Нам ещё предстоит осознать ту великую жертву, которую исполнили погибшие патриоты России в октябре 1993 года. Духовно-нравственный смысл кровавых событий с годами всё явственнее проступает сквозь пелену ненависти и заблуждений. Защитники Дома Советов осознавали, что в случае трагической развязки, они, практически безоружные, погибнут, но всё же прошли свой крестный путь до конца. «Я знал лично троих погибших: Ермаков, Фадеев, Шалимов, - вспоминал Сергей Петрович Сурнин. - Это были простые душевные русские люди. Они очень болели за нашу Родину и очень хотели, чтобы был в стране порядок и счастье народа» . Покаянная молитва уже начала звучать 4 октября 1993 года. Тогда на Дружинниковской улице убили мужчину, стоявшего во время штурма на коленях . В тот день Русская Православная Церковь отмечала отдание праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Люди, принявшие мученическую кончину у Белого дома, искупили своей жертвой безмолвие миллионов соотечественников, с равнодушием взиравших на гибель Родины. В августе 1996 года в детском парке вблизи Белого дома по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II усилиями общественной организации «Троицкий Православный Собор» установлена Часовня Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в память о трагедии осени 1993 года. 27 сентября 1997 года в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня после службы в часовне одному юному прихожанину удалось зафиксировать на фотоплёнку чудо - «красное облако». Основание часовни погружено в кровавый туман, образующий на фоне багряных верхушек деревьев парка и стадиона кровавую чашу. Исследовавшие плёнку специалисты установили: кадр не засвечен. На груди расстрелянного у телецентра в Останкино 3 октября 1993 года Алексея Шумского родители нашли переписанную цитату из Священного Писания: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, то Я избрал вас». «Незадолго перед гибелью, - вспоминала мама расстрелянного у Дома Советов четырнадцатилетнего Кости Калинина, - всё время спрашивал: «Мама, ну когда ты меня покрестишь?». Младших-то я как-то быстро покрестила, а вот его всё не получалось. Так и не успела... И вот, когда его хоронили, там же, на Бабушкинском кладбище, отпевали одну старушку. И вдруг батюшка подошёл к нам сам: «Крестили? Отпевали?» А услышав, что мальчика не успели окрестить, сказал: «Я сейчас всё сделаю». И покрестил его» .

http://ruskline.ru/analitika/2013/10/3/z...

Церковь свт. Николая Чудотворца. 2011 г. Фотография. 2015 г. Церковь свт. Николая Чудотворца. 2011 г. Фотография. 2015 г. Первый храм пустыни в 1642 г. был освящен во имя арх. Михаила. Главной святыней обители стала икона арх. Михаила, привезенная иером. Макарием из Москвы. Впоследствии киевлянин мон. Матфей удалился в пустынь у местечка Янково в 15 верстах от Желтоводского монастыря, где и скончался. Мон. Иларий оставался в М. м. до смерти, а иером. Макарий был возведен в сан архимандрита и переведен в один из астраханских мон-рей настоятелем. При игум. Павле (Моравском; 1686), который после 1653 г. ввел в пустыни общежительный устав, возрождались традиции монашеской жизни, в частности нестяжания. В 1667 г. в М. м. принял монашеский постриг и был рукоположен во иерея духовный писатель, впосл. митр. Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков) . В 1672-1675 гг. он исполнял должность строителя обители. В М. м. иером. Игнатий закончил работу по переводу с греческого и редактированию сборника Житий святых (РГБ. Овчин. 749), переписал и отредактировал Скитский патерик (ГИМ. Син. 214), составил монастырский синодик, включив в него большое число имен крестьян, посадских и мастеровых людей. В годы настоятельства игум. Павла были построены каменный собор в честь Воздвижения Креста Господня, храм во имя Святой Троицы, жилые и хозяйственные здания, каменная ограда. Возможно, зодчие, возводившие монастырские храмы, позднее трудились и над созданием ансамбля Желтоводской обители в 40 км от М. м. Развитию пустыни способствовало ее выгодное положение на оживленном торговом пути. Именно здесь проходила дорога из волжского понизовья через г. Курмыш в Лысково, на Макарьевскую ярмарку, и в Н. Новгород. У стен монастыря с 10 по 15 сент. стала проводиться ежегодная ярмарка, приуроченная ко дню престольного праздника Воздвижения Креста Господня. В Лыскове, в жен. Рождественском мон-ре, находилось подворье пустыни, где жил «дворник лысковец бобыль Стенька Онтипьев». При игум. Павле в М. м. проживало 80 насельников. Мон-рь имел скотный двор, 2 мукомольные мельницы при прудах, сад, пчельник, места для рыбной ловли на р. Суре и на озерах в устье р. Курмышки. Но собственных вотчин у М. м., видимо, не было.

http://pravenc.ru/text/2562378.html

В день памяти преподобного Елисея Сумского митрополит Петрозаводский Константин совершил Литургию в соборе Воздвижения Креста Господня г. Петрозаводска 27 июня 2021 г. 15:01 27 июня 2021 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, день памяти преподобного Елисея Сумского, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил Божественную литургию и в соборе Воздвижения Креста Господня г. Петрозаводска, где покоятся мощи святого Елисея. 26 июня, в канун праздника, владыка Константин возглавил в Крестовоздвиженском соборе всенощное бдение. За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Петрозаводского епархиального управления священник Константин Павлюченко, протодиакон Владимир Морозов, духовенство собора. За богослужением была вознесена сугубая молитва о медицинских работниках, исполняющих свой долг в это тяжелое время. После сугубой ектении владыка Константин вознес молитву об избавлении от морового поветрия. Богослужебные песнопения исполнил приходской хор. Проповедь перед причастием произнес иеромонах Аркадий (Лозовский) По окончании Литургии состоялся крестный ход с мощами преподобного Елисея Сумского вокруг храма. Затем митрополит Константин поздравил верующих с праздником. Преподобный Елисей Сумский — постриженик Соловецкой обители . Он занимался плетением рыболовных сетей. Перед кончиной святой принял схиму. В 1688 году от гроба преподобного, почивавшего под спудом в Никольской церкви города Сумы Архангельской епархии , начались чудотворения. После вскрытия мощей в первые годы советской власти они были переданы в Петрозаводский музей как экспонат, где и находились около 70 лет. В 1990 году мощи передали Русской Православной Церкви. После этого они были торжественно перенесены в Крестовоздвиженский собор, где и покоятся по сей день, являясь одной из главных святынь Карелии. Многие верующие стали свидетелями благодатной помощи преподобного Елисея болящим и страждущим. Были случаи исцеления от глухоты, немоты и тяжких душевных и телесных недугов. Преподобный Елисей — скорый помощник и молитвенник о каждой душе православной, он пользуется особым почитанием и любовью жителей Петрозаводска и Карелии. 7 января 2019 года, во время великой вечерни, которую возглавил митрополит Петрозаводский Константин, в Крестовоздвиженском соборе совершилось чудо — начали благоухать мощи преподобного Елисея. Это было воспринято верующими как знак благословения Божиего и преподобного Елисея на то, что спустя много лет в соборе и приходском доме были проведены крупномасштабные ремонтные работы. 17 февраля 2019 года, в Неделю о мытаре и фарисее, митрополит Константин совершил чин великого освящения Крестовоздвиженского собора и Божественную литургию в ноосвященном храме. Петрозаводская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. В старых путеводителях Крестовоздвиженская церковь называтся одной из красивейших в городе. Указывалось также, что она была построена на средства уроженца Ростова, архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила Кичигина (1685-1707), и что в 1859 или в 1856-1861 гг. ее подвергли капитальной перестройке. Каменной Крестовоздвиженской церкви предшествовал одноименный деревянный храм. Он упомянут в самой ранней известной дозорной и переписной книге Ростова 1619 г. и в более поздних аналогичных источниках. На каменной плите, «вделанной в стену паперти» данного храма, было выбито: " Лета 7197 (1689) года Августа в 30 день начата бысть строитися сия святая каменная церковь во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Гос подня, в приделе Св. Архистратига Гавриила, а совершена бысть двусотаго года (1692) Августа в б день; строил сию церковь преосвященный Гавриил архиепископ вологодский и белоозерский, своею архиерейскою келейною казною, а родом архиерей сего города Ростова, прослытием (прозванием) Кичигиных, в вечное поминовение родителей своих: Нестора убиеннаго, Евдокеи, Домники, Марии, Феодосии и сродников " . Настоящая плита не сохранилась, но основные содержавшиеся в ее тексте сведения подтверждаются дошедшей до нас описью Крестовоздвиженской церкви 1835 г.: «Означенная церковь во именование Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, с приделом в трапезе полевую сторону во именование: Собор Архангела Гавриила, есть каменнная одноэтажная с кумполом на осмерике. Ростовская Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1689-1692 гг., на протяжении двух с лишним столетий своего существования неоднократно меняла свой облик. Сначала она представляла собой характерный образец древнерусского зодчества конца XVII в., затем в конце XVIII или начале XIX в. она приобрела черты стиля классицизма, в то же время в ее интерьере были созданы новые иконостасы и настенные росписи, наконец, в 1856-1861 гг. храм на пожертвования купца П.А. Веснина был радикально перестроен в «русском» стиле.

http://sobory.ru/article/?object=04635

По словам президента, в его стране особенно ценят стремление патриарха Кирилла не допустить раскол единства Русской православной церкви, заботу о расширении и укреплении ее влияния в современном мире, возрождение миссионерских традиций, активную работу с разными слоями общества, прежде всего с молодежью, развитие межконфессионального диалога. Главным в пастырской поездке предстоятеля Церкви, безусловно, является живое общение со своей паствой и совместная молитва. И одной из основных тем этого общения станет грядущее 65-летие Победы в Великой Отечественной войне — с этим торжеством связан ряд мероприятий патриаршей программы (возложение венка к монументу на площади Победы в Минске, цветов — к мемориалу жертв нацистского концлагеря в Витебске, открытие в Витебске площади Победы). Вечером в субботу Патриарха Кирилла встретят уже в Полоцке, в Спасо-Евфросиниевском монастыре. По случаю кануна праздника Воздвижения Креста Господня предстоятель возглавит торжественное богослужение в Кресто-Воздвиженском соборе обители с чином воздвижения Креста. В самый день праздника Воздвижения Креста Господня, 27 сентября, Патриарх совершит в Кресто-Воздвиженском соборе Спасо-Евфросиниевского монастыря Полоцка Божественную литургию. Днем предстоятель РПЦ посетит полоцкий собор Святой Софии. К 16.00 Патриарх Кирилл прибудет в Витебск и возложит цветы к мемориальному кресту на месте гибели в концлагере 180 тысяч жертв нацизма. Затем совершит молебен в Покровском кафедральном соборе города. А в 17.00 первосвятитель примет участие в церемонии открытия в Витебске площади Победы. В понедельник, 28 сентября Патриарх Кирилл освятит крест на месте разрушенного Свято-Николаевского собора.  Также на последний день визита намечена встреча первосвятителя с белорусской молодежью в Витебске. Тему очередной беседы с подрастающим поколением по уже установившейся традиции Патриарх Кирилл объявит сам в начале своего выступления. Он также ответит на вопросы слушателей. Источники: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси , ИНТЕРФАКС-религия

http://pravmir.ru/pervosvyatitelskij-viz...

Лесосибирск. Кафедральный собор Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Трехпрестольный Крестовоздвиженский собор г. Лесосибирска является центром благочиния церквей Енисейского округа Красноярской епархии. Освящен в 2002 году. Собор стоит вблизи Енисея, проплывая по реке можно увидеть все 13 глав храма, главная из которых вознесена на высоту 67 м. Построен собор в традициях древней Московской архитектуры. Храм «иже под колоколы» - колокольня храма находится под главным куполом и венчается шатром. На колокольне 11 колоколов – от 8кг и до 4,6 тонн. Собор стоит на высоком цоколе. В цокольном этаже размещены крестильный храм, музей, службы собора, трапезные. Центральный Крестовоздвиженский иконостас – шести ярусный. 84 иконы его выполнены иконописной мастерской о. Виталия Шумилова (г. Дубна) в стиле преп. Андрея Рублева. Иконостас северного придела в честь иконы Божьей Матери Владимирской выполнен в византийском стиле. Иконостас южного придела во имя царственных страстотерпцев – семьи государя Николая II – в стиле русского модерна конца 19 в. Оба иконостаса выполнены иконописцами и резчиками мастерской Владимира Баранова (г. Нижний Новгород). Таким образом, иконостасы трех приделов являют собой историю развития иконописи на Руси от истоков и до революционного времени. Над входом в собор, на северном и южном фасадах расположены крупные мозаики, выполненные мозаистами Качаловым И. и Климовым Б. (г. Челябинск). Крестовоздвиженский собор, по проекту архитектора Банникова А.В. (г. Красноярск) в соавторстве с протоиереем Андреем Юревичем, строился 7 лет коллективом Лесосибирских строителей СМП 3 под руководством Киселева И.М. Храм строился на средства ЗАО ЛДК-1, попечением генерального директора Рубцова А.С. На территории собора разбит кедровый парк площадью 5га. При соборе с 1995 г. действует 11–и классная православная гимназия, Сестричество милосердия, музей современного христианского искусства, Музей собора, издательский центр «Крест» и летний лагерь «Скитъ». Настоятель собора – благочинный церквей Енисейского округа, руководитель Епархиального архитектурного отдела, протоиерей Андрей Юревич, член – корреспондент Петровской Академии наук и искусств, член Союза архитекторов России, член Союза кинематографистов, награжден орденом св. благоверного князя Даниила Московского III степени.

http://sobory.ru/article/?object=08836

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛАВЕРДСКИЙ СОБОР В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ (Грузинская Православная Церковь), расположен в мест. Алаверди, историческая пров. Кахети (совр. Ахметский р-н Грузии), на правом берегу р. Алазани, на территории бывш. мон-ря, основанного в VI в. свт. Иосифом Алавердским . Сооружен в 1-й трети XI в. кахетинским царем Квирике III (Багратиони), возможно на месте храма вмч. Георгия (нач. X в. ?). А. с., один из самых значительных по размерам (28 ´ 56; высота ок. 67 м) храмов Грузии, по плану крестово-купольный триконх, с куполом на 4 свободно стоящих столбах; с вост. стороны - алтарная апсида, фланкированная пастофориями, с зап.- примыкает трехнефный рукав с хорами на втором этаже, фасады декорированы орнаментальной резьбой. Такая архитектурная композиция имеет прототипы в зодчестве Закавказья VII в. А. с. неоднократно восстанавливался: в кон. XV в. заново возведены из кирпича купол, своды и большая часть сев. фасада; крупный ремонт проведен после землетрясения 1742 г. В XIX в. были разрушены боковые приделы (уцелел лишь соединяющий их отрезок на западе). Экзархом Грузии Ионой (Василевским) собор был освящен в честь Воздвижения Креста Господня, после того как царевич Леван привез из Иерусалима частицу Животворящего Креста Господня. Вокруг храма имеются постройки XVI-XVII вв.: епископский дворец с трапезной на первом этаже, дворец Пейкар-хана (иран. наместника в Кахети в 1616-1623), крепостная ограда, баня. Реставрационные работы по расчистке и укреплению росписи (интерьер был целиком забелен в XIX в.), к-рые велись в храме с 1966 г., позволили выявить разрозненные фрагменты, принадлежащие к XI-XVII вв. Монументальные изображения апостолов, отцов Церкви, а также остатки надписи, исполненной древнегруз. шрифтом асомтаврули в алтаре храма, датируются XI в. К тому же времени относят плохой сохранности роспись в жертвеннике (Богоматерь, Иоанн Креститель) и крупный орнамент в виде виноградной лозы на полуколоннах юж.

http://pravenc.ru/text/63982.html

13 сентября 335 года было совершено освящение храма Воскресения Христова, и праздник Воздвижения перенесли на 14 сентября. Освящение главного христианского храма совершал собор епископов, прибывших со всех концов Римской империи. Этот факт дал толчок к распространению празднования Воздвижения Креста Господня во всем христианском мире. В VII веке с праздником Обретения было соединено и воспоминание другого события – возвращения Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена. После того как в 614 году Персидский шах Хозрой нанес Византийскому императору Фоке чувствительное поражение и овладел Иерусалимом, он разграбил сокровища Святого города и, в том числе, увез в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Честной Крест находился в плену 14 лет. Но 14 сентября 628 года, после победы императора Ираклия над персами, Крест был отобран у персов и возвращен в Иерусалим. Император, одетый во власяницу и босой, торжественно встретил Крест Христов и вернул его в храм Гроба Господня. Уже во II веке христиане стали осенять себя крестным знамением, а первые изображения креста известны в Церкви еще раньше. Изображения Распятия появились позднее: самые ранние из них созданы около VI века. По свидетельству святого Кирилла Иерусалимского , части Креста во второй половине IV века были разосланы по всей империи. Событие праздника По древнему иудейскому обычаю орудия казни закапывались вблизи места ее совершения. Этот факт стал отправным моментом в поисках, но большим препятствием явилось то, что ненавистник христиан император Адриан в начале II века решил уничтожить все следы как иудейства, так и христианства в Римской империи. Для этого он переименовал Иерусалим в Элию и полностью его перестроил, срыв Голгофский холм и засыпав пещеру святого Гроба. После этого Адриан соорудил над Голгофой капище языческой богини Венеры. А в III веке это здание уже лежало в руинах, поэтому к моменту начала поисков место Распятия оставалось неизвестным. По преданию, Голгофу указал под развалинами языческого капища престарелый иудей Иуда, впоследствии принявший христианство с именем Кириак. Раскопки подтвердили его слова: в указанном месте были найдены гвозди, дощечка с надписью на трех языках, которая, по свидетельству Евангелия, была прибита над Главою распятого Христа, и три креста. Нужно было узнать, какой из трех крестов является Крестом Христовым. Это было обнаружено чудесным образом: мертвец, которого несли к месту погребения, ожил от прикосновения одного из крестов, что стало неоспоримым свидетельством принадлежности этого Креста Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Необходимо возвратить в Иерусалим древо креста Господня и заняться благоустройством освобожденного из-под власти варваров востока. Таковы были, вероятно, те благовидные мотивы, которыми Ираклий объяснял пред населением столицы свой – несколько поспешный – отъезд на восток. Обыкновенно возвращение креста Господня в Иерусалим приурочивают к празднику воздвижения 14 сентября. Сделана была попытка – доказать, что это событие «приходится на 14 сентября не 630 г., а 629» 52 . Но праздник воздвижения креста, или «обновление св. креста», как выражались в Антиохии в 513 г., – существовал 14 сентября задолго до Ираклия и для объяснения его происхождения нет никакой надобности приурочивать к этому дню возвращение честного древа при Ираклии. А «629 год» предлагают на основаниях сомнительной прочности 53 . Вероятно Ираклий вступил в Иерусалим с животворящим древом 6 марта 630 г., во вторник на третьей неделе великого поста 54 . Естественно предполагать, что σναξις, богослужебное собрание, в следующее воскресенье, 11 марта, было весьма многочисленное, и древо креста было в этот день ( κυριακ τς σταυροπροσκυνσεων) вынесено для поклонения народу. Может быть император Ираклий ускорил свой отъезд из Константинополя именно для того, чтобы поспеть в Иерусалим к «неделе крестопоклонной». Следить за дальнейшими движениями Ираклия на востоке я не имею побуждений. Отмечу лишь одну подробность. Себеос представляет очень смутно обстоятельства, при которых состоялась уния греков с армянами. О каринском соборе он не знает ничего. Он думает, что Ираклий прислал католикосу Езру собственноручное изложение веры в Армению, и затем «католикос отправился в Ассирию (буквально: «в землю Асорестан»), видел государя и причастился с ним по закону. Он просил у царя в подарок соляные копии Кудьпи и, получив их в дар, с большим великолепием возвратился восвояси» 55 . Смешать Карин-Эрзерум с Мосулем очень мудрено для армянина. Видимо дело идет о втором свидании Езра с Ираклием, на этот раз на севере Месопотамии. Связь фактов была, по моему мнению, следующая. Епископ Матусага сиунийский, рассмотрев униональный акт каринского собора, составил догматико-полемическое послание к императору Ираклию, которое закапчивалось положением: «собор [халкидонский], проповедующий разделение естеств, признать мы не можем». Послание препровождено было к императору от имени «Езра, смиренного католикоса Армении, епископа Ованнеса марднетского и епископа Матусага сиунийского». Естественно император пригласил Езра к себе и потребовал, чтобы он объяснился на чистоту относительно унии. Католикос и на этот раз пожелал остаться ей верен и «причастился с императором по закону» 56 . Вероятно, это было летом 630 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Белая Гора. Николаевский Белогорский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня. Собор. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Архитектурные стили: Эклектика , Русско-византийский стиль Год постройки:Между 1902 и 1917. Архитектор:Е.И. Артёмов Ссылки:   Адрес: Россия, Пермский край, Кунгурский район, деревня Белая Гора, улица Монастырская, д. 1. Координаты: 57.392198, 56.23035 Проезд:От 65 километра трассы Пермь-Екатеринбург примерно 40 километров, через деревни Ерши, Бым и Калинино. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Заложена 24.06.1902 г. епископом Иоанном. Освящена 7-9.06.1917 г. Сооружена под руководством и по плану инженера Артамонова. Закрыта в 1922 г. Вновь открыта в 1991 г. 22.05.1991 г. состоялось первое богослужение. Е. Н. Шумилов По другим источникам, инженер Артемов Е.И. Это самый знаменитый собор Пермского края. В ясную погоду открывается великолепный вид, видно вокруг на несколько десятков километров. Уникальная архитектура собора, построенного из красного кирпича. Зимой храм, занесенный снегом, кажется сотворенным из воздуха. За какой-то особый дух святости, который витает в Белогорье, прозвали это место Уральским Афоном. Белой эту гору прозвали, согласно наиболее распространенному мнению, от того, что здесь долго не тает снег. Еще в XVIII веке в этих местах были старообрядческие скиты. Однако «официальная» православная история этого места началась в 1891 году. В память о спасении цесаревича Николая от покушения в Японии на Белой горе установили большой крест (более 10 метров в высоту). В народе его так и прозвали – «Царский». Но этим решили не ограничиваться. У православной церкви родилась идея создать на этом возвышенном месте Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь. 18 июня 1893 года на Белой горе осветили место под строительство православного храма. Первый деревянный храм был полностью построен уже к концу зимы следующего года. Сразу же начали строить настоятельский и братский корпуса. При монастыре открыли школу для мальчиков-сирот. Однако до революции 1917 года в ней обучились лишь 25 сирот.

http://sobory.ru/article/?object=03019

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010