составители М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская Приложение II. «В объятиях Отчих». Дневник инока 423 Уединенная, безмолвная, самоуглубленная, Богомысленная жизнь инока – ценна, обильна и отрадна многими минутами божественно-благодатного озарения, Богопознания и самопознания, составляющими все его счастье на земле и залог спасения и будущего богатства на Небе. Записыванием всего, что могло делаться достоянием бумаги из этих минут, составилась настоящая книга, из коей всякий да видит, как самые окаянные грешники, подобные мне, не отвергаются любовию Отца Небесного, не обманываются надеждою на милосердие нашего Спасителя, не лишаются благодатного утешения Духа Божия – Утешителя!.. Да подвигнут же, Господи, дивные милости Твои ко мне – беззаконных и нечестивых к вразумлению и исправлению, нерадивых к усердию, слабодушных к ревности, отчаянных к надежде, подвизающихся к терпению и приумножению подвига – всех Тобою спасаемых – к доброму и неуклонному шествию по пути спасения. 26 августа 1904 года. О внутренней жизни и Богообщении 77 Будем жить более внутреннею жизнью, и в сем самоуглублении откроем мир, несравненно более всего видимого и временного достойный нашего изучения, интереса, труда и забот: откроем душу, столько нуждающуюся в нашей непрестанной чистке и заботливом ограждении от угрожающих ей на каждом шагу опасностей, падений, искушений; откроем душу, заключающую неизсякаемые источники для духовной беседы с Богом, для приятия Его неизглаголанных сладких вещаний, рождающую из себя столько величайших утешений и умиления при размышлении о излитых на нее и изливаемых всегда благодеяний Божиих. 2189 Стучи Господу в двери твоего собственного сердца. Он там, за этими дверями, связанный твоим небрежением, косностью, леностью, нерадением. Услышав твой стук, твое пробуждение, встрепенется, и Он, сбросив оковы, коими ты Его заключил, разобьет и твои оковы, и изведет с Собою на свет и свободу истинной жизни. 2191 Есть отдых от трудов, есть отдых и вообще от жизни, от ее скорбей, тяжестей, монотонности, многозаботливости. Отдохни жить, когда чувствуешь, что тяжело жить. Брось все, поживи исключительно молитвой, Богомыслием, Богослужением, Богоугождением, и почувствуешь прилив новых сил – жить и терпеть. Странник не все идет, а нет-нет да и посидит, и потом опять идет и идет. Так и ты – регулируй жизнь умелым, здоровым, благовременным отдыхом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Третий определённый нами круг проблем связан с регламентацией служб. Это одна из самых замечательных и вместе с этим практически не изученных сторон «Вопрошания». Объём статьи и сформулированные цели не позволяют рассмотреть эту проблему досконально. Тем не менее, даже самая краткая систематизация интересов Кирика и других авторов сборника заставляет задаться вопросом: чем можно объяснить такой большой круг спорных и недоуменных случаев в организации служб? Следуя тексту «Вопрошания», можно выделить следующие группы интересов, касающихся организации различных церковных служб: – подготовка и организация крещения или принятие в православие [Кирик: 10, 40, 47, 60; Савва: 16; Илья: 28] 37 ; – совершение отпеваний, поминок и сорокоустов [Кирик: 3, 38, 51, 52, 53, 54, 55, 101; Савва: 1, 3, 19] 38 ; – исповедь священника и его жены [Кирик: 19, 66; Илья: 20] 39 ; – определение способности и права священника совершать службу или участвовать в ней [Кирик: 1, 27, 28, 29, 32, 66, 77, 78, 80, 81, 84; Савва: 6, 8, 9, 10, 11] 40 ; – причащение мирян, детей и жен священников [Кирик: 18, 20, 30, 31, 48, 50, 56, 57, 58, 61, 68, 71, 72; Савва: 2, 14, 23; Илья: 6, 9, 10, 11, 21] 41 ; – приготовление веществ для совершения евхаристии [Кирик: 14, 98, 99, 100; Савва: 7, 12; Илья: 12] 42 ; – порядок совершения различных служб и литургий и правильность молитвенных последований [Кирик: 14, 21, 22, 41, 44, 47; Савва: 12, 13, 16; Илья: 6] 43 ; – различные стороны жизни (в том числе пост) монашества или готовящихся к принятию иночества [Кирик: 5, 6, 7, 8 44 ]. Вероятнее всего, что к появлению последней сложной группы вопросов привел комплекс причин: 1) отсутствие единых служебников; 2) наличие в границах новгородской епископии нескольких канонических юрисдикций, которым соответствовали свои литургические практики; 3) малообразованность священства, имевшего смутные представления о своих обязанностях. Что же касается составителей свода, то, не исключено, что они были ответственны и следили за делами церковного благочиния. Что, собственно, и позволяло им вмешиваться в богослужебную практику приходов, выправляя пастырские ошибки и приводя местные службы к единообразию.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

могут быть не чужды и пророки 76 . Одновременно с Гердером и Нимейером высказались за это воззрение Михаэлис и Эйхгорн, выставив, как основное положение, выведенное в вымышленном будто бы рассказе об Ионе, одну и ту же мысль, что Бог прощает не иудеев только, а и язычников, которые в нравственном отношении лучше иудеев, так презрительно относящихся к ним 77 . В 1815 г. явилось сочинение Гризингера, в котором он доказывал, что рассказ книги пр. Ионы, как чистый вымысел, придуман каким-либо евреем во время ассирийского плена для того, чтобы дать знать ассириянам, что они остались живы только благодаря проповеди у них еврейского пророка 78 . Согласно, или почти согласно, с Михаэлисом и Эйхгорном высказались Бёме в 1836 г. 79 и Иягер в 1840 г. Как особенность воззрения Иягера, можно выставить лишь то, что по нему книга написана пр.Иезекиилем 80 . В 1838 г. Гитциг, выходя из того положения, что книга пр.Ионы написана в Египте во времена Маккавеев, по поводу не исполнившегося предсказания Авдия об истреблении иноплеменников, назвал её вымыслом, придуманным для оправдания Иеговы от насмешек язычников касательно причин неисполнения предсказания Его пророка 81 . Это воззрение имеет своих представителей и в новейшее время в лице Блэка, Реусса и Нёльдеке. Особенность воззрения этих новейших защитников вымышленного понимания книги пр.Ионы та, что вместо обычного прежде в отношении к нашей книге термина: «басня» или «парабола», Блэк указывает её просто моральным вымыслом, Реусс и Нёльдеке – тенденциозным романом 82 . Кроме того Блэк, не оставляя нерешённым вопроса о первоисточнике образов книги пр.Ионы, почему они именно такие, а не иные, склонен видеть в них живые современные составителю книги типы. «Книга написана, – говорит он, – скорее в Иудее, чем в Вавилоне, как думает Крамер, хотя под образом Ниневии и изображён Вавилон». В этом отношении воззрение Блэка более напоминает собой воззрение Крамера, который видоизменил земмлеровское понимание книги пр.Ионы в том смысле, что она есть аллегорическое изображение современного составителю общества 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Конечно, этот запутанный узел сложных брачных отношений нельзя разрубить одним взмахом меча, во с этим вопросом не считаться невозможно, и необходимо постепенно приступать к его разрешению; сама же жизнь покажет, в какой форме, в каком виде и при каких условиях, морально и фактически распавшееся брачное сожительство, должно и может быть расторгнуто при наличности дополнительного на то волеизъявления супругов. Таков, нам кажется, остов начал, при котором может идти речь о расторжении брака по добровольному соглашению. «Вопрос этот», говорит г. Боровиковский, «вопрос трудный и сложный». Комиссией он не только не возбужден, но составители проекта даже «наглухо законопачивают и те щели, сквозь которые он находит себе практическое разрешение». Кроме прелюбодеяния по проекту устанавливается для всех вероисповеданий еще четыре повода к расторжению брака: 1) безвестное отсутствие супруга, 2) уголовное осуждение, 3) посягательство одного супруга на жизнь другого или жестокое, опасное для жизни и здоровья обращение одного супруга с другим и 4) неспособность к брачному сожительству. Новым поводом является посягательство на жизнь супруга или жестокое с ним обращение. Оно служит поводом к расторжению брака, если виновность ответной стороны установлена вошедшим в законную силу приговором уголовного суда. Затем остается сказать, что к основаниям расторжения брака вследствие неспособности к брачному сожительству проект добавляет новый повод, а именно самооскопление. Это нововведение основано на особом положении Комитета Министров от 8 января 1824 года. Таковы в основных чертах положения брачного права и в частности бракоразводного процесса по новому проекту гражданского уложения. Пародируя латинское изречение, можно сказать: «non multum» и «non multa». В 1901 г. в печати появилось письмо В. В. Розанова , в нем автор говорит, что «мысль о лучшем и, кажется, недалеком будущем, когда бракоразводный процесс войдет в компетенцию общих судов, более и более распространяется в печати и обществе и позволяет мне также высказать подобное пожелание. О секуляризации развода более и более начинают говорить под впечатлением картин семьи и бракоразводного процесса, подробности которого так известны «мученикам развода», страдания которых по-видимому предназначены, чтобы угрожать всем нуждающимся в разводе и через то оберегать семью». 77 Ныне «мечтанья с глаз долой»... Если кто ожидал, что проектируемая реформа облегчит развод, тот будет горько разочарован: напротив, как видно, составители проекта не только не облегчают возможности развода, но стараются сделать его недостижимым. В деятельности каждого человека, общества и государства нужны руководящие принципы-светочи. Идя за таким светочем в виде свыше ниспосланного облака, израильский народ дошел до земли обетованной.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bra...

Равным образом, вслед за этим, совершенно такого же приема он держится при внесении епитимии за вероотступничество и волшебство (ст. 11–14), за грехи против седьмой заповеди (ст. 24–28), за клятвопреступление (ст.43–45), за незаконное вступление в брак (ст. 51–53), за малакию (ст. 59–61), и пр. В итоге получается, что начиная с 7-й статьи, составитель Номоканона не столько тщательно следит за наблюдением вначале принятого им по-личного метода, сколько приносит этот метод в жертву методу предметному. А так как последний он применяет не для соблюдения какой-либо цельной и законченной предметной системы во всем труде, а только имея в виду каждый грех в отдельности, то в конце концов – составитель лишил свой сборник какой-бы то ни было определенной конструкции. Кажется, это понял и сам он, – почему, начиная приблизительно с 68 статьи, в Номоканоне принимается для расположения статей – то предметный метод 46 , то по лицам 47 . В результате, в силу указываемых теперь условий, в Номоканоне вообще не наблюдается – ни по-личной, ни предметной конструкции. – Сообразно с этим, в применена к отмеченной нами троякой группировке статей, – последние распределяются здесь, в общей последовательности их в Номоканоне – таким образом: а) Общие епитимии, в связи с епитимийными правилами для мирян вообще 48  и женщин в частности 49 : 7–9; 11–21; (22): 23; 28 а ; 29–39; (40); 41; (42); 43–44; 46–50; 51–52; 54–60; (63–65); (67); 68; (69–73); 74; (75–76); 121; 123–128; 128–130; 131–134; 143; 145; 154; 157; 162; 168; 177; 178–181; 211; 218; 225, 228. б) Запрещения для архиереев 50  и священно-служителей вообще: 1–2; 3–6; 10; 14–16; 23–25; 28 б ; 40–41; 45; 53; 54; 56–57; 71–62; 68; 86; 120; 124; 131; 133–237; 139–142; 144; 146–148; 149–150; 151–154; 158–159; 175–176; 183–187; 192; 194 а —195—197; 201; 216; 217.  и в) Монашеские епитимии: 62; 77–80; 82–83; 86–88; 91–106; 109–111; 118; 138; 219. Припомним еще, в дополнение к этим перечням, порядок в Номоканоне вышеуказанных руководственных в церковно-богослужебной практике статей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

По нашим наблюдениям это не совсем верно. В общем составе Номоканона такие ссылки делаются в следующих статьях, применительно к порядку их изложения в нем: 1–16, 18–19, 22–23, 28–30, 38, 43–46, 48–51, 54–58, 64–67, 70–73, 77–80, 107–108, 110, 131, 133–134, 136–137, 139–143, 146–157, 161, 167–168, 170–171, 174–180, 182, 184–185, 189–190, 192, 194, 194а-197, 201–202, 216, 218, 219, 225. Кажется, такой перечень довольно ясно показывает, что и после первых 50 статей в Номоканоне не менее усердно цитируются общепризнанные каноны (особенно между статьями – 64–80, 130–160 и 167–200). Еще одно замечание по поводу этого же сокращенного изложения канонических правил. В рукописях оно усвояется Василию Великому 109 . Это усвоение, по-видимому, было общепринятым, почему и в славянском переводе настоящий памятник был известен с тем же именем 110 , а равно с ним же он напечатан и в известной Афинской Синтагме канонов 111 . По всей вероятности, с тем же именем он был под руками и у составителя Номоканона. Сверх действительно весьма широкого приложения в Номоканоне подлинных правил Василия Великого , – быть может, отчасти и указываемою особенностью памятника « Περ ττλου κα χρνου μαρτημτων» – нужно объяснять специальное упоминание имени этого отца и в надписании Номоканона при Требнике б) Синтагма Матфея Властаря , как общее пособие для составителя по внесению статей из источников более позднего церковного права (с IX в.) в) Так называемый, Номоканон псевдо-Зонорин (Котельеров). г) Пенитенциал, приписываемый патриарху Иоанну Постнику . д) Некоторые еще неизвестные церковно-юридические сборники, кажется содержания не безупречного с канонической точки зрения.  и е) Быть может, известный только по заглавию канонический сборник, надписанный: « πρχειρον κανονικν ναγκαον ες τ λυειν κα δεσμεν μαρτματα... συλλεγν ν τει ςωπζ» (1379). – Сохранившиеся его памятники автор знает пока по двум описаниям рукописей (из коих одно 1784 г., а другое 1890 г.). Указание этого памятника, – несомненно, – и стоило автору весьма трудных изысканий и может трактиковаться, как одно из характерных свидетельств постоянного наблюдения им за всеми фактами, каковые могут пониматься связанными с историей исследуемого им Номоканона.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

ντεθεν ον ρξομαι λγειν οτως τατα» 2670 . Весьма ценны в указанном смысле также показания анонимного составителя первого Пролога, часто встречающегося, по словам Wagenmann " a, 2671 в древних манускриптах, изданного Дуцеем, 2672 а в латинском переводе – Росвейдою. 2673 Именно, этот Пролог, – литературная давность которого восходит, по крайней мере, ко временам Фотия (последний уже пользуется отсюда биографическими данными о Мосхе), а, судя по широкой осведомленности анонима о последних днях жизни Мосха и ближайших посмертных событиях, более чем вероятно – и современна Мосху, 2674 – прямо называет Мосха автором настоящей книги. 2675 Но, устанавливая это положение, как бесспорное, мы —140— должны вместе с тем отметить и тот факт, что беспристрастный анализ книги рекомендует держаться примирительного положения и по отношению к противоположному взгляду, оправдывая в известных границах мнение Дамаскина и его единомышленников, соединявших книгу с именем Софрония. Надо согласиться, что известная доля труда в составлении Луга принадлежала и Софронию – этому ученику и неразлучному спутнику путешествия, которого Мосх в Прологе называет ερν κα πιστν τκνον, а в Патерике – братом (гл. 92 и 135), аввою братом (гл. 102), другом (111. 113 гл.), господином (110), делает о нем упоминание в главах 21. 69. 77. 157. 162. Как близкому человеку Мосха, не столько его ученику, сколько интимному другу, Софронию пришлось быть невольным участником всех его (второй половины) путевых приключений: встреч, посещений, бесед. Про возможность такого активно-равноправного участия Софрония в путешествии Мосха говорят часто употребляемые автором выражения, относящиеся, во всяком случае, не к одному лицу: «мы подвинулись, мы приблизились, мы видим, рассказал нам некий старец» и пр. Этот живой участник многолетних совместных странствований, при той духовной близости, которая существовала между ним и Мосхом и на которую неоднократно указывал сам Мосх, – легко мог стать и пособником при литературной реализации плодов всего путешествия в форме настоящего произведения. На такое соавторство (в определенной степени, конечно), между прочим, указывают заключительные слова 77-ой главы: «когда мы это услыхали, дал знак мне господин мой Софроний, и мы удалились, и сказал мне: «поверь, авва Иоанн, сегодня более ничему мы не научимся, ибо достаточно нас научили». Итак, мы это записали (γεγραφαμεν), чтобы и вы, слушая это, получили пользу».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ничто не мешает и нам, тем, кто ждет Рождества лишь через две недели, вспомнить о тех ценностях, которые воспевал великий англичанин, и, поселив их в своем сердце, с любовью и радостью поздравляя своих братьев во Христе, приступить к подготовке к встрече с Тем, Кто «нас ради человек и нашего ради спасения» более двух тысяч лет назад сошел с Небес. Боборыкина Т.А. Художественный мир рождественских повестей Чарльза Диккенса. – СПб.: Гиппократ, 1996. Там же. Загадки и странности великих/Автор-составитель А. С. Бернацкий, М., «Аст»; «Зебра Е», 2008 г., с.133-139. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 9 января, 2024 7 января, 2024 26 декабря, 2009 7 февраля, 2012 7 февраля, 2012 24 апреля, 2024 22 апреля, 2024 10 апреля, 2024 11 января, 2024 9 января, 2024 7 января, 2024 26 декабря, 2009 7 февраля, 2012 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/tseremoniymeyster-rozh...

Выставка будет проходить с 23 по 29 декабря в КВЦ «Сокольники» 23 декабря. ПРАВМИР. С 23 по 29 декабря книги издательства «Правмир» можно приобрести на выставке «Рождественский дар».   Для всех посетителей – особые цены, а для читателей «Правмира» — специальный бонус! Просто назовите пароль — «Книги Правмира» и получите дополнительную скидку. Выставка будет проходить с 23 по 29 декабря, КВЦ «Сокольники», павильон 4, стенд 46 (Издательство Даръ). Время работы выставки: 11.00-19.00 (29 декабря до 17.00) Издательство «Правмир» представляет книги: сборник  «От смерти к жизни. Как преодолеть страх смерти»  (автор-составитель Анна Данилова), книга  «Школа для родителей: воспитание детей от до 4 лет»  психолога Екатерины Бурмистровой, эссе  «Женское одиночество: как из него выбраться»  психолога Ольги Гумановой, а также собрание работ христианского философа, главного редактора журнала «Альфа и Омега» Марины Журинской. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 ноября, 2015 10 ноября, 2015 29 октября, 2015 13 октября, 2015 18 мая, 2015 2 марта, 2015 16 февраля, 2015 9 февраля, 2015 1 февраля, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/knigi-pravmira-mozhno-...

Впрочем, справедливость требует сказать, что с некоторыми ограничениями здесь можно предполагать одно оправдание источных надписаний. Это оправдание – намерение составителя отметить такими надписаниями только те статьи, источник которых он не имеет возможности указать с пунктуальною точностью (т. е., напр., такого-то отца или собора такое-то правило). По крайней мере, по нашим наблюдениям, под рассматриваемыми надписаниям помещаются в Номоканоне и вообще сгруппированы именно с подобною особенностью статьи. При этом объяснении, однако, нужно сделать оговорки, – с одной стороны ту, что такое условие совершенно не имеет приложения к статьям 112 и 116 70 , и с другой стороны ту, что и в ряду статей вообще ненадписанных имеются иногда и такие, источники которых могут быть указаны только в общих чертах 71 . Надписания по-личные встречаются еще реже и в частности над статьями: 40-ю «о женах», 63-ю также, 77-ю «о монасех», 81-ю «о женах же». Во втором из этих случаев надписание может считаться общим для статей 63–67 и даже 68–76, в третьем – также общим для статей 77–118. Таким образом, несмотря на несравненно меньшую кратность повторения, надписания этого типа обнимают несравненно же большее количество статей, именно 37, в этом видится явный признак того, что такие надписания вызваны не случайными мотивами, а потребностями систематизации материала, вошедшего в Номоканон. Они служат выражением собственно того принципа, которого, как указано выше, составитель Номоканона намерен был держаться в общей конструкции своего труда, т. е. – распределения статей по лицам, к коим относится их содержание. Но будучи выражением этого принципа, они, как мы видим их в Номоканоне, могут пониматься только весьма слабым, весьма глухим отголоском такого начала. В последнем наглядно можно убедиться из таких соображений. 1) Настоящие надписания имеют в виду только два класса лиц – монахов и женщин, и совершенно не упоминают – ни о мирянах вообще, ни о священнослужителях – вообще же и об архиереях в частности, – не упоминают в то время, как в Номоканоне имеется порою обильное количество статей по адресу этих (не обозначенных) лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010