Освящена 27 августа 1905 г. Перед освящением часовни состоялся крестный ход из Благовещенского собора к новоустроенной часовне во главе с архиепископом Казанским и Свияжским Димитрием (Самбикиным). В её освящении приняли участие архимандрит Андрей (Ухтомский), кафедральный протоиерей Андрей Яблоков, полковой благочинный священник Евгений Запольский, настоятель Николо-Низской церкви священник Алексей Дружинин. После освящения часовни крестный ход в сопровождении архимандрита Андрея двинулся обратно в Благовещенский собор. В часовне находились иконы - Нерукотворного Образа Спасителя, святителя Николая чудотворца, Павла Исповедника, Казанских чудотворцев - святителей Гурия, Варсонофия и Германа, Феодосия, архиепископа Черниговского, преподобного Серафима, Саровского чудотворца, св. мученицы царицы Александры и преп. Марии Египетской. При церкви было создано Братство во имя Христа Спасителя (5 февраля 1906 г.). В 1907 г. радением члена Братства, статским советником П. В. Щетинкиным на внутренний ремонт и устройство электрического освещения часовни было потрачено свыше 400 рублей. Им же в 1909 г. для иконы Нерукотворного образа Христа Спасителя был сооружен металлический массивный киот с зеркальным стеклом стоимостью свыше 1000 рублей. Членом Братства В. Ф. Булыгиным были пожертвованы церковные облачения стоимостью в 400 рублей. Есть разговоры о том, что часовню разрушили одной из первых в городе в 1928 г. солдаты латышского полка, расквартированного в Кремле. Икона Спасителя, написанная в начале XIX в. сохранилась. Ныне она находится в церкви Ярославских чудотворцев над ракой свт. Гурия Казанского. Однако, часовню разобрали раньше - как портящую вид Спасской башни, причем часть кирпича была использована на ремонт кремлевской стены, а другую продали и на эти деньги провели другие ремонтно-реставрационные работы. Подтверждение более раннему сносу - сохранившаяся выписка 10192 из протокола 43 заседания Совета Народных Комиссаров ТССР от 31 августа 1925 г.: " Слушали: 731. Ходатайство Отдела охраны памятников старины при Архцентре о разрешении на разборку часовни перед Спасской башней Кремля. Постановили: Согласиться (Пр. 100 § 4/29/Х-26) " . В 1927 г. она была разобрана.

http://sobory.ru/article/?object=33054

Покровская церковь одна из самых старинных в Казани: пятикупольная, шестистолпная, с тремя круглыми апсидами алтаря. Внутри она небольшая по площади, что создает особую, камерную атмосферу: здесь прекрасно сохранились масляные росписи стен, сводов, круглых столпов. История этих росписей интересная тем, что их выполнил известный художник Василий Турин – прославившийся в основном как автор самых первых литографий с видами Казани, датированных первой половиной XIX в. Живопись – не очень яркая, естественного освещения в храме немного, иконостас всего лишь одноярусный и не блещет обилием позолоты, поэтому внутри собор всегда кажется очень строгим и таинственным, под стать своей трехвековой древности. Из-за массивных круглых расписных столбов складывается впечатление основательности и устремленности вверх. В полумраке дрожащего света свечей особое внимание обращаешь на резной Голгофский крест со скульптурой распятого Христа. Подобные изображения довольно редки в православных храмах. Еще одна особенность Никольского собора – «падающая колокольня». Она примыкает к Покровской церкви с северо-запада и достигает почти 30-метровой высоты. Колокольня, построенная в начале XVIII века, является высотной доминантой храмового комплекса, памятником архитектуры русского барокко. Стройное, гармоничное, пятиярусное сооружение, с богатым декором обработки стен ярусов, завершается восьмигранным барабаном с луковичной главкой, покрытой чешуйчатой керамической плиткой темно-зеленого цвета. Это единственный сохранившийся в городе экземпляр поливной чешуйчатой керамики, которая широко использовалась в Казани в XVIII веке для покрытия крыш и глав церквей. Внутреннее убранство храма Никольский храм – придел древней Покровской церкви был построен уже в XIX в. Возведен он был на месте одной из самых старинных церквей города — Николо-Низской. Такое необычное название в простонародье она получила из-за того, что находилась в низине – под Кремлевским холмом. Этот храм упоминался в летописях еще в 1565 г. Был он деревянным, позже стал каменным, но и тот снесен был из-за ветхости. Никольский придел, довольно протяженный и узкий, увенчан лишь одним небольшим золотым куполом на ярко-голубом восьмигранном барабане. Каждая грань украшена позолоченным крестом. Светло-зеленые стены храма гармонируют с солнечным тоном Покровской церкви. Никольский храм тональностью напоминает о весне (праздник свт. Николая Чудотворца — 22 мая по н.ст.), а Покровский – о золотой осени (Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября).

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_каф...

С сайта " Объекты культурного наследия " Министерства культуры Республики Татарстан История закрытия церкви Политика первых лет новой власти требовала, чтобы инициатива закрытия храмов исходила «снизу», т. е. от активных трудящихся масс. В данном случае инициаторами оказались жильцы ЖАКТа которые на апрельском собрании 1929 г. постановили закрыть церковь «Николо-Низскую», с передачей в распоряжение ЖАКТа. Один экземпляр выписки из протокола направили в Горсовет, второй в газету «Красная Татария», которая в апреле и напечатала его текст на своих страницах. Через неделю после Троицы, а именно 30.05.29 г., состоялось заседание Президиума XIV-ro созыва КГСа, на котором решили «возбудить ходатайство уже перед Президиумом ТЦИКа о закрытии церквей Московских чудотворцев и Николо-Низской». Кольцо стало сжиматься. В течение месяца велась подготовительная работа, и 26 июня Президиум ТЦИКа относительно Николо-Низской церкви постановляет – « учитывая острый жилищный кризис в г. Казани, ... церковь закрыть с передачей КГСу… под жильё». Это горькое известие общине сообщил НКВД 10.07.29. Учитывая, что более эффектной победой большевиков над Церковью был бы снос церкви с лица земли, честно говоря, удивляет то, что работники ТЦИКа не только запросили справку в отделе по делам музеев, но и, получив оную 15.07.29, прислушались к мнению члена Госакадемии истории материальной культуры профессора К. К. Романова! Профессор заключил, что «церковь Покровская при Николо-Низской представляет собой разновидность соборного типа»… единственная в Казани, «благодаря чему представляет большой научно-архитектурный интерес», сохранность вполне удовлетворительная, и ярусная с черепичной главкой колокольня заслуживает сохранения. Община Николо-Низской церкви, несмотря на свое сопротивление в вопросе сохранения самостоятельности, была слита с общиной Николо-Ляпуновской церкви. Как бы то ни было, а 29 июля 1929 года собрались представители: от НКВД – Балуев, от ТНКФ – Кадыров, от КГС – Базяков, от Николо-Низской общины староста Туков и сторож Коклихин для актирования проверки и приемке здания церкви и имущества. Прилагаемый список состоял из 200 пунктов: начинался с иконостасов Никольского, Покровского, часовни Иоанна Воина и заканчивался колоколами. Чудом Николо-Низская церковь уцелела.

http://sobory.ru/article/?object=06598

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРУЖИНИН Алексей Иванович (1866, с. Макарово Макарьевского у. Костромской губ.- после 1933), прот., патролог, педагог. Род. в семье священника, окончил Костромскую ДС (1888), КазДА (1892) действительным студентом. В соответствии с уставом 1884 г. звания кандидата удостоен в 1894 г. после 2 лет службы по духовно-учебному ведомству за соч. на тему: «Нравоучительная часть Послания ап. Павла к Евреям (Х. 19 - XIII)» (НАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 1632). С 9 сент. 1892 г. Д. служил в канцелярии Казанской духовной консистории. С 3 дек. 1892 г. был надзирателем Казанского ДУ, с 21 окт. 1893 г.- учителем образцовой начальной школы при Казанской ДС, с 25 авг. 1895 по 24 янв. 1897 г.- наблюдателем церковноприходских школ Казанской епархии, с 1 авг. 1897 по май 1902 г.- одновременно законоучителем и настоятелем церкви Казанского учительского ин-та. С 13 сент. 1896 г. исполнял должность доцента КазДА на кафедре педагогики. В 1897-1917 гг. был членом епархиального училищного совета. 4 нояб. 1900 г. удостоен ученой степени магистра богословия. В 1901-1902 гг. находился в командировке в Германии с целью изучения методики преподавания педагогики в высших духовных и светских учебных заведениях. С 5 апр. 1904 г. экстраординарный профессор кафедры педагогики КазДА. В 1905-1906 гг. состоял членом Казанской духовной консистории. 18 окт. 1895 г. архиеп. Казанским и Свияжским Владимиром (Петровым) Д. был рукоположен во иерея. С 11 окт. 1902 г. клирик кафедрального Благовещенского собора в Казани, со 2 мая 1903 г. настоятель Николо-Низской ц. в Казани (в наст. время кафедральный собор во имя свт. Николая Чудотворца). 6 мая 1909 г. возведен в сан протоиерея. В нач. сент. 1918 г. Д. оставил Казань с отступавшими белочехами и Народной армией Комуча. Ок. 1920 г. вернулся и был назначен настоятелем Троицкой ц. с. Усады (ныне в Высокогорском р-не Татарстана). 25 марта 1933 г. арестован по обвинению в принадлежности к нелегальному братству свт. Гурия. 10 окт. освобожден с подпиской о невыезде. Позднее дело было прекращено. Дальнейшая судьба Д. неизвестна. Его сын Александр (род. в 1895) преподавал в Казанском медицинском ин-те, был расстрелян 20 янв. 1941 г. в Казани.

http://pravenc.ru/text/180488.html

После того отделана семинарская церковь , обгоревшая еще во время пожара 1774 года. 3 сентября 1815 г., в восемь часов утра, в ямской слободе, у Варлаамской церкви, вспыхнуло пламя, и после продолжавшейся около трех месяцев сухой погоды, пламя так сильно распространилось, что менее нежели в 12 часов истреблены были 1) все здания в кремле, 2) кафедральный Благовещенский собор, с колокольни которого упали колокола, 3) Спасский монастырь и все при нем келлии, 4) все судебные места, 5) духовная консистория и архиерейский дом с архивами, 6) литейный пушечный двор с артиллерийским арсеналом, 7) казенные соляные анбары, где заключалось более 235,000 пудов соли, 8) военный казамат. Вне крепости: 1) соборы: Успенский, Владимирский с всеми прилегающими к нему строениями, где сгорел протоиерей с женою и дочерью и 2) Петропавловский; монастыри: 1) Иоанна предтечи, 2) Федора стратилата, 3) при казанском девичьем монастыре все келлии а церковь над св. воротами; приходские церкви: св. Троицы, Илии пророка, Московских чудотворцев, Николая чудотворца, что был прежде девичий монастырь, Николая низского, Николая называемого гостинным, Николая чудотв. назыв. вишняковским, Вознесения Господня, Воздвижения честного Креста, Пятницы и Евдокии; с пяти колоколен при этих церквах упали колокола. Погорели улицы: ямская, мокрая, варлаамская, московская, Владимирская, успенская, набережные по обе стороны булака, половина улицы вознесенской, часть большой проломной на пространстве двух верст; воскресенская истреблена почти вся, кроме нескольких домов; по протяжению черного озера сгорели пять обширных зданий, улица к казанскому монастырю истреблена совершенно, по Воздвиженской сгорело все до зданий адмиралтейской конторы; улицы: засыпкина, нижняя и верхняя Федоровская погорели совершенно. Сгорело всего 810 надворных зданий, 1179 домов, в том числе 158 каменных. Пострадали учебные заведения и казенные здания: 1) гимназия, с принадлежащими к ней 4 домами, 2) народное училище, 3) почтамт; 4) школы военных кантонистов, 5) два дома, принадлежащие приказу общественного призрения, 6) гостинный двор, 7) богадельня и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Казани " , закрыть и передать помещения в жилищный фонд. Однако и теперь Бог не оставил храм, который могли снести! " Общественность " же при поддержке прессы и Союза Безбожников Верхне-Городского райкома ВКП(б) ещё долго требовала передать ей храмовое здание под детский приют и некий " культурный очаг " , по всей видимости, банальный клуб танцев. К счастью, планам этим сбыться было не суждено. В 1944 году под давлением прихожан Никольский собор открыли для богослужений вновь. После возрождения Казанской епархии архиепископ Гермоген в 1946 году получил разрешение властей учредить на основе Николо-Низской и Покровской церквей Никольский кафедральный собор! Его приставной престол, где обычно шли самые ранние литургии, был торжественно освящён в честь Сорока севастийских мучеников. Постепенно Никольский собор превращался в центр духовной жизни православной Казани. Сюда сразу после открытия верующие стали приносить образа, иконы, в том числе и чудотворные, а также иные предметы церковной утвари. В июле 2008 года новым настоятелем Никольского кафедрального собора Казани стал протоирей Иоанн (Барсуков). С этой поры началось окончательное возрождение храма, его восстановление во всех отношениях. Уже в первый год службы нового настоятеля в Никольском храме сменили всю старую кровлю, после чего наступил черёд главных украшений собора - его куполов и колоколов. Сначал покрыли сусальным золотом главный купол Покровского храма, затем осуществили замену фасадного купола с последующим золочением. В 2010 году были оперативно отреставрированы живописная колокольня, а также пять куполов собора и кровля часовни Святого Иоанна Воина. В 2014 году заменили ветхое напольное покрытие в Покровском храме и произвели ремонт фасадов всего Никольского собора и церковной ограды. Никольский собор - редкий пример русского храма, сумевшего сохранить и уберечь от всесильного времени и превратностей судьбы не только интерьеры, но и внешний вид фасадов как Покровской церкви, и так и её Никольского придела с южной стороны.

http://sobory.ru/article/?object=06598

На первый взгляд этот храмовый комплекс невелик, даже включая в себя две церкви, колокольню, часовню и дом причта. Его скромные размеры вполне соответствуют обычной приходской церкви XIX века, каких немало было тогда в Казани. И тем не менее Никольский храмовый комплекс уже давно с гордостью носит статус кафедрального епархиального собора. Причиной тому - давняя традиция, берущая начало ещё в советские времена, когда на весь многотысячный, а в 1980-е годы уже и город-миллионник Казань, лишь Никольский собор вкупе с маленькой кладбищенской церковью Ярославских Чудотворцев на Арском поле был открыт для прихожан. Это положение дел сохранялось вплоть до 25 июля 1989 года, когда епископ Казанский и Марийский Анастасий освятил возвращённый прихожанами Петропавловский собор. Никольский же собор вынужденно держал закрытыми свои двери лишь с 1930 по 1944 год. История этого собора вместила несколько долгих веков. Ещё в 1565 году на его месте стояла небольшая деревянная церковь Николы Боровского. Тому сохранились документальные свидетельства писцовых книг Казани и Казанского уезда. Более чем столетие спустя, на исходе XVII века, обветшавшее деревянное здание заменили бесстолпным одноглавым храмом из камня. Двухпрестольная церковь получила название Николо-Низской с приделом Рождества Христова и малым престолом в честь Иоанна Воина в колокольне. Имя церкви дали сами прихожане: она располагалась очень низко под Кремлёвским холмом и сегодня достаточно глубоко " утоплена " в конце улицы Баумана, бывшей Большой Проломной. Практически одновременно началось и строительство Покровского храма - пятистолпной трёхапсидной церкви из камня, приспособленной для зимних служб. Плат храма с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия - антиминс - содержит дату начала строительства 1696 год; данные клировых ведомостей переносят её уже на 7 лет вперёд. Впрочем, и те, и другие сведения могут указывать всего лишь на определённые этапы обновления уже возведённого храма. Судя же по особенностям стилистики, архитектурным приёмам и декоративному оформлению, Покровская церковь с определённой долей вероятности могла быть возведена в самой середине XVII века.

http://sobory.ru/article/?object=06598

Щедрая эклектика Николо-Низской церкви и узнаваемость русского барокко Покровского храма с колокольней - яркий сплав структурных черт Никольского собора, залог его запоминаемости. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2017 г. Хроника восстановления собора 2008 г. - заменена ветхая кровля Никольского храма. 2009 г. - осуществлено покрытие сусальным золотом главного купола Покровского храма, а также произведена замена и позолочение фасадного купола Никольского храма. 2010 г. - реставрация колокольни Никольского кафедрального собора города Казани; реставрация пяти куполов собора и кровли часовни святого мч. Иоанна Воина. 2014 г. - проведены масштабные работы по ремонту фасадов всего комплекса Никольского собора (Никольский и Покровский храмы, часовня св. Иоанна Воина, церковная ограда). В Покровском храме проводены ремонтно-реставрационные работы, которые включают в себя: замену оконных рам в ризнице; демонтаж старых и монтаж новых рам, включая реставрацию межоконных проемов; промывку, затирку, покраску внутренней поверхности барабанов куполов и потолка храма; реставрацию художественной росписи потолка храма. Комментарии и обсуждение Николо-Низский храм, заложенный 10 июля 1883 и освященный 6 октября 1885 г., сменил одноименный тесный и ветхий придел Покровского храма Казани. Он строился трудами священника (с 1888 г. - протоиерея) Николая Варушкина, назначенного настоятелем прихода в 1871 г. и возглавлявшего его до кончины 28 марта 1903 г. Позднее о. Николай привел в благолепный вид и Покровский храм, ждавший своего часа после пожара 1815 г. более 70 лет. При этом им явно была поставлена задача сохранить уникальный древний облик храма. Очевидно, из-за скромных средств прихода архитектура Николо-Низского храма очень скромна. Кроме западного фасада и угловых прясел северного и южного фасадов, стены которых имеют обильную лепнину, а окна украшены богатыми наличниками, остальные его фасады подчеркнуто лишены " архитектурных излишеств " . Простейшие лопатки, карнизы, валики над окнами - весь их декор. Всё внимание уделено интерьеру, который получился светлым и торжественным. Единственный недостаток храма - очень тесный алтарь (в маленькой и низкой апсиде). Очевидно, когда он служил одним из многочисленных храмов города, для его причта такой алтарь был вполне достаточен, но в 1946 г. Николо-Низский храм стал кафедральным собором Казанской епархии... Даже в соседнем Покровском храме, совсем небольшом по площади, алтарь намного просторнее.

http://sobory.ru/article/?object=06598

и чудотворная икона Спасителя, сидящего на престоле Св. и чудотвор. икона Господа Вседержителя , сжатою рукою, что в куполе Софийского собора Св. и чудотворная икона св. исповедников Христовых – Гурия, Самона и Авива, что в приделе сих исповедников, в Софийском соборе Св. и чудотворная икона с изображением в лицах псаломского стиха «Предста царица одесную Тебе или царь царем. Св. и чудотворная икона Божией Матери, именуемая Корсунскою Св. и чудотворная икона Спасителя, что на сенях церкви во имя святителя Иоанна архиепископа Новгородского Св. и чудотв. Тихвинская икона Божией Матери в той же церкви Св. и чудотв. икона Покрова Пресвятой Богородицы, что в Кремлевской Покровской церкви Св. и чудотв. икона (настенная) Спасителя, что в Спасской Кремлевской часовне Св. и чудотв. икона святителя и чудотворца Николая, (также настенная) что в Николаевской Кремлевской церкви Чудный крест, находящийся в часовне подле самого почти Кремля Св. и чудотв. икона Знамения Божьей Матери, что в Новгородском Знамен. собор Св. явленная чудотворн. икона святителя и чудотворца Николая, что в Николаевском Дворищенском соборе Св. и чудотв. икона великомученицы Параскевы. именуемой Пятницы, что в Пят-ницкой церкви, приписной к Николаевскому собору Св. чудотворн. образ Спасателя, писанный на алебастре, что в Ильинской градской церкви Св. чудотв. икона Божией Матери весьма похожая на Владимирскую, что в часовне близ Филипповской церкви Св. явленная чудотворн. Смоленская икона Божией Матери, что в Спасской церкви, состоящей подле Знаменского собора Св. и чудотвор, икона Рождества Пресвятой Богородицы, что в Богородице-Рождественской церкви, на Молоткове Св. и чудотв. Тихвинская икона Божьей Матери, что в кладбищенской церкви на Красном поле Св. чудотв. икона Умиления Божией Матери, известная более под имененем Казанской, что в Троицкой градской церкви. Св. чудотворн. храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы, в Николо-Кочановской или Пантелеймоновсвой церкви. Св. явленная и чудотв. икона св. Семиона- Богоприимца, что в Зверином Девичьем монастыре Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

785. Донской – Богородицкий, мужской, ставропигиальный, 1-го класса (с 1764 г.), в Москве, на окраине города, у Калужской заставы, на урочище, именуемом издревле Воробьевским станом. Основан после 1591 г. царем Феодором Иоанновичем в воспоминание победы на самом этом месте над Крымским ханом Казы-Гиреем, одержанной помощию чудотвор. иконы Донской Божией Матери, поднесенной Донскими казаками в дар еще Вел. кн. Димитрию Иоанновичу и бывшей с ним на Куликовской битве. Чудотвор. икона Донской Божией Матери, стоявшая прежде в Благовещенском соборе в кремле, по устроении монастыря перенесена в соборный храм в честь ее имени. Первым игуменом был Гурий в 1598 г. В 1867 г. здесь проживал на покое архиеп. Ярослав. Евгений. Любецкий, “Живописный вид Донского мон. в историч. и современ. описании всего замечательного», Москва, изд. 1846 г.; Забелин, “Истор. опис. Москов. ставроп. Донского м-ря», Моск., 1865 г.; Дмитриев, “Донской м-рь», Моск., 1857 г., отдельн. оттиск из “Ведом. Москов. Город. Полиции»; “Ист. Росс Иер.», II, 365; Ратшин, 211; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 103; “Опис. монаст.», 1817 г., 38; “Свед. о существ. в Росс. лавр. и мон.», 81; “Ист. и топограф. опис. городов Московск. губ.», 1787 г., прибавл., 34; “Путеш. ко свят. мест. русским», I, 155; “Зап. Археолог. Общ.», VIII, 159; “Москов. губ. вед.», 1851 г., 32, 33 (описание); “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1841 г., 10 (перестройка собора); “Москов. губ. в.», 1841 г., 31 (в 1678 г. владел 1.427 двор. крест.); “Воспом. о посещ. свят. Моск. Госуд. Наслед.», 1838 г., 7; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 154, 5; Проценко, “М-ри в России», 21; “Дополн. к Акт. истор.», IX, 46 (Разрядн. книга 1678 г.; стр. 114, крестн. ход); X, 15 (Разряд. запис. 1682 г. о венчании на цар. Иоанна и Петра Алекс.); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 1 руб.); “Акты юридич.», 356 (Память 1702 г. о сборе на продовольствие царицы инокини Маргариты Алексеевны с приписного к м-рю Железноборов. м-ря); “Временник Общ. ист.», 1853 г., XVII, Новый летописец, 37 (о создании обители Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010