В благоговейной радости равноапостольная царица Елена и все бывшие с ней воздали поклонение Кресту. Но людей собралось очень много, и, естественно, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли увидеть его. Тогда Патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, начал поднимать – воздвигать – Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй». Отсюда получил свое начало праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который был установлен в год обретения Святого Древа. Поскольку Крест был обретен в дни празднования Пасхи, то первоначально праздник совершался на второй день Пасхи. С 335 года, когда было совершено освящение храма Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября. Это освящение совершал собор епископов, прибывших со всех концов Римской империи, что послужило к распространению празднования в этот день Воздвижения Креста Господня и за пределами Иерусалима, во всем христианском мире. В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено и другое воспоминание – возвращения Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена. В 614 г. Персидский шах Хозрой во время войны с Византийским императором Фокой овладел Иерусалимом и разграбил его сокровища. Он увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня. В Персии Честной Крест пребывал 14 лет. В 628 г. святое Древо Креста Господня после победы императора Ираклия над персами и заключения мира было отобрано у персов и возвращено в Иерусалим. Император, в смиренной одежде и босой, торжественно встретил Крест Господень в Иерусалиме, внес его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось 14 сентября. Таким образом, в празднике этого дня соединились два воспоминания – обретение Креста Господня и возвращение его из персидского плена в Иерусалим. ПРЕДПРАЗДНСТВО И ПОПРАЗДНСТВО НЕДЕЛИ ПРЕД ВОЗДВИЖЕНИЕМ И ПО ВОЗДВИЖЕНИИ Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня принадлежит к числу двунадесятых. Он имеет один день предпразднства (13/26 сентября) и семь дней попразднства. День отдания – 21 сентября/4 октября. Кроме того, праздник Воздвижения имеет ту особенность, что суббота и Неделя, предшествующие дню Воздвижения, называются субботой и Неделей пред Воздвижением. Суббота и Неделя, следующие за днем Воздвижения, называются субботой и Неделей по Воздвижении. Эти субботы и Недели составляют предпразднство и попразднство. Но в эти дни не бывает особых служб – только на Литургии положено чтение особых Апостола и Евангелия, имеющих отношение ко Кресту, а перед ними – соответствующих празднику прокимнов и аллилуария (указание на это см. в служебном Евангелии, Апостоле, а также в Типиконе – последование под 8, 13, 15 и 21 сентября). ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Из исторических памятников, свидетельствующих о глубо¬кой древности Чудотворного Креста, можно только указать на соборный храм, на южной и северной лицевых сторонах кото¬рого, под самым верхним карнизом, вделаны в стенах из израз¬цовых облицованных кирпичей выпуклые изображения Креста, совершенно одинакового вида и формы с Чудотворным Крестом; а семиконечная форма сего Креста, с усеченными углами сре¬динной поперечины, едва ли не единственная в своем роде, и о подражании какому-либо другому кресту в сем случае не может быть и речи. Собор же Дмитровский построен около 400 лет то¬му назад. О нем уже упоминается в духовной грамоте Князя Дими¬трия Иоанновича, внука Иоанна III, племянника Великого Князя Василия Иоанновича. Грамота писана около 1509 года в темнице, куда был заключен несчастный князь своим же дедом в 1502 году, где он и умер в 1509 г. В древней описи 1523 года церквей города Дмитрова вто¬рично упоминается об Успенском соборе как здании каменном: «В городовой описи церкви: 1) Успения, да придел Великому¬ченика Георгия - каменные; 2) Воздвижения Креста Господня, и 3) Великомученика Димитрия, - упраздненные», говорится в опи¬си. Построение же собора с большою достоверностью можно приписать Георгию Иоанновичу, сыну Иоанна III, который око¬ло тридцати лет (1504-1533) был удельным Князем Дмитров¬ским и обладал высокими нравственными качествами души, любил Дмитров, долго жил в нем и был горячо любим дмитровцами. Почему он не мог не озаботиться построением хорошего каменного храма в своем любимом княжестве, особенно для та¬кой великой святыни, как Чудотворный Крест, который, вероят¬но, и находился прежде в деревянном храме Воздвижения, вы-строенном нарочно в честь Креста вскоре после его явления. Ко¬гда же храм обветшал и был упразднен, Святой Крест перенесен уже в новый каменный собор, где и устроен был в честь его при-дел Воздвижения. К такому же заключению о личности храмозда¬теля приводит и легкость и изящество постройки собора, како¬вая могла быть не ранее того времени, когда отец его Иоанн III вызвал итальянских художников в Москву и стал украшать свою столицу красивыми каменными зданиями, как, например, по¬строенный им Московский Успенский собор. Добрый пример от¬ца не мог остаться без воздействия на благочестивого сына его Георгия, и он, вероятно, поспешил воспользоваться искусством итальянских художников.

http://pravicon.com/image-33141

На мой взгляд, если собор и был начат в 16-м веке, от тех времен осталась только сама идея крупного центрального “куба”. Вероятно, старый собор, если он был, сильно разрушили в Смуту. Во всяком случае, все, что мы видим на “поверхности” – ложные закомары, мелкие шатры – типичные признаки 17-го века. Местами поработал еще и архитектор 19-го века, окончательно сбивая зрителя с толку. Показательно, что стены собора, придвинутые вплотную к валам, декорированы с меньшим старанием, чем те, которые смотрят на “свободный воздух”, и именно там в 19-м столетии кто-то решил “сделать покрасивее”. Фрески собора выполнены ярославской артелью при участии костромичей. Колокольня, пристроенная к храму, знаменита тем, что там сидел в заточении лидер раскола поп Лазарь. Но служил Лазарь не здесь, а в другом храме города, Покровском. По материалам сайта http://archeologia.narod.ru Храм Воздвижения Креста Господня был построен середине XVII века, около 1658 года, на месте прежнего, возведенного в древнем кремле города Романова, ныне именуемого Тутаевым. Так, около 1283 г., после «соборного советования», по свидетельству Супоневской летописи, была заложена соборная церковь во имя Воздвижения Креста Господня на левом берегу реки, «супротив Борисоглебской стороны». По преданию, первостроителем кремля был угличский князь благоверный Роман Владимирович Святой (1261-1285гг.). Первоначально соборный храм был деревянным, как и окружавшие его стены кремля. Высокий земляной вал с двух сторон, крутые берега Волги и прилегающего оврага, надвратные и угловые башни составляли мощь крепости, защищали собор. При ростовском митрополите Ионе Сысоевиче (1652-1691 гг.) в Романове начинается возведение каменного собора. К 1658 году он имел 2 каменных шатра, шатровую колокольню, паперть и 2 придела: Введения во храм Пресвятой Богородицы и в честь Смоленской иконы Богоматери. Царь Алексей Михайлович жалует для проведения работ 100 рублей и список Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы для храма. Роспись собора происходила в два приема. Сначала была расписана паперть в начале 1650-х годов артелью костромских иконописцев под руководством Василия Ильина и участии Гурия Никитина и Сергия Рожкова. Роспись главного храма выполнена уже в 1676 году костромичами и ярославцами во главе с Гурием Никитиным, названным одним из исследователей «последним великим художником Древней Руси». Так создавалось «Золотое кольцо» России.

http://sobory.ru/article/?object=00219

По словам президента, в его стране особенно ценят стремление патриарха Кирилла не допустить раскол единства Русской православной церкви, заботу о расширении и укреплении ее влияния в современном мире, возрождение миссионерских традиций, активную работу с разными слоями общества, прежде всего с молодежью, развитие межконфессионального диалога. Главным в пастырской поездке предстоятеля Церкви, безусловно, является живое общение со своей паствой и совместная молитва. И одной из основных тем этого общения станет грядущее 65-летие Победы в Великой Отечественной войне — с этим торжеством связан ряд мероприятий патриаршей программы (возложение венка к монументу на площади Победы в Минске, цветов — к мемориалу жертв нацистского концлагеря в Витебске, открытие в Витебске площади Победы). Вечером в субботу Патриарха Кирилла встретят уже в Полоцке, в Спасо-Евфросиниевском монастыре. По случаю кануна праздника Воздвижения Креста Господня предстоятель возглавит торжественное богослужение в Кресто-Воздвиженском соборе обители с чином воздвижения Креста. В самый день праздника Воздвижения Креста Господня, 27 сентября, Патриарх совершит в Кресто-Воздвиженском соборе Спасо-Евфросиниевского монастыря Полоцка Божественную литургию. Днем предстоятель РПЦ посетит полоцкий собор Святой Софии. К 16.00 Патриарх Кирилл прибудет в Витебск и возложит цветы к мемориальному кресту на месте гибели в концлагере 180 тысяч жертв нацизма. Затем совершит молебен в Покровском кафедральном соборе города. А в 17.00 первосвятитель примет участие в церемонии открытия в Витебске площади Победы. В понедельник, 28 сентября Патриарх Кирилл освятит крест на месте разрушенного Свято-Николаевского собора.  Также на последний день визита намечена встреча первосвятителя с белорусской молодежью в Витебске. Тему очередной беседы с подрастающим поколением по уже установившейся традиции Патриарх Кирилл объявит сам в начале своего выступления. Он также ответит на вопросы слушателей. Источники: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси , ИНТЕРФАКС-религия

http://pravmir.ru/pervosvyatitelskij-viz...

В 1992 году собор был возвращен церкви. В 1999 году на добровольные пожертвования верующих приступили к возрождению уникального иконостаса,которое на сегодняшний день завершено. Каменный, трехнефный, шестистолпный, с одной граненой апсидой и венчающими его семью куполами. В постановке куполов сочетается традиционное украинское пятиглавие (главы расположены по осям) с двумя башнями-главами на западном фасаде, характерными для некоторых древнерусских памятников. Поперечный неф и башни отмечены на фасадах слегка выступающими ризалитами. По горизонтали здание делится узким карнизом. Угловые пилястры расчленены на три яруса тягами. Разнообразием форм отличаются оконные проемы, рисунок наличников, ниш и порталов на северном, южном и западном фасадах. В решении интерьера сочетаются приёмы высотного и глубинного раскрытия пространства. В 1950-1953 гг. была осуществлена консервация памятника, с 1981 г. ведутся реставрационные работы. Памятник - единственное сохранившееся до наших дней на Украине семиглавое культовое сооружение, представляет собой образец украинского барокко. Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; Основная архитектурная достопримечательность, жемчужина женского Крестовоздвиженского монастыря - Свято-Крестовоздвиженский собор. Строительство этого величественного сооружения длилось с 1699 года и завершилось в 1756 году. Закладка монастырского храма состоялась в 1689 году, а его возведение велось на средства генерального судьи казацкого войска Василия Леонтьевича Кочубея. После смерти отца достраивал храм его сын В. В. Кочубей. Не остались в стороне и полтавские обыватели, казацкая верхушка, а также два украинских гетмана - Иван Самойлович и Иван Мазепа. За годы своего существования Крестовоздвиженский собор несколько раз реконструировался и прирастал приделами. Этот храм имел четыре престола: главный - Воздвижения Креста Господня (1756), Благовещения Пресвятой Богородицы (1756), Святителя Николая Чудотворца (1761) и Иоанна Крестителя (Предтечи)(1795). Крестовоздвиженский собор - единственный в Левобережной Украине храм, сохранившийся до наших дней, который имеет 7 куполов, расположенных в виде креста - по числу Священных Таинств и Вселенских Соборов. Площадь собора - 366 кв. метров, его длина - 30 метров, высота до центрального купола - 28 метров.

http://sobory.ru/article/?object=14195

Перед закрытием храма в 1930 году в списках прихожан значились самые старинные и уважаемые фамилии города. Для закрытия храма у власти был веский аргумент – община не смогла собрать денег на срочный ремонт храма, и его закрыли. В 1918 году город утратил данное благоверным князем свое исконное имя, став Тутаевым. В 1992 году возвращен РПЦ, в настоящее время настоятель – иеромонах Антоний (Таньков), существует община, проводятся регулярные богослужения. Крестовоздвиженский собор, согласно летописному сказанию, основан пятым угличским князем Романом Святым, а по родословной русских князей Романом Васильевичем, младшим сыном ярославского князя Василия Давидовича. В 1345 г. Роман Васильевич получив в удел испепеленный монголами Романов, возобновил, вновь устроил его и самый собор деревянный. Ныне существующий каменный собор построен в 1658 г. На постройку его дано было царем Алексеем Михайловичем 100 руб. Храм имеет отопление в одном Введенском приделе, собор крепок. Престолов три: в честь Воздвижения св. и Животворящего Креста Господня, в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, во имя Смоленской Божией Матери. Собор устроен усердием граждан. К собору приписана тюремная церковь во имя Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости, устроена в 1860 г. Чтимые особо в соборе святыни: икона Пресвятой Богородицы Тихвинской, подаренная собору царем Михаилом Федоровичем Романовым, чудотв. икона Пресвятой Богородицы Свенской, снимок с явленной чудотв. иконы Пресвятой Богородицы в Орловской губернии (1288 г.), икона Пресвятой Богородицы Владимирской, приобретена в Ярославле в 1816 г., украшена благотворителями, икона с изображением на финифти Страстей Угодников Божьих, пожертвована помещицей Анной Кон. Зацепиной в 1890 г., серебряный напрестольный крест со св. мощами. За отчисленную к городу в 1846 г. землю соборный причт получает 214 руб. 28 коп. из городских доходов. Церковный дом для причта. По плану земли при доме положено 1696 кв. саж. Церковного капитала в билетах 6015 руб. 64 коп. В ведении собора находятся две деревянные часовни в центре города, когда и кем построены – неизвестно. Прихожан 50 муж. пола и 48 жен. Собор на левом, высоком берегу р. Волги. Площадь, занимаемая собором, ровная, с востока и юга окружена валом. Прихожане исключительно жители города. В ведении собора две богадельни: Хлобыстинская и Беспаловская, обе обеспечены теми благотворителями, фамилии которых носят. Штатный состав причта: настоятель-протоиерей, священник, диакон и два псаломщика. Казенного жалованья причту 1029 руб. и от общегородского общества: за уступленную в 1846 г. землю – 214 руб. 28 коп., жалованья от того же общества 128 руб. 60 коп. и на обеспечение вакансии священника 200 руб. в год. Причтового капитала в процентных бумагах 15 248 руб.

http://sobory.ru/article/?object=00219

С самого начала в монастыре был храм Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня с приделом во имя блаженного Василия. Церковь со всеми монастырскими строениями сгорела в 1715 году, но затем была возведена вновь. 8 июня 1716 года храм был освящен в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. По храмовой церкви обновленный монастырь стал называться Крестовоздвиженским. В 1809 г. пожар, перекинувшийся из кремля, нанес значительные повреждения храму и части зданий, кроме того строения уже давно подвергались разрушительному воздействию почвенных вод. Это стало причиной ходатайства о перенесении обители на новое место. 20 апреля 1812 года вышел указ императора Александра I, дозволяющий переместить Нижегородский Крестовоздвиженский монастырь. Монастырю была выделена обширная площадка на пустынной тогда окраине Нижнего Новгорода, рядом с Казанским кладбищем и храмом. Была начата разборка старого храма и некоторых монастырских зданий. Весной 1813 года было положено основание Крестовоздвиженской обители на новом месте. Инокини собственными руками переносили кирпичи за три версты. К осени 1814 года были возведены наружные стены монастыря, внутри них – колокольня со святыми вратами и двумя палатками, восемь каменных корпусов, а также заложен фундамент соборной церкви. Вне монастыря устроен гостиный двор. В октябре 1815 года сестры переселились в новую обитель. 6 ноября 1815 года была освящена больничная церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святого Василия Блаженного. Так как собор на новом месте еще не был готов было разрешено совершать богослужения в престольный праздник в Казанской кладбищенской церкви, построенной в 1798-1799 годах на средства нижегородского купца Я.С. Стешева. 17 августа 1823 года состоялось освящение главного собора монастыря – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Пятиглавый собор в форме правильного креста был вписан в круг соборной ограды, заключенный в квадрат, образованный восемью жилыми корпусами, в свою очередь соединенными между собой деревянными галереями. Весь монастырь был огражден стенами в форме правильного четырехугольника с башнями по углам. Звонница с семью колоколами возвышалась над главными западными воротами. В таком виде монастырь просуществовал до 1851 года, когда территория его была расширена и обнесена новым четырехугольником стен, с собственными святыми вратами.

http://sobory.ru/article/?object=01815

ПОСТАНОВИЛИ:   ЖУРНАЛ 80 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся Первосвятительском посещении Республики Беларусь. Справка: С 25 по 28 сентября 2009 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Республику Беларусь. В поездке Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда и другие. В ходе поездки Святейший Патриарх Кирилл побывал в Минской, Полоцкой и Витебской епархиях. Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Минское епархиальное управление, Минский Свято-Духов кафедральный собор, храм-памятник в честь Всех святых, храм Минского дома милосердия в честь святого праведного Иова Многострадального, Спасо-Евфросиниевский женский монастырь и собор Софии, Премудрости Божией, в Полоцке, Свято-Покровский кафедральный собор Витебска, строящийся Успенский собор и храм Воскресения Христова в том же городе. Предстоятель Русской Православной Церкви в сослужении митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, архиереев из Беларуси, России, Украины, а также сонма священнослужителей совершил накануне праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста утреню с чином Воздвижения Креста Господня, а в самый день праздника — Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. За богослужениями молились многие тысячи православных верующих, присутствовали представители государственной власти. Патриарх Кирилл также совершил молебны и молитвословия в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе, в Крестовой церкви в честь Собора Белорусских святых, у обелиска на площади Победы в Минске, у мемориального креста в витебском концлагере на месте гибели жертв нацизма, в Свято-Покровском кафедральном соборе Витебска.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209724...

В феврале 1238 г. Юрьев был взят полчищами Батыя, и во время общего разгрома города собор был разграблен татарами и опустошен. В начале XVII ст. Георгиевский собор вместе с другими церквами подвергся новому разорению от поляков, кои так опустошили собор, что в течение более столетия он находился в самом печальном состоянии. Суздальский и Юрьевский епископ Афанасий (1735-37 гг.), заботясь об улучшении материального быта собора и его причта, в 1736 г. повелел приписать к собору два городских прихода: Успенский и Благовещенский. Усердием прихожан собор был обновлен и снабжен в достаточном количестве всеми богослужебными принадлежностями. В конце XVIII ст. прихожане своими средствами соорудили 4-ярусную каменную колокольню. В 1817 г. теплая Троицкая церковь была расширена и в ней устроен другой престол – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В соборе три престола: в холодном – во имя св. вмч. Георгия, в теплом – в честь Св. Живоначальной Троицы и в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Собору принадлежат здания: каменная часовня, построенная в память избавления императора Александра II от угрожавшей ему опасности во время покушения на его жизнь 25 мая 1867 г., и каменная сторожка, находящаяся внутри соборной ограды. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1801 г., исповедные росписи с 1830 г.; опись церковного имущества имеется и хранится в ризнице. Земли при соборе: огородной, сенокосной и пахотной имеется 45 дес. Причт собора: протоиерей, 2 священника, диакон и 3 псаломщика. На содержание причта получается: процентов с церковного капитала 552 руб. 17 коп.; от земли 900 руб., за требоисправления и другие церковные службы 2753 руб., а всего до 3652 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. В приходе собора числится 149 дворов, душ муж. пола 725 и жен. 843. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г.

http://sobory.ru/article/?object=00203

Так, после дня Рождества Богородицы (8 сентября) совершается праздник в честь святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны; после Рождества христова (25 декабря) празднуется Собор Богородицы; после Крещения Господня (6 января) празднуется Собор святого Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна; после Сретения Господня (2 февраля) совершается память святого праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы; после Благовещения Богородицы (25 марта) празднуется Собор Архистратига Гавриила, в последованиях Минеи на эти числа находятся песнопения сих праздников. Вместе же с этими песнопениями или, когда после праздника Господнего и Богородичного нет таких воспоминаний, вместе с песнопениями святому в дни попразднства, в Минее Месячной находятся песни собственно попразднственные, которые воспоминают и прославляют бывшее событие праздника. Дней попразднетвенных и последований Минеи, заключающих в себе песни попразднства, бывает неодинаковое число после праздников. 14 сентября – великий праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Этот праздник совершается в память двух событий: во-первых, обретения Животворящего Креста; во-вторых, возвращения его от персов. Обретение Животворящего Креста было в IV в., в 326 году. Императрица св. Елена, мать императора Константина Великого , пожелала отыскать крест, на котором был распят Господь. Она отправилась в Палестину, в Иерусалим; от одного еврея Иуды узнала, что крест был зарыт в земле на том месте, где было капище Венеры. По разрытии земли нашли три креста. Чтобы узнать, на котором из них был распят Господь (ибо надпись от креста Господня отпала), попеременно возлагали кресты на умершего, которого несли для погребения. Два креста не произвели никакого действия, а когда положили третий крест, мертвый воскрес. Это чудо ясно указало на Животворящий Крест Господень, с чувством благоговения народ повергался перед Крестом, желал его лобызать. Но от стечения народа многие не могли его видеть. Тогда Иерусалимский патриарх Макарий взошел на возвышенное место и воздвигнул Крест таким образом, что народ мог его видеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010