курсы лекций по литургике («Curs de Liturgic general: Principiile i fiina cultului cretin ortodox i» и «Curs de istoria Liturghiei»; опубликованы литографически в 1940 году) и большое число различных публикаций, в том числе монографии: «Misterul liturgic» (Bucureti, 1929), «Contribuii la revizuirea Liturghierului român» (Bucureti, 1931), «Liturghiile bizantine privite istoric în structura i rânduiala lor» (Bucureti, 1943), «Liturghierul explicat» (Bucureti, 1972). Браниште защитил в 1943 году диссертацию о толковании Николая Кавасилы на Божественную литургию, опубликовал перевод этого толкования на румынский язык, написал литургическое руководство в двух частях: «Liturgica general» (Bucureti 1985) и «Liturgica special» (Bucureti, 1980) и ряд других работ. Ключевой сербский литургист ΧΧ века – профессор Богословского факультета в Белграде Лазарь Миркович (Лазар † 1968). Помимо различных статей ему принадлежат монография о православных праздниках или развитак православне источне Цркве» (Београд, 1961), а также учебник по литургике «Православна литургика или наука о Православне источне Цркве» (Београд, 1965–1967, в двух томах), ориентирующийся на упомянутый выше румынский учебник Митрофановича и Тарнавского. Среди болгарских литургистов XX века выделяются протоиерей Иван Гошев († 1965), член Болгарской Академии наук, профессор Богословского факультета в Софии, автор монографии «Антиминсът: Литургическо и църковно-археологическо изследване» (София, 1925) и ряда публикаций по истории чина Божественной литургии и по церковной археологии, а также ректор Софийской Духовной академии епископ Макариопольский Николай (Кожухаров) († 1981), написавший книги «Светата Евхаристия: Произход и същност на св. Евхаристия» (София, 1955), «Светата евхаристийна жертва» (София, 1968), составивший словарь по литургике «Наръчник по православна литургика» (София, 1972) и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010