Апокалипсис и новолетие Исполнялось 7000 лет со дня сотворения мира и слух, что восьмой тысячи не бывать, расползался по крестьянским и посадским избам с не меньшей скоростью, что и сегодняшняя выдумка о грядущем 2012. 14 сентября, 2010 Исполнялось 7000 лет со дня сотворения мира и слух, что восьмой тысячи не бывать, расползался по крестьянским и посадским избам с не меньшей скоростью, что и сегодняшняя выдумка о грядущем 2012. Если указать временной промежуток 1492-1699 и спросить современника, можно даже и среднестатистического светского историка, что эти двести с хвостиком лет нашей хронологии объединяют, то, боюсь, ответ услышим не скоро. Хотя дата 1492 год, все же «с отметиной». В этот год конец света ждали в христианских странах, особенно в восточной, православной ее части. Ведь исполнялось 7000 лет со дня сотворения мира и слух, что восьмой тысячи не бывать, расползался по крестьянским и посадским избам с не меньшей скоростью, что и сегодняшняя выдумка о грядущем конце света в 2012 году . Мне трудно сегодня сказать  и в источниках выискать, как повлиял этот факт ожидания всеобщего апокалипсиса , приперченного ересью жидовствующих, на решение церковных иерархов и царя Иоанна III, но именно в 1492 и государство, и церковь стали новый год встречать первого сентября. По дням нынешним, гражданско-григорианским, это 14 число. По всей видимости, по старинке, 7000 от сотворения мира дождались, год начинался издревле 1 марта, затем семь месяцев подождали, дабы убедиться, что конца света не предвидится и перешли на сентябрь. Почему на сентябрь? Да по образцу византийскому. Дело в том, что в год и от XV века давний, а именно в 312-ом император Константин I  Великий, нами в ранге равноапостольных почитаемый, именно в этот день – 1 сентября разбил своего основного соперника римского императора Максенция. Да и как было его не разбить, если именно этот Марк Аврелий Валерий Максенций всячески досаждал угрозами, набегами и неповиновением? Вину себе этот язычник-римлянин усугубил не только своей жестокостью и распутством, но и личным оскорблением. По его указанию, по всем городам римским, статуи византийского императора Константина Великого разбивали и уничтожали, что, естественно, никак не способствовало мирному сосуществованию.

http://pravmir.ru/apokalipsis-i-novoleti...

Важнейшими источниками для времени Ираклия и единственными греческими историческими источниками для времени его преемников являются хроники Феофана Исповедника и патриарха Никифора . Составленная между 810 и 814 гг. «Хронография» монаха Феофана представляет собой продолжение оставшейся неоконченной всемирной хроники Георгия Синкелла. Она начинается там, где остановился Георгий Синкелл, а именно – на времени Диоклетиана, и завершается вскоре после восшествия на престол Льва V, охватывая, таким образом, период времени с 284 по 813 г. 182 Несмотря на то что Феофану недоставало достаточно глубокой учености, исторического понимания и объективности, его основанный на более старых источниках труд, особенно для VII и VIII вв., имеет чрезвычайно большое значение. Тщательно проработанная хронологическая система, представляющая собой особую отличительную черту хроники Феофана, является основой византийской хронологии двух «темных» веков. Повествование членится по анналистическому принципу, отдельные погодные отделы начинаются хронологическими заголовками, в которых наряду с годами от сотворения мира и от Боговоплощения (Рождества Христова) указываются не только текущие годы правления византийских императоров, но и годы правления персидских, а затем арабских владык, пап и четырех патриархов. Наряду с исчислением годов (по александрийской эре, которая насчитывает от сотворения мира до Рождества Христова по нашей эре 5492 г.) Феофан приводит также счет по циклам индиктов, хотя годы индиктов он в большинстве разделов явно не приводит. Однако следует заметить, что, начиная с 6102 г. от сотворения мира (609/10 по Р.Х.) и до 6265-го (772/3 по Р.Х.) – за исключением краткого периода с 6207-го по 6218-й (714/5–725/6) – числа годов из-за ошибочного расположения материала отстают на один год от приведенных там же или же надежно вычисляемых в каждом случае чисел индикта. Напротив, счет по индиктам у Феофана всегда правильный, так что мы при использовании его хронологических данных в указанный период должны прибавлять к указанному числу лет один год 183 . Хроника Феофана пользовалась у византийцев большим авторитетом, от нее отталкивается вся последующая византийская анналистика. На Западе она стала известна благодаря выполненному в 70-е гг. IX в. латинскому переводу Анастасия Библиотекаря, который до сих пор имеет для современной науки ту ценность, что он сделан с оригинала, превосходящего своей древностью все сохранившиеся ныне рукописи «Хронографии» Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

протоиерей Николай Попов ИСТОРИЯ ЦАРСТВА ИЗРАИЛЬСКОГО (4529 – 4786 год от сотворения мира, 980 – 723 год до Рождества Христова) 414 Краткий обзор истории царства Израильского Цари Израильские, начиная с Иеровоама, не почитали истинного Бога, а поклонялись идолам и предавались всякого рода беззакониям. Идолопоклонству и порокам научился от них и народ в Израильском царстве. За это лишил Господь царство Израильское Своего благословения. В нем часто происходили междоусобия. Наконец, ассирийцы разрушили царство Израильское. Израильтян взяли в плен и переселили в свое царство за реку Евфрат 415 (Царство Израильское существовало 257 лет). Царствование Иеровоама (4529 год от сотворения мира, 980 год до Рождества Христова) Иеровоам, став царем Израильского царства 416 , стал думать: «Если мой народ будет ходить в Иерусалим приносить жертвы в храме Господнем, то сердце его возвратится к Ровоаму, царю иудейскому, и меня убьют». Посоветовавшись со своими приближенными, он сделал двух золотых тельцов и сказал народу: «Не нужно вам ходить в Иерусалим! Израиль! Вот, боги твои, которые вывели тебя из земли Египетской», и поставил одного тельца в Вефиле, а другого в Дане 417 . Для служения тельцам Иеровоам поставил жрецов, которых выбрал не из левитов, а из всего народа. Сделал Иеровоам праздник в Вефиле для принесения жертв тельцу. И вот, когда он стоял перед жертвенником, чтобы совершить курение, пришел из Иудеи человек Божий, обратился к жертвеннику и сказал: «Жертвенник, жертвенник! Так говорит Господь: вот родится в доме Давидовом сын Иосия и принесет на тебе в жертву жрецов, совершающих на тебе курение, и сожжет на тебе кости человеческие 418 . И вот знамение того, что сказал Господь: вот этот жертвенник распадется, и пепел, который на нем, рассыплется». Царь протянул руку свою и сказал: «Возьмите его». Но рука его одеревенела, а жертвенник распался, и пепел рассыпался с него. Тогда царь попросил человека Божия помолиться о нем, чтобы рука его исцелилась. Человек Божий помолился Богу, и рука Иеровоама исцелилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

протоиерей Николай Попов История Царства Иудейского (4529–4920 год. от сотворения мира, 980–589 год. до Рождества Христова) 444 Краткий обзор истории царства Иудейского Царство Иудейское постоянно имело царей из рода Давида. Но подражали благочестию своего родоначальника Давида только некоторые из них (Аса, Иосафат, Озия, Иоафам, Езекия и Иосия). Большая часть их предана была идолопоклонству и другим беззакониям. Вслед за царями своими и народ иудейский развратился. За это Бог попустил вавилонянам разрушить царство Иудейское и отвести иудеев в плен. Царство Иудейское существовало до начала вавилонского плена, то есть до первого переселения иудеев в Вавилон 373 года, и до разрушения своего – 391 год, по разрушении царства Израильского – 134 года. Ровоам (4529 год от сотворения мира, 980 год до Рождества Христова) Сын Соломона, Ровоам, и народ иудейский в первые три года царствования его были верны истинному Богу. Поэтому священники и левиты переселились из царства Израильского в Иудейское, а благочестивые люди из царства Израильского приходили в Иерусалим, чтобы приносить жертву Господу, и укрепили царство Иудейское. Когда царство Иудейское утвердилось, Ровоам и народ его оставили закон Господень и начали служить идолам на всяком холме высоком, под всяким зеленым деревом. За это Господь оставил их в руки врагов их. Царь египетский Сусаким напал на Иерусалим и взял сокровища храма Господня и дворца царского 445 . Кроме того, Ровоам до конца своей жизни вел войну с Иеровоамом, царем Израильским (Ровоам царствовал 17 лет; 3Цар. 14, 21–31; 2 Парал. 11, 12). Авия. Аса Авия, сын и преемник Ровоама, продолжал войну с Иеровоамом. Господь, ради Давида, даровал ему блистательную победу над Иеровоамом (он царствовал около 3 лет; 3Цар. 15, 1–8; 2 Парал. 13). Сын и преемник Авии, Аса, делал угодное Господу. Он отверг идолов и повелел иудеям исполнять закон Господень. За это Бог благословил его миром, и когда царь египетский, эфиопец Зарай 446 , с миллионом войска напал на него, Бог помог ему с малым войском победить врага. После этого Аса еще ревностнее стал истреблять идолопоклонство в царстве Иудейском, взял с народа клятву служить истинному Богу и определил казнить смертью всех тех, кто не обратится к Богу. Царь израильский Вааса начал войну против Асы, но Аса послал дары сирийскому царю Венададу, и Венадад опустошил северные города Израильского царства. После этого Вааса прекратил войну. (Аса умер на 41 году своего царствования.) После Асы воцарился сын его Иосафат ( 3Цар. 15, 9–24; 2 Парал. 14–16). Иосафат

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

протоиерей Николай Попов История Церкви Патриархальной. Патриархи рода человеческого Дети Адама и Евы: Каин и Авель. Братоубийство. Сиф (230 год от сотворения мира). Потомки Каина и Сифа Первый сын Адама был Каин (приобретение), второй – Авель (плач, суета, ничтожество). Каин был земледелец, Авель пас овец. Однажды Каин принес дар Богу от плодов земли, Авель – от первородных стада своего. Бог видел, что Авель приносил жертву свою с усердием, с сокрушением сердца, с верою в будущего Искупителя, а Каин без усердия и без благоговения 38 ; потому Бог милостиво принял дар Авеля 39 , а на дар Каина не призрел. Каин сильно огорчился. И сказал Каин Авелю: «пойдем в поле». И когда они были в поле, Каин восстал на Авеля, брата своего, и убил его 40 . После сего Бог спросил Каина: «где Авель, брат твой»? Каин отвечал: «не знаю; разве я сторож брату моему»? Но Бог сказал: «что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет 41 ко Мне от земли. Проклят ты от земли, которая приняла кровь брата твоего от руки твоей. Когда будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя: ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». Каин сказал: «наказание мое больше, нежели снести можно. Вот, я буду скитаться по земле; всякий, кто встретится со мною, убьет меня» 42 . Бог сказал ему: «всякому, кто убьет Каина, отмстится в семеро». И сделал Бог Каину знамение 43 , чтобы никто не убил его. И пошел Каин с женою своею из того места, где явился Бог людям, как отец их, и поселился на восток от Эдема, построил город и назвал его Енохом по имени сына своего 44 . От Каина произошло племя нечестивых людей, которые названы были сынами человеческими. Они заботились только о безопасности, удобствах и удовольствиях земной жизни. Один из потомков Каина, Ламех, первый женился на двух женах. От него родились: Иавал, который первый стал жить со стадами в шатрах; Иувал, изобретатель музыкальных орудий; Тувалкаин (Фовел), изобретатель кузнечного мастерства, и Ноема 45 . Вместо Авеля у Адама родился сын Сиф 46 . После Сифа у него родилось еще много сыновей и дочерей. Адам жил на земле 930 лет. От Сифа произошло племя людей благочестивых, которые назывались сынами Божиими. От него произошли допотопные патриархи (Енос, Каиван, Малелеил, Иаред, Энох, Мафусал, Ламех и Ной). Из них особенно замечательны: Энох, Мафусал и Ной (утешитель). Энох всегда помнил, что с ним везде Бог, и благоугождал Богу, потому Бог взял его 47 . Мафусал, сын Эноха, жил 969 лет. Вообще люди жили в это время до 900 лет и более 48 ( Быт. 4, 5 ). Смешение племен. Развращение людей. Ной. Всемирный потоп (2262 г. от сотворения мира, 3247 до Рождества Христова) 49 . Спасение Ноя с семейством. Жертвоприношение его. Благословение Божие Ною и завет Божий с ним

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Библия начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт. 1:1 ), а в ее последнем повествовании говорится о новом небе и новой земле , о великом «пакибытии» вселенной ( Мф. 19:28 ). Начало Библии – бытие, конец– пакибытие (паки=снова, пакибытие=сновабытие – слав.). Как в водах святого крещения, в «бане пакибытия» ( Тит. 3:5 ) прекращается ветхое бытие души и начинается новое, так в огненном крещении Страшного суда прекращает свое ветхое бытие вселенная и начинается пакибытие мира. Во всем Писании слово «пакибытие» употреблено два раза: Мф. 19:28 и Тит. 3:5 . Один раз говорится о пакибытии души через воды крещения, а другой раз – о пакибытии мира через огонь Суда. Бытие мира было нарушено грехом. Но вот уничтожен грех, начинается пакибытие. Прежнее небо и прежняя земля миновали , ибо потеряли свое бытие в Боге и настолько были испорчены, что нуждались не в исправлении и улучшении, а в новом бытии, пакибытии. Как о крещеной душе сказано: «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» ( 2Кор. 5:17 ), так и о новом мире: «Ибо прежнее прошло... се, творю все новое» (21,4.5). С другой стороны, речь идет не об уничтожении прежнего мира и сотворении нового, но о прохождении прежнего бытия и начале нового бытия, «пакибытия» той же самой твари. Псалмопевец говорит о земле и небесах, что «все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся» ( Пс. 101:27 ). Не о новом сотворении мира, а о новом бытии прежнего мира говорит псалмопевец Давид словами: «И Ты обновляешь лице земли» ( Пс. 103:30 ). Святой Иоанн Богослов так пишет об этом в своем послании: «Тьма проходит и истинный свет уже светит», и еще: «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» ( 1Ин. 2:8,17 ). Апостол Павел так писал о прежнем бытии мира: «Ибо проходит образ мира сего» ( 1Кор. 7:31 ), а о пакибытии: «И сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» ( Рим. 8:21 ). А в Евангелии сказано, что «небо и земля прейдут» ( Мф. 24:35 ), в славянском переводе – «мимо идут».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди Содержание История создания книги (предисловие редактора) ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО. ИЕРОМОНАХ СЕРАФИМ РОУЗ И НАУКА 21-го СТОЛЕТИЯ ЧАСТЬ I. Православные Святоотеческие Толкования на Книгу Бытия ВСТУПЛЕНИЕ. ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ КНИГУ БЫТИЯ? ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ: КАК ЧИТАТЬ БЫТИЕ 1. Подход 2. Святые Отцы: наш ключ к пониманию Бытия 3. Основные принципы нашего подхода к пониманию Бытия 4. Буквальные противосимволические истолкования 5. Природа текста ГЛАВА II. ШЕСТЬ ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ 1. Введение 2. Общие замечания о Шестодневе 3. Почему шесть дней? ГЛАВА III. ШЕСТЬ ДНЕЙ 1. День первый (Быт. 1, 1–5) 2. День второй (Быт. 1, 6–8) 3. День третий (Быт. 1, 9–13) 4. День четвертый (Быт. 1, 14–19) 5. День пятый (Быт. 1, 20–23) 6. День шестой (Быт. 1, 24–31) ГЛАВА IV. СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ГЛАВА V. РАЙ ГЛАВА VI. ГРЕХОПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ГЛАВА VII. ЖИЗНЬ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РАЯ 1. Изгнание Адама 2. Каин и Авель 3. Родословие Адама от Сифа к Ною 4. Нечестие людей ГЛАВА VIII. ПОТОП ГЛАВА IX. РАССЕЯНИЕ НАРОДОВ 1. Ной и завет Бога с ним 2. Родословие сынов Ноевых 3. Башня Вавилонская ЧАСТЬ II. Философия Эволюции ГЛАВА I. НАУКА И СВЯТЫЕ ОТЦЫ 1. Истинное богословие и светское знание 2. Наука и Христианская Философия 3. Отделение материалистических фантазий от научной истины 4. Наука как низшая форма знания 5. Чуждая система мысли 6. Недостаток философской культуры среди православных христиан 7. Философия святых Отцов ГЛАВА II. КРАТКАЯ КРИТИКА ЭВОЛЮЦИОННОЙ МОДЕЛИ 1. Введение 2. Исторический контекст 3. «Доказательства» эволюции 4. Теория эволюции, понимаемая философски 5. Конфликт между христианской истиной и эволюционной философией ГЛАВА III. «ХРИСТИАНСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ» 1. Вступление 2. Пьер Ле Конт дю Нуи 3. О. Антоний Костюрос 4. Карл Ранер 5. Стефан Трустер 6. Взгляды римской католической церкви на первозданного человека 7. Феодосий Добжанский 8. Тейяр де Шарден 9. Хилиазм Тейяра де Шардена 1 10. Тейярдизм в свете Православия 11. «Православные» последователи Тейяра де Шардена ЧАСТЬ III.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Книга Бытия с примечаниями Глава I. Вступление «В начале было Слово», было прежде всех времён в таинственной вечности. Бог Словом Своим вызвал из небытия в бытие мир духов и мир материальный, небо и землю и всё, что в них, видимое и невидимое. Этою мыслию Книга Бытия резко отделяется от языческих и философских учений, Мир не имеет самостоятельного и независимого бытия, мир не есть плод случайного развития, мир не есть Бог, не есть необходимое следствие Его бытия, не есть часть Божества, – но мир , вызван из небытия в бытие волею Всемогущего как славное откровение Его могущества, мудрости и любви. Ум человеческий, не руководимый откровением, в самых смелых помыслах своих не мог возвыситься до понимания этой истины. Везде в учениях древних народов: в маздеизме, как в учении египтян, в сабеизме, как в Ведах, в фетишизме, как в учении Зороастра, на стенах Ниневии, как в религии Великого духа, – везде мы видим слияние Божества с сотворённым им миром и бессилие человека созерцать Бога независимо от Его творения и созерцать мир, не поглощаемый Божеством. Библия, одна Библия, как священный ковчег откровения, хранила для будущих поколений истину, которая могла озарить ум человеческий лишь после искупления и возвышения человечества страданиями и Божественным словом Сына человеческого. Глава I. Творение неба и земли; свет; отделение воды от суши; растения; животные; человек Быт. 1 В начале Здесь указывается начало всего существующего, которое не вечно, как Бог . Этот момент начала бытия никогда не был понят язычниками. Сравнивая с настоящим текстом слова св. Иоанна «В начале бе Слово» ( Ин. 1:1 ), мы видим, что слово " бе» (было) переносит нас в вечность; Слово было всегда, и не было предела Его бытия. В настоящем же случае выражение «в начале сотвори» указывает на действие, которое в ряду времён означает известный момент: с этого момента, взятого в вечности, начинается не только мир, но и само время. сотворил Три выражения употребляются священным писателем для обозначения творческого действия, и эти три формы мысли ясно переданы в нашем переводе. Первая форма бара – творить из ничего, вызывать из небытия в бытие; она передаётся в русском тексте словом «сотворить». Вторая форма аса – устраивать, передана в русском тексте глаголом «созидать». Наконец, третья форма выражается глаголом сцер – «образовать» ( Быт. 2:19 ). Слово бара , «творить», употреблено только три раза в рассказе о творении, именно, употреблено лишь там, где творческое действие вызывает из небытия предмет не существующий, употреблено при сотворении материи мира ( Быт. 1:1 ), при сотворении жизни животной ( Быт. 1:21 ) и при сотворении души человеческой ( Быт. 1:27 ). Везде в других местах употреблён глагол аса, «созидать», что показывает, как увидим ниже, что развитие мира после вызова его из небытия в бытие происходило по начертанным премудрым законам, но что великая Рука Создателя в известные моменты развития созидала, т. е. направляла развитие согласно премудрой мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

прот. Константин Буфеев Часть I. Учение о сотворении мира В начале сотворил Бог небо и землю ( Быт.1:1 ). И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма ( Быт.1:31 ). И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал ( Быт.2:2 ). Было слово Господне ко мне: Я помыслил, и сотворено было все Мною одним, а не чрез кого-либо иного; от Меня также последует и конец, а не от кого-либо иного ( 3Езд.1:4 и 6:6). Глава 1. О Шестодневе и библейской хронологии Не всеми людьми текст Библии воспринимается как священный и исторически достоверный. Особые трудности вызывает у многих современных читателей восприятие первых глав Книги Бытия. Людям, воспитанным на эволюционном учении, нелегко принимать на веру некоторые библейские свидетельства «как написано». Поэтому ряд сторонников теории эволюции утверждает, что первые главы Книги Бытия «написаны приточным и символическим языком образов и иносказаний» и что поэтому «их невозможно понимать в буквальном смысле, а лишь как образы, притчи и символы» с. 45]. 1. О буквальном, а не аллегорическом понимании Шестоднева святыми Отцами 1.1. Буквальное и аллегорическое понимание Библии Различные страницы Священного Писания принято не одинаково воспринимать в традиции святоотеческого богословия. Одни библейские стихи прилично воспринимать буквально, другие – аллегорически. При этом последний способ прочтения требует осторожности и рассуждения. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин писал: «О том, что ясными словами выражено, мы можем твердо определить и смело произнести свое мнение. А те предметы, которые, предоставляя нашему размышлению и упражнению, Дух Божий поместил в Св. Писании, желая, чтобы о них заключали по некоторым знакам и предположениям, неспешно и осторожно должны быть обсуждаемы, так что удостоверение или утверждение их зависит от произвола рассуждающего или принимающего» с. 308]. Римский историк Павел Орозий насчитывал «десять гонений от Нерона до Максимиана» c. 468], которые перенесла Церковь Христова. При этом он указывал на соответствие этих гонений десяти казням египетским, описанным в Книге Исход. При всей внешней «убедительности» подобного аллегорического толкования, его близкий друг, блаженный Августин , в книге «О граде Божьем» так оценил попытку толкования Священного Писания своего сподвижника: «Я не думаю, чтобы те события в Египте были прообразами гонений; хотя думающие так с видимой тонкостью и остроумием сопоставляют каждую казнь с каждым из гонений, но не по пророческому духу, а по догадке человеческого ума, который иногда доходит до истины, но иногда обманывается» [цит. по: 110, с. 468].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Буквальный Шестоднев или эволюция: к вопросу об образе сотворения мира и человека в системе православного догматического богословия Источник Аннотация В статье рассмотрены богословские и патрологические аспекты православного учения о сотворении мира. Святые отцы видели в образе сотворения большую догматическую значимость и согласовывали первые главы книги Бытия в первую очередь не с доводами разума и опыта, а с представлением о всемогуществе Божием, Его премудрости и благости. Поэтому для свт. Василия Великого и других проанализированных в статье святых отцов каждый акт творения был мгновенным, но все они в совокупности совершились в течение шести суток. В свою очередь, эволюционное прочтение книги Бытия искажает образ действия всех Лиц Троицы при сотворении мира, а также проявления при этом свойств всемогущества, премудрости и благости Божией. Разрушает оно и общепринятую у святых отцов связь между первым миром (до грехопадения Адама) и обновленным миром после Второго пришествия Христова. Отрицание буквального сотворения Богом Адама и Евы ведет к разрушению единства всего человеческого рода, ниспровержению церковных догматов о первородном грехе, Воплощении и Искуплении. Постановка проблемы В христианской древности не было каких-то споров относительно образа происхождения мира. В доникейский период традиционное учение Церкви о творении видимого мира из ничего за шесть обычных суток выражено, например, в «Послании к Автолику» свт. Феофила Антиохийского . В византийский период наиболее известным защитником этого мнения стал свт. Василий Великий . Его «Беседы на Шестоднев», которые были, по утверждению протопресв. Иоанна Мейендорфа , «стандартным и наиболее авторитетным текстом о происхождении, устройстве и развитии мира» 1 . Это учение, по свидетельству свт. Григория Нисского , является общим мнением, т.е. учением Церкви, с которым нужно согласовывать другие толкования 2 . Поэтому оно прямо или косвенно легло в основу многих других аналогичных сочинений, в том числе ставшего общепринятым на западе «Шестоднева» свт. Амвросия Медиоланского 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010