Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВОМОСКОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Троицкий собор в Новомосковске. 1778–1780 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Троицкий собор в Новомосковске. 1778–1780 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Днепропетровской епархии, существовало в период не позднее нояб. 1928 - нач. 1929 г., возобновлено в 2009 г. Близ Новоселицы (с 1794 Новомосковск, ныне Днепропетровской обл., Украина), на берегу р. Самара, в зданиях упраздненного Самарского Пустынного во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря (ныне монастырь возрожден) в 1791 г. был устроен загородный архиерейский дом Екатеринославских (Новороссийских и Днепровских в 1797-1803) епископов со скитом. В 1915-1917 гг. в праздник свт. Николая Чудотворца, 6 дек., проводился крестный ход из бывш. Самарского Николаевского мон-ря в Новомосковск и в Екатеринослав (в 1797-1802 Новороссийск, в 1926-2016 Днепропетровск, ныне Днепр, Украина) с главной святыней края - местночтимой Самарской чудотворной иконой Пресв. Богородицы (список с Ахтырской иконы Божией Матери ). Образ находился в Никольском храме Самарского загородного архиерейского дома до его упразднения в 1928 г. В докладе патриарху Московскому и всея России свт. Тихону (Беллавину) от управляющего Екатеринославской епархией Бахмутского еп. Иоанникия (Соколовского) от 24 июля 1923 г. сообщалось о том, что в Новомосковске остался верным канонической Церкви только бывш. настоятель храма Толгской иконы Божией Матери свящ. Петр (впосл. Новомосковский еп. Иоасаф (Попов)), лишенный властями прихода; настоятель Троицкого собора прот. Георгий Даценко перешел в обновленчество (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 201. Л. 2-7). Образование Н. в. не позднее нояб. 1928 г. было обусловлено нек-рым облегчением положения Церкви после издания «Декларации» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Временного Синода, когда власти разрешили регистрировать региональные органы церковного управления.

http://pravenc.ru/text/2577843.html

Колокольня Киевского во имя святых Флора и Лавра мон-ря. Фотография. 2013 г. Колокольня Киевского во имя святых Флора и Лавра мон-ря. Фотография. 2013 г. После объединения К. м. с богатым Вознесенским мон-рем началось строительство каменных зданий. Так, игум. Марией Магдалиной (Мокиевской) на месте сгоревшего в 1718 г. деревянного храма св. мучеников Флора и Лавра с боковыми приделами в честь Вознесения Господня и Успения св. Анны была построена каменная Вознесенская ц. (1722-1732). В 1740-1741 гг. игум. Анастасией (Перевисской), также постриженицей Печерского Вознесенского монастыря, возведена каменная колокольня. Упомянутые сооружения, расположенные по оси «запад-восток», в историческом центре архитектурного ансамбля К. м. заменили деревянные. Пережив неск. реконструкций, они и сегодня определяют архитектурный облик обители, а колокольня и Вознесенская ц. наряду с недавно восстановленным Казанским храмом являются вертикальными доминантами ансамбля. Интерьер церкви в честь Вознесения Господня. Фотография. 2013 г. Интерьер церкви в честь Вознесения Господня. Фотография. 2013 г. Вознесенская ц., в наст. время 2-престольная, в конструктивном отношении восходит к образцам деревянных крестообразных в плане церквей укр. барокко. Это 4-угольное в плане 3-нефное сооружение базиликального типа, немного вытянутое с запада на восток (35×28 м, высота ок. 35 м), завершено 3 апсидами с востока и 3 папертями с входными дверями - с запада, севера и юга. Неизвестный архитектор, очевидно, следовал вкусам игум. Марии Магдалины (Мокиевской), заказчицы постройки. Неслучайным представляется сходство композиционного решения храма с Феодосиевской ц. в Печерской крепости напротив лавры (каменная приходская церковь, построенная на пожертвования полковника К. М. Мокиевского в 1768-1769), напр. аналогичное расположение 3 куполов по оси «восток-запад» с более крупным средним куполом. За время существования храма купола грушеобразной формы, увенчанные крестами с сиянием, покрывались позолотой, перекрашивались в зеленый цвет, декорировались золочеными звездами. Внутри храм 6-столпный, 2-ярусный: верхний этаж с открытым над центральным нефом пространством имеет в зап. части хоры, а в северной и южной - приделы. Церковь оставалась однопрестольной до нач. 70-х гг. XVIII в., когда в ней появились боковые алтари Всех святых на хорах справа и Ахтырской иконы Божией Матери слева. В 1777 г. в вост. части юж. нефа был освящен престол Собора Пресв. Богородицы. Параллельно ему в сев. нефе устроили ризницу. С этого времени Вознесенский собор функционировал как 4-престольный (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 699. Д. 46. Л. 4). Барочная отделка храма после восстановления в 1817 г. не претерпела изменений.

http://pravenc.ru/text/1684559.html

Вскоре она уже не вмещала всех прихожан. В 1786 году храм расширили и устроили еще один придел в честь святого великомученика Никиты. Город к этому времени разросся, Ахтырская церковь с кладбищем при ней оказалась в черте города, кладбище было закрыто, а храм стал приходским. В 1803 году вновь были произведены строительные работы в храме, в результате которых подняли своды главного алтаря, а также устроили и освятили новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1823 году была построена высокая четырехярусная колокольня. Первоначально она стояла отдельно от храма, но в 1870 году по проекту архитектора И. П. Лутохина трапезную удлинили и соединили с колокольней. В таком виде храм предстает и ныне. В 1875 году вокруг церкви была поставлена ограда, уничтоженная перед Великой Отечественной войной. Причт храма состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. К приходу были приписаны 275 дворов, более1000 человек. При храме было 2 церковных дома - каменный и деревянный, а также свечная лавка на рынке.В октябре 1897 года стараниями церковного старосты М. М. Борзенкова при храме была открыта церковно-приходская школа, в которой обучались около сорока детей. Обучение было бесплатным. Первым заведующим школы и законоучителем стал священник Василий Леонов. После революции храм, его священнослужителей и прихожан постигли скорбные испытания, обрушившиеся на Русскую Православную Церковь. В период " изъятия ценностей " , наряду со многими иконами, был конфискован большой серебряный крест - древняя святыня храма, насчитывающая около 500 лет. По решениям Губисполкома в Орле с 1921 по 1923 годы были закрыты 2 монастыря и 17 церквей. Ахтырской церкви, можно сказать, " повезло " . Она была закрыта по решению ВЦИК Орловской области 3 февраля 1938 года. И использовалась не по назначению всего 4 года. В этот период она была превращена в зернохранилище.15 марта 1942 года, во время оккупации города Орла, храм был открыт и в дальнейшем уже не закрывался. При освобождении Орла в 1943 году на колокольне Ахтырской церкви ранним утром 5 августа был водружен один из первых красных флагов. (Е.Е. Щекотихин " Орловская битва " , книга 2. Орел: Александр Воробьёв, 2006. - с. 418-419)

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_А...

20 нояб. того же года в С.-Петербурге И. был избран почетным членом Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств. При И. по проекту архит. Ф. М. Шилина в архангельском во имя архангела Михаила монастыре над св. воротами была сооружена новая колокольня (1820), а в Архангельском тюремном замке освящена во имя арх. Михаила 1-я тюремная церковь (1821). В июле 1820 г. И. вместе с купцом А. Ф. Долгошеиным инициировал ремонт архангельского Успенского храма на Бору: старый иконостас заменили ампирным 4-ярусным, увенчанным 8-конечным крестом. Решением И. весной 1820 г. настоятелем Антониева Сийского во имя Святой Троицы монастыря был назначен архим. Вениамин (Смирнов) , впосл. ставший просветителем ненцев (самоедов). В обители проводились строительные работы: отремонтирован соборный храм, построена гостиница, поправлены каменные шатры на Благовещенской ц. и колокольне и др. 3 февр. 1821 г. И. возвел в сан игумена Игнатия (Семёнова) ; впосл. епископ Воронежский) и назначил его настоятелем Корельского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . 3 июля 1821 г. И. возглавил Смоленскую кафедру. Продолжал восстанавливать храмы и мон-ри, пострадавшие при нашествии франц. войск 1812 г. На пожертвования императора и горожан был произведен ремонт смоленских кафедрального Успенского собора (заменена крыша, обновлен иконостас, осуществлена настенная роспись), древней ц. во имя арх. Михаила (Свирской), церквей в честь Благовещения Пресв. Богородицы (заменена крыша, поставлены 3 печи, вызолочены крест и шатер) и в честь Смоленской иконы Божией Матери (в 1822 придел во имя св. Иоанна Воина «обновлен стенным писанием»). Восстанавливались и мон-ри, в т. ч. смоленский в честь Вознесения Господня (построена надвратная 2-этажная Ахтырская ц., отремонтирован и благоукрашен Вознесенский собор), вяземский во имя святого Иоанна Предтечи (восстановлен и в 1830 освящен Вознесенский храм, ремонтировались др. постройки), Колоцкий в честь Успения Пресвятой Богородицы и др. По ходатайству И.

http://pravenc.ru/text/578499.html

Строительство каменного храма по проекту Кутепова, ученика знаменитого Жилярди, завершилось в 1823 г., а в 1825 г. его освятил святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. В 1879 г. Трубецкие продали Ахтырку Московскому мировому судье И.М. Матвееву, большому любителю изобразительного искусства и музыки. Последний владелец усадьбы С.И. Матвеев, ученый цветовод, автор книг о цветах. Матвеевы благоустроили усадьбу, провели водопровод, устроили фонтан, в оранжереях выращивали персики, цветы, росли пальмы. История сохранила имена некоторых священнослужителей Ахтырской церкви. Священник Иоанн Сахаров, умерший в 1893г. завещал церкви свою большую библиотеку, которая стала доступной для членов Ахтырского прихода и всего благочиния. Его приемник – протоиерей Василий Архангельский, прослуживший в этой церкви до 1929 г., восполнил Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века. На приходе им было организовано три церковноприходских школы, он был законоучителем в Абрамцевском начальном училище. В 1920 г. отец Василий был арестован и приговорен к трём месяцам заключения условно. В 1929 г. последовали второй арест и ссылка. В 1937 г. его арестовали в третий раз. 13 ноября этого же года протоиерей Василий был расстрелян на полигоне в Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле. В 1930 г. настоятелем церкви стал игумен Азарий, в прошлом насельник Троице-Сергиевой Лавры. 12 декабря 1937 г. он также был расстрелян на Бутовском полигоне. Ахтырская церковь была закрыта в 1937 г. и постепенно разрушалась. Но даже её руины послужили искусству. Скульптор С.Д. Тавасиев создал в них памятник герою башкирского народа – Салавату Юлаеву, сподвижнику Емельяна Пугачева, за что был удостоен Государственной премии. В 1986 г. усилиями Д.С. Ганешина, который впервые увидел Ахтырку в 1921 г., до ее разрушения, начались реставрационные работы. В 1991 г. церковь была возвращена верующим. Первыми на помощь молодому и нищему приходу пришли князья Трубецкие, потомки строителей храма, проживающие как в России, так и в рассеянии. Особенно был активен внук князя Сергея Николаевича, Андрей Владимирович. Он умер в 2004 г., но дети и младший брат, Георгий Владимирович, всегда приезжают 15 июля на престольный праздник.

http://sobory.ru/article/?object=00085

В Киеве представили программу торжеств в украинской столице, посвященных 25-летию Харьковского Архиерейского Собора и Дню Крещения Руси 20 июля 2017 г. 16:20 20 июля 2017 года в пресс-центре УНИАН председатель Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви епископ Ирпенский Климент принял участие в пресс-конференции «День Крещения Руси: молебен на Владимирской горке и крестный ход — 2017». Епископ Климент представил официальную программу торжеств, посвященных 25-летию Архиерейского Харьковского Собора и Дню Крещения Руси. «25 лет назад состоялся Архиерейский Харьковский Собор, на котором был определен канонический путь Православной Церкви на Украине. Эта событие очень важно для верующих Украинской Православной Церкви, поэтому в разных регионах нашего государства целый год проходят торжества. В каждом епархиальном центре совершаются особые молебны перед иконами Божией Матери по случаю юбилея. Все верующие объединились в молитве ради мира и благословения нашего народа», — сказал председатель Информационно-просветительского отдела . Епископ Климент отметил, что согласно решению Священного Синода Украинской Православной Церкви в текущем году воздаются особые почести святыням, явленным после проведения Харьковского Архиерейского Собора. По словам Его Преосвященства, явленные чудеса есть свидетельство действия Духа Святого, что возможно только в истинной Церкви. «Господь явил нам Свои чудеса через иконы, и именно перед ними уже в течение трех недель совершаются молебны в разных уголках Украины», — добавил епископ Климент.   Среди шести чудотворных образов послесоборного периода: «Боянская», «Киевская-Барская», «Призри на смирение», «Радомышльская», «Владимирская-Десятинная», «Спас Нерукотворный». Владыка Климент рассказал об истории явления этих образов и связанных с ними чудесах. Глава Синодального отдела сообщил, что пять других древних почитаемых икон Пресвятой Богородицы — «Почаевская», «Святогорская», «Зимненская», «Касперовская», «Ахтырская» — 27 июля будут доставлены в столицу Украины для участия в торжественном молебне по случаю дня Крещения Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/4965460.ht...

Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в усадьбе Гребнёво. Архитекторы И. И. Ольделли, Н. И. Дерюгин. 1817–1823 гг. Фотография. 2012 г. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в усадьбе Гребнёво. Архитекторы И. И. Ольделли, Н. И. Дерюгин. 1817–1823 гг. Фотография. 2012 г. Наиболее распространенным типом в эпоху ампира стали ротонды на четверике с портиками. В большинстве случаев они встречаются в 3-частной продольной композиции: Никольская ц. в Подмошье (1819; трапезная 1870), ц. Рождества Богородицы в Воронове (1824, заказ крестьян И. Абрамова и С. Иванова), Покровская ц. в Покровском (1825, заказ П. А. Верёвкина), Вознесенская ц. в Сурмине (1834-1837), ц. Введения Пресв. Богородицы во храм в Очеве (1842), все - Дмитровского р-на; Ильинская ц. в Коломне (1834, заказ Г. Ф. и Г. Г. Бакулиных). Центрично-осевая схема в виде ротонды на четверике с портиками, симметричными экседрами и колокольней применена в ц. Ахтырской иконы Божией Матери в Ахтырке Сергиево-Посадского района (1821-1825, архит. А. С. Кутепов, заказ Трубецких). Компактный объем с ротондой, вписанной в четверик, соединенный с колокольней узким переходом, у Воздвиженской ц. в Коломне (1832-1837, заказ М. К. Шераповой, Н. К. Колесниковой). Отдельно стоит уникальная 5-ярусная ампирная колокольня (1826-1846) при ц. ап. Иоанна Богослова в Коломне, соединенная с торговыми рядами и украшенная богатым ордерным декором. В сер.- 2-й пол. XIX в. началась новая эпоха в церковном зодчестве, зародившаяся в царствование имп. Николая I и обратившаяся к древнему наследию и поискам рус. национального стиля в архитектуре. Господствующим в этот период стало строительство с использованием образцовых проектов архит. К. А. Тона, объединившего классическую основу и древнерус. мотивы в т. н. русско-византийский, или тоновский, стиль. Эти проекты были лично утверждены имп. Николаем I ( Тон. 1838; Он же. 1844). В монументальном церковном строительстве наиболее распространенным типом стал 5-главый 4-столпный храм (различают подтипы: храма Христа Спасителя с луковичными куполами, ц. Благовещения в С.-Петербурге с шатровыми главами; Славина Т. А. Константин Тон. Л., 1989. С. 104-151). Благодаря деятельности Московского митр. свт. Филарета (Дроздова) активизировалось монастырское строительство. Ярким и индивидуальным примером обращения к русскому и визант. наследию в период ранней эклектики стал кирпичный 5-главый собор Владимирской иконы Божией Матери в Спасо-Бородинском мон-ре Можайского р-на (1851-1859, архит. М. Д. Быковский) с центрическим планом в форме квадрифолия и выразительным мотивом аркатуры, оформляющей окна центрального купольного барабана и экседр. Архитектура собора вызывает ассоциации как с византийской, так и с итальянской традицией. Гораздо скромнее кубическая трапезная ц. св. Иоанна Предтечи (1874, архит. А. С. Никитин) того же мон-ря, возведенная в формах, близких к проектам Тона.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Молитвенное дерзновение владыки было настолько высоким, что известен случай, как по его глубокой вере и святым молитвам исцелилась от тяжкого заболевания его духовное чадо – Мария Григорьевна Зверева. Находясь в постоянном общении с Богом, владыка Глеб сподобился благодатного дара прозорливости. Староста летовской Космодамианской церкви Клавдия Илларионовна Голицына говорила, что владыка предсказал ее внуку, что он станет врачом. Протоиерей Геннадий Зверев рассказывал: «Это было, когда я служил в Орловской епархии. Некоторое время у меня не было собственного жилья. Но вот купили мы дом. Хозяева собирались из него выехать, и я пришел к архиепископу Глебу за благословением на въезд. Тогда был Великий пост . – Вам, отец Геннадий, – сказал владыка, – лучше въехать в дом после Пасхи. А до Пасхи оставалось еще более двух недель. Мне же очень хотелось встретить праздник в своем доме, и я все-таки благословился на переезд. – Ну хорошо, поезжайте, – сказал он, – а лучше все-таки после Пасхи. Переехал, а хозяева по каким-то причинам выехать не смогли. Подошла Страстная седмица – надо усиленно молиться, думать о покаянии. Какое тут! В доме живут две разных семьи. Возникли трения, неприятности. И только на Пасху хозяева съехали. Так прозрел архиепископ Глеб срок их переезда и потому не советовал мне въезжать в дом до Пасхи ». Сбывались предсказания владыки, сбылся и пророческий сон о нем самом. Когда скончался Патриарх Алексий I, архиепископ Глеб увидел во сне прекрасную обитель, а в ней усопшего. Он был живым и сияющим. – Ваше Святейшество, – спросил владыка, – можно ли и мне поселиться в этой прекрасной обители? – Можно, но не сейчас, а когда тебе исполнится семьдесят четыре года. Ты еще послужишь Святой Православной Церкви. Пророческий сон сбылся в точности. Земные дни архиепископа Орловского и Брянского Глеба оборвались, когда ему было семьдесят четыре года, и всего месяц он не дожил до своего семидесятипятилетия. Последние дни перед кончиной архиепископ Глеб, как обычно, занимался текущими епархиальными делами, совершал богослужения. Вечером 24 июля 1987 года ему неожиданно стало плохо, и его срочно доставили в больницу. Но, несмотря на все усилия врачей, состояние владыки становилось хуже и хуже. А 25 июля, в половине седьмого утра Господь призвал своего избранника. Архиепископ Глеб в полном сознании и с великим благоговением причастился Святых Христовых Таин и через полчаса мирно почил. Его предсмертным завещанием было желание быть погребенным в любимом селе Летово, в ограде Космодамианского храма. В полдень тело усопшего архипастыря перенесли в епархиальное управление, затем облачили в архиерейские одежды и положили во гроб. Здесь же настоятель кафедрального собора архимандрит Вениамин совершил первую панихиду. Вечером при стечении огромного количества верующих гроб с телом почившего перенесли в орловский кафедральный собор в честь Ахтырской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Сохранились воспоминания об этом событии жительницы с. Тюнина А. С. Числовой: «Была я девчонкой еще, играли мы с ребятами неподалеку от кладбища. Смотрим, подвода подъехала. А на ней - двое мужиков и что-то такое, попонками покрытое. Домоткаными такими попонками, их уж теперь не делают. Вот мужики слезли с подводы и начали могилу копать. Оказалось, покойников привезли. Мы поближе подошли, интересно было ребятишкам - всех в гробах хоронят, а этих - в попонки завернутыми. И что точно помню - не только кости там были, а и тела, только высохшие совсем, желтые такие. Положили их в могилку небрежно. Даже солому, что в подводе подстелена была, туда покидали. Было это году в 1930. Не позже...» (История Задонской обители/Сост.: Е. Дудкин. Задонск, 1999. С. 123). С 1937 г. мощи свт. Тихона находились в располагавшемся в Богоявленской ц. антирелиг. музее г. Орла. В период нем. оккупации города в Богоявленском храме совершались богослужения, мощи были открыты для поклонения верующим. Во время боевых действий по освобождению Орла святыню удалось сохранить. В 1947 г. мощи были открыто выставлены в Богоявленском кафедральном соборе Орла, 2 июля 1959 г. освидетельствованы по благословению архиеп. Орловского и Брянского Иеронима (Захарова) . Акт освидетельствования опровергал итоги «разоблачительного вскрытия» 1919 г. С началом новых гонений 27 сент. 1960 г. мощи вновь оказались в запасниках Орловского краеведческого музея, «в ящичке под номером 18302/121». Документ о передаче мощей был подписан зав. фондами музея Л. Д. Тихомировой и настоятелем Богоявленского собора прот. И. И. Базилевичем. 18 июня 1988 г. мощи были перенесены в орловский кафедральный собор в честь Ахтырской иконы Божией Матери, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II - в З. м. 26 авг. 1991 г. С 1998 г. в этот день ежегодно совершается празднование второго обретения мощей свт. Тихона Задонского. До 2006 г. святыня почивала в специально устроенной раке, украшенной чеканной латунью, под балдахином и ростовой «мерной» иконой свт.

http://pravenc.ru/text/182467.html

4. Митрополит Ростовский Владимир награжден орденом св. кн. Владимира I степени. – 1986, 2, 6–7. 1044. ПАТРИАШИЕ награды: 1. Митрополит Ростовский Владимир удостоен права ношения второй панагии. 2. Архиепископ Черниговский Антоний и епископ Полтавский Савва награждены орденами преп. Сергия Радонежского II степени. 3. К празднику Святой Пасхи награждены сотрудники ОВЦС, представители РПЦ, несущие послушание за рубежом, клирики и миряне зарубежных епархий и приходов Московского Патриархата. – 1986, 7, 15. 1045. ПАТРИАРШИЯ награда. Игумения Магдалина, настоятельница Рижского Троице-Сергиева женского монастыря удостона права ношения креста с украшениями. – 1986, 9, 8. 1046. ПАТРИАРШИЕ награды: 1. Митрополит Рижский Леонид – правом ношения второй панагии. 2. Архиепископ Астраханский Феодосий – орденом преп. Сергия Радонежского II степени. 3. Митрополит Ленинградский Алексий – именной святой панагией. 4. Архиепископ Горьковский Николай – орденом св. кн. Владимира I степени. 5. Архиепископ Вологодский Михаил – орденом преп. Сергия Радонежского I степени. 6. Архиепископ Смоленский Кирилл – орденом преп. Сергия Радонежского II степени. 7. В день своего тезоименитства Святейший Патриарх удостоил: А) Архиепископ Венский Ириней возведен в сан митрополита Б) Епископ Дмитровский Александр возведен в сан архиепископа. – 1986, 11, 3. 1047. УКАЗ Патриарха Московского и всея Руси Пимена: 1. Архиепископ Волоколамский Питирим возведен в сан митрополита. 2. Именовать Преосвященного Питирима митрополитом Волоколамским и Юрьевским. – 1987, 1, 6. 1048. ПАТРИАРШИЕ награды: 1. В связи с 200-летием кафедрального собора в честь Ахтырской иконы Божией Матери в г. Орле награждены: А) Архиепископ Орловский и Брянский Глеб – орденом преп. Сергия Радонежского I степени. Б) Орловский кафедральный собор – Патриаршей грамотой. 1. В связи с 25-летием епископской хиротонии архиепископ Симферопольский Леонтий награжден орденом преп. Сергия Радонежского I степени. 2. Архиепископ Свердловский Мелхиседек награжден орденом св. кн. Владимира II степени.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010