отправлен был на Восток Арсений Суханов – «для осмотра и описаний... церковных чинов греческих», а в начале 1654 г. Арсений снова ездил на Восток, откуда и вывез до 1500 древнейших книг. Первое распоряжение п. Никона об обрядах было в 1663 г., когда он издал кн. «Память о троеперстии и о поклонах во Св. В. Пост». Первый собор об исправлении книг был в 1654 г. Первая исправленная книга «Служебник» отпечатана была в 1655 г. За время же с 1649–1654 гг. п. Никон лично сличал и изучал в патриаршей библиотеке книги – с древнеславянскими и греческими...; сносился с Восточными святителями Паисием Иерусалимским, Афанасием Константинопольским, Сербским – Гавриилом и др., которые все указывали на неисправность наших чинов и обрядов. В 1654 г. Никон собирает собор из Русских святителей, которому (т. е. собору) предлагал несогласия в чинах и обрядах Московских книг с древнеписьменными славянскими и греческими и спрашивал собор: «новым ли нашим печатным служебником последовати, или греческим и нашим старым, которые купно обои един чин и устав показуют». И весь освященный собор единогласно отвечал: «достойно и праведно исправити противу старых харатейных и греческих» (см. Соб. Деян. 1664 г. л. л. 16 и об., 17 об., 19 об. и др.). В этом же году п. Никон и царь Алексей Михайлович, желая, «да не едина их воля, но и да совет вселенских патриархов оных книг о исправлении будет», отправили в Царь-Град Мануила грека со своими грамотами, в которых предложили п. Паисию до 26 вопросов касательно чинов церковных и погрешностей, вкравшихся в наши богослужебные книги. Паисий, получив грамоту, созвал собор, на котором, под его председательством, присутствовали: 24 митрополита, 1 архиепископ, 3 епископа и прочее Константинопольское духовенство. Собор подробно рассмотрел всё написанное в грамотах, и в 1655 г. прислал в Москву своё определение (см. в кн. «Скрижаль» стр. 639–760). Получив ответ, собрав книги древнейшие, п. Никон снова собирает собор в 1655 г., на котором, кроме русских святителей и духовенства, присутствовали патриархи: Антиохийский Макарий и Сербский Михаил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он приступил к этому делу с полным сознанием его важности. Удостоверившись лично в порче богослужебных книг, он созвал собор русских святителей, указал ему на замеченные им ошибки в церковных книгах и испросил у него согласие на исправление новых печатных московских книг по древним греческим и славянским книгам. Затем с просьбой о том же он отнесся к константинопольскому патриарху. Константинопольский патриарх собрал греческих святителей и утвердил решение московского собора. После этого Никон отправил Арсения Суханова вторично на восток для собрания древнейших списков богослужебных книг. Арсений приобрел их на Афонской горе до 500, да около 200 в других местах. Из них одно Евангелие было писано за 1050 лет, другое за 650, один служебник за 600 лет. По сим-то рукописям Никон поручил вызванным из Киева еще при патриархе Иосифе ученым инокам исправлять русские богослужебные книги. В 1655 г. прибыли в Москву патриархи антиохийский Паисий и сербский Гавриил и митрополиты молдавский и никейский. Пользуясь их присутствием, Никон снова созвал собор из русских пастырей и пригласил на оный приезжих святителей. Патриархи и митрополиты признали нужду в исправлении книг, так как древние греческие книги, тогда же пересмотренные, оказались несходными с позднейшими славянскими. Прочитаны были деяния соборов московского и константинопольского (1654) и всеми единогласно принято следовать их решению. Макарий произнес отлучение на двоеперстников и с его мнением согласились патриарх сербский и митрополиты никейский и молдавский. Затем Никон предложил на рассмотрение Собора исправленные Служебник и Скрижаль. Они были рассмотрены и одобрены. Но после того, как исправление богослужебных книг было одобрено соборами русских и восточных святителей, вдруг против него восстали бывшие справщики книг при патриархе Иосифе, которым угрожала опасность подвергнуться ответственности за порчу их. Первый голос подал Аввакум, а к нему присоединились Даниил и Павел, епископ коломенский. Собор осудил Аввакума в ссылку да берега Байкала, Даниила – в Астрахань, князя Львова, заведовавшего типографией и участвовавшего с Аввакумом в порче книг, в Соловецкий монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

В нем покоятся мощи святого Владислава, короля Сербского. Странно, но его плохо знают в Сербии — а ведь святой Владислав был внуком Симеона Мироточивого, сыном Стефана Первовенчанного, племянником святителя Саввы — “от­цов-осно­ва­телей” сербской государственности и национальной Церкви. Именно краль Владислав добился того, чтобы перенести на родину из Болгарии мощи почившего там святителя Саввы (кото­рый лично венчал царским венцом своего племянника) и сам предшествовал им в радости, подобно пророку Давиду пред Кивотом завета. Мощи величайшего сербского святого краль Владислав положил в построенном им монастыре Милешева — задушбине (месте упокоения, где молятся о душе почившего), где вскоре и сам упокоился. Так и лежали вместе более трехсот лет мощи двух святых родственников, пока турки с варварским глумлением не сожгли останки святого Саввы, стремясь подавить национальный дух сербов. Сейчас на месте этого злодейского пожарища в Белграде строится величественный собор святителя Саввы, подобный храму Христа Спасителя в Москве. Милешева сторицей вознаградила нас за тяжести долгой ночной дороги в переполненном автобусе. Мы увидели совсем другую, горную Сербию, настоящие Балканы. Монастырь расположен в удивительно красивом месте — у подножия горы, рядом с бурной речкой. А во дворе важно прогуливались павлины, демонстрируя свое великолепие оторопевшим русским. Как правило, в Милешеве паломники приезжают по двум причинам: или чтобы увидеть “Белого Ангела” — удивительную фреску, ставшую символом Сербии; или чтобы приложиться к мощам основателя монастыря, святого Владислава. В России многие носят имя этого святого короля, прославившегося особенно своей любовью к нищим, больным и отверженным века сего. Но в Сербии сложилась другая традиция: там у каждой семьи есть свой покровитель (он переходит в роду по мужской линии), праздник которого называется Красной Славой и всегда очень торжественно встречается. Именин же в нашем понимании обычно не отмечают, хотя название для них существует — Имендан.

http://pravmir.ru/serbiya-monasheskaya/

Со своей стороны, я хотел бы выразить надежду на то, что этот проект послужит дальнейшему укреплению связей между Россией и Сербией тех связей, которые оплачены кровью русских солдат и имеют многовековую историю. Выражаю надежду на то, что этот проект позволит нам и впредь развивать и укреплять взаимоотношения между Русской и Сербской Православными Церквами. Русский народ всегда будет помогать братскому сербскому народу, и Русская Православная Церковь всегда будет оказывать помощь братской Сербской Православной Церкви. Хотел бы сегодня заверить вас в этой поддержке и пожелать помощи Божией и успехов всем участникам этого проекта». Первый этап работ по благоукрашению собора святителя Саввы в Белграде предполагает создание мозаичного оформления купола собора коллективом мастеров под руководством народного художника Российской Федерации Н.А. Мухина при участии художников-мозаичистов Стенописной мастерской Елисаветинского монастыря города Минска. Оформление купола предполагается завершить к концу 2017 года, а следующий этап работ (благоукрашение алтарной апсиды) — к торжествам по случаю 800-летия автокефалии Сербской Православной Церкви в 2019 году. В ходе визита в Белград митрополит Иларион посетил Посольство Российской Федерации в Республике Сербия, где имел встречу с Чрезвычайным и Полномочным послом России в Сербии А.В. Чепуриным. Председатель ОВЦС также посетил Русский дом в Белграде, где состоялась его встреча с председателем «Россотрудничества» Л.Н. Глебовой. Стороны обсудили широкий круг вопросов, представляющих взаимный интерес, и договорились о расширении взаимодействия. Собор святителя Саввы в Белграде был задуман как кафедральный храм Сербского Патриархата и крупнейший православный храм в Европе. Его возведение началось в 30-е годы прошлого века в столичном районе Врачары на месте, где по приказу турецких властей были сожжены мощи святителя Сербского Саввы (1175-1236) основателя и первого Предстоятеля автокефальной Сербской Православной Церкви. Возобновление начатого строительства стало возможным только в 1985 году. В настоящее время предстоит мозаичное оформление внутренней поверхности собора, занимающей площадь свыше 17 тысяч квадратных метров.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4601677...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СОБОР СЕРБСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Собор святых Сербских просветителей и учителей. Икона (XX-XXI вв.). Собор Сербских святых. Фреска (XXI в.). Благовещенский храм монастыря Герцеговинская Грачаница. Требине, Республика Сербская. Из-за того, что в современном сербском языке слово " святитель " стало употребляться в смысле " святой " , краткое название празднования - Собор Сербских святителей (Сабор српских - обозначает " Собор Сербских святых " . Это понимание закреплено в иконографическом сюжете, изображающем сонм сербских святых разных ликов святости и подписанном по-сербски " Сабор српских " . Молитвословия Тропарь, глас 4 : Первосвятителие Богоноснии, отцы наши,/яко просветителие сербстии,/святии первопастырие и патриарси,/истиннии хранителие апостольских преданий,/столпи непоколебимии,/Православия наставницы,/Владыку всех Христа молите/мир вселенней даровати//и душам нашим велию милость. Кондак, глас 3 : На престолех святительских благочестно пожисте/и люди своя к богоразумию настависте,/добре Богу угождающе,/сего ради от Него нетлением и чудесы прославлени бысте,//яко ученицы Божия благодати. Использованные материалы   Темчин С. Ю., " Функциональный сдвиг в церковнославянской гимнографии: служба Собору св. сербских просветителей и учителей (30 августа) в составе Сербляка (1861, 1986) " , SLAVISTICA VILNENSIS, 2018, 63, с. 16, , со ссылкой на Gil D., Serbska hymnografia narodowa, Kraków, 1995, 98, przyp. 78.   Служба Собору во многом является переработкой песнопений Собору Московских святителей и святителю Никите Новгородскому , а также содержит ряд других влияний. Подробнее см. Темчин С. Ю., " Функциональный сдвиг в церковнославянской гимнографии: служба Собору св. сербских просветителей и учителей (30 августа) в составе Сербляка (1861, 1986) " , SLAVISTICA VILNENSIS, 2018, 63, с. 16, . 1986, Београд, c. 514,    " 30 августа " , Русская Православная Церковь. Православный церковный календарь на 2018 год, http://calendar.rop.ru/?imd=aug30 Редакция текста от: 25.12.2018 19:35:14 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/6156.html

В1920 году в Сремские Карловцы приехал Киевский митрополит Антоний вместе с многочисленной паствой, которая эвакуировалась, как и мы, через Константинополь в Сербию. Так было положено начало Зарубежной Русской Православной Церкви. В 1922 году в Сремских Карловцах собрался Поместный Собор Русской Православной Церкви Заграницей, или, как его называли, Всезаграничный Собор. В то время не было раскола между Патриархией Русской Церкви во главе с патриархом Тихоном в Москве и этой Церковью Заграницей, которую возглавлял старейший по сану митрополит Киевский и Галицкий Антоний. И когда этот Собор начал работу, никто не ожидал, что возникнут расхождения, раздоры. Хотя можно было, конечно, уже тогда понять, что этот Собор не мог поддержать происходившее в России и что может начаться – хотят или не хотят того обе стороны – политическое противостояние. На Собор 1922 года в Сремских Карловцах были приглашены все участники Поместного Собора в Москве 1917–1918 годов, который избрал Святейшего Патриарха Тихона. Было три кандидата. И было решено избрать Патриарха не большинством голосов, а так, как апостолы избрали двенадцатого апостола вместо повесившегося Иуды-предателя, – по жребию. И жребий, как известно, пал на святителя Тихона. Собор в Сремских Карловцах привлёк всеобщее внимание. И не только зарубежных церковных кругов, русской эмиграции, но и самого патриарха Тихона и других церковных людей в России, насколько они могли знать об этом, потому что уже тогда в СССР опустился «железный занавес». На Собор в Сремских Карловцах были приглашены все бывшие за границей участники того Поместного Собора в Москве, который избрал патриарха Тихона. Огромное большинство присутствовавши составляли, естественно, белоэмигранты, крайние монархисты и крайние правые – представители Союза русского народа. Мой дед тоже был на том Соборе. Я уже говорил, что Белая армия отрицательно относилась к моему деду. Однажды, встретившись с генералом Врангелем, дед спросил его: «Зачем вы раздули кампанию против меня, несправедливую, даже клеветническую?» И он ему довольно цинично ответил: «Нам нужен был козёл отпущения, и мы выбрали вас». А потом произошёл скандал. «Долой Родзянко! Родзянко сделал революцию, изгнать его отсюда!» – такого рода призывы звучали на Соборе. Митрополит Антоний тогда вывел моего деда из зала заседаний Собора, и они несколько часов гуляли по парку Сербской Патриархии в Сремских Карловцах. О чём они говорили, никто не знает. После этого мой дед несколько успокоился и уехал с Собора. Все это он переживал очень тяжело. Михаил Максимович. Алтарничество

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Да даст Господь, чтобы настал вожделенный день, когда от Карпат до Тихого океана прогремит: “Величаем тя, праведный отче Иоанне, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа, Бога нашего!”» 393 По настоятельным просьбам архиепископа Иоанна в 1964 году в Нью-Йорке Архиерейский Собор приступил к прославлению отца Иоанна Кронштадтского , что явилось великим событием в жизни Русской Православной Церкви в XX веке. Значение этого события в жизни Русской Церкви XX века сложно переоценить. Новопрославленному святому молились, получая духовное утешение, не только русские эмигранты – это подготовило почву для его прославления в самой России. Его почитание, тайное в годы советской власти, было официально принято уже после падения железного занавеса – желание святителя Иоанна исполнилось. Владыка спрашивал мнения у других ветвей Русской Церкви на Западе. В Соединенных Штатах он нанес визит одному из епископов Русской Митрополии в Америке, предложив этой юрисдикции прославить преподобного Германа Аляскинского в то самое время, когда Архиерейский Синод должен был приступить к прославлению св. Иоанна Кронштадтского . К сожалению, это миролюбивое предложение не увенчалось успехом 394 . Во Франции канонизация святого Иоанна Кронштадтского особенно торжественно отмечалась в Леснинском монастыре, который в России в свое время пользовался покровительством этого святого. Священнослужители Русского Экзархата Вселенского Патриархата тоже участвовали в празднествах. К сожалению, епископ Николай (Велимирович) не смог разделить эту радость, так как скончался в 1956 году. Владыка Иоанн сообщал Святейшему Герману, Патриарху Сербскому, о прославлении св. праведного Иоанна Кронштадтского в письме от 26 октября 1964 года: «Его Святейшеству Патриарху Сербскому Герману: Ваше Святейшество! Честь имею Вам сообщить, что Архиерейский Синод Русской Православной Церкви решил торжественно прославить отца Иоанна Кронштадтского как нового угодника Божия. Впервые это прославление было предложено епископом Николаем Жичским десять лет назад, и с того времени мы начали работать в этом направлении, собрали много свидетельств о его жизни и святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Собрание игуменов и игумений Русской Православной Церкви в Троице-Сергиевой лавре Патриаршее служение в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в домовом храме Московских духовных школ Торжественный акт по случаю 200-летия пребывания Московских духовных школ в Троице-Сергиевой лавре Патриарший визит в Саратовскую митрополию. Всенощное бдение в Покровском храме г. Саратова Патриарший визит в Саратовскую митрополию. Встреча с победителями конкурса «Православная инициатива» Патриаршее служение в день 150-летия со дня рождения преподобномученицы Елисаветы Феодоровны в Марфо-Мариинской обители Посещение Святейшим Патриархом Кириллом выставки «Милосердие в истории» в Марфо-Мариинской обители Церемония возложения цветов к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади в Москве Открытие XIII выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства» в Москве Освящение храма преподобного Сергия Радонежского на Федеральном военном мемориальном кладбище Церемония закрытия XI Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный ангел» XVIII Всемирный русский народный собор Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Сербскую Православную Церковь. День первый. Прибытие в Белград Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Сербскую Православную Церковь. День первый. Молебен в белградском соборе Архангела Михаила Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Сербскую Православную Церковь. День первый. Посещение Белградского университета Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Сербскую Православную Церковь. День второй. Освящение Русского некрополя в Белграде Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Сербскую Православную Церковь. День третий. Литургия в белградском соборе святителя Саввы Сербского Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Сербскую Православную Церковь. День третий. Литургия в белградском соборе святителя Саввы Сербского Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Сербскую Православную Церковь. День третий. Освящение памятника царю-страстотерпцу Николаю II Открытие Международного съезда православной молодежи в Москве

http://patriarchia.ru/db/text/3897245.ht...

Выступление Святейшего Патриарха Сербского Иринея на заключительном заседании Архиерейского Собора 4 декабря 2017 г. 22:08 2 декабря 2017 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное заключительное заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. С приветственным словом выступил Святейший Патриарх Сербский Ириней . Ваше Святейшество, возлюбленный о Христе Собрат и Сослужитель Нашего смирения! Для Нас является особой радостью присутствовать сегодня во главе делегации Сербской Церкви в первопрестольном граде Москве, в братской богохранимой России в день, когда великая Русская Церковь отмечает важную историческую дату 100 лет восстановления Патриаршества. Приветствую Вашу Святыню от лица всего православного сербского народа, который из глубины веков благоговейно передает из поколения в поколение дивный светильник святой православной веры, возженной в сердцах наших предков святыми сербскими царями, преподобными и праведниками, святителем Саввой, первым Архиепископом Сербским, святителем Арсением Сремским и богомудрыми Патриархами Печскими. Мои предшественники на Патриаршем престоле и весь сербский народ искренне сорадовались своим русским братьям, когда в XVI веке богомудрые Восточные Патриархи во главе со Святейшим Патриархом Цареградским Иеремией совершили великое, весьма справедливое и угодное Богу деяние провозгласили Московское Патриаршество, чтобы у русских и у всех соседних малых народов, тяготевших к святой православной вере, был свой собственный Патриарх Московский, всея Руси и всех северных стран. В XVIII-XIX века братская Русская Церковь была вдохновительницей Императоров Всероссийских и русского воинства, в ходе упорной напряженной борьбы сломивших хребет Османской державы и освободивших от горького иноверного ига порабощенные православные народы Восточной Европы. Подобно тому, как могучий воин, утомившись от ратных трудов и присев отдохнуть на пути, восстает и следует далее на совершение своего подвига, Русская Церковь в те годы, готовя борьбу окормляемого ею народа против поработителей, какое-то время не имела Патриарха, но, совершив до конца вверенное ей Богом спасительное дело, воспрянула и восстановила Патриаршество, довершив и восполнив свое каноническое устройство.

http://sobor.patriarchia.ru/db/text/5080...

66) По изданию Шафарика ст. 82. 83. «Если кто обесчестит святителя или монаха или попа, платит 100 перпер. Если кто окажется убийцею святителя или монаха или попа, убивается и вешается». 93. Тому, кто ест и пьет с еретиками, назначать покаяние, как предписывает восточная кафолическая церковь; но нет запрещения для заключенных и рабов, которые едят с иноверцами67). Таковы законы, утвержденные блаж. Иоанникием для сербской церкви! Ефрем сын священника, современного кор. Милютину, еще в молодых летах почувствовал влечение к иноческой жизни68). Родители желали видеть его женатым; но он скрылся из их дома и, найдя отшельника Василия, стал жить у него в посте и молитве и у него же скоро дал обет иночества. Родители, узнав о месте пребывания его, хотели отнять его у пустынника; но он убежал на Афон и там скрылся в одном из скитов. Во время военных тревог Ефрем с учениками своими перешел в Ибровский монастырь; здесь был он и игуменом, но не долго. Поклонившись святыням патриархии, он поселился в уединенном месте вблизи Дечанского монастыря и здесь жил строгим отшельником. По смерти ц. Душана начались смуты безначалия потом появились разбои. Отшельник Ефрем избит был до полусмерти дурными людьми, вынуждавшими поделиться с ними деньгами. – Патриарх Савва, преемник св. Иоанникия, взял старца в патриархию и назначил для него пещерную келлию; великий постник ожил и выздоровел здесь. Благоч. Князь Лазарь отправил посольство к патриарху констант. с просьбою об окончании споров, происходивших относительно сербской патриархии. Мир с греческою церковию восстановлен. Надлежало спокойно избрать нового патриарха, на место почившего Саввы. Но к сожалению, в Сербии явилось довольно искателей патриаршей кафедры. – После общей молитвы собор избрал в патриарха «преподобнаго отшельника Ефрема», как украшенного высокими добродетелями. Блаж. Ефрем, вовсе не ожидавший такого избрания и попавший на собор случайно, горько заплакал и молил уволить его от тяжелой для него доли. Собор отвечал: указанный Богом имеет быть посвящен. Это

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010