В притче о талантах, которые господин вверил слугам своим, отправляясь в далекую сторону, с тем чтобы они возвратили ему вверенное с ростом, Он указал, что ждет тех, которые не употребляют на добро данные им от Бога таланты, не увеличивают их внутренней ценности непрерывной деятельностью и не пользуются ими сообразно с целями провидения. Под талантами разумеются, во-первых, душевные силы – ум, воля и т. д.; во-вторых, внешние преимущества, в чем бы они ни состояли, будет ли то сила, власть, обилие имущества и т. д. Горе тем, которые употребляют вверенные им от Бога таланты лишь для себя, на свою личную пользу, а не на благо ближним: не услышат они радостного привета от Судии всех. Дальше Спаситель описывает самый суд всеобщий. Здесь, главным образом, указывает на чрезвычайную важность дел милосердия. Так, основа этих дел – любовь. Значит, чуждый милосердия, чужд и любви к ближним. А не любящий ближних, поэтому самому, не может любить и Бога. Что ж может ждать такого, кроме муки вечной? А чтобы еще больше возвысить значение милосердия, Спаситель сказал, что всякая помощь ближнему, в чем и как бы она ни проявлялась, Он принимает как личную заслугу Себе Самому: «Мне сотвористе»! И заключил Свою беседу следующими словами: «Вы знаете, что чрез два дня будет Пасха, и Сын человеческий предан будет на распятие». Великая среда В Великую среду воспоминается женщина, возлившая миро на главу Господа Иисуса. Евангелие на утрени Иоанна с конца 41 до 44 зачала. ( Ин. 12:17–50 ). В нем рассказывается об еллинах, желавших видеть Иисуса, и о беседе Его по этому случаю. Чудо воскрешения Лазаря произвело не только то, что народ так торжественно встретил Господа Иисуса при входе Его в Иерусалим, но и то, что еллины (иностранцы, не евреи), собравшиеся на поклонение в праздник, пожелали видеть Его. Апостолы сказали об этом Спасителю. Он ответил им: «Пришел час прославиться Сыну человеческому», и объяснил необходимость своей крестной смерти. После этой беседы Он отошел и скрылся от народа. «Столько чудес Он сотворил перед ними, и они не веровали в Него», – замечает евангелист и, в объяснение этого, приводит пророчество Исаии о том погибельном ослеплении и окаменении людей, на которые не может уже действовать ничто! «Впрочем, и из начальников многие уверовали в Него, – прибавляет евангелист, – но ради фарисеев не исповедали, чтобы не быть отлученными от синагоги, потому что возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

И по отзыву преосв. Ковенского Евгения в его отчете о ревизии церквей в 1876 году, проповеданние Литовского духовенства требовало не столько усиления, сколько «отрешения от искусственности и отвлеченности в предметах, форме и языке» 1477 . Наконец, по наблюдениям самого преосв. Макария и викариев его, Литовское приходское духовенство недостаточно пользовалось богослужением, как средством для возможного усиления своего пастырского воздействия на народ. В сельских приходах Литовской епархии богослужение совершалось только по воскресным дням и в большие праздники; между тем в рядом с православными храмами стоявших костелах служба бывала почти каждый день 1478 . Богослужение в сельских приходах Литовской епархии нередко совершалось в самое неопределенное время, причем часы для службы церковной назначались иногда по личным соображениям священников и часто менялись ими по тем же побуждениям. В большинстве православных сельских приходов Литовской епархии, в которых причты состояли преимущественно из священника и псаломщика, богослужение совершалось без всякой торжественности, что особенно заметно было там, где не было никакого хора и где народ не принимал участия в пении и чтении церковном 1479 . Близость римских католических костелов, где всегда громогласно звучал орган, особенно оттеняла эту черту в совершении православного богослужения. В иных местах богослужение совершалось неблагоговейно, с поспешным чтением и пением на клиросе 1480 . Но самую неприятную сторону в этом отношении составляли сохранившиеся в местных приходах Литовской епархии, особенно с прихожанами из новоприсоединенных, следы бывшей здесь унии. Мы теперь знаем, в каком положении находилось пастырское дело в Литовской епархии во время управления ею преосв. Макария. Для того, чтобы предложенная нами, на основании документальных данных, характеристика пастырской деятельности Литовского духовенства за время преов. Макария не показалась одностороннею, или слишком мрачною, мы считаем необходимым объяснить, что 1) характеристика эта далеко не всеобъемлюща, так как были примеры и редкой доброй пастырской деятельности среди Литовского духовенства, о чем мы скажем ниже, и 2) недостатки в пастырской деятельности Литовского духовенства, о которых мы говорили сейчас, в значительной степени зависели не от одного духовенства, но также и от тех неблагоприятных условий, среди которых приходилось ему совершать свое пастырское дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Только в посты, когда часы, благодаря своему печальному тону, более отвечают потребностям дня и поэтому совершаются с большей торжественностью, тропари на них поются (по древним уставам в некоторые постные дни совершались так наз. песненные часы, состоявшие сплошь из пения). История службы часа вообще Обычай освящать молитвою 3, 6 и 9 часы перешел к христианам из ветхозаветной церкви и наблюдался уже апостолами 1932 . Во II в. в эти, должно быть, часы читали молитву Отче наш, которую требовалось произносить трижды в день 1933 . В III в., кроме этой молитвы, в священные часы дня пели псалмы с припевом одного стиха и аллилуиа 1934 , и часам были усвоены определенные воспоминания 1935 , выражавшиеся, может быть, только в соответствующих размышлениях и беседах. В IV в. в Иерусалимской Церкви служба часов имеет одинаковый состав с утреней и вечерней, именно, состоит из пения псалмов и антифонов до прихода епископа, который, придя, входил в алтарь, читал молитву, выходил к народу и благословлял всех поодиночке 1936 . Из этого последнего чина часов и образовались впоследствии так называемые песненные часы. Такие часы в IX-XI веке в той же Иерусалимской Церкви состояли из пения одного псалма, тропаря с Богородичными (нынешних), прокимна, ветхозаветных чтений, стиха часа и Трисвятого 1937 . В XIII в. песненные часы состояли из пения одного псалма, великой ектении, трех антифонов, малой ектении, тропаря с Богородичным, чтения, просительной ектении, Трисвятого с Отче наш, Господи помилуй, нынешнего благословения священника и молитвы главопреклонения 1938 . Тот и другой чин, правда, назначается теми памятниками, где эти чины приведены, для Страстной седмицы, причем во втором памятнике для обыкновенных дней назначаются часы, близкие к нынешним (в первом памятнике сохранился устав только для Страстной и Пасхальной седмиц); но судя по иерусалимской практике IV в., можно думать, что первоначально там, где господствовал так наз. песненный строй богослужения, часы и вообще приближались, по строю своему, к вечерне и утрене, и имели уже начиная с V-VI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В положении прежних главных священников обращало на себя внимание то обстоятельство, что главные священники гвардии и гренадер, армии и флота, имея в своем заведовании церкви и духовенство военного ведомства, сами не состояли ни при каких церквах, вопреки каноническому правилу (IV всел., 6), по которому каждый, рукополагаемый в какую-либо церковную степень, необходимо должен быть назначаем к определенной городской или сельской церкви. Если главные священники гвардии и гренадер, иногда в качестве заведующих придворным духовенством, состояли настоятелями придворных соборов, то главные священники армии и флота не пользовались и этим положением. Вследствие сего, как для сохранения силы указанного канонического правила, – так и для устранения подобного непорядка, новое положение постановило правилом, чтобы «протопресвитер военного и морского духовенства», находясь в сем звании, состоял вместе с тем и протопресвитером Преображенского всей гвардии собора. Предоставление в распоряжение «протопресвитера военного и морского духовенства» именно Преображенского всей гвардии собора объясняется тем, что этот собор, по особому его положению среди соборов и церквей военного ведомства, с удобством может служить средоточием, как для военного духовенства на случай торжественных богослужений, так и для военных чинов в случаях церковных празднований по поводу особых событий. Тот же собор, по его особому положению среди соборов и церквей военного ведомства, более других соответствует и высокой должности «протопресвитера военного и морского духовенства» не только в среде подчиненного духовенства, – но и всего духовного ведомства. Впрочем, наименование «протопресвитера военного и морского духовенства» вместе и «протопресвитером Преображенского всей гвардии собора», предоставляя этот собор в ближайшее заведование протопресвитера предпочтительно пред прочими соборами и церквами военного и морского ведомства, как не приравнивает его по положению к настоятелям других соборов и церквей, так и не ставит его в положение настоятеля сего собора. Такое положение видимо не соответствовало бы высокому административному назначению «протопресвитера военного и морского духовенства». Посему звание «протопресвитер Преображенского всей гвардии собора» не обязывает протопресвитера ни к исполнению обыкновенной череды пресвитерского служения, ни к исправлению священнических треб, ни к участию в братских доходах соборного причта. Звание «протопресвитер Преображенского всей гвардии собора» имеет то существенное значение для «протопресвитера военного и морского духовенства», что с этим званием последний приобретает, соответственное его административному положению и согласное с канонами, церковное предстоятельство среди подведомственного ему духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Годовщину канонизации небесного покровителя Димитровграда архимандрита Гавриила (Игошкина) отметили в Ульяновской области 19 октября 2005 г. 11:37 В Ульяновской области отмечается пятилетняя годовщина канонизации архимандрита Гавриила  (в миру — Ивана Ивановича Игошкина), небесного покровителя Димитровграда. Торжественные мероприятия в Димитровграде прошли 17—18 октября. Архимандрит Гавриил был канонизирован в 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в числе Новомучеников и Исповедников российских и считается небесным покровителем Димитровограда. Накануне в городе состоялись крестный ход и торжественные богослужения. В этот же день прошла конференция, посвященная памяти преподобноисповедника Гавриила. В ее работе приняли участие студенты и преподаватели димитровградских вузов и профессиональных училищ, старшеклассники, председатели комитетов по делам молодежи городов и районов области, члены Молодежного правительства области, а также архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл и архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет. Открывая мероприятие, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов заявил: «Эта конференция посвящена памяти почитаемого святого, человека, который был не только нашим земляком, но и современником минувшего двадцатого века. Его жизнь для нас — пример служения людям, идеям добра и веры». Губернатор сообщил собравшимся о своем предложении законодательному собранию области внести изменения в перечень областных премий, включив в него, в том числе, и премию имени Святых покровителей Земли Симбирской. Она будет вручаться за существенный вклад в развитие духовности, нравственности, воспитание патриотизма. Участники конференции приняли резолюцию, в которой призвали молодежь Ульяновской области бережно относиться к богатому духовному наследию нашей страны, к доброте и терпимости. «Возрождение сильной России возможно только с возрождением духовности», — говорится в резолюции. Также в эти дни в учебных заведениях Димитровграда прошли конкурсы творческих работ на духовную тематику, классные часы и беседы, посвященные жизни и духовному наследию архимандрита Гавриила, встречи со служителями церкви и людьми, лично знавшими отца Гавриила. В городских библиотеках организованы тематические вечера и книжные выставки. В краеведческом музее открылась выставка «Православный Мелекесс». В детских школах искусств прошли концерты духовной музыки. В Димитровграде состоялась также презентация книги об архимандрите Гаврииле, в которой собраны материалы из литературного наследия архимандрита, его жизнеописание, воспоминания современников, духовные наставления святого. По материалам Regions.ru  и РИА «Новости» Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/53894.html

В составе соборного капитула должны были в обязательном порядке присутствовать К.-пенитенциарий и К.-богослов: К.-богослов, имеющий богословское образование, должен был объяснять смысл Свящ. Писания в церкви, а К.-пенитенциарий (по возможности избираемый из докторов канонического права или богословия) следил за дисциплиной среди прихожан, он также обладал правом снимать церковное отлучение (цензуры) со всех католиков в пределах диоцеза и с тех, кто принадлежали к диоцезу и за его пределами (CIC (1917). 398-401, 508). Определялась иерархия каноникатов и К. в них. Так, верховным каноникатом считался соборный, все прочие делились на почетные капитулы (capitulum insignis) и обыкновенные. Внутри капитула наиболее высокое положение имели дигнитарии, остальные члены капитула располагались в соответствии со временем, проведенным в нем (в случае если в капитуле помимо пресвитеров состояли диаконы и субдиаконы, в первую очередь учитывалось старшинство по сану - CIC (1917). 408). В Кодексе канонического права 1917 г. законодательное определение получил статус почетных К.; они пользовались некоторыми правами и привилегиями ординарных К. и могли иметь свое место в хоре, но не входили в капитул, не получали дохода и не исполняли к.-л. обязанностей (CIC (1917). 406-407). В действующем Кодексе канонического права 1983 г. деятельность капитула регламентируется канонами 503-510. К. соборов и коллегиатов вменяется совершение наиболее торжественных литургических обрядов. Учреждать, преобразовывать и упразднять капитул может только Папский престол, в то время как устав капитула должен быть утвержден епископом. Устав определяет число К., порядок проведения богослужений, размер вознаграждений и должностные обязанности К. Кодекс запрещает инкорпорацию капитулом к.-л. приходов. Облачение К., используемое ими во время богослужений, собраний капитула и процессий, существенно разнится в зависимости от традиций и привилегий того или иного капитула. Сутана К. обычно черная, часто с пурпурной каймой.

http://pravenc.ru/text/1470235.html

389 Τυπικ, стр. 513: δε γινσκειν, τι κατ πσαν τν μεγλην τατν τεσ­σαρακοστν, τς ε’. μρας τς βδομδος. μετ τ θεοτοκου, τ Τ σε καλσωμεν, εθς γνεται νγνωσις τς α’. ρας, τς δ λοιπς μρας μετ τν εχν τς α’. ρας. θες αινος. 390 Τυπικ, 537 (суббота): κα α’. ρα μετ ναγνσεως ν τ τλει; 512 (не­деля): α’. ρα κα νγνωσις μετ τ τλος ατς. 393 Τυπικ, стр. 263, 320, 358, 361, 364, 382, 385, 404, 411, 440, 443, 446, 486, 487, 496, 541, 585 394 Τυπικ, стр. 481: μετ τ τλος τς παννυχδος; 578: μετ τ τλος; 339, 344, 497, 575: μετ τν πλυοιν; 406, 511, 541. μετ τν παννυχδα. 395 Прот. Лисицин совершенно прав, когда замечает о панихидах: «хотя во второй части Алексеевского Устава и есть целая глава о па­нихидах, но оне, и по времени совершения их и по богослужебному строю, отличаются от Евергетидских. Панихида Алексеевского Устава совершалась 7 раз в году в притворе св. Пантелеймона, где была гробница ктитора, и имеют характер заупокойного поминального бо­гослужения» (Перв. Сл.-Р. Тип. стр. 298); но он обнаруживает неясное представление дела, когда далее утверждает, что «панихиды Евергетидского Устава праздничные, торжественные богослужения, совершавшиеся накануне (только?) воскресных дней, праздников господ­ских и богородичных. Оне состояли из пения праздничных канонов с седальнами и кондаками праздника и затем чтений святоотеческих творений»... Судя по этой характеристике, можно было бы заключить, что автор имеет в виду только один вид панихиды, именно, παννυχδα γρυπνας, но дальнейшие слова характеристики; «наконец, оне были совершенно отдельными, самостоятельными службами», не подходящие к παννυχς γρυπνας, показывают, что автор не различает видов панихиды. Ср. проф. Мансветов «О песненном последовании». Прибавл. к твор. св. отцев. Ч. 26 стр. 1020–1028. 396 Последование агрипнии Евергетидский Типикон определяет особою статьей: περ τς γρυπνας τν κυριακν (Τυπικ, стр. 607–8). Проф. Дмитриевский, по-видимому, смешивает агрипнию с панихидой, когда утверждает, что «агрипния», о которой идет речь в данной статье, «ни в какой связи не стояла с обычными чипами вечернего и утреннего богослужения, составляла неотъемлемую принадлежность древне­христианской церковно-богослужебной практики всего православного во­стока в период времени до введения здесь иерусалимского устава, связанного по своему происхождению с обителью пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

В Белграде почтили память русских воинов Белград, 5 августа 2014 г. 1 августа 2014 года, в сотую годовщину начала Первой мировой войны, в Русском некрополе в Белграде состоялись торжественные мероприятия памяти русских воинов, отдавших жизни за свободу Сербии.      Божественную литургию в Иверской часовне на территории некрополя, а также панихиду по вождям и воинам Русской армии, похороненным в Белграде, совершил Святейший Патриарх Сербский Ириней. Предстоятелю Сербской Православной Церкви сослужил официальный представитель Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при Сербском Патриаршем престоле протоиерей Виталий Тарасьев и клирики Белградской архиепископии, сообщает служба коммуникаций ОВЦС . «В Русском некрополе покоятся герои, исполнившие одну из величайших заповедей Христовых – отдавшие жизнь за други своя, – сказал в слове по окончании богослужения Святейший Патриарх Ириней. – Русский народ – это братский народ, который мы никогда не предадим».      На Божественной литургии и торжественной панихиде присутствовали руководитель федерального агентства «Россотрудничество» К.И. Косачев, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Сербия А.В. Чепурин, члены Совета Федерации А.И. Лисицын и В.В. Рязанский – президент Фонда поддержания, восстановления и сохранения комплекса историко-мемориальных памятников «Русский некрополь в городе Белград, министр труда и социальной политики Республики Сербия  А. Вулин, а также сербский предприниматель, меценат и общественный деятель Н. Попович. По окончании богослужения состоялась церемония возложения венков к монументу Русской славы и памятнику сербским воинам, павшим в годы Первой мировой войны. В тот же день при слиянии рек Дуная и Савы на месте первых боев за Белград, в ходе которых погибли русские артиллеристы и моряки Черноморского флота, защищавшие столицу Сербии, были спущены на воду венки памяти героев обороны Белграда. Вечером Святейший Патриарх Сербский Ириней, протоиерей Виталий Тарасьев и члены официальной делегации Российской Федерации посетили Русский дом – представительство агентства «Россотрудничество» в Белграде – где приняли участие в торжественном акте, посвященном памяти русских и сербских воинов, погибших в годы Первой мировой войны. 5 августа 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/72772.html

За богослужением молились К.А. Маркелов, делегаты Международной конференции, казаки-кадеты, сотрудники Синодального комитета, многочисленные прихожане и гости храма. Во второй день работы конференции состоялись торжественная церемония возложения цветов и венков к памятнику солдатам и офицерам Русского экспедиционного корпуса, помогавшим французам в Первой мировой войне, и экскурсия в музей лейб-гвардии казачьего Его Величества полка. Казакам-кадетам председатель Объединения памяти лейб-гвардии казачьего полка В.Н. Греков вручил памятные медали. Утром 20 февраля на Русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа у памятника погибшим казакам архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил в сослужении клириков Корсунской епархии совершил панихиду. За богослужением молились учащиеся Астраханского казачьего кадетского корпуса, сотрудники Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, другие делегаты Международной конференции. Подводя предварительные итоги конференции «Казачье зарубежье. 1917-2017: уроки столетия», митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл сказал: «Роль Русской Православной Церкви в сохранении и развитии духовно-нравственных традиций, в процессе объединения казаков трудно переоценить. Сами казаки стремятся в лоно Церкви, дорожат возможностью встреч, организацией качественного общения с окормляющим духовенством в России и за рубежом, представителями науки и культуры, знакомством с молодежными казачьими организациями. Я выражаю признательность потомкам казаков, живущих в дальнем зарубежье, которые и по сей день хранят нашу культуру и казачьи традиции. Особый и заслуженный интерес в России, тем более, за рубежом, вызывает учебный и воспитательный процессы в казачьих кадетских корпусах. И в этом году в Париже все мы увидели настоящую казачью смену, которая подрастает и духовно крепнет в стенах Астраханского казачьего кадетского корпуса имени атамана Бирюкова. Моя особая благодарность архиереям, священникам Русской Православной Церкви, с подвижнической готовностью отзывающихся на наши идеи проведения больших мероприятий за рубежом. Мы с радостью убеждаемся в том, что соработничество Церкви и казаков обладает разносторонним потенциалом. Это подтверждает растущее число участников казачьего направления Международных образовательных чтений, и состоявшийся II казачий форум в Париже, делегаты которого уже предложили новые формы репрезентации богатейшей истории, текущего опыта хозяйствования и служения Родине на различных площадках, включая Русский духовно-культурный православный центр в Париже. Прозвучавшие предложения участников конференции получат квалифицированную экспертизу и развитие.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4813739...

Архив Пн В сотую годовщину со дня начала Первой мировой войны Патриарх Сербский Ириней возглавил в Белграде торжественные мероприятия, посвященные памяти русских воинов 4 августа 2014 г. 14:37 1 августа 2014 года, в сотую годовщину начала Первой мировой войны, в Русском некрополе в Белграде состоялись торжественные мероприятия памяти русских воинов, отдавших жизни за свободу Сербии. Божественную литургию в Иверской часовне на территории некрополя, а также панихиду по вождям и воинам Русской армии, похороненным в Белграде, совершил Святейший Патриарх Сербский Ириней . Предстоятелю Сербской Православной Церкви сослужил официальный представитель Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при Сербском Патриаршем престоле протоиерей Виталий Тарасьев и клирики Белградской архиепископии. «В Русском некрополе покоятся герои, исполнившие одну из величайших заповедей Христовых — отдавшие жизнь за други своя, — сказал в слове по окончании богослужения Святейший Патриарх Ириней. — Русский народ — это братский народ, который мы никогда не предадим». На Божественной литургии и торжественной панихиде присутствовали руководитель федерального агентства «Россотрудничество» К.И. Косачев, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Сербия А.В. Чепурин, члены Совета Федерации А.И. Лисицын и В.В. Рязанский — президент Фонда поддержания, восстановления и сохранения комплекса историко-мемориальных памятников «Русский некрополь» в городе Белград, министр труда и социальной политики Республики Сербия  А. Вулин, а также сербский предприниматель, меценат и общественный деятель Н. Попович. По окончании богослужения состоялась церемония возложения венков к монументу Русской славы и памятнику сербским воинам, павшим в годы Первой мировой войны. В тот же день при слиянии рек Дуная и Савы на месте первых боев за Белград, в ходе которых погибли русские артиллеристы и моряки Черноморского флота, защищавшие столицу Сербии, были спущены на воду венки памяти героев обороны Белграда.

http://patriarchia.ru/db/text/3700548.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010