Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНФИМ [болг. Антим] (Шивачев Никола; 21.11.1884, с. Еникёй, близ г. Узункёпрю, пров. Фракия, Турция - 4.03.1939, София), митр. Ловчанский Болгарского экзархата . Начальное образование получил в родном селении и г. Узункёпрю, окончил гимназию П. Берона в Одрине и К-польскую ДС (1902-1908). 27 дек. 1906 г. принял постриг и рукоположен во иеродиакона. В 1908 г. рукоположен во иеромонаха и поступил на богословский фак-т Черновицкого ун-та (Австрия), к-рый окончил в 1912 г. Защитил докт. дис. «История на аварите» на историко-философском фак-те того же ун-та в 1914 г. По возвращении в Болгарию год преподавал в Софийской ДС (1914/15), в 1915 г. направлен в качестве протосинкелла в Струмицкую митрополию, позже был назначен синодальным проповедником Врачанской епархии, в обязанности к-рого входило чтение проповедей в воскресные и праздничные дни в различных церквах епархии и наблюдение за проповеднической деятельностью епархиальных священнослужителей. В 1917 г. возведен в сан архимандрита и назначен духовником и преподавателем болг. истории и нем. языка в военном уч-ще Софии. Занимал должности протосинкелла Софийской митрополии (1918-1922; 1928-1931), настоятеля собора св. Александра Невского в Софии и болг. железного храма св. Стефана Первомученика в К-поле. 16 дек. 1926 г. назначен ректором ДУ Бачковского мон-ря. 19 июня 1931 г. хиротонисан во епископа Траянопольского и назначен ректором Софийской ДС (нояб. 1931 - авг. 1936). С 16 авг. 1936 г. по 26 сент. 1937 г. занимал должность инспектора Святейшего Синода и редактора журналов «Церковный вестник» и «Духовная культура». 14 нояб. 1937 г. переведен на Ловчанскую кафедру с возведением в сан митрополита. А.- автор ряда ценных исследований по церковной истории; член Болгарского археологического, Болгарского исторического и Славянского об-в, Фракийского научного ин-та и др. Погребен в Ловече. Соч.: Опитите на Рим да подчини Българската църква при царете Бориса и Калояна. София, 1916; Истините на православната вяра. София, 1918; Религиозни проблеми. София, 1922; Църквата Св. Стефан в Цариград. София, 1925; Християнството на Балканския полуостров. София, 1929; Етиката на св. Василий. Станимака, 1927; Материали за историята на българския църковен въпрос. София, 1929; Св. Киприян като църковен учител. София, 1929; Християнски ли са нравствените и философските идеи на Гьотевия Фауст. София, 1936. Лит.: Марковски Ив. Ловченският митрополит Антим//Църковен вестник. София, 1937. 41. 19 нояб. Х. Темелски Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114128.html

Когда матушка Мария тихо почила о Господе, то ее похороны стали еще одним свидетельством народной любви – на отпевание великой подвижницы собралось очень много верующих со всего города. Похоронена старица схимонахиня Мария на Шуваловском кладбище. Многие петербуржцы поминают ее в своих молитвах и веруют, что ныне ученица отца Серафима Вырицкого предстательствует за нас на небесах... Последний духовник иеросхимонаха Серафима Вырицкого – протоиерей Алексий Кибардин (по материалам источников 23, 24, 56, 60, 110, 112, 116,117, 120, 131, 203–221, 255) Жизнь протоиерея Алексия Кибардина являет собой яркий пример исповедничества Православия перед лицом большевистских гонений. Путь отца Алексия, без сомнений, заслуживает дальнейшего, более подробного изучения и публикации отдельным изданием. Мы же приведем его краткое жизнеописание, которое удалось составить одновременно с созданием книги о жизни отца Серафима Вырицкого . Неоценимую помощь в архивном поиске оказали воспоминания родных батюшки Алексия, а также – видного российского ученого, профессора Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии Наук Юрия Константиновича Герасимова и педагога Евгения Александровича Рудаковского. Сводный послужной список протоиерея Алексия Кибардина Родился 30 сентября 1882 года в селе Всехсвятское Слободского уезда, Вятской губернии, сын сельского священника. 13 июня 1903 года закончил Вятскую духовную семинарию по 1 разряду. 8 октября 1903 года посвящен в сан иерея епископом Вятским и Слободским Никоном (Софийским). С октября 1903 года по ноябрь 1904 года служил священником Троицкого собора города Котельнича Вятской губернии С 19 ноября 1904 года перемещен в Никольскую церковь города Котельнича Вятской губернии, где служил священником по июль 1908 года Нес обязанности депутата на Епархиальном съезде духовенства и мирян в 1906 году С 1903 по 1908 год учительствовал по Закону Божию в женской гимназии и 4 классном училище города Котельнича Вятской губернии. 11 сентября 1908 года принят в число воспитанников Санкт-Петербургской Духовной Академии

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

656 Остроумов Андрей Андреевич – выпускник Тамбовской ДС, кандидат богословия МДА XXXVII курса (1878–1882), впоследствии директор учительской семинарии в Пензе. Некоторое время был соквартирантом М. Грибановского и навсегда остался одним из самых близких его друзей. – Ред. 657 Память блж. Константина, митрополита Киевского, и блгв. кн. Феодора Ярославича (брата св. Александра Невского) 5 июня. – Ред. 659 Очевидно, Сперанский Дмитрий Александрович, выпускник Владимирской ДС. Окончил СПбДА в 1883 г., годом раньше епископа Михаила. Впоследствии учитель Липецкого ДУ (Именной список. С. 109). Отец Михаил мог знать, впрочем, и еще одного Сперанского, Алексея Ивановича, окончившего Академию в 1880 г., впоследствии священника Андреевского собора (Там же. С. 91). – Ред. 662 Серафим (Мещеряков Яков Михайлович; 1860 – после 1933). Окончил Пензенскую классическую гимназию. Однокашник митрополита Антония по СПбДА. Рукоположен во епископа Острожского, викария Волынской епархии в 1898 г., с 1902 г. – епископ Полоцкий и Витебский; с 1911 г. – епископ Иркутский и Верхоленский; с 1915 г. на покое. С 1922 г. – архиепископ Костромской и Галичский. – Ред. 663 Никон (Софийский Николай Андреевич; 1861–1908). В 1882 г. окончил Костромскую ДС и принял священный сан. Овдовев, в 1884 г. поступил в СПбДА. В 1898 г. рукоположен во епископа Вольского, викария Саратовской епархии; с 1899 г. – епископ Нарвский, викарий Санкт-Петербургской епархии; с 1901 г. епископ Вятский и Слободской; с 1904 г. архиепископ Владимирский и Суздальский; с 1906 г. – архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии. – Ред. 664 Платон (Грузов Петр; 1843 – 1904) – выпускник Вифанской ДС (1864). В 1882 г. овдовел, поступил в МДА. Пострижен в монашество на III курсе Академии в 1884 г. одновременно с преосвященным Михаилом. На IV курсе, в 1885 г., писал кандидатское сочинение «Иларий Пуатьевский» (sic! – Ред.). В 1896 г. рукоположен во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. – Ред. 665 Большее Николай поступил на I курс Академии в 1883 г. (по богословскому отделению), в 1883 г. был переведен на II курс. В августе 1884 г. «уволен по его прошению для поступления в Императорский Санкт-Петербургский университет» (см. Журналы заседаний Совета СПбДА на 1884/85 уч. г. СПб., 1886. С. 13). – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Голубцов С. Профессура МДА Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия в нач. ХХ в.: Профессура и сотрудники: Осн. биогр. сведения: По мат-лам архивов, публ. и офиц. изданий. М., 1999 Горский, Невоструев. Описание Горский А. В., прот., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной б-ки. М., 1855-1917. 3 отд., 6 т. Гранат Энциклопедический словарь Русского библиографического института «Бр. А. и И. Гранат». М., 1910-1948. 58 т. Григорианский хорал: (Сб.) Григорианский хорал: Сб. науч. тр./Сост.: Т. Кюрегян, Ю. Москва. М., 1998 Груз. лит. История грузинской литературы. Тбилиси, 1951. Т. 1; 1960. 6 т. (на груз. яз.) ГСАН Гласник Српске Akaдeмuje наука. Београд, 1949-. ГСКА Гласник Српске Akaдeмuje. Београд, 1887-. (с 1949 - ГСАН) ГСНД Гласник Скопског научног друштва. 1925-1940. Вып. 1-21 ГСУ, БФ Годишник на Софийския университет, богословски факултет. София, 1924-1950 ГСУД Гласник Српског Ученог друштва. Београд, 1847-. Т. 1-. ГСУ, ИФФ Годишник на Софийския университет, историко-филологически факултет. София, 1910-1950. Т. 5-46. ГСУ, ФилолФ Годишник на Софийския университет, филолошки факултет. София, 1908-. Т. 1-. ГСУ, ФСФ Годишник на Софийския университет, факултет по славянски филологии. София, 1924-. Т. 1-. ГСУ, ФФ Годишник на Софийския университет, филозофски факултет. София, 1924-. Т. 1-. ГСУ, ЦСВП Годишник на Софийския университет, научен център за славяно-византийски проучвания «Иван Дуйчев». София, 1987-. Т. 1-. ГТГ: Кат. собр. Государственная Третьяковская галерея: Кат. собр. М., 1995. Т. 1: Древнерусское искусство X - нач. XV в./Ред.: Я. В. Брук Губонин. История иерархии История иерархии Русской Православной Церкви: Коммент. списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г./Сост.: М. Е. Губонин; ПСТГУ. М., 2006 Гуниа. Груз. мон-ри Гуниа И. Грузинские монастыри: Энцикл. справ. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.) ГФФНС филозофског факултета у Новом Саду. Нови Сад, 1956-. Т. 1-. ДАИ Дополнения к Актам историческим. СПб., 1846-1872. 12 т. Дамаскин Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Тверь, 1992-2002. 7 кн., 20053. Кн. 1-4 ДанБлаг Даниловский благовестник. М., 1991-. ДБ Духовная беседа. СПб., 1858-1876 ДВ Духовный вестник. Х., 1862-1867 ДВГЭ Духовный вестник Грузинского Экзархата. Тифлис, 1891-1906 ДВС Деяния Вселенских Соборов: В 4 т. Каз., 1908-1912. СПб., 1996-1997р ДГВЕ Древнейшие государства Восточной Европы: [Ежег.]. М., 1991-. (до 1990 г.- ДГСССР) ДГСССР Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед./Ин-т истории СССР. М., 1976-1990 (далее - ДГВЕ) ДДГ Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв./Подгот.: Л. В. Черепнин. М., 1950 Денисов Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М., 1908

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=5

6 мая 1907 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Его борьба с автокефалистами закончилась трагически: 28 мая 1908 года он был убит злоумышленниками. Чувствовал владыка, что он едет в Грузию на верную смерть и, уезжая из Владимира, оставил завещание, в котором просил похоронить его в Успенском соборе г.Владимира. Воля мученика была исполнена. Это был епископ-администратор, распорядитель и устроитель. Он умел соединить в себе с одной стороны непреклонную верность преданиям родной Церкви и вероисповедному долгу, с другой -ясное понимание необходимости тех преобразований в церковной жизни, которые намечались историческим моментом. Труды: Речи, слова и поучения. Софийский Л.И. «Высокопреосвященный Никон, архп. Карталинский и Кахетинский». СПБ, 1909, ч.II, стр.255–440. (Автобиографические записки Экзарха Никона). Литература: «Церк.Ведом.» 1898, 7, стр.29. -“- 1899, 8, стр.45. -“- 1901, 50, стр.403. -“- 1904, 49, стр.513. -“- 1905, 21, стр.251. -“- 1904, 18, стр.207. -“- 1906, 24, стр.323. -“- 1907, 18, стр.121. «Приб. К «ЦВ» 1908, 22, стр.1028 (Некролог). -“- 1908, 24, стр.1133–1135 (Погребение). “Мисс.Календ.» 1907, стр.136. «Русск.Паломн.» 1908, 25, стр.398. «Церк.Вестн.» 1891, 15, стр.235. -“- 1908, 23, стр.712–713. -“- 1908, 26, стр. 807. «Истор.Вестн.» 1908, июль, стр.379. «ЖМП» 1958, 12, стр.53. «Красн.Архив» 1928, т.26, стр.121, 125. Состав Св.Прав.Всер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 19O8 год», стр.228–229. Скворцов Д.И. «Памяти высокопреосв.архиепископа Экзарха Грузии» (1861–19O8 гг.). Тула, 1909. Булгаков, стр. 1396, 1398, 1399, 1412. А.К-в. «Памяти Высокопреосв.Никона (Софийского) Экзарха Грузии», Некролог. «Церк.Вестн.» 1908, 23, стр.693–696. БЭС т.1, стб.593, 686. БЭЛ m.III, стб.1184. БЭЛ m.IX, стб.45. HЭCm.XXVIII, стб.607. Die von der georgischen Geistlichkeit verlangte Wiedereinführung des Georgischen als Unterrichtssprache in den Geistlichen Seminarien bezeichnete er als völlig unzulässige Sache, vgl. Brief des Katholikos Leonid an Patr. Tichon vom 5.8.1919, in: Echos d " Orient 35(1932) Nr.167, S. 362 .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Там же. С. 122–123; Соловьев С . М . История России. Кн. 1. Санкт-Петербург, 1862. С. 1535. Тихомиров М . Н . Древняя Москва. Москва, 1947. С. 142. Хачикян Л . С . Армяне в древней Москве и на путях, ведущих в Москву. Ереван, 2014. С. 95–105. См.: Слово о Куликовской битве Софония Рязанца//Воинские повести Древней Руси/под ред. В. П. Адриановой-Перетц. Москва; Ленинград, 1949. С. 37; Сыроечковский В . Е . Гости-сурожане. Москва; Ленинград, 1935. С. 46; Хачикян Л . С . «Гости-сурожане» в русских летописях и Сказании о Мамаевом побоище (к вопросу об их национальной принадлежности)//Русская и армянская средневековые литературы. Ленинград, 1982. С. 333–357; Хачикян Л .  С . Армяне в древней Москве и на путях, ведущих в Москву. С. 104–105. Лаврентьевская и Троицкая летописи//ПСРЛ. 1846. Т. 1. С. 233; ПСРЛ. 1948. Т. 1. С. 81; Софийские летописи//ПСРЛ. 1853. Т. 6. С. 90 (Прибавления); Софийская первая летопись старшего извода//ПСРЛ. 2000. Т. 6. Вып. 1. С. 467; Софийская первая летопись по списку И. Н. Царского//ПСРЛ. 1994. Т. 39. С. 122. См.: Софийская первая летопись старшего извода//ПСРЛ. 2000. Т. 6. Вып. 1. С. 455 (Л. 388); Софийская первая летопись по списку И. Н. Царского//ПСРЛ. 1994. Т. 39. С. 118; Новгородская четвертая летопись//ПСРЛ. 1915. Т. 4. С. 311; Софийские летописи//ПСРЛ. 1853. Т. 6. С. 90 (Прибавления); и др. Айвазян К . В . История отношений русской и армянской церквей в Средние века/ред. С. С. Аревшатян. Ереван, 1989. С. 98. Памятники древней письменности и искусства. Повесть о Царьграде Нестора-Искандера XV века (по рукописи Троице-Сергиевской Лавры нач. XVI века, 773)/сообщил архимандрит Леонид. Санкт-Петербург, 1886. С. 12–14; См. также: Патриаршая или Никоновская летопись//ПСРЛ. 1901. Т. 12. С. 84–86; Русские повести XV–XVI вв. Москва; Ленинград, 1958. С. 225–226. См., например: Лаврентьевская и Троицкая летописи//ПСРЛ. 1846. Т. 1. С. 233, 240 (Прилож.); ПСРЛ. 1948. Т. 1. С. 81; Ипатьевская летопись//ПСРЛ. 1908. Т. 2. С. 3; Новгородская четвертая летопись//ПСРЛ. 1915. Т. 4. С. 311; Софийские летописи//ПСРЛ. 1853. Т. 6. С. 90 (Прибавл.); Софийская первая летопись старшего извода//ПСРЛ. 2000. Т. 6. Вып. 1. С. 467; Воскресенская летопись//ПСРЛ. 1859. Т. 8. С. 14; Патриаршая или Никоновская летопись//ПСРЛ. 1862. Т. 9. С. 145–148; Патриаршая или Никоновская летопись//ПСРЛ. 1901. Т. 12. С. 84–86; Дополнения к Никоновской летописи//ПСРЛ. 1906. Т. 13. С. 386; Симеоновская летопись//ПСРЛ. 1913. Т. 18. С. 104, 140; История о Казанском царстве (Казанский летописец)//ПСРЛ. 1903. Т. 19. С. 130; Львовская летопись//ПСРЛ. 1910. Т. 20. Ч. 1. С. 33; Русский хронограф. Ч. II. Хронограф западнорусской редакции//ПСРЛ. 1914. Т. 22. С. 86–87; Московский летописный свод конца XV века//ПСРЛ. 1949. Т. 25. С. 183; Софийская первая летопись по списку И. Н. Царского//ПСРЛ. 1994. Т. 39. С. 122.

http://bogoslov.ru/article/6192778

1594 А.А. Тихомиров, Вина науки. Москва, 1907, 45, 7, 43, 39: «в рассуждениях Дарвина о красоте в живом мире, о нравственном чувстве человека, о любви – нет и тени научности; но ведь таков по существу и весь дарвинизм». Ср. его же в области биологии. Москва, 1909, 33–34 и Самообман в науке и искусстве. СПБ. 1910, 10. 1595 Vom Sterbelager des Darwinismus, – так озаглавил Деннерт сборник своих журнальных статей против дарвинизма, Jtuttgart., 1903. 1596 Biologisches Zentralblatt. 1896, 355 и 1902, 182. В своих Джиффордовских чтениях (1907 года) тот же биолог, отличая взгляды самого «не-догматика и не-материалиста» Дарвина от грубого «догматического дарвинизма» его последователей, особенно немецких, находит, что этот, «дошедший до абсурда» догматизм, «пал по всей линии». Hans Driesch. The Science and Philosophy of the Organism. London. 1908, 260–261, 269. 1597 Приведено у Wasmann. Die moderne Biologie und die Entwicklungstheorie 3 Aufl. Freiburg, 1906, 267. 1607 Так в изумительной по догматической бесцеремонности книжке проф. П.И. Ковалевского. Мироздание, 45, 86 и слл. 1611 Idem, 226–7. «Для дехристианизованных кругов учение Дарвина было прямо желательной находкой», замечает А. А. Тихомиров. В области биологии, 23, – а Деннерт полагает, что антихристианские тенденции Геккелева монизма являются главным привлечением к нему среди мало развитой части общества. Dennert. Die Naturwissenschaft und der Kampf um die Weltanschauung. 1908. Frankfurt a. M. 5 ff. 1614 Kramer-Magdeburg. Die Religion der Zukunft-Deutscher Monisten-Bund. – Propaganda Flugschrift der Ortsgruppe Hamburg. Verlag des Deatsch. Monist. – Bundss. Hamburg, 1908. 5. 1638 G. Clemenceau. Glauben oder Wissen. Autorisirte deutsche Uebersetzung. (Bibliothek der Auflilärung). Frankfurt a. M. 1908, 18–24 и 28. 1639 Iodl. Wissenschaft und Religion. Nach einem Vortrage gehallten zi Frankfurt a. M. 5 Ianuar 1909, 21–25. 1640 История русской церкви, т. I, первая половина тома. изд. второе. М. 1901. Стр. 627, прим 8. (Изд. первое. М. 1880, стр. 535, прим. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А. А. Шахматов считал Л. причастным к составлению древнейшего Новгородского свода 1050 г., сведения к-рого отразились в Начальном своде кон. XI в. и в Новгородско-Софийском своде XV в. ( Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 530, 533-534). В наст. время эта т. зр. большинством исследователей не разделяется. В рукописной традиции Л. приписывается обращенное к пастве краткое святительское Поучение (нач.: «Се, братие, первъе всего сию заповедь известно должни есмы вси крестиане держати»). Время и обстоятельства его написания неизвестны. Поучение было найдено в нач. XIX в. профессором Московского ун-та Р. Ф. Тимковским и опубликовано им как творение Луки , еп. Ростовского. Впервые памятник атрибутировал Л. митр. Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов) , и это мнение закрепилось в историографии. Об авторстве Л. позволяет говорить наличие Поучения под именем этого Новгородского святителя в составе Новгородско-Софийской группы летописей XV в. и Новгородской летописи по списку Дубровского (свод 1539 г.), где оно читается под 1058 г. после сообщения об оправдании Л. («Поучение архиепископа Лукы к братьи»). Этот же текст (имеющий одну редакцию) встречается и вне летописных сводов, в сборниках XIV-XVI вв., причем является там анонимным или псевдоэпиграфическим. Как замечает О. В. Творогов, «состоящее из нравоучительных сентенций, Поучение не содержит признаков, по которым его можно датировать или локализовать» ( Творогов. 1987. С. 252). Сомнения в авторстве Л. имелись уже у исследователей XIX - нач. XX в. ( Строев П. М. Хронологические указания материалов отечественной истории//ЖМНП. 1834. Ч. 1. 2. Отд. 2. С. 153; Никольский. 1906. С. 144-149). По С. А. Бугославскому , архетип списков Поучения в сборниках восходит к одному из списков Новгородской IV летописи, и Поучение Л., считал исследователь, присоединяясь к мнению Шахматова, читалось уже в Новгородском своде 1167 г. ( Бугославский. 1913). Т. о., атрибуция Поучения до сих пор остается неопределенной. Вполне возможно, что список святительского поучения Л. сохранился при Софийской кафедре к XV в. и был использован при составлении летописного свода; но не менее вероятно, что включение этого текста под именем Л. в летописи Новгородско-Софийской группы стало следствием местной канонизации Новгородского святителя в 1439 г.

http://pravenc.ru/text/2110778.html

218 Труды XV Археологического съезда в Новгороде... T. 1. Протоколы. С. 81–82 («Осмотр ризницы Софийского собора»); 189–190, 191. 221 Покровский Н. В. Церковная археология в связи с историей христианского искусства. Пг., 1916. Критическая оценка сочинения содержится в статьях Н. В. Малицкого: Малицкий H. 1) Н. В. Покровский и его научные заслуги. С. 235–236; 2) Ученые труды... С. XVII–XIX. 222 Членство в ученых обществах, комитетах и комиссиях отражено в формулярных списках Н. В. По­кровского (ЦГИА СПб. Ф. 119. Оп. 1. Д. 507: Покровский Н. В. [Личное дело]. 1897–1915: Л. 89–112 об. (формулярный список за 1874–1897 гг.); Л. 139–146 (по 7 декабря 1906); Л. 147–151 (фор­мулярный список с 1 января 1903 по 5 декабря 1906); Л. 41–41 об. (рукописные дополнения Н. В. Покровского к формулярному списку за 1907–1911 гг.); Л. 65–87 об. (черновик формулярного списка за 1874–1913 гг.)), а также в печатной автобиографии с рукописными дополнениями ученого: ОР РНБ. Ф. 593. Д. 2. С. 27–28, 32», 32 2 , 33, 34 (дополнения охватывают 1910–1915 гг.). 223 Материалы педагогической деятельности Н. В. Покровского сосредоточены в фондах С.-Петербургской Духовной академии (ЦГИА СПб. Ф. 277; РНБ. Ф. 573–574), Петербургского археологи­ческого института (ЦГИА СПб. Ф. 119), в личном фонде ученого (ОР РНБ. Ф. 593) и в фонде основа­теля Археологического института Н. В. Калачова (РГИА. Ф. 950). 226 Мейчик Д» Зарницкий Я. Торжественный акт в Археологическом институте в первый выпуск его слушателей (24 февраля 1880 года)//Сборник Археологического института. СПб., 1880. Кн. 4. Отд-ние 1. С. 9, 12; Двадцатипятилетие и тридцатилетие директора Императорского археологическо­го института в С.-Петербурге заслуженного профессора Н. В. Покровского . 1878–1908//1878–1904: Императорский археологический институт в С.-Петербурге. Речи, адресы и приветствия по случаю двадцатипятилетия и тридцатилетия института. 1878–1908. СПб., 1908. С. 95–118 (трогательные стихи и приветствия профессору). 227 ОР РНБ. Ф. 593. Д. 91 («Конспект лекций по церковной археологии и литургике, читанных студентам 2-го курса Практического отделения в 1874/5 академическом году». Конспект лекций и материалы к ним. 1873–1875. Автограф); Д. 95 (Материалы к лекциям по литургике. 1875. Черновой автограф). См. также: Д. 99 (Лекции по иконографии. Лекции 1–7. 1880-е гг. Автограф); Д. 11 (Крат­кая программа чтений по церковной археологии. 27 ноября 1877. Автограф); РГИА. Ф. 950. Оп. 1 Д. 440. Л. 1–2 [Программа по археологии древнехристианского периода, с добавлениями по отде­лам византийскому и русскому. Сост. под руководством Н. В. Калачова. Атрибуция наша. – Н. П.]. 29 марта 1878. Автограф; Д. 279 (Лекции по христианской археологии. 1878 [Литографированные лекции, отпечатанные в типографии Министерства внутренних дел: лекции 1–4]). Материалы к лек­циям и отрывки из них см.: ОР РНБ. Ф. 593. Д. 92, 93, 94, 96, 97, 98.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2705 Подробн. обсуждению данного вопроса посвящена наша статья – «Один из больных вопросов приходской жизни» (Богосл. Вестн. 1907 г. 8 Один из немногих оппонентов на неё (Прих. жизнь 2, 1908 г.) заметил, что деление священников на настоятелей и помощников имеет целью поставить младших под непосредственное руководство старших, якобы более опытных в служении. На это замечание отвечаем ему примерами из самой жизни, в одном соборн. храме настоятелем состоит протоиерей 70 л.; помощником его также протоиерей, одинаковых лет и одинакового образования; в другой сельской церкви настоятель и помощник – оба молодые однокурсники. И так в жизни – в большинстве. Где же здесь место руководительству старшего, и где его преимущественная опытность?! 2706 Имеем в виду свою статью: Смысл и значение т. н. 13-го правила Лаодик. собора. Богословский Вестник 1907, кн. 4. Есть и отдельный оттиск. Стр. 1–23. 2708 Заметим от себя: в понятие паства епископа входит и клир, и монашество; стало быть «паства епископа» и «мирской элемент паствы» – понятия не тождественные. 2709 Заметим от себя; но разве ο χλοι нед. соответствовать словам: turba, толпа, чернь, сборище народа? Если же так, то каким греческим словом д. будет обозначать эти термины. 2711 К сожалению, в статье г. Бердникова нет никаких точных указаний и на этот замечательный факт в жизни древних христиан. 2714 Свою догадку основываю на том соображении, что всюду, где автор Ап. Постановлений ведет речь об Иудеях как Богом избранной нации, он неизменно употребляет термин λας. Таких мест очень много во всех 8-ми книгах Постановлений, так что данное место представляет единственный случай такого необычного употребления слова χλος. 2715 Более мы не будем приводить цитат из Апостольских Постановлений просто во избежание опасности наскучить читателю. Читатели, глубоко интересующиеся вопросом, пусть сами потрудятся над изучением Апост. Постановлений. От себя рекомендуем им для славянского текста РКП. Киево-софийской библиотеки 63, для греческого – издание Функа (Funk: Didascalia et constitutiones Apostolorum. Vol. I. Paderbornae 1906).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010