Слободской. Собор Сошествия Святого Духа. Духовской собор Карта и ближайшие объекты Черты псевдовизантийского стиля имеет Свято-Духовская церковь в слободе Демьянка -церковь с объемным восточным приделом, встроенной трехъярусной колокольней, мощным центральным куполом на высоком световом барабане. Замечательно место расположения церкви: если двигаться от центра города на юг, к слободе Демьянка по главной улице, с какого-то момента навстречу начинает «выплывать» купол Свято-Духовской церкви, а улица как будто ведет к нему. По мере приближения уже виден и весь храм, а дорога плавно его огибает с запада. Такая постановка храмов была вообще характерна для русского градостроительства - место, выбранное для строительства, позволяет видеть Свято-Духовскую церковь с большого расстояния. И.Рубцова «Слободской. Архитектурные истории города».         Свято- Духовская церковь . По  воспоминаниям  очевидцев,  она  была  одной   из  красивейших  в  городе.  В  иконостасе  стояло  более  100  икон,  в  храме  находилось  пять  престолов.       «В  предместье Демьянка в  1861 году  июня  10  дня  заложена  епископом  Агафангелом  церковь  каменная…»  -  писали  Вятские  епархиальные  ведомости  в  1865  году.  Этому  предшествовал  ряд  событий. Слободской 1-й  гильдии  купец, потомственный Почетный  гражданин  Василий Васильевич  Александров  с  сыновьями  решил  открыть  в  Слободском  винокуренное  производство. Но  до  постройки  завода  его  жена  -  Мария Петровна  -  посоветовала   построить  церковь.      К  началу  1861  года  были  оформлены   все  документы  на  землю,  получено  разрешение  на  строительство,  утвержден  план  будущей  церкви.  И  до  конца  1861  года  «стены  храма  были  выведены  до  половины,  а  в  следующем  году  каменную  кладку  строители  завершили». В  это  время  Василия  Васильевича  постигло  страшное  горе.  У  него  умерла  жена  Мария  Петровна…  В  Петербурге  умер  старший  сын  Яков,  а  через  год  ушел  из  жизни  младший  сын  Василий.  Но  несчастья  не  сломили  Василия  Васильевича. Он  весь  ушел  в  работу,  закончил  строительство  Слободского  винокуренного  завода,  занимался  внутренним  обустройством  церкви,  стал  первым  старостой  нового  храма.

http://sobory.ru/article/?object=08734

Архитектор Василий Петрович Стасов Василий Петрович Стасов (24 июля августа] 1769, Москва — 24 августа сентября] 1848, Санкт-Петербург) — русский архитектор, один из основоположников русского ампира, академик Императорской Академии художеств. Список храмов, которые построил Василий Петрович Стасов (или с его участием) Волгоградская область Церковь Сошествия Святого Духа Еланский район, Елань Архитектор: В.П. Стасов Год постройки: Между 1813 и 1820 Архитектурный стиль: Классицизм Калужская область Церковь Николая Чудотворца Ферзиковский район, Авчурино Архитектор: В.П. Стасов (перестройка 1820-1825) Год постройки: приблизительно 1700 - 1725. В 1820-1825 перестроена в формах ампира Архитектурный стиль: Ампир Новгородская область Собор Андрея Первозванного (утрачена) Чудовский район, Грузино Архитектор: Ф.И. Демерцов, В.П. Стасов Год постройки: Между 1805 и 1822 Архитектурный стиль: Ампир Церковь Сошествия Святого Духа (старая) Чудовский район, Селищи Архитектор: В.П. Стасов Год постройки: Между 1818 и 1825 Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Новгородский район, Бронница Архитектор: В.П. Стасов Год постройки: Между 1828 и 1832 Церковь Петра и Павла в казармах Карабинерских полков Шимский район, Медведь Архитектор: В.П. Стасов, Л.А.Дюбю Год постройки: Между 1824 и 1830 Антониево-Леохновский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Колокольня Старорусский район, Леохново Архитектор: В.П. Стасов Год постройки: 1829 Архитектурный стиль: Классицизм Собор Успения Пресвятой Богородицы Любытинский район, Бор Архитектор: В.П. Стасов (?) Год постройки: 1832 Архитектурный стиль: Ампир Омская область Собор Николая Чудотворца Омск, город, Омск Архитектор: В.П. Стасов Год постройки: Между 1833 и 1840 Архитектурный стиль: Классицизм Прочие страны Церковь Александра Невского в Александровке Германия, Потсдам Архитектор: В.П. Стасов, К.Ф. Шинкель Год постройки: Между 1826 и 1829 Рязанская область Церковь Рождества Христова Старожиловский район, Истье Архитектор: В.П. Стасов Год постройки: Между 1810 и 1816

http://sobory.ru/architect/vpstasov

19 янв. 1918 г. особая комиссия Боровичского уездного исполкома описала монастырское имущество, верующие во главе с иером. Валентином оказали сопротивление властям, за что подверглись денежным штрафам. В февр. 1918 г. Совет рабочих депутатов постановил закрыть мон-ри Боровичского у., весной было изъято имущество Б. м.: документы, продукты, скот. Молодым насельникам предложили покинуть мон-рь, престарелых оставили в организованной при мон-ре богадельне. К маю 1918 г. в Б. м. оставались игум. Владимир, 2 иеромонаха, иеродиакон. В 1920 г. из обители конфисковали серебряную утварь весом более 16 кг. В Свято-Духовом храме нек-рое время продолжались богослужения, затем его закрыли. В 20-30-х гг. были разобраны главы куполов собора и ц. Иакова Боровичского. В 1937 г. закрыли храм в честь иконы «Умиление». Здание использовалось под сапожную мастерскую, во время войны здесь изготовляли бутылки с зажигательной смесью, затем в храме находилась керосиновая лавка, склад горюче-смазочных материалов завода «Мстатор»; в 1995 г. возобновились богослужения. Под храмом находится целебный источник св. Иакова, освященный в 1997 г. В 1941-1945 гг. на территории Б. м. располагались госпиталь, затем воинская часть (до 2001). В 80-х гг. XX в. Боровичский участок Новгородской реставрационной мастерской осуществил ремонт с частичной реставрацией служебных корпусов и сев.-зап. угловой башни. К наст. времени на территории Б. м. сохранились собор Сошествия Св. Духа (XVII в.), Иверская ц. над св. вратами (1792) и теплая ц. прав. Иакова с трапезной палатой (1865-1872), а также настоятельский корпус, братские кельи, хозяйственный комплекс, ограда с неск. башнями. Ребро св. Иакова Боровичского после закрытия мон-ря верующие сохранили и передали сначала в Успенский храм Боровичей, в 1960 г.- в приходской храм вмц. Параскевы Пятницы. 14 сент. 2000 г. в Б. м., в храме св. Иакова, был совершен первый после возобновления здесь церковной жизни молебен. С 2003 г. Б. м. является архиерейским подворьем Новгородской епархии, настоятель свящ. Валерий Дьячков. Богослужения совершаются в восстанавливаемом храме Св. Духа. В нем же находится рака с частицей мощей св. Иакова. В окт. 2002 г. в Боровичах и в Б. м. состоялись первые Таисиевские чтения, посвященные игум. Таисии (Солоповой) .

http://pravenc.ru/text/153209.html

Согласно Деяниям посланиям апостольским, Евхаристия первоначальной Церкви, евхаристическая кинония, общение ( 1Кор. 10, 16 ) представима в контексте общения Святого Духа ( 2Кор. 13, 13 ). Дух Святой актуализировал Христа для всех верующих в Церкви, потому что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор. 12, 3 ; ср. 1Ин. 4, 2 ), потому что «все мы единым Духом крестились в одно Тело (=Тело Христово, Церковь ) … все напоены одним Духом» ( 1Кор. 12, 13 ). Евхаристический контекст лишь 10–14 глав Первого послания к Коринфянам, – продолжает иеромонах Анастасий Евтич, – может показать, сколь необходимо молитвенное призывание ( эпиклезис) для благодатного нисхождения присутствия Духа Святого при совершении Евхаристии в Церкви. Коль скоро всё Домостроительство спасения, совершённого Христом, актуализируется реализуется чрез сошествие Духа Святого, то евхаристический эпиклезис, то есть молитва призывания Духа Святого, имеет столь существенное значение в Восточной Православной Церкви, что она верует, яко не без этой молитвы призывания Святого Духа, не едиными установительными словами Таинства только претворяются дары Церкви, хлеб вино, в Дары Божии – Тело Кровь Христовы. Об эпиклезисе, – заключает иеромонах Анастасий Евтич, – можно говорить много, но для нас особенно важно то, что он изначала содержится в литургических последованиях как на Востоке, так на Западе. Об этом свидетельствуют святой Иустин Мученик , святой Ириней Лионский , святой Ипполит Римский , святой Василий Великий , святой Кирилл Иерусалимский , святой Иоанн Златоуст , преподобный Иоанн Дамаскин , Николай Кавасила , архиепископ Фессалоникийский другие отцы учителяи Церкви. Отсутствие эпиклезиса в литургии Римской Церкви определённым образом связано с латинским учением о Святом Духе ( филиокве т. п.). Второй Ватиканский собор пытался всё–таки восполнить этот недостаток включением молитвенного призывания Святого Духа ( эпиклезиса), но, к сожалению, расположив его лишь перед установительными словами Таинства («Теолошки погледи». – 1974. – 4. – С. 210–211).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Симферополь. Кафедральный собор Александра Невского (утраченный). /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Александра Невского , Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1823 и 1829. В 1862-1864 расширена алтарная часть. В 1881-1884 пристроена колокольня. Год утраты:1930 (взорван) Архитектор: И.И. Шарлемань (автор проекта) , И.Ф. Колодин (строительный надзор) Адрес: Россия, Республика Крым, г. Симферополь, на месте существующего кафедрального собора Александра Невского (просп. Александра Невского, д. 6) Координаты: 44.952786, 34.098354 Изменить описание Добавить фотографии Андрей Агафонов 1 января 1910 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кафедральный собор Святого Благоверного Великого князя Александра Невского в г. Симферополе заложен 12 марта 1823 г. протоиерем Василием Чернявским, по высочайшим повелением утвержденному проекту известного петербургского зодчего И.И. Шарлеманя. Строительством руководил ученик великого А.Н. Воронихина архитектор И.Ф. Колодин. 3 июня 1829 г., в праздник сошествия Святого Духа, архиепископ Гавриил освятил собор. В 1860 г. собор стал кафедральным и потребовалось его расширить. В 1864 г. освятили новый иконостас. В 1884 г. с западной стороны собора пристроили трапезную и колокольню. В Александро-Невском соборе звучали проповеди выдающихся святителей и богословов. Здесь в 1857 г. Совершил Божественную литургию создатель Крымского Афона Владыка Иннокентий (Борисов) — " российский Златоуст " , причисленный в 1997 г. к лику святых. В соборе хранились предметы, подаренные Екатериной II. Величественный пятиглавый храм, украшенный классическим портиком видел российских императоров, великих князей. Собор был взорван в ночь с 26 на 27 сентября 1930 года. Уничтожение собора произошло в двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Очевидцы рассказывают, что первая закладка динамита не дала ожидаемого результата. Собор вздрогнул, но не упал. Пришлось повторить процедуру.

http://sobory.ru/article/?object=50184

Настоятельница (1799-1819) игум. Вриенна (Лукина (Литвинова?); 19 февр. 1743 - 26 окт. 1819) инициировала в Н. С. м. новое строительство. В 1800 г. собор был «возобновлен», на нижнем этаже в 1802 г. устроена ц. в честь Рождества Христова. Однако в 1817-1820 (1815-1817?) гг. обветшавший собор (построен в 1357) был разобран, на его месте выстроен новый 2-этажный собор в стиле классицизма с верхним престолом в честь Сошествия Св. Духа на апостолов и приделом Нерукотворного образа Спасителя, нижним престолом в честь Рождества Христова и приделами свт. Митрофана Воронежского и Казанской иконы Божией Матери (освящен, вероятно, позже, ок. 40-50-х гг. XIX в.). В 1812 г. в Свято-Троицком храме был устроен придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери; в 1821 г. рядом с приделом появилась ризница. В 1806-1807 гг. велось строительство ограды с 4 башнями и 2 воротами; над зап. воротами предполагалось построить колокольню. Вне мон-ря находились каменная часовня (1806) и гостиный двор (1806). В кон. XVIII в., после прокладки Петербургской ул. при перепланировке Новгорода, внешние стены обители были «спрямлены», образовался подход с западной стороны. В 1-й пол. XIX в. местоположение Н. С. м. определялось как «близ большого городового земляного валу у Санкт-Петербургской заставы» (ИРИ. Т. 4. С. 66), к кон. XIX в.- «на выезде, у Петербургской заставы» ( Зверинский. С. 137; Денисов. С. 598). Новый этап истории Н. С. м. связан с активной деятельностью настоятельницы (1820-1841) игум. Максимиллы (Шишкиной; 5 нояб. 1768 - 5 апр. 1841), сестры О. П. Шишкиной (1791-1854), фрейлины имп. Александры Феодоровны. Игум. Максимилла, будучи «кавалерственной дамой ордена св. Екатерины», в 1817 г. была восприемницей при миропомазании вел. кнг. Александры Феодоровны. В период ее настоятельства к северу от Троицкого храма была построена теплая ц. ап. Иоанна Богослова с больницей (1828-1829), рядом с собором (близ апсиды) возведены 3-ярусная колокольня, сестринский корпус (1825-1830), у юж. стены ограды - др.

http://pravenc.ru/text/2577781.html

Собор Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Сошествия Святого Духа (1501-05) Храм свт. Иоанна Златоуста с трапезной и приделами свт. Николая, прав. Филарета Милостивого и свт. Димитрия Ростовского (1676-87) Храм Казанской иконы Божией Матери с новой трапезной палатой (1904-06), архит. П.А. Виноградов Колокольня с храмом сщмч. Евгения Херсонского (1835-36), архит. Н.И. Козловский Святыни [ править править код ] Икона Живоначальной Троицы Икона Рождества Пресвятой Богородицы Казанская икона Пресвятой Богородицы Боголюбская икона Пресвятой Богородицы Икона Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Икона св. ап. и Евангелиста Иоанна Богослова и мч. Лонгина Сотника Икона свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей св. мощей Икона прп. Софии Суздальской с частицей св. мощей Икона Собора Оптинских старцев с частицами св. мощей Икона святого праведного Симеона Верхотурского с частицей св. мощей Икона св. блгв. князя Александра Невского/выносится для поклонения в день памяти святого Престольные праздники [ править править код ] Действующие престолы Царственные страстотерпцы - 5 февраля, 25 июня, 11 февраля, 17 июля Сошествия Святого Духа на апостолов (придел собора Рождества Пресвятой Богородицы) Икона Пресвятой Богородицы " Казанская " - 21 июля, 4 ноября Сщмч. Евгения, епископа Херсонесского Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Престолы на реставрации Свт. Иоанна Златоуста (храм находится на реставрации) Свт. Николая (придел храма свт. Иоанна Златоуста) Св. прав. Филарета Милостивого (придел храма свт. Иоанна Златоуста) Свт. Димитрия Ростовского (приставной придел храма свт. Иоанна Златоуста) Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (на подворье монастыря) Сщмч. Василия, епископа Херсонесского (на подворье монастыря) Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] " Вера, Надежда, Любовь " : Рождественский монастырь.тр4 Всенощное бдение. Богородице-Рождественский монастырь. 28 февраля 2015

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Рож...

Разве вы не знаете, что это событие, что мироносицы «в субботу остались в покое по заповеди», было до воскресения Христова, когда был в полной силе Ветхий Завет . Неужели же мироносицы еще до воскресения Христова должны были праздновать воскресение, а не субботу? Да тогда не только мироносицы, но и апостолы, как и все иудеи, праздновали только субботу. Да они тогда не только праздновали субботу, но считали обязательным для себя и весь закон Моисеев: и обрезание, и новомесячия, и очищения, и кровавые жертвоприношения, и всякие иудейские праздники и прочее. – Иисус Христос никогда не праздновал воскресного дня вместо субботы 8 , – перебил меня адвентист. – Да перестаньте вы смешить добрых людей, – заметил я ему.– Неужели до Своего воскресения из мертвых Христос мог праздновать это свое воскресение. Да тогда другого дня вместо субботы никто и не имел права праздновать. 6. Я скажу вам еще больше. Даже после воскресения и вознесения Христа на небо, после сошествия Святого Духа, некоторые апостолы и уверовавшие во Христа евреи исполняли весь закон Моисеев, не исключая обрезания, жертвоприношений, новомесячий, суббот и прочее Но это еще не все. Христиане из евреев настаивали, чтобы и все христиане из язычников приняли бы и исполняли весь закон Моисеев. И апостолу Павлу и его единомышленникам большого труда стоило отстоять хотя бы это, чтобы христиан из язычников не обязывать исполнять закон Моисеев. Почти все послания апостола Павла проникнуты борьбой с ревнителями закона Моисеева. О самих же христианах из евреев и говорить нечего. Им вполне предоставлялось исполнять закон Моисеев, и они исполняли его. Апостольский собор постановил не обязывать только христиан из язычников исполнять закон Моисеев. А сам апостол Павел и после этого совершил очищение, по закону очищения. И принес установленную жертву ( Деян. 21:20–27 ). К чему же вы приводите свидетельство о том, что мироносицы праздновали субботу до воскресения Христова, если и после сошествия Святого Духа христиане из евреев и совершали обрезание, и праздновали субботу и все другие ветхозаветные праздники, и приносили кровавые жертвоприношения за очищение и прочее Отношения первенствующих христиан к закону Моисееву были таковы: Христиане из евреев исполняли весь этот закон, а также и все установления Христианской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pochemu-...

Необычное устройство Спасо-Преображенского собора помогало богомольцам из простого народа, в большинстве своем людям неграмотным, зримо представить связь двух событий Нового Завета, дабы упрочилась вера в Христа, вера в то, что Сын Божий приходил в мир. Император Павел I (спустя несколько дней после коронации) отправился на поклонение мощам преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву Лавру, заодно посетил и Вифанию. Вскоре после посещения скита был подписан указ об учреждении в Вифании второклассного монастыря. «Император пожаловал монастырю 533 десятины и 236 кв. сажень близлежащих земель, а также часть земель, принадлежавших Махрищскому монастырю, с 1801 г. Вифанский монастырь получал также доходы с 3 мельниц, которые обитель сдавала в аренду. В память о посещении Вифании императором митрополит Платон поставил у входа в свои покои обелиск. Первоначальный облик Преображенского собора изменили пристройки XIX века, переделки коснулись и интерьера. Появились новые колокольня, стены и башни. В 1860 году началось возведение пятиглавого собора с двумя храмами: Тихвинской иконы Божией Матери на первом этаже (по нему собор назывался Тихвинским) и во имя Сошествия Святого Духа — на втором. После кончины митрополита Платона скит стал небольшой обителью, существование которой в первой половине XIX века было связано прежде всего с Вифанской семинарией, в документах монастырь именовался «училищным». В монастыре в 1860 году было 37 насельников. В 30-х годах XIX века была перестроена Лазаревская церковь, в результате сильно изменился облик Преображенского собора («Не могу я забыть, как жестоко испортили Вифанскую церковь», — писал свт. Филарет (Дроздов) наместнику лавры архим. Афанасию (Фёдорову). В 1832 году завершилось строительство неудачного в архитектурном отношении казначейского корпуса. В 1860-1863 годах на средства свт. Филарета, купца Г.А. Красногорова и других жертвователей шло сооружение нового двухэтажного собора. В нижнем храме в 1863 году были освящены 3 престола: в честь Тихвинской иконы Божией Матери, во имя арх. Михаила и во имя мучеников Платона и Романа. А еще через три года свт. Филарет освятил в верхнем храме главный престол в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (домовая Свято-Духовская церковь митрополита Платона к середине XIX века была упразднена), в верхнем храме находился также придел во имя свт. Николая. Одновременно шла перестройка покоев митрополита Платона, в 1867 году была восстановлена домовая церковь, освящённая в честь Нерукотворного образа Спасителя. В 1893 году близ монастыря по проекту архитектора А. А. Латкова построили трёхэтажную гостиницу, в 1903-1905 ггодах — новую каменную ограду. Обитель владела 37 десятинами земли, кирпичным заводом, занималась строительством домов, которые продавала или сдавала в аренду. В начале XX века в ней жили 23 насельника. При монастыре продолжала действовать Вифанская духовная семинария.

http://sobory.ru/article/?object=45183

Вахитовский район. Кремль. Церковь Сошествия Святого Духа при Губернаторском дворце. Дворцовая Духосошественская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Всякому, кто любуется панорамой нашего белокаменного кремля хоть со стороны Казанки, хоть со стороны вокзала, видны над его густой застройкой шесть куполов: пять над Благовещенским собором и один – над Духосошественской церковью. И это все из храмовой архитектуры кремля, что осталось после революции. Два храма: бывший кафедральный собор и бывшая дворцовая церковь. Традиция возведения дворцовых и домовых церквей повелась издревле. Их строили еще при княжеских теремах и боярских хоромах домонгольской Руси. В эпоху Руси Московской при царском дворце в Кремле находилось сразу несколько церквей. В Петербурге же вообще домовых церквей было гораздо больше, чем обычных приходских (около 60 приходских на весь город, тогда как вместе с церквями дворцов, учебных заведений и разных ведомств – 465). Казанский губернаторский дворец в кремле также должен был иметь свой храм. По проекту одного великого архитектора – К. Тона был возведен и Большой Кремлевский дворец в Москве и губернаторский в Казани (ныне – резиденция президента РТ). И как московский дворец XIX века, включил в свой комплекс множество построенных ранее палат и церквей, так и Казанский был соединен переходом с заново отреставрированной старинной церковью, которая в XVIII в. называлась Введенской. Точная дата постройки первоначального храма неизвестна. В 1565 г. на этом месте уже стояла церковь с приделом в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. В XVIII в. храм был перестроен и уже весь освящен как Введенский. Русское барокко, господствовавшее в ту эпоху, и русский «теремной стиль» более раннего XVII века удачно соединились в его облике. Пожар 1815 года превратил Введенскую церковь в обгорелые развалины. После этого целую треть века она стояла без ремонта. На одной из литографий Э. Турнерелли (1830-е гг.) мы видим ее: без купола, с потрескавшимися стенами, с пустыми глазницами окон, с кружащимися воронами. Но по этой литографии все же видно, насколько новопостроенная в 1849 – 1854 гг.

http://sobory.ru/article/?object=10280

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010