По мнению же Маркиона и ему подобных, мир сотворен не Им, и Он пришел не к Своим, а к чужим. А по мнению некоторых гностиков, этот мир сотворен ангелами, а не чрез Слово Божие. По мнению валентиниан, он сотворен не чрез Него, но чрез Димиурга. Ибо Он (Спаситель) произвел образы по подобию горних вещей, как они говорят; а Димиург совершил сотворение мира. Они говорят, что Он, Господь и виновник устроения сего творения, Которым этот мир сотворен, — был произведен Матерью. тогда как Евангелие ясно говорит, что все сотворено чрез Слово, Которое было вначале у Бога; и это-то «Слово — говорит — стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1:14).    3. По мнению их, ни Слово не стало плотию, ни Христос, ни составленный из всех (эонов) Спаситель. Ибо они думают, что Слово и Христос не приходили в этот мир; Спаситель также не воплотился и не страдал, но в виде голубя сошел на бывшего по домостроительству Иисуса и, возвестив неведомого Отца, опять взошел в Плирому. Некоторые говорят, что бывши по домостроительству Иисус воплотился и страдал, и что Он прошел чрез Марию, как вода чрез трубу; другие же называют Его сыном Димиурга, на которого сошел бывший по домостроительству Иисус; а иные говорят, что Иисус родился от Иосифа и Марии, и что горний Христос сошел на Него, — бесплотный и бесстрастный. Но, ни один из еретиков не говорит, чтобы Слово Божие стало плотию. Ибо. если кто исследует системы всех их, найдет, что Слово Божие и горний Христос у них всех представляются бесплотными и непричастными страданию. Одни думают, что Он явился преображенным Человеком, но не родился, ни воплотился; другие напротив, что Он не принял и вида человеческого, но как голубь сошел на Иисуса, родившегося от Марии. Ложность всех этих свидетелей показывает ученик Господа, говоря: «И Слово стало плотию и обитало с нами».    4. И чтобы мы не спрашивали, какого Бога Слово стало плотию, он сам наперед показывает словами: «Был человек посланный от Бога, — имя ему Иоанн; он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Способ сотворения света в первый день и последующего его заключения в светила в четвертый день для свт. Василия Великого предуказывает на будущее разделение свойств огня, так что в раю будет только просвещающая его сила «в наслаждение праведным», а в аду – только «мучительность жжения» для наказываемых 57 . Итак, отрицание сотворения солнца в четвертый день исключает этот параллелизм. По словам ап. Павла, одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть ( Рим. 5:12 ), а также тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих ( Рим. 8:20–21 ). Опираясь на это учение, прп. Симеон Новый Богослов объясняет первоначальное нетление твари и ее послушание нетленному Адаму, равно как и последующую тленность твари и ее противление тленному человеку, будущим обновлением мира. Еще «прежде сложения мира» Бог предопределил, «чтобы тварь оставалась в подчинении ему и, сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтоб когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и как бы духовною» 58 . Продолжая эту мысль, свт. Феофан Затворник утверждает, что вначале тварь не была подвластна изменчивости и тлению, так что «твари не следовало быть в таком состоянии». Однако «Вседержитель понужден был поставить ее в сие состояние падением главы ее – человека… Он нашел необходимым подчинить и тварь, созданную для человека, тому же, чему подпал человек произволением» 59 . Как видно, изначальное нетление первозданного мира и человека в потенции соответствуют нетлению мира и человека после Второго пришествия и всеобщего обновления. Через это реализуется вечная неизменность воли Творца в отношении мира: Яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася ( Пс. 32:9 ). Если же мир был изначально тленным, к тому же находившимся в состоянии борьбы и постоянного совершенствования, то что же это может означать, если не непрестанные труды Творца по его постоянному улучшению из первоначального ничтожества? Следовательно, и в вечности Творец, сохраняя неизменным Свое произволение, должен продолжать совершенствовать мир и творения, что явно абсурдно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

В какой же день Господь соделал наше спасение?   Апостол Петр говорит, что Бог «по великой милости Своей возродил нас воскресением Иисуса Христа из мертвых» (1 Петр 1:3), а воскрес Христос в первый день недели (Мр. 16:9), то есть, по — нашему, в Воскресенье. Первый день был началом творения мира, и этот день стал началом новой жизни благодатной. Почему же адвентисты седьмого дня не празднуют Воскресенья, как празднуют его все христиане со времен свв. Апостолов?   Они говорят, что в св. Писании нет на это прямого повеления? Что отвечать адвентистам на это их суждение?   Нужно говорить им, что в св. Писании нет повеления праздновать и св. Пасху и Рождество Христово. Однако никто из христиан не станет отказываться от празднования этих священных дней. Подобно этим великим праздникам, всегда праздновалось у христиан и Воскресенье вместо субботы. Об этом говорит нам св. Предание христианское и история Церкви Христовой. На каком же основании адвентисты празднуют субботу вместо Воскресенья?   Они говорят, что суббота праздновалась с самого сотворения мира и должна праздноваться, доколе не закончится существование мира. Правда ли, что суббота праздновалась с самого сотворения мира, когда «совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:2, 3)?   Из этого приводимого сектантами текста вовсе не видно, чтобы Господь приказал человеку праздновать субботу. И, действительно, празднование субботы началось через 3840 лет после сотворения мира, только за 1668 лет до Рождества Христова. По какому поводу начали люди праздновать субботу?   Израильтяне были в Египетском рабстве, и Господь чудесно избавил их от неволи, вывел из Египта и повел в землю Ханаанскую. Бог чудесно провел их через Чермное (Красное) море и по пути, в пустыни, дал израильтянам чудесный хлеб — манну небесную, которая каждодневно падала на землю и ее собирали в количестве, нужном для дневного пропитания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но в других текстах Писания « небо» обозначает невидимое, невещественное, и внематериальное, это – духовный мир: " Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их« ( Nc. XXXII, 6 ); »потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах», ( Mф. XVI, 17 ). 47. На чем основаны слова Символа: «(Верую во) Творца неба и земли, всего видимого и невидимаго»? На первых словах Библии : «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быm. I, 1 ). До творения Богом мира царила недвижная вечность, течение же времени началось, когда возникли и стали чередоваться события творения. «Начальным» или первым событием было создание мира многообразных безплотных существ, которыя образовали собою духовное небо. К «началу» следует отнести развертывание пространства, сообразное с вещественным миром. «Началом» видимого мира было приведете в бытие из полного небытия и из ничего массы первичнаго, неустроеннаго, мирового вещества, обозначенного в Библии слоем «земля». Так, в начале были сотворены: духовный мир – небо, и мир телесный – земля . 48. Соответствуют ли Священному Писанию такия определения? «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» ( Ebp. XI, 3 ). »Когда были сотворены звезды, восхвалили Меня громогласно все ангелы Мои« ( Uob XXXVIII, 7 , по тексту 70-ти толковников, переведен. 285–240 до Р. X.) «И сказал Ездра: Ты Господи един и создал небо и небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней» ( Heeм. IX, 6 ). «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» ( Быm. I, 2 ). 49. С какими безплотными существами невидимого мира находились люди в сношениях на протяжении всей Священной Истории? К людям напряженной духовной жизни неоднократно являлись посланные из духового мира вестники для сообщения воли Божией. Это духи, жизнь которых – в непрестанном прославлении Творца, наделенные разумом, знанием и волей к святости в своем служении. В Христову Церковь из ветхозаветной древности перешло название посланного Богом духа словом «ангел» (от греческого – аггелос), что значит: вестник, посланец. При явлениях ангелов человек может увидеть, ощутить и воспринять безтелесного духа потому, что посланный ангел наделен силою воздействовать чувствительным для человека образом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Евангелист Иоанн открывает свое Евангелие словами: «В начале было Слово…». Начало, о котором идет речь, и есть то же самое начало, что в первой главе книги Бытие, т.е. сотворение мира. В послании к Евреям читаем: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил» (Евр. 1,1—2). Здесь сотворение мира («веков») ставится в один хронологический ряд с теми «последними днями», когда Бог послал Сына Своего Единородного для спасения мира. Выступает определенная богословская концепция: творение Божие подверглось тлению греха, ради спасения людей на земле воплощается Сын Божий, Он возвещает приближение Царства высшего порядка, история стремится, как сказано в Символе веры, к «жизни будущего века». Так выстраивается христианская хронология: Сотворение мира, Первое явление Христа, Второе Его явление и Всеобщий Суд. Таким образом, Христос есть «Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний» (Апок. 22,13). В «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (нач. IV в.) делается такое вступление: «Хотя, очевидно, мы народ новый и имя христиан действительно недавнее, только что узнанное всеми народами, но жизнь наша и весь наш образ поведения, согласный с догматами благочестия, не недавно придуманы нами, но были соблюдаемы с самого возникновения человечества; древние боголюбивые люди по естественному побуждению жили именно так… Авраамову веру, подтверждаемую делами — а они значительнее слов, — в настоящее время соблюдают по всей вселенной только христиане». Очевидно, что христиане рассматривают себя как наследников ветхозаветных праведников, и историю до рождения Христа также считают своей. Нужно заметить также, что с самого раннего времени христиане вписывали события евангельские в исторический контекст эпохи. Так св. Лука пишет о начале проповеди св. Иоанна Крестителя: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лк. 3,1—2). Рождение Христа тот же Евангелист связывает с переписью при римском императоре Августе и сирийском наместнике Квиринии (Лк. 2,1). Здесь возникают немалые трудности при соотнесении евангельской хронологии с принятыми датами. Получается, что Иисус родился за 4-6 лет «до Рождества Христова». Впрочем, нужно отметить, что расчет времени рождения Христа, предпринятый в VI в. римским аббатом Дионисием Малым, был изначально примерным, основанным не столько на исторических данных, сколько на пасхальных вычислениях.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/03/nachal...

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Так раскрывается тайна единственного и множественного числа в Боге: как в Боге личное начало требует, чтобы единая природа выражалась в различии Лиц, так и в созданном по образу Божию человеке. Человеческая природа не может быть обладанием монады, она требует не одиночества, а общения. Это – благое различение любви. Затем Божественное повеление «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю, и обладайте ею» устанавливает некую связь между полом и господством первой четы над космосом и таинственным преодолением в Боге диады триадой. Но этот райский «эрос», конечно, так же отличался от нашей падшей и пожирающей сексуальности, как царственное священство человека над тварным миром отличалось от господствующего ныне взаимного пожирания. Ибо Бог уточняет: «И всем зверям земным... дал Я всю зелень травную в пищу». Не надо забывать, что повествование о сотворении мира выражено в категориях падшего мира, а грехопадение исказило даже самый смысл слов. Жизнь пола, то размножение, которое Бог повелевает и благословляет, в нашей вселенной неминуемо связана с разлукой и смертью . Ведь состояние человека подверглось катастрофической мутации вплоть до его биологической реальности. Но человеческая любовь не была бы пронизана такой тоской по раю, если бы в ней не оставалось горестного воспоминания о первозданном своем состоянии, когда «другой» и весь мир познавался изнутри, а поэтому не существовало смерти. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» – повторное благословение, «которое, однако, уподобляет человека другим земным существам, также появившимся в шестой день». И вот после этого повествования о сотворении мира первой главы Бытия, во второй главе появляется новое повествование. То, как развертывается акт творения, изложено здесь в совершенно иных терминах. С точки зрения библейской критики это – противопоставление двух разных традиций, двух совершенно отдельных, впоследствии «склеенных» рассказов. В материальном плане написания текста это несомненно так, но для нас само это противопоставление есть дело Духа: Библия рождается не по воле людей, не в зависимости от их обстоятельств, но от Духа Святого, Который сообщает ей глубинную цельность. Невозможно отделить Библию от Церкви или понять ее вне Церкви. И нас интересует, не «как», а «почему» два этих повествования о сотворении мира оказались объединенными, и каков глубокий смысл, сокрытый в этом их сближении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Правда, в Ветхом Завете новый год иногда начинался с сентября месяца (а не с марта), согласно повелению Божию; но с сентября велось счисление не годам от сотворения мира, но годам праздника общего отдыха и покоя, повторявшегося каждые пятьдесят лет, как об этом повествуется в 25-й главе книги Левит 23 . У евреев велось, начинавшееся с сентября месяца, исчисление годов покоя, повторявшихся через каждые пятьдесят лет, и совершенно независимо от этого велось также счисление лет, протекших от начала мира; это последнее счисление начиналось с марта месяца, а не с сентября. И ныне святая Церковь под осенением новозаветной благодати в сентябре месяце совершает воспоминание сотворения мира, получившего начало свое в марте месяце; в сентябре также получили свое начало индикты императора Константина, который положил ими начало обновления человечества, дарованного им от Бога свободой христианской. Что в сентябре месяце, седьмом от марта, положено начало обновления нашего, это видно и из того, что Сам Творец мира, почивший от дел Своих в день седьмой, обновляя Свое создание, пришел в седьмом от марта месяце (сентябре) в синагогу иудейскую и прочел здесь написанное о Себе пророчество – именно, что Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное ( Лк.4:18–19 ) 24 , время для чего наступило тогда, когда исполнилась полнота лет бытия мира, созданного в первом месяце – марте. Индикты, введенные христианскими царями и начинавшиеся с сентября месяца, только напоминают нам о начале лет со времени сотворения мира; самым же началом тех лет был месяц март. Вход Господень в Иерусалим Наступали последние дни земной жизни Господа. Приближалось время, когда Единородный Сын Божий, пришедший в мир ради спасения грешных людей, будет предан позорной и мучительной казни – распятию на кресте, как один из преступников.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

108. Они сотворены добрыми. Но стали злыми потому, что нарушили долг совершенного повиновения Богу и таким образом отпали от Него, и впали в самолюбие, гордость и злобу. По изречению ап. Иуды, это ангелы, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище (Иуд 1:6). 109. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО “ДИАВОЛ”? Слово диавол значит клеветник или обольститель. 110. ПОЧЕМУ ЗЛЫЕ АНГЕЛЫ НАЗЫВАЮТСЯ ДИАВОЛАМИ? Злые ангелы называются диаволами потому, что будучи коварными в отношении людей, обольщая их, внушают им ложные мысли и злые желания. Об этом Иисус Христос неверующим иудеям говорит: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала, и не устоял в истине; ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8:44). 111. ЧТО ГОВОРИТ СВ. ПИСАНИЕ О СОТВОРЕНИИ МИРА? Св. Писание открыло нам о сотворении мира то, что в начале Бог из ничего сотворил небо и землю. Земля была необразована и пуста. Затем Бог постепенно сотворил: в первый день бытия мира — свет; во второй день — твердь, или видимое небо; в третий — вместилища вод на земле, сушу и растения; в четвертый — солнце, луну и звёзды; в пятый — рыб и птиц; в шестой — живущих на суше животных, и, наконец, человека. Человеком творение закончилось, и в седьмой день Бог прекратил Свои дела творения. Поэтому седьмой день назван субботой, что в переводе с еврейского языка означает покой (см. Быт 2:2). 112. ТАКИМИ ЛИ СОТВОРЕНЫ ВИДИМЫЕ ТВАРИ, КАК ОНИ ВЫГЛЯДЯТ СЕЙЧАС? Видимые твари сотворены не такими, какими мы их видим сейчас. При сотворении всё было добро зело, т.е. чисто, прекрасно и безвредно. 113. КАКОВА ОСОБЕННОСТЬ СОТВОРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА? Бог во Св. Троице сказал: Сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему (Быт 1:26). И сотворил Бог из земли тело первого человека Адама, вдунул в лицо его дыхание жизни, ввёл Адама в рай, дал ему в пищу, помимо прочих райских плодов, плоды с дерева жизни; наконец, взяв у Адама во время сна ребро, создал из него первую жену — Еву (см. Быт 2:21-22).

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

1.6. Грехопадение Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета В книге Премудрости Соломоновой есть такое выражение: «Завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем. 2:24). На первых страницах книги Бытия ничего не говорится ни о диаволе, ни о каких-то духах, об ангелах. Впервые мы встречаем Херувима в тот момент, когда Адам изгнан из рая, и охранять рай поставлен Херувим с пламенным мечом. Но, тем не менее, самые первые стихи: «В начале сотворил Бог небо и землю», – многие понимают так, что здесь идет речь сразу о сотворении и мира материального и мира духовного, и так, что ангелы Божии были свидетелями творения мира, и что они сотворены прежде, чем сотворен человек. Подтверждение этому находится в книге Иова: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» (Иов. 38:4-7). Появление зла предшествовало появлению человека, а именно: отпадение Денницы и тех ангелов, которые за ним последовали. Господь Иисус Христос говорит в Евангелии о том, что «диавол человекоубийца искони» (Ин. 8:44), – как объясняют отцы, поскольку видит человека, возводимого Богом туда, и даже выше того, что он имел прежде и от чего отпал. Поэтому в первом же искушении, которое находит на человека, мы видим действие диавола. Причем многие обращают внимание на то, что эта заповедь была необычайно легкой. Свобода Адама и Евы нам труднопредставима. «Человек сотворен был в начале наделенный властью над собственными своими хотениями, обладая свободным стремлением к чему бы то ни захотел: ибо свободно Божество, по образу Которого он сотворен» кн. 2, c. 12]. Ни голод его не томил, ни какая-то нужда, — ничто не толкало Адама и Еву к тому, чтобы вкусить от этого древа, а исключительно желание не послушаться голоса Божия, поступить по своей воле. Однако идея преступления возникла не сама по себе, человек следует лукавому предложению змия. Здесь не говорится о том, что это за змей, но нет никакого сомнения, что голос, который здесь звучит, – это не голос животного, поскольку змей есть тварь бессловесная, но голос диавола. Заметим, что, отступив от воли Божией, человек не творит свою волю, но сразу покоряется диаволу.

http://sedmitza.ru/lib/text/430814/

Здесь замечу, что впредь мы практически не будем обращаться к таким сложным толкованиям. Но не по пренебрежению к ним, а в силу того, что курс носит вводный, ознакомительный характер. 1.6. Грехопадение В книге Премудрости Соломоновой есть такое выражение: «Завистью диавола вошла в мир смерть» ( Прем. 2:24 ). На первых страницах книги Бытия ничего не говорится ни о диаволе, ни о каких-то духах, об ангелах. Впервые мы встречаем Херувима в тот момент, когда Адам изгнан из Рая, и охранять рай поставлен Херувим с пламенным мечом ( Быт. 3:24 ). Но тем не менее самые первые стихи: «В начале сотворил Бог небо и землю»,– многие понимают так, что здесь идет речь сразу о сотворении и мира материального и мира духовного, и так, что ангелы Божии были свидетелями творения мира, и что они сотворены прежде, чем сотворен человек. Подтверждение этому находится в книге Иова: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» ( Иов. 38:4–7 ). Появление зла предшествовало появлению человека, а именно – отпадение Денницы и тех ангелов, которые ему последовали. Господь Иисус Христос говорит в Евангелии о том, что «диавол человекоубийца искони» ( Ин. 8:44 ),– как объясняют отцы, поскольку видит человека, возводимого Богом туда, и даже выше того, что он имел прежде и от чего отпал. Поэтому в первом же искушении, которое находит на человека, мы видим действие диавола. Комментаторы книги Бытия обращают внимание на то, что эта заповедь ( Быт. 2:16–17 ) была необычайно легкой. Свобода  Адама и Евы нам труднопредставима. «Человек сотворен был в начале наделенный властью над собственными своими хотениями, обладая свободным стремлением к чему бы то ни захотел: ибо свободно Божество, по образу Которого он сотворен» 46 . Ни голод его не томил, ни какая-то нужда – ничто не толкало Адама и Еву к тому, чтобы вкусить от этого древа, а исключительно желание не послушаться голоса Божия, поступить по своей воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010