По этой же причине при патриархе Иоакиме III в Халкинской богословской школе остался прежний устав, а внутреннее устройство регламентировалось прежними нормами. Лишь в 1883 году было сделано одно нововведение: курс обучения был назначен восьмилетний, вместо прежнего семилетнего. В восьмом классе преподавались исключительно богословские науки, воспитанники упражнялись в произнесении проповедей и в составлении сочинений на богословские темы, практически готовились к прохождению пастырского служения. В указанном году, вследствие изменения в курсе, не было и очередного выпуска воспитанников. Общий состав выпускных курсов по-прежнему был очень невелик. Так в 1879 г. окончили учение лишь восемь воспитанников, в 1880 – четыре, в 1881 – шесть, в следующем – девять, в 1884 – одиннадцать и т.д. 23 . Из других перемен в жизни школы нужно отметить двукратное в течение учебного года производство экзаменов. В начале учебного 1880–81 г. совет школы под председательством схоларха, архимандрита Германа Григория, сделал поставление, что для возбуждения соревнования среди воспитанников и для подъёма их школьных успехов необходимо устраивать экзамены два раза в год – зимой и летом и не только устные, но и письменные. Это постановление было одобрено ефорией и утверждено патриархом и синодом 24 . А затем школа, по обыкновению, очень нуждалась в материальных средствах. С 1 сентября 1878 г. до 31 августа 1879 г. на её содержание было израсходовано 397.950 гросиев (31.836 р.), а доход за всё это время составил 384.564 гросиев; значит, получился дефицит в 13.386 гросиев (1.070 р. 88 к.). Доход образовался из денежных взносов архиереев, священников, монастырей, из добровольных пожертвований и некоторых арендных статей. И за предыдущий 1877–78 учебный год расход (758.670 гр.) превысил доход (738.260 гр.) 25 . Дефицит обыкновенно зависел от неаккуратного поступления денежных взносов от епархиальных архиереев, на которых, вместе с патриархией, лежала преимущественная обязанность содержать единственную в патриархате богословскую школу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

Вследствие сего Его Высокопревосходительство просит меня сообщить подробные сведения о числе умерших в упомянутых двух тюрьмах за 1878 год с указанием от каких болезней последовали смертные случаи, присовокупив вместе с тем сведения о том, кто именно из священников сообщил эти сведения. Сообщая об этом, имею честь покорнейше просить Ваше Преосвященство не отказать сообщить мне, кто из священников говорил подобную речь и была ли она напечатана в Епархиальных Ведомостях, в каком случае просил бы прислать мне этот Поручая себя Архипастырским молитвам Вашим, с истинным почтением и совершенной преданностью имею честь быть Вашего Преосвященства покорным слугой“ и пр. На это отвечал я от 24-го того же марта за 18: „Ваше Превосходительство, Милостивый Государь! Конфиденциальным письмом от 20-го текущего марта за 300 Ваше Превосходительство просите сообщить Вам, кто из священников местных центральных каторжных тюрем говорил проповедь, в которой будто бы сообщается следующий факт: из всего населения Каторжной Тюрьмы состоящего из 500 человек, в течение только четырёх месяцев прошлого года, умерло 200 человек от цинги. На это долгом поставляю ответствовать Вашему Превосходительству следующее: 1) Говорил ли кто из священников двух центральных каторжных Тюрем Харьковской губернии Ново Борисоглебской и Ново-Белгородской в прошедшем 1878 г. проповедь, в которой бы сообщался приведённый выше факт о смертности заключённых в той или другой тюрьме, мне неизвестно. 2) Между тем, мне известна статья (а не проповедь) священника Соборной о. Изюма церкви Александра Аниси- —868— 1879 г. нова, под заглавием: „Наказанный и помилованный грешник“, в которой, между прочим, действительно встречаются слова: „в этой (т. е. Ново-Борисоглебской) тюрьме за четыре только месяца умерло от цинги 200 душ“. Но – 3) Принимая в рассуждение, что статья эта первоначально напечатана была (без моего ведома) в 51 Одесского Воскресного листка за 1877 г. и затем, по просьбе автора, перепечатана в 17 Харьковских Епархиальных Ведомостей 1878 г., и что священник Анисимов состоял настоятелем при церкви Ново-Борисоглебской Центральной Тюрьмы с 24 июля 1869 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Параллельно с церковно-приходскими летописями в те же десятилетия в православных епархиях России составлялись начатые в 1850-х гг. историко-топографические (варианты названия: историко-статистические, историко-церковные, церковно-археологические) описания отдельных монастырей, приходов и благочиний . В них также имелись исторические разделы, и в перспективе было бы интересно их сравнить с летописями как феномен церковно-провинциальной историографии той эпохи, опыт локального историописания . Общая весьма ценная черта этих памятников – их источниковая составляющая, включенность в них, помимо устных преданий, описаний деревянной и каменной архитектуры, иконографии, произведений прикладного искусства, статистических и демографических показателей, литературных и документальных текстов, ставших основой местного исторического сознания . К настоящему времени Д. А. Пшеницын выявил в двух архивах и двух музеях Вологодской области 80 церковных летописей, из них: 30 – в Государственном архиве Вологодской области , 5 – в Вологодском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике , 40 – в Великоустюгском центральном архиве (Устюжский и Никольский уезды) и 5 – в Великоустюгском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике . В хронологическом отношении большинство летописей (57) относится к 1865–1869 гг., начальному этапу введения этих источников (к 1865 г. – 1, 1867 – 11, 1868 – 23, 1869 г. – 3). Хронологическое распределение остальных летописей: 1870 г.– 1, 1873 – 2, 1877 – 1, 1878 – 1, 1882 – 1, 1883 – 3, 1890 – 2, 1895 – 3, 1897 – 1, 1902 – 1, 1908 – 1, 1912 – 1, 1914 г. – 1. Из указанной совокупности источников три относятся к сельским приходам Тотемского уезда: Успенскому Толшемскому, Троицкому Новокуножскому и Николаевскому Тафтенскому . Они проанализированы и опубликованы в виде статей и разделов в монографиях Д. А. Пшеницына. В заголовке летописи Троицкой Новокуножской церкви упомянут консисторский указ (правильнее – «циркулярное предписание») от 6 ноября 1867 г. о ведении погодных записей. Сама же летопись, начатая в 1868 г. местным священником В. С. Полиевктовым, а в 1878 г. продолженная его преемником В. Царевским, доведена до 1881 г. Намного шире хронология летописи Николаевской Тафтенской церкви, которую в течение 55 лет, с 1868 по 1924 г., вели несколько сменявших друг друга священников . Летопись Спасо-Преображенской Сеньговской церкви в Лежском Волоке велась несколькими батюшками с 1868 по 1916 г. В течение 45 лет, с 1868 по 1913 г., составлялась летопись Дмитриевско-Николаевской церкви Вельского уезда . Подписи пяти человек – двух священников, диакона, пономаря и благочинного – завершали в ней комплекс записей за каждый год. Четверть века (с 1878 по 1902 г.) один настоятель – П. А. Соколов – вел летопись в своей Успенской Тошменской церкви . Каждая годовая запись в ней завершалась подписью его и диакона, а с 1892 г. еще и псаломщика.

http://sedmitza.ru/lib/text/9975744/

Boethius. The consolation of philosophy, transl. by R.Greene. New York, 1962. Boethius. O pcieszeniu jakie daje filosofia, przel. W.Olszewski. Przypisami opatrzy L.Joachimowicz. Wstepem poprzedzi J.Legowicz. [Warszawa], 1962. Saeculi noni auctoris in Boethii consolationem philosophiae commentarius, ed. E.T.Silk. – Ig: Papers and monographs of the American Academy in Rome. Romae, 1935, IX. J.Gruber. Kommentar zu Boethius " De Consolatione Philosophiae " . Berlin – New York, 1978. Общая литература П.Н.Кудрявцев. Судьбы Италии от падения Западной Римской империи до восстановления ее Карлом Великим. М., 1850 (на с. 44 – 49 о политической стороне того, что автор называет " заговором римлян " ). З.В.Удальцова. Италия и Византия в VI веке. М. 1959 (на с. 221 – 235 о политической обстановке деятельности Симмаха и Боэция). В.И.Уколова. Методологические проблемы изучения генезиса западно-европейской средневековой культуры. – В кн.: Методологические и философские проблемы истории. Новосибирск, 1983. И.Н.Голенищев-Кутузов. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972, с. 102 – 112. В.В.Соколов. Средневековая философия. М., 1979, с. 92 – 97. Г.Г.Майоров. Формирование средневековой философии. М., 1979, с. 356 – 394. Г.Г.Майоров. Северин Боэций и его роль в западноевропейской истории. – Вопр. философ. 1981, 4. История всемирной литературы. М., 1984, т. 2 (на с. 446 – 448 общие сведения о Боэции). C.F.Bergstedt. De vita et scriptis Boethii. Ursalae, 1842. J.G.Suttner. Boethius der letzte Römer. Sein Leben, sein christliches Bekenntnis, sein Nachruhm. Eichstädt, 1852. Progr. Fr.Nitzsch. Das System des Boethius und die ihm zugeschriebenen theologischen Schriften. Berlin, 1860. L.Biraghi. Boezio filosofo, teologo, martire a Calvenzano Milanese. Milano, 1865. H.Usener. Ein Beitrag zur Geschichte Roms in ostgotischer Zeit. – In: Anecdoton Holderi (Festschrift). Bonn, 1877, S. 37 – 66. H.F.Stevart. Boethius. Edinbourdh, 1891. E.K.Rand. Der dem Boethius zugeschriebene Traktat De fide catholica. – Jahrbücher für klassische Philologie, 1901, Supplementband 26, S. 401 – 461.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

– Тщетно ждали мы подкрепления, – продолжал свой рассказ Трофим Васильевич, – никто не шел нам на помощь. Все ожидали назначенного часа, а полк все таял да таял. Больше часа продержались ярославцы на открытой местности под адским огнем турок. Медленно стали уходить, унося раненых. – Командир нашего батальона майор Соколов в заляпанном кровью и грязью мундире вел нас на штурм, не слезая с коня. Дважды был ранен. Солдаты просили его вернуться, сделать перевязку, но он не слушал их. Последние слова майора были: «Вперед, голубчики!», и новая пуля, пробившая голову, свалила его с коня. Увидев, что мои солдаты не в силах взобраться по размокшей земле на вал, я крикнул: «Рота, за мной!». Скользя и падая, побежал я по дну рва в тыл туркам. Синие куртки аскеров заполнили укрепление. Начался рукопашный бой… В три часа загремели оркестры, взметнулись знамена, и русские полки двинулись на штурм редутов, которые после этих кровавых дней назовут скобелевскими. Но мои храбрецы уже этого не слышали. Они лежали, переколотые турецкими штыками. Сам я опомнился в лазарете с перевязанной головой. Санитар нашей роты Ефим Евстеев вынес меня под градом пуль на своих плечах. На этом месте Мария Александровна обычно сокрушенно качала головой, крестилась и шептала: «Дай Бог ему здоровья». – Ну что, казаки, – спросил Трофим Васильевич сыновей, – кто нашу полковую помнит? Мальчики переглянулись: папа, рассказав историю про штурм Плевны, всегда вспоминал полковую песню. Вскочив проворно, они выстроились по росту и запели высокими и чистыми голосами: Аты-баты, в прошлую войну, Аты-баты, с турком воевали. Мне за это дали Сразу две медали, Ротный получил всего одну. Первый роман публициста Елены Зелинской сложно уложить в жанровые рамки: здесь слишком мало деталей для семейной саги, сила художественных образов не позволяет отнести  «На реках Вавилонских»  к документальной прозе, реальные люди и события являют перед нами полуторавековую историю страны. Размеренная, мирная жизнь героев на окраине Российской империи, живо описанная в начале романа, не должна вводить в заблуждение читателя — реки унесут их в страшные водовороты ХХ века: кровавые сражения, репрессии, расправы, мор, голод — ничто не обойдет семьи Магдебургов и Савичей.

http://pravmir.ru/reka-osma-avgust-1877-...

Список сокращений 2073 ВВ Византийский временник ГСКА Глас Српске Кралевске Akaдeмuje ЖМНП Журнал Министерства народного просвещения ЗРВИ Зборник Радова Византолошкого Института ИРАИК Известия Русского археологического института в Константинополе ТКДА Труды Киевской Духовной академии AASS Acta Sanctorum Bollandiana (Brusseies, 1643–1770, 1894-; Paris; Roma, 1866, 1887) AB Analecta Bollandiana ABSA Annual of the British School at Athens AHDO Archives d’histoire du droît oriental AKKR Archiv für katholisches Kirchenrecht APAW Abhandlungen der Preussischen Akademie der Wissenschaften ASCL Archivio storico per la Calabria e la Lucania ASI Archivio storico italiano ASS Archivio storico siciliano BBAO Bulletin of the British Association of Orientalists BBBS Bulletin of British Byzantine Studies BBGG Bollettino della Badia greca di Grottaferrata BCH Bulletin de correspondance hellénique BF Byzantinische Forschungen BHO Bibliotheca Hagiographica Orientalia BIFAO Bulletin de l’Institut francais d’archeologie orientale BISIAM Bollettino dell’stituto Storico Italiano per il Medio Evo e Archivio Muratoriano BM Benediktinische Monatsschrift BMGS Byzantine and Modern Greek Studies BNJ Byzantinisch-neugriechische Jahrbücher BSAC Bulletin de la Société d’archéologie copte BSC Byzantine Studies Conference, Abstracts of Papers BS Byzantine Studies BZ Byzantinische Zeitschrift CA Cahiers archeologiques CCM Cahiers de civilisation médievale CH Church History CIG Corpus Inscriptionum Graecarum/Ed. A. Boeckh et al. Berlin, 1825–1877 CRAI Comptes-rendus de l’Académic des inscriptions et bélles-lettres CSCO Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Paris, Louvain, 1903– CSHB Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae CTh Codex Theodosianus/Ed. Theodor Mommsen et al. Berlin, 1905. DACL Dictionnaire d’archeologie chrétienne et de liturgie/Ed. F. Cabrol and H. Leclercq. Paris, 1907–1953 DDC Dictionnaire de droît canonique/ed. R. Naz. Paris, 1935– DHGE Dictionnaire d’histoire et de geographic ecclésiastiques/Ed. A. Baudrillart et al. Paris, 1912–

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

22 Camdenus. Appar. р. XIII–XIV. – Heylyn. Elizabeth. p. 98. – Godwin. III, 403. – Froude. V, 227, 270. – Ranke 1, 271. – Burnet. The history of the reformation of the Church of England. Vol. I. p. 498, 553. – London 1850. 23 N. Sander. Rise and growth of the Anglican schism, translated by Lewis. p. 229. – London 1877. – Lingard, V, 504. 33 Подробное изложение событий этого заговора и восстания см.: Froude V, 320–355; Lingard V, 417–429. 35 Рассказ об обстоятельствах прибытия Елизаветы в Лондон см.: The chronicle of queen Jane, and of two years of queen Mary and especially of the rebellion of Sir Thomas Wyat, written by a resident in the tower of London. Edit, by J. Nichols. Camden Society, London 1850. p. 62–63; Foxe. The acts and monuments of the church. London 1838. p. 984–985; Burnet, I, 553; Lingard V, 435–436; Froude V, 363.–В хронологических датах и именах указанные писатели не всегда сходятся; мы остановились на тех показаниях, которые, при исследовании, представляются нам наиболее заслуживающими доверия. 36 Lingard V, 419, 434, 436; Froude V, 364, 376; Destombes. La persecution religieuse en Angleterre sous Elisabeth et les premiers Stuarts. Lille 1883. Tome I. Introduction p. LXXXII. 41 Heylyn. Elizabeth p. 97; Chronicle p. 70–71; Foxe p. 985–986; Froude V, 378–383; Lingard V, 436–437; Stow. Annals, or a general chronicle of England, p. 623. Londini 1631. 42 Camdenus. Appar. p. XI; – Strype. Annals. Introduction p. 4; – Heylyn. Elizabeth, p. 97; – Foxe p. 986–987; – Burnet I, 553. 45 Lingard V, 438–439. – Рассказывая, со слов донесения Ренара, о том, как королева Мария требовала эти депеши и как Гардинер признавался, что не знает, куда девал их, Лингард желает внушить читателю, что Гардинер намеренно скрыл их, может быть по соглашению с самой королевой, чтобы не доводить Елизавету до погибели. Но, наряду с таким предположением, с не меньшим правом можно подумать, что, может быть, эти депеши никогда и не существовали в руках правительства и только говорилось о них, чтобы иметь основание заключить Елизавету в Тауэр, или, если и существовали, то не заключали в себе ничего такого, что можно было бы предъявлять в качестве тяжкой улики.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Несколько писем И. Л. Янышева и A. А. Киреева о старокатолицизме уже были напечатаны в «Христианском Чтении» (1911 г. 5/6, 11 и 12). После того Ο. А. Новиковой (рожд. Киреевой) и Е. П. Янышевой переданы были в петроградскую духовную академию сохранившиеся у них письма двух названных деятелей друг другу. В этом собрании письма A. А. Киреева начинаются с 1872 г. В это время в С.-Петербурге только-что основан был отдел Общества Любителей Духовного Просвещения, имевший, между прочим, специальной целью «поддерживать сношения с поборниками православной истины за границей и оказывать им нравственную опору». Дело велось под просвещенным и благожелательным покровительством Великого Князя Константина Николаевича, принявшего звание Первого Учредителя отдела. A. А Киреев, состоявший при Великом Князе адъютантом, был избран секретарем общества, a И. Л. Янышев, тогда ректор С.-Петербургской духовной академии, состоял, членом совета общества. Общая работа сблизила обоих и положила начало переписке друг с другом. Письма A. А. Киреева от этого времени касаются деятельности общества и часто имеют характер кратких деловых записок. С 1877 г. начинаются и письма И. Л. Янышева. Позднее участие обоих корреспондентов в учреждённой в 1892 г. официальной комиссии по старокатолическому вопросу, оживившееся обсуждение этого вопроса в богословской литературе, отечественной и заграничной, сопровождавшееся выступлением строгих критиков старокатолицизма, наконец предпринятое издание международного старокатолического журнала в течении многих лет давали двум друзьям старокатоликов обильный материал для обмена мыслями и чувствами, и письма их становятся все более содержательными. И. Л. Янышев в переписке выступает чаще всего в роли компетентного руководителя и советника, мудрого и осторожного, глубоко верящего в торжество правого дела, а A. А. Киреев неизменно является неутомимым ходатаем за интересы старокатоликов, постоянно занятым изысканием способов послужить их делу и убедить, кого следует, в необходимости и нравственной обязанности пойти на встречу «западным ревнителям православия»; близко принимая к сердцу все препятствия в работе, он нередко впадает в грустное, пессимистическое настроение. Переписка оканчивается 1909 годом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

307 . Церковная историография: Лекции. – М.: Лит. Александровской. 1888. – 119 с. 308 . Что такое жизнь: На память воспитанникам 4-го выпуска Александровского военного училища – М.: Унив. тип.. 1867. – 70 с. – Из: Правосл. обозрение. – 1867. – 7. 309 . Что такое жизнь: Посвящено молодым людям, по окончании курса воспитания вступающим в жизнь самостоятельную. – М.: Тип. Снегирева, 1884. – 64 с. 310 . Что такое жизнь: Религиозно-философское исследование...: Посвящено молодым людям, вступающим в жизнь самостоятельную. – М.: Тип. Гатцук, 1894. – И, 76 с. То же. – 2-е изд. – 1899. – 80 с. Литература о жизни и деятельности 311 . Горский-Платонов П.И. Голос старого профессора А.П. Лебедева с покойным профессором о. протоиереем A.M. Иванцовым-Платоновым. – М., 1900. – 173 с. 312 . Добронравов Н.П. A.M. Иванцов-Платонов и А.П. Лебедев . – М., 1899. – 8 с. 313 . Добронравов Н.П. Еще несколько вынужденных замечаний в защиту покойного профессора A.M. Иванцова-Платонова. – М., 1899,– 16с. 314 . Докторский диспут протоиерея A.M. Иванцова-Платонова. – М., 1877. 315 . Корелин М.С. Протоиерей Александр Михайлович Иванцов-Платонов. – М., 1895. – 37 с. 316 . Корелин М.С., Трубецкой С.Н. В память A.M. Иванцова-Платонова. – М., 1895. – 51 с. 317 . Корсунский И.Н. Протоиерей A.M. Иванцов-Платонов. – Сергиев Посад, – 16 с. Казанский Петр Симонович (1819–1878) Петр Симонович Казанский родился 19 ноября 1819 года в семье священника села Сидоровского Звенигородского уезда Московской губернии. С 1832 по 1838 год обучался в Вифанской Духовной семинарии, а с 1838 года – в Московской Духовной Академии. По окончании Академического курса назначен в Московскую Духовную Академию бакалавром по гражданской истории, а в 1850 году возведен в звание профессора. По преобразовании Академии в 1870 году Петр Симонович был избран на должность помощника ректора по церковно-историческому отделению. С 1864 года занимал должность члена Цензурного комитета. Петр Симонович Казанский прослужил в Академии тридцать лет. Как говорил в надгробной речи один из его учеников В.А. Соколов , «мы твердо помним, что в своих Академических чтениях ты пытался внушить нам, что исторические судьбы человечества должны служить доказательством действия в них Божественного Промысла».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Историю Византии И. И. Соколов ). Но Н. М. Иванцов кончил по старому уставу, не представив курсового сочинения, за которое давались степени кандидата или магистра (за лучшие), без напечатания их и публичной защиты. Он, как и многие другие товарищи 27-го курса 1870 г., оставлен «без присуждения ученых степеней за непредставлением сочинений, или за представлением оных в неоконченном виде». Сочинение И-в писал А. В. Горскому на тему о церкви. Оно так и осталось не написанным или неоконченным до самого выхода Иванцова из Академии в московские иереи, по уставу 1884 года, уничтожившему отделения и кафедру сравнительного богословия. Начинал было Иванцов печатать что-то из своей диссертации, но так и застрял на начале, в дебрях мелочной полемики с немцами. Впоследствии, когда я уже преподавателем академии ближе познакомился с Н. М-м, было ясно, что он, наделенный многочадием, как и его товарищ Петропавловский, смотрел вон из Посадской Академии в Москву на иерейство. Устав 1884 г. разрешил нелепое положение преподавателя академии, не имевшего никакой ученой степени. И впоследствии, на священническом и потом протоиерейском месте, он не напечатал ничего, кроме одной-двух проповедей. Очевидно Н. М. совсем никакого призвания не имел к учено-литературной деятельности. Вероятно эта ошибка А. В-ча, возлагавшего надежды на И-ва и взявшего его на свою ответственность при оставлении его на кафедре сравнительного богословия, была причиной того, что он так решительно отклонил меня от темы о церкви, не желая повторять неудачный опыт и потом ограничив тему одним Новым Заветом. Приземистый, с большой круглой безволосой головой и кругло подстриженной бородой, в визитке темно-желтоватого цвета вместо обычного фрака других лекторов, – с необычайно широкими белыми манжетами и большими золотыми запонками, – с толстой золотой цепочкой при часах на жилете. Прибавить надо неуклюжие, претендовавшие, по-видимому, на расторопность, движения и постоянное присловие с, напр.: «католичество-с, по моим крайним убеждениям-с, представляется-с дальнейшим развитием тенденций языческого Рима-с».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010