В 1764 г. мон-рь был упразднен, возобновлен в 1774 г., однако, по-видимому, потом пришел в упадок. По свидетельству еп. Макария (Миролюбова) , в 1881 г. из монастырских построек сохранился только каменный Преображенский собор, построенный в 1684 г. В нач. XX в. над мощами святых поставили посвященную им каменную церковь. Местная канонизация В. и И. была подтверждена включением их имен в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г., а также в Соборы Карельских и Новгородских святых, установленные в 1974 и 1981 гг. Частицы мощей преподобных ныне хранятся в Покровской ц. близ г. Кириллова (Вологодская обл.). В лит-ре XIX в. Пертоминский мон-рь может именоваться Крестиморовским (напр., у Зверинского. Т. 2. С. 264. 1041), в связи с чем в агиологической лит-ре (у архиеп. Сергия (Спасского) в Месяцеслове (Т. 3. С. 554), Е. Е. Голубинского в «Истории канонизации русских святых» (С. 319) и др.) встречаются сообщения о несуществовавшем святом - Вассиане Крестомировском (Крестиморовском, Кратемировском), под к-рым должен пониматься или Вассиан Пертоминский, или прп. Вассиан Строкинский . Ист.: Описание о российских святых. С. 161; Служба преподобным отцам Вассиану и Ионе, Пертоминским чудотворцам. СПб., 1861. М., 19022. Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 509-510; Архангельский сб. или мат-лы для подробного описания Архангельской губ. Архангельск, 1863. Ч. 1. С. 211; Досифей (Немчинов), архим. Летописец Соловецкий на 4 столетия от основания Соловецкого мон-ря до нашего времени. М., 1833. С. 30; ДАИ. СПб., 1867. Т. 10. 71. С. 300-310; Макарий (Миролюбов), еп. Ист.-стат. описание заштатного Пертоминского муж. мон-ря//ЧОИДР. 1881. Ч. 4. С. 1-20; Зверинский. Т. 2. С. 1041; Добровольский И. Ист.-стат. описание Пертоминского мон-ря. Архангельск, 1894; Никодим [Кононов], иером. Верное и краткое исчисление сколь можно было собрать преподобных отец соловецких. СПб., 1900. С. 15-16, 40-50, 93, 113-120; Ключевский. Древнерусские жития. С. 348; Яхонтов И. Жития св. севернорус. подвижников Поморского края как ист. источник. Каз., 1881. С. 157-159, 297-305; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 99-100; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 178-179; Голубинский. Канонизация святых. С. 133; Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. С. 75-77; Дмитриев Л. А. Житийные повести рус. севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 217, 259; Соловецкий патерик. С. 70-73; Белоброва О. А. , Симонов А. Н. Сказание о явлении и чудесах Вассиана и Ионы Пертоминских//СККДР. Вып. 3. Ч. 3. С. 454-457.

http://pravenc.ru/text/149891.html

поставил крест: «...часовня древяна невелика, где чюдотворец Кирил водрузил крест» (Там же. Л. 321). Сохранилось 7 подлинных вещей преподобного: клобук из верблюжьей шерсти (КБМЗ, фрагмент хранится в мощевике Сергиево-Посадского музея), фелонь (КБМЗ. Инв. Цт 61), стихарь (Там же. Инв. Цт 62), шуба (Там же. Инв. Кп 1299, фрагмент хранится в мощевике Сергиево-Посадского музея), пояс кожаный с калитой (Там же. 808), ковш корневой (Там же. Инв. Д 26), вериги (согласно описи 1601 г., вериги не значились в числе вещей К., о них упом. прп. Иаков, архим. Кириллова Белозерского мон-ря, и они отмечены в Книге поступлений Кирилло-Белозерского музея за 1924 и 1929-1934 гг.). Из числа вещей, традиционно приписываемых К., исключены как более поздние предметы деревянный потир с живописным Деисусом (2-я пол. XVIII в.), медная чара (кон. XV в.), черемуховый посох (нач. XX в.?). Крест из кости с праздниками, названный в описи 1601 г., не сохранился, он не упоминается уже в описаниях XIX в. (см. о вещах К.: Опись. 1998. С. 268-272). К. был одним из наиболее чтимых святых Белозерского края. Особо почитался святой в Кирилловом Новоезерском в честь Воскресения Христова мон-ре , основанном прп. Кириллом Новоезерским в нач. XVI в. При создании Жития Кирилла Новоезерского и службы ему их авторы использовали Житие К. и службу преподобному, написанные Пахомием Логофетом; в качестве тропаря и кондака Кириллу Новоезерскому были взяты за образец тропарь и кондак Допахомиевской службы К. В сер. XVII в. в Новоезерском мон-ре появились новые иконы: Кирилл Белозерский вместе с Кириллом Новоезерским в предстоянии Богоматери, Спас Смоленский с предстоящими Кириллом Белозерским и Кириллом Новоезерским. Впосл. имя К. было включено в Собор Белозерских святых, сформировавшийся во 2-й пол. XVIII в. За пределами Белозерья К. особо почитался в Соловецком в честь Преображения Господня и в Александровом Ошевенском мон-рях. На Соловках было записано новое посмертное чудо святого (новые чудеса преподобного в Кирилловом Белозерском мон-ре не записывались) - явление Богородицы и К.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (нач. XVII в.- между 1688 и 1691, на р. Аграхани, на территории совр. Дагестана), один из основателей старообрядчества , бывш. игум. Беседного во имя свт. Николая мон-ря близ Тихвина. Основными местами его деятельности следует считать Поморье и юг России. Д. часто перемещался как между указанными регионами, так и внутри их, чем объясняются разноречивые сведения о нем в ранних источниках. Это дало основание П. С. Смирнову говорить о возможности существования в XVII в. по крайней мере 2 старообрядческих деятелей с таким именем ( Смирнов. 1898. С. XXIV). Предположительно в 1-й пол. XVII в. Д. принял священнический сан и монашеский постриг в пределах Новгородской епархии, возможно в Николо-Беседном мон-ре. В Житии инока Корнилия Выговского, написанном в 20-х гг. XVIII в. иноком Пахомием на основании устных рассказов, автор передал слова Корнилия Выговского о встрече его в Новгороде с Д. (с «Досифеем игуменом») в период, когда Новгородскую кафедру занимал митр. Никон (впосл. патриарх Московский и всея Руси), т. е. на рубеже 40-х и 50-х гг. XVII в. Согласно Житию, Д., к-рый, по-видимому, имел сан иеромонаха, уже тогда увидел в Никоне реформатора. После Собора 1654 г., одобрившего проведение церковной реформы, Д. и Корнилий отправились на Дон, где пробыли 3 года. (3-летнее пребывание на Дону следует отнести к 50-м гг., а не к 1671-1674, как иногда указывается в лит-ре. Согласно Житию Корнилия, после возвращения с Дона Корнилий жил в Кирилловом мон-ре, затем в Ниловой пуст. (6 лет), на р. Водле (3 года), после построил келью на Кяткозере, где жил вместе с Епифанием Соловецким, ушедшим отсюда в Москву с челобитной в 1666 или 1667 ( Брещинский. 1985. С. 74, 81-84).) С Дона Д. приехал в Москву, потом вернулся в Николо-Беседный мон-рь, где стал игуменом. Назначение, по всей вероятности, состоялось в 1657-1658 гг. Основание для такой датировки дает «История Выговской пустыни» Ивана Филиппова , в к-рой содержится рассказ об иноке Прокопии Нижегородском, к-рый пришел в Николо-Беседный мон-рь «при игумене Досифее во время Никонова патриаршества», т. е. ранее 1658 г. ( Филиппов. 1862. С. 129). Назначение Д. состоялось при Новгородском митр. Макарии (1652-1662), тайном стороннике старообрядчества.

http://pravenc.ru/text/180329.html

( Храмцовский. 2005. С. 331; Добровольский. 1895. С. 73; Денисов. С. 539; Филарета (Гажу), Мацина. 2014. С. 72) не соответствуют действительности. В этой грамоте, как и в Писцовой книге по Н. Новгороду 1621-1622 гг. (на основе к-рой была составлена сотная грамота), говорится не о мон-ре, а о ц. Воскресения Христова близ Никольских ворот Нижегородского кремля (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 69). Но через 10 лет мон-рь несомненно существовал. В 1632 г. в Корельский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь «под начало в смиренье» был отправлен «Нижнего Новагорода Воскресенского девича монастыря поп Иван» (ААЭ. Т. 3. 198. С. 284). В 1647 г. на средства «нижегородского гостя» Семена Задорина в обители близ Никольских ворот была построена каменная церковь, главный престол к-рой посвящен Обновлению храма Воскресения Христова, а приделы - свт. Иоанну Златоусту и вмц. Екатерине ( Гациский. 1866. С. 57; Храмцовский. 2005. С. 331). Из государевой казны мон-рь получал ругу. На церковный обиход ему было определено 4 фунта ладана и пуд воска. Денежного и хлебного жалованья священнику, дьячку, диакону, игумении, 25 старицам, старице-просвирнице и пономарю полагалось в целом 34 р. 15 алтын 2 деньги, а ржи и овса - по 139 четвертей «с осьминою» (ДАИ. Т. 10. 32. С. 91). В заволжских лугах мон-рь имел сенокос. Обители принадлежали 8 лавок и городская земля, к-рая сдавалась для поселения. По местному преданию, в мон-ре приняла постриг с именем Мария и скончалась новгородская посадница Марфа Борецкая ( Ратшин. Монастыри. С. 364; Гациский. 1866. С. 57; РБС. Т. 3. С. 219). А. С. Гациский пытался подкрепить достоверность предания ссылками на документы, найденные и опубликованные в 30-х гг. XIX в. архим. Соловецкого мон-ря Досифеем ( Гациский. 1866. С. 57). Однако в опубликованных архим. Досифеем актах таких сведений не содержится. Без ссылок на конкретные источники архим. Досифей писал лишь, что «знаменитая Марфа отвезена с семейством в Нижний Новгород, и с пострижением в монахини наименована Мариею, и заключена в тамошний Девичий монастырь» ( Досифей (Немчинов), архим.

http://pravenc.ru/text/2565212.html

Соч.: Грамота... Селенгинского мон-ря игумену Мисаилу, о денежной выдаче диакону Лаврентию, отправленному в Китай с церковными потребами и утварями//АИ. Т. 5. 243. С. 445; Предисловие к Ирмологию// Ундольский В. [М.] Замечания для истории церк. пения в России. М., 1846. С. 34-39; Две грамоты Игнатия, митр. Тобольского, о построении церкви на Савватиевой, или на Секирной, горе и о прочем// Досифей (Немчинов), архим. Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 1853. Ч. 3. С. 227-231; Послания блж. Игнатия, митр. Сибирского и Тобольского//ПС. 1855. Ч. 1-3. Прил. (переизд.: Каз., 1855); Барсуков Н. П. Житие и завещание свят. патриарха Московского Иоакима. М., 1879. С. 45-101. (ОЛДП; Т. 47); Лебедев А. Полемические сочинения XVII в. против лютеран//ЧОИДР. 1884. Кн. 3. Отд. 2. С. I-IV, 1-9; Церковь великого чудотворца Николы//Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Т. 1. Стб. 371-375; Сапожников Д. И. Самосожжение в русском расколе: Со 2-й пол. XVII в. до кон. XVIII в. М., 1891. С. 14-17; Смирнов П. С. Из истории противораскольнической миссии XVII в.: Поездка архим. Игнатия в Кинешму для увещевания раскольников и составленное Игнатием описание этой поездки//ХЧ. 1903. Т. 216. 11. С. 652-666; 12. С. 855-880; Лихачёв Н. П. «Генеалогия» дворян Корсаковых//Сб. ст. в честь Д. Ф. Кобеко от сослуживцев по Имп. публичной б-ке. СПб., 1913. С. 91-114; Дворецкая Н. А. Послание митр. Игнатия в Красноярск 1697 г.//Археография и источниковедение в Сибири. Новосиб., 1975. С. 167-173; Челобитная Спаса Нового мон-ря архим. Игнатия и с братиею о высылке в тот мон-рь из г. Суздаля иконописцев Гурья Никитина с товарищами для писания в том мон-ре стенного письма. 1689 г.// Брюсова В. Г. Гурий Никитин. М., 1982. С. 257-260; «Слово благочестивому и христолюбивому воинству»//Памятники обществ.-полит. мысли в России кон. XVII в.: Лит. панегирики. М., 1983. Ч. 1. С. 135-173; «Слово к православному воинству о помощи Пресвятой Богородицы»//Там же. С. 174-182; «Свидетельство… о Российском благословенном царствии»//Там же. Ч. 2. С. 233-241; Сибирские послания (1696 г.) Тобольского митр. Игнатия Римского-Корсакова: Извлеч.//Памятники лит-ры и письменности крестьянства Зауралья. Екатеринбург, 1991. Т. 1. Вып. 2/Сост.: А. Т. Шашков, В. И. Байдин. С. 22-31; Генеалогия явленной от сотворения мира фамилии… Корсаков-Римских. М., 1994; Житие Симеона Верхотурского: Ранняя ред.//Лит. памятники Тобольского архиерейского дома XVII в. Новосиб., 2001. С. 196-231. (История Сибири. Первоисточники; Вып. 10); Послание в Красноярск//Там же. С. 322-329; Изъяснение иконы св. Софии, Премудрости Божии, поднесенное государыне царевне Софии Алексеевне Игнатием, архим. Новоспасского мон-ря// Брюсова В. Г. София Премудрость Божия в древнерус. лит-ре и искусстве. М., 2006. С. 157-159.

http://pravenc.ru/text/293471.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРОНТИЙ (Рязанов Григорий Иванович; † после 1674), иером. Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря , писатель, апологет старообрядчества . Род. в семье подьячего в Чебоксарах. В 40-х гг. XVII в. поселился в Соловецком мон-ре, в 1650 г. принял монашеский постриг, после 1660 г., при настоятеле архим. Варсонофии, был рукоположен во иерея и стал уставщиком. Несмотря на то что Г. никогда не был сторонником богослужебной реформы патриарха Никона , в 1663 г., когда в обители уже сформировалась оппозиция реформе, соловецкий уставщик оказался в центре острого конфликта, в ходе к-рого насельники мон-ря - монахи и миряне - обвинили его в попытке ввести в обители новый обряд (опасаясь физической расправы, Г. был вынужден запереться в келье). Это столкновение было вызвано ошибками пономаря, прислуживавшего Г. за богослужением 7 февр. в монастырской Благовещенской ц., а также несогласием между Г. и келарем Савватием (Обрютиным) в вопросе о том, с какой стороны от престола надо подавать причастие. Г. как уставщик должен был принять решение по этому вопросу, но он колебался, стараясь найти доказательства в пользу той или иной т. зр. и не принимая в расчет настроений в обители, жертвой к-рых он стал. Конфликт, случившийся в отсутствие настоятеля, был ликвидирован после возвращения архим. Варсонофия в мон-рь. К сер. 60-х гг. Г. стал одним из идеологов оппозиции богослужебной реформе в Соловецком мон-ре. 30 сент. 1666 г. в Москву с Соловков были отправлены составленные Г. Вторая и Третья соловецкие челобитные о вере (представляющие собой краткую и пространную редакции одного текста), ранее, в сер. сент. 1666 г., черный собор мон-ря (собор монашествующих) утвердил Четвертую челобитную, автором к-рой также был Г. Все эти тексты, имеющие характер офиц. документа, заверенные подписями монахов и мирян, сообщали царю о неприятии Соловецким мон-рем реформы. В окт. 1666 г. Г. был избран келарем.

http://pravenc.ru/text/164867.html

Прп. Михаил Малеин. Икона. XIX в. (Церковный историко-археологический музей Костромской епархии) Прп. Михаил Малеин. Икона. XIX в. (Церковный историко-археологический музей Костромской епархии) Сохранились неск. икон М. М., к-рые можно считать царским благословением мон-рям (в т. ч. на основание обителей). Из Соловецкого монастыря происходит икона «Спас Смоленский, с припадающим прп. Михаилом Малеиным» работы мастера Оружейной палаты (10-30-е гг. XVII в., ГММК; Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря: Кат. выст. М., 2001. Кат. 27. С. 102-103). Украшенный драгоценным окладом образ - «дар в Соловецкую обитель Царя Михаила Феодоровича» - находился в тябловом ряду иконостаса Преображенского собора, слева от царских врат ( Мелетий (Шергин), архим. Историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого мон-ря. М., 1881. С. 48). На несомненную связь иконы с государем указывает не только изображение его небесного покровителя, но и особенности иконографии «Спаса Смоленского, с припадающими», а именно ее прочтение как молитвенного прошения, услышанного Господом: М. М. изображен один (слева; надпись имени дана на дробнице) в коленопреклоненном молении у ног Господа Вседержителя, Который простирает над ним благословляющую десницу. Можно отметить, что в Соловецком мон-ре извод «Спас Смоленский, с преподобными Зосимой и Савватием» известен со 2-й пол. XVI в. (см., напр., гравированное изображение на воздвизальном кресте, 1560/61 г.; ГММК), и выбор этой иконографии для вкладной иконы государя, видимо, был не случаен. Государь со времени поставления в 1614 г. игуменом Соловецкого мон-ря Иринарха не обделял мон-рь своим вниманием. Ок. 1619/20 г. игум. Иринарх лично в Москве ходатайствовал о строительстве на Анзерском о-ве храма, и в марте 1620 г. патриарх Филарет повелел устроить на острове ц. Св. Троицы с приделом во имя М. М. В тот же год из Москвы были отправлены необходимые для храма утварь, книги и иконы, а 20 янв. 1621 г. царь пожаловал разрешительную грамоту на устроение церкви (освящена в 1621).

http://pravenc.ru/text/2563750.html

Новгородского митр. Исидора в Соловецкий мон-рь о принятии на покой «ипатского» настоятеля, соловецкого постриженика И.- РНБ. Солов. 20/1479. С. 76). Согласно «Сказанию вкратце», на Соловках «по совершении города Иаков игумен с миром скончася и погребен бысть под чудотворною папертию в подножии учителя своего святителя Филиппа. И по сем бысть игуменом честный и духовный муж Исидор» ( Лобакова. 2004. С. 173). Постройка Соловецкой крепости была завершена в 1594 г.; составитель «Сказания вкратце», живший в сер. XVII в., из смены игуменов сделал вывод о кончине И., по-видимому не зная о его настоятельстве в Ипатиевском мон-ре. На надгробной плите И. (погребен под папертью Преображенского собора, «в подножии» могилы свт. Филиппа), изготовленной, вероятно, в XIX в., указана неправильная дата смерти - 1597 г., т. е. время перехода И. в Кострому. В лит-ре встречается др. год кончины И.- 1614-й ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 560), но источник этой информации неизвестен. К нач. XIX в. в Соловецком мон-ре существовало почитание И. Он назван преподобным в «Верном и кратком исчислении преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших», входящем в рукопись Соловецкого патерика нач. XIX в. РНБ. Солов. 1195/1366. «Верное и краткое исчисление...» было использовано сщмч. Никодимом (Кононовым) при подготовке к изданию Соловецкого патерика ( Никодим (Кононов). 1900). Тот же автор включил имя И. в опубликованный в следующем году Архангельский патерик ( Никодим (Кононов). 1901). Канонизацией И. можно считать включение его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было восстановлено в 1981 г. (Собор известен с 1831), и в Собор Соловецких святых, учрежденный в 1993 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Лит.: ИРИ. Ч. 2. С. 632-658; Ч. 5. С. 450-454; Досифей (Немчинов), архим. Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 1836. Ч. 2. С. 84-95; Ч. 3. С. 36-64, 194-198, 212-213; Островский П.

http://pravenc.ru/text/200179.html

В. был противником западноевроп. влияния на рус. двор. Швед. резидент в Москве писал, что, если следующим главой Русской Церкви будет избран В., против иностранцев в «усердии и кознях не будет недостатка». После кончины Патриарха Иосифа ( 1652) В. мог стать 1-м кандидатом на Патриарший престол. Казанский и Свияжский митр. Корнилий и протопоп Аввакум подали государю челобитную «о духовнике Стефане, чтобы быть ему Патриархом». Перед избранием В. постился и молился, прося Бога о даровании Русской Церкви достойного Первосвятителя, он предложил избрать Никона. При новом Патриархе В. постепенно был отстранен от активной церковной деятельности. В июле 1653 г. на Соборе Неронов в присутствии В. упрекал Патриарха Никона в том, что он перестал считаться с В. и др. «боголюбцами». После начала реформ (1653) В. встал на сторону Патриарха, но сожалел о расхождении с друзьями по кружку «ревнителей благочестия», к-рые стали учителями старообрядчества , и по возможности поддерживал с ними отношения. В 1-й пол. 50-х гг. XVII в. В. состоял в переписке с Нероновым и неоднократно пытался примирить его с Патриархом, Аввакум писал В. (в письме к Неронову Аввакум отмечал, что В. «всяко ослабел»). В 1653 г. В. основал Зосимо-Савватиевскую пуст. в Москве около Красного холма, через 3 года она была перенесена в с. Фаустово Гвоздненской вол. Московского у. В 1655 г. на средства царя В. построил московский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь, где в том же году принял постриг с именем Савватий в честь Соловецкого преподобного. В. скончался в валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ре , погребен в московском Покровском мон-ре. С 1658 г. его могилу часто посещал заботившийся о Покровском мон-ре Патриарх Никон, не раз он уходил от нее «плакався довольно». Сочинения В. неизвестны. Его считали автором «Слова о правде», входящего в сборник с владельческой записью В. Однако, как установила В. С. Румянцева, под этим названием фигурирует творение Ермолая-Еразма «Благохотящим царем правительница и землемерие». Возможно, В. подписывал свои сочинения псевдонимами, Н. Ф. Каптерев и позднее Е. К. Ромодановская высказали предположение, что послания Агафоника Суздальскому архиеп. Серапиону и Новгородскому митр. Никону написаны В. ( Каптерев. Т. 1. С. 90-92; Ромодановская. 1992. С. 48-49).

http://pravenc.ru/text/155232.html

XV в.// Кулешов А. С. Аксаковы: История разбитых судеб. М., 2009. С. 269-306; Подъяпольский С. С. О церкви Кирилла XVI в. в Кирилло-Белозерском мон-ре//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 1997. Вып. 2. С. 157-168; Романенко Е. В. Первый скит России: Страницы истории XV-XX вв.//К свету. М., 1997. 15: Край Кирилла Белозерского. С. 86; она же. Древнее Житие прп. Нила Сорского//ВЦИ. 2009. 3/4(15/16). С. 93-106; Рыбин В. В. Знамение креста в храмах и на иконах Кирилло-Белозерского и Ферапонтова мон-рей//К свету. 1997. 15. С. 35-40; он же, ред. Житие прп. Кирилла Белозерского, вологодского чудотворца. Вологда, 1997. С. 89-106; Кручинина А. Н. Песнопения прп. Кириллу Белозерскому в рукописной традиции основанного им мон-ря//Рукописные памятники. СПб., 1999. Вып. 5: Из истории муз. культуры. С. 62-81; Минеева С. В. Рукописная традиция Жития прп. Зосимы и Савватия Соловецких. М., 2001. Т. 1; Панченко О. В. Соловецкий сб. повестей о чудесах и знамениях 1662-1663 гг.//КЦДР: Соловецкий мон-рь. 2001. С. 444-464; Шибаев М. А. Младшая редакция Софийской 1-й летописи и проблема реконструкции истории летописного текста XV в.//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. СПб., 2001. Вып. 4. С. 340-385; он же. К вопросу о ранних этапах формирования б-ки Кирилло-Белозерского мон-ря//ДРВМ. 2011. Вып. 1(43). С. 31-35; Серебрякова М. С. К датировке посланий Кирилла Белозерского//Кириллов: Краевед. альм. 2005. Вып. 6. С. 6-9; она же. Житие преподобных Кирилла и Ферапонта как ист. источник сведений об основании белозерских мон-рей//ТОДРЛ. 2006. Т. 57. С. 180-189; Кузьмин А. В. Из истории можайских землевладельцев в XIV - нач. XV в.: (Вельяминовы, Валуевы, Новосильцовы)//Исследования по истории средневек. Руси. М.; СПб., 2006. С. 230-253; Соловьёва И. Д. Житийная иконография прп. Кирилла Белозерского//Seminarium Bulkinianum - 2: К 70-летию со дня рожд. В. А. Булкина. СПб., 2007. С. 247-272; Третьякова С. В. Основатели мон-рей в ист. памяти и религиозном укладе Белозерья: 2-я пол. XIX - 1-я четв.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010