Ни делом, ни мыслею нераздельное Слово не отделяется от Отца (56,278). Всякое действие и всякое слово Спасителя нашего Иисуса Христа есть правило благочестия добродетели (5,318). Христос… Сам первый на деле показал ученикам возможность делать то, что Сам заповедал (45,195). Учение заповедей Господних должно принимать как такое учение, которое доставляет нам Жизнь Вечную и Царство Небесное… (3,404). Кто соблюдает закон – чтит частицу Божества, какую имеет в себе во всяком деле, слове и движении ума, сколько можно более чист от всего попираемого и не оскверняется ничем преходящим, а напротив того, самую персть влечет с собою к небу, тот в награду за труды (подлинно самое великое и премудрое таинство!) станет богом по усыновлению, однако же исполненным Высшего Света, начатки которого пожинал он, в некоторой мере, еще здесь (12,125). Чрез исполнение заповедей Божиих возвращается внутрь нас, как некий многочастный плод, – любовь, милостыня, благоутробие, кротость, смирение, терпение искушений, непорочность и чистота сердца, посредством которой сподобляемся мы зреть Бога. И в чистом уже сердце воссиявает благодать и просвещение Святого Духа, Который возрождает нас, делает сынами Богу, облекает во Христа, возжигает светильник в душе нашей, делает нас чадами света, освобождает души от тьмы и отселе еще, в этой жизни, делает причастными Вечной Жизни, хотя мы того и не знаем (58,15). Где со тщанием исполняются заповеди Божий, там бывает и явление Спасителя нашего Иисуса Христа. После сего явления Спасителя приходит и совершенная любовь (58,112). Чем более кто преуспевает в делании заповедей Божиих, тем более очищается, осиявается и просвещается, сподобляется видеть откровения великих тайн, коих глубины не видел никогда и совершенно не может никогда видеть из тех, кои не восподвизались прийти в такую чистоту (58,133). Те, которые покорствуют Богу и соблюдают неуклонно заповеди Его, те и временных благ причащаются в меру, с воздержанием благодаря за них Бога, и от этих видимых и временных благ возводятся к оным невидимым и вечным за то, что подвигнулись Царю всех Богу и соблюли повеления Его. Те же, которые поступают противно заповедям Божиим, находятся на противной Богу стороне, вместе с диаволом, поскольку сделались врагами Бога (58,376).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

С утра твоя душа должна спешить к Господу и, достигнув вечера, пусть покоится на духовном ложе с благочестивыми помыслами, с надеждою на Бога в бесстрастии и чистоте (42,944). Плыви смело по морю жизни; плыви, держа якорь духа; плыви, направляясь к небу, как к пристани, боясь только кораблекрушения – отрицания (Божией помощи) (43,432). Всего более уповай на руку Великого Царя, которая, едва только покажется, обращает в страх и бегство сопротивных (5,33). Человек сам собою не в состоянии избавить себя от противления, от скитания помыслов, от невидимых страстей и козней лукавого (30,176). Без Божия покровительства человек – ничто. Велика злокозненность врагов наших, но премогущественнее ограждающая человека помощь Божия. Только мы не даем видеть сего очам своим (23,300). Печется же о нас Бог, когда I и мы печемся о деле духовном (46,127). Мановению Божию все повинуется и покоряется, и тогда трудное становится легким и невозможное – возможным. Только бы мы имели твердую веру в Него и, взирая на величие силы Его, становились выше всего человеческого (35,510). Хотя мы не имели уже никакой надежды на спасение (в трудных обстоятельствах), но как скоро Богу угодно будет, мы не будем иметь нужды ни в чьей-либо помощи, а одна помощь – Божия – доставит нам все (35,514). Если ты хочешь видеть силу непобедимую, прибежище неизменное, крепость непреодолимую, ограду непоколебимую, то прибегни к Богу, обратись к Его силе (36,209). Если потерпевшие кораблекрушение и несущиеся на досках, призывая людей, находящихся вдали, немедленно располагают их к человеколюбию, хотя не имеют с ними ничего общего, но стали известны им только по случившемуся несчастью, то тем более Бог человеколюбивый и по существу Своему Благий, избавит находящихся в несчастии, если только они захотят прибегнуть к Нему и искренно призвать Его, оставив надежды человеческие (36,339). Бог везде неразлучен с любящими Его; содержатся ли они в темнице, находятся ли они в изгнании или в бездне моря… или где бы то ни было, подвергаются опасности, Бог не оставляет их, содействует им и облегчает их труды (39,769).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Заботящийся же о том, что впереди, показывает тем, что не верит Божией милости, как будто она не всегда источает людям неистощимые дары (45,79). Насколько Бог выше мира, настолько забота о Нем выше мирской (32,363). Оттого многое в общественных делах и частных идет у нас не по нашему желанию, что мы не о духовном наперед заботимся, а потом о житейском, но извратили порядок (34,170). Человек, слишком занятый делами настоящей жизни, не может надлежащим образом усвоить предметов небесных, но, по необходимости заботясь о тех, лишается этих (39,61). Если мы сами заботимся об имуществе, Бог удаляется от промышления о нем, а если все возложим на Его попечение, Он устроит во всякой безопасности и наше имение (40,564). Оставим большую заботу о житейском, облегчим душу от земного бремени, обратимся мыслями к будущему. Сохраним под драгоценным покровом добродетели достоинства царского образа; поставленные господствовать над житейскими вещами, не обратим царской власти в рабство (43,994). В какой мере оставляет ум попечение о сем видимом и озабочивается упованием будущего, в такой же степени утончается он и просветляется в молитве (52,170). Если веруешь, что Бог промышляет о тебе, к чему тебе беспокоиться и заботиться о временном и потребном плоти твоей (52,295). Будем домогаться вечного, тогда не откажет и во временном Господь (25,336). Будем просить величайшего богатства небесного, тогда (Бог) не откажет нам и в пропитании. Будем просить, чтобы сподобиться великой нам трапезы, тогда даст и насущный хлеб (25,335). Унизительно было бы, Господи, просить у Тебя одного хлеба, когда дал Ты нам в снедь Святое Тело Твое (25,336). Не будем просить у Господа нашего ничего житейского. Он и не ожидает нашего напоминания, а хоть бы мы и не просили, Сам дарует нам потребное… Итак, не проси как главного того, что должен получить в виде прибавления (35,584). Совершенно недостойно у столь щедрого и обладающего таким всемогуществом просить того, что разрушается вместе с настоящей жизнью и подлежит многим переменам и случайностям. А таково все человеческое… (35,585).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Всякое зло дерзко входит в род человеческий через господство страсти (29,224)… Не только делающие зло, но и одобряющие их, подвергаются одинаковому с ними или даже более тяжкому наказанию… (35,845). Зло не иное что есть, как неповиновение Богу (38,608). Диавол не попускает ощущать зло, но множеством злых (людей) прикрывает гнусность зла, так как, если бы злому случилось жить между многими добродетелями, то он лучше бы увидел свою наготу (38,816). Надобно отражать (в себе) зло вначале; даже и в том случае, если бы первые преступления (нравственного закона) и не навлекли за собою дальнейших, и тогда нельзя пренебрегать ими: между тем, они доходят до большего, когда душа вознерадит (38,856). Если человек не хочет зла, то душа свободна, а если он не делает зла, то и тело свободно: все зависит только от одной злой воли (40,639). Зло, которое почитают ничтожным, легко оставляют в пренебрежении, а оставленное в пренебрежении оно усиливается, усилившись же, становится неизлечимым (42,127). Душа может противиться греху, но не может без Бога победить или искоренить зло (61,188). Без сокрушения сердца невозможно совершенно избавиться от зла (51,52). Памятуй о смерти и не возносись, ибо еще немного и сведен будешь во гроб, какую пользу несут тебе злые дела? (22,195). Всегда должно иметь пред глазами Суд Божий, и все зло угаснет (41,519). Когда истребится зло, то тем более прекратится смерть, потому что невозможно оставаться реке, когда иссякает ее источник, или быть плоду, когда засохнет корень (41,408)… Злыми делами нашими питаются демоны и получают силу воевать против нас, а нашим удалением от зла они истомляются алчбою и обессиливают… (57,186). Если кто-нибудь станет тебе строить козни и делать зло, – будь выше этих стрел, потому что не переносить зло, а делать зло – вот что действительно значит страдать от зла (34,740). Многие, по своим погрешительным мнениям, считают вредными (и злом) для нашего достоинства разное: одни – бедность, другие – телесную болезнь, иные – потерю имения, другие – злословие, иные и смерть, и непрестанно о том сокрушаются и плачут. А никто не плачет о живущих нечестиво, но, что всего хуже, часто даже называют их счастливыми: это бывает причиною всех зол (34,476).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Послушайте, отцы и братия, враг часто подущает человека говорить: «Ты молод, удовлетвори своим пожеланиям. Как многие, думаешь ты, наслаждались в мире и не лишены вечных благ? И ты еще молод: ешь, пей, увеселяйся благами мира сего, а под старость покаешься. И для чего хочется тебе с такого возраста измождать тело свое?» Потом приходит старость, и этот коварный приводит изречения Священного Писания и говорит: «Воздыхаешь ты, человек, сомневаешься в Божием милосердии и представляешь себе, что немилостив Господь. А Божие Писание проповедует, что Бог милостив и человеколюбив. Что ж, разве Он не знает, что немощный и слабый ты старец? Известно Ему, что не можешь ты ни поститься, ни ночи проводить в бдении, ни спать на голой земле. Не слышал ли ты, как говорит Он в Евангелии, что и с раннего и со среднего возраста служащие Ему, а также старики получают равную награду? Ибо сказал Он в Евангелии, что пришедшие в первом, и третьем, и в девятом, и в одиннадцатом часу получили равную плату…» Такие речи говорит враг, знающий Писание, чтобы ни в юности, ни в старости не дать им оплакать грехи свои. А людям простым, подавая меч отчаяния, говорит: «На что ты рассчитываешь, человек? Для чего сам себя обманываешь, говоря, что Бог есть Бог кающихся? Ты блудник, прелюбодей, хищник, ты убивал, крал, лгал, нарушал клятву, какая же тебе надежда на спасение? Ты погиб, поэтому удовлетворяй пожеланиям своим, будущее ты утратил, не лишай себя хотя настоящего». Таковы речи диавольские, но противно ему слово Христово: «Ты погиб, но можешь спастись, ты был блудником, но можешь уцеломудриться». На вопрос Петров, сколько раз отпускать грех кающемуся брату, Христос говорит: «Седмъдесят крат седмерицею» ( Мф. 18,21–22 ), означая сим, что прощение можно получить всегда до неопределенного числа раз. Человек, в чем застигнут будет при конце, в добром ли, худом ли, в том и судится. Приведи себе на память… как спасались грешники, и не отчаивайся. Представь в уме блаженного Манассию, блудницу, мытаря, разбойника, блудного сына и избегнешь прелести вражией. Когда диавол скажет тебе: «Удовлетвори пожеланиям своим», ты скажи ему: «Есть ли какая польза от нечистых удовольствий, напротив, не огонь ли вечный доставляют они мне?» А когда станет представлять тебе Божие человеколюбие, скажи ему: «Сам знаю, что Бог милостив и человеколюбив, но знаю также, что Он и Праведный Судия, известно мне, что тебя и отверженных с тобою не пощадил Он, но осудил на вечный огонь». И если скажет тебе: «Я бесплотен и не обложен немощью, потому Бог не пощадил меня, тебя же пощадит», то отвечай ему: «Почему же не пощадил Адама, Еву, Каина, и живших до потопа, и содомлян, и даже ученика Своего? А если не пощадил собственного Своего ученика, то почему пощадит меня?» Сказав сие, запечатлей себя крестным знамением, и враг бежит от тебя (24,363).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Во всем мы, христиане, смиреннее всякого, это повелевает нам заповедь, и не только пред мирским могуществом, но даже пред кем бы то ни было не поднимаем брови; но когда дело о Боге и против Него дерзают восставать, тогда, презирая все, мы имеем в виду одного Бога. Огнь же, меч, дикие звери и терзающие плоть когти скорее будут для нас наслаждением, нежели произведут ужас (11,105). Прилично не ослабевать и не изнемогать в страдании, но презреть персть и предоставить телу терпеть, свойственно что ему непременно, по закону естества, или теперь, или впоследствии имеющему разрушиться, потому что оно умрет, изнуренное или болезнью, или временем, самому же должно возвышаться душою, возноситься мыслями к Богу и знать, что было бы несообразно любомудрствовать нам вне опасностей, оказываться же нелюбомудрыми в нуждах и изменять своему обещанию (13,273). Кто желает соделаться сыном Божиим, прежде всего должен, подобно Господу, смириться, терпеть, когда его считают безумным и бесчестным; не отвращать лица своего от заплеваний… не гоняться за славою, за красотою века сего и за чем-либо подобным, не иметь где главу преклонить, переносить поношения и уничижения, быть у всех в презрении и попрании… подвергаться нападениям явным и тайным и противоборствовать им умом (30,392). Да понесет выя наша на себе сладкое иго Твое, Господи наш! Видимый Крест Твой да будет сокровен во внутренности нашей, сердце наше да будет твердо и да распинается повседневно: вместо гвоздей пронзи его заповедями Твоими (25,341). Тебя, Господи, вознесли некогда на древо, теперь каждый должен возносить себя самого на крест любви и вместо гвоздей употребить пост, вместо терний – заповеди (25,342). Возжелавший быть действительно Христовым человеком и надеющийся улучить вечные блага обязан с радостью нести труды и скорби почитать богатством, злострадание вменять себе в упокоение, суровую жизнь – в наслаждение, укоризну – в честь, оскорбление – в славу, потому что это слава рабов Божиих, последующих своему Господу и покорствующих словам Его. Подвижник и воин Христов не только должен переносить укоризну, но если встретится и богатство, то ему прилично вменять оное в гной, а если слава и начальство, то не превозноситься и не надмеваться; если похвалы и почести от людей, – считать их незаслуженными… как наковальня не уступает ударам и не напечатлевается на ней впадин, но всегда остается сама себе равной. Так и желающий быть христианином в различных скорбях и искушениях (как при внешних, людьми причиняемых обидах или ущербах и подобном тому, так и при внутренних нападениях духов злобы) да будет сам себе равен, мужественно перенося все что ни приключится. Твердынею, ограждением и столпом крепости от лица вражия имея всегда Господа, к Нему да прибегает во время брани… так возможет он преодолеть все встречающиеся искушения и скорби… (27,459).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Суди меня, Господи, и рассуди распрю мою с немилостивым врагом. Он поставил меня целью для стрел своих. По щедротам Твоим да пронзят его самого стрелы сии (25,227). Авва Ираклий поведал: «Некоторый старец жил в идольском капище. Пришли к нему демоны и стали гнать его оттуда. Сначала они разбросали его жилище, а затем схватили его за руку и повлекли из капища. Когда дотащили старца до дверей, он уперся ногами в двери и воскликнул: «Иисусе! Помоги мне!» Демоны тотчас бежали, а старец начал плакать. Господь спросил его: «О чем ты плачешь?» «Плачу о том, что демоны дерзают владеть человеком», – ответил старец. Господь сказал: «Ты был нерадив; когда же позвал Меня, видишь, Я скоро помог тебе " » (77,246). НЕДЕЛЯ 25-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Лк. Зач. 53. (10,25–37) О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ Бог создал человека не для того, чтобы он приносил пользу только для себя, но и многим другим (32,81). Крепкий пусть помогает немощному, усердный – утешает малодушного, трезвенный – возбуждает объятого сном, постоянный – подает совет непостоянному, воздержный – вразумляет беспечного и бесчинного (22,123). Если затрудняется делом брат твой, раздели с ним труд, чтобы сподобиться тебе в оный день услышать от Господа: «Что сделал ты для единого из сих братии Моих меньших, то для Меня сделал» ( Мф.25,40 ) (22,153). Оказывай честь брату пред знакомыми его – и будешь почтен пред Господом (22,179). Служащий (ближнему) должен служить, как Господу, от Которого получит награду… (22,210). Не делай того, что печалит ближнего, но будь вежлив в обращении со всяким (22,212). Если брат твой гневается на тебя, то гневается на тебя Господь. А если примирился ты с братом своим долу, то примирился и с Господом твоим горе. Если восприемлешь брата своего, то восприемлешь и Господа твоего. Итак, примирись с Ним в лице оскорбленных, возвесели Его в лице опечаленных, посети Его в лице больных, напитай Его в лице алчущих. В лице утомленного путника уготовь Ему мягкое ложе, омой ноги Его, посади на первом месте за трапезой своей, преломи хлеб свой и удели Ему, подай Ему и чашу свою. Он оказал тебе гораздо большую любовь: почерпнул воду, освятил ее и омыл ею неправду твою, раздробил для тебя Тело Свое и Кровь Свою дал тебе в питие (25,212).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если я приял на себя обязанность ходатайствовать за вас и должен буду дать отчет в этом, то тем необходимее становится для меня ваша молитва . Ради вас я принял на себя большую ответственность, следовательно, и вы должны подавать мне большую помощь (42,567). Следует относиться к иереям с великой заботливостью. Если же вместе с другими нападаете на них и вы, тогда и ваши дела не будут в хорошем состоянии. Пока кормчий чувствует себя хорошо, будут в сохранности и едущие с ним. Если же станут бранить его и будут относиться к нему с враждой, он будет не в состоянии ни трудиться, ни бодрствовать, ни сохранять своего искусства и, не желая, подвергает их тысячам опасностей. Так и иерей: если он будет пользоваться со стороны вас заботливостью, он надлежащим образом управит и ваши дела. Если же вы… повергнете иереев в уныние, тогда отдадите вместе с собою и их во власть волн, хотя бы они были очень храбры (43,826). Древле иудеи жертвы принося щедро, учителей и исполнителей закона побивали камнями; этому, соревнуя им, следуете и вы, если храм Божий украшая пожертвованиями, пастырей же Его подвергнете бедам. Значит, наше приношение даров было не из любви к Богу, а из тщеславия, которое мзду свою получает здесь (47,200). Возлюби иереев Божиих, ибо они друзья благого Бога и ходатайствуют за нас и мир (23,605). Кто презирает священника, тот презирает и Господа его (29,134). Священник приступает к Богу, как бы ему вверен был весь мир и сам он был отцом всех… прося и умоляя о прекращении повсюду войн и усмирении мятежей, о мире и благоденствии, о скором избавлении от всех тяготеющих над каждым бедствий: и частных, и общественных… (32,471). Почтим всех, чистосердечно имеющих степень священства, зная, что если кто любит друзей Царя, то такого еще более любит Царь (33,919). Священник стоит посредником между Богом и родом человеческим, низводя на нас оттуда благодеяния и вознося туда наши прошения, примиряя со всею природою разгневанного Бога и нас, разгневавших Его, избавляя от рук Его (37,417). Хотя бы священник был нечестив, но Бог, видя, что ты из благоговения к Нему почитаешь даже недостойного чести, Сам воздаст тебе награду (42,768). Не смотрите на мою нерадивую жизнь, но соблюдайте заповеди Господа нашего Иисуса Христа, Коему, яко праведному и неложному Судии, имеем мы отдать отчет во всем, что ни делаем. Дайте мне, прошу, такое похваление, да хвалюсь, что я один, падши по нерадению моему во глубины ада, воззвал великим гласом и освободил вас от сетей диавола. Хотя мне надлежит оплакивать собственное свое нерадение, но я ищу удовольствие видеть вас парящими высоко, выше всех сетей вражеских. Соблюдайте же, возлюбленные, неопустительно все заповеди Христовы (58,386). Овцы, не пасите пастырей и не выступайте из своих пределов, для вас довольно, если вы на доброй пажити. Не судите судей, не предписывайте законов законодателям (9,154). Если любишь Христа, если любишь Царствие Небесное, то уважай тех, чрез которых ты получаешь его (42,557).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Когда занимаешься чтением слова Божия, представляй, что под каждым словом сокровенно присущ Бог и принимай их как бы исходящими из Его Божественных уст (59,95). Как труба, звуча во время войны, воодушевляет молодых и храбрых против неприятеля, так и Божественное Писание возбуждает твое усердие в борьбе со страстями (43,940). Иные хвалятся собеседованием с вельможами, начальниками и властелинами, а ты хвались пред Ангелами Божиими, собеседуя со Святым Духом чрез Божественное Писание, Дух Святой чрез него говорит (43,447). Многие читают Божественные слова, но не извлекают пользу, не все получают прибыль по той причине, что не углубляются в сказанное, – неумело ударяют по этим священным гуслям (43,524). Не думай сразу уловить то, что едва улавляется с пролитием великого пота и после многих подвигов, но, предначав трудами и молитвами, приступай к уловлению тех мыслей в Священном Писании, которыми разумение наше изощряется до большей проницательности (47,368). Чтобы уяснить неясный смысл одного изречения, авва Феодор в продолжение семи дней и ночей непрестанно молился, и Бог открыл ему Истину. Когда некоторые из братии просили авву изъяснить им некоторые места из Священного Писания, он сказал: «Христианин, желающий понимать Писание, должен заниматься не одним чтением толкователей, но и очищением от плотских пороков. Если пороки будут истреблены, то душевные очи беспрепятственно будут созерцать тайны Священного Писания» (74). ПЯТНИЦА. Мк. Зач. 26. (6,45–53) О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ На земле нет ничего невозглавленного, потому что начало всему – Бог (22,245). Да не дивятся непостигающие недомысленной глубины Божиих распоряжений, по которым все совершается (8,112). У нас Единый Бог правит этой вселенной, как Ему угодно: Сам по собственным Своим мановениям и законам премудро приводит все в движение и во взаимное сопряжение, хотя, по-видимому, и не все идет благоуспешно, ибо и в древности, и ныне многим из самых мудрых затруднительными казались примечаемые в здешней жизни несообразности… А если ты не знаешь законов, это не значит, чтобы не знало их и Слово, ибо, если ты не знаешь живописи, не следует, чтобы не знал ее и живописец. Иное сам ты постиг, а с иным согласись благоразумно. И то уже признак разума, чтобы покоряться Разуму. Ежели все ясно, то скажи: «Где место веры?» Ибо вера есть непытливое согласие (12,40)…

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Вот признак веры истинной – когда обетования бывают выше человеческого понятия и мы твердо уповаем на силу обещанного (35,396). Вера есть якорь обуреваемой природы, вера есть тихая пристань человечества, вера есть ясное зерцало невидимого, вера есть лучший учитель о Единосущен Троице (39,735). Потому вера особенно и достойна удивления, что не только полезна и спасительна, но и удобна, весьма легка и для всех доступна (40,504). Верующий не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от Бога все, чего просит (54,229). Веру разумею воссиявающую в душе от света благодати, свидетельством ума подкрепляющую сердце, чтоб не колебалось оно в несомненности надежды, далекой от всякого сомнения (52,137). Не старайся в горсти своей удержать ветер, то есть веру без дел (52,345). Не думай, что вера, если только надобно назвать верою твою веру, обличаемую делами, возможет спасти тебя, потому что вера, оправдавшая вначале, требует согласных с нею дел, без которых спастись невозможно. Принятый по благодати, по справедливости, должен изобиловать собственными своими преимуществами, чтобы не быть иначе уличенным в неблагодарности (48,128). Вера, дел не имеющая, не имеет Бога, животворящего ее, и мертва есть, яко не стяжавшая того, о чем говорит Христос: «Любящий Меня заповеди Мои соблюдает, и Я и Отец к нему приидем и обитель у него сотворим» ( Ин. 14,23 ), чтоб воскресить из мертвых душу присещением Своим и оживотворить того, кто сподобился стяжать сие. Вот почему мертва такая вера, мертвы те, которые имеют ее без дел (57,325). Как ни орудия без художника, ни художник без орудий не могут сделать никакого сосуда, так ни вера без делания заповедей, ни делание заповедей без веры не обновляют и не воссозидают нас, или не делают новыми из ветхих. Когда же стяжеваем сии сердцем нераздвоенным, то есть веру и заповеди, и сделаемся для Владыки Христа благопотребным сосудом, го-жим для приятия духовного мира, тогда и Господь, положив тьму за кров Свой, обновляет в нас благодать Святого Духа, делает нас из ветхих новыми, восставляет из мертвых, рассеивает тьму, приводит ум наш об ону сторону тьмы и дает ему благодать (57,408).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010