Чужой постриженник, по мудрому рассуждению св. Афанасия, не знакомый ни с порядками лавры, ни с ее уставом, не несший вместе с ее братией аскетических подвигов, не привыкший к монастырским чинопоследованиям, стояниям и пр., будет плохим руководителем монахов по пути к вечному спасению. 1584 Но при этом великий афонский законодатель дает некоторые объяснения относительно того, кого именно из посторонних монахов следует считать чужим для монастыря. Оказывается, что инок, живший и подвизавшийся в лавре около двух или трех лет, хотя бы и был пострижен в другом монастыре, для лавры становится уже не чужим. Он – детище лавры, член ее братства, нисколько не отличается от иноков, постриженных в лавре, но равен им; он – вполне самоправный и законный их сподвижник. Св. Афанасий считает таких иноков своими сынами и наследниками наравне со всеми остальными монахами. Поэтому он находит несправедливым лишать их права на игуменское звание и Богом заклинает лаврскую братию не полагать при избрании игумена никакого различия между пришельцами, прожившими в лавре несколько лет, и собственными ее постриженниками и беспрепятственно вручать игуменский жезл достойнейшему, хотя бы он был из чужих. 1585 Но вообще византийские монахи очень сильно восставали против поставления игуменов из по- стриженников чужого монастыря и крепко отстаивали самобытность монастырского управления. Этот порядок дел официально был изменен при патриархе Луке Хрисоверге (1156–1169). В его время синодом было сделано постановление, чтобы «в монастыри, находящиеся в области патриарха, без предосуждения были поставляемы на игуменство, – если в них нет монахов, способных к предстоятельству, – (монашествующие) из другой обители, хотя бы уставами их и запрещалось быть игуменом постриженнику чужого монастыря». 1586 Однако последующая монастырская практика резко расходилась с этим законоположением. Монахи, несмотря на закон, продолжали держаться старых порядков; за них же стояли и составители уставов. Иеромонах Нил, написавший в 1210 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

«Изустная память» Г. была известна Московскому митр. свт. Макарию и царю Иоанну IV. В 1576 г. она была переписана в Болдинском мон-ре по приказу соборных старцев и игум. Антония (впосл. епископ Вологодский и Великопермский) «с подлинного слово в слово», единственный ее список сохранился в рукописи 1663 г., происходящей из переславского Троице-Данилова мон-ря (РГБ. Унд. 301. Л. 126-128а). В рукописях встречается также лит. обработка «Изустной памяти» 2-й пол. XVII в., насыщенная риторическими вставками. Именно этот текст хранился в Болдинском мон-ре в более позднее время в качестве завещания-устава Г. Г. был погребен в Болдинском мон-ре у юж. стены Троицкого собора, рядом с приделом прп. Сергия Радонежского. По-видимому, в игуменство Иосифа Краснописца (1554 - не позднее 1567) мощи преподобного были перенесены в соборный храм и помещены в деревянную раку (в самых ранних посмертных чудесах Г., относящихся к времени игуменства Иосифа, упом. его «целбоносный гроб» с деревянной ракой). Крышкой раки, согласно рассказу о 9-м чуде («о Федоре Круговитине»), служила икона святого. В кон. XVI в. мощи Г. были перенесены в новопостроенный каменный Троицкий собор, в придел ап. Иоанна Богослова, помещены в деревянную резную позолоченную раку, над к-рой была устроена такая же сень. Почитание Житие Г. представлено единичными списками, вероятно, это объясняется теми обстоятельствами, что смоленские земли неоднократно становились ареной военных действий в Смутное время , в 1611-1655 гг. Болдинский мон-рь занимали иезуиты, в 1812 г. он был разорен наполеоновскими войсками. 1-я редакция Жития, написанная до 1586 г. игум. Болдинского мон-ря Антонием, известна в 2 списках: РГБ. Унд. 600. Л. 142-210 об., 1685/86 г., и РГБ. Попов. 94. Л. 165-220. В богатом фактическим материалом Житии, написанном игум. Антонием, использовано завещание Г., а также агиографические сочинения, в частности Житие прп. Герасима Иорданского. 1-я редакция помимо сведений о жизни преподобного содержит описание прижизненных чудес (2 чудес о возвращении украденных лошадей - монастырских и крестьянских, чудес о наказании обидевших святого крестьян, о наказании и об исцелении святым великокняжеского посланника, захватившего монастырских крестьян, о сыне дорогобужского приказчика Лаврека Соколова, об изгнании бесов из Абрамовского оз.) и 17 посмертных чудес (о наказании болезнью, часто беснованием, за воровство, за нарушение обетов, за нанесение обид монахам и о последующем исцелении по молитвам к святому, об умножении еды на трапезе, об избавлении от разбойников, неск. чудес, связанных с переходом монахов по заступничеству Г. из особножительных мон-рей, где они жили по-мирски, в общежительный Болдинский мон-рь). 3 последних чуда, относящиеся к времени после 1590 г., записаны др. агиографом, поскольку еп. Антоний скончался в 1588 г. (в 17-м чуде сам Антоний вместе с Г. является в видении своему ученику иноку Дионисию).

http://pravenc.ru/text/164547.html

В XVI в. большинство иерархов О. а. были славянами: тексты актов, надписи и книги следуют ресавской (безъюсовой) орфографии, в целом сербской по происхождению, что привело к конфликтам в епархиях с большинством греч. населения ( Снегаров. 1932. Т. 2. С. 25-27). Позже противостояние греческих и славянских иерархов привело к расколу, когда без согласия архиеп. Охридского Прохора в кон. 1529 или нач. 1530 г. митр. Смедеревский Павел провозгласил себя архиепископом Печским. Его действия в сент. 1531 г. осудил патриарх К-польский Иеремия I , и дважды, на Архиерейских Соборах в Охриде в 1530 и 1532 гг., принимались решения о снятии с него сана. Но, прибегнув к клевете, митр. Павел добился заточения архиеп. Прохора и неск. митрополитов. После освобождения архиепископ получил фирман о восстановлении О. а. в прежних границах, а в 1541 г. хиротонисанные митр. Павлом епископы были лишены сана. При архиеп. Прохоре О. а. подчинялись правосл. общины в Юж. Италии - на Сицилии, в Апулии, Калабрии, Венеции и Далмации, составляя т. н. Италийскую епархию ( Макушев В. Исторические розыскания в Албании в средние века. Варшава, 1871). Но Ватикан препятствовал проезду ставленников и иерархов из Охрида и обратно, поэтому архиеп. Охридский Гавриил просил о помощи польск. кор. Стефана Батория , к-рый в 1586 г. обратился к Римскому папе Сиксту V (1585-1590) с посланием, уверяя, что Италийская епархия подчинялась Охриду со времени падения К-поля ( Снегаров. 1932. Т. 2. С. 569). После 1557 г. в О. а. под влиянием К-польской Патриархии и Ватикана усилилась борьба церковных партий. Преемник архиеп. Прохора, Симеон, был свержен прогреч. партией через полгода после избрания. При поддержке османских властей патриарх Печский Макарий (Соколович) подчинил себе все епархии О. а. на серб. землях, а также Скопскую, Моровиздскую, Нишскую и Кюстендилскую (вместе с Разлогом). Тогда же О. а. утратила Веррийскую епархию, а Италийская епархия и к 1575 г. епархии в Далмации отошли К-польской Патриархии. В кон. XVI или нач. XVII в. О. а. вернула себе Драчскую епархию.

http://pravenc.ru/text/2581773.html

Путеводитель по святыням Подмосковья . Информационные справки. Ил.: Карта с обозначением 22-х святынь Подмосковья//Фома. – Спецвыпуск. 2013/Православное Подмосковье. – С.18-25. – (рубрика « Святыни Подмосковья »). Представлены: Мое Подмосковье: (на заставке - Танец бабочек. Деревня Кудиновская, Егорьевский район Московской области. Фото Сергея Странника) Сергей Безруков , актер. Черное, Белое и Святое озера . [Район Косино, косинские озера]//Фома. - Спецвыпуск. 2013/Православное Подмосковье. – С.26-27. – (рубрика « Мое Подмосковье »). Троице-Сергиева Лавра: Алексей Соколов . Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Сердце Подмосковья . Фото Владимира Ештокина. Ил.: Оборона Троице-Сергиевой Лавры. С. Д. Милорадович. 1894; Лисовчики, упражняющиеся в стрельбе из лука. Юзеф Брандт. 1885. Фрагмент; Миниатюрные портреты: Святой Сергий Радонежский (икона), Дмитрий Донской (1350-1389). Василий Шуйский (1552-1612), Михаил Скопин-Шуйский (1586-1610), Петр I (1672-1725)//Фома. - Спецвыпуск. 2013/Православное Подмосковье. – С.28-34. – (рубрика « Троице-Сергиева Лавра »). Материал включает план-макет « Свято-Троицкая Сергиева Лавра » (рисунок Юлии Кузенковой) с информацией о храмах, постройках и памятных сооружениях на ее территории (С.30-31). Протоиерей Павел Великанов , настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лавры, главный редактор портала Богослов.ру. Здесь хозяин - Преподобный. Текст предоставлен порталом «Православие и мир», pravmir.ru//Фома. - Спецвыпуск. 2013/Православное Подмосковье. – С.35. – (рубрика « Троице-Сергиева Лавра »). Мое Подмосковье: (на заставке – Бывший господский дом усадьбы Фряново. Фото Александра Послыхалина) Александр Гиндин , пианист. Два впечатления. [О поселке Луговая в пяти километрах от города Лобня и городе Коломна]. Фото из архива автора//Фома. - Спецвыпуск. 2013/Православное Подмосковье. – С.36-37. – (рубрика « Мое Подмосковье »). Валерия Шмелев , адвокат, музыкант, руководитель любительского театра в с. Верхнее Мячково. Село как центр вселенной. [Село Верхнее Мячково] Фото из архива автора//Фома. - Спецвыпуск. 2013/Православное Подмосковье. – С.36-37. – (рубрика « Мое Подмосковье »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-spetsv...

Николая Чудотворца, архиеп. Мирликийского, и слава его в России. СПб., 1899. С. 308, 688. Примеч. 258). Фигуры И. и св. Петра, митр. Московского, помещены на правом поле Владимирской (Волоколамской) иконы Божией Матери (ок. 1572, ЦМиАР; Салтыков. 1981. С. 250. Ил. 143; Вера и власть. 2007. С. 134-135. Кат. 53), написанной столичным мастером по заказу Малюты (Григория Лукьяновича) Скуратова-Бельского. Фигура святого повернута вполоборота к среднику, обеими руками он придерживает у груди закрытое Евангелие. И. в светлом узорчатом саккосе, в омофоре с синими крестами, в зеленом подризнике с золотыми зарукавьями, в архиерейской шапке. Особое почитание И. и создание его изображений на предметах церковной утвари связаны с Успенским собором Московского Кремля. По описям собора, прежде всего по самой ранней сохранившейся - нач. XVII в. (по датировке Т. С. Борисовой, 1609-1611), известны серебряная рака с рельефной фигурой святого, неск. лицевых покровов на его мощи, иконы в алтарях собора (главном и «кадильном», т. е. жертвеннике) с одиночным образом И. и с др. чудотворцами - покровителями Москвы. «Повелением благочестивого царя и великого князя Феодора Ивановича всея Руси, и верою его несумненною, и слезами теплыми зачали делати раки серебряные кованыя, многоценныя великим светильником, столпом Русския земля…» (ПСРЛ. Т. 34. С. 199-200). Так, в 1585-1586 гг. появились драгоценная рака с рельефным изображением И. на крышке и раки для мощей др. рус. святых. Вероятнее всего, замысел создания такого надгробия-реликвария был сформирован еще в царствование Иоанна Грозного; в Житии И. упоминается чудо, происшедшее в 1555-1556 гг., когда некая слепая жена, молившаяся об исцелении у Великорецкой иконы свт. Николая Чудотворца в Успенском соборе, а также у надгробий святителей и у чудотворных икон, была исцелена у мощей «дуновением святого Ионы» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 523; Усачёв. 2007. С. 57). Сохранились боковые стенки раки, обложенные серебром (ГММК); чеканное изображение на крышке известно из соборных описей (Описи. 1876. Стб. 299, 418-419, 611-612). Рельефное изображение И. из серебра было позолочено и украшено по одеждам и венцу драгоценными камнями (яхонтами, изумрудами и лалами). Святой был облачен в «сак» (саккос), омофор, архиерейскую шапку, в руке держал Евангелие. В верхней части крышки, над рельефной фигурой святого в рост, были вычеканены изображения: в центре - Св. Троицы, в углах - Богоматери и св. Иоанна Предтечи. К нач. XVIII в. крышка раки И. была установлена в киоте над надгробием и стала почитаться как икона. Существует деревянный рельеф с образом И., возможно также служивший крышкой его раки (посл. четв. XVII в., ГММК - см.: Соколова И. М. Рус. деревянная скульптура XV-XVIII вв.: Кат. М., 2003. С. 176-179).

http://pravenc.ru/text/578250.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Молитва о невинно убиенных Поклон Левашовской пустоши 13.02.2007 1586 Время на чтение 21 минут 11 февраля сего года, в праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, после праздничной Божественной литургии настоятель Князь-Владимирского собора, председатель Комиссии по канонизации новомучеников, исповедников и подвижников веры и благочестия Санкт-Петербургской епархии, протоиерей Владимир Сорокин с прихожанами и гостями собора по сложившейся традиции отправился в Левашовскую пустынь поклониться праху погребенных там невинно убиенных людей и помолиться об их упокоении. Ведь на основании решения Поместного Собора 1917-1918 гг. определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30.01.1991 г. в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских установлено и поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. В пути секретарь Комиссии по канонизации СПб епархии Лидия Ивановна Соколова рассказала богомольцам о последних находках Комиссии в изучении подвига новомучеников и исповедников. Публикуем ее поучительный рассказ. Венец мученический стяжавшие " Прежде всего хочу сказать о том, что сегодня во многом разрушено историческое самосознание русских людей. Восстановить это самосознание может наследие новомучеников XX века, которое, к сожалению, почти не востребовано нами, что может быть поставлено нам в укор на Страшном Суде. А ведь Русская Православная Церковь накопила ценнейший духовный опыт новомучеников XX века, который вполне может быть понятен нам, потому что жизненный опыт мучеников близок нам по времени, поскольку речь идет о людях, родившихся в одном с нами веке, внуки которых - наши современники. И, наверное, духовное осмысление подвига новомучеников может очень помочь нам в собственном движении к Царству Небесному. Весомый вклад в историю Русской Православной Церкви внес архивный материал, открытый в недавнее время для исследователей. С результатами последних изысканий я и хочу вас сегодня познакомить.

http://ruskline.ru/analitika/2007/02/13/...

1586 Житие преп. Саввы Освящ. гл. 75, изд. Общ. Люб. Др. П. под ред. Помяловского, стр. 434–437; ср. Пал. Пат. вып. 1, 119. 1588 Гр. Галин, Св. Софроний, патр. Иерусалимский, Киев, 1853, 4–8. К. Попович, Патр. иер. Софроний, как богослов, проповедник и песнописец. Киев 1890. 6–9. П. Сладкопевцев. Др. палестинские обители, вып. 2. 155–162. 1589 πσκοποι α πρεσβτεροι, πρς δε α τν μοναστν o θεοδιδστεροι, – вариант: ερες α μονζοντες. 1591 В житии Иоаннна Дамаскина , как оно читается в Минеях-Четьих Димитрия Ростовского , рассказывается, что когда Мансор, отец Дамаскина передавал своих детей – родного Иоанна и приёмного Косму выкупленному из арабского плена иноку Косме для обучения наукам, благочестию и добрым нравам, он сказал: „сотвори их тебе сыны духовны“ (Дек. 4 день). Но это чтение не оправдывается ни греческими текстами житий Иоанна Дамаскина (AA. SS. Maji II, App. рр. 2 сн. 14–15. Пападопуло-Керамевс, ναλκτα Ιεροσολυμιτικς σταχολογας т. IV. 312 сн. 273), ни известными нам древнеславянскими переводами их по рукописям библиотеки Московской дух. Академии. 1593 См. И. Соколова, Состояние монашества в византийской церкви с полов. IX до нач. XIII в., 472 сл. Е. Голубинского, История, I, 2, 2-е изд., 658 след. 1594 Житие преп. Илариона, напис. бл. Иеронимом, Migne P. L. XXIII, 43–44; р. п. IV, 33; также Пал. Пат. вып. 4, 25. 1596 Сладкопевцев, Палест. Обит. II, стр. 32. Житие св. Феогния по-греч. с рук. пер. Прав. Палест. Сборн. вып. 32, стр. 9 и 36. 1598 В письме к игумену Драконтию, отказавшемуся от епископства, св. Афанасий пишет между прочим: „знаем и епископов постящихся и монахов ядущих; знаем и епископов не пиющих вина и монахов пиющих; знаем и епископов, творящих знамения и монахов не творящих“. Творения св. Афанасия; р. п. II. 10. Очевидно пост, воздержание от вина и дар чудес считались атрибутами монашеского звания. 1599 „Пишешь мне, говорит преп. Нил Синайский в одном письме, что иноки приближающиеся и прилепляющиеся к Богу, суть левиты; и, уразумев это, сделал ты великое приобретение“. Migne P. G. LXXIX, 124: р. п. II, 306.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1582. С 1862 года до кончины Святителя в 1867 г. было опубликовано четырнадцать его произведений различных жанров в «Домашней беседе» и еще тринадцать вышли в издательстве В. И. Аскоченского и типографии И. И. Глазунова отдельными изданиями. См.: Семенова Т. Н. Библиография трудов святителя Игнатия и литературы о нем (за 1847–2001 гг.)//Настоящее издание. Т. 4. С. 654–655, 666–668. Все они позже будут включены в собрание сочинений святителя Игнатия. 1583. «Жизнеописание…». С. 482. 1584. Цензор. 1585. Творения. Кн. 6. С. 723. — Письмо от 10 янв. 1864 г. 1586. Творения. Кн. 6. С. 508–510. — Письмо от 3 марта 1864 г. 1587. Глазунов был издателем журналов Е. Н. Ахматовой. 1588. Творения. Кн. 6. С. 763. — Письмо от 6 янв. 1865 г. 1589. См. сноску 1, с. 487. 1590. Дарьюшка-странница//Домашняя беседа. 1864. — Вып. 2–11. 1591. Творения. Кн. 6. С. 1098 — Сноска к письму от 25 окт. 1864 г. 1592. Творения. Кн. 6. С. 802–803. — Письмо от 25 окт. 1864 г. 1593. Снессорева жила в Царском Селе. 1594. См.: Из записок Михаила Васильевича Чихачова//Настоящее издание. Т. 1. С. 600. 1595. Кончина Преосвященного епископа Игнатия (Брянчанинова)//Домашняя беседа. 1867. Вып. 21, 20 мая. С. 578–584.; То же. СПб.: тип. Морского Министерства, 1867. 13 с. 1596. Во втором (позднем) варианте «На память другу» Снессорева дает более подробную характеристику изданию: «По желанию родственников покойного епископа Игнатия Брянчанинова я написала, со слов очевидцев, несколько страниц о последних днях его жизни. Небольшое издание разошлось между родными и знакомыми». (РО ИРЛИ. Ф. 155, не обработан.) 1597.  Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов: Его жизнь, личность и морально аскетические воззрения. В 2 ч. Киев, 1915. Ч. 2. С. 9. 1598. См. сноску с. 487. 1599.  …мой «Валаам» кончен…. — Архимандрит Игнатий сообщает о завершении работы над первым вариантом своего произведения «Валаамский монастырь» (см. сноски 2 и 3 (с. 489) к Предисловию), в основу которого, вероятно, лег его рапорт «Описание Валаамского монастыря и смут, бывших в нем, составленное благочинным монастырей Санкт-Петербургской епархии архимандритом Игнатием». (См.: Настоящее издание. Т. 3. С. 394–419). Архимандрит Игнатий не только художественно обработал краткие сведения о Валааме, упомянутые в небольшой первой главе рапорта, но значительно дополнил их цитатами из монастырских рукописей, Евангелия, Святоотеческих писаний и другой литературы об истории монастыря. Доработка текста, очевидно, была закончена после второй служебной поездки архимандрита на Валаам, состоявшейся в сентябре 1846 г., о которой он писал П. П. Яковлеву 9 сентября 1846 г.: «С 3-го сентября я на Валааме; сегодня 9-е, а депутата — еще нет. Наступают осенние непогоды. …Так во время пребывания нашего в Коневце была там сильнейшая буря, так что самый пароход пришел тремя днями позже». См.: Странствие ко вратам вечности. Переписка Святителя Игнатия Брянчанинова с оптинскими старцами и П. П. Яковлевым, делопроизводителем свт. Игнатия. М., 2001. С. 226.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

5. Даниил III 1392 —1398 6. Савва V 1398 —1406 7. Даниил IV 1406 8. Св. Кирилл I 1406 —1419 9. Св. Никон 1420 —1435 10. Феофан 1446 11. Никодим II 1446 —1453 12. Арсений II 1455 —1463 13. Св. Макарий (Соколович) 1557—1571, 1574 14. Антоний 1571 —1575 15. Герасим 1575 —1586 16. Савватий. 1587 17. Никанор 18. Иерофей 1589 —1591 19. Филипп 1591 —1592 20. Иоанн 1592 —1614 21. Паисий I 1614 —1648 22. Св. муч. Гавриил I (Раич) 1648—1655, 1659 23. Максим 1655 —1674, 1680 24. Арсений III Чарноевич 1674 —1690, 1706 25. Каллиник I 1691 —1710 26. Афанасий I (Райович) 1711 —1712 27. Моисей (Райович) 1712—1726 28. Арсений IV (Шакабенда) 1726 —1737, 1748 29. Иоанникий III Грек (впоследствии Патриарх Константинопольский) 1739—1746 30. Афанасий II (Гаврилович) 1746 —1752 31. Гавриил II 1752 32. Гавриил III 1752 33. Викентий I 34. Паисий II (Грек) 35. Гавриил IV (Грек) 36. Кирилл II 1758 —1763 37. Василий (Бркич) 1763 —1765, 1772 38. Каллиник II (Грек) 1765 —1766Митрополиты (после восстановления автономии, а затем автокефалии Церкви) 1. Мелетий (Павлович) 1830 —1833 2. Петр (Иоаннович) 1833 —1859 3. Михаил (Иоаннович) 1859 —1879 4. Феодосии (Мраович) 1883 —1889 5. Михаил (Иоаннович), вторично 1889—1898 6. Иннокентий (Павлович) 1898 —1905 7. Димитрий (Павлович) 1905 —1920II. Церковь в Австро-Венгрии Карловацкие Митрополиты 1. Софроний (Подгоричанин) 1710 —1711 2. Викентий (Попович) 1711 —1725 3. Моисей (Петрович) 1725 —1730 4. Викентий (Иоаннович) 1731 —1737 5. Патриарх Печский Арсений (Шакабенда)1739 —1748 6. Исайя (Иоаннович), 1749 7. Павел (Ненадович) 1749 —1768 8. Иоанн (Георгиевич) 1769 —1774 9. Викентий (Иоаннович-Видак) 1774—1780 10. Моисей (Путник) 1781 —1790 11. Стефан (Стратимирович) 1790—1837 12. Стефан (Станкович) 1837 —1842 13. Иосиф (Райячич) 1842 —1848Карловацкие Патриархи 1. Иосиф (Райячич) 1848 —1861 2. Самуил (Маширевич) 1864 —1870 3. Прокопий (Ивачкович) 1874 —1879 4. Герман (Ангелич). 1881 —1888 5. Георгий (Бранкович) 1890 —1908 6. Лукиан (Богданович) 1908 —1913III. Черногорская Митрополия Митрополиты 1. Даниил 1697 —1735 2. Савва 1735 —1766 —1781 3. Св. Петр I 1781 —1830 4. Петр II 1833—1851 5. Никанор 1852(1858) —1860 6. Иларион 1863 —1882 7. Виссарион 1882 —1884 8. Митрофан 1884(1888) —1920После восстановления Патриаршества 1. (39) Димитрий 1920 —1930 2. (40) Варнава 1930 —1937 3. (41) Гавриил 1937 —1950 4. (42) Викентай 1950 —1958 6. (43) Герман 1958 —1990 7. (44) Павел со 2 декабря 1991 г. (интронизация) IV. Предстоятели Македонской Правосланой Церкви

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

Положение дел при дворе, конечно, не могло совершенно укрыться от Иова. Он не мог не понимать обстоятельств, среди которых ему суждено было занять новый престол. А обстоятельства эти, и несчастный конец его умного и твёрдого предшественника, так мало обещали хорошего в будущем, что честь нового и великого служения не могла быть привлекательна для Иова. Она и не была предметом его желаний. «Понуждён бых от него (государя) аз смиренный на великую митрополию царствующаго града Москвы и всея Руси», – говорит о себе Иов в своей духовной грамоте 29 . 11 декабря 1587 г., собором архиепископов и епископов Иов поставлен был на митрополию Московскую. Но предстоятелю великой Русской церкви вскоре надлежало украситься высшим иерархическим достоинством, сообразным с её действительным значением. В 1586 г. возникла у нас мысль об учреждении патриаршества. В исследовании об учреждении патриаршества в России мы раскрыли уже причины и обстоятельства этого события, сказали также, что выбор в это новое достоинство пал на Иова, и выяснили личные отношения к этому делу самого Иова. Теперь ограничимся рассказом об избрании и поставлении Иова и, затем, перейдём к его деятельности. После того, как Констант. патриарх Иеремия окончательно отказался патриаршествовать во Владимире, царь повелел собору святителей русских (в январе 1589 г.), открывшемуся в храме Успения, в пределе похвалы Пресвятые Богородицы, избрать патриарха русского. Здесь присутствовал и патриарх Иеремия. Назначили трёх кандидатов – Иова, архиепископов Новгородского Александра и Ростовского Варлаама. Доклад от лица Иеремии и собора представили царю; он утвердил Иова. 23 января 1589 г. происходил обряд наречения нового патриарха. Предварительно спросили об этом Иеремию. А он дьяку Щелканову сказывал, что патриар. постановление бывает также как и митрополитом и епископом. После вечерни в храме Успения Иов соборно отпел молебен в присутствии царя. После молебна с горящею свечой в одной руке и написанной речью к царю и духовенству с другой, Иов вышел из алтаря и стал на амвон. Один из бояр, также со свечой в руке, приблизился к митрополиту и сказал громко: «Православный царь, вселенский патриарх и освящённый собор призывают тебя на престол Владимирский и Московский и всея России». Иов отвечал: «Если меня грешного избрал святый самодержец и вселенский господин Иеремия со всем освящённым собором, я принимаю столь великий сан с благодарностью». Потом, обратившись к духовенству и народу, произнёс торжественный обет ревностно блюсти свою паству.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010