В., Богданов А. П. «Да будет потомкам явлено…»: Очерки о рус. историках 2-й пол. XVII в. и их трудах. М., 1988. С. 86-102; он же. Общерусский летописный свод кон. XVII в. в собр. И. Е. Забелина//Рус. книжность в XV-XIX вв. М., 1989. С. 183-209; он же. Первое ученое родословие в России: «Генеалогия» Игнатия (Римского-Корсакова)//Ист. генеалогия. Екатеринбург, 1993. Вып. 1. С. 16-22; он же. Творческое наследие Игнатия (Римского-Корсакова)//ГДРЛ. 1993. Вып. 6. Ч. 1. С. 165-248; он же. От летописания к исследованию: Рус. историки посл. четв. XVII в. Ч. 1. М., 1995. С. 30-213; он же. Начало ист. науки в России: Неизв. труд Игнатия (Римского-Корсакова)//Вестн. РАН. 1999. Т. 69. 3. С. 256-267; он же. Европейский историк в России XVII в.//Россия и мир глазами друг друга: Из истории взаимовосприятия. М., 2000. Вып. 1. С. 69-86; Шашков А. Т. Сибирский митр. Игнатий и «дело» Иосифа Астомена//Власть, право и народ на Урале в эпоху феодализма: Сб. науч. тр. Свердловск, 1991. С. 36-49; он же. «Путное шествие» митр. Игнатия (Римского-Корсакова) по Сибирской епархии в кон. XVII в.: Планы и реальность//Рус. старожилы: Мат-лы 3-го Сибирского симп. «Культурное наследие народов Зап. Сибири». Тобольск; Омск, 2000. С. 337-339; Белоброва О. А., Богданов А. П. Игнатий//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. 1993. С. 26-31; От Вятки до Тобольска: Церк.-монастырские б-ки Рос. провинции XVI-XVIII вв. Екатеринбург, 1994. С. 88-99; Абрамов Н. А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998. С. 165-173; Софронов В. Ю. Светочи Земли Сибирской: Биографии архипастырей Тобольских и Сибирских (1620-1918 гг.). Екатеринбург, 1998. С. 71-75; Журавель О. Д. Житие Симеона Верхотурского: К изучению лит. творчества Игнатия (Римского-Корсакова)//Источники по рус. истории и лит-ре: Средневековье и Новое время. Новосиб., 2000. С. 73-93; Крушельницкая Е. В., Тутова Т. А. Старцы Соловецкого мон-ря XVI в. по упоминаниям в грамотах ризничной коллекции и другим док-там: Указ. имен//КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С.

http://pravenc.ru/text/293471.html

Под рук. К. в КазДА курсовые сочинения на степень кандидата богословия по церковной археологии защитили 11 студентов и 35 - по литургике (см.: Павлов. 1985). Наиболее выдающимися учениками К. были А. И. Алмазов и А. А. Дмитриевский . Последний благодаря содействию К. занял кафедру церковной археологии и литургики в Киевской ДА и для разработки собственных курсов опирался на учебные программы К. (см.: Красносельцев. 2013; Щепёткин. 2014). До конца своих дней К. состоял в переписке с Дмитриевским, хотя отношения между ними не всегда были простыми: на наиболее крупные работы своего ученика К. написал критические рецензии. Освящение памятника на могиле Н. Ф. Красносельцева. Фотография. 1901 г. Освящение памятника на могиле Н. Ф. Красносельцева. Фотография. 1901 г. В годы преподавания в КазДА К. активно занимался научно-исследовательской работой. Особо следует отметить его участие (наряду с И. Я. Порфирьевым и А. В. Вадковским) в описании рукописей Соловецкой б-ки, переданной в академию в 1855 г. До своего перехода на службу в Новороссийский ун-т К. составил ок. 30 печатных листов описания рукописей литургического характера (РГБ НИОР. Ф. 178. Ед. хр. 3296. Л. 318, письмо от 14.03.1898). К. трижды представлял КазДА на археологических съездах: в Киеве (1874), Казани (1877) и Ярославле (1887) ( Терновский. 1892. С. 410). С 1883 по 1886 г. он был редактором и цензором журнала КазДА «Православный собеседник». В 1881 г. К. обратился в Совет КазДА с просьбой о годичной командировке в Италию, во Францию и в Германию, чтобы лично ознакомиться с памятниками христ. архитектуры и искусства и поработать с древними рукописями в европейских б-ках и книжных собраниях вост. мон-рей (Протоколы... за 1881 г. С. 213-215). Эта первая заграничная поездка оказала большое влияние на К. как ученого: в Ватиканской б-ке он ознакомился с неск. десятками богослужебных рукописей, материал которых был положен им в основу ряда историко-литургических исследований. В вакационное время К. обычно ездил в Москву или С.-Петербург для работы в б-ках этих городов. Важной для него поездкой также было путешествие в 1888 г. на Восток и в Палестину. К. побывал в Стамбуле, Смирне, Александрии, Каире, Иерусалиме, Афинах, Фессалонике и на Афоне, познакомился с интересными людьми. В Св. граде К. пробыл месяц и успел поработать со слав. рукописями в Иерусалимской патриаршей б-ке (РНБ ОР. Ф. 608. Оп. 1. Ед. хр. 892. Л. 27 об., письмо от 23.10.1888). Начиная с этого года и вплоть до своей смерти К. практически каждый год во время летних каникул выезжал за рубеж для работы в б-ках христ. Востока. Так, в Пантелеимоновом мон-ре на Афоне он познакомился с библиотекарем Матфеем (Ольшанским), с к-рым впосл. состоял в переписке и обменивался книгами.

http://pravenc.ru/text/2458953.html

На 12 апр. 2019 г. в реестр Управления Мин-ва юстиции РФ по П. к. внесены 26 действующих в регионе религ. групп. Прекратившие существование религиозные группы В сер. XVIII в. в регионе появились хлысты , спасавшиеся от «розыска» 1745 г. ( Голикова. 2012. С. 130). В 1909 г. хлыстов в регионе насчитывалось не более 10 чел. В кон. XVIII в. в качестве осужденных на заводах в регионе оказались скопцы . В 1-й трети XIX в. общины скопцов существовали в Красноуфимском и Кунгурском уездах, где они себя называли «новыми израильтянами», а в народе были известны как «сусленники» (Там же. С. 132). Позднее они отмечены в Кунгурском и Осинском уездах. Активно скопцы действовали в той части Пермской губ., к-рая ныне относится к Свердловской обл., к кон. 1-й четв. XIX в. их оплотом там был Берёзовский завод (Там же. С. 131). В 1915 г. прошел судебный процесс над пермскими и екатеринбургскими скопцами (Там же. С. 135). К этому времени в Пермской губ. насчитывалось не более 20 сектантов. В 60-х гг. XIX в. на заводах Красноуфимского у., Верхне- и Нижнесергинском, Михайловском и Атигском, обнаружилось движение немоляков-неплательщиков (в лит-ре их традиционно рассматривают отдельно; в ряде случаев причисляют к беспоповским согласиям), к-рые отрицали церковные таинства, отказывались от службы в армии и требовали привилегий, данных до 1861 г. После первой мировой и гражданской войн немоляки-неплательщики присоединились к катакомбным группам. Свое эсхатологическое религиозное учение создал пермский купец 2-й гильдии А. П. Пушкин (1824-1883). В прошении, поданном в губ. правление в окт. 1864 г., он объявил себя мессией, призванным «обновить мир» и покончить с религ. и проч. разногласиями с помощью новой религии: «Я поставлен Царем над Сионом горой, то есть над сердцем человеческим для собрания языков во Иакове, т. е. Мессии, обетованном примирителе народов, или для соединения церквей в лице единой живой (логичной) религии на земле. Словом, поставлен я обетованным, в последние дни века сего, пастырем народов для упасения их жезлом железным, т. е. Духом Истины, и для устройства благодатного царства человека на земле». У Пушкина было неск. последователей в Перми. В 1866 г. Пушкин отправлен в Соловецкий мон-рь. В 1876 г. в Женеве вышла его книга-откровение: «Суд Божий, или Отзыв членам Св. Синода о пришествии мессии только ныне».

http://pravenc.ru/text/2580038.html

1670 г. в Пустозерск прибыл из Москвы стрелецкий полуголова И. Елагин, совершивший по царскому указу новую казнь над ссыльными: Е., Лазарю и Федору вторично резали языки и рубили кисти правых рук, после чего они были заключены в земляных тюрьмах. Однако и эти наказания не прервали их писательской и проповеднической деятельности. Именно тогда Е. и его духовный сын Аввакум по взаимному соглашению и «понуждению» приступили к работе над собственными Житиями, которые переписывались в совместные пустозерские сборники. Е. всецело подчинился влиянию Аввакума, стал его близким другом и единомышленником. В период догматических споров Аввакума с Федором Е., несмотря на осуждение им сомнительных с т. зр. правосл. догматики рассуждений Аввакума (см. Аввакумовщина ), не порвал с ним дружеских уз. Е. читал послания Аввакума, занимался редакторской правкой его сочинений, в т. ч. его Жития, вместе с Аввакумом, Лазарем и Федором заверял копии Пустозерских сборников, пересылавшихся для этого переписчиками из Центр. России в пустозерскую тюрьму. Помимо писательского таланта Е. обладал искусством резьбы по дереву. Судя по словам Е., приведенным во 2-й ч. его Жития (написана ок. 1676), о том, что он изготавливает резные деревянные изделия ок. 30 лет, этим традиц. для монаха рукоделием инок начал заниматься еще в Соловецком мон-ре, но особенно предавался ему во времена пустынножительства: «А живя я в пустыни, сподобил мя Бог питатися от рукоделия». На р. Суне он выстроил келью-пятистенку, одно из помещений к-рой предназначалось «рукоделия ради и покоя», и, когда эта келья сгорела, Е. сетовал: «Где рукоделию быти и от того питатися, по Христову словеси и святых отец?» (Житие протопопа Аввакума. 1994. С. 80, 76). Этот вид декоративно-прикладного искусства был весьма распространен на Русском Севере: помимо деревянной бытовой утвари (ведер, ящиков и т. п.) Е. резал кресты малые тельные («воротовые») и большие поклонные (такой крест стоял перед его кельей в Виданской пуст.: «Многажды бо правило по книге на улице у креста болшово говорил»; с просьбой изготовить крест туда к нему приехал и некий христианин на лошади, «а на дровнях у него брусье изготовлено на большей крест» - этот крест под двускатной кровлей был им сделан за 2 дня (Там же.

http://pravenc.ru/text/190079.html

Старообрядцы Бахмутского у., ознакомившись с «Окружным посланием...» Н., направили ему т. н. Соловецкую челобитную со множеством собственных дополнений, на к-рую Н. составил «Ответы...» на базе русскоязычной противораскольнической лит-ры с резкими обличениями и вразумлениями, не убедившие раскольников. Униатов, к-рые переселялись в Новороссийскую губ. с польск. земель, Н. принимал в церковное общение, но униатов-священников отказывался поставлять на приходы, принимая их как мирян. По этому поводу он направил в Синод «Рассуждение, содержащее причины, доказывающие, что с рукоположенными от униатских епископов поступать надлежит так, как с мирскими». Др. трудом Н. против лат. обычаев было «Окружное послание против обливательного крещения всечестным протоиереям и честным иереям, во Славянской епархии состоящим». В послании архипастырь убеждал священников своей епархии отказаться от обливательного крещения, распространенного в Малороссии, и крестить как в Великороссии - через полное погружение. Пребывая в Крестовоздвиженском мон-ре, Н. расширил архиерейский дом пристройкой здания для епископа, при нем была возведена величественная 4-ярусная колокольня, подобная колокольне Киево-Печерской лавры , к-рая стала украшением обители. 28 нояб. 1786 г. имп. Екатерина II подписала указ о перемещении Н. на Астраханскую кафедру. 3 дек. указ был подписан в Синоде и 26 дек. дошел до Н. Биографы Н. предлагают разные объяснения этому перемещению. Одни считают поводом случай, происшедший при посещении кн. Г. А. Потёмкиным Славянской епархии. Н. был приглашен на пышный обед для знатных лиц города. День был постный, но на столе стояли скоромные яства. Войдя в зал, Н. отказался благословить трапезу и, поклонившись, вышел. По мнению нек-рых биографов, этот поступок стал причиной опалы, поэтому Н. и перевели на др. кафедру. Однако А. С. Стурдза относил это происшествие к Астраханскому периоду служения иерарха, к-рое, по его мнению, ускорило просьбу Н. об отставке. Др. авторы склоняются к тому, что причиной перемещения была его излишняя пастырская ревность, в особенности в отношении униатов, вызвавшая недовольство членов Синода. Совр. исследователь Г. Л. Брюс пришел к выводу, что перевод Н. на др. кафедру был обусловлен его прекрасными архипастырскими способностями по устроению многонациональной епархии.

http://pravenc.ru/text/2565502.html

Известно 9 греч. списков Жития Г. С., древнейший из к-рых, написанный в XIV в., сохранился фрагментарно (Ioannina. Coll. Matsouki. S. N., Fol. 451v - 453r). К XV в. относится список из Великой Лавры (Ath. Laur. I 117, Fol. 224r - 257v), к рубежу XV и XVI вв.- список из афонского Пантелеимонова мон-ря (Ath. Pant. 173, Fol. 63r - 124v), к XVI в.- список ГИМ. Син. греч. 293 (Fol. 7r - 40r). Остальные списки Жития датируются XVII - нач. XIX в. Очень быстро, уже в 3-й четв. XIV в., Житие Г. С. было переведено на слав. язык. Перевод был осуществлен, по всей видимости, вместе со сборником сочинений Г. С. (подобно Житию прп. Иоанна Лествичника ) и бытовал в слав. письменности преимущественно в таком виде. Только в слав. версии присутствует пространное описание кончины преподобного. Слав. перевод Жития Г. С. сохранился в значительном числе списков - 22 (их каталог и описание составлены А. Деликари ( Δεληκρη. 2004. Σ. 199-213). Древнейшие болг. списки хранятся в Зографском мон-ре 214, 2-я пол. XIV в. (водяные знаки 1371-1385 гг.), РНБ. Погод. 1282, 1-я четв. XV в., РНБ. Соф. 1366, XV в. К 1479 г. относится 1-й датированный серб. список в составе «Панегирика» Владислава Грамматика (Рильский мон-рь. 4/8 (61)). Наиболее ранние рус. списки, содержащие Житие,- ГИМ. Син. 923, 1-я четв. XV в., РГБ. Троиц. 748 (1647), XV в., РГБ. Троиц. 186 (1866), XV в., РГБ. Троиц. 116 (91), кон. XV в., НБ МГУ. 2 Ci 295, ок. 1500 г., ГИМ. Епарх. 348 (502), кон. XV - нач. XVI в. Сборники сочинений Г. С. с его Житием имелись в б-ках крупнейших мон-рей XVI-XVII вв., но в небольшом количестве: в Иосифо-Волоколамском мон-ре, по описи 1545 г., хранился 1 список (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь. 1991. С. 31), в Соловецком мон-ре книга с Житием появилась между 1582 и 1597 гг. (Описи Соловецкого мон-ря XVI в. СПб., 2003. С. 160), в Кирилло-Белозерском мон-ре в описи 1601 г. значилось 3 списка (Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г. СПб., 1998. С. 124-125), 2 из к-рых приходятся на время прп. Нила Сорского (РНБ. Кир.-Бел. 89/214 и 120/245). Иконы с изображением Г. С. в монастырских описях не упоминаются.

http://pravenc.ru/text/168073.html

Первые 2 послания, к-рые в отличие от других содержат точные даты - 1592 и 1593 гг., адресованы, очевидно, наставнику и покровителю И. С. на Соловках - находившемуся там в ссылке бывш. Рязанскому еп. Филофею . Имя его не названо, но из содержания 2-го послания становится понятно, что ок. сент. 1593 г. по приказу царя Феодора Иоанновича опала с архиерея была снята и ссыльного перевели из «обещания» (для И. С. это Соловецкий мон-рь) на покой в др. обитель. Ключ к пониманию этого текста находится в составленном И. С. кратком летописце (Л. 210 об.), открывающемся посланиями к еп. Филофею. В летописце в ряду общерус. известий 1395-1605 гг. отмечено: «В лето 7101 июня [в] 1-й [день] взят с Соловков старец бывшей епископ Резанский к Москве и послан к Троицы в Сергиев в строителя место». Далее идет известие о смерти бывш. архиерея 3 янв. 1594 г. и о погребении в каменной гробнице перед юж. вратами Троицкого собора. И. С. мог узнать эти подробности по прибытии в Троице-Сергиев мон-рь 27 янв. того же года, когда он совершил единственное путешествие в центр страны, вероятно после получения известия о болезни или кончине Филофея (И. С. выехал из Ферапонтова мон-ря 19 янв.). В 1-м послании к Филофею И. С. сначала пишет о себе в 3-м лице как о некоем постриженике Соловецкого мон-ря, рассказавшем братии тихвинского Большого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря о жизни опального епископа на Соловках и об обстоятельствах своего ухода оттуда. Затем изложение продолжается от 1-го лица в форме обращения И. С. к своему «отцу и учителю». По-видимому, для составления формулярного извода И. С. использовал черновые варианты данного послания. В послании к Филофею 1592 г. имеются сведения об обстоятельствах ухода И. С. из Соловецкого мон-ря, настоятель к-рого прп. Иаков считал, что И. С. должен быть рукоположен во диакона, но тот отказался («недостоин таковаго чину»). Вероятно, причина конфликта могла также заключаться в неуживчивом характере И. С., который, как он пишет, подвергался и ранее наказаниям со стороны монастырских властей. В заключительной части послания И. С. поручает Филофею передать от него поклон своему духовному отцу в Соловецком мон-ре и просит у последнего «прощениа и разрешениа о нашем к нему неистовстве в прежних», но в то же время продолжает обличать и поучать своего духовного отца (Л. 211). В др. послании в Соловецкий мон-рь И. С. пытается поучать игумена, укоряя его в том, что, став настоятелем, он «ни писанием известя, ни благословение каково подав, презрел еси нас убогых» (Л. 216). Поскольку указаны место создания этого письма - Кириллов Белозерский мон-рь и дата - 4 сент., то, исходя из автобиографии, можно заключить, что текст был написан в 1616 г. или в 1618-1620 гг.: только в эти годы 4 сент. И. С. находился в Кирилловом мон-ре. Игуменом на Соловках тогда был прп. Иринарх Соловецкий. И. С. пишет, что был прежде с ним в «совете любовном».

http://pravenc.ru/text/578350.html

Особое внимание Д. уделял архивной и издательской деятельности, пожертвовал большое количество книг в монастырскую б-ку. По его указанию ссыльным учителем В. Воскресенским (впосл. принявшим постриг с именем Кассиан) был заново систематизирован архив обители и составлена его опись. Были сняты копии с мн. документов. В 1833 г. вышло в свет подготовленное Д. 3-е изд. «Летописца Соловецкого», текст к-рого был исправлен и дополнен по архивным делам мон-ря; описываемые события охватывали период с 1429 и до 1833 г. В 1836 г. было издано фундаментальное описание Соловецкого мон-ря в 3 ч., созданное под рук. Д., к-рому помогал Воскресенский. В работе был опубликован целый ряд архивных документов. Указом Святейшего Синода от 8 марта 1836 г. Д. был переведен на должность настоятеля задонского Богородичного мон-ря. При нем в задонском мон-ре в 1837 г. было окончено строительство гостиницы, в 1838 г. в среднем этаже колокольни освящен главный престол ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Любивший породистых лошадей настоятель завел для них особую конюшню. Юродивый Антоний Алексеевич Монкин предсказал Д. новые испытания: сначала демонстративно скатился с амвона монастырской ц. Рождества Пресв. Богородицы, а затем заставил Д. целовать крест с панихидного стола. На недоуменный вопрос настоятеля: «Что это, Антоний Алексеевич, ты со мной делаешь?» - блаженный отвечал: «Не моя воля: так Бог велит!» Вскоре, 7 окт. 1840 г., Д. был уволен на покой по старости. Проживал в Симоновом Новом московском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре , в к-ром и похоронен. Награжден орденом св. Анны 2-й степени (1831). Соч.: Топогр. и ист. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря, с описанием подведомых сей обители мон-рей и скитов. М., 1834; Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря и др. подведомых сей обители мон-рей, скитов, приходских церквей и подворьев. М., 1836, 18532. 3 ч.; Открытие богомерзкой и богопротивной скопческой ереси//ЧОИДР. 1872. Кн. 1. Отд. 5. С. 111-174.

http://pravenc.ru/text/180337.html

(Василий Арефьевич; 25.02.1694, Орёл - 8.11. 1759, г. Холмогоры Архангелогородской губ.), архиеп. Архангелогородский и Холмогорский. Из военного сословия, образование получил в Москве. В 1714 г. пострижен в монашество в Соловецком в честь Преображения Господня мон-ре и рукоположен во иеромонаха. В 1719 г. находился по делам мон-ря в С.-Петербурге, был против воли оставлен в Александро-Невском мон-ре. Служил иеромонахом на кораблях «Арендаль» и «Ингерманландия». 3 сент. 1720 г., после возведения в сан архимандрита, назначен настоятелем Соловецкого мон-ря, к-рым управлял ок. 20 лет. Поддерживал монастырское хозяйство, несмотря на секуляризационную политику правительства: вопреки указам строил ладьи, принимал беглых крестьян и матросов, чинил препятствия «сыску руд» (поискам полезных ископаемых) на принадлежавших мон-рю землях, добивался передачи мон-рю части таможенных сборов с рыбных и соляных промыслов. В марте 1722 г., во время посещения Петром I олонецких заводов, по доносам «рудознатцев» (чиновников, занимавшихся поиском полезных ископаемых) В. предстал перед государем, повинился и был прощен. В 1722 г. вопреки указам Синода добился сохранения часовен в мон-ре, 7 марта 1723 г. доносил Холмогорскому архиеп. Варнаве (Волатковскому) о беспорядках среди братии. В 1724 г. по доносам заводчика М. Собинского и провинциал-инквизитора А. Тихонова началось дело по обвинению В. в злоупотреблениях и невыполнении указов, одновременно канцелярия Московского синодального правления начала следствие по обвинению В. в присвоении 1310 р. из монастырской казны. С июля 1725 по март 1726 г. В. был отрешен от управления мон-рем и находился в С.-Петербурге. Решением Синода возвращен на прежнее место, но оставлен под подозрением в уничтожении монастырских приходно-расходных книг. В 1722-1729 гг. между В. и заводчиком Собинским и др. шла тяжба из-за угодий Соловецкого мон-ря. В 1726 г. допроса В. по обвинению в препятствии «сыску руд» требовала Берг-коллегия. В годы игуменства В. Соловецкий мон-рь служил местом заключения политических преступников. В монастырской тюрьме содержались гр. П. А. Толстой, кн. В. Л. Долгорукий, самозваный митр. Чигиринский и Украинский Епифаний и др. В сент. 1731 г. на В. был возложен допрос бывш. митр. Игнатия (Смолы) .

http://pravenc.ru/text/154337.html

Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 508-517; Описание мон-рей, в Рос. империи находящихся. М., 18174. С. 85-86; Архангельский сб., или Мат-лы для подробного описания Архангельской губ. Архангельск, 1863. Ч. 1. Кн. 1. С. 211-212; Максимов С. В. Год на Севере. СПб., 18642; Макарий (Миролюбов), еп. Ист.-стат. описание заштатного Пертоминского муж. мон-ря//ЧОИДР. 1881. Кн. 4. Отд. 4. С. 1-20; Зверинский. Т. 2. С. 1041; Добровольский И. Ист.-стат. описание Пертоминского мон-ря//Архангельские ЕВ. 1894. Ч. неофиц. 17. С. 462-474; 18. С. 492-507; 19. С. 538-550; он же. Пертоминский мон-рь//Кр. ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 409-440; Посещение преосв. Никанором, еп. Архангельским и Холмогорским, Пертоминского мон-ря и окрестных приходов//Архангельские ЕВ. 1894. Ч. неофиц. 12. С. 299-303; Островский Д. Н. Путев. по северу России: Архангельск, Белое море, Соловецкий мон-рь, Мурманский берег, Новая Земля, Печора. СПб., 1898. С. 49-50; Пертоминский мон-рь//Архангельские ЕВ. 1899. Ч. неофиц. 10/11. С. 269-286; 12. С. 302-316; Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать преподобных отец соловецких. СПб., 1900. С. 15-16, 40-50, 93, 113-120; Козмин Н. Посещение преосв. Иоанникием, еп. Архангельским и Холмогорским, мон-рей Пертоминского и Кожеозерского и обозрение близь лежащих от них церквей и приходов Архангельского и Онежского уездов (с 11 по 22 июня 1901 г.)//Архангельские ЕВ. 1901. Ч. неофиц. 13/14. С. 331-347; Легатов И. И., прот. О св. иконе Божьей Матери, именуемой Скоропослушница, находящейся в Пертоминском мон-ре Архангельской губ.//Там же. 1908. Ч. неофиц. 23. С. 765-769; он же. Пертоминский мон-рь в Архангельской епархии//Там же. 8. С. 248-254; Голубцов Н. А. Крест Петра Великого, хранящийся в Архангельском кафедр. соборе//Петр Великий на Севере. Архангельск, 1909. С. 79-83; Чирков И., свящ. Светлой памяти архим. Аполлоса//Архангельские ЕВ. 1916. Ч. неофиц. 24. С. 503-505; 1917. 1. С. 11-15; Боговой И. В. По Архангельской епархии: Пертоминский мон-рь: (Ист. справка). Архангельск, 1923; Петров А. В. Описи Пертоминского мон-ря XVII-XVIII вв. как лингвист. источник//6-е Ломоносовские чт. Архангельск, 1994. С. 130-131; Белоброва О. А., Симонов А. Н. Сказание о явлении и чудесах Вассиана и Ионы Пертоминских//СККДР. 1998. Вып. 3. Ч. 3. С. 454-457; Кольцова Т. М. Северные иконописцы. Архангельск, 1998; Попова Л. Д. К истории Пертоминского мон-ря//История Отечества: Святые и святыни Рус. Севера. Архангельск, 2006. С. 118-124; Феофил (Волик), иеродиак. Северная область под властью большевиков, 1920 г.//Сийский хронограф. Архангельск, 2009/2010. 11/12. С. 23-27; Мон-ри Архангельского Севера: XIV-XXI вв.: Сб. ист. очерков/Сост.: Т. А. Санакина. Вологда, 2017; Пертоминск: Грани истории: Сб. мат-лов по истории Пертоминска. Архангельск, 2018; Харитонова Я. Э. Док-ты ГААО по истории Спасо-Преображенского Пертоминского мон-ря//Отеч. арх. 2018. 4. С. 44-51.

http://pravenc.ru/text/2580056.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010