При Троицкой церкви была оставлена необходимая церковная утварь, а также чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». По ходатайству Харьковского еп. свт. Иннокентия (Борисова) указом имп. Николая I от 31 октября 1842 г. Ахтырский монастырь был возобновлен со статусом пустынножительного на средства жителей Ахтырки и окрестных помещиков, пожертвовавших 65 дес. земли и 23 тыс. р. 3 июля 1843 г. состоялось открытие монастыря с участием еп. Иннокентия, военного губернатора Харькова и губернского предводителя дворянства, а также многочисленных паломников. Из Покровского собора Ахтырки крестным ходом в монастырь принесли чудотворную Ахтырскую икону Божией Матери. Начиная с 24 апреля 1844 г. ежегодно, в субботу Пятидесятницы, совершался крестный ход из города в Ахтырский монастырь с Ахтырской иконой, перенесение иконы обратно в Покровский собор крестным ходом совершалось в день Всех святых. Первым настоятелем вновь открывшейся обители стал иером. (впосл. архим.) Сергий, трудами которого были построены теплый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в братском корпусе, каменный и 3 деревянных братских корпуса. В 1852 г. к Троицкой церкви были пристроены приделы: Благовещения Пресвятой Богородицы и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В монастыре был сооружен храм во имя прп. Сергия Радонежского, вокруг монастыря возведена каменная ограда с башнями. За монастырской оградой открылись 3 гостиницы для паломников, церковноприходская школа, в августе 1884 г. - больница и столовая. В монастырском хозяйстве процветало пчеловодство, скотоводство, слесарное, бондарное и сапожное ремесла. После возобновления монастыря им управляли архимандриты. В 1887 г. в монастыре насчитывалось свыше 120 насельников, из них - 70 иноков; в 1908 г. - 67 монахов, 21 указной послушник, 53 чел. на испытании; в 1917 г. - 86 монахов и 34 послушника. В 1887 г. за Ахтырским монастырём числилось 254 дес. земли и 289 дес. леса в Ахтырском уезде и 150 дес. в Купянском у.; в 1917 г.

http://sobory.ru/article/?object=04967

Орёл. Кафедральный собор Ахтырской иконы Божией Матери. Никитская церковь Собор. Действует.   Престолы: Ахтырской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1773 и 1786. Трапезная перестроена к 1803, расширена в 1870. Колокольня - 1819-1823. Архитектор:И.П. Лутохин (реконструкция 1870 г.) Ссылки:     Адрес: Россия, Орловская область, г. Орёл, ул. 5-го Августа, д. 18 Координаты: 52.96042, 36.08633 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь построена в 1773-1786 годах орловским купцом К.С. Пастуховым на месте деревянной Никитской церкви, существовавшей с XVII века в Пятницкой слободе под Орлом. Первоначально была кладбищенской, а в 1786 году кладбище было перенесено, а церковь стала приходской. В 1819-1823 годах рядом с церковью была построена колокольня, а в 1870 году по проекту архитектора И.П. Лутохина колокольня соединена с храмом трапезной. В 1875 году церковь обнесена оградой. Приход церкви в начале XX века насчитывал 273 двора с количеством прихожан более 1300 человек. Закрыта церковь в 1938 году, использовалась под хозяйственные нужды. Вновь стала действующей с 1942 года во время немецкой оккупации города. 5 августа 1943 года на ее колокольне был водружен один из первых красных флагов в честь освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. В настоящее время - кафедральный собор г. Орла. Официальное название: Ахтырская (Никитская) церковь во имя Ахтырской иконы Божией Матери с пределами во имя великомученика Никития и во имя Казанской иконы Божией Матери.  Церкви и монастыри города Орла: библиогр. справочник/сост. О.Н. Попов, Р.И. Реуцкая, В.Г. Сидоров. - Изд. 2-е, доп. - Орел: Фолиант, 2007. Ахтырский собор. Согласно преданию, еще в XVI веке на месте собора стояла Пятницкая церковь. В 1678 году в переписной книге на этом месте уже упоминается Никитский храм. К концу XVIII века церковь значительно обветшала, ее пришлось разобрать и встал вопрос о строительстве нового храма. В 1773 году торговавший лошадьми в г. Ахтырке (Харьковская губерния) орловский купец Константин Семенович Пастухов получил исцеление от многолетней болезни по молитве перед чудотворной Ахтырской иконой Божией Матери, прославившейся в то время многочисленными чудесами и почитаемой по всей России. Для нее был поострен величественный каменный собор в Ахтырке. Вернувшись в Орел, Константин Семенович обратился к епархиальному начальству за благословением на постройку каменного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери на Пятницком погосте. Разрешение было получено, и в том же году приступили к строительству храма. В 1775 году церковь была поострена и освящена.

http://sobory.ru/article/?object=02338

Пробудившись от сна, больная поспешила позвать своего духовного отца, рассказала ему о видении, затем в точности исполнила повеление Богоматери и через пять дней благочестно и с миром отошла в загробный мир. Императрица Екатерина II, узнав о чудесном покровительстве, обещанном Богоматерью детям умершей баронессы Вейдель, взяла двух ее дочерей на свое попечение и выдала их замуж: одну за графа Панина, другую за графа Чернышева. Эти две графини, до самой смерти своей сохраняя живое, благоговейное и благодарное воспоминание о чудесном устроении земной судьбы их, делали большие пожертвования для Покровского храма в Ахтырке. По высочайшему повелению Государя императора Николая Павловича с 1844 года ежегодно в субботу перед Троицыным днем с торжественным крестным ходом святая икона переносилась в Ахтырский Свято-Троицкий монастырь, находящийся в четырех верстах от города Ахтырки, на берегу реки Ворсклы, основанный в половине XVII века, упраздненный в 1787 году при сокращении числа штатных обителей и вновь возобновленный штатным в 1843 году. В неделю Всех Святых святая икона в обратном крестном ходе переносилась в Ахтырский Покровский собор. В 1905 году 1 апреля чудотворная икона, находившаяся в Ахтырском Покровском соборе, чудом была спасена, так как собор был ограблен. Но вот в 1917 году в России наступила революция. Обезумевший русский народ в первое время революционного угара совершенно потерял всякое здравое рассуждение. Вдохновители революции подняли лютое гонение на религию, стали разрушать храмы и уничтожать иконы. Снова было ограбление, и икона Ахтырской Божией Матери исчезла. В разное время с чудотворной иконы было сделано много списков, которые и поныне источают благодать и помощь всем притекающим, нуждающимся и скорбящим. Праздник иконы: 2 июля ст. ст. (15 июля н. ст.) Владимирская икона Божией Матери в Харбине В монастырь была кем-то принесена икона в очень плохом состоянии. Думали даже, что такую икону нельзя держать в храме. Но 26 августа 1925 года, в день праздника иконы Владимирской Божией Матери, произошло нечто изумительное...

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Московская область (святыни) Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Московская область СЕРГИЕВ ПОСАД. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: преп. Сергий, Никон, Михей, Дионисий и Антоний Радонежские, Максим Грек, свт. Серапион Новгородский, Иоасаф и Иннокентий Московские, Макарий Алтайский , Исаия Ростовский (глава), муч. Архидиакон Стефан (десница); «Сергиевская-Смоленская» и «Черниговская» иконы Божией Матери, икона свт. Николая. Гефсиманский (Черниговский) скит: преп. Варнава Гефсиманский . ХОТЬКОВО. Покровский Хотьков женский монастырь: преп. Кирилл и Мария Радонежские (родители преп. Сергия). МУЗЕЙ-УСАДЬБА «МУРАНОВО» (Сергиево-Посадский район, близ Радонежа). Храм Спаса Нерукотворного образа: «Корсунская» икона Божией Матери. ДМИТРОВ. Борисоглебский монастырь: «Феодоровская» икона Божией Матери. П. ДЕДЕНЕВО, Дмитровского района. Спасо-Влахернский женский монастырь: преп. исп. Параскева Дмитровская (ХХ в.), «Влахернская» икона Божией Матери, икона Спасителя в терновом венце («Беленький Спас»). ЗВЕНИГОРОД. Саввино-Сторожевский монастырь: преп. Савва Сторожевский (XIV в.). СЕРПУХОВ. Никольский собор: икона Божией Матери «Помощница в родах». Богородицкий Высоцкий монастырь: преп. Афанасий Высоцкий, Младший (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Введенский Владычный женский монастырь: преп. Варлаам Серпуховской (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», иконы св. царевича Димитрия Угличского и муч. Иоанна Воина. Серпуховский историко-краеведческий музей: икона «Введение Богородицы во храм». С. РАЙ-СЕМЕНОВСКОЕ, Серпуховского района. Храм Спаса Нерукотворного образа: икона Божией Матери «Взыскание погибших». П. НОВЫЙ БЫТ, Чеховского района. Давидово-Вознесенская пустынь: преп. Давид Серпуховской (XVI в.). Д. САТИНО-РУССКОЕ, Подольского района. Вознесенский храм на кладбище: муч. Евгений Родионов (ХХ в.) (могила около храма), «Ахтырская» икона Божией Матери. ИСТРА. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: мц. Татиана (часть мощей). П. КНЯЖЬЕ ОЗЕРО, Истринского района. Александро-Невский храм: оригинал «Торопецкой-Корсунской» иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ Священноисп. Георгий Коссов. Икона. Нач. XX в. Мастер диак. Александр Невров (собор в честь Ахтырской иконы Божией Матери в г. Орле) Священноисп. Георгий Коссов. Икона. Нач. XX в. Мастер диак. Александр Невров (собор в честь Ахтырской иконы Божией Матери в г. Орле) Коссов (4.04.1855, с. Андросово Дмитровского у. Орловской губ.- 8.09.1928, с. Спас-Чекряк Центральночернозёмной обл.), священноисп. (пам. 26 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Из семьи священника. По окончании Орловской ДС неск. лет преподавал в одной из земских школ Дмитровского у. В 1884 г. рукоположен во священника и назначен на беднейший в Орловской епархии приход в с. Спас-Чекряк Болховского у. Попросил благословения у прп. Амвросия Оптинского на перемену места служения, старец же благословил на месте ветхого деревянного храма XVII в. построить каменный. Чтобы добыть для этого средства, Г. открыл кирпичный завод, организовал образцовое пчеловодческое хозяйство. На заработанные деньги построил в селе больницу, приют для сирот на 150 мест, дом для приезжих, слесарную мастерскую. В 1885 г. открыл 1-классную школу для мальчиков, спустя 2 года - первую в епархии 2-классную школу, где учились ок. 130 чел. Учащиеся получали профессии переплетчика, токаря, слесаря. При школе была б-ка (500 книг). В окрестных селах и деревнях Г. организовал 5 церковноприходских школ, интернат. В устроенных им школах был попечителем и законоучителем. Построив ц. в честь Преображения Господня в Спас-Чекряке (1896-1905), Г. служил в новом храме. О нем писали С. А. Нилус, М. М. Пришвин, Н. Д. Жевахов и др. За годы служения у него побывали тысячи людей. После Октябрьской революции 1917 г. хозяйство священника преобразовали в сельхозартель, приют для сирот и школы закрыли. Осенью 1918 г. Г. арестовали и, продержав в уездной тюрьме неск. дней, выпустили за неимением улик, в 1920 г. вновь арестовали по обвинению в укрывательстве церковных ценностей, отправили в орловскую тюрьму, но вскоре отпустили. Г. продолжал служить в храме, помогал прихожанам преодолевать материальные трудности и духовные беды. Г. погребен у алтаря построенной им церкви. На его похороны 29 авг. приехало более 40 епископов и священников.

http://pravenc.ru/text/164219.html

Кафедральный собор в честь Ахтырской иконы Божией Матери. 1773–1786 гг. (достраивался в 1-й четв. XIX в. и в 1870 г.). Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: П. С. Павлинов РПЦ, образована в 1788 г. В 1788-1944 гг. именовалась Орловская и Севская, в 1945-1994 гг.- Орловская и Брянская, в 1994-2014 гг.- Орловская и Ливенская. С 25 июля 2014 г. имеет совр. название и границы. Включает города областного значения Орёл и Мценск, а также Болховский, Дмитровский, Знаменский, Кромской, Мценский, Орловский, Сосковский, Троснянский, Урицкий, Хотынецкий и Шаблыкинский районы Орловской области . Епархия разделена на 6 благочиннических округов: Орловский (г. Орёл и Орловский р-н), Болховский, Дмитровский, Знаменско-Хотынецкий, Нарышкинско-Шаблыкинский и Троснянско-Кромской. Кукши священномученика мужской монастырь и приходы Мценского р-на входят в состав Мценского викариатства О. и Б. е. Кафедральный город - Орёл. Кафедральный собор - в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Правящий архиерей - митр. Орловский и Болховский Антоний (Черемисов ; с 5 окт. 2011 в сане архиепископа, с 28 авг. 2014 в сане митрополита). К сент. 2018 г. в О. и Б. е. числилось 84 прихода, 5 мон-рей (2 мужских и 3 женских), 5 скитов. К авг. 2018 г. в клире состояли 146 священнослужителей. При ЕУ работают отделы: религ. образования и катехизации, по взаимодействию с представителями гос. власти и общества, по взаимодействию с институтом семьи и детства, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, по взаимодействию с казачеством, тюремного служения, по противодействию наркотической угрозе, миссионерский, паломнический, церковной благотворительности и социального служения, по взаимодействию с учреждениями здравоохранения, молодежный, архитектурно-строительный, церковный историко-археологический, информационно-аналитический и издательский; действуют комиссии: по канонизации святых, церковно-археологическая, по противодействию алкогольной угрозе (Церковно-общественный совет); имеются координационный центр защиты материнства, а также служба протокола.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

В орловском Успенском муж. монастыре действует пункт медицинской помощи нуждающимся, оказывается поддержка освободившимся из заключения. Центр православных инвалидов по слуху работает при орловском Богоявленском соборе; для глухих и слабослышащих проводятся литургии с сурдопереводом и занятия в специализированной воскресной школе. 19 нояб. 2013 г. учреждена Епархиальная попечительская комиссия, к-рая оказывает помощь нуждающимся священнослужителям и членам их семей. В дек. 2016 г. в пос. Знаменка Орловского р-на начал работу Епархиальный центр помощи матери и ребенку. Издательская деятельность в 90-х гг. XX в.- 2018 г. С 1996 по 2005 г. выходил приходской листок мценской Троицкой ц. «Весть православная». В марте 1998 г. было возобновлено издание епархиальной газ. «Орловские епархиальные ведомости», к-рая выпускалась при участии благочинных Орловской обл. настоятелем мценской Троицкой ц. до 2001 г. С янв. 1999 г. офиц. периодическим изданием епархии стала газ. «Вера отцов», выпускавшаяся Советом настоятелей храмов г. Орла совместно с редакцией орловской областной молодежной газ. «Поколение» до 2010 г. С этого времени газ. «Вера отцов» издается под названием «Орловские епархиальные ведомости». В сент. 1998 г. вышел 1-й номер газ. «Православная Орловщина». С 2003 г. выходит издание для осужденных исправительной колонии 5 пос. Нарышкино Урицкого р-на «Православный взгляд». С 2011 г. выпускается «Успенский листок» орловского Успенского муж. мон-ря. Наиболее почитаемые святыни и святые О. и Б. е. Ахтырская икона Божией Матери. Ок. 1773 г. (кафедральный Ахтырский собор, Орёл) Ахтырская икона Божией Матери. Ок. 1773 г. (кафедральный Ахтырский собор, Орёл) Наиболее почитаемыми чудотворными иконами епархии являются список Тихвинской иконы Божией Матери (в Оптином болховском мон-ре) и икона Божией Матери «Троеручица» (в болховской Введенской ц.). В мценской Петропавловской ц. хранится деревянная резная икона-скульптура свт. Николая Чудотворца. Одной из главных святынь епархии считается чудотворный список с Балыкинской иконы Божией Матери, хранящийся в орловском Введенском жен.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

Сумы встретили чудотворную Курскую Коренную икону Пресвятой Богородицы " Знамение " Сумы, 24 мая 2010 г. Курско-Коренная чудотворная икона Божией Матери «Знамение» прибыла в Сумы 22 мая в сопровождении епископа Штутгартского Агапита, викария Берлинской епархии РПЦЗ, епископа Васильковского Пантелеимона, викария Киевской Митрополии УПЦ, а также духовенства из Германии и США, сообшает " Православие в Украине " со ссылкой на сайт Сумской епархии . На центральной площади Независимости святыню встречал епископ Сумский и Ахтырский Евлогий в сопровождении духовенства г. Сумы, а также глава Сумской областной государственной администрации Ю.П. Чмырь, Сумский городской голова Г.М. Минаев, другие руководители области и города. Десятки тысяч верующих пришли встретить и поклониться древнерусской святыне. К чтимому образу был приложен список Курской Коренной иконы, который был написан сумскими иконописцами специально к историческому посещению оргигиналом нашего кафедрального города. После встречи чудотворная икона крестным ходом была перенесена в Спасо-Преображенский кафедральный собор, где началось всенощное бдение, которое возглавил прибывший в г. Сумы на торжества архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан в сослужении иерархов и духовенства. Для поклонения верующих был организован непрерывный доступ к святыне. После окончания всенощного бдения у иконы постоянно читаются акафисты, за которыми желающие могут вознести свои молитвы к Пресвятой Богородице. Пребывание чудотворного образа планируется до 25 мая, после чего икона отправится в г. Курск. В этот же день, 22 мая, в Сумах на месте встречи Курско-Коренной иконы Богородицы - центральной площади Независимости, был освящен поклонный крест на месте разрушенного Свято-Никольского храма. В день памяти Святителя Николая Чудотворца, когда жители и гости кафедрального города встречали великую святыню – чудотворный образ Курской Коренной иконы Божией Матери, епископ Сумский и Ахтырский Евлогий освятил поклонный крест на месте разрушенного в годы гонений на Церковь Свято-Никольского храма. Духовенство г. Сумы, которое молилось перед установленным поклонным крестом, а также многочисленные богомольцы-миряне явили единодушие в свидетельстве христианской памяти о разрушенном некогда храме и об увековечении знаменательного события сегодняшнего дня – встречи Курской Коренной иконы Божией Матери.

http://pravoslavie.ru/35376.html

Сщмч. Макарий (Гневушев), еп. Орловский. Икона. Нач. XXI г. (собор Ахтырской иконы Божией Матери, г. Орёл) Сщмч. Макарий (Гневушев), еп. Орловский. Икона. Нач. XXI г. (собор Ахтырской иконы Божией Матери, г. Орёл) М. принял активное участие в монархическом движении в Москве, стал ближайшим сподвижником председателя Русского монархического собрания (РМС) прот. Иоанна Восторгова . Участвовал в создании братства Воскресения Христова, был членом его правления. Являлся членом РМС, где часто выступал с докладами. 12 нояб. 1909 г. был избран кандидатом в члены правления собрания, а затем стал членом правления. Много времени уделял публицистической деятельности. Принимал активное участие в организации Съезда русских людей в Москве 27 сент.- 4 окт. 1909 г. В 1910 г. участвовал в церковных торжествах, посвященных перенесению мощей прп. Евфросинии Полоцкой. Был удостоен звания почетного члена Полоцкого братства во имя свт. Николая и прп. Евфросинии. В том же году он стал председателем экономического отдела Виленского братского съезда. В дек. 1910 г. выступил с инициативой создания в Москве Об-ва для постоянной помощи западнорус. правосл. населению. В апр. 1912 г. был избран членом Устроительного совета Всероссийских съездов от РМС. Участвовал в работе V Всероссийского съезда русских людей в С.-Петербурге 16-20 мая 1912 г., на котором был избран одним из товарищей председателя съезда и членом комиссии по церковным вопросам. Выступал за повсеместное учреждение церковных братств, развитие сети церковноприходских школ, за изъятие церковных вопросов из ведения Гос. думы и против частых перемещений епископов. В 1912 г. был председателем предвыборного комитета правых партий в Москве по выборам в IV Гос. думу. 11 июля 1914 г. М. был назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. Хиротония состоялась 10 авг. в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Н. Новгорода. Уже в архиерейском сане принял участие в совещании монархистов 21-23 нояб. 1915 г. в Петрограде, на котором был избран в состав Совета монархических съездов. В мае-июне 1916 г. он организовал миссионерское шествие из Н. Новгорода в Саров, к мощам прп. Серафима Саровского. В мае 1917 г. был избран почетным членом Нижегородского отдела Всероссийского об-ва попечения о беженцах «за выдающиеся труды по устройству беженцев». По его инициативе заботу о содержании беженцев принял на себя Псково-Печерский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2561326.html

Мое время еще не вышло. Ничего у вас не получиться. Воля Божия – мне здесь быть». Атеисты замучили председателя. В одной из подчиненных ему глухих деревень, в которую только раз в неделю хлеб на лошади привозят, постоянно идет народ, и с этим ничего поделать не можешь. «Вы сами попробовали его увезти, не справились, а я свой пост несу, у меня свои дела». Они от него отстали. Иван Данилыч говорил, что ему очень мало осталось жить, что за один год жизни он свои десять лет отдает. И действительно, он скончался на 53 году жизни. Он просто говорил женщинам по-деревенски: «Святость, бабы, трудное дело, легче камни ворочать, камни ворочаешь, постоишь, отдохнешь, послушаешь, как птицы поют и опять ворочаешь». Он читал молитвы целый день, стоя натощак перед Ахтырской иконой Божией Матери. Оказывается, в Орле есть кафедральный собор Ахтырской Божией Матери. Она его и вернула на родину... По возвращении от Ивана Данилыча в Москву приезжаю в общежитие в первом часу ночи. А мне говорят, мы тебя уже переселили в другую комнату, перенесли все твои вещи, там не бывает посторонних, будешь жить замкнуто, как ты хотела. Сразу чувствовалась молитва человека Божия. Но там над кроватью мне не разрешили повесить иконы. Я очень скорбела и ночью на стене увидела Страстную Божию Матерь. По молитвам Ивана Данилыча сподобилась небесной радости. Вот и такие неразумные наши просьбы Господь исполняет. Сколько милости и долготерпения у Господа. Из окна фабрики был виден Храм. Он оказался действующим, там купила Евангелие на русском языке – это было чудом. По возвращении в Москву постоянно чувствовала, что за меня теперь идет молитва. Как хорошо жить, когда за тебя кто-то молиться. А когда впервые в жизни почувствовала, что за меня человек Божий помолился, какое это счастье, словно твою душу солнце святое духовное греет. Ты себе не принадлежишь, тебе самой хочется солнцем стать и всех согреть. Нет на земле сильнее поддержки, чем молитва. Она чудеса творит, на любом расстоянии помогает, небесное и земное соединяет. В Храме после службы я попросилась остаться помочь убираться. Мне разрешили, а раньше в другом Храме не разрешали. Здесь я тоже чувствовала молитвы Ивана Данилыча и считала его своим духовным дедушкой, ведь Господь дал мне его встретить на Орловской земле, где в войну погиб мой дедушка...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010