Если бы все мы приобщились Духа, как следует приобщиться, то и небо узрели бы, и свое будущее там состояние (42,17)… По какой причине благодать Божия нисходит не на всех? Знай же… сие бывает потому, что она испытывает сперва произволение, а потом нисходит. Ибо хотя и благодать, но изливается не просто, но, соразмеряясь с приемлющими, истекает в такой мере, в какой найдет вместительным представленный ей сосуд веры (48,295). Божественный огонь ввергается в души, преизобильно имеющие главнее всего милость, и прежде этого и вместе с этим – веру и дела, ее подтверждающие (56,16). Когда Божественный огонь воссияет и прогонит рой страстей и дом души твоей очистит, тогда он смешивается с нею и соединяется несказанно, существенно с сущностью ее, весь со всею совершенно, и мало-помалу озаряет ее, делает огнем, просвещает и при этом как? Так, как и сказать не могу. Тогда двое: душа с Творцом делаются едино, и в душе пребывает Творец, Один с одной весь Тот, Кто дланию Своею содержит всю тварь. Не сомневайся, Он весь в одной душе с Отцом и Духом вмещается и душу внутри себя объемлет (56,18). Кто не сподобился получить благодать Христову и познать ее умно присущею в душе твоей, тот тщетно носит имя христианина, он одинаков с неверными… (57,171). Блага высшего для нас, то есть благодати Христовой, духовно сподобляется душа чрез Святое Крещение, ибо как только крещается, тотчас воображается в ней Христос. Но как большая часть не знает приемлемой таким образом благодати, особенно из тех, кои крещены малыми детьми, то мало-помалу со временем происходит в них изменение и в иных совсем гаснет благодать Божия, а в других остается хоть малая искра ее, которая по великой милости Божией иногда опять возгорается в них посредством веры, пастырского наставления и руководства. В тех, которые быв обличаемы и наставляемы, возникнут к вере и упованию спасения, благодать в короткое время опять возгорается и дает ощущать себя в духе. Затем, если кто приложит к сему с радостью и рукояти смиренномудрия и милостыни, – смиренномудрия потому, что такая милость не от нас, но от Бога; милостыни потому, что получивший милость, конечно, и сам должен быть милостив, – то в нем разгорается великое пламя, которое освещает даже и всех соприкасающихся с ним, о Христе Иисусе, Господе нашем, Коему слава и держава вовеки. Аминь (57,332).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ты смотри не на достоинство нуждающегося в помощи, а только на нужду; хотя бы он был ничтожен, и низок, и презрен, Христос вменяет тебе это в награду так, как бы Он Сам чрез нуждающегося получил благодеяние (34,347). Если же ты раздашь хотя тысячи талантов с гордостью, надменностью, тщеславием, то погубишь все, подобно тому как фарисей, который отдавал десятую часть своего имущества, но превозносился и надмевался этим, и вышел из храма, погубив все (34,259). Милостыня состоит не в том, чтобы давать деньги, но чтобы давать с чувством милосердия. И на зрелищах дают деньги блудницам, но это дело не человеколюбия, а пьяного бесчинства. Им-то и подобен тот, кто подает милостыню из тщеславия (41,596). Милостыня есть благо и Божий дар, и подаяние милостыни уподобляет нас по силе возможности Самому Богу (41,619). Христос повелел нам давать нуждающимся для того, чтобы нас, живых, сделать любомудрыми, чтобы убедить презирать деньги, чтобы научить не уважать земного (42,152). Милостыня – это великая красота и драгоценность, великий дар и великое благо. Если мы научимся презирать деньги, то научимся и прочему. Смотри, сколько добра происходит отсюда: подающий милостыню как должно научается презирать деньги, научившийся этому исторг корень зла. Потому-то он делает добро не столько другим, сколько себе, и не только потому, что милостыне принадлежит воздаяние и награда, но потому, что душа делается любомудрою и высокобогатою. Приучившись к этому, дающий сделал великий шаг к Небу и уничтожил великие прилоги к вражде, зависти, ссоре и печали (42,222). Мы не должны говорить, что Царство Небесное покупается за деньги (милостыни): не за деньги, но за свободное решение, обнаруживающееся через деньги. Деньги, однако ж, нужны – скажешь? Не деньги нужны, а решение (и сострадание). Имея это, ты можешь и за две лепты купить Небо, а без него и за тысячи золотых талантов не купишь того, что можешь купить за две лепты (42,348). Без милостыни и молитва бесплодна, без нее все нечисто, все бесполезно, без нее теряется большая часть добродетели (11,763).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Да откроет Господь очи сердец ваших, чтобы вы видели, сколь многочисленны козни демонов и как много зла причиняют они нам каждый день и да дарует вам сердце бодренное и дух рассуждения, чтоб вы могли принести самих себя Богу в жертву живую непорочную, остерегаясь зависти демонов во всякое время, их скрытых козней, и их злых советов, и прикровенной злобы их, обманчивой лжи и помышлений хульных… которые влагают они каждый день в сердце; гнева и клеветы, на которые подущают они нас, чтобы мы друг на друга клеветали, себя самих только оправдывая, других же осуждая, чтобы злословили друг друга, или сладким говоря языком, скрывали в сердцах наших горечь; чтоб осуждали внешность ближнего, внутри самих себя имея хищника, чтоб спорили между собою и шли наперекор друг другу в желании поставить на своем и показаться честнейшими. Всякий человек, который услаждается греховными помыслами, – падает произвольно, когда рад бывает тому, что в него влагаемо бывает от врагов, и когда думает оправдать себя только видимо совершаемыми делами, будучи внутри жилищем злого духа, который научает его всякому злу. Тело такого наполнится бесстыдными срамотами, ибо кто таков, тем овладевают страсти демонские, которые он не отгоняет от себя. Демоны не суть видимые тела, но мы бываем для них телами, когда души наши принимают от них помышления темные, ибо принявши сии помышления, мы принимаем самих демонов и явными их делаем в теле (61,29). Не переставайте противиться духу злому, ибо когда человек приступает к добрым делам и к прекрасному подвигу, подбегает и этот дух, чтобы войти с ним в часть, или чтоб совсем отклонить его от добрых начинаний. Он не терпит, чтобы кто поступал праведно, и противится всем, которые желают быть верными Господу. Многих он совсем не допускает до добродетели, а у других вмешивается между делами их и губит плоды их, научая их совершать добродетели и творить дела милосердия, примешивая к ним тщеславие. О таких людях думают, что они обогащены плодами, тогда как они совсем их не имеют, а похожи на смоковницу, о которой думали, что на ней много сладких плодов, когда смотрели на нее издали, подошедши же ближе, ничего не нашли на ней.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если бы мы неизменно пребывали в страже над собою, не предаваясь пресыщению и усыплению, не оскверняя Божия образа, то есть не допускали подменивать доброе семя, то злой сеятель не возрастил бы в нас достойных огня плевел (47,124)… Ни одной части души твоей, ни одного члена тела твоего не оставляй ненадзираемыми. Ибо таким образом ты и снизу искушающих духов пребудешь победителем, и свыше Испытывающему сердца и утробы неусыпно предстоять будешь с дерзновением (65,321). ВТОРНИК. Мк. Зач. 43. (10,2–12) О ХРИСТИАНСКОМ БРАКЕ Составляя одну плоть, (супруги) имеют и одну душу, и взаимною любовью одинаково возбуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что больше имеет побуждений. Как малый корабль при слабом ветре движется вперед, быстро носимый по водам распростертыми парусами: даже и руки без труда принуждают его к бегу ударами весел; большого же корабля не сдвинет легкое дыхание, напротив того, когда он с грузом выходит на море, только крепкий и попутный ветер может придать ему ходу: так, не обремененные житейскими заботами имеют нужду в меньшей помощи Великого Бога, а кто обязан быть попечителем милой супруги, имения и чад, кто рассекает обширнейшее море жизни, тому нужна большая помощь Божия, тот взаимно и сам более любит Бога (12,60). Хорошо обязаться супружеством, только целомудренно, уделяя большую часть Богу, а не плотскому союзу (12,115). Брак есть пристань целомудрия для желающих хорошо пользоваться им, не позволяя неистовствовать природе (32,302). Брак тогда особенно и лишается всякой похвалы, когда кто-нибудь пользуется им до пресыщения (32,324). Велико Таинство – брак… не рассуждай о нем как случится и просто; не ищи обилия богатства, намереваясь взять невесту. Брак надобно считать не торговлею, а союзом жизни (34,229). Истинное богатство и самое великое счастье в том, когда муж и жена не разногласят между собою, соединены друг с другом как едина плоть…. Такие супруги, хотя бы и жили бедно и были незнатны, могут быть всех счастливее, потому что они наслаждаются истинным счастьем и живут во всегдашнем спокойствии… (35,418).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Слышал я, что слезы очей приятнее Тебе, Господи, золота, серебра и драгоценных камней. Приими же, Господи, слезы очей моих, да благоугодны будут Тебе слова моления моего и по щедротам благости Твоей прости мне долги мои (25,276). Ежечасно проливай пред Судиею слезы сокрушения о гнусных делах своих. Бездна мучений ожидает тебя за дела твои и в воздаяние за непотребства твои. Сугубо плачь о себе, чтобы Правдивый услышал тебя и примирился с тобой (25,321). Прежде плача и слез, никто да не прельщает нас пустыми словами и сами себя да не прельщаем: нет в нас покаяния, ни истинного намерения перемениться, ни страха Божия в сердцах наших; не сознали еще мы себя виновными и не осудили, и душа наша не была еще в чувстве будущего Суда и вечных мук. Ибо если бы мы осудили себя, если б возымели такие движения сердца, если б были в таких чувствах, то тотчас извели бы и слезы. Без этого же ни жестокосердие наше никак не может умягчиться, ни душа наша стяжать духовное смирение, ни мы не в силах сделаться смиренными. А кто не таков, тот не может соединиться с Духом Святым, не соединившийся же с Ним через очищение себя от всего страстного созерцания Бога и боговедения сподобиться не может и недостоин сокровенно научаемым быть добродетелям смирения (58,529). Прекрасная баня для души – слезы во время молитвы, но после молитвы помни, о чем ты плакал (45,252). Когда во время молитвы своей изливаешь потоки слез, отнюдь не возносись тем сам в себе, как будто ты выше многих. Это помощь свыше прияла молитва твоя, чтобы ты, усердно исповедав грехи свои, слезами умилостивил Владыку (62,224). Будем омывать нечистоты свои слезами: велик плод этих рыданий, велико назидание и утешение (33,659). Всегда хорошо плакать (о грехах), но особенно во время ночи, когда никто не препятствует этому дивному удовольствию, когда желающий может предаваться ему с полной свободой (36,56). Незначительные ручейки от дождя уносят легкие стебельки; значительной же глубины реки и речки, бурные горные потоки бывают в состоянии увлекать с собою глубоко сидящие в воде пни и тяжелые камни. Взвесь свои грехи. Если прегрешение твое незначительно, достаточно и немногих слез; если грех велик, то больше должен быть и поток слез. Если же у тебя есть уверенность в жизни, и готовность плакать, и сердце сокрушенное, и еще не все слезы ты выплакал о себе самом, то удели и мне часть слез, плачь о грехах брата (39,984).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

СРЕДА. Мф. Зач. 60. (14,35–15,11) О ПОСТЕ Ты хочешь питать тело? Оставь же лишнее, давай ему необходимое, не нагружай его слишком, чтобы не потопить (43,246). Пост отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии, он – сожитель трезвости, делатель целомудрия… Пост – добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблестных, училище подвижников… Пост в бранях совершает дела доблестные, во время мира учит безмолвию (4,10). Пост предпосылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями при восхождении горе… Пост – приращение домов, матерь здравия, воспитатель юности, украшение старцев, добрый спутник путешественников, надежный сожитель супругам (4,12). Пост – благообразие города, благоустройство торжища, мир домов, спасение имущества (4,18). Охранители жизни нашей – Ангелы, деятельнее пребывают с теми, кои очистили душу постом (4,21). Приимите пост, здоровые, – это охранитель вашей телесной крепости… Приимите пост, больные, – это матерь здравия (4,26)… Пост не есть сам по себе благо, или сам по себе необходим; он с пользою соблюдается для приобретения чистоты сердца и тела так, чтобы, притупив жало плоти, человек приобрел умиротворение духа; он не есть благо неизменно и всегда… он иногда обращается даже в погибель души, если не благовременно соблюдается. Но и то не есть существенное зло, что кажется противным ему, т. е. приятное по природе своей вкушение пищи, которое нельзя считать злом, если с ним не соединяется невоздержанность, сластолюбие или другие какие-либо пороки, потому что не входящее во уста сквернит человека ( Мф. 15,11 ) (50,550). Пост, возлюбленные, радует Ангелов – хранителей наших, потому что посредством поста и молитвы мы делаемся их сродниками… Посту… радуются святые пророки, о нем ликуют апостолы и мученики, потому что все они с неумолимою ревностью подвизались в посте… Посту радуется и Христос, Господь наш, если только постимся с любовью, надеждою и верою (25,108). Сам Спаситель наш содержал пост и научил нас, как должны мы поститься, вести брань с лукавым и одолевать сатану… Будем и мы содержать пост сей ревностно, как научены Господом нашим, чтобы некогда иметь нам часть в Царстве Его (44,202).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Покаяние праздник творит Богу, потому что и Небо призывает на пир. Ангелы радуются, когда покаяние приглашает их на вечерю. Все небесные чины пиршествуют, возбуждаемые к веселию покаянием (24,167). К Богу прибегай с покаянием и слезами. Покайся и не сомневайся; покайся и не унывай более, не отчаивайся в своем спасении. На Небе радость, когда ты каешься, а ты медлишь? Ради тебя пришел Врач душ, а ты скрываешь рану? (39,713). Не расслабляй себя избытком долготерпения Божия и не имей намерения навсегда отдаться удовольствиям. Не говори: «Пока еще понаслаждаюсь любовью, пока попользуюсь молодостью, немного спустя придет время покаяния, завтра покаюсь». Тщетны подобного рода рассуждения, дурны решения твоей воли, плохим советником служит для тебя похоть. Ты говоришь: «Сегодня согрешу, а завтра покаюсь». Хозяин ли ты завтрашнего дня? Если ты вникнешь как следует, то окажется, что и сегодняшним днем ты вполне располагать не можешь: одна часть сегодняшнего дня прошла, а другая еще впереди – та уже не твоя, а эта пока еще не твоя. Ты говоришь: «Сегодня я воспользуюсь удовольствием, а завтра покаюсь». То, что в твоих руках, ты отдаешь удовольствию, а то, что не твое, – покаянию? Воспользуйся лучше моим советом: сегодняшний день отдай покаянию, а греху не оставляй даже завтрашнего (39,975). Непрестанно пребывай в покаянии, которое является основанием нашего спасения, так как мы не знаем ни дня, ни часа, в который придет Господь наш (40,886). Через грех диавол низводит нас в геенну, через покаяние Христос вводит нас в Царство Небесное (40,898). Остановим же бурный натиск греха якорем покаяния, чтобы беспрерывное дуновение вожделений не заставило нас претерпевать крушения (40,900). Но пусть наше покаяние не ограничивается только одними словами, так как нелепо было бы, если бы оно состояло только в словах и Церковь Господа нашего Иисуса Христа не созидалась бы посредством дел (40,899). Покаяние – помощница наша к достижению Царства Небесного, вход в рай, наслаждение вечным веселием; покаяние – мать спасения, ниспровержение диавола, уничтожение пороков; покаяние разрешает узы грехов, спасает отчаянные души, просвещает помраченных, обращает к Богу отверженных, призывает заблудших; покаяние – отрада и утешение всех отчаянных. Покаяние восстанавливает падшую душу, соделывает ее из отчужденной дружественною Богу; покаяние ободряет душу истерзанную, укрепляет колеблющуюся, исцеляет сокрушенную, делает здоровою уязвленную (40,917).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Женщинам же, когда приходят в храм, надлежало бы удалять украшения, потому что церковь не для того создана, чтобы показывали в ней тленное богатство, а для того, чтобы показывали богатство духовное. А ты, как на зрелище, приходишь сюда в украшениях и, подражая играющим на сцене женам, одеваешься с такою величавостью в смешной их сор. Тогда ты приходишь сюда во вред для многих (38,881). Храм есть жилище, принадлежащее только Богу, здесь обитает любовь и мир, вера и целомудрие (41,897). Известно об авве Маркелле со слов ученика его, что, намереваясь идти к воскресным службам, авва тщательно приготовлял себя и выучивал часть Писания наизусть… Когда же стоял за службою, грудь его была омочена слезами. «Ибо, – говорил он, – когда совершалась служба, видел я всю церковь как бы огненною, а когда служба оканчивалась, огонь удалялся» (67,404). СРЕДА Лк. Зач. 99. (20,1–8) О БОГОПОЗНАНИИ И НЕПОСТИЖИМОСТИ СУЩНОСТИ БОЖИЕЙ Бог показал, что, приближаясь к людям, по причине праведности Своей, для неправедных Он делается поражающим неисцельно. Щадя нас, удаляется Бог от нас, чтоб остались мы живы, а также не изрекает нам тайн, чтобы мы не умерли (22,216). Нет ничего хуже, как судить и измерять дела Божественные соображениями человеческими: таким образом можно далеко отпасть от камня веры и лишиться света. Если желающий объять лучи солнца глазами человеческими не только не обнимет их и не достигнет цели, но еще и отдалится от нее и потерпит великий вред, то тем более дерзающий протекать своими умствованиями в Свет неприступный потерпит вред, оскорбляя Бога (42,764). Часто дивился я тем, которые, ни во что не ставя веру и доблестное житие, входят же в пытливые исследования и разыскивания, чем прогневляют Бога. Ибо когда усиливаемся дознать то, что не угодно было Богу сделать доступным нашему ведению, тогда не дознаем сего (ибо возможно ли это вопреки Божией воле?) и останется одна только за сие изыскание угрожающая нам опасность. Посему, оставив изыскание об этом как сверхъестественное и нимало не доступное, прибегнув же в пристань правой веры и доблестного жития, – здесь обретем себе безопасность (47,357).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Когда сделаешь кому добро, не жди от него воздаяния, – и за то, и за другое вознаградит тебя Бог (52,286). Блажен человек, который познал, что помощью благодати Христовой всякое добро может быть добре делаемое, окаянен же тот, кто не познал сего. Всуе держит таковый веру Христову (57,169). Кто делает добро, тот будет осыпан милостями не в меру своего делания, потому что исполнял только должное, но в безмерие благоутробия и благости Божией (57,208). Когда хочешь положить начало доброму деланию, приготовься сперва к постигающим тебя искушениям и не сомневайся в истине (52,290). Некоторый монах часто приходил в келлию одного великого старца и крал, если что находилось в келлии у него. Старец не обличал его, но еще более работал, говоря: «Может быть, этот имеет нужду». Когда же настал день кончины старца, окружили его братия. Увидев крадущего, старец сказал ему: «Брате, я благодарен рукам твоим, потому что чрез них иду в Царство Небесное». Монах этот, умилившись и раскаявшись, сделался и сам искусным подвижником и тружеником (68,51). СРЕДА. Мк. Зач. 18. (4,35–41) О НЕПОСТОЯНСТВЕ ЖИЗНИ ЗЕМНОЙ Жизнь человеческая – непостоянное море… собрание вод, колеблемое волнами. И хотя буря страшна, плавание опасно, однако же мы, пловцы, спим беспечно. Страшно и свирепо море жизни, суетны надежды, надмевающие подобно бурям. Скорби ревут, как волны; злоумышления скрываются, как подводные камни; враги лают, как псы; похитители окружают, как морские разбойники; приходит старость, как зима; наступает смерть, как кораблекрушение. Видишь бурю, правь искуснее, смотри, как плывешь, не затопи ладьи своей, нагрузив ее или богатством, приобретенным неправедно, или бременем страстей (4,344). Много путей многобедственной жизни, и на каждом встречаются свои скорби; нет добра для людей, к которому бы не примешивалось зло; и хорошо еще, если бы горести не составляли большей меры. Богатство – не верно; престол – кипение сновидца; быть в подчинении тягостно; бедность – узы; красота – кратковременный блеск молнии; молодость – временное воскипение; седина – скорбный закат жизни; слова – летучи; слава – воздух; благородство – старая кровь; сила – достояние дикого вепря; пресыщение – нагло; супружество – иго; многочадие – необходимая забота; бесчадие – болезнь; народные собрания – училища пороков; недеятельность – расслабление; художества – приличны пресмыкающимся по земле; чужой хлеб – горек; возделывать землю – трудно; большая часть мореплавателей погибла; отечество – собственная яма; чужая сторона – укоризна.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Мы не отделяем в Нем человека от Божества, но учим, что один и тот же – прежде не человек, но Бог и Сын Единородный, предвечный, не имеющий ни тела, ни чего-либо телесного, а наконец, и человек, восприятыи для нашего спасения, подлежащий страданию по плоти, бесстрастный по Божеству, ограниченный по телу, не ограниченный по духу: один и тот же земной и небесный, видимый и умопредставляемый, вместимый и невместимый, чтобы всецелым человеком и Богом воссоздан был всецелый человек, падший под грех (11,197). Христос Сам Себя приносит Богу, чтобы Ему Самому исхитить нас у обладавшего нами и чтобы взамен падшего принят был помазанный, потому что Помазующий неуловим (12,47). Ты, Христе, часть моя, и лучше Тебя иметь, нежели все то, что есть у всех. Ты единственное твердое и свободное стяжание, которого не лишит меня никакая зависть (13,70). Спаситель наш Иисус Христос есть Сын Божий и называется так по естеству, а не именуется только сыном, в несобственном смысле сего слова, как мы, будучи тварью; Он не имел начала, но вечен, посему по самой ипостаси Своей Он и в бесконечные веки будет царствовать с Отцом (20,2). Для отпущения грехов и беззаконий пришел в мир Сын Божий, посему с любовью и радостью обращался Он ко всякому, кто имел нужду в помощи. Отъясть неправды мира пришел Он с горней высоты и показал великое милосердие Свое грешникам и любодейцам (25,156). Благодарение Отцу, из недр Своих родившему нам Сына, Который нисшел, вкусил нашей смерти и в Своем Воскресении показал наше воскресение! Так мудрый врач сам наперед вкушает то врачевство, которое дает больному, чтобы и больному было смелее принять его (25,486). Благословен Пастырь, соделавшийся Агнцем, чтобы нас соделать чистыми (26,155). (Бог Отец), сжалившись над нашим родом, послал к нам Врача душ и телес, воздвигнув из Отеческих недр Единородного Сына Своего, Который благоволил принять образ раба и родиться от Девы, жить вместе с нами и претерпевать все наши (нужды), дабы нашу природу, лежащую долу от множества грехов, возвести от земли на небо ( Ин.3,16 ) (35,269).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010