Эта статья находится в известном Менологии императора Василия (Menologium Graecorum, iussu Basilii imperat., Urbini 1725) и в Менологии Константина, митрополита мокийского, жившего, как можно догадываться, к концу IX века: последний Менологий сохранился в славянском переводе в Синаксарях XIV века (Срезневск. О малоизвест. и неизвест. памятн., в Записк. Акад. Наук, т. VI, стр. 102–107; Ламанск. О славянск. рукоп. в Белграде, Загребе и Вене, там же — стр. 108–111). П. Собр. Русск. Лет. 1, 3–4; Нестор., сличенный Шлецером, ч. 1, стр. 161 и 169, СПб. 1809. По мнению некоторых ученых, известие Нестора о проповеди на Руси св. апостола Андрея будто бы подтверждается еще следующими словами из письма папы Иоанна X (914–929) к двум славянским князьм — Томиславу Хорватскому и Михаилу Захлумскому: «кто в самом деле сомневается в том, что славянские государства числятся между первоначатками апостолов и вселенской церкви, приявши еще в колыбели, как пищу, проповедь апостольской церкви с млеком веры? и проч». (Шафар. Славянск. древност. т. 1, кн. 1, стр. 112, и Савельев в Маяке 1843 г., т. 12, кн. 22, гл. 3, стр. 11). Но 1) откуда видно, что папа разумел все славянские государства, следовательно и русское, а не те только, к владетелям коих он писал свое послание? 2) он мог справедливо причислить к первоначаткам апостолов одни эти славянские государства или владения, находившиеся в Иллирии, где, точно, проповедовал ап. Павел. См. выше примеч. 3 и 25. По-гречески TTmij от секу, рублю, как производит это название города Овидий, обитавший в нем во дни своего изгнания (lib. III Tristit., eleg. 9), и следовательно по-славянски Сечь, если жители страны той точно были славяне. Об этом знаменитом городе у Понта и устья Дуная, кроме Овидия (lib. IV Trist., eleg. 10), упоминает в первом веке Плиний (lib. IV, cap. 2), в четвертом Аммиан Марцеллин (lib. XXVII, cap. 3), в пятом Созомен (Histor. Eccles. lib. VI, cap. 21: Tomis, magna et felix civitas, ad mare posita), в шестом Прокопий (Corp. Histor. Byz. II, pag. 457, Venet.), даже в десятом Константин Багрянородный (ibid. XXIX, pag. 17. 26) и др. Этот Tomis Фракийский должно отличать от Tomes " а Иллирийского (ibid. II, pag. 446), также от Tomi Босфорского, полагаемого арабскими писателями в стране черноморских руссов при Азовском море (О жилищах древних руссов, стр. 46, Моск. 1826), и не должно смешивать с Констанцией (Оборона Летописи Несторовой, Буткова, стр. 159), заложенною Константином Великим: ибо города сии оба существовали и после до десятого века как разные (Corp. Hist. Byz. XXIX, p. 26. 27).

http://sedmitza.ru/lib/text/435780/

Ill, 22 jannuarii. 294 История патриарха Досифея, кн. VI, гл. 5. Житие св. мученика Анастасия Персянина, умершего в 621 году 22 января, в Прологе и Чет.-Мин. Annales Baronii sub anno 614, XXVIII–XXXV. 306 Мишо. История крестовых походов, том 2, кн. V. Статьи оправдательные VII и IX – булла Григория VIII, 1187 г. 321 См. ниже день Филермской иконы Богоматери. Также часть II, день перенесения десной руки Крестителя из Мальты в Гатчину. 328 Созомен, кн. IV, гл. 5. Также упоминает об этом явлении и Сократ, кн. II, гл. 28. Филостргий, кн. II, гл. 26. 333 Слова Карамзина в Истории, том 2, гл. 16. Война с болгарами. Древней российской вивлиофики часть VI, гл. 7. Никон. лет. под 1157 годом. 339 Местные предания о Ризе Господней в Грузии. См. в письмах о Грузии, 1848 г., кн. 1, обитель св. Нины Мцхет, где праздник в честь Ризы Господней установлен 1 октября. 342 Историч. акт. Археограф. экспедиции 1836 г. том III, 168. Также Дворц. разряд. том 2, прибавления. 349 В «Христианском чтении» 1836 г. слово на освящение санкт-петербургского Петропавловского собора. Также описание Санкт-Петербурга Пушкарева. 356 В IV веке Александр, еп. Александрийский (Феодорит. Истор., кн. I, гл. 4); св. Афанасий в III слове против ариан, XIV, и проч. 359 Protoevangelium Iacobi in cod. apocryph. n. t. tom. I, XIX. Св. Игнатий Богоносец , писатель I века, в послании к ефесянам. Ирин. II века. Против ереей кн. III, гл. 22. Св. Амвросий в IV веке, письмо XLII Siricio рарае. 362 Так молились Ей св. мученица Иустина во время своих страданий, скончавшаяся в III веке (XVIII слово св. Григория Богослова и Чет.-Мин. во 2-й день октября) и преподобная Мария Египетская в минуты своего раскаяния во грехах, прося Ее заступления (Чет.-Мин. в 1-й день апреля). 374 Theodor. lector, histor. lib. I, 5. – Влахерны и Халкопратия (медное торжнще) – урочища Константинополя. Одигитрийский (водительный) – названный потому, что слепые, по заступлению Пресв. Девы, возвращали в нем себе зрение и не нмели более нужды в вожде ( δ γω).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

10. См.: Казанский П. С. История православного монашества на Востоке: В 2х ч. Ч. 1. М., 1854–1856. С. 129. 11. См.: Преподобный Антоний Великий//Христианское чтение. 1879. Сентябрь. С. 305. 12. См.: PL. T. 23. Col. 62–80. 13. Свт. Палладий Еленопольский . Лавсаик, 37. 14. Ермий Созомен . Церковная история III, 14. 15. См.: Казанский П. С. История православного монашества на Востоке. С. 129. 16. См.: Hieronymus Stridonensis. Regula Pachomii. 49 (Блж. Иероним Стридонский . Правило св. Пахомия (латинский перевод блж. Иеронима). (Далее — Regula Pachomii). 17. См.: Regula Pachomii. 69, 74, 84, 95, 123, 127, 157 и др. Также в издании Болландистов (Bolland. 22–24, 30, 40, 41, 43). 18. См.: Преп. Иоанн Кассиан . О правилах общежительных монастырей, IV–VI//Писания преподобнаго отца Иоанна Кассиана Римлянина. М., 1892; СТСЛ., 1993. С. 27–84 (далее — Преп. Иоанн Кассиан. О правилах общежительных монастырей); также у Иеронима: Regula Pachomii. 49. 19. Левитон — монашеская льняная одежда. 20. Praefatio ad regul. Pachomii. 4 (Предисловие блж. Иеронима к сделанному им переводу Правила св. Пахомия//Творения блж. Иеронима Стридонского . Ч. 6. Киев, 1903. С. 53–57). (Далее — Praefatio ad regul. Pachomii.) 21. См.: Преп. Иоанн Кассиан . О правилах общежительных монастырей IV, 13–14. 22. См.: Regula Pachomii. 81. 23. См.: Преп. Иоанн Кассиан. О правилах общежительных монастырей IV, 3. 24. См.: Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные, 116//Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 258. 25. См.: Свт. Василий Великий. Подвижнические уставы, 19//Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 355. 26. Свт. Василий Великий. Подвижнические уставы, 27//Там же. С. 371. 27. Свт. Василий Великий. Правила, пространно изложенные, 41//Там же. С. 208. 28. Свт. Василий Великий. Подвижнические уставы, 22//Там же. С. 366. 29. Ср.: Свт. Василий Великий. Подвижнические уставы, 34//Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 375. 30. В какую внешнюю форму облекались эти обеты, не видно ни из устава Василия Великого, ни из устава св.

http://azbyka.ru/ustav-inocheskoj-zhizni...

1 Император Константин на Соборе располагал, по-видимому, правом голоса, хоти и совещательного (Проф. В. В. Болотов. Лекции по Истории древней Церкви, т. III, с. 48). 2 За исключением справки издателей «Деяний» (ст. XII), где перечисляются наиболее выдающиеся участники Собора на основании различных исторических свидетельств. 3 Лекции..., т. I, с. 134—135; т. IV, с. 25—26. 4 Срав. К. Смирнов. Обозрение источников истории Первого Вселенского Собора. Ярославль, 1888, с. 17. 5 Т. е. оригиналы актов. 6 В качестве «письмоводителя», или секретаря, св. Александра, епископа Александрийского (Созомен. Церковная история, II, 17). 7 Об определениях Никейского Собора, 27. Творения св. Афанасия, ч. I, 1902, с. 437. 8 Послание к африканским епископам, 10. Творения св. Афанасия, ч. 3, 1903, с 289; срав. Об определениях Никейского Собора, 3. Творения св. Афанасия, ч. 1, с. 402 9 Жизнь Константина, III, 14. Говоря о подписях епископов под определением о Пасхе, Евсевий, по-видимому, имеет в виду не отдельный акт по этому вопросу, а соборное послание к Церкви Александрийской (ст. XVI), содержащее краткое замечание относительно празднования Пасхи. Такой же смысл имеет, вероятно, и выражение св. Афанасия: «О Пасхе написали: постановлено нижеследующее» (О соборах, 5. Творения св. Афанасия, ч. 3, с. 96). Срав. ст. XV: «Постановлено — святейший праздник Пасхи совершать в один и тот же день». 10 Цит. соч., с. 19—20 11 Лекции..., т. II, с. 436. 12 Происхождение актов Вселенских Соборов. 2-е прилож. к сочинению «Духовенство древней Вселенской Церкви». М., 1905, с. 482, 3-е подстр. примеч. 13 Евсевий Кесарийскнй. Жизнь Константина, IV, 27. 14 См. Rufin. Hist, eccl., I, 5. 15 Церковная история, II, 21. 16 В редакциях Сократа, блаж. Феодорита и Геласия имеются некоторые разности. 17 «Посему приложил я в конце Евсевиево послание, чтобы из него увидеть тебе неблагодарность к своим учителям этих христоборцев...» Творения св. Афанасия, ч. 1, с. 403, § 3. 18 «Вселенские Соборы IV-V веков». Изд. 3. СПб., 1904, с. 43, 2-е подстр. примеч., 48, подстр. примеч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4156...

512 Каноны были изложены в послании к Армянской церкви. Заключение этого послания помещено в Греческой Кормчей (Πηδαλιον) и в синодской Книге Правил под именем 21 правила. В славянской печатной Кормчей только 19 правил; нет соответствующего 10-му в нашей Книге Правил. Изложены в полном тексте, за исключением правил 1, 3, 4, 10, 13 и 14 (по счету Кормчей), представленных в перифразе Никона Черногорца (сл. 4 и 5). 513 Евстафий был епископом Севастийским в Армении. Заблуждения его последователей изложены в послании этого собора, напечатанном в Правилах поместных соборов с толкованиями. М. 1880, стр. 107. 514 Maassen, Geschichte der Quellen und der Literatur des kanonischen Rechts, I, 85, 99–100, 75 и след. 515 Год собора совершенно ясно указывается св. Афанасием (De synodis, 25, 26), 14 индикта в консульство Марцеллина и Пробина. Согласно с этим Созомен относит этот собор к пятому году по смерти Константина 22 мая 337+5=341 после 22 мая). Hefele, I, 483. 517 На основании 4 правила его осужден Златоуст в 403 г. Когда ему указали на это правило, он отвечал: «это правило принадлежит не нашей церкви, но арианской; ибо, собравшись в Антиохии для уничтожения веры в единосущие, ариане издали такое правило по ненависти к Афанасию» (Сократ, Ц. И, VI, 18). Однако, соборное решение на основании этого правила вошло в силу, а это показывает, что правила Антиохийского собора были уже признаны большинством. De antiquis colite et collector, canonum. Migne, LVI, col. 45. 40. Св. Иларий Пуатьевский, современник собора, называет его synodus sanctorum. Hefele, I, 486. 518 Maassen, ibid. 100–103. В Западной церкви правила собора пользовались большим уважением и на них ссылались папы (напр. Захария и Лев IV). Hefele, 584–585. Различные мнения ученых об этом соборе у Hefele, 483–512. Мнения Барония, Шельстратена, Тильмона, Баллерины, Манси и самого Гефеле у Заозерского, Прибавл. к твор. св. отцев, 1890, IV, 289–293. 520 В Пидалионе, Книге Правил, Афинской Синтагме – 60. В Кормчей (10 гл.) их 58, но по содержанию все 60. В Румынских правилах 59, потому что два последних соединены в одно. Милаш, Црквено право, 93. В сборниках Схоластика и Дионисия 59, – нет 60-го. В древнейшем Исидоровом переводе текст 60-го правила присоединен к 59-му, как было и в греческих оригиналах того времени. См. примечания Баллерини к Кенелеву сборнику у Migne LVI, col. 721. Bickell, Zur Frage über die Aechtcheit pes Laodicenischen Bibelkanons. Theolog. Studien und Kritiken 1880, III, 591. Maassen, I, 106.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

По древним преданием апостол Андрей проповедовал христианство по западным и северным берегам Черного моря, по Дунаю и вверх по Днепру даже до Киева; евангелист Лука и другие ученики апостола Павла проповедовали по берегам Адриатического моря. Проповедь их должна была коснуться и племен славянских, живших в этих странах между другими племенами. В Паннонии в самые первые века христианской истории было известно несколько епископских кафедр, и во главе их митрополии в Сирмиуме (Среме). У славян, при-дунайских издавна известно было епископство в Томе (ныне местечко Кюстенже). Во времена гонений на христианство от римских императоров-язычников было много мучеников из славян, и между ними несколько епископов. Напр. во времена Диоклитиана пострадали Ириней, епископ сремский и Евсевий кивальский с чтецом Публием из Паннонии (память их 26 марта), Евангел епископ томский с пресвитером Ениктетом (8 июля), у славян при-дунайских, и др. В IV веке, во время гонений на церковь от арианина императора Валента, христиане славянских при-дунайских областей прославились особенною приверженностью к православию (св. мученик Ветран, епископ томский, и его ученый преемник Феотим, к которому с особенным уважением относились самые замечательные его современники- св. Златоуст, блаженный Иероним и церковные историки Созомен и блаж. Феодорит.) В начале V века из южно-славянских епископов славен был своими миссионерскими подвигами св. Никита ремесианский. При всем том одна-коже христианство у южных и западных славянских племен далеко еще не было распространено во всем народе, а держалось только по местам и поэтому было довольно не крепко. В IV и V веках новые варварские народы, устремившиеся с востока на римскую (империю, во многих местах подавили начатки христианства, по крайний мере на время. Так в Паннонии, со времени нашествия гуннов, исчезают следы христианских епископий. В VI веке делаются особенно известны епископские кафедры у славян адриатических в г. Сплете (Спалатто в Далмации), и у славян македонских – в Охриде; из этого последнего города от славянской семьи произошел знаменитый в истории византийской империи император Юстиниан (по-славянски Управда), утвердивший за епископской кафедрой своего отечественного города нрава независимого (автокефального) архиепископства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Появление лучезарного креста на небе свидетельствовало об особой милости Божией к православной иерусалимской церкви и значительно увеличило чрез обращение ко Христу язычников и иудеев, паству св. Кирилла. В самой Церкви тоже царил мир, и св. Кирилл с энергией и любовью посвятил всего себя епископскому служению, которое выражалось в управлении ея делами, в просвещении народа и в устроении ея благолепия, т. е. открытии новых церквей, основании монастырей. Повидимому, труды св. Кирилла были очень успешны, потому что требовательный в делах церковных и очень впечатлительный ко всем настроениям в религиозной области, св. Василий Великий , посетив около 357 г. Иерусалимскую церковь , нашел в ней все в прекрасном положении и впоследствии с удовольствием и с чувством духовного удовлетворения вспоминал в письме к одному из участников этого путешествия – монаху о сонме Иерусалимских иерархов, которые с любовью и согласием встретили их у себя. Но спокойствие это было непрочно, уже начиналась борьба между св. Кириллом и Акакием, митрополитом Кесарии Палестинской. Внешне борьба эта проявилась в стремлении Акакие умалить достоинство архиепископа Иерусалимского, подчинить его себе и в противодействии св. Кирилла нападкам Акакие. Канонически был прав св. Кирилл, отстаивая свою самостоятельность, так как 7 правилом Никейского собора за Иерусалимским архиепископом установлено не только право на самостоятельность, но и на старшинство, которое выражалось не в подчинении ему других епископов, а только в преимуществах внешнего почтения и в особом почетном отличии Иерусалимской кафедры от других. Такова была внешняя причина, вернее – повод столкновения между двумя архиепископами, столкновения, так печально завершившегося для великого деятеля Православной Церкви IV века, и в определении ея сходятся все древние историки Церкви. Дело шло, говорит Созомен , о правах архиепископа – περ μητροπολιτικν δικαων (1, IV, гл. 25), – о первенстве περ προτεων подтвердил еодорит (I, II, гл. 26). Но причина борьбы была глубже.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Г.Е. Захаров Библиография Источники Авксентий Доросторский. О вере, жизни и кончине Ульфилы. Вступ. Ст., пер. и коммент. Г. Е. Захарова). Вестник ПСТГУ. Серия II. 2011. N 4 (41). С. 105–116. Аммиан Марцеллин. Римская история. Пер. с лат. Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни. СПБ. 2000. Афанасий Великий , свт. Творения: в 4 т. М. 1994. Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica). Вступ. ст., пер. и коммент. Е. Ч. Скржинской. СПБ. 2001. Книга Правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец. М. 2009. Олимпиодор. История. Вступ. ст. пер., коммент., указат. Е. Ч. Скржинской. СПБ. 1999. Павел Орозий. История против язычников. Кн. VI-VII. Пер. с лат., коммент., указат. и библ. В. М. Тюленева. СПБ. 2003. Созомен. Церковная история. СПБ. 1851. Сократ Схоластик . Церковная история. М. 1996. Сульпиций Север. Сочинения. М. 1999. Феодорит Кирский , блж. Церковная история. М. 1993. Фотия патр. Константинопольского сокращение церковной истории Филосторгия. СПБ. 1854. Acta Conciliorum Oecumenicorum. T. I: Concilium universale Ephesenum. A. 431. Vol. IV: Collectio Casinensis. Strasburg; Berlin; Leipzig, 1923. Acta Concilii Toletani Tertii. PL. 84. Col. 341–359. Actes du concile d’Aquilée. SC. 267. Р. 1980. P. 330–383. Altercatio Heracliani laici cum Germinio episcopo Sirmiensi. Caspari C. P. Kirchenhistorische anecdota: nebst neuen Ausgaben patristischer und kirchlichmittelalterlicher Schriften. Vol. I. Christiania, 1883. S. 133–147; PLS. T. I. P. 345–350. Ambrosius Mediolanensis. De Fide ad Gratianum Augustum Libri Quinque. PL. 16. Col. 527–698. Ambrosius Mediolanensis. Epistulae prima classis. PL. 16. Col. 875–1050. Ammianus Marcellinus. Roman history. Vol. I-III. Cambridge; London, 1982–1986. Athanasius Alexandrinus. Ad episcopos Aegypti et Libyæ epistula encyclica. PG. 25b. Col. 537–593. Athanasius Alexandrinus. Apologia contra Arianos. PG. 25. Col. 247–410. Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Afros. PG. 26. Col. 1029–1048. Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Epictetum episcopum. PG. 26. Col. 1049–1070.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

683 В соборном приговоре 1551 гола постановлено было: «Царския двери были бы с запоны». См. акты археогр. эксп. 232. 685 В благословенной грамоте сибирск. митрополита Павла на строение Троицкого селенгинского монастыря, 1681 года сказано: «направо местная икона живоначальной Троицы должна быть, а налево Богоматери, а прочия иконы подле тех по церковному чину». См. истор. акт. Арх. коммис. 69. 686 Напр. на иконостасе Московского Успенского собора, состоящего из 5 ярусов; на иконостасе Тихвинского монастыря, состоящего из 6 ярусов. 687 Под крестом в иконостасе Тихвинского монастыря в шестом ярусе помещены изображения страданий Христовых. Можно думать, что эти изображения составляют распространение и дополнение изображения креста поверх иконостаса. В иконостасе успенского московского собора, представляющем полную идею Вселенской Церкви, изображений страстей Христовых нет. 693 В письме ad clerum ет de Celerino confessolere ordinamo, кн. IV, V. Киприан называет амвон pulpitum. У Созомена кв. VIII, гл. 5, амвон называется βημα των αvαγνωστων. Амвон, на котором архиерей облачается, в древних писаниях отечественных называется облачальным архиерейским. Временник 1855 года, 22 кн.историч. собрание о Суждале гл. 4. 711 Bona de Jiturgia lib. 1, cap. 2. См. также в разных местах устава и в требнике митр. Петра при последовании малой схимы. 719 Евсев. истор. кн. X, гл. 3 и 4. О жизни Константина Вел. кн. IV, гл. 41, 43, 45, 47. Им же основанный храм в Антиохии, но оконченный сыном его Констанцием, освящен был целым Собором Антиох. (341). См. также Евсев. церк. истор. кн. X, гл. 3, 4. Сократ, кн. 2 гл. 7. Созомен, кн. 2, гл. 26. Феодорит. Кн. 1, гл. 31. 727 Воскомастика (Κηρομαστιχη) есть состав из воска и смолы благовонной. Симеона Фессалоник. гл. 74. 738 Илитон называется гробными пеленами и сударем в чине освящелия нового илитона в требнике митроп. Петра. 740 Св. Афанасия Вел. послан к пустынножителям. Также см. в конце служебника известие учительное, где сказано: «аще служащу иерею божественную службу церковь возгорится или от бури или иныя ради вины верх пастися начнет, сохранно со антиминсом да возмет святая, и да изыдет из церкве, и на ином честном месте, на том же антиминсе да совершит божественную службу, начен от места, егоже исходя преста». Вероятно в исторических актах о западном России упоминается о таких антиминсах, которые называются там неподвижными, том. IV, 37, 1592 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

66 Священник не поет ныне у той церкви, у которой двоеженец дияк диячит. Историч. акт. 1841 г. том. 1. 101, 1490–1494, г. 104, 1496–1505 г. 67 Ибо монастырем часто называется ограда кругом храма, см. этимологич. лексикон русского языка Р. 79 В 1 обличительн. слове на Юлиана. Сократ. Церк. истор. кн. III, гл. I. Созомен. кн. V, гл. 2. 85 Должность их частию соединяется и с званием ιερομνημων, о котором Кодин в должностях придворных и церковных в Константинополе, гл. 1. говорит, что он вовремя Богослужения держит служебник патриарший. 89 Ερμηνευται γλσση εις γλσσαν, ην εν ται αναγνσεσιν, εν ται προσομιλιαι, в изложении веры, 21. 115 В начертании Церковн. истор. от Биб. времен, – век IV, о священ. одеждах. Историч. акты западной России, 115. 117 Dicla est avmem tunica a luendo corpore; vestis erat breuior et sine manicis, quæ peoprie viris conveniebat. Ambrosii Calepini lexicon/ 118 В Греции по сказанию Кодина duo domestici cum primo cantore deferunt tunicas breves–σιχτουρια. 119 В изъяснении Литургии Дмитревск. о свящ. одеждах § 63. В Истор. Цер. Иннокентия, век IV о священ. одеждах. 140 Кн. II, гл. 26. Согласно с постановлениями Апостольскими говорит о Диакониссах Епифаний кипрск. о ерес. III, IV. В изложении веры, XXI. 145 Чин поставления Диаконисс можно читать в книге о служении и чиноположениях Прав. грекороссийския Церкви, о Диакониссе. 150 См. клятвен. обещание сердобольных вдов, напечатан. в С.–петербурге 1839 года, и речь преосвящ. Михаила, архиеп. черниговск. и нежинск. произнесен. при присяге серд. вд. в 1815 году, марта 12 дня, и издаваемую с того времени как руководство для серд. вдов. 170 В 1146 году, по сказанию Ипатиевской летописи, жители Звенигорода взываша об избавлении города от лютыя рати: курии елисон. Также в 1151 году после рутского сражения, когда воины нашли своего князя Изяслава Мстиславича взываша: киремьисон, вси полцы радующеся. Ипат. летоп. стр. 22, 64. 179 В этом смысле иногда по просторечию называют Пресвитера поп – от греческого слова – παπας или παππας – отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010