С сайта " Объекты культурного наследия " Министерства культуры Республики Татарстан История закрытия церкви Политика первых лет новой власти требовала, чтобы инициатива закрытия храмов исходила «снизу», т. е. от активных трудящихся масс. В данном случае инициаторами оказались жильцы ЖАКТа которые на апрельском собрании 1929 г. постановили закрыть церковь «Николо-Низскую», с передачей в распоряжение ЖАКТа. Один экземпляр выписки из протокола направили в Горсовет, второй в газету «Красная Татария», которая в апреле и напечатала его текст на своих страницах. Через неделю после Троицы, а именно 30.05.29 г., состоялось заседание Президиума XIV-ro созыва КГСа, на котором решили «возбудить ходатайство уже перед Президиумом ТЦИКа о закрытии церквей Московских чудотворцев и Николо-Низской». Кольцо стало сжиматься. В течение месяца велась подготовительная работа, и 26 июня Президиум ТЦИКа относительно Николо-Низской церкви постановляет – « учитывая острый жилищный кризис в г. Казани, ... церковь закрыть с передачей КГСу… под жильё». Это горькое известие общине сообщил НКВД 10.07.29. Учитывая, что более эффектной победой большевиков над Церковью был бы снос церкви с лица земли, честно говоря, удивляет то, что работники ТЦИКа не только запросили справку в отделе по делам музеев, но и, получив оную 15.07.29, прислушались к мнению члена Госакадемии истории материальной культуры профессора К. К. Романова! Профессор заключил, что «церковь Покровская при Николо-Низской представляет собой разновидность соборного типа»… единственная в Казани, «благодаря чему представляет большой научно-архитектурный интерес», сохранность вполне удовлетворительная, и ярусная с черепичной главкой колокольня заслуживает сохранения. Община Николо-Низской церкви, несмотря на свое сопротивление в вопросе сохранения самостоятельности, была слита с общиной Николо-Ляпуновской церкви. Как бы то ни было, а 29 июля 1929 года собрались представители: от НКВД – Балуев, от ТНКФ – Кадыров, от КГС – Базяков, от Николо-Низской общины староста Туков и сторож Коклихин для актирования проверки и приемке здания церкви и имущества. Прилагаемый список состоял из 200 пунктов: начинался с иконостасов Никольского, Покровского, часовни Иоанна Воина и заканчивался колоколами. Чудом Николо-Низская церковь уцелела.

http://sobory.ru/article/?object=06598

После того отделана семинарская церковь , обгоревшая еще во время пожара 1774 года. 3 сентября 1815 г., в восемь часов утра, в ямской слободе, у Варлаамской церкви, вспыхнуло пламя, и после продолжавшейся около трех месяцев сухой погоды, пламя так сильно распространилось, что менее нежели в 12 часов истреблены были 1) все здания в кремле, 2) кафедральный Благовещенский собор, с колокольни которого упали колокола, 3) Спасский монастырь и все при нем келлии, 4) все судебные места, 5) духовная консистория и архиерейский дом с архивами, 6) литейный пушечный двор с артиллерийским арсеналом, 7) казенные соляные анбары, где заключалось более 235,000 пудов соли, 8) военный казамат. Вне крепости: 1) соборы: Успенский, Владимирский с всеми прилегающими к нему строениями, где сгорел протоиерей с женою и дочерью и 2) Петропавловский; монастыри: 1) Иоанна предтечи, 2) Федора стратилата, 3) при казанском девичьем монастыре все келлии а церковь над св. воротами; приходские церкви: св. Троицы, Илии пророка, Московских чудотворцев, Николая чудотворца, что был прежде девичий монастырь, Николая низского, Николая называемого гостинным, Николая чудотв. назыв. вишняковским, Вознесения Господня, Воздвижения честного Креста, Пятницы и Евдокии; с пяти колоколен при этих церквах упали колокола. Погорели улицы: ямская, мокрая, варлаамская, московская, Владимирская, успенская, набережные по обе стороны булака, половина улицы вознесенской, часть большой проломной на пространстве двух верст; воскресенская истреблена почти вся, кроме нескольких домов; по протяжению черного озера сгорели пять обширных зданий, улица к казанскому монастырю истреблена совершенно, по Воздвиженской сгорело все до зданий адмиралтейской конторы; улицы: засыпкина, нижняя и верхняя Федоровская погорели совершенно. Сгорело всего 810 надворных зданий, 1179 домов, в том числе 158 каменных. Пострадали учебные заведения и казенные здания: 1) гимназия, с принадлежащими к ней 4 домами, 2) народное училище, 3) почтамт; 4) школы военных кантонистов, 5) два дома, принадлежащие приказу общественного призрения, 6) гостинный двор, 7) богадельня и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Казани " , закрыть и передать помещения в жилищный фонд. Однако и теперь Бог не оставил храм, который могли снести! " Общественность " же при поддержке прессы и Союза Безбожников Верхне-Городского райкома ВКП(б) ещё долго требовала передать ей храмовое здание под детский приют и некий " культурный очаг " , по всей видимости, банальный клуб танцев. К счастью, планам этим сбыться было не суждено. В 1944 году под давлением прихожан Никольский собор открыли для богослужений вновь. После возрождения Казанской епархии архиепископ Гермоген в 1946 году получил разрешение властей учредить на основе Николо-Низской и Покровской церквей Никольский кафедральный собор! Его приставной престол, где обычно шли самые ранние литургии, был торжественно освящён в честь Сорока севастийских мучеников. Постепенно Никольский собор превращался в центр духовной жизни православной Казани. Сюда сразу после открытия верующие стали приносить образа, иконы, в том числе и чудотворные, а также иные предметы церковной утвари. В июле 2008 года новым настоятелем Никольского кафедрального собора Казани стал протоирей Иоанн (Барсуков). С этой поры началось окончательное возрождение храма, его восстановление во всех отношениях. Уже в первый год службы нового настоятеля в Никольском храме сменили всю старую кровлю, после чего наступил черёд главных украшений собора - его куполов и колоколов. Сначал покрыли сусальным золотом главный купол Покровского храма, затем осуществили замену фасадного купола с последующим золочением. В 2010 году были оперативно отреставрированы живописная колокольня, а также пять куполов собора и кровля часовни Святого Иоанна Воина. В 2014 году заменили ветхое напольное покрытие в Покровском храме и произвели ремонт фасадов всего Никольского собора и церковной ограды. Никольский собор - редкий пример русского храма, сумевшего сохранить и уберечь от всесильного времени и превратностей судьбы не только интерьеры, но и внешний вид фасадов как Покровской церкви, и так и её Никольского придела с южной стороны.

http://sobory.ru/article/?object=06598

На первый взгляд этот храмовый комплекс невелик, даже включая в себя две церкви, колокольню, часовню и дом причта. Его скромные размеры вполне соответствуют обычной приходской церкви XIX века, каких немало было тогда в Казани. И тем не менее Никольский храмовый комплекс уже давно с гордостью носит статус кафедрального епархиального собора. Причиной тому - давняя традиция, берущая начало ещё в советские времена, когда на весь многотысячный, а в 1980-е годы уже и город-миллионник Казань, лишь Никольский собор вкупе с маленькой кладбищенской церковью Ярославских Чудотворцев на Арском поле был открыт для прихожан. Это положение дел сохранялось вплоть до 25 июля 1989 года, когда епископ Казанский и Марийский Анастасий освятил возвращённый прихожанами Петропавловский собор. Никольский же собор вынужденно держал закрытыми свои двери лишь с 1930 по 1944 год. История этого собора вместила несколько долгих веков. Ещё в 1565 году на его месте стояла небольшая деревянная церковь Николы Боровского. Тому сохранились документальные свидетельства писцовых книг Казани и Казанского уезда. Более чем столетие спустя, на исходе XVII века, обветшавшее деревянное здание заменили бесстолпным одноглавым храмом из камня. Двухпрестольная церковь получила название Николо-Низской с приделом Рождества Христова и малым престолом в честь Иоанна Воина в колокольне. Имя церкви дали сами прихожане: она располагалась очень низко под Кремлёвским холмом и сегодня достаточно глубоко " утоплена " в конце улицы Баумана, бывшей Большой Проломной. Практически одновременно началось и строительство Покровского храма - пятистолпной трёхапсидной церкви из камня, приспособленной для зимних служб. Плат храма с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия - антиминс - содержит дату начала строительства 1696 год; данные клировых ведомостей переносят её уже на 7 лет вперёд. Впрочем, и те, и другие сведения могут указывать всего лишь на определённые этапы обновления уже возведённого храма. Судя же по особенностям стилистики, архитектурным приёмам и декоративному оформлению, Покровская церковь с определённой долей вероятности могла быть возведена в самой середине XVII века.

http://sobory.ru/article/?object=06598

Щедрая эклектика Николо-Низской церкви и узнаваемость русского барокко Покровского храма с колокольней - яркий сплав структурных черт Никольского собора, залог его запоминаемости. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2017 г. Хроника восстановления собора 2008 г. - заменена ветхая кровля Никольского храма. 2009 г. - осуществлено покрытие сусальным золотом главного купола Покровского храма, а также произведена замена и позолочение фасадного купола Никольского храма. 2010 г. - реставрация колокольни Никольского кафедрального собора города Казани; реставрация пяти куполов собора и кровли часовни святого мч. Иоанна Воина. 2014 г. - проведены масштабные работы по ремонту фасадов всего комплекса Никольского собора (Никольский и Покровский храмы, часовня св. Иоанна Воина, церковная ограда). В Покровском храме проводены ремонтно-реставрационные работы, которые включают в себя: замену оконных рам в ризнице; демонтаж старых и монтаж новых рам, включая реставрацию межоконных проемов; промывку, затирку, покраску внутренней поверхности барабанов куполов и потолка храма; реставрацию художественной росписи потолка храма. Комментарии и обсуждение Николо-Низский храм, заложенный 10 июля 1883 и освященный 6 октября 1885 г., сменил одноименный тесный и ветхий придел Покровского храма Казани. Он строился трудами священника (с 1888 г. - протоиерея) Николая Варушкина, назначенного настоятелем прихода в 1871 г. и возглавлявшего его до кончины 28 марта 1903 г. Позднее о. Николай привел в благолепный вид и Покровский храм, ждавший своего часа после пожара 1815 г. более 70 лет. При этом им явно была поставлена задача сохранить уникальный древний облик храма. Очевидно, из-за скромных средств прихода архитектура Николо-Низского храма очень скромна. Кроме западного фасада и угловых прясел северного и южного фасадов, стены которых имеют обильную лепнину, а окна украшены богатыми наличниками, остальные его фасады подчеркнуто лишены " архитектурных излишеств " . Простейшие лопатки, карнизы, валики над окнами - весь их декор. Всё внимание уделено интерьеру, который получился светлым и торжественным. Единственный недостаток храма - очень тесный алтарь (в маленькой и низкой апсиде). Очевидно, когда он служил одним из многочисленных храмов города, для его причта такой алтарь был вполне достаточен, но в 1946 г. Николо-Низский храм стал кафедральным собором Казанской епархии... Даже в соседнем Покровском храме, совсем небольшом по площади, алтарь намного просторнее.

http://sobory.ru/article/?object=06598

Освящена 27 августа 1905 г. Перед освящением часовни состоялся крестный ход из Благовещенского собора к новоустроенной часовне во главе с архиепископом Казанским и Свияжским Димитрием (Самбикиным). В её освящении приняли участие архимандрит Андрей (Ухтомский), кафедральный протоиерей Андрей Яблоков, полковой благочинный священник Евгений Запольский, настоятель Николо-Низской церкви священник Алексей Дружинин. После освящения часовни крестный ход в сопровождении архимандрита Андрея двинулся обратно в Благовещенский собор. В часовне находились иконы - Нерукотворного Образа Спасителя, святителя Николая чудотворца, Павла Исповедника, Казанских чудотворцев - святителей Гурия, Варсонофия и Германа, Феодосия, архиепископа Черниговского, преподобного Серафима, Саровского чудотворца, св. мученицы царицы Александры и преп. Марии Египетской. При церкви было создано Братство во имя Христа Спасителя (5 февраля 1906 г.). В 1907 г. радением члена Братства, статским советником П. В. Щетинкиным на внутренний ремонт и устройство электрического освещения часовни было потрачено свыше 400 рублей. Им же в 1909 г. для иконы Нерукотворного образа Христа Спасителя был сооружен металлический массивный киот с зеркальным стеклом стоимостью свыше 1000 рублей. Членом Братства В. Ф. Булыгиным были пожертвованы церковные облачения стоимостью в 400 рублей. Есть разговоры о том, что часовню разрушили одной из первых в городе в 1928 г. солдаты латышского полка, расквартированного в Кремле. Икона Спасителя, написанная в начале XIX в. сохранилась. Ныне она находится в церкви Ярославских чудотворцев над ракой свт. Гурия Казанского. Однако, часовню разобрали раньше - как портящую вид Спасской башни, причем часть кирпича была использована на ремонт кремлевской стены, а другую продали и на эти деньги провели другие ремонтно-реставрационные работы. Подтверждение более раннему сносу - сохранившаяся выписка 10192 из протокола 43 заседания Совета Народных Комиссаров ТССР от 31 августа 1925 г.: " Слушали: 731. Ходатайство Отдела охраны памятников старины при Архцентре о разрешении на разборку часовни перед Спасской башней Кремля. Постановили: Согласиться (Пр. 100 § 4/29/Х-26) " . В 1927 г. она была разобрана.

http://sobory.ru/article/?object=33054

Покровская церковь одна из самых старинных в Казани: пятикупольная, шестистолпная, с тремя круглыми апсидами алтаря. Внутри она небольшая по площади, что создает особую, камерную атмосферу: здесь прекрасно сохранились масляные росписи стен, сводов, круглых столпов. История этих росписей интересная тем, что их выполнил известный художник Василий Турин – прославившийся в основном как автор самых первых литографий с видами Казани, датированных первой половиной XIX в. Живопись – не очень яркая, естественного освещения в храме немного, иконостас всего лишь одноярусный и не блещет обилием позолоты, поэтому внутри собор всегда кажется очень строгим и таинственным, под стать своей трехвековой древности. Из-за массивных круглых расписных столбов складывается впечатление основательности и устремленности вверх. В полумраке дрожащего света свечей особое внимание обращаешь на резной Голгофский крест со скульптурой распятого Христа. Подобные изображения довольно редки в православных храмах. Еще одна особенность Никольского собора – «падающая колокольня». Она примыкает к Покровской церкви с северо-запада и достигает почти 30-метровой высоты. Колокольня, построенная в начале XVIII века, является высотной доминантой храмового комплекса, памятником архитектуры русского барокко. Стройное, гармоничное, пятиярусное сооружение, с богатым декором обработки стен ярусов, завершается восьмигранным барабаном с луковичной главкой, покрытой чешуйчатой керамической плиткой темно-зеленого цвета. Это единственный сохранившийся в городе экземпляр поливной чешуйчатой керамики, которая широко использовалась в Казани в XVIII веке для покрытия крыш и глав церквей. Внутреннее убранство храма Никольский храм – придел древней Покровской церкви был построен уже в XIX в. Возведен он был на месте одной из самых старинных церквей города — Николо-Низской. Такое необычное название в простонародье она получила из-за того, что находилась в низине – под Кремлевским холмом. Этот храм упоминался в летописях еще в 1565 г. Был он деревянным, позже стал каменным, но и тот снесен был из-за ветхости. Никольский придел, довольно протяженный и узкий, увенчан лишь одним небольшим золотым куполом на ярко-голубом восьмигранном барабане. Каждая грань украшена позолоченным крестом. Светло-зеленые стены храма гармонируют с солнечным тоном Покровской церкви. Никольский храм тональностью напоминает о весне (праздник свт. Николая Чудотворца — 22 мая по н.ст.), а Покровский – о золотой осени (Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября).

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_каф...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРУЖИНИН Алексей Иванович (1866, с. Макарово Макарьевского у. Костромской губ.- после 1933), прот., патролог, педагог. Род. в семье священника, окончил Костромскую ДС (1888), КазДА (1892) действительным студентом. В соответствии с уставом 1884 г. звания кандидата удостоен в 1894 г. после 2 лет службы по духовно-учебному ведомству за соч. на тему: «Нравоучительная часть Послания ап. Павла к Евреям (Х. 19 - XIII)» (НАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 1632). С 9 сент. 1892 г. Д. служил в канцелярии Казанской духовной консистории. С 3 дек. 1892 г. был надзирателем Казанского ДУ, с 21 окт. 1893 г.- учителем образцовой начальной школы при Казанской ДС, с 25 авг. 1895 по 24 янв. 1897 г.- наблюдателем церковноприходских школ Казанской епархии, с 1 авг. 1897 по май 1902 г.- одновременно законоучителем и настоятелем церкви Казанского учительского ин-та. С 13 сент. 1896 г. исполнял должность доцента КазДА на кафедре педагогики. В 1897-1917 гг. был членом епархиального училищного совета. 4 нояб. 1900 г. удостоен ученой степени магистра богословия. В 1901-1902 гг. находился в командировке в Германии с целью изучения методики преподавания педагогики в высших духовных и светских учебных заведениях. С 5 апр. 1904 г. экстраординарный профессор кафедры педагогики КазДА. В 1905-1906 гг. состоял членом Казанской духовной консистории. 18 окт. 1895 г. архиеп. Казанским и Свияжским Владимиром (Петровым) Д. был рукоположен во иерея. С 11 окт. 1902 г. клирик кафедрального Благовещенского собора в Казани, со 2 мая 1903 г. настоятель Николо-Низской ц. в Казани (в наст. время кафедральный собор во имя свт. Николая Чудотворца). 6 мая 1909 г. возведен в сан протоиерея. В нач. сент. 1918 г. Д. оставил Казань с отступавшими белочехами и Народной армией Комуча. Ок. 1920 г. вернулся и был назначен настоятелем Троицкой ц. с. Усады (ныне в Высокогорском р-не Татарстана). 25 марта 1933 г. арестован по обвинению в принадлежности к нелегальному братству свт. Гурия. 10 окт. освобожден с подпиской о невыезде. Позднее дело было прекращено. Дальнейшая судьба Д. неизвестна. Его сын Александр (род. в 1895) преподавал в Казанском медицинском ин-те, был расстрелян 20 янв. 1941 г. в Казани.

http://pravenc.ru/text/180488.html

Вахитовский район. Церковь Николая Чудотворца ( " Ляпуновская " ). Николо-Ляпуновская, Николо-Девичья церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца , Михаила Архангела Год постройки:1695. Год утраты:1964 (разобран) Адрес: Республика Татарстан, город Казань, улица Баумана, на месте д. 20. На этом месте находится здание Академии наук Республики Татарстан (Дом политпросвещения). Координаты: 55.794814, 49.106899 Проезд:Станция метро " Кремлёвская " , северный выход. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты ... Другая церковь теплая Николая Чудотворца, называемая Ляпуновская, при ней придел Архистратига Михаила, освящена в 1695 г.». Оба храма сгорели в 1815 году. Никольский восстановлен в 1818 году, тогда же и освящен... ... Никольская церковь была небольшим кубическим сооружением, перекрытым куполом с крестом на фигурной шейке, напоминающий ампир. С запада была пристроена арочная галерея, сильно «утонувшая» в земле. Взорвана летом 1963 года. Вторая церковь - памятник барокко, обычный для Казани, уничтожена в 30-х годах ХХ в. Сейчас на месте храмов находится бывший Дом политического просвещения, а ныне Академия наук Республики Татарстан. По материалам книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани», составитель Г. В. Фролов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г. 1929 года августа месяца, дня 25-го Совет общины Николо-Ляпуновской церкви рассматривал желание членов закрытой Николо-Низской церкви присоединиться. Влившаяся община принесла с собой серьезное «приданое». В список имущества входили: престол, жертвенник, плащаницы, книги, хоругви, аналои, иконы. Наступил 1930-й. Первого числа последнего месяца зимы состоялось заседание Президиума Казанского Городского Совета, где постановили рационально использовать помещения церквей (перечень включал в себя монастырь и семь церквей, под 5 шла Николо-Ляпуновская церковь). Община жила обычной приходской жизнью, абсолютно не подозревая, что участь её уже решена каким-то протоколом 6.

http://sobory.ru/article/?object=32395

Уникальный художественный характер имел ансамбль Крестовоздвиженской ц. Казанского ун-та. Живописные иконы работы В. Ф. Чухломина в традициях рус. академизма были написаны с картин итал. мастеров. Темные фоны, пластичные фигуры, выступающие на 1-м плане, подобно статуям, сложные световые эффекты напоминали римскую живопись позднего Возрождения (20-е гг. XVI в.) или эпохи Караваджо (нач. XVII в.). Этот иконостас, необычный по строению и составу образов, произвел на местных художников большое впечатление. В Казани в ряде сохранившихся иконостасов XIX в. сень над царскими вратами украшена композицией «Тайная вечеря», восходящей к фреске Леонардо да Винчи из трапезной мон-ря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане (1495-1498): в иконостасе главного престола ц. Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, в иконостасе Никольского (Николо-Низского) собора на ул. Б. Проломная (ныне ул. Баумана). Воспроизведение фрески Леонардо также получило чрезвычайное распространение в искусстве малых форм: с 30-40-х гг. резные деревянные иконы на подобный сюжет выпускали мастера Киево-Печерской лавры, а позднее и подмосковного Сергиевского Посада (ныне г. Сергиев Посад) (см.: Давыдова Е. В. Миниатюрная резьба мастеров Сергиева Посада кон. XIX - нач. XX вв.: худож. и технологические особенности//ИХМ. 2004. Вып. 8. С. 227). Особое место занимает убранство казанской ц. во имя Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Каменный храм с 2 престолами возник в 1796 г., в 1831 и 1843-1844 гг. был перестроен и приобрел 3 престола - во имя Ярославских князей-чудотворцев, во имя свт. Николая Чудотворца, во имя свт. Льва, папы Римского ( Пинегин. 1890. С. 409; видимо, позднее этот престол был посвящен также прав. Марфе, и появился престол во имя свт. Никифора, патриарха К-польского, см. описание работы Е. В. Липакова: Республика Татарстан: Правосл. памятники. 1998. С. 20-21). Храм не был закрыт, и в нем сохранились иконы 2-й четв. XIX в. С кон. 20-х гг. XX в. в храм были перенесены мн. святыни К. и Т. е. (рака свт. Гурия, Казанского чудотворца, иконы из городских и монастырских церквей Казани, Свияжска), из-за чего были изменены составы старинных иконостасов в приделах. Стиль икон из сохранившихся придельных иконостасов близок к академическим живописным традициям рубежа XVIII и XIX вв.: светлые фоны с голубыми небесами, симметричные композиции с антикизирующей архитектурой голубых и розовых оттенков, сложный колорит одежд с применением фиолетовых, малиновых, кремовых тонов, тонкая и обильная разделка золотым ассистом. На иконах фигуры древних святителей К-поля и Рима, папы Льва и патриарха Никифора отличаются стройностью, благообразием, святые смотрят вверх, спокойны и полны достоинства.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

  001     002    003