Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ [греч. Ιγντιος] († кон. Х в.), прп. (пам. 27 сент.), 4-й игум. Глубокореченского мон-ря. Краткое Житие И. сохранилось в Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.). И. происходил из Каппадокии, жил в царствование Никифора II Фоки (963-969) и Иоанна I Цимисхия (969-976). Однако упоминание в его Житии о мятеже Варды Склира (неизвестно, 1-го (976-979) или 2-го (987-989)) указывает на то, что святой жил и в правление Василия II Болгаробойцы . Согласно агиографической базе данных, составленной научно-исследовательским центром Дамбартон-Окс , кончина И. относится к 990 г. Родители решили посвятить ребенка Богу и отдали И. на воспитание его дяде Василию - игумену расположенного в М. Азии близ Триглии мон-ря Христа Спасителя, называемого Глубокореченским. Последовательно пройдя низшие церковные должности (чтеца, иподиакона и диакона) и стяжав монашеские добродетели, И. был рукоположен во иерея, а впосл. стал игуменом. И. ревностно заботился о своей обители. Им были воздвигнуты храмы св. Таксиархов (дословно Чиноначальников, т. е. архангелов Михаила и Гавриила), прор. Илии и ц. св. Апостолов близ мон-ря, а также высокая ограда вокруг обители. Во время мятежа Варды Склира он удерживал свою паству от смятения и заблуждений. После прекращения мятежа И. отправился в К-поль, где по его заказу для монастыря были изготовлены церковная утварь, крест, иконы и Евангелие в серебряном окладе. Заразившись в столице дизентерией, он по пути в обитель скончался в г. Аморий и был там похоронен. Спустя год братия решила перенести его останки в свой монастырь. В гробнице были обнаружены нетленные и благоухающие мощи. Они были перезахоронены в нартексе собора Глубокореченского мон-ря. Прп. Никодим Святогорец считал игум. Василия (дядю И.) и прп. Василия основателя Глубокореченского монастыря одним лицом. В таком случае И. должен был являться не 4-м, а 2-м игуменом этой обители. Однако в Синаксаре К-польской ц. упоминаются преподобные Петр и Лука (пам. 7 сент.), называемые 2-м и 3-м игуменами Глубокореченского монастыря (SynCP. Col. 24-26). Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский, попытался совместить обе версии: И. мог быть и племянником прп. Василия, и преемником прп. Луки, т. к. в его Житии не говорится, что он стал игуменом непосредственно после смерти Василия. Ист.: BHG, N 2183g; ActaSS. Sept. T. 7. P. 351; SynCP. Col. 84-86; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 228-229; ЖСв. Сент. С. 613-614. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 300; Т. 3. С. 243-244; Ιγντιος//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 720-721; Aubert R. Ignace, abbé de Bathyrrhyacis//DHGE. T. 25. Col. 698; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 210. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/293421.html

   Переходя к отдельным именам этого второго периода, надо упомянуть следующих наших писателей.    Имп. Юстиниан (527—565) является по преданию автором гимна «Единородный Сыне и Слове Божий...», вошедшего в церковное употребление и занявшего очень прочное место в литургии. Это объясняется в значительной степени авторитетом самого автора, а также и тем, что гимн этот является как бы неким символом веры, исповеданием православного вероучения против еретиков.    Некоторые ученые считают, что Константинопольский патриарх Анатолий (†458) является автором т.н. «анатолиевых» или восточных стихир. Но, как было выше указано, стихиры эти вовсе не «анатолиевы», а «восточные», так как приняты были в некоторых восточных типиках. Во времена патр. Анатолия такого рода песнотворчества еще не было.    Кроме того ряд стихир на некоторые праздники приписываются некоему иному Анатолию, но это не патриарх Константинопольский, а игумен Студийский IX века.    Оставляя в стороне упоминаемых Крумбахером малоизвестных поэтов этого периода Анфима, Тимоклея, Маркиана, Иоанна монаха, Сета и Авксентия, произведения которых или совершенно не сохранились, и сами они остались только в воспоминаниях современников, или имеются в незначительных фрагментах, перейдем к наиболее крупному поэту этой эпохи и, может быть, даже самому крупному по силе поэтического дарования, песнописателю греческой церкви, Сладкопевцу Роману.     Роман Сладкопевец или Мелод с полным правом считается «величайшим поэтом византийского времени» (Крумбахер), или, как его называл Буви, «Пиндаром ритмической поэзии». Его историческая судьба поистине трагична. Создавая в церковной поэзии совершенно особый тип песнопений, отличаясь невероятной плодовитостью и сияя в свое время исключительно ярким светом, он потом не только должен был уступить свое место в церковной поэзии, будучи вытесненным пришедшим ему на смену иным типом песнетворчества, канонами, но и сам был совершенно забыт. Объяснить это явление довольно трудно, так как личность Романа и все значение его поэтического творчества еще не нашло своего исследователя. Очень вероятно, что в смене типов церковного песнетворчества значительную роль сыграла большая доступность нового типа — канонов — и меньшая требовательность художественного вкуса церковных масс, которые эти каноны возлюбили больше, чем более вдохновенные и более трудные, благодаря своей изысканности, кондаки. Во всяком случае, историческая судьба Романа, как поэта, очень печальна. Правда, благодаря открытию Питра, трудам Мааса, Криста, митр. Софрония Евстратиадиса и др. Роман Сладкопевец вошел так сказ. теперь в моду, и им все больше интересуются; но, конечно, это интерес только научный, а творчество его, его бессмертные кондаки умерли для церковного употребления. Реставрировать это невозможно и бесполезно, как и всякая реставрация. Они могли бы возродиться, если бы это исходило органическим путем, от соборного творческого начала церковной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУЧЕНИКИ, 38 [Греч. Μρτυρες τρικοντα κτ] (IV в.) (пам. греч. 31 марта; пам. визант. 30, 31 марта). Память М. содержится в ряде древних визант. памятников под 31 марта: в Типиконе Великой ц., IX-XI вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 62; Mateos. Typicon. T. 1. P. 260) и в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в., SynCP. Col. 576). Сказание о М. включено под 30 марта в синаксари семейства В (по классификации И. Делеэ ). Согласно данному тексту, это был воинский отряд, к-рый пострадал при имп. Юлиане Отступнике (361-363) в Каппадокии. М. вдохновил подвиг 40 Севастийских мучеников : они предстали перед игемоном и исповедали себя христианами. Их подвергли пыткам, бросили в тюрьму, а затем обезглавили (PG. 117. Col. 377-380). Митр. Софроний (Евстратиадис) обратил внимание на Минею XIV в. из Великой Лавры на Св. Горе (Ath. Laur. I 70), где под 16 марта содержится общая память мч. Савина Гермопольского, мч. Менандра и 38 мучеников, и предположил, что они являются одной дружиной святых. Согласно тексту из афонской Минеи, мученики пострадали в период гонений Диоклетиана в Гермополе, в Египте. Возможно, в Гермополе пострадали др. 38 мучеников, но более вероятно, что составитель Минеи ошибочно объединил сведения о мч. Савине со сведениями о мч. Менандре и 38 мучениках, память к-рых отмечается 31 марта. В греч. стишных синаксарях говорится, что М., скончавшиеся от усекновения мечом, были родственниками (чего нет в др. источниках); эти сведения впосл. были внесены в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 170). Память М. содержится в Успенском списке ВМЧ митр. Макария (ВМЧ. Март. Дни 26-31. Л. 957c), однако она не указана в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, и в совр. календаре РПЦ. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 92-93; Т. 3. С. 107-108; SynCP. Col. 571-576; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 319, 332; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2006. Τ. 7. Σ. 318. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)

http://pravenc.ru/text/2564432.html

Турского (Ταρρακνης), и 12 нояб.- Мартина, еп. Франкийского. При этом под 10 нояб. в синаксарях помещена житийная заметка, представляющая собой пересказ соответствующего фрагмента «Церковной истории» Созомена с добавлением в конце неск. фраз о нищелюбии М. (реминисценция 2 эпизодов из Сульпиция Севера) и чуда о воскрешении должника из греч. Жития (SynCP. Col. 210-212). Под 12 нояб. в синаксарях приводятся 2 варианта кратких Житий М., целиком основанных на греч. Житии. В Синаксаре К-польской ц. это довольно пространный, стилистически усложненный текст (Ibid. Col. 217-218). Жизнь святого отнесена ко времени правления имп. Траяна (!), эпизоды в истории с плащом даны в др. порядке (сначала говорится о победе М. в битве благодаря молитве, а затем сообщается о его встрече с нищим перед сражением), среди чудес лишь кратко упоминаются воскрешение мертвых, истребление змея и превращение живого голубя в золотого. В визант. синаксарях семейства В (по классификации Делеэ) текст Жития М. более простой и имеет 2 центральных эпизода: святой отдает нищему полплаща, побеждая затем в битве варваров, и воскрешает должника, разоблачая заимодавца. При этом сказано, что М. был епископом Франгии (город не назван) и жил, согласно Минологию Василия II, при имп. Юлиане Отступнике (PG. 117. Col. 156), а согласно Синаксарю Vat. gr. 2046 - при имп. Грациане (Славяно-рус. Пролог. 2010. С. 338). В совр. греч. агиологической традиции принято отдельно почитать Мартина, еп. Таррацины, и Мартина, еп. Франгии, под к-рыми следует понимать М. Так, в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца под 10 нояб. помещено двустишие, посвященное некоему еп. Мартину, которого, согласно примечанию к тексту, надо отождествлять с епископом Таррацины; под 12 нояб. содержится сказание о М., заимствованное из визант. синаксарей, в к-ром не исправлены ошибочное указание на правление имп. Траяна и вымышленное место епископства святого - г. Константина. В «Агиологионе» Софрония (Евстратиадиса), бывш. митр. Леонтопольского, также фигурируют 2 персонажа - Мартин, еп.

http://pravenc.ru/text/2562414.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФЕРИЙ [греч. Αθριος] († ок. 305), мч. (пам. греч., зап. 18 июня). Согласно сказанию, содержащемуся в одном из списков Синаксаря К-польской ц. XIV в. (Paris. gr. 1582), Е. жил во время правления имп. Диоклетиана (284-305). Он был схвачен, приведен на суд к правителю Елевсию и исповедовал Христа. Тогда его растянули и жгли факелами, обжигали подмышки раскаленными железными ядрами, а в спину, грудь и ноздри вонзали крюки. Затем мученика положили на раскаленное медное ложе, но Ангел Божий сохранял Е. невредимым. По приказу правителя Е. был усечен мечом. Правитель Елевсий также упоминается в Мученичестве мц. Иулиании , девы Никомидийской (пам. 21 дек.), пострадавшей при имп. Максимиане (286-305). На основе этого болландисты предположили, что Е. мог претерпеть мученическую кончину в Никомидии или по крайней мере в обл. Вифиния. Софроний (Евстратиадис) , митр. Леонтопольский, заметив много общего в сказаниях о Е. и Еферии (пам. греч. 12 дек.), пострадавшем при имп. Максимиане, отождествил этих мучеников. Прп. Никодим Святогорец определил время страданий Е. 300 г. Ист.: ActaSS. Iun. T. 3. P. 571; SynCP. Col. 755-756; MartRom. P. 243-244; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 246-247. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 184; Αθριος//ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 1015; Sauget J.-M. Galazione ed Eterio//BiblSS. Vol. 5. Col. 126; Van Doren R. Éthère//DHGE. T. 15. Col. 1169; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 18. Рубрики: Ключевые слова: ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.) ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.)

http://pravenc.ru/text/190273.html

Принятое в наст. время в правосл. Церкви последование А. ч. Б. содержится уже в Минеях Студийской редакции (напр., РНБ. Греч. 227-3. Л. 18-19, XII в.). Канон А. ч. Б. (2-го гласа), составленный прп. Иосифом Песнописцем, имеет акростих: «Тя, Божия человека, восхваляю, блаженне». В Минее, изданной Московской Патриархией в 1978-1989 гг., гимнография А. ч. Б. дополнена до бденной службы (Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 33-51). По рукописям христ. Востока (Sinait. gr. 609. Fol. 66v - 68v, XI в.; Sinait. gr. 611. Fol. 106-108v, XIV в.) в серии «Analecta Hymnica Graeca» опубликован канон (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа) Германа, отсутствующий в печатных Минеях (Ταμεον. Ν 534. Σ. 177-178). Софронию (Евстратиадису) известны отдельные издания последований А. ч. Б., осуществленные в Венеции (1837) и в Патрах (1866, 1875, 1888, 1913); также он сообщает, что в одной из рукописей Кавсокаливитского скита на Афоне выписана служба, отличная от помещенной в греч. печатной Минее. Ист.: BHO, N 36-44; BHG, N 51-56; BHL, N 289-301; ActaSS. Iul. T. 4. Venetiis, 17482. P. 238-270; ЖСв. Март. С. 329-341; Massmann H. F. Sanct Alexius " Leben. Quedlinburg; Lpz., 1843; La vie de Saint Alexis: Poème du XIe siècle et renouvellements des XIIe, XIIIe et XIVe siècles/Éd. G. Paris. P., 1872, 1974r; Schipper J. Englische Alexiuslegenden des 14. und 15. Jh. Strassburg, 1877; Amiaud A. La légende syriaque de Saint Alexis, l " Homme de Dieu. P., 1889; Das Leben des hl. Alexios von Konrad von W ü rzburg/Hrsg. R. Henczynski. B., 1898; Esteves Pereyra F. M. Légende grecque de l " Homme de Dieu saint Alexis//AnBoll. 1900. T. 19. P. 241-253; R ö sler M. Die Fassungen der Alexius-Legende. W.; Lpz., 1905; Адрианова В. П. Житие Алексия, человека Божия, в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917 [слав.]; Dunn J. Life of Saint Alexis//Revue Celtique. 1920/1921. T. 38. P. 133-143; Ακολουθα κα βος το σου πατρς μν Αλεξου. Εν Κιτ, 1933; Servaes F. W. , Bripius J. De laudibus sancti Alexii. Köln, 1966; Cerulli E. Les vies éthiopiennes de saint Alexis l " Homme de Dieu. Louvain, 1969. Vol. 1-2. (CSCO. T. 298-299; Aethiop. 59-60); Житие и деяния человека Божия Алексия//Византийские легенды/Вступ. ст., пер., примеч. С. В. Поляковой. М., 1994р. С. 156-161; ВМЧ. Март, дни 12-25. С. 789-796.

http://pravenc.ru/text/114016.html

2017. 3(69). С. 146-147; она же. Об эволюции лит. образа св. кнг. Ольги в древнерус. письменных источниках//Там же. 2018. 2(72). С. 108-123; Светлова О. В. Лингвотекстологический анализ богослужебных последований кнг. Ольге: АКД. М., 2018; Духанина А. В. Источники Псковской редакции Службы кнг. Ольге: К проблеме атрибуции текста//ТОДРЛ. 2019. Т. 66 (в печ.). А. В. Духанина, А. В. Назаренко Гимнография Старейшие списки службы О. входят в состав Трефолоев и датируются кон. XV в. (ГИМ. Син. 885), рубежом XV и XVI вв. (ЯМЗ. 15694), нач. XVI в. (РНБ. Кир.-Бел. 442/699). С XVI в. полный текст службы находится в списках служебной Минеи на июль. Избранные песнопения из службы встречаются в Канонниках, Стихирарях, уставах. Равноап. кнг. Ольга. Роспись Смоленского собора Новодевичьего мон-ря. 1598 г. Равноап. кнг. Ольга. Роспись Смоленского собора Новодевичьего мон-ря. 1598 г. Содержание песнопений указывает на домонг. происхождение службы. Ее состав в старейших списках (3 стихиры на «Господи, воззвах», канон с седальном по 3-й песни, кондаком и икосом по 6-й песни, в ряде списков - со светильном по 9-й песни) - без тропаря святому - соответствует студийскому последованию простой службы вне периодов постов, попразднства и предпразднства. Ирмосы канона О. более нигде в богослужебном корпусе РПЦ не встречаются. Греч. оригиналы ирмосов, входящих в состав последования О., обнаруживаются в рукописных Ирмологиях Ath. Laur. B. 32, X-XI вв.; Paris. Coislin. 220, XI-XII вв. (датировка рукописей по: ПЭ. Т. 26. С. 617-620) и в издании митр. Софрония (Евстратиадиса), выполненном на основе данных рукописей (комплект ирмосов 198; сами рукописи датированы XIII в.- Σωφρνιος (Εστρατιδης). 1932. Р. 142). Их авторство приписывается Георгию Агиополиту (см. о нем: Émereau C. Hymnographi Byzantini//EO. 1923. T. 22. N 132. P. 426). Три ирмоса из этого комплекта (песни 5, 6, 7) входят также в комплект ирмосов 213 творения Киприана Монаха, к-рый, вероятно, заимствовал их у Георгия Агиополита. Атрибуцию ирмосов из службы О.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Болландисты и архиеп. Сергий (Спасский) отождествляли И. с прп. Илией, упоминаемым в греч. стишных Синаксарях под 3 нояб., на основании того, что оба они уподоблялись прор. Илии: первый - в «Истории египетских монахов», второй - в стихословии Синаксаря ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 343). Визант. Синаксари упоминают прп. Илию еще под одной датой - 12 янв., где о нем говорится только то, что он был чудотворцем (SynCP. Col. 388). В комментариях к «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца на память прп. Илии приводится один из текстов алфавитного собрания Apophthegmata Patrum (Περ το ββ Ηλα 1//PG. 65. Col. 184) ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 64). Архиеп. Сергий (Спасский) и Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский, отождествляли этого святого с Илией, упоминаемым в 51-й гл. «Лавсаика» , опираясь в данном случае не на аутентичный текст, а на его пространную редакцию, представляющую собой контаминацию текста Палладия Еленопольского и «Истории египетских монахов» ( Butler C. The Lausiac History of Palladius: A crit. discussion together with notes. Camb., 1898. Р. 6-51). Рассказ об И., заимствованный из пространной редакции «Лавсаика», был включен под 8 янв. в состав 2-й (пространной) редакции древнерус. нестишного Пролога во 2-й пол. XII в. и впосл. был внесен в ВМЧ. Поэтому в совр. календаре РПЦ память И. празднуется 8 янв. Ист.: PG. 34. Col. 1132, 1137 [«Лавсаик», пространная ред.]; Apophthegmata Patrum//PG. 65. Col. 184-185 [алф. собр.]; Apopht. Patr. (Guy). T. 1. P. 426-427; Hist. mon. Aeg. Р. 45; Rufin. Hist. mon. P. 331-332; Достопамятные сказания. 1993. С. 68-69; ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 270-271; Изречения египетских отцов. 2001. С. 91, 205; История египетских монахов. М., 2001. С. 30; Палладий, еп. Еленопольский. Лавсаик: Повествование о жизни святых и блаженных отцов. М., 2003. С. 172 [пространная ред.]; Великий Патерик, или Великое собрание изречений старцев: Сист. колл. М., 2005. Т. 1. С. 25, 97, 130. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 7-8, 12, 343; Lucchesi G. Elia, monaco in Egitto//BiblSS. Vol. 4. Col. 1042-1043; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 166.

http://pravenc.ru/text/389305.html

Каноны Благовещения Пресвятой Богородицы, часть II: неизданный канон из рукописи paris, gr. 341 Источник Часть I → Статья представляет собой вторую часть цикла публикаций, посвящённых византийским песнопениям праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, его предпразднства и отдания 1 . В статье содержатся дополнения и поправки к первой части и публикуется ранее не издававшийся греческий канон Благовещению в форме диалога между Пресвятой Богородицей и архангелом Гавриилом, сохранившийся в рукописи Paris, gr. 341, 1325 г. В предыдущей статье из цикла публикаций о византийских песнопениях в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы 2 мы привели сведения о двенадцати греческих благовещенских канонах, известных на момент выхода статьи в свет, пять из которых были изданы 3 , а семь – нет. Неизданные благовещенские каноны включали произведения гимнографа Германа, свт. Георгия Никомидийского , прп. Иосифа Песнописца, свт. Филофея (Коккина), Иоанна, Мануила Ритора и анонимный. Первый из них, авторства Германа, был нами тогда же полностью опубликован. Как выяснилось позднее, приведённый список канонов нам следовало дополнить ещё двумя: вторым каноном свт. Георгия и каноном Анастасия Квестора, сохранившимися в рукописной Минее рубежа Χ–ΧΙ вв. (РГГБ, Греч. 553). Эта рукопись не была учтена ни в указателе неизданных византийских канонов Минеи, подготовленном Еленой Папаилиопулу-Фотопулу 4 , ни в дополнениях Демосфена Стратигопулоса к этому важнейшему справочнику 5 , что и стало причиной нашего упущения. При этом канон Анастасия Квестора был издан ещё А.И. Пападопуло-Керамевсом 6 , а оба канона свт. Георгия были опубликованы Э.Н. Добрыниной уже после выхода в свет нашей первой статьи 7 . Таким образом, общее число известных к настоящему времени греческих благовещенских канонов достигло 14, три из которых 8 написаны уже не в византийскую эпоху. Из византийских канонов Благовещению неизданными остаются три: прп. Иосифа Песнописца и свт. Филофея (Коккина), а также канон, который, согласно утверждению знаменитого исследователя византийской гимнографии митр. Софрония (Евстратиадиса), надписан именем Иоанна. Публикации этого канона и посвящена настоящая статья.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Хронологические рамки жизни К. М. и Иоанна Дамаскина в целом совпадают. Согласно данным Жития, составленного Иоанном Меркуропулом, и Ватиканскому Житию, К. М. был на 3-5 лет старше прп. Иоанна. Установить точную дату рождения Иоанна Дамаскина не представляется возможным. Из наиболее вероятных датировок Деторакис выбрал 679-680 гг., следов., рождение К. М. он датирует 674-676 гг. ( Δετορκης. 1979. Σ. 86-88). Из-за несовпадений сведений в источниках установить год смерти К. М. еще сложнее; Жития сообщают о различной продолжительности жизни К. М.: либо говорится, что он умер в глубокой старости, либо указан конкретный возраст - 78 лет или 54 года. Но в Житиях есть информация, что К. М. умер немногим позднее Иоанна - спустя год или чуть больше. Традиционно считается, что Иоанн умер до 754 г. или конкретнее, в 749-750 гг. Т. о., по предположению Деторакиса, К. М. скончался в 751-752 гг. Такую же датировку можно получить, если допустить, что К. М. был поставлен епископом Маюмы в 735 г. и умер спустя 17 лет, о чем сообщается в Житии, составленном Иоанном Меркуропулом. Приблизительно та же дата получается, если к возможному году рождения К. М. (674-676) прибавить 78 лет ( Δετορκης. 1979. Σ. 89-90). Несмотря на неоднозначность данных, на к-рые опирался Деторакис в своих расчетах, предложенная им датировка жизни К. М. в наст. время представляется наиболее правдоподобной. Прп. Косма Маюмский. Роспмсь ц. вмц. Георгия Победоносца в Старо-Нагоричино. 1317-1318 гг. Прп. Косма Маюмский. Роспмсь ц. вмц. Георгия Победоносца в Старо-Нагоричино. 1317-1318 гг. Относительно происхождения К. М. сведения из Синаксаря К-польской ц., из житий 2-й группы и Ватиканского Жития совпадают в том, что он был родом из Иерусалима. Это же косвенно подтверждается подписями К. М. в акростихах его канонов, в к-рых он называет себя святоградцем (агиополитом - Αγιοπολτης) и иерусалимцем (Ιεροσολυμτης). Из Халкинского и Афинского Житий известно о происхождении К. М. с о-ва Крит. Согласно Лаврскому Житию, К. М. род. в Дамаске. Митр. Софроний (Евстратиадис), а вслед за ним и Деторакис настаивают именно на последней версии: во-первых, поскольку К. М. был усыновлен Сарджуном, отцом Иоанна Дамаскина, вероятнее всего, все они жили в одном и том же городе; во-вторых, в Афинском Житии К. М. именуется Дамасским - исследователи видят в этом указание на древнюю традицию, согласно которой К. М. происходил, как и Иоанн, из Дамаска; кроме того, в Ирмологии XIII в. (Сгурт. E. γ. II. fol. 16v) К. М. также именуется Дамаскином: один из ирмосов надписан «Космы монаха Дамаскина (Κοσμ μοναχο το Δαμασκηνο) (см.: Δετορκης. 1979. Σ. 84-85).

http://pravenc.ru/text/2458835.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010