Дубовка. Собор Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурные стили: Барокко , Украинское барокко Год постройки:Между 1763 и 1796. Колокольня - 1828-1833. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Волгоградская область, Дубовский район, г. Дубовка, быв. Соборная пл. (ныне квартал, ограниченный улицами Минина, Комсомольской, Советской и Московской) Координаты: 49.050242, 44.833081 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Существовавшая ранее Успенская соборная церковь в посаде Дубовке построена была в 1796 г. на средства воинского атамана г. Персидского, каменная, крепкая. Престолов в ней, кроме главного, четыре: в правом приделе – во имя святителя и чудотворца Николая, в левом – во имя св. мученика Иоанна воина; в трапезном правом приделе – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в левом – во имя святого благоверного князя Александра Невского; оба последних придела устроены в 1860 г. на средства дубовского купца Владимира Мартынова. Церкви принадлежат здания: каменная лавка, каменная сторожка и каменное здание с пятью лавками на южной стороне церковной ограды. При соборе с 1889 г. имеется школа грамотности; церковно-приходское попечительство открыто с августа месяца 1889 г. Дома для причта церковные. Протоиерей Павел Георгиевский, священник Павел Ливанов, священник Николай Рахинский, диакон Александр Новопавловский и псаломщики: псаломщик-диакон Стефан Еланский и Павел Рождественский. Прихожан: духовных, статских, купцов и мещан, военных, крестьян, раскольников – всего обоих полов душ 6962; дворов —1293. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. В посаде Дубовке достоин замечания каменный Успенский собор (на Соборной площади) по своей прекрасной архитектуре и по богатству утвари. Начат он строиться в 1763 г. атаманом Волжского казачьего войска Персидским. Длина церкви, в настоящее время, с трапезой и колокольнею 73 аршина, ширина настоящей, с приделамн —34 1/2 аршина, высота с куполом и крестом — 56 аршин (по В.А. Брещинскому); по сведениям А.А. Зимнюкова, колокольня имеет в вышину до купола, в каменной кладке — 22 сажени, она оканчивается шпилем с крестом, обитыми железом, причем вышина всей колокольни — 28 сажень. Храм 9-ти главый, украшен снаружи, колоннами и полуколоннами. В настоящей — три придела с престолами, расположенные в ряд: главный — во имя Успения Божией Матери (освященный в 1796 году) и по сторонам — один во имя святителя и чудотворца Николая (освящен в 1796 г.) и другой — во имя святого великомученика Иоанна воина (освящ. в 1808 г.). Внутри собор украшен разными фигурами лепной работы.

http://sobory.ru/article/?object=41187

Киев. Собор Николая Чудотворца. Никольский военный собор, Великий Микола /// Объект утрачен Общий вид с юго-запада, 1900-1910 г.г. Фотопечать черно-белая, тонирование, фотобумага. 8,4х10,7 см. Номер в Госкаталоге: 8196838. Номер по ГИК (КП): ГНИМА ОФ-6229/22. Адрес хранения: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева Елена Григорьева .. - .. Никольский военный собор. Восточный фасад, 1900-1910 г.г. На переднем плане деревянные хозяйственные постройки. Из коллекции Красовского, II-44. Фотопечать черно-белая, тонирование, фотобумага. 11,8х8,8 см. Номер в Госкаталоге: 8196525. Номер по ГИК (КП): ГНИМА ОФ-6229/21. Адрес хранения: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева Елена Григорьева 1 июня 1900 Фрагмент фасада, 1900-1910 г.г. Фотопечать черно-белая, тонирование, фотобумага. 8,4х10,7 см. Номер в Госкаталоге: 8196682. Номер по ГИК (КП): ГНИМА ОФ-6229/26. Адрес хранения: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева Елена Григорьева 1 июня 1900 Вход, 1900-1910 г.г. Фотопечать черно-белая, тонирование, фотобумага. 10,3х8,4 см. Номер в Госкаталоге: 8196626. Номер по ГИК (КП): ГНИМА ОФ-6229/27. Адрес хранения: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева Елена Григорьева 1 июня 1900 Карта и ближайшие объекты Никольский военный собор в Киеве — православный храм, построенный в 1696 году по инициативе и на средства гетмана Ивана Мазепы . Располагался рядом с Пустынно-Николаевским монастырем. Уникальный образец украинского барокко. Располагался высоко над Днепром, напротив гостиницы " Салют " , теперяшняя улица Ивана Мазепы. По решению советских властей был снесен в 1934 году. «За северной стеной вала, ограждающий Печерский городок, у склона днепровских гор, располагался Никольский монастырь. Его территория была огорожена деревянным “заметом”, западная линия которого шла параллельно дороге, ведущей из Печерского местечка в город. Детальную привязку этого монастыря мы находим в тексте верхней надписи плана Ушакова, где говорится, что «Никольский монастырь по мере в длину по дороге мимо столба 180 сажень, поперег по горе до бояраку, где Старый монастырь в длину 135 сажен, от ворот, что подле монастыря от посаду по дороге к Печерскому монастырю до Киевских ворот 324 сажени…».

http://sobory.ru/article/?object=34156

Можайск. Собор Николая Чудотворца. Ново-Никольский собор Карта и ближайшие объекты Каменный Крестовоздвиженский храм на воротах можайской крепости был построен для хранения городской святыни - образа Николы Можайского - в 1541 г. В 1624-1626 г. башня была перестроена. На её основе в 1680-1684 гг. был выстроен новый Никольский городской собор. В нач. XIX в. он был расширен и капитально перестроен в стиле неоготики. Главный престол Никольский, северный придел Скорбященский. В ныне не существующей ротонде был устроен придел Спаса Нерукотворного. Закрыт в 1933 г., сильно пострадал в ходе боев в 1942 г., частично отреставрирован в 1960-х гг., занят трикотажной фабрикой. Возвращен верующим в 1994 г., ремонтируется. Приход Никольского собора в подмосковном Можайске, который в апреле оказался под угрозой разрушения из-за оползня, обеспокоен состоянием здания. " Руководители, разные министерства много лет спорят и перекидывают ответственность друг на друга, ничего не делая, жалея копейку на храм " , – заявили " Интерфакс-Религия " в четверг в приходе. Как отметил собеседник агентства, собор XIX века находится в ведении Минкультуры РФ, но ведомство " не занимается спасением памятника федерального значения " . В свою очередь замминистра культуры правительства Московской области Светлана Анохина в письме, копия которого поступила в " Интерфакс-Религия " , признала, что " имеется угроза причинения вреда Ново-Никольскому собору " . Она напомнила, что в апреле на южном склоне крепостного вала, на расстоянии семи метров от собора, в результате активизации оползневого процесса произошел сход массы грунта. После этого Минкультуры региона вместе с администрацией Можайска, ГУ МО " Мособлпожспасс " , специалистами по инженерной геологии и настоятелем храма провели выездное совещание. По его итогам было рекомендовано провести противоаварийные работы по стабилизации оползневого склона. По словам С.Анохиной, ее ведомство направило обращение в Федеральное агентство по управлению госимуществом о рассмотрении возможности проведения противоаварийных мероприятий либо решения вопроса о передаче прилегающей к собору территории в безвозмездное пользование приходу. Замминистра сообщила, что в настоящее время в министерстве культуры РФ рассматривается возможность финансирования из средств федерального бюджета работ по сохранению объектов культурного наследия, входящих в состав ансамбля Можайского кремля.

http://sobory.ru/article/?object=02335

Таллин. Церковь Николая Чудотворца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 1772 году в Ревельской тюрьме митрополит Арсений (в миру Андрей Мацеевич) сильно заболел, позвали священника, который принял его исповедь и причастил. На третий день, 26 февраля, узник скончался. На окошке осталась вырезанная им надпись: “Благо мне, яко смирил мя еси”. Похоронили усопшего в русской Никольской церкви, впоследствии там был устроен придел Успения Божией Матери. Владыка Арсений был преемником по кафедре святителя Димитрия Ростовского, открывал его мощи, составил его житие и службу. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1918 года признал недействительным постановления духовного суда, лишившего сана митрополита Арсения (Мацеевича) по обвинению в политических преступлениях. В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил митрополита Арсения (Мацеевича) к лику святых в чине священномучеников. (с) Е.Стрельникова ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА " Храм свят. Николая в Ревеле есть древнейший памятник Православия в Ревеле. Начало храма восходит к XI веку. Основание ему положил великий князь Киевский Ярослав Мудрый, сын равноапостольного князя Владимира святого " . Так начинается небольшая брошюра " Православный храм свят. Николая в Ревеле " , изданная попечительским советом при Никольской церкви в 1914 году. Первоначально храм располагался на Брокусовой горе, где было подворье новгородских купцов, появившихся здесь задолго до захвата северной Эстонии рыцарями датского короля Вольдемара II в 1219 году. Во время большого пожара 1433 года подворье и храм сгорели, и к 1437 году Никольская церковь уже располагалась на новом месте - у городской стены, зажатая домами горожан. Власти Ревеля находили неудобным размещение православного храма на возвышенном месте, видном издалека. Долгое время церковь даже не имела выхода на городскую улицу. В истории Никольского храма бывали случаи, когда он подвергался закрытию, ограблению и осквернению. Московские цари неоднократно требовали при заключении мира или перемирия - то с Ливонским орденом, то с ревельскими немецкими городскими властями - держать русскую церковь по старине, но проходили войны - и вновь возрождался, оживал старый храм, призывая под свои своды всех, кто был предан православию, укрепляя их веру и любовь ко Господу.

http://sobory.ru/article/?object=06237

К каким бы вопросам истории Урала и особенно Прикамья XVI-XX века не обращались исследователи, они, как правило, начинают испытывать потребность в знании полной истории знаменитого русского рода предпринимателей и меценатов искусства Строгановых. 9 апреля 1529 года Строгановым была дана грамота на соляные промыслы в Сольвычегодске. Во второй половине XVI века они распространяют свои владения и в Перми Великой. Первая жалованная грамота на великопермские земли была дана от Ивана Грозного Григорию Строганову. Можно сказать, что этой грамотой было положено основание владений Строгановых в Перми Великой. Переписи Перми Великой XVI-XVII веков отмечают в Соликамском уезде, погосте Кудымкор деревянную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая (в это время весь бассейн реки Иньвы составлял один церковный приход, к которому принадлежали, например, деревни Кува, Майкор и Купрос): А так как это селение принадлежало графу Григорию Строганову, считается, что и церковь построена по инициативе и непосредственному участию этого человека, финансировавшего строительство деревянной церкви. Кривощёков И.Я. отмечает, что «между 1579 и 1623 годами построена в селе Кудымкор деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая» (13,с.87) Церковь уже в XVII в. владела немалыми богатствами. По утверждению Шишонко В.Н. церкви принадлежали «образ Пречистыя Богородицы Одигитрия на красках, большая пядница, а у него прикладу две гривны басмены, серебряны, золочены, образ Николы Чудотворца, меньшая пядница обложена серебром прикладу венец сканной; образ Воскресения Христова, на золоте, у него прикладу гривна басмена, двери царские и деисусь на красках; Пречистыя запрестольня, середня пядница; евангелие напрестольное, письменное; евангелисты серебряные, октай на 8 гласов письменной, минея общая, апостол письменной, псалтырь письменная; часовник и на колокольнице три колокола; в погосте двор попа, дъячка, пономаря и просвирницы Ульяны; пашни пахотные, церковные земли, две чети с осьминою». (16,с.247).

http://sobory.ru/article/?object=19504

Ишим. Собор Богоявления Господня. Богоявленский собор Карта и ближайшие объекты Богоявленский собор, воздвигнутый в 1793 году, является одной из главных архитектурных достопримечательностей Ишима и важнейшим историческим и духовным символом города. Собор стал первым каменным храмом в Ишиме. Решение о его строительстве было принято после того, как в 1782 году, согласно указу императрицы Екатерины II, Коркина слобода приобрела статус города. Архитектурный стиль собора чаще всего относят к так называемому " сибирскому барокко " с элементами классицизма. В соборе было установлено три Святых престола: во имя Богоявления Господния, Святителя и Чудотворца Николая и Успения Божьей Матери. Храм, стоящий на высоком берегу реки в районе исторически-сложившегося центра города, ранее был хорошо обозрим практически с любой его точки. Вскоре после установления в Ишиме советской власти из собора были изъяты церковные ценности, а в 1930 году он был закрыт. На протяжении многих десятков лет Богоявленский собор подвергался разрушениям. Лишь в конце 80-х годов ХХ века стараниями горожан было начато восстановление главного духовного символа Ишима. Использованы материалы сайта w-siberia.ru В марте 1775 года протопоп Афанасий Райков и церковный староста Ларион Желтышев обратились к преосвященному Варлааму с просьбой подать благословение на обложение новой каменной, «о двух апартаментах» (этажах) церкви, с приделами: в нижнем этаже – святителя Николая Мирликийского, в верхнем – Успения Богородицы, поскольку тогдашняя «деревянная Николаевская церьковь от давняго построения пришла в обветшалость». Сама идея постройки возникла раньше: уже в марте 1773 года консистория (духовное управление епархии) выдала приходу сборную книгу для записи пожертвований на новый храм. Получив благословение (в котором появилось имя третьего, главного престола – Богоявления) 7 июля 1775 года, местное духовенство «соборне» совершило закладку первого каменного храма Приишимья. Возведение величественного сооружения (высота 36 м) потребовало немалых ресурсов, как материальных, так и людских. План и фасад храма были «выданы» от тобольского архиерея (этим объясняется сходство Богоявленского собора с памятниками церковного зодчества в Тобольске, выстроенными в одном стиле «сибирского барокко»). «Мастер каменнаго здания» был подряжен в Таре, строители прибыли из губернского центра - Тобольска. Кирпич выделывали в окрестностях слободы, известь жгли из камня, добытого на горе под Ларихой, у деревни Рагозиной. А вот железо для укрепляющих стены и своды связей, а также для оконных решеток привозили издалека.

http://sobory.ru/article/?object=13261

Гомель. Кафедральный собор Петра и Павла. Карта и ближайшие объекты Свято-Петро-Павловский собор является памятником церковной архитектуры республиканского значения. Инициатор строительства - граф Николай Петрович Румянцев, старший сын П.А. Румянцева-Задунайского, ставшего после смерти отца владельцем Гомеля. 28 марта 1808 г. он обратился к архиепископу Могилевскому Варлааму с просьбой разрешить построить в Гомеле каменную церковь в честь Святых апостолов Петра и Павла. Вместе с письмом был послан план предполагаемого храма, составленный архитектором Джоном Кларком. Просьба была удовлетворена. 18 октября 1809 года на правом берегу Сожа в близости от дворца Протоиереем Иоанном Кононовичем Григоровичем была заложена церковь. Строилась она в течение 10 лет. Около 5 лет понадобилось для украшения храма дорогостоящей церковной утварью, привезенной графом из Петербурга. При всей своей простоте храм отличается замечательной гармонией частей. Здание построено в стиле классицизма высотой 25 метров. В основании храма лежит четырехконечный крест; снаружи четыре портика с колоннами дорического стиля. Храм венчается куполом. По желанию Румянцева иконостас храма был украшен колоннами дорического стиля и иконами, пожертвованными графом. Величайшей святыней храма являлись частицы мощей Святителя Николая и других святых, завещанные основателем собора. В алтаре храма находилась пергаментная грамота, в которой об этой святыни сообщалось следующее: «Благоговея к Всевышнему, Государственный канцлер граф Румянцев приносит в достояние Гомельской соборной церкви, во имя верховных Апостолов Петра и Павла, иждивением его устроенной, часть мощей Святителя Чудотворца Николая в ковчеге перламутровом, который оправлен золотом, также части мощей разных святых православной Греческой и Российской церкви, двух сребро-злащеных киотах…» Святые мощи до наших дней не сохранились. 9/22 мая 1824 года в день ангела храмоздателя и праздника Святителя Николая, Петропавловская церковь была освящена. В 1826 году на 74-м году жизни Николай Румянцев скончался в Петербурге. Учитывая его завещание, тело графа было перевезено в Гомель и захоронено в левом приделе собора. Отпевал графа Н.П. Румянцева протоиерей Иоанн Иоаннович Григорович. На могиле был установлен черный мраморный пьедестал, на нем бюст из меди, изображающий графа Н.П. Румянцева. После смерти канцлера Румянецева Н.П., дворец вмести с церковью перешел во владение брата – С.П. Румянцева, а после его смерти был передан казне и в 1837 году указом Императора Николая I пожалован графу Ивану Федоровичу Паскевичу-Эриванскому.

http://sobory.ru/article/?object=03756

Вятские Поляны. Собор Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь освящена в честь Николая Чудотворца. Действовала с 1615 по 1930 годы. Сначала здание церкви было деревянным. Каменное здание построено в 1826 г. Колокольня – в 1893 году. С 1930 года в здании располагались сельский клуб (Народный дом им. К. Либкнехта и Р. Люксембург), кинотеатр «Прогресс», гараж, архив. В конце 1930-х годов колокольня использовалась в качестве вышки для прыжков с парашютом. 25 декабря 1987 года здание церкви без окон, дверей, решёток, пола, купола, колокольни было возвращено незадолго до этого зарегистрированной общине Православной церкви. Настоятелем православной общины стал протоиерей Алексий Сухих, бывший до этого настоятелем Богоявленского собора г. Малмыжа. Благодаря долгой и кропотливой работе многих горожан, помощи различных предприятий и учреждений, храм возрождён практически заново. С 20 января 1988 года Никольский храм получил статус собора. По материалам http://vpkraeved.narod.ru Николаевская церковь каменная, построена в 1826 г. расстоянием от г. Вятки в 333 версты, от уездного города в 45 верстах, от благочиния в 35 верстах. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика, квартиры для причта казенные. Земли: усадебной 2148 сажень, пахотной 70 десятин 1200 сажень, сенокосной 17 десятин 1008 сажень. Братский денежный доход: священника 494 руб. 19 коп., диакона 529 руб. 46 коп., псаломщика 164 руб. 73 коп.; руги собирается на весь причт до 200 пуд. ржи. Прихожан: православных русских 1995 муж. пола, 2098 жен. пола, приход состоит из 9 селений расстоянием до 10 верст. Село расположено на правом берегу реки Вятки у подошвы горы; местность холмистая, почва удобная для хлебопашества. В приходе три школы, из коих одна двухклассная земская в селе, другая земская же в дер. Собинино (Собакино) и третья церковно-приходская в дер. Спасской. Главное занятие прихожан земледелие, побочное – ремесла: плотническое, скорняжное и катание валяной обуви.

http://sobory.ru/article/?object=09035

Куопио. Кафедральный собор Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Существовавшая ранее церковь св. Николая чудотворца в Куопио. В Куопио, по сказанию местных старожилов, до 1833 г., не было особого помещения, где бы можно было совершать богослужение для православных, проживающих как в городе, так и в соседних лютеранских приходах. И когда приезжали в Куопио однажды в год именно в Св. Четыредесятницу священники, командируемые сначала из военного ведомства, а потом из соседней Либелиц-Тайпальской церкви для исповеди и причастия православных жителей и казаков местного отряда, тогда богослужение совершалось в домах обывателей, куда на это время собирали иконы из других православных домов. Так как во всем этом было много неудобств как для священника, так и для прихожан, то один из благочестивых русских куопиоских жителей, купец и городской ратман Макар Васильевич Гурстев, умерший в 1839 г., купил в 1833 г. на свой счет небольшой, о двух покоях, деревянный дом, продававшийся с аукциона и находившийся за чертой города, именно близ тюремного замка. С дозволения магистрата Гурстев перенес этот дом почти в самый центр города и поставил его на углу Северо-Горной и Королевской улиц под 78 на городском плане. Потом в доме была устроена часовня или молитвенный дом, и так как средняя часть поперечной внутренней стены была прорублена, то внутри дома образовался один нераздельный внутренний покой. К лицевой стороне его, обращенной к городскому парку и отделенной, как бы для алтаря, сплошной досчатой перегородкой, устроен был иконостас с одною дверью. В иконостас поместили иконы, писанные на холсте и взятые из бывшего в Куопио военного госпиталя. Так как иконы не отличались художеством, то при обращении молитвенного дома в церковь почти все они, кроме двух, заменены новыми иконами гораздо большего размера. Со времени устройства часовни в 1883 г. и до начала 1846 г. в ней совершалась служба только по временам священниками, временно здесь пребывавшими.

http://sobory.ru/article/?object=07558

Устье. Храмовый комплекс. Церковь Воскресения Христова и собор Воскресения Христова (Николая Чудотворца). Воскресенский погост Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Между 1763 и 1841. Адрес: Вологодская обл., Усть-Кубинский р-н, пос. Устье Координаты: 59.626873, 39.723783 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В селе Устье к концу XIX века вместе со слободой Петровкой было 5 каменных церквей и одна часовня, некоторые из них были построены на месте ранее деревянных. В их устроительстве и благоустройстве принимали участие жители села Устья и окрестных деревень. Величественность и особую красоту селу придавал архитектурный ансамбль Воскресенского погоста — музей под открытым небом. Самым древним сооружением его является Воскресенская церковь, строительство которой велось с 1763 по 1773 годы. В 1784 году к заказной стене церкви были пристроены паперть с колокольней. В одной линии с Воскресенской церковью находится Николаевский храм, построенный в 1820-1836 гг. План и фасад его были взяты с теплого кафедрального Вологодского собора. В советское время Николаевский храм был заброшен и имел удручающий вид. В 1999 году был вновь зарегистрирован Воскресенский приход, начались восстановительные работы в храме Николая Чудотворца. В настоящее время церковь действующая (первый этаж). В 1841 году вокруг этих храмов была возведена церковная каменная ограда. Столбы ограды и решетки венчали глиняные зеленого цвета вазы. С восточной стороны церкви вместо ограды были устроены небольшие каменные лавки, в крыльца: с юга — небольшая сторожка с двумя окнами, с севера — помещение для церковной утвари. В 1875 году северо-восточная башня ограды обращена к части ограды со святыми вратами на территории в часовню, посвященную в честь преп. Иоасафа и Блаженного Василия — Каменских угодников. В 2008 году начаты работы по возведению западной. http://library35.tendryakovka.ru/?page_id=5339 В 1763-1773 гг. на мысу, образованном впаданием в Кубену речки Петровки, была построена каменная церковь в честь Воскресения Христова.

http://sobory.ru/article/?object=10181

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010