Н. А. Зонтиков Иконография Преподобные Иаков Галичский и Аркадий Новоторжский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». 1-я пол. XIX в. (ГМИР) Преподобные Иаков Галичский и Аркадий Новоторжский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». 1-я пол. XIX в. (ГМИР) В иконописных подлинниках под 4 апр. внешность И. уподобляется облику прп. Зосимы Соловецкого: «...надсед, брада Зосимы Соловецкого, схима на плечах» (кон. XVIII в.- БАН. Строг. 66. Л. 94 об.); «аки Зосима, схима, ризы преподобническия» (30-е гг. XIX в.- ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 143 об.). В подлиннике XVIII в. представлено описание И., «иже на посаде на Сторожье, Галическаго новаго чудотворца; положен у церкви Бориса и Глеба под алтарем на правой стране; образом и подобием по всему аки Зосима Соловецкий, и ризами; схима на плечах» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 50). Подобное описание И. с добавлением: «...на гробе его образ, а в церкви другий» - приводится в «Описи предметов старины Галичскаго Николаевскаго Староторжскаго женскаго монастыря» (ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 4. Д. 2486. Л. 80 об.- 81), составленной в 1904 г. настоятельницей мон-ря игум. Ангелиной, к-рая указала, что при создании описи использовалась рукопись XVII в., принадлежащая ОИДР. В описи сообщается, что в 1770 г. деревянный храм во имя блгв. князей Бориса и Глеба и деревянная гробница И. были разобраны по указу Костромской духовной консистории, а образ с гробницы отправлен на хранение в архиерейскую ризницу. Среди монастырских икон игумения особенно выделяет икону И. «древняго письма, выш. в один аршин и пять вершков, шир. в 15 вершков. Риза на иконе из медной фольги. Венец серебряный 84-й пробы, весом в 52 золотника. Икона находится в притворе соборного храма, записана в главной описи под 185-5» (Там же. Л. 82, 102 об., указанные иконы не сохр.). В уникальном рукописном сб. «О живописцах и о честных иконах» 1-й пол. XIX в. дважды представлено миниатюрное изображение И. (Там же. Ф. 558. Оп. 2. Д. 538. Л. 9, 23). Наиболее ранние сохранившиеся изображения И.

http://pravenc.ru/text/200167.html

(упом. в 1661-1697) был кормовым иконописцем 3-й статьи (в 1661), приглашался на работу «в набережном терему, у государевых знамен и в золотой палате» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 6. 7588). В смете Костромы за 1670 г. отмечено, что в 1664 г. он проживал с отцом в этом городе, в доме в Ускове пер. В 1665 г. вместе с костромичами Сергеем Васильевым Рожковым , Дмитрием Емельяновым Пушкарёвым и Флором Леонтьевым за 12 дней написал 4 иконы: Спасителя с предстоящими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским, Богородицы с ап. Петром и арх. Михаилом, св. Иоанна Предтечи с ап. Павлом и арх. Гавриилом, а также икону ангела-хранителя (Там же. Ч. 33. 51329). В том же году в составе этой группы костромских иконописцев П. писал иконы «Рождество Богородицы» и «Мч. Никита» для собора Покрова Пресв. Богородицы в Измайлове в Москве. В 1666 г. расписывал Архангельский собор - согласно поручной записи (Там же. Ч. 8. 10258), отнесен к средней статье. Послан «от стенного письма» в Оружейную палату (21 июля 1666). В янв. следующего года привлечен к написанию икон Спасителя со сценами праздников и страстей и Одигитрии с акафистом для Антиохийского патриарха Макария. 11 мая 1668 г. по поручению царя был послан расписывать в составе артели Гурия Никитина Троицкий собор Данилова мон-ря в Переславле-Залесском. Однако уже 20 июня иконописцы были отозваны царским указом для выполнения живописных работ в ц. свт. Григория Неокесарийского в Москве (Там же. Ч. 9. 11829). В 1671 г. расписывал Успенский собор в Ростове и выполнил для него неск. икон (Там же. Ч. 10. 13556). В том же году с др. костромскими изографами как иконописец 2-й статьи участвовал в написании икон по царскому заказу «Неделя всех святых, Похвала Богородицы, Собор Божией Матери» (Там же. Ч. 11а. Т. 2. 15477). Указом царя от 1671 г. вместе с др. иконописцами костромской артели был освобожден от тягла «для почести воображения святых икон и для их многие работы и московские волокиты» (ГИМ. Забел. Ф. 444. Д. 248. Л. 311, 311 об.). В 1676 г. наряду с др. костромскими иконописцами выполнял стенописные работы в дворцовой ц. Нерукотворного образа Спасителя и участвовал в написании праздничных и деисусных икон для нее. В 1678 г. писал иконы праздничного и деисусного рядов для ц. прмц. Евдокии. В 1680 г. выполнил наружную роспись Успенского собора Московского Кремля - «над алтарями» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 12. Т. 2. 18977). В том же году работал над живописным убранством ц. прор. Илии в Ярославле. В 1684 г. расписывал Троицкий собор Ипатиевского мон-ря. В составе артели Дмитрия Семёнова Сибиряка в 1690-1691 гг. работал во Введенском соборе Толгского мон-ря; имя П. упоминается в летописях на стенах этих храмов ( Успенский. Т. 4. С. 71-72).

http://pravenc.ru/text/180579.html

длины), а в 1884 г. с двух сторон железные решетчатые ворота с тремя деревянными двойными дверями. В 1880 г. внутренние стены соборного храма расписаны священными изображениями: промежутки между окнами в количестве шести – по три с каждой стороны собора – южной и северной пополнены изображениями прославившихся различными подвигами св. жен в следующем порядке: в двух первых параллельных и ближайших к алтарю простенках написан лик св. жен – мучениц и равноапостольных; в следующих двух параллельных – лик великомучениц и преподобномучениц; в последних же двух простенках написан лик мучениц и преподобных матерей, подвизавшихся в иночестве в пустынях. В 1880–81 гг. позолочены и расписаны главы на Богоявленском соборе; в 1883 г. произведена окраска и чистка стен с позолотой; устроена вместо завес деревянная, расписанная красками, перегородка, отделяющая алтарь от жертвенника и диаконика. В 1882 г поставлены и позолочены правый и левый клиросы. В 1886 г. при входе в собор устроена осмигранная стекольчатая паперть. Тогда же на правой наружной стороне собора написаны изображения святых масляными красками; – так же расписана и наружная стена алтаря церкви при усыпальнице; позолочены 11 крестов на соборе. Так в течение многих лет постепенно обстраиваемый собор доведен был до наилучшего своего состояния снаружи и извнутри. В 1871 г. иг. Мариею открыто образцовое по благоустройству монастырское загородное кладбище при следующих обстоятельствах. В апреле этого года игумене с сестрами своей обители обратилась к архиеп. Платону с докладом следующего содержания. «Все монастыри в России имеют свои отдельные благоустроенные кладбища; но Богоявленский Костромской монастырь не имеет своего кладбища. Он занимает место в средине города; поэтому сестры обители не могут быть погребаемы в монастыре. Настоит надобность погребать их на городских кладбищах, но это оказывается неудобным во многих отношениях: 1) на общих городских кладбищах нет особого места для погребения монахинь; сестры обители погребаются там рядом с мирянами обоего пола и всякого возраста; 2) могилы монахинь находятся в разных местах, а потому затруднительно совершение панихид по умершим; 3) все более или менее удобные места на городских кладбищах уже заняты; поэтому крайне трудно отыскивать места для погребения там монахинь; 4) по недостатку мест могилы вырываются близко одна от другой и гробы ставятся не только рядом, но и один на другом; от этого некоторые могилы, где погребены тела монахинь, повреждены, а других нельзя даже и отыскать; 5) на общих кладбищах не возможно иметь могилы в должной опрятности и сохранять их от повреждения и 6) для монахинь весьма неудобно ходить на общие городские кладбища для поминовения умерших, когда стекается туда множество мирских людей обоего пола и всякого звания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГРИППИНА Ивановна Лесина (6.июля 1897, село Беляево Белёвского уезда Тульской губернии – 8 января 1938, Тульская область), мученица (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых), послушница. С 1913 г. (по другим данным с 1914) Августа Лесина была послушницей Крестовоздвиженского монастыря в городе Белёве; после закрытия обители работала швеёй в артели «Красный производственник». 17 декабря 1937 г. по групповому делу епископа Никиты (Прибыткова) был арестован преподобномучник архимандрит Исаакий (Бобраков) , а вместе с ним и Агриппина Ивановна. Она обвинялась в «контрреволюционной деятельности» и в том, что состояла в «подпольном монастыре». По приговору Особой тройки при УНКВД по Тульской области от 30 декабря 1937 г. послушница Агриппина была расстреляна. Похоронена в братской могиле на 162-м км Симферопольского шоссе. Имя мученицы Агриппины Лесиной включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 26 декабря 2001 г. Арх.: Архив УФСБ по Тульской обл. Д. 9953. Лит.: Житие сщмч. архим. Исаакия. Введенская Оптина Пустынь, 1996. С. 112. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСИЙ († 1918), мч. (29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСИЙ Николаевич (1904–1918), цесаревич и вел. кн., наследник престола Российской империи, мч. (пам. 4 июля, В соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе С.-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/text/374053.html

Ист.: Архимандрит Арефа: [Некролог]//Рус. паломник. 1903. 27. С. 462; [Баранов В. С. ] Архимандрит Арефа//Там же. 1903. 29. С. 511. Лит.: ЖПодв. Май. С. 94-95; Жития Сибирских святых: Сибирский патерик. Новосиб., 1999. С. 281-282; Собор Валаамских святых. СПб., 1999. С. 13-15. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВОНИФАТИЙ (Виноградский Дамиан Федорович, 1785 - 1871), игум., старец, прп. (пам. 27 дек., 7 фев. и в Соборе Киевских святых) ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594 - 1697), прп. (пам. 25 июня, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ИАКОВ Соловецкий, Костромской († после 1607), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИГНАТИЙ († ранее 1434), Киево-Печерский, архим., прп. (пам. 20 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов)

http://pravenc.ru/text/75912.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ († 1492 (?)), прп. (пам. 18 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), основатель Карихова мон-ря (в кон. XIX в. погост Карихов Новгородского у.). Святой упоминается в «Книге, глаголемой Описание о российских святых»: «Преподобный Леонтий началник Карихова монастыря преставися в лето 6000 память иуниа в 18 день» (РНБ. Собр. РАО. 31. Л. 24, XVIII в.- ЭК ИРЛИ. ПД). Похожие записи находятся в списках РНБ. Вяз. Q. 80. Л. 108, XVIII в.; РНБ. ОЛДП. Q. 862. Л. 106, XVIII в.- ЭК ИРЛИ. ПД и в «Перечне святых Новгорода» (РНБ. СПбДА. А II/63, XIX в.- ЭК ИРЛИ. ПД). В некоторых списках память святого указана под 18 июля (РНБ. Q. I. 603. Л. 22 об., XVIII в.; РНБ. Тит. 2727. Л. 41 об., XIX в.- ЭК ИРЛИ. ПД). Редкие списки «Книги глаголемой...» и «Перечня святых Новгорода» сообщают, что святой был основателем новгородского Кириллова мон-ря: «Преподобный отец Леонтий началник Кирилова монастыря...»: (РНБ. Мих. Q. 532. Л. 191, XVIII в.; РНБ. ОЛДП. Q. 862. Л. 106, XVIII в.- ЭК ИРЛИ. ПД). Карихов мон-рь упразднили до реформы о штатах, храм был обращен в приходскую церковь, в к-рой мощи святого почивали под спудом. В Четьих-Минеях еп. Ермогена (Добронравина) под 18 июля содержится запись: «Преподобный Леонтий основал в Новгородском уезде Карихов ныне упраздненный монастырь...» (РНБ. СПбДС. Ед. 25/7. Л. 139-139 об., XIX в.- ЭК ИРЛИ. ПД). Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, установленный ок. 1831 г. (возобновлен в 1981). Ист.: Описание о российских святых. С. 44. Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 355; Ратшин. Монастыри. С. 400; СИСПРЦ. С. 168; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 50-51; Голубинский. Канонизация святых. С. 333; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 185, 217; Зверинский. Т. 3. 1665. С. 77. Е. В. Романенко Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2463463.html

Второе возрождение мон-ря началось в кон. 1989 г., когда еп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв) , предполагая устроить в Богоявленско-Анастасиином храме кафедральный собор, обратился к властям с просьбой о возвращении его РПЦ. 19 марта 1990 г. собор был возвращен Костромской епархии. Одновременно началось возрождение жен. мон-ря. 26 марта 1991 г. в Кострому из Пюхтицкого в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря прибыла группа инокинь во главе со старшей мон. Иннокентией (Травиной), 29 авг. 1991 г. возведенной в сан игумении возрождавшегося мон-ря. 17 июня 1991 г. еп. Александр совершил освящение Богоявленско-Анастасиина храма, ставшего и кафедральным собором, и главным храмом мон-ря. 18 авг. того же года крестным ходом в собор перенесли главную святыню Костромского края - Феодоровскую икону Божией Матери . В течение 90-х гг. XX в. Костромской епархии и К. м. был возвращен ряд бывш. зданий мон-ря. С 1991 г. в трапезном корпусе размещались Костромское ДУ (в 1996 преобразовано в Костромскую ДС) и Костромское епархиальное управление (с 2003 в помещении настоятельского корпуса). С 2003 г. в Богоявленско-Анастасиине соборе пребывают мощи прп. Тимона Надеевского, ученика прп. Серафима Саровского, возобновителя Николо-Надеевской пуст., находившейся в Макарьевском у. (совр. Антроповский р-н). К 2000 г. в К. м. проживали 100 чел., к 2010 г.- 49 насельниц, в т. ч. игумения, 19 монахинь и 29 послушниц. В 1991 г. при обители создана богадельня для престарелых равноап. Марии Магдалины, в 1993 г.- детский приют св. Иоанна Кронштадтского. С 1991 г. мон-рь имел подворье в с. Домнине Сусанинского р-на, в 2004 г. преобразованное в Домнинский во имя святых Царственных страстотерпцев женский монастырь . Сестры К. м. начинали возрождение Макариева Унженского, Пахомиева Нерехтского Сыпанова и Макариева Писемского мон-рей, стали первыми насельницами вновь созданных Тетеринской пуст. (Нерехтский р-н), костромского в честь иконы Божией Матери «Знамение» и Домнинского жен. мон-рей.

http://pravenc.ru/text/2458881.html

ИУЛИАНИЯ Иустиновна Осорьина (нач. 40-х гг. XVI в. - 1604), Лазаревская, Муромская, прав. (пам. 2 янв., 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) КИПРИАН Киприан († 1622), Христа ради юродивый, Суздальский, Увотский., блж. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 7 июня - в Соборе Ивановских святых) КИРИЛЛ II († 1262), еп. Ростовский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) КОНСТАНТИН, МИХАИЛ И ФЕОДОР († кон. XII в.?, Муром), блгв. князья Муромские (пам. 21 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) КОРНИЛИЙ (Косма; 1-я четв. XVII в. - 1681), прп., Александровский (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (после 1212 - 1238), мц. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кнг. Владимирская, дочь Киевского вел. кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича, жена св. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) МИТРОФАН († 7.02.1238), еп. Владимирский и Суздальский (1227-1238), сщмч. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых) МИХАИЛ († 1421/22 (?) или 2-я пол. XVI в.), прав., Вязниковский, Верижник (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176) МСТИСЛАВ ИЗЯСЛАВИЧ (между 1132 и 1135 - 1170), кн. Владимиро-Волынский (1156-1170), блгв. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128847.html

На иконе «Собор русских святых» нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) присутствует преподобный с именем Нектарий (без пояснения, какой именно из неск. святых). Существовали хромолитографии с изображением Н. и мч. Уара, к-рому был посвящен придел Введенской ц., на фоне мон-ря ( Мальковский, Штюрмер. 1915. С. 13. Рис. 3), а также святцы с фигурой Н. вместе с др. святыми, чья память празднуется 3 апр. Лит.: Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик: Краткие сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1908. С. 3-4, 6, 58-61; (То же, переизд.: Тверь, 1991р); Постников И., свящ. Прп. Нектарий Бежецкий. Тверь, 1910; [Мальковский В., Штюрмер С.]. Прп. Нектарий Бежецкий, основатель Введен. муж. мон-ря в г. Бежецке в XV в. Пг., 1915. Тверь, 2016р. С. 9-17. Рис. 1-9. Г. С. Гадалова Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2564860.html

4 октября – Собор Новгородских святителей (в день памяти святого благоверного князя Владимира Новгородского, †1052). Начало общей панихидной памяти было положено в 1439 году. Соборное празднование установилось в период 2-й пол. XVI – XVII вв. Список имён – Минея Октябрь. М., 1980. С. 835 (см. также 10 февраля). 4 октября – Собор Казанских святых (в день обретения мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского – 1595). Установлен в 1984 году по благословению Патриарха Пимена при епископе Казанском и Марийском Пантелеимоне. Список имён предполагается опубликовать в Минее дополнительной. 5 октября – Собор Московских святителей Петра (†1326), Алексия (†1378), Ионы (†1461), Филиппа (†1569) и Ермогена (†1612). Установлен Патриархом Иовом 5 октября 1596 года, впоследствии внесены имена святых Филиппа (1875) и Ермогена (1913 1 ; службу составил князь Симеон Шаховской, автор XVII века. 10 октября – Собор Волынских святых (в день святителя Амфилохия, епископа Владимира Волынского, †1122). Установлен в 1831 году. Тропари и кондаки написаны протоиереем А. Хойнацким . Список имён – Минея Октябрь. С. 259–261, 836. 23 января – Собор Костромских святых (в день памяти преподобного Геннадия Костромского, †1565). Установлен в 1981 г. по благословению Патриарха Пимена при архиепископе Костромском и Галичском КассианСм. ЖМП (Журнал Московской Патриархии). 1982. 10. С. 10–12.. Тропарь, кондак и величание составлены архиепископом Костромским и Галичским Кассианом. Список имён – Минея Январь. М., 1983. Ч. 2. С. 302–303. 29 января – Собор Великопермских святителей, Герасима († ок. 1441), Питирима (†1456) и Ионы (†1470). Установлен Патриархом Ермогеном около 1607 года. Служба составлена епископом Афанасием (Сахаровым) в день памяти святой благоверной княгини Анны Новгородской (†1056). Соборное празднование установилось в период 2-й пол. XVI–XVII вв. Список имён – Минея Февраль. С. 772 (см. также 4 октября). В неделю 2-ю Великого поста – Собор преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших. Установлен в кон. XVII – сер. XIX вв. Канон иеромонаха Мелетия Сирига (2-я пол. XVII в.). Список имён – Минея Февраль. С. 767–770. В связи с данным Собором необходимо обратить внимание на рукописный сборник, составленный в Киево-Печерской Успенской Лавре в 1953 году: «Дополни­тель­ная Печерская минея». Источники дополнительных текстов различны: Анфологион сер. XVIII в., вновь написанные тексты в Киево-Печерской Лавре в 20-е годы и в 40–50-е годы. Поскольку сборник сложился к 1953 году и отражает богослужебную практику Киевской Лавры последнего периода, мы рассматриваем его в данном разделе.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010