Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (до 2013 г. Собор новомучеников и исповедников Российских; воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) АЛЕКСАНДР Степанович Миропольский (1847 – 1918), прот., сщмч. (пам. 23 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Фёдорович Виноградов (1883 – 1938), свящ., сщмч. (пам. 25 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Фёдорович Гневушев (1889 – 1930), свящ., сщмч. (пам. 15 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Симбирских святых) АЛЕКСАНДР Яковлевич Вислянский (1870 – 1930), сщмч., сщмч. (пам. 21 февр., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Ивановна Дьячкова (1893 – 1938), прмц. (пам. 1 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), послушница АЛЕКСАНДРА Иоакимовна Булгакова (1886 - 1938), мц. (пам. 2 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДРА (Самойлова Анна (?) Никитична; 1882 – 1938), прмц. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСАНДРА (Червякова Мария Афанасьевна; 1873 – 1938), прмц. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), схим. АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСИЙ Иванович Аманов (1870 – 1937), сщмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Рязанских святых), свящ. |
ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГРИГОРИЙ († 1416), свт. (пам. 3 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский и Ярославский ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИМИТРИЙ (XVII в.?), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕВФИМИЙ († после 1492? или ок. 1527?), прп., Корельский (пам. 18 апр.- вместе с праведными Антонием и Феликсом Корельскими, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 15 дек.- в Соборе Кольских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) |
Усердием настоятеля храма о. Александра Захарова, иерея Кирилла Копейкина, причта и мирян налаживается и приходская жизнь. Предстоит возобновить традицию ежегодного празднования события, в память которого сооружен храм: 29 апреля (12 мая н. ст.) в нем проводилась торжественная служба и совершался крестный ход по Гутуевскому острову. первоначальная роспись и обновившаяся роспись “Радуйся, православных царей державо!” Иконы-покровительницы Дома Романовых в Царском Селе Феодоровская икона Пресвятой Владычицы нашей Богородицы прославилась чудотворениями еще в XII веке. Именно ею в 1613 года в Ипатьевском Костромском монастыре был благословлен на царство первый из Государей династии Романовых — Михаил Феодорович, и с той поры она считалась фамильной святыней Дома Романовых. Незадолго перед арестом и злодейским убийством последнего Государя и Его Августейшей Семьи древняя чудотворная Феодоровская икона, находившаяся в Костроме, внезапно почернела… В доме Ипатьева в Екатеринбурге была найдена копия Феодоровского образа. Она принадлежала Царице-Мученице Александре Феодоровне и была при Ней неотлучно . Государев собор Таинственная связь Царственных Мучеников с Их Небесной Покровительницей проявилась в 1990е годы несколькими дивными знамениями от списков Феодоровской иконы в Царском Селе. Сохранившееся мозаичное изображение Феодоровской Божией Матери В 1991 году Церкви был возвращен Феодоровский Государев собор — духовная и историческая святыня России. Несмотря на долгие десятилетия поругания, над парадным (западным) входом чудом уцелело дивное мозаичное изображение Феодоровской Божией Матери, которой предстоят Небесные силы бесплотные и сонм русских святых — заступников и молитвенников земли Российской. От обращенной к предстоящим длани Богородицы подается милость и благословение… Первая Литургия в Нижнем Пещерном храме во имя преподобного Серафима Саровского была отслужена 1 марта 1992 года, в Неделю о Страшном Суде. Собор во имя Феодоровской иконы Божией Матери был воздвигнут по благоволению Государя Императора Николая Александровича на выбранном Им месте — поляне вблизи Александровского дворца, и освящен в августе 1912 года. Храм стал местом сугубой молитвы Государя об Отечестве. Поблизости возник уникальный по своей архитектуре комплекс строений — Феодоровский Городок, задуманный как музей древнерусского зодчества. Городок строился силами “Общества возрождения художественной Руси”, главной задачей которого было возвращение к основам древнерусской духовности. Именно здесь, рядом с домом Царя и домашней церковью Его Семьи, создавался образ строения Православной России и русской монархической государственности. Полному осуществлению замыслов Общества помешали, однако, начавшаяся война и революция. Феодоровский собор до реставрации |
В 1964-1988 гг. К. и Г. е. управлял архиеп. Кассиан (Ярославский). По его инициативе в 1981 г. учреждено празднование Собору Костромских святых. 1988-2015 гг. В 1988 г. в епархии праздновали 1000-летие Крещения Руси, в связи с чем в том же году епархии были возвращены 3 храма: Успенский собор в Кологриве, Воскресенская ц. в с. Воскресенском Островского р-на и Воскресенская ц. в с. Нежитине Макарьевского р-на. После ухода на покой архиеп. Кассиана (30 нояб. 1988) в сент. 1989 г. новым правящим архиереем стал еп. (с 1994 архиепископ) Александр (Могилёв). Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери 19 марта 1990 г. епархии был возвращен Богоявленско-Анастасиин собор в Костроме, в стенах к-рого в 1925-1982 гг. размещался областной архив. После пожара 1982 г. в здании вели реставрационные работы, по завершении предполагалось устроить зал органной музыки. 17 авг. 1991 г. состоялось освящение Богоявленско-Анастасиина собора, ставшего новым кафедральным собором епархии, 18 авг. в собор торжественно перенесли главную святыню - Феодоровскую икону Божией Матери. На рубеже 80-х и 90-х гг. активно шел процесс открытия церквей: в 1989 г. были открыты 4 церкви, в 1990 г.- 30, в 1991 г.- 6, в 1992 г.- 13 церквей. Если на 1 янв. 1988 г. в епархии было 64 действующие церкви, то на 1 янв. 1990 г.- 71, на 1 янв. 1993 г.- 122 церкви. Весной 1990 г. еп. Александру удалось добиться возвращения Церкви мощей прп. Макария Унженского и Желтоводского, находившихся в запасниках музея в Юрьевце. 14 мая 1990 г. в музее мощи передали еп. Александру. 1 окт. 1990 г. в Костроме открыли Костромское ДУ (ректор в 1990-1996 - прот. А. Андросов). В 1996 г. ДУ преобразовано в Костромскую ДС (ректор в 1996-2010 - архим. Геннадий (Гоголев)). 27 марта 1995 г. к лику святых был причислен сщмч. Никодим (Кротков), ставший первым Костромским святым в XX в. (в 2000 Архиерейским юбилейным Собором включен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской). 27 марта 2000 г. состоялось прославление Солигаличских новомучеников: прот. сщмч. Иосифа Смирнова, иерея сщмч. Владимира Ильинского, диакона сщмч. Иоанна Касторского и мирянина мч. Иоанна Перебаскина. 28 мая 2000 г. был прославлен как священномученик иерей Василий Разумов, 25 дек. 2003 г.- прп. Тимон Надеевский. |
Собор 18-22 окт. 2005 г. совершил общецерковное прославление в лике преподобномучеников Аркадия и Константина, Шамарских чудотворцев († 1857), ранее канонизированных как местночтимые святые (окт. 1997). 25 июля 2007 г. на епархиальном съезде С.-Петербургской и Тверской епархии РПСЦ к лику местночтимых святых был причислен еп. Геронтий (Лакомкин) († 1951; свт.; был еп. Петроградским и Тверским, впосл. Костромским и Ярославским ). Собор 15-17 окт. 2008 г. канонизировал как святого Арсения (Швецова) († 1908), еп. Уральского, к общецерковному почитанию. Собор РПСЦ 20-22 окт. 2009 г. принял определение об общецерковном почитании иноков Павла (Великодворского) († 1854) и Алимпия (Зверева, Милорадова) Белокриницких (уже причисленных Собором 14-16 сент. 2006 г. к лику местночтимых святых), а также иноков-иконописцев Андрея Рублёва и Даниила Чёрного Радонежских и первопечатника диак. Ивана Фёдорова. Собор РПСЦ 8-20 окт. 2011 г. принял решение об общецерковном прославлении архим. Серапиона (Абачина, † 1898; прп.) Черемшанского. Чин К. святых в православной Церкви В письме от 24 марта 1931 г. патриарх К-польский Фотий II (1929-1935), отвечая на вопрос Румынского патриарха Мирона (Кристи) о том, каким образом К-польский Патриархат причисляет к лику святых умерших подвижников и каков чин этого причисления, изложил сложившуюся в К-поле практику причисления к лику святых. Проверка сведений, относящихся к святости подвижника, осуществляется Синодом, объединяющим всех митрополитов, архиепископов, епископов и клириков, а также высокопоставленных лиц Поместной Церкви. Эта проверка оказывается излишней, если речь идет о людях, которых общецерковное сознание пастырей и мирян признало святыми и к-рых поэтому оно в течение долгого времени удостаивало поклонения. Людей, к-рые до сих пор были почитаемы частным образом как святые и прославленные Богом, следует просто признать формально от лица Церкви на тех же условиях. Для такого провозглашения святым может быть использован церковный акт, подобный тому, к-рый, напр., был составлен по случаю признания святым Герасима Кефалинийского патриархом Кириллом I Лукарисом в нач. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АДРИАН МОНЗЕНСКИЙ (Амос; ок. сер. XVI в.–1619), прп. (пам. 5 мая, 23 янв. – в Соборе святых Костромской митрополии) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. † 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) |
Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. Доклад на Архиерейском Юбилейном Соборе 3–16 августа 2000 г./Канонизация святых в ХХ в. С. 285–300. Георгий (Тертышников), архим. Критерии канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви//Альфа и Омега. 1999. 3(21). Государственный архив новейшей истории Костромской области (ГАНИКО) Ф. 3656. Оп.2,, д.4412 Л. 47, 48. Кураев А., протод . Деканонизация: горькая правда http://diak-kuraev.livejournal.com/404290.html (дата обращения 28.12.2016 года). Цыпин В., прот. В канонах нет даже слова деканонизация обращения 28.10.2013 года). Дамаскин (Орловский), игумен . Сложности изучения судебно-следственных дел, имеющего целью — включение имени пострадавшего священнослужителя или мирянина в собор новомучеников и исповедников Российских (дата обращения 27.12.2016 года). Лученко К . Уже несвятые святые http://radonezh.ru/monitoring/17711.html (дата обращения 28.12.2016 года) Макарий (Маркиш), иером . Критический анализ статьи П.Г. Проценко «Посмертная судьба новых мучеников» (НГ-религии.16.04.2013//Церковь, государство и общество в истории России 20 века. Материалы 4 международной научной конференции. Иваново, 2004. С.102. 9 октября 1989 г., в день преставления апостола Иоанна Богослова, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви произошло прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. И хотя при его прославлении из-за существующих тогда внешних политических обстоятельств не было сказано о подвиге исповедничества этого святого, вся полнота Церкви восприняла это деяние Собора как начало прославления новомучеников. 25 марта 1991 г. Священный Синод РПЦ принял Определение «О возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором 5/18 апреля 1918 г.». Через год, в 1992 г., Архиерейский Собор прославил еще несколько новых мучеников и исповедников ХХ в. и определил совершать празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января/7 февраля, если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 7 февраля. На последующих Архиерейских Соборах канонизация новомучеников была продолжена. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. были прославлены все, как известные, так и неизвестные нам мученики и исповедники веры минувшего ХХ столетия и поименно включены в этот сонм святых 1097 человек. В настоящее время поименное включение в Собор новомучеников и исповедников Российских совершается решениями Священного Синода нашей Церкви. Сегодня Собор новомучеников и исповедников Российских включает более 1700 святых. |
Успенский собор в Астане. 2006–2010 гг. Успенский собор в Астане. 2006–2010 гг. В 2004 г. по представлению митр. Мефодия Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил установить празднование Собора новомучеников и исповедников, в земле Казахстанской просиявших, в 1-е воскресенье после 16 сент. В честь Собора новомучеников и исповедников Казахстанских в 2006 г. был освящен нижний храм Успенского собора Астаны. В янв. 2010 г. Астану и Алматы посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 5 марта 2010 г. решением Синода митр. Мефодий был переведен в Пермскую епархию, управление К. м. о. было поручено архиеп. Александру (Могилёву), к-рого Синод освободил от управления Костромской и Галичской епархией. 26 июля 2010 г. Синод утвердил офиц. название К. м. о.: «Митрополичий округ РПЦ в Республике Казахстан», были одобрены «Внутреннее положение о Митрополичьем округе РПЦ в Республике Казахстан» и Устав К. м. о., принят новый титул главы округа - «митрополит Астанайский и Казахстанский». Органом управления округа является Синод К. м. о., возглавляемый митрополитом Астанайским и Казахстанским и состоящий из епархиальных и викарных архиереев епархий округа. В сент. 2010 г. начала работу Алматинская ДС, учрежденная на базе основанного в 1991 г. Алматинского ДУ. Собор во имя равноапостольных Константина и Елены в Астане. 1900–1902, 2005–2007 гг. Собор во имя равноапостольных Константина и Елены в Астане. 1900–1902, 2005–2007 гг. На первом заседании Синода К. м. о., состоявшемся в Астане 18 дек. 2010 г. под председательством митр. Астанайского и Казахстанского Александра, принято решение о создании первых синодальных учреждений: богословской комиссии и комиссии по канонизации святых. В янв. 2011 г. образован отдел внешних связей К. м. о., впосл. созданы др. отделы: информационно-издательский, паломнический, по вопросам культуры, по делам молодежи, по вопросам социального служения, по церковному строительству и правовым вопросам. Управляющим делами К. м. о. был избран еп. Каскеленский, вик. Астанайской епархии, Геннадий (Гоголев). |
При могиле этого архипастыря нельзя не вспомнить, что в его управление ярославской епархией, 1823 г., Ярославль был обрадован чудесными знамениями благодати небесной от образа Божией Матери Печерской в церкви Креста Господня 42 , что под колокольней архиерейского дома. К иконе этой и доселе с благоговением притекают не только ярославцы, но и окрестные жители. Храм, сохранив эту святыню, обновлен и благолепно украшен. 3) Архиепископ Леонид (Краснопевков), скончавшийся 15-го декабря 1876 года в Николо-Бабаевском монастыре, костромской епархии, стоящем на границе ярославской. Тело его погребено 21-го числа на южной стороне Собора, вблизи гробницы святых благоверных князей Василия и Константина Всеволодовичей 43 . Над местом его покоища возвышается превосходной работы памятник. Он устроен, по ходатайству московского генерал-губернатора князя Владимира Андреевича Долгорукова, с Высочайшего разрешения Государя Императора, из мрамора, лабрадора и порфира, оставшихся от построенного в Москве храма Христа Спасителя. Памятник этот представляет гробницу, стоящую на двухступенчатом возвышении. На ней, с лицевой стороны, изображены принадлежности, относящиеся к архиерейскому сану, именно: митра, жезл, трикирий, дикирий, рипиды и омофор, на котором славянскими буквами начертаны слова: «Упокой, Господи, душу усопшаго раба твоего». На гробнице крест белого мрамора, а над ней поставлена икона св. мученика Леонида, которого имя носил почивший святитель, увенчанная крестом. На гробиице надпись: «Леонид архиепискои ярославский и ростовский скончался 15-го декабря 1876 г. 60-ти лет от роду» 44 . Посреди Успенского Собора, между четырьмя столпами, поддерживающими своды храма, находится архиерейское облачительное место, обитое красным сукном. Теплый собор во имя свв. благоверных князей Василия и Константина ярославских чудотворцев Успенский Собор до 1674 г. не имел теплого храма, а с 1674 года имел только теплый придел св. равноапостольного великого князя Владимира, устроенный в алтарной части холодного храма (диаконнике). Но как этот придел был весьма тесен для отправления в нем богослужения, особенно в праздники, то давно чувствовалась потребность в другом теплом храме. И эта потребность сделалась еще ощутимее после перенесения архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль. Для удовлетворения ее еще архиепископ Антоний (Знаменский) имел намерение построить теплый Собор отдельно от холодного 45 , но привести в исполнение это намерение не успел. Устройство же настоящего теплого храма предпринято и совершено в течение 1832 и 1833 годов попечениями преосвященнейшего Авраама, архиепископа ярославского, при церковном старосте, почетном гражданине Федоре Назаровиче Балове. |
Помимо престольных праздников в соборе отмечались и другие почитаемые местными жителями события. В день святых Апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля) из храма по приходу шел крестный ход в память об избавлении горожан от холеры в 1848 г., в десятое воскресенье после Пасхи - крестный ход к Литовскому рынку, а в первый Спас - крестный ход на Крюков канал для водосвятия. 23 января, в день преподобного Геннадия Костромского, в храме на молебен собирались жившие в Петербурге костромичи. С 1870 г. при соборе действовало благотворительное общество со школой, больницей, приютом для девочек-сирот и женской богадельней, в 1904 г. для него было построено каменное двухэтажное здание вблизи восточных ворот. Первым настоятелем собора в 1760-1770 гг. служил протопресвитер Иоанн Иоаннович Панфилов, духовник Екатерины II, член Российской Академии Наук, игравший важную роль в церковной политике. В 1860-1873 гг. настоятелем был протоиерей Сила Стефанович Тапильский, историк собора и Петербурга, в 1888-1900 гг. — известный церковный историк протоиерей Сергий Александрович Соллертинский. При нем в 1900 г. собор перешел в ведение протопресвитера военного и морского духовенства. Глава 2. Николо-Богоявленский собор в годы гонений на Церковь Октябрьская революция и первые декреты советской власти самым непосредственным образом сказались на положении собора. Уже через несколько месяцев изменился его статус. Первоначально приказом Народного комиссара по морским делам П. Е. Дыбенко была подтверждена принадлежность храма бывшему Гвардейскому экипажу. Но затем — 6 апреля 1918 г. Комитет экипажа с разрешения Верховной Морской Коллегии передал Николо-Богоявленский собор со всем имуществом и капиталами в распоряжение прихода. В сдаточной ведомости бывшего Гвардейского экипажа 574 указывалось, что участок земли, занятый храмом, прилежащими к нему зданиями, " дверными и садовыми местами " , равен 6390 кв. сажен. Среди церковного имущества перечислялись: 23 Евангелия (в т.ч. 10 в серебряных позолоченных окладах, древнейшее из них было 1716 г.), 57 облачений для священников и 69 для диаконов и псаломщиков, 88 серебряных позолоченных церковных сосудов, 208 книг в церковной библиотеке, 22 медных колокола (из них 9 для боя часов) весом 1319, 5 пудов (самый большой колокол весил 541 пуд). Общая вместимость верхнего и нижнего храмов собора согласно ведомости составляла 5024 человека. Кроме того, в документе говорилось о двух часовнях — отдельно стоящей каменной, построенной в 1867 г. с северной стороны ограды, и второй, в нижнем этаже церковного дома на углу Никольской площади и набережной Екатерининского канала |
| |