Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (до 2013 г. Собор новомучеников и исповедников Российских; воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) АЛЕКСАНДР Степанович Миропольский (1847 – 1918), прот., сщмч. (пам. 23 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Фёдорович Виноградов (1883 – 1938), свящ., сщмч. (пам. 25 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Фёдорович Гневушев (1889 – 1930), свящ., сщмч. (пам. 15 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Симбирских святых) АЛЕКСАНДР Яковлевич Вислянский (1870 – 1930), сщмч., сщмч. (пам. 21 февр., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Ивановна Дьячкова (1893 – 1938), прмц. (пам. 1 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), послушница АЛЕКСАНДРА Иоакимовна Булгакова (1886 - 1938), мц. (пам. 2 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДРА (Самойлова Анна (?) Никитична; 1882 – 1938), прмц. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСАНДРА (Червякова Мария Афанасьевна; 1873 – 1938), прмц. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), схим. АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСИЙ Иванович Аманов (1870 – 1937), сщмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Рязанских святых), свящ.

http://pravenc.ru/rubrics/128875_3.html

ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГРИГОРИЙ († 1416), свт. (пам. 3 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский и Ярославский ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИМИТРИЙ (XVII в.?), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕВФИМИЙ († после 1492? или ок. 1527?), прп., Корельский (пам. 18 апр.- вместе с праведными Антонием и Феликсом Корельскими, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 15 дек.- в Соборе Кольских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/144729.html

Усердием настоятеля храма о. Александра Захарова, иерея Кирилла Копейкина, причта и мирян налаживается и приходская жизнь. Предстоит возобновить традицию ежегодного празднования события, в память которого сооружен храм: 29 апреля (12 мая н. ст.) в нем проводилась торжественная служба и совершался крестный ход по Гутуевскому острову. первоначальная роспись и обновившаяся роспись “Радуйся, православных царей державо!” Иконы-покровительницы Дома Романовых в Царском Селе Феодоровская икона Пресвятой Владычицы нашей Богородицы прославилась чудотворениями еще в XII веке. Именно ею в 1613 года в Ипатьевском Костромском монастыре был благословлен на царство первый из Государей династии Романовых — Михаил Феодорович, и с той поры она считалась фамильной святыней Дома Романовых. Незадолго перед арестом и злодейским убийством последнего Государя и Его Августейшей Семьи древняя чудотворная Феодоровская икона, находившаяся в Костроме, внезапно почернела… В доме Ипатьева в Екатеринбурге была найдена копия Феодоровского образа. Она принадлежала Царице-Мученице Александре Феодоровне и была при Ней неотлучно . Государев собор Таинственная связь Царственных Мучеников с Их Небесной Покровительницей проявилась в 1990е годы несколькими дивными знамениями от списков Феодоровской иконы в Царском Селе. Сохранившееся мозаичное изображение Феодоровской Божией Матери В 1991 году Церкви был возвращен Феодоровский Государев собор — духовная и историческая святыня России. Несмотря на долгие десятилетия поругания, над парадным (западным) входом чудом уцелело дивное мозаичное изображение Феодоровской Божией Матери, которой предстоят Небесные силы бесплотные и сонм русских святых — заступников и молитвенников земли Российской. От обращенной к предстоящим длани Богородицы подается милость и благословение… Первая Литургия в Нижнем Пещерном храме во имя преподобного Серафима Саровского была отслужена 1 марта 1992 года, в Неделю о Страшном Суде. Собор во имя Феодоровской иконы Божией Матери был воздвигнут по благоволению Государя Императора Николая Александровича на выбранном Им месте — поляне вблизи Александровского дворца, и освящен в августе 1912 года. Храм стал местом сугубой молитвы Государя об Отечестве. Поблизости возник уникальный по своей архитектуре комплекс строений — Феодоровский Городок, задуманный как музей древнерусского зодчества. Городок строился силами “Общества возрождения художественной Руси”, главной задачей которого было возвращение к основам древнерусской духовности. Именно здесь, рядом с домом Царя и домашней церковью Его Семьи, создавался образ строения Православной России и русской монархической государственности. Полному осуществлению замыслов Общества помешали, однако, начавшаяся война и революция. Феодоровский собор до реставрации

http://azbyka.ru/znamenija-bozhii-ot-svj...

В 1964-1988 гг. К. и Г. е. управлял архиеп. Кассиан (Ярославский). По его инициативе в 1981 г. учреждено празднование Собору Костромских святых. 1988-2015 гг. В 1988 г. в епархии праздновали 1000-летие Крещения Руси, в связи с чем в том же году епархии были возвращены 3 храма: Успенский собор в Кологриве, Воскресенская ц. в с. Воскресенском Островского р-на и Воскресенская ц. в с. Нежитине Макарьевского р-на. После ухода на покой архиеп. Кассиана (30 нояб. 1988) в сент. 1989 г. новым правящим архиереем стал еп. (с 1994 архиепископ) Александр (Могилёв). Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери 19 марта 1990 г. епархии был возвращен Богоявленско-Анастасиин собор в Костроме, в стенах к-рого в 1925-1982 гг. размещался областной архив. После пожара 1982 г. в здании вели реставрационные работы, по завершении предполагалось устроить зал органной музыки. 17 авг. 1991 г. состоялось освящение Богоявленско-Анастасиина собора, ставшего новым кафедральным собором епархии, 18 авг. в собор торжественно перенесли главную святыню - Феодоровскую икону Божией Матери. На рубеже 80-х и 90-х гг. активно шел процесс открытия церквей: в 1989 г. были открыты 4 церкви, в 1990 г.- 30, в 1991 г.- 6, в 1992 г.- 13 церквей. Если на 1 янв. 1988 г. в епархии было 64 действующие церкви, то на 1 янв. 1990 г.- 71, на 1 янв. 1993 г.- 122 церкви. Весной 1990 г. еп. Александру удалось добиться возвращения Церкви мощей прп. Макария Унженского и Желтоводского, находившихся в запасниках музея в Юрьевце. 14 мая 1990 г. в музее мощи передали еп. Александру. 1 окт. 1990 г. в Костроме открыли Костромское ДУ (ректор в 1990-1996 - прот. А. Андросов). В 1996 г. ДУ преобразовано в Костромскую ДС (ректор в 1996-2010 - архим. Геннадий (Гоголев)). 27 марта 1995 г. к лику святых был причислен сщмч. Никодим (Кротков), ставший первым Костромским святым в XX в. (в 2000 Архиерейским юбилейным Собором включен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской). 27 марта 2000 г. состоялось прославление Солигаличских новомучеников: прот. сщмч. Иосифа Смирнова, иерея сщмч. Владимира Ильинского, диакона сщмч. Иоанна Касторского и мирянина мч. Иоанна Перебаскина. 28 мая 2000 г. был прославлен как священномученик иерей Василий Разумов, 25 дек. 2003 г.- прп. Тимон Надеевский.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Собор 18-22 окт. 2005 г. совершил общецерковное прославление в лике преподобномучеников Аркадия и Константина, Шамарских чудотворцев († 1857), ранее канонизированных как местночтимые святые (окт. 1997). 25 июля 2007 г. на епархиальном съезде С.-Петербургской и Тверской епархии РПСЦ к лику местночтимых святых был причислен еп. Геронтий (Лакомкин) († 1951; свт.; был еп. Петроградским и Тверским, впосл. Костромским и Ярославским ). Собор 15-17 окт. 2008 г. канонизировал как святого Арсения (Швецова) († 1908), еп. Уральского, к общецерковному почитанию. Собор РПСЦ 20-22 окт. 2009 г. принял определение об общецерковном почитании иноков Павла (Великодворского) († 1854) и Алимпия (Зверева, Милорадова) Белокриницких (уже причисленных Собором 14-16 сент. 2006 г. к лику местночтимых святых), а также иноков-иконописцев Андрея Рублёва и Даниила Чёрного Радонежских и первопечатника диак. Ивана Фёдорова. Собор РПСЦ 8-20 окт. 2011 г. принял решение об общецерковном прославлении архим. Серапиона (Абачина, † 1898; прп.) Черемшанского. Чин К. святых в православной Церкви В письме от 24 марта 1931 г. патриарх К-польский Фотий II (1929-1935), отвечая на вопрос Румынского патриарха Мирона (Кристи) о том, каким образом К-польский Патриархат причисляет к лику святых умерших подвижников и каков чин этого причисления, изложил сложившуюся в К-поле практику причисления к лику святых. Проверка сведений, относящихся к святости подвижника, осуществляется Синодом, объединяющим всех митрополитов, архиепископов, епископов и клириков, а также высокопоставленных лиц Поместной Церкви. Эта проверка оказывается излишней, если речь идет о людях, которых общецерковное сознание пастырей и мирян признало святыми и к-рых поэтому оно в течение долгого времени удостаивало поклонения. Людей, к-рые до сих пор были почитаемы частным образом как святые и прославленные Богом, следует просто признать формально от лица Церкви на тех же условиях. Для такого провозглашения святым может быть использован церковный акт, подобный тому, к-рый, напр., был составлен по случаю признания святым Герасима Кефалинийского патриархом Кириллом I Лукарисом в нач.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АДРИАН МОНЗЕНСКИЙ (Амос; ок. сер. XVI в.–1619), прп. (пам. 5 мая, 23 янв. – в Соборе святых Костромской митрополии) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. † 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святыхСобор преподобных, на Афоне просиявших) АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_2.html

Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. Доклад на Архиерейском Юбилейном Соборе  3–16 августа 2000 г./Канонизация святых в ХХ в. С. 285–300. Георгий (Тертышников), архим. Критерии канонизации местночтимых святых в Русской  Православной Церкви//Альфа и Омега. 1999. 3(21). Государственный архив новейшей истории Костромской области (ГАНИКО) Ф. 3656. Оп.2,, д.4412 Л. 47, 48. Кураев А., протод . Деканонизация: горькая правда http://diak-kuraev.livejournal.com/404290.html (дата обращения 28.12.2016 года). Цыпин В., прот. В канонах нет даже слова деканонизация обращения 28.10.2013 года). Дамаскин (Орловский), игумен . Сложности изучения судебно-следственных дел, имеющего целью — включение имени пострадавшего священнослужителя или мирянина в собор новомучеников и исповедников Российских (дата обращения 27.12.2016 года). Лученко К . Уже несвятые святые http://radonezh.ru/monitoring/17711.html (дата обращения 28.12.2016 года) Макарий (Маркиш), иером . Критический анализ статьи П.Г. Проценко «Посмертная судьба новых мучеников» (НГ-религии.16.04.2013//Церковь, государство и общество в истории России 20 века. Материалы 4 международной научной конференции. Иваново, 2004. С.102. 9 октября 1989 г., в день преставления апостола Иоанна Богослова, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви произошло прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. И хотя при его прославлении из-за существующих тогда внешних политических обстоятельств не было сказано о подвиге исповедничества этого святого, вся полнота Церкви восприняла это деяние Собора как начало прославления новомучеников. 25 марта 1991 г. Священный Синод РПЦ принял Определение «О возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором 5/18 апреля 1918 г.». Через год, в 1992 г., Архиерейский Собор прославил еще несколько новых мучеников и исповедников ХХ в. и определил совершать празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января/7 февраля, если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 7 февраля. На последующих Архиерейских Соборах канонизация новомучеников была продолжена. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. были прославлены все, как известные, так и неизвестные нам мученики и исповедники веры минувшего ХХ столетия и поименно включены в этот сонм святых 1097 человек. В настоящее время поименное включение в Собор новомучеников и исповедников Российских совершается решениями Священного Синода нашей Церкви. Сегодня Собор новомучеников и исповедников Российских включает более 1700 святых.

http://bogoslov.ru/article/5297810

Успенский собор в Астане. 2006–2010 гг. Успенский собор в Астане. 2006–2010 гг. В 2004 г. по представлению митр. Мефодия Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил установить празднование Собора новомучеников и исповедников, в земле Казахстанской просиявших, в 1-е воскресенье после 16 сент. В честь Собора новомучеников и исповедников Казахстанских в 2006 г. был освящен нижний храм Успенского собора Астаны. В янв. 2010 г. Астану и Алматы посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 5 марта 2010 г. решением Синода митр. Мефодий был переведен в Пермскую епархию, управление К. м. о. было поручено архиеп. Александру (Могилёву), к-рого Синод освободил от управления Костромской и Галичской епархией. 26 июля 2010 г. Синод утвердил офиц. название К. м. о.: «Митрополичий округ РПЦ в Республике Казахстан», были одобрены «Внутреннее положение о Митрополичьем округе РПЦ в Республике Казахстан» и Устав К. м. о., принят новый титул главы округа - «митрополит Астанайский и Казахстанский». Органом управления округа является Синод К. м. о., возглавляемый митрополитом Астанайским и Казахстанским и состоящий из епархиальных и викарных архиереев епархий округа. В сент. 2010 г. начала работу Алматинская ДС, учрежденная на базе основанного в 1991 г. Алматинского ДУ. Собор во имя равноапостольных Константина и Елены в Астане. 1900–1902, 2005–2007 гг. Собор во имя равноапостольных Константина и Елены в Астане. 1900–1902, 2005–2007 гг. На первом заседании Синода К. м. о., состоявшемся в Астане 18 дек. 2010 г. под председательством митр. Астанайского и Казахстанского Александра, принято решение о создании первых синодальных учреждений: богословской комиссии и комиссии по канонизации святых. В янв. 2011 г. образован отдел внешних связей К. м. о., впосл. созданы др. отделы: информационно-издательский, паломнический, по вопросам культуры, по делам молодежи, по вопросам социального служения, по церковному строительству и правовым вопросам. Управляющим делами К. м. о. был избран еп. Каскеленский, вик. Астанайской епархии, Геннадий (Гоголев).

http://pravenc.ru/text/1319866.html

При могиле этого архипастыря нельзя не вспомнить, что в его управление ярославской епархией, 1823 г., Ярославль был обрадован чудесными знамениями благодати небесной от образа Божией Матери Печерской в церкви Креста Господня 42 , что под колокольней архиерейского дома. К иконе этой и доселе с благоговением притекают не только ярославцы, но и окрестные жители. Храм, сохранив эту святыню, обновлен и благолепно украшен. 3) Архиепископ Леонид (Краснопевков), скончавшийся 15-го декабря 1876 года в Николо-Бабаевском монастыре, костромской епархии, стоящем на границе ярославской. Тело его погребено 21-го числа на южной стороне Собора, вблизи гробницы святых благоверных князей Василия и Константина Всеволодовичей 43 . Над местом его покоища возвышается превосходной работы памятник. Он устроен, по ходатайству московского генерал-губернатора князя Владимира Андреевича Долгорукова, с Высочайшего разрешения Государя Императора, из мрамора, лабрадора и порфира, оставшихся от построенного в Москве храма Христа Спасителя. Памятник этот представляет гробницу, стоящую на двухступенчатом возвышении. На ней, с лицевой стороны, изображены принадлежности, относящиеся к архиерейскому сану, именно: митра, жезл, трикирий, дикирий, рипиды и омофор, на котором славянскими буквами начертаны слова: «Упокой, Господи, душу усопшаго раба твоего». На гробнице крест белого мрамора, а над ней поставлена икона св. мученика Леонида, которого имя носил почивший святитель, увенчанная крестом. На гробиице надпись: «Леонид архиепискои ярославский и ростовский скончался 15-го декабря 1876 г. 60-ти лет от роду» 44 . Посреди Успенского Собора, между четырьмя столпами, поддерживающими своды храма, находится архиерейское облачительное место, обитое красным сукном. Теплый собор во имя свв. благоверных князей Василия и Константина ярославских чудотворцев Успенский Собор до 1674 г. не имел теплого храма, а с 1674 года имел только теплый придел св. равноапостольного великого князя Владимира, устроенный в алтарной части холодного храма (диаконнике). Но как этот придел был весьма тесен для отправления в нем богослужения, особенно в праздники, то давно чувствовалась потребность в другом теплом храме. И эта потребность сделалась еще ощутимее после перенесения архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль. Для удовлетворения ее еще архиепископ Антоний (Знаменский) имел намерение построить теплый Собор отдельно от холодного 45 , но привести в исполнение это намерение не успел. Устройство же настоящего теплого храма предпринято и совершено в течение 1832 и 1833 годов попечениями преосвященнейшего Авраама, архиепископа ярославского, при церковном старосте, почетном гражданине Федоре Назаровиче Балове.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Помимо престольных праздников в соборе отмечались и другие почитаемые местными жителями события. В день святых Апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля) из храма по приходу шел крестный ход в память об избавлении горожан от холеры в 1848 г., в десятое воскресенье после Пасхи - крестный ход к Литовскому рынку, а в первый Спас - крестный ход на Крюков канал для водосвятия. 23 января, в день преподобного Геннадия Костромского, в храме на молебен собирались жившие в Петербурге костромичи. С 1870 г. при соборе действовало благотворительное общество со школой, больницей, приютом для девочек-сирот и женской богадельней, в 1904 г. для него было построено каменное двухэтажное здание вблизи восточных ворот. Первым настоятелем собора в 1760-1770 гг. служил протопресвитер Иоанн Иоаннович Панфилов, духовник Екатерины II, член Рос­сийской Академии Наук, игравший важную роль в церковной по­литике. В 1860-1873 гг. настоятелем был протоиерей Сила Стефанович Тапильский, историк собора и Петербурга, в 1888-1900 гг. — известный церковный историк протоиерей Сергий Александрович Соллертинский. При нем в 1900 г. собор перешел в ведение прото­пресвитера военного и морского духовенства.   Глава 2. Николо-Богоявленский собор в годы гонений на Церковь Октябрьская революция и первые декреты совет­ской власти самым непосредственным образом сказались на положении собора. Уже через нес­колько месяцев изменился его статус. Первона­чально приказом Народного комиссара по морским делам П. Е. Дыбенко была подтверждена принад­лежность храма бывшему Гвардейскому экипажу. Но затем — 6 апреля 1918 г. Комитет экипажа с разрешения Верховной Морской Коллегии передал Николо-Богоявленский собор со всем имуществом и капиталами в распоряжение прихода. В сдаточ­ной ведомости бывшего Гвардейского экипажа 574 указывалось, что участок земли, занятый храмом, прилежащими к нему зданиями, " дверными и садо­выми местами " , равен 6390 кв. сажен. Среди церков­ного имущества перечислялись: 23 Евангелия (в т.ч. 10 в серебряных позолоченных окладах, древней­шее из них было 1716 г.), 57 облачений для священ­ников и 69 для диаконов и псаломщиков, 88 сереб­ряных позолоченных церковных сосудов, 208 книг в церковной библиотеке, 22 медных колокола (из них 9 для боя часов) весом 1319, 5 пудов (самый большой колокол весил 541 пуд). Общая вмести­мость верхнего и нижнего храмов собора согласно ведомости составляла 5024 человека. Кроме того, в документе говорилось о двух часовнях — отдельно стоящей каменной, построенной в 1867 г. с север­ной стороны ограды, и второй, в нижнем этаже цер­ковного дома на углу Никольской площади и набе­режной Екатерининского канала

http://bogoslov.ru/article/2518081

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010