Само слово плутократия означает форму государственного управления, при которой власть принадлежит богатому меньшинству. Такая форма власти (плутократия) означает, что по отношению к государству богатый класс, не имея формальных преимуществ, гарантированных законом страны, фактически пользуется преобладающим влиянием на выборы и вообще на ход государственной жизни с помощью механизма коррупции, с помощью полицейских мер – для устранения недовольных. Эти люди, живущие в лености, кормясь от чужого труда, хотя и представляют свою деятельность полезной для общества, но берут плату явно за невыполненную работу. К ним применимы слова из Писания – Послание Иакова 5 -я глава, с 4-го по 5-й стих: « Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания ». И еще: « Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые – без жителей » ( Ис. 5, 8–9 ). Несправедливо нажитый капитал принесет проклятие от Бога эксплуататорам и породит гнев народа, «справедливо на них движимый». Богатство в современном мире господства олигархов есть « плата, удержанная… у работников », то есть несправедливо оплаченный труд, «прибавочная стоимость». Такая форма обогащения – преступление и против отдельных людей, и целых народов, подвергшихся подобной дикой форме эксплуатации. Особенно преступной формой обогащения является приватизация отдельно взятыми личностями (семьями и кланами) ресурсов той или иной страны, которые по факту рождения в равной степени принадлежат людям, проживающим на данной территории. И все эти личности, ленивые и охочие до чужого, рискуют застрять на данном мытарстве. Причем об удержании платы говорится как о грехе, вопиющем к Богу: « плата, удержанная вами у работников … вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа » ( Ис. 5, 8 ). В Библии, кроме указанного случая, только три греха вопиют к Богу. Это умышленное убийство: « И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли » ( Быт. 4, 10 ); содомский грех: « И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма » ( Быт. 18, 20 ); угнетение бедных, вдов и сирот: « Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их » ( Исх. 22, 22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Грех Беседуя о мысленном корабле, жизни всякого христианина, мы снова вспомним святого Амвросия, который сказал, что из-за одного Иуды на море поднялась буря и волны на корабль апостольский ( Мф. 14:22–24 ), и скажем: в корабле жизни нашей в каждом отдельно сидит Иуда – наш тяжкий грех и обыкновенная страсть. Как Иуда был вор, предатель, льстец и самоубийца, так и обыкновенный грех наш есть вор, ибо обкрадывает нас, губя все наши труды и подвиги, которыми мы хотели заслужить милость у Господа Бога нашего; он есть предатель, ибо предает нас на вечную смерть в геенне; он есть и льстец, ибо, усладив в малом, наполняет нас вечной горечью; он есть, наконец, и убийца, ибо убивает и душу нашу, и добрую славу. Пока такой Иуда, то есть наш тяжкий грех и обычная наша страсть, будет находиться в корабле жизни нашей, пока он не будет изгнан из нас совершенным покаянием, до тех пор мы не будем плавать безбедно и не достигнем доброй пристани. Вспомним пророка Иону. Он был муж праведный перед Господом, был святой пророк, а кто не знает, что он пострадал в море только за один грех ослушания? «Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу» ( Ион. 1:4–5 ). О как много тяжких смертных грехов среди нас! Как же мы хотим иметь тишину? Великие грехи низложили сильных с престолов, разрушили царства, разорили города, рассеяли великие полки, опустошили страны, и пощадили ли они хоть одного злого человека? Мерзкие грехи навели потоп на людей прежнего мира (см. Быт. 7 ), пролили огонь на города содомские (см. Быт. 19:24 ), превратили у египтян реки в кровь (см. Исх. 7 ) и их же потопили в Чермном море (см. Исх. 14:27 ). Кого же из нас они могут спасти? Тяжкий грех проломил небо под Люцифером и до ада разверз землю под Дафаном и Авироном (см. Чис. 26:10 ), утвердил великую пропасть между богатым и Лазарем (см. Лк. 16:19–26 ), «ангелов, не сохранивших своего достоинства... соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» ( Иуд. 1:6 ), людей превратил в скотов, как Навуходоносора, и в бесчувственные столпы, как жену Лотову (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Упоминается в Библии и блуд, также процветавший в Содоме: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» ( 1Кор. 6:18-20). О содомском грехе в православии принято говорить на исповеди. Взгляд Церкви на грех содомии Святитель Григорий Нисский считал, что содомский грех имеет значение не только для души самого человека, но и наносит оскорбление всему роду грешника: «…Блудомназывается исполнение похоти, соделанное с кем-либо без обиды другому, а прелюбодеянием навет и обида чуждому союзу. К сему относят скотоложство и мужеложство, потому что и сии грехи суть прелюбодеяния противу естества. Поелику причиняется обида чуждому роду, и притом вопреки естеству» (Каноническое послание святого Григория, епископа Нисского, к Литоию, епископу Мелитинскому, правило 4). Пророк Исаия сравнивал своих современников с первыми содомлянами, указывая на их грехи: «Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!» ( Ис. 1:10). Иисус Христос сравнивал Свое Второе Пришествие с судом, которым Господь судил жителей Содома: «но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» ( Лк. 17:29-30). Писание однозначно и четко говорит о тяжести и значении содомского греха для души человека, поэтому так важно упоминать его на исповеди. Содомский грех искореняется путем покаяния. «Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будет вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» ( Ис.1:16-17). Блудным сожительством в Церкви называют также «гражданский брак». Протоиерей Александр Ильяшенко объяснял : «в наш язык вошло словосочетание «гражданский брак», как подмена понятий. Гражданский брак, на самом деле, это брак, зарегистрированный по гражданским законам данного общества, и Церковь к такому браку относится с уважением. Вот что говорится в «Основах Социальной концепции Русской Православной Церкви». Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в ‘невенчанном’ браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку»».

http://pravmir.ru/sodomskiy-greh-chto-et...

Гомосексуализм – грех, который, как об этом можно прочитать в Книге Бытия, заражает «от молодого до старого» (Быт. 19: 4). Закон Моисеев предполагал суровое наказание за него. «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» (Лев. 20: 13) . В Вавилонском царстве и Древнем Риме (судьба этих государств известна) этот грех был сильно распространен и представлял серьезную опасность для всех верующих отроков и юношей. Но и сегодня опасность его ничуть не меньше. Легализованный в наше время, этот грех превратился в России в доходное ремесло для гнусных сутенеров, которые торгуют телами русских мальчишек, лишая их права на нормальную жизнь. Особенно большое число детей, занимающихся проституцией, среди так называемых «беспризорных», которые являются беспризорными только для равнодушных, а извращенцы давно «призрели», рассмотрели и «оприходовали» их. Христианская молодежь должна знать, какую опасность представляют для нее подобные люди: они покушаются на ее целомудрие. И верующие юноши должны решительно сопротивляться этому греху – кто бы и где бы ни предлагал им вступить в гомосексуальные отношения. Апостол Павел наставлял верующих, говоря об опасности разврата, проникающего в жизнь христианских общин: «Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5: 11). Видите, апостол призывает с такими даже и не есть вместе! И тем более опасно пить вино вместе с развращенными, ибо слово Божие учит нас: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное» (Притч. 23: 31–33). Христос силен изменить и тех, чью душу убил содомских грех, если они возненавидят этот порок Но при этом надо помнить, что, если подобный грех осквернил, а правильнее сказать: погубил чью-то душу, Христос силен изменить каждого – при условии, что он возненавидит этот порок и будет решительно противостоять ему.

http://pravoslavie.ru/100507.html

Если у человека есть покаянное чувство, то он, видя грех другого, прежде всего обращает взор на свои грехи. А если покаянного чувства нет, то человек видит грехи только у других, и еще их осуждает и другим рассказывает. Когда привели женщину, взятую в грехе, Господь сказал: Кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин. 8, 7). Тогда многие задумались, что все не без греха, и никто камень в нее не бросил. А мы как раз начинаем «бросать камни»… Как образец покаяния нам дан Великий канон преподобного Андрея Критского, Покаянный канон. Там представлены многие примеры покаянного чувства, в том числе и конкретных личностей. И как прообраз покаянного состояния, которое человек должен стяжать, когда видит грех другого, дан пример Ноя и его сыновей. Эти слова замечательные: срама ближнего не покрыла еси, душе, зря вспять обратившись, то есть не покрыли греха ближнего своего, повернувшись назад, на свой грех. А ведь известно, что мы видим в других только то, что нам понятно, то, что есть в нас. Удивителен в этом отношении пример, который приводит святитель Игнатий Брянчанинов, рассказывая о том, что постигло Содом и Гоморру. Господь -Всеведущий Бог! — говорит: Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю (Быт. 18, 20-21). Всеведущий Бог говорит: сойду и посмотрю. Во-первых, чтобы показать нам пример того, как никогда нельзя доверять ничему плохому. А во-вторых, Господь свидетельствует, что Он не видит греха. Это такая глубина! Просто непостижимое изречение! Сойду и посмотрю! Всевидящий Бог — не видит! Именно в этом смысле сказано: Господь не видит греха, потому что в Нем все чисто. То есть это то состояние, в котором находились и святые люди — они не видели плохого вокруг себя, ведь когда человек видит что-то — он видит глазами, а сущность этого проходит в сознание и там запечатлевается, но ничто нечистое не может войти в чистое. Это свойство греха — он замкнут сам в себе.

http://pravmir.ru/o-styazhani-pokayannog...

«И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета».  То есть уже в детстве и в юности проблемы с телом могут давать о себе знать. Конечно, братья и сестры, хотя церковь традиционно сострадательно относится к подобным падениям неопытных юных и молодых, различая степень виновности, исходя из возраста согрешившего. Так же учитывается, идет ли речь об одиноком человеке, и при каких обстоятельствах все произошло. Впрочем, Ориген пытался оспорить и такое смягчение, и ему принадлежат слова: «Никто да не оправдывается, что я был молод, был безбрачен, поэтому до брака согрешил блудом». И Ориген вопрошает: « А почему же ты не женился?» Апостол Павел наставлял молодого служителя церкви Тимофея словами: «Юношеских похотей убегай (то - есть грех блуда рано подходит к человеку) – о.О.Ст. А держись правды, веры, любви, мира. Со всеми призывающими Господа от чистого сердца». (2Тим.2:22). Юношеские же похоти есть всякие похоти безрассудные и вредные. (1Тим.6:9). Когда мы говорим о блуде - надо понять, что блуд - это не прелюбодеяние. Прелюбодеяние - это отдельный грех. И содомский грех - это отдельный грех. Мы сегодня говорим о блуде. Что значит бегать блуда? А блуд это всякие безрассудные нецеломудренные деяния. В молодости человек еще не распознал пагубность греха и творит все играючи. Только с годами как следствие постоянства в исповеди приходит глубокое понимание содеянного и сокрушение о падениях. Юношеских похотей избегай - означает со всей серьезностью относиться к проблеме подобного греха. Не бывает больших и малых грехов. Сказано в Писании, я часто напоминаю этот текст: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем»: 11  Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона (Иак 2: 10-11). То есть, в духовной жизни мелочей нет. Поэтому говоря о юношеских соблазнах, свт Иоанн Златоуст видит в них все блудные пороки, которые сопутствуют определенному возрасту. А судьбы некоторых людей не расстаются с ними достаточно долго. Назовем лишь наиболее распространенный из них, который относится как раз к категории блуда. Потому что прелюбодеяние - это когда человек, будучи в браке, изменяет браку. Кстати, прелюбодеяние хуже блуда. А блуд - это всякое осквернение. Прежде всего - рукоблудие, серьезное испытание для молодежи. А о подобном типе осквернения в Писании говорится:

http://radonezh.ru/text/chto-znachit-beg...

Апостол Павел все свои послания начинает с Богословия, а заканчивает конкретными указаниями исполнения заповедей Божиих, придавая им особое значение. Ибо если нет удерживающего фактора против греха, то он на своем пути поражает клетку за клеткой и может привести все человеческое общество к гибели. Из истории рода человеческого известны три таких периода, когда беззакония приводили его к суровому наказанию. Первый период – допотопный, когда грех поразил весь род человеческий. В своем неестественном состоянии человек достиг крайнего предела духовного несовершенства. «И увидел Бог , что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» [ Быт. 6, 5 ]. По закону жизни на земле духовное состояние человека определяет не только жизнь самого человека, но и состояние окружающей его природы, и если человек извращает образ своей жизни, то извращается и образ самой природы. Великое развращение человеческого рода привело в ненормальное состояние и природу. «Земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями» [ Быт. 6 . И]; при этом бытописатель акцентирует внимание на том, что причиной растления является грех , извращение правильного пути. «Она (земля) растлена, ибо (потому что) всякая плоть извратила путь свой на земле» [ Быт. 6. 12 ]. Та же картина представлена и при описании злодеяний жителей Содома и Гоморры. «Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма» [ Быт. 18. 20 ]. Перед уничтожением этих городов Бог приоткрывает одну из тайн Своего домостроительства. Суть ее состоит в том, что жизнь на земле существует ради праведников, и ради праведников она сохраняется даже при наличии множества грешников, а жизнь грешников продолжается ради праведников. Праведник при этом, как живая клетка в больном организме, сохраняет жизнь, и от их количества и силы зависит продолжительность всей жизни. Так Бог открыл Аврааму эту тайну: «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу весь город, и все место сие» [ Быт. 18. 26 ], и даже если в городе сохранится и десять праведников, то, как сказал Господь: «Не истреблю ради десяти» [ Быт. 18. 33 ].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Апостол, перечисляя множество грехов, говорит, что это все дела плоти. Плоть – животный инстинкт: выжить и победить в борьбе за существование, обосноваться, утвердиться за счет других. Если человек подвержен хотя бы одному из этих грехов, то происходит самоистребление, самоубийство: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом». Четыре греха похоти плоти: прелюбодеяние, блуд, нечистота (малакия) и непотребство (содомский грех). Два греха гордыни: идолослужнение и волшебство. Гордость по-гречески – ходячий шарлатан, претендующий на то, чего у него нет. Гордыня – претензия выдать себя таковым, кем ты не являешься. Идолослужение – когда человек ставит кумиром что или кого угодно, но только не Бога. Волшебство – знахарство, целительство. Десять грехов против любви к ближнему: вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства. Два греха против умеренности: пьянство и бесчинство. Грех как шелкопряд обволакивает всю нашу жизнь, даже если мы творим добрые дела. Но понятие греха не должно быть безотносительно, все зависит от того, в какой среде мы находимся, чтобы избавиться от греха нужно действовать его же оружием, то есть если мы проявляем релятивизм, то грех может нас просто уничтожить. Чтобы вырваться от греха, приходится иногда браться за меч; чтобы вырваться из толпы, из сообщества нечестивых, иногда приходится прорываться зубами и локтями. Притча о немилосердном заимодавце Главное, что нам открывает о грехе Господь, мы читаем в 18 главе Евангелия от Матфея: притча о жестоком заимодавце: «Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов». Что такое долг? Это грехи наши. Один человек был в неоплатном долгу – был должен десять тысяч талантов. Один талант – это шесть тысяч динариев, один динарий – это поденная плата работника, один талант – шесть тысяч человекодней, а десять тысяч талантов – шестьдесят миллионов динариев. Огромная сумма.

http://pravmir.ru/greh-i-pobeda-nad-nim/

Даже сами искушения диавольские могут обернуться к славе избранных, которые смело и без ропота будут их преодолевать при помощи содействующей им благодати. Сказано: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» ( 1Пет.1:6–7 ). Но самая серьезная хула на Духа Святого – это не тогда, когда диаволу приписывают деяния, содеянные Господом; намного хуже, когда Богу приписывают черты характера диавола. Когда Бога представляют жестоким и мстительным деспотом и тираном, который только и подлавливает нас в чем-либо, чтобы заключить в «вечный крематорий». Да, Бог ревнив. Но ревность – одна из сторон любви. Да, Писание призывает нас к страху Божию, но сей страх есть не что иное, как опасение нарушить волю Возлюбленного. Сами взаимоотношения Бога и Его верных раскрываются в Библии как взаимоотношения между Женихом и Невестой. Христос – Жених, а Церковь  – возлюбленная Невеста Его. И в этом смысле неверие в Божественное милосердие и есть одна из разновидностей хулы на Духа Святого. Ибо Сам Дух Святой, как пишет папа Григорий Двоеслов , «и есть сама Любовь» . Сказано: «…потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ( Рим.5:5 ). Итак, хула на Духа Святого есть: Деяния Божественной сущности приписать, отождествить с деяниями плененного Богом диавола; злобу, мстительность и коварство диавола приписать характеру Бога и усомниться в Божественном милосердии. Хулой на Духа Божия является и дуализм: представление о Боге и о диаволе как о равно сильных существах, как бы неких «двух богах». Подобные верования наиболее подходят к определению того, что есть хула на Духа Святого. Блаженный Феофилакт из всех плотских грехов приближал к хуле на Духа Святого содомский грех, как грех, попирающий Божественный образ и подобие Божие в человеке. Но, в любом случае, говоря о непростительном грехе, или грехах, нельзя забывать наставление наших старцев: «непростительным грехом является нераскаянный грех» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Итак, это были язычники, не знающие Бога, и извращенцы, давшие название грехугрех гомосексуализма называется содомским грехом. И в Священном Писании , в Послании к Римлянам мы находим оценку этому самому греху, и, похоже, в этом тексте показано происхождение содомитства, откуда оно возникает. Ученые до сих пор спорят, является ли гомосексуализм врожденным чувством в жизни человека или это приобретенное чувство. Однако в Послании к Римлянам святой апостол Павел ясно пишет: «называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» ( Рим. 1:22–27 ). Вот причина возникновения этого греха – «служили твари вместо Творца»! Какие исторически известные режимы допускали такую ситуацию, когда отдельную личность объявляли полным политическим и духовным гегемоном? Римская империя. Почти все римские императоры были гомосексуалисты! Грех этот был распространен и в нацистской Германии среди военных, хотя официально он подвергался преследованиям. В тоталитарной Спарте, где был жесткий режим, культ правителя, культ человека, культ нагого тела… Там, где поклоняются твари, – а прежде всего, это поклонение на уровне нарциссизма, любование собственным телом, телами других людей, – там человек погружается все дальше и дальше в зловоние разврата. Можно ли выйти из этого состояния? Есть святые отцы, которые достаточно откровенно пишут о том, что они имели подобные грехи, имели подобные связи, но все это осталось в прошлом! В Новом Завете говорится о целой группе христиан, которые были гомосексуалистами, но оставили этот грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010