– Да, но мне неудобно, что патриархия оплачивает мне такой дорогой отель. Знаешь ли ты место поскромнее? «Ох, куда же вести владыку по гостиницам и хостелам, есть ли у тебя сердце», – думаю про себя. – Знаете, я живу недалеко от Старого города, в этой квартире есть хорошая комната. Вам это подходит? – Он молча берет сумку и идет. – Вот, справа, по преданию, кладбище воинов Саладина, – рассказываю я по дороге, пока мы идем к зданию, где я жил. Сумку я у него все-таки отобрал. На ходу звоню Шмуэлу Эвьятару – советнику градоначальника Эхуда Олмерта по христианским вопросам, и послу Югославии Кринке Видакович-Петров, Арию Ливне – шефу представительства Республики Сербской в Иерусалиме, и договариваюсь с владыкой Аристархом о приеме у Патриарха и последующих богослужениях. Греки просто не верят, что кто-то все-таки приехал. «Что нам Интифада, нас до вчерашнего дня бомбило НАТО», – шучу я с Аристархом. Следующих десять дней будущий Патриарх и я вместе завтракали, обедали и ужинали, обходили святые места Иерусалима, большей частью пешком. Военный атташе полковник Джурин и Александр Петров, большой знаток литературы и поэт («На сто процентов серб и на сто процентов русский!», как он о себе говорил) возили тогдашнего владыку Нишского по Галилее и северу Святой Земли. Джурину он освятил и славский колач в канун праздника святителя Николая, и долго мы сидели с Патриархом Иерусалимским Иринеем и владыкой Аристархом, и те сетовали, что израильские власти до сих пор не признают новоизбранного Патриарха. (Иерусалимского Патриарха должны признать Палестинское самоуправление и государство Израиль; Израиль признал Иринея только в 2005, после чего Собор его сменил по внутренним причинам – предостережение всем о значении и силе Собора). Нашлось место и для чашки кофе, и не одной, со Шмуэлом и дорогим владыкой Феофаном, который и сегодня – богослужебный маятник Иерусалимской Патриархии и теплейший ее гостеприимец. Когда Арий Ливне от имени Республики Сербской подготовил ужин для гостя из Ниша в центре города, при входе нас ждал возглас:

http://ruskline.ru/opp/2020/12/29/s_patr...

Метохом монастыря Сочаница является женский монастырь святой Петки в Улие, который также недавно был отреставрирован. Адрес: Село Сочаница бб, 38217, Сочаница. Электронная почта: manastirsocanica@gmail.com Подробнее... Печский патриарший женский монастырь [ править править код ] Точная дата основания первой церкви на месте Печкой Патриархии не установлена. Предположительно, уже во времена святителя Сербского Саввы I эта земля сделалась собственностью Жичского монастыря, который являлся в то время резиденцией предстоятеля. Наследник святого Саввы, святитель Арсений I Сремец, решил перенести церковный центр Сербии в более защищенное место, поближе к центру государства, и его выбор пал на Печ. В 1230-х годах он воздвиг здесь соборный храм во имя Святых апостолов, который был расписан фресками в 1250 году. Несколько позднее этот храм стал также называться Спасским, в честь одноименного собора Жичского монастыря. Таким образом, с XIII века Печ становится предстоятельским двором — здесь располагается архиепископский кафедральный собор, здесь собираются ведущие деятели Сербской Церкви, здесь погребают почивших первосвятителей. Соответственно и сама Сербская Церковь стала именоваться Печской Церковью. Печская икона Божией Матери – одна из главных святынь Сербии. Эта икона – из древнейших, она была написана семнадцать лет спустя после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. До V века святыня находилась в Иерусалиме, а затем византийский император Лев Великий перенес ее в Царьград. Сербская Церковь хранит предание, что эта икона находилась позднее в Херсонесе, откуда святой равноапостольный князь Владимир привез святыню в Киев, а затем в Новгород. Божией Матери было угодно вернуть Свой образ на Святую Землю, где икона была вручена святителю Савве, который принес икону в Сербию. Адрес: Patrijasiska ulica, Pe, 30000, Косово. Подробнее... Пустынь святого Петра Коришского [ править править код ] Испостница святого Петра Коришского и руины церкви Пресвятой Богородицы, также известные как монастырь Кабаш, расположены под горой Русеница, примерно в двадцати километрах к востоку от Призрена, недалеко от деревни Кориша.

http://azbyka.ru/palomnik/Косово_(монаст...

Монументальный собор Сербской православной церкви в Белграде, храм во имя Святого Саввы, на сегодняшний день является самым большим на Балканах и одним из самых крупных действующих православных храмов в мире. Вновь возведенный, он сразу стал одним из самых почитаемых мест в сербской столице. Храм назван так во славу первого сербского архиепископа святого Саввы (1175–1236), созидавшего всей своей подвижнической жизнью Сербскую церковь, просвещая и сплачивая нацию, и почитание имени которого сохранялось на протяжении всей многострадальной истории страны. Святой Савва, сын великого жупана (правителя) Стефана Немани, основателя сербского государства и династии Неманичей, родился в 1169 г. С юных лет (в миру его звал и Растко) он жаждал духовной жизни и около 1186 г. бежал на Святую Гору Афон, пленившись рассказами одного русина, собиравшего вспоможения для своего монастыря. Монашеский постриг он принял в русском монастыре Святого Пантелеймона под именем Савва. Впрочем, из русского монастыря он скоро ушел в другую афонскую обитель – Ватопед. И на то была воля Прота Святой Горы, посчитавшего, что иноку царского рода негоже пребывать во второстепенной обители. Стареющий Стефан Неманя вскоре и сам последовал примеру сына и, отречась от престола, принял постриг под именем Симеон. Вскоре и он отправился на Святой Афон, где они вместе с Саввой основали Сербский Хиландарский монастырь. После смерти отца святитель Савва возвращается на родину и много сил отдает упрочению Православия в стране. Отправившись в 1219 г. в Константинополь, он добивается у византийского императора и патриарха автокефалии – независимости Сербской церкви, и становится ее первым архиепископом. Являясь отныне архипастырем, он всячески укрепляет православную веру, созидает на сербской земле монастыри, церкви и школы. Дважды просветитель совершает паломничества на Святую Землю, там он мирил братьев, враждовавших из-за престола – сербов с их соседями, и создавал Сербскую церковь. Он заботился о благе всех, с христианским смирением неся мир всем балканским народам, за что пользовался неизмеримой любовью и уважением народа. Святой Савва преставился в городе Тырново, где заболел и умер 12 января 1235 г. Сербский король Владислав, его племянник, перенесет его тело через два года в монастырь Милешево, где целительные мощи святителя будут пребывать более 300 лет.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

В Жиче эти события были изображены в подкупольном пространстве, что наглядно уподобляло ее Сионской горнице и делало Сербскую Архиепископию ее достойной наследницей. Апостолы же изображены в нижнем ряду как основание Церкви и образец своим преемникам, сербским архиереям. Исполненнный уважения к св. Савве, хорошо зная Предание и имея перед глазами фрески Спасова дома, святитель Никодим столетием позже написал предисловие к переводу Иерусалимского Типикона на сербский язык, объяснив деяния великого сербского первосвятителя: св. Савва уподобился Моисею, создав скинию по образу, показанному ему Богом на Горе, так и Савва построил «сию великую церковь» по образу Сионской горницы и церкви св. Саввы Освященного, кои видел в Иерусалиме. Коль скоро Сербская Церковь подобна сим Иерусалимским святилищам, естественно будет подобна им и по уставу, который ныне переведен. Из текста св. Никодима следует главное: ничто не есть случайно и все имеет свою причину. Отсюда наглядно выстраивается скорее символическая, нежели историческая линия: Небесная Церковь – Моисеева скиния – Сионская горница – Жича и Церковь в Сербии. «Сей боголюбец (св. Савва) основал великую Архиепископию, дом Спасов, зовомую Жича, кою начал и завершил с благословенным своим братом, великим жупаном кир Стефаном», - пишет летописец, объясняя построение Жичи любовью меж братьями, что в действительности и было показано посвящением боковых приделов их небесным покровителям – преп. Савве Освященному и первомученику архидиакону Стефану. Последний был покровителем («крестной славой») династии и защитником сербской державы, а первый – великим образцом православного монашества, составителем Типикона, который до сих пор чаще всего используется православными монастырями (в частности, всей Россией, ибо у нас нет отдельного устава для мирян). И вот во всем своем великолепии собор заблистал на Спасов день – храмову славу (престольный праздник) – 1221 года во время великого церковно-державного Собора. Тогда архиепископ Савва I произнес свою знаменитую речь с поучениями о святой истинной Вере и о еретиках и обнародовал сербскую редакцию Синодика Православия. Праздник был завершен священным обрядом исповедания Православия на другой день. На этом Соборе первым сербским архиепископом Саввой был коронован Стефан Неманич как первый сербский самодержавный православный король, получивший с тех пор титул Первовенчанного.

http://pravoslavie.ru/39973.html

Разве ты слушаешь блеяние этих невежд? «Мы и наши католики». «Дадим право и нашим братьям-католикам...» Так могут говорить не разумные люди, а бессловесные бараны. Речь то не о наших католиках, но о римском папе. Он хочет этим Конкордатом оковать наших несчастных католиков, и этим самым ущемить Православную Церковь. В этом дело. И против этого восстал героический патриарх сербский. Против этого восстал весь семимиллионный сербский народ». Владыка Николай требовал, чтобы все сербы, так или иначе «приложившие руку» к продвижению Конкордата принесли публичное покаяние. И лишь поле этого с них можно было бы снять церковное отлучение. Святитель был убежден в том, что такие серьезные вещи, как предательство сербских религиозных и национальных интересов не могут так легко сойти с рук. Архиерейский Собор не принял требований владыки Николая, вследствие чего он вплоть до 1940 года игнорировал заседания Архиерейского Собора. Блаженно почивший игумен монастыря Рукумия, о.Савва часто рассказывал о чуде, совершенном после воздвижения церкви в соседнем селе Кленовнике. Церковь была крыта именной черепицей, которую жертвовали прихожане. Среди жертвователей был сторонник Конкордата. И когда пошел первый же дождь, его именная черепица пропустила воду. И была удалена из храма. В сущности, Конкордат был очередным Крестовым походом лукавых латинов на православные Балканы и на православную Сербию. И сейчас он продолжается и проявляется в Сербской Православной Церкви. В том, что реформируется Св. Литургия и вводится неправославное учение в некоторых духовных учебных заведениях СПЦ - прежде всего, на Богословском факультете Белграда. Этот крестовый поход проявляется и в том, что вводится практика Причастия без говения и исповеди - чего раньше никогда не было. Необходимо также упомянуть о практике «удаления иконостаса на реставрацию», которая затягивается на годы. Дабы народ помаленьку привыкал к тому, что служить можно и вовсе без иконостаса. Все это торит дорогу в Рим. Попытки латинизации сербского народа никогда не прекращались. Их прозелитизм с неослабевающей интенсивностью продолжается и по сей день. Этот прозелитизм обошелся сербскому народу в 5 миллионов жизней: во время Первой мировой, во время Второй мировой, во времена Тито, вплоть до кровожадной агрессии 19 стран против нашей страны.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/17/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Савва II Сербский, свт. - житие Предислав, будущий архиепископ Савва II, родился около 1200 года и был четвертым сыном святого сербского короля Стефана Первовенчанного. В то время как его старшие братья Радослав, Владислав и Урош по очереди владели Сербией, Предислав, пренебрегая мирской властью и величием, от юности последовал по стопам своего дяди – святителя Саввы. Как и его предшественники на первосвятительском престоле Сербской Церкви, он сначала подвизался в монастыре Хиландар на Афоне, откуда совершил паломничество на Святую землю. «В Иерусалим бо шествовав поклонитися Гробу Господню и видетель быти всем страстем Его. Тамо бо много време препроводив и паки возвратися», – говорится в его житии. Со временем хиландарский монах Савва был избран епископом Холмским с кафедрой в Стоне. Отсюда он впоследствии перенес епископскую резиденцию в церковь Святого Петра на Лиме. Известно, что после вторжения болгар и разорения церкви Святого Петра состоялся собор, на котором вместе с королем Урошем и архиепископом Арсением присутствовал и Холмский епископ Савва. Точная дата этого собора неизвестна, но упоминание о нем содержится в Лимской грамоте, относящейся к периоду с 1254 по 1263 гг. После преставления святителя Арсения (1233-1263) святой Савва был избран третьим по счету Сербским архиепископом и оставался у церковного кормила в течение семи лет до самой своей блаженной кончины. По словам своего биографа, Савва II имел особое попечение о соблюдении древних правил «святых апостолов и богоносных отцов» и управлял Сербской Церковью с великой преданностью и любовью. Он никогда не забывал о том, что обязательно будет нести ответ за данный ему талант и неослабно заботился о Богом дарованной ему пастве стада Христова. Святитель отошел ко Господу 8 февраля 1271 года в Печи и был похоронен здесь же в храме Святых Апостолов. Нетленные мощи святого источали благоухание и подавали исцеления притекающим к ним.

http://pravicon.com/info-3297

Рукописное наследие доктора Дмитрия Найдановича я получил от его племянника о. Драгана Филиповича из Америки, которому я выражаю огромную благодарность. От доктора Ратибора Джурджевича 10 я получил его переписку с Владыкой Николаем. Во время проведения работ по сбору материала для этой книги неоценимую помощь мне оказали мои друзья из сербской диаспоры: протоиерей-ставрофор доктор Матея Матеич 11 , доктор Марко С. Маркович и др. Милош С. Божанич. Особую благодарность я выражаю моим друзьям: господину Николе Чайкановичу, многоуважаемому переводчику, который перевел с английского письма Владыки Черчиллю и Гуверу, и профессору д-ру Любомиру Протичу, директору «Института развития образования и воспитания», который приложил все усилия к тому, чтобы данная книга увидела свет в издании этого выдающегося учреждения. Видовдан, 2009 г. Желько 3. Елич Письмо Уинстону Черчиллю Сербский кафедральный собор 20, 26-я Западная улица Нью-Йорк, Н.Ю. 10 27. 3. 1946 г. Ваше Превосходительство, Имел честь говорить с Вами на борту «Королевы Елизаветы» в январе прошлого года о текущей ситуации в Югославии. Прочитал Ваши Олимпийские речи в США, Олимпийские по стилю и ясности, но христианские по духу. Мне особенно понравились приведенные Вами цитаты из Священного Писания . Один нью-йоркский адвокат сказал мне: «Ранее мы знали Господина Черчилля как великого государственного деятеля, но теперь мы знаем его и как Христианина». Я был рад слышать это. Потому что великий христианский народ, каким и является английский, должен иметь своими предводителями истинных Христиан И теперь, когда я знаю Вас как Христианина, я осмеливаюсь написать Вам еще раз и попросить Вашего ходатайства о настоящем Христианине. Это Генерал Михаилович, который после пяти лет борьбы против сил зла схвачен и заранее осужден на смерть (по словам премьер-министра Шубашича 12 ). Когда восемь миллионов сербов, на своей родине и за рубежом, услышали эту весть, они затрепетали от ужаса и несправедливости в этом мире. Я уверен, что те миллионы Христиан и помыслить не могут о положении этого великого Генерала, в то же время не думая и о Вас. Ведь Вы, как премьер-министр Великобритании, сыграли решающую роль в их судьбе во время войны. Будучи вынужденным по каким-то до сих пор необъяснимым обстоятельствам – и невольно – Вы сперва его обесценили, т.е. забрали его полномочия и передали их другому, неизвестному лицу из преисподней. Наш народ негодовал на Вас, но продолжал надеяться на Вас и на Британское правительство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Синодальный отдел по делам молодежи принял участие в организации форума молодежных лидеров России и Сербии 9 октября 2014 г. 12:04 Со 2 по 6 октября 2014 года по благословению председателя Синодального отдела по делам молодежи епископа Выборгского и Приозерского Игнатия в Сербии прошел молодежный российско-сербский форум «Крепость». Организатором мероприятия выступили патриотическая организация «Сербский код», фонд «Достоинство», молодежная организация «Наша Сербия», а также Синодальный отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви и Федеральное агентство по делам молодежи России. Участниками форума стали представители российских и сербских молодежных организаций и движений, преподаватели, историки и общественные деятели, представители органов власти, отвечающих за работу с молодежью. Российскую делегацию возглавил председатель Всероссийского православного молодежного движения , настоятель Крутицкого Патриаршего подворья г. Москвы протоиерей Сергий Шастин. В ее состав также вошли заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям М. Дегтярев, представители руководства Федерального агентства по делам молодежи Р. Абдулина и Д. Заварзин, заместитель руководителя представительства правительства Тульской области при Правительстве РФ М. Мищенко, председатель комитета по молодежной политике Ленинградской области А. Данилюк. Также с российской стороны в форуме принимали участие представители Фонда поддержки публичной дипломатии А.М. Горчакова, президент «Всероссийского студенческого корпуса спасателей» А. Аветисов, член Координационного совета «Молодой гвардии Единой России» (МГЕР), координатор МГЕР по Южному Федеральному округу С. Степанов. В работе форума участвовали сотрудники синодальных учреждений Русской Православной Церкви: руководитель службы региональных связей Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества М. Паршин и сотрудник Синодального отдела по делам молодежи К. Беремеш. Перед открытием форума его организаторы и участники посетили собор святителя Саввы в Белграде, а также поклонились могиле выдающегося русского военачальника барона П.Н. Врангеля в храме Святой Троицы.

http://patriarchia.ru/db/text/3784486.ht...

Направление всех этих трудов строго православное . 6. Сербская Православная Церковь в XX веке: Патриархи Сербские, краткая характеристика их деятельности; борьба Церкви с фашизмом; взаимоотношения православных с католиками После Первой мировой войны, когда произошло объединение Сербии, Хорватии, Словении, Далмации, Боснии и Герцеговины, Черногории, 1 декабря 1918 года в Белграде было провозглашено «Королевство сербов, хорватов, словенцев». В мае 1919 года в Белграде встретились епископы и провозгласили объединение различных сербских епархий в единую Сербскую Православную Церковь. 12 сентября 1920 года в Сремских Карловцах состоялся архиерейский Собор, который восстановил в Сербской Церкви патриаршество. В тот же день — день памяти святого короля Милутина — Патриархом был избран Белградский митрополит Димитрий. Патриарх Димитрий (1920—1930) родился в 1846 году в г. Пожаревац в благочестивой христианской семье ремесленника. Начальное образование получил в родном городе. В 1868 году успешно окончил Белградскую Духовную Семинарию и вскоре принял сан священника (1870). Овдовев, молодой пресвитер в 1873 году поступил на филологическое отделение высшей школы в Белграде, после окончания которого некоторое время работал преподавателем Белградской Духовной Семинарии. В 1882 году был избран епископом на Нишскую кафедру, затем переведен на Шабацкую кафедру. После кончины Митрополита Иннокентия Димитрий стал Митрополитом Сербии. На этом посту оставался вплоть до избрания его Патриархом. Как современники, так и последующие церковные писатели отзываются о святителе Димитрии как исключительно добром архипастыре, всецело преданном делу Церкви и своему народу. Несмотря на занимаемый высокий пост в Церкви, Патриарх Димитрий всегда оставался скромным и всем доступным. Естественно, что избрание его на Патриарший престол было встречено всеобщей радостью, а вскоре после его интронизации стали говорить и писать: «Такой нам и нужен Патриарх» . Вслед за восстановлением патриаршества в жизни сербского народа произошло другое знаменательное событие: в июне 1921 года в новом королевстве была принята конституция, которой провозглашалось равноправие православия, католичества и магометанства. Государство обещало им оказывать одинаковую материальную помощь.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

Сирийцы два раза в России встречали Новый год: в 1655 году – в Коломне (вып. II, стр. 168) и в 1656 году – в Новгороде. Более подробно архид. Павлом описан чин летопроводства, в котором он принимал самое деятельное участие в бытность свою в Новгороде. Чин летопроводства в Новгороде был совершен до обедни. Патриарха Макария облачили во все святительские одежды. Выйдя из алтаря с духовенством и став лицом к востоку, патр. Макарий сделал возглас. После этого все вышли на сборную площадь, устланную коврами. Здесь уже стоял аналой, на который положили крест и Евангелие. Подле аналоя был поставлен столик с водосвятной чашей. Вокруг аналоя стало духовенство с иконами. Для патриарха Макария был устроен высокий трон. В этом торжестве принимали участие: Сербский митроп. Гавриил, Новгородский митрополит и многочисленное духовенство города. После канона патр. Макарию подали крест. Он осенил им народ, по три раза на все четыре стороны. Архидиакон же Павел кадил ему, возглашая: «Господу помолимся». Священники в это время освятили воду до погружения креста, прочитав Апостол, Евангелие и молитву на освящение воды. Патр. Макарий, умыв руки, подошел к водосвятной чаше, окадил ее, взял крест и, при пении: «Спаси, Господи, люди Твоя», трижды погрузил его в воду. Этот же тропарь пропели и певчие. Потом он взял губку и, омочив ее в освященной воде, отер ею иконы и крест и возвратился на свое место. В это время Сербскому митрополиту подали книгу, по которой он прочитал молитву за царя и его семейство, называя всех поименно. Тогда выступил Новгородский воевода и выразил благожелания царю с семейством, патриарху Макарию, Сербскому митрополиту и своему святителю. То же самое сделали Сербский митрополит и Новгородский. Патр. Макарий окропил воеводу и вельмож св. водой; затем все возвратились в собор служить обедню (вып. IV, стр. 82–84). Самый порядок чинопоследования у архид. Павла описан верно; только местами у него сделаны значительные пропуски. На основании Чиновника Новгородского собора и Требника 1652 года, т. е. на основании тех книг, которыми руководилось в 1656 году новгородское духовенство при совершении чина летопроводства, мы вкратце изложим самый чин, указав попутно те пропуски, которые сделаны архидиаконом Павлом в его описании этого чина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010