На протяжении всей истории своего существования обновленческий синод располагался в Москве. Глава «Живой церкви» Красницкий и глава СЦВ Антонин (Грановский) не признали синод и до конца своих дней руководили своими немногочисленными сторонниками. 15 апр. 1924 г. патриарх Тихон в своем послании запретил раскольников в священнослужении, что привело к дальнейшему ослаблению их позиций по всей стране, в т. ч. в Москве. После освобождения патриарха московские власти попытались сдержать переход приходов под патриаршую юрисдикцию, для чего использовали, в частности, перерегистрацию церковных общин. 8 июня 1923 г. Президиум Моссовета опубликовал постановление о регистрации религ. об-в и перерегистрации таковых. Отныне каждая группа верующих (в т. ч. те, к-рые уже заключили договоры с юридическим отделом Моссовета о пользовании храмом) была обязана в 3-месячный срок (вскоре увеличенный ВЦИК) перерегистрировать свое право пользования храмом или же зарегистрироваться как религ. общество. Чиня различные препятствия для регистрации «тихоновских» общин, адм. отдел Моссовета охотно регистрировал обновленческие группы. Со своей стороны МЕУ стремилось удалить из столицы наиболее авторитетных противников, для чего прямо ходатайствовало перед властями о высылке из пределов епархии неугодных властям священнослужителей. Под видом перерегистрации общин обновленцы стремились взять под свой контроль наиболее доходные храмы, в первую очередь кладбищенские. Путем адм. давления им удалось получить в свое ведение храмы Ваганьковского, Даниловского, Пятницкого, Миусского, Семёновского и Калитниковского кладбищ. В ведении обновленцев оказались доходные часовни: Иверская у Воскресенских ворот, Николаевская при Немецком рынке, Пантелеимоновская у Никольских ворот, Спасская у Москворецкого моста, Сергиевская у Ильинских ворот и Серафимовская на 1-й Мещанской ул. Однако эти меры и отдельные успехи не смогли предотвратить дальнейшего ослабления Московской обновленческой епархии. Осенью 1923 г. в Москве в помещениях бывш.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Горячо любящий вас отец и дед иеросхимонах Алексий. 1912 г. Августа 8-го дня». Все, кто знал Михаила Федоровича, отзывались о нем, как о человеке редких качеств – глубоко верующем, порядочном и честном. Далекий от политики, он самозабвенно занимался своим делом, но, видно, как зять богатого купца, считался неблагонадежным. В конце концов, в двадцатых числах ноября 1920 года в их дом в Докучаевом переулке пришли люди из ВЧК, спросили Михаила Федоровича, им указали на гроб. Удостоверившись, что нужный им человек только что скончался, они удалились. Может, приходили, чтобы арестовать? Это теперь неизвестно. Похоронили Михаила Федоровича на Скорбященском кладбище. Находилось оно в Москве при женском Скорбященском монастыре, который к 1926 году упразднили. Занимало территорию в пределах нынешних улиц – Тихвинской, Новослободской, Сущевского Вала. В настоящее время здесь расположены жилые дома, разбит детский парк. Миусское кладбище, существующее до сих пор, было частью Скорбященского. В 1930 году кладбище ликвидировали, и вдова решила останки мужа кремировать и перенести на другое место. Бывший келейник старца иеромонах Макарий в письме к Ольге Петровне описывает, как происходило перезахоронение. „Похоронили Михаила Федоровича в головах у батюшки (старца Алексия, на городском кладбище Сергиева Посада) 27 июня (10 июля). На панихиду облачились отец архимандрит Родион и я. Из богомольцев были только две старушки, нечаянно случившиеся на могиле старца. Один из почтенных духовных лиц одобрительно отозвался о том, что Вы оставили на Скорбященском кладбище Петра Максимовича, и прибавил: так же надо бы поступать с Михаилом Федоровичем». Когда в наши дни останки старца Алексия переносили в Зосимову пустынь, то урну с прахом („неизвестного происхождения») тоже взяли в монастырь. И снова неподалеку от своего батюшки упокоился Михаил Федорович. После кончины мужа Ольга Петровна осталась жить в Докучаевом переулке вместе со своей матерью Дарьей Васильевной и детьми в доме, который до революции принадлежал ее отцу, а теперь семья занимала одну комнату в коммунальной квартире.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

В канун праздника Входа Господня в Иерусалим Предстоятель Русской Церкви наградил представителей столичного духовенства 31 марта 2007 г. 22:45 31 марта, в канун праздника Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Алексий совершил Всенощное бдение в храме Христа Спасителя. Во время богослужения Предстоятель Русской Церкви удостоил церковных наград клириков московских храмов. За усердное служение Церкви Божией, пастырское душепопечительство, труды по восстановлению порушенных храмов права ношения наперсного креста удостоены: священник Виталий БАРАНОВ — клирик храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках; священник Димитрий БЕРДНИКОВ — клирик храма Вознесения Господня («Большого Вознесения») у Никитских Ворот; священник Александр БЕРЕЗОВСКИЙ — клирик храма свт. Митрофана, еп. Воронежского на Хуторской; священник Степан ВАНЕЯН — клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне; священник Петр ВИНОКУРОВ — клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно; священник Павел ВИШНЕВСКИЙ — клирик храма свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище; священник Владимир ГАВРИКОВ — настоятель храма свт. Александра, Патриарха Константинопольского при приюте Василия Кесарийского и клирик храма прп. Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках, что в Сущеве; священник Михаил ГЛАЗОВ — настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино, в Солнцеве; священник Алексий ГОМОНОВ — и.о. настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках; священник Виктор ГУСЕВ — клирик храмов Державной иконы Божией Матери в Чертанове; священник Александр ЗИМИНОВ — клирик храма Архангела Михаила при Клиниках, на Девичьем поле; священник Александр КИРИЛЛИН — клирик храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Калитниковском кладбище; священник Сергий КНЯЗЕВ — клирик храмов Зачатьевского женского монастыря; священник Сергий КОВАЛЕВ — клирик храма Троицы Живоначальной на Грязех, у Покровских ворот; священник Сергий КОДИНЦЕВ — клирик храма свт. Николая Мирликийского на Преображенском кладбище;

http://patriarchia.ru/db/text/222518.htm...

Более последовательный указ Петра I (1722) запретил делать захоронения в городской черте Москвы (к-рая осознавалась как линия Камер-Коллежского вала) и потребовал создания специальных кладбищ за ее пределами. Однако кладбища у приходских церквей продолжали существовать в течение почти всего XVIII в. В 1748 г. имп. Елизавета Петровна повторно указала на нежелательность погребений в городской черте, ограничив запретную зону дорогой от Кремля до Головинского дворца на Яузе и прилегающей к ней частью города, которую часто навещала сама. Данный запрет удалось провести в жизнь; для жителей «запретного» района было устроено одно, первое в городе, общее кладбище - Лазаревское (с 1750, севернее Марьиной рощи, между Крестовоздвиженским «убогим домом» и одним из последних кладбищ иноверцев). В обществе XVIII в. эта странность совместного существования Н. и живого города тем более бросалась в глаза. Испытанное имп. Екатериной II при посещении «убогого дома» чувство отвращения при лицезрении тронутых тлением трупов поразительно напоминает возмущение римлян IV в. по поводу переноса кладбищ в города. Ее негодование и ужас естественны для человека эпохи Просвещения. Столь же естественным был для царицы указ о немедленном закрытии «убогих домов». Некрополь Донского мон-ря. Фотография. 2016 г. Некрополь Донского мон-ря. Фотография. 2016 г. Поводом к пресечению практики погребений среди городской застройки и созданию загородных кладбищ в Москве стала чума 1771 г.: Сенат новым указом окончательно запретил хоронить при церквах в приходах и в нек-рых мон-рях. Взамен этого за городскими заставами открыли кладбища, большая часть которых сохраняется по сей день: крупнейшее Ваганьковское у Краснопресненской заставы; Введенское на берегу р. Яузы в Лефортове (в районе Немецкой слободы, изначально для погребения неправосл. христиан); Даниловское за Серпуховской заставой; Миусское за Камер-Коллежским валом; Калитниковское на месте «убогих домов» за Покровским мон-рем; Преображенское (изначально для старообрядцев Федосеевского согласия); Пятницкое за Крестовской заставой; Рогожское (также старообрядческое, поповского согласия).

http://pravenc.ru/text/2564854.html

В 50-е годы начинают закрывать уцелевшие храмы и монастыри. Эта горькая участь не минует и храм Тихвинской иконы Божией Матери. 25 января 1955 г. выходит «Постановление 73» Презид. Мособлисполкома «о закрытии церкви Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве. А 31 января в культовую комиссию ВЦИК обращается совет «Православной Христианской общины Тихвинской в Сущеве церкви» — прихожане все еще надеются вернуть свой храм. В «Прошении» указывалось, что церковь обслуживает очень большую территорию: от Лазаревского кладбища до Башиловки и от Александровской площади до линии Виндавской железной дороги (ныне Рижская); также указывалось, что «храм посещают верующие, которые ранее обслуживались церквями: бывшего Скорбященского монастыря, б. Казанской, б. Миусского кладбища, б. Лазаревского кладбища и др. (К этому времени многие уцелевшие храмы и монастыри были осквернены или «ликвидированы»). Несмотря на убедительные просьбы прихожан 5 апреля 1955 года Президиум ВЦИК постановил «Церковь в Тихвинском переулке ликвидировать». Храм закрывают и отдают Станкоинструментальному институту (Станкину) под механические мастерские. Станкин перестраивает храм под нужды учебно-экспериментального завода. С этой целью внутри храма были сделаны три дополнительных перекрытия вплоть до восьмерика, сделаны вторые этажи в южном и северном приделах, а получившийся первый этаж был перепланирован — сделаны ряд нелепых перегородок. Алтари были осквернены — в них было устроено чугунолитейное производство, в связи с чем грунт в алтарях был пропитан мазутом на глубину 2 метров, стены также пострадали и частично были разрушены. Безжалостно уничтожена великолепная роспись стен. Снаружи к зданию храма были пристроены строения, а во дворе храма было нагромождение разного рода сараев, которые превращали территорию в огромную свалку. С 1984 года церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве числится под 557 как памятник архитектуры и стоит на государственной охране, но никаких мероприятий за эти годы по сохранению храма не предпринималось.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Тихвинско...

В 1922 году из уцелевших храмов и монастырей изымаются церковные ценности. Разорение храма на Миусском кладбище пришлось на 5 апреля, когда было изъято «4 пуда 4 фунта 25 золотников золотых и серебряных изделий». 1 января 1933 года в храме служили «живоцерковники». В 1934 году храм закрыт, крест сбит, колокольня сломана до первого яруса. За апсидами, по бокам купола и над трапезной сделаны уродливые пристройки. В здании храма разместился цех оборудования «Медучпособие» Минздрава РСФСР. Русской Православной Церкви храм возвращен в 1990 году. И 28 сентября здесь возобновлены богослужения. Под руководством настоятеля храма, протоиерея Бориса Присяжнюка (+2011) был воссоздан архитектурно-художественный облик храма начала ХХ века. Заменена крыша, которая теперь полностью покрыта медью, заняли свое место иконы в киотах, расписаны стены. В храме пребывает особо чтимая чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница». С 2012 года храм является Патриаршим подворьем. 14 марта 2012 года распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при храме было открыто представительство Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. Настоятелем подворья назначен митрополит Астанайский и Казахстанский Александр . Официальный сайт храма: st-vera.orthodoxy.ru. Финансово-хозяйственное управление /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...».

http://patriarchia.ru/db/text/4843043.ht...

Схема открытия церковно-приходских обществ трезвости была довольно простой, и почти всегда без каких-либо препятствий удавалось открыть общество в том или ином селе или деревне. Порядок регистрации общества заключался в следующем: приходской священник или, реже, диакон писали прошение в Московскую духовную консисторию на имя правящего архиерея, излагая причину открытия. Причины, описанные в прошениях, были нескольких типов. Священники, которые формально подходили к делу, чаще всего в своих прошениях объясняли открытие обществ трезвости только исполнением предписаний Московской духовной консистории. Так пояснил причину открытия Сергий Владиславлев, священник при Николаевской церкви села Пятницкого-Берендеева: «Во исполнение предписания Московской духовной консистории за 3371 от 27 марта 1907 года честь имею покорнейше донести, что открытие общества трезвости при Николаевской, села Пятницкого, Берендеево то же, Звенигородского уезда, церкви весьма уместно, ибо самое село служит торговым центром для окружающих селений» . Открытие новых отделений какого-либо общества объяснялось обычно дальностью главного здания, то есть членов очень много, и большинство не может добраться до общества, как написано в журнале заседаний Первого Московского общества трезвости: «Имея в виду, что дальнее расстояние не позволяет обществу проявить своей деятельности в местности, прилегающей к Миусскому кладбищу, где уже замечаются факты роста членов, просить отца Георгия Богословского, священника Софийской, на Миусском кладбище, церкви, состоящего действительным членом общества, принять на себя труд по записи членов, поступающих в наше общество» . Диакон Распятской церкви Серпухова Иоанн Доброхотов просил духовную консисторию разрешить открытие общества трезвости в связи с тем, что «город Серпухов и его уезд изобилует фабричным людом, и потому открытие такого общества среди местного населения было бы и полезно, и своевременно» . Он пытался организовать фабричный люд и его свободное время. После того, как в духовную консисторию попадало прошение и прикрепленный устав, она выносила резолюцию о разрешении или запрете на открытие общества трезвости. Почти всегда консистория давала согласие на открытие общества, сопровождая это такими словами: «Рассмотрев представленные прошение и проект устава открываемого в селе (название села) уезда (название уезда) церкви (название церкви) общества трезвости и не находя никаких препятствий к его утверждению, консистория полагает, что к открытию общества трезвости и утверждению устава по прилагаемому проекту со стороны епархиального начальства и духовной консистории препятствий не встречается» .

http://pravoslavie.ru/59515.html

Преображенской, в Б. Спасской, свящ. Ал-дра Влад. Рождественского – 18 р. – к. – – – Ржевской, на Поварской, Мих. Конст. Миртова – 1 р. – к. – 2 р. – к. Ржевской, близ Пречистенских ворот, свящ. Илии Иаковл. Смирнова – 8 р. – к. – – – Ризположенской, близ Донского монастыря, свящ. Серг. Гавр. Розанова – 4 р. – к. – 3 р. – к. Саввинской, на Саввинской улице, Ник. Ник. Модестова – 5 р. – к. – – – Седьмовселенской, близ Новодевичьего мон-ря, свящ. Петра Терент. Некрасова – 12 р. – к. – 8 р. – к. Сергиевской, на Дмитровке, свящ. Сергия Иоан. Лебедева – 5 р. – к. – – – Сергиевской, в Пушкарях, прот. Петра Ал-др. Соколова – – – 1 р. – к. Сергиевской, в Рогожской слободе, прот. Вас. Феод. Соболева – 37 р. – к. – – – Симеоно-Столпнинской, на Поварской, свящ. Мих. Дим. Успенского – 13 р. – к. – – – Симеоно-Столпнинской, за Яузой, свящ. Влад. Павл. Беневоленского – 3 р. – к. – – – Скорбященской, на Калитниковском кладбище, свящ. Серг. Яковл. Уварова – 6 р. – к. – – – Скорбященской, на Б. Ордынке, свящ. Симеона Серг. Ляпидевского – 3 р. – к. – – – Скорбященской, в Приюте неизлечимобольных женщин, свящ. Феод. Мих. Бажанова – 1 р. 10 к. – – – Скорбященской, в Психиатрическ. больнице, свящ. Изм. Павл. Лепарского – 1 р. – к. – – – Скорбященской, при женском Скорбященском м-ре, свящ. Ив. Павл. Сперанского – 2 р. – к. – – – Скорбященской, в Ямской Коломенской слободке, свящ. Ал-дра Ник. Потапова – 21 р. – к. – 5 р. – к. —36— Смоленской, в Новодевичьем монастыре, прот. Николая Матв. Антушева – 5 р. – к. – 5 р. – к. Сорокосвятской, у Новоспасского мон-ря, свящ. Петра Сергеевича Сергеева – – – 5 р. – к. Софийской, на Лубянке, прот. Дим. Мих. Покровского – 3 р. – к. – 3 р. – к. Софийской, на Миусском кладбище, прот. Ал-др. Павл. Цветкова – 4 р. – к. – – – Софийской, на Набережной, свящ. Георг. Ал-дров. Лебедева – – – 1 р. – к. Сошественской, у Пречистинских вор., свящ. Вас. Серг. Голубева – 5 р. – к. – – – Спасской, при Барыковской богадельне, свящ. Феофана Ал-др. Басова – 11 р. – к. – – –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Алексей Иванович Введенский (1861–1913) Догматическое богословие История религий Лекции Письма Речи и заметки Философия Алексей Иванович Введенский Писатель, философ, богослов, преподаватель. Главный редактор журнала «Душеполезное чтение». Биография Родился в семье дьякона, ставшего впоследствии священником в селе Городки Волоколамского уезда Московской губернии, а позднее перебравшегося в Москву. Окончил Волоколамское духовное училище (1876), Вифанскую духовную семинарию (1882) и Московскую духовную академию (1886), получив степень кандидата богословия, после чего был назначен преподавателем латыни в Вологодскую духовную семинарию. В 1887 году стал исполняющим обязанности доцента на кафедре истории философии Московской духовной академии; с 1891 года, после защиты магистерской диссертации «Вера в Бога, её происхождение и основания» — доцент. Был направлен на год за границу для ознакомления с преподаванием философии в Берлинском и Парижском университетах. Вернувшись, с февраля 1892 года замещал кафедру метафизики и логики — после смерти профессора В. Д. Кудрявцева-Платонова. Только в феврале 1896 года Введенского утвердили экстраординарным профессором Московской духовной академии. С 1897 года Введенский являлся постоянным сотрудником «Московских ведомостей», где под псевдонимом «А. Басаргин» писал статьи на философские и литературные темы. С 1902 по 1908 годы был главным редактором православного журнала «Душеполезное чтение». В 1902 году он написал докторскую диссертацию «Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий». В 1905 году он стал ординарным профессором, а с 1912 года — заслуженным ординарным профессором. В 1906—1913 был членом Правления Московской духовной академии. Также, в 1910—1913 годах он преподавал в Педагогическом институте им. П. Г. Шелапутина. Умер в Москве 23 февраля (8 марта) 1913 года. Похоронен на Миусском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Vveden...

Дим., свящ. Москов. 1 р. 00 к. Воздвиженский Феод. Дим., свящ. Моск. 3 р. 00 к. Волков 2 р. 00 к. Волков, староста Московской Василие-Кесарийской церкви 3 р. 00 к. Воронцов Мих. Мих., прот. Моск. 1 р. 00 к. Воскресенский Ник. Ал-др., свящ. Моск. 3 р. 00 к. Воскресенский С. 1 р. 00 к. Гарнак Александр 1 р. 00 к. Германов Ф., староста Московской Адриановской, в Мещанской, церкви 3 р. 00 к. Глаголев Сергий Ипполитович, священник Московский 1 р. 00 к. Голубев Симеон Александрович, священник Московский 1 р. 00 к. —43— Голованов Кузьма 2 р. 00 к. Гречанинов Сергий Стефанович, священник Московский 1 р. 00 к. Грачев Феодор 2 р. 00 к. Григорьев Н.Г. 3 р. 00 к. Гурьев Иван Павлович 3 р. 00 к. Гуров М.П. 1 р. 00 к. 1 р. 00 к. Дмитревский Н.В. 1 р. 00 к. Долгоруков М.П., князь 1 р. 00 к. Делов Г.И. 1 р. 00 к. Епифанова 3 р. 00 к. Егоров Иван, староста Покровской, в Голиках, церкви 3 р. 00 к. Жарков П.Е. 1 р. 00 к. Жуков Н.Д. 3 р. 00 к. Зверев Михаил Ильич, протоиерей Московский 1 р. 00 к. 1 р. 00 к. Захаров М. 1 р. 00 к. Зимин Николай Г. 3 р. 00 к. Зубков Иван О. 1 р. 00 к. Ивановский Мих. Ник., свящ. Моск. 2 р. 00 к. Игнатов Вас. П., староста Софийской, на Миусском кладбище, церкви 1 р. 00 к. Ильин А.А. 1 р. 00 к. Истрин Викт. Феод., диакон Московский 3 р. 00 к. Кабанов А.В., староста Николо-Краснозвонской церкви 2 р. 00 к. Какушкин Константин Георгиевич, староста Троицкой, в Набилковской богадельне, церкви 1 р. 50 к. 1 р. 50 к. Казанский Собор 2 р. 00 к. Калашников П. 3 р. 00 к. Карякин М.И. 2 р. 00 к. Ключарев Ин. Петр., свящ. Московский 1 р. 00 к. Кокушкин 1 р. 00 к. Коликов М.И. 1 р. 00 к. Косолапкин Григорий А. 1 р. 00 к. Кротов Н.Е. 3 р. 00 к. Кузнецов Иоанн Иоанн., протоиерей Моск. 1 р. 00 к. 1 р. 00 к. —44— Кученев 1 р. 00 к. Крылов Александр Иоаннович, свящ. Московский р. 50 к. р. 50 к. Крылов В.А., священник Московский 1 р. 00 к. Крымов А.А. 1 р. 00 к. Лавров И. 1 р. 00 к. Лавровский Евгений Михайл., свящ. Моск. 1 р. 00 к. Лапин Евг. Никол., преп. Тобольск. дух. семин.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010