644 Опальный боярин Берсень отзывается о Данииле, что «учительнаго слова от него нет никакого». Акты Археогр. Эксп., т. I, 172, 142. 646 Одною от существеннейших обязанностей каждого человека благочестивого было «иерей Христовы чтить всякою честию и любовию». (Рук. Соф. биб. 1457, л. 183. Поучение детем духовным) - " и главы подклонять им» (Рукоп. Соф. библ. 1061, л. 251, Поучен. отца духовн. после исповеди. Рук. той же биб. 1063, л. 62–64. Слово свв. отец, како лепо христианам с женами житии), и все это заповедовалось делать не ради чего-либо другого, а «за отдание своих грехов», ибо оказывать пастырям почет – это значит все равно, что «та вся аки Богу влагать». Рукоп. Погодина 1288 л. 194. Сказание повестей божественных писаний. Рущинский, Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей XVI и XVII вв. Чтен. в Общ. Ист. и Древн. Рос. 1871 г. кн. III. 112–113. Домострой, М. 1849, 5–6. 647 Рукоп. И. П биб., из древнехранилища Погодина, 1315, не нумерованная по листам. Статья: о разгневании отца духовного. Здесь читаем следующее: «аще человек Бога разгневит, то отцем духовным умолит Бога; аще же человек отца духовного разгневит, то и кем Бога призовеши»? 649 Пастырю внушалось «любити чада своя духовная, яко свой уд «(Рукоп. Соф, биб. 1466, л. 132. Из чина исповеди)» и по всем заступать за них» (Рукоп. Соф. биб. 1321, л. 485, Слово о попех). 650 В поучении ап. Павла, (русском), пастырю строго заповедуется «учити порученныя ему люди». Рукоп. Импер. Публ. библ. из древнехранилища Погодина 1024, л. 383. Правосл. Собесед. 1861 г., I, 446–447. Памятники отреченной русской литературы, издан. Тихонравовым, т. II, 293. Существовали даже специальные поучения в роде, «како попом учити люди». (Слово, приписывается Златоусту, рукоп. Имп. Публ. библ. F. I, 228, л. 42–43.) – «слово, о еже како лепо есть быти учителю». (Рукоп. Кирил. библ. (не разборчиво), л. 155–159.) – «слово о попех», (рукоп. Имп. Публ. библ. Погодинская, 1024, л. 380–381), которые главным образом посвящены были разъяснению и внушению того, что пастырям необходимо учить народ. Пастыри, игнорировавшие свои прямые обязанности и не заботившиеся о просвещении народа, заслуживали справедливое осуждение со стороны древних книжников. – «Аще пресвитери не учат и не исправляют... горе таковым учителем», так читается в слове свв. отец. «како жити христианом». Рукоп. Имп. Публ. библ. Q. I, 308, л. 319–323. F. I, 232, из собр. Толст., отд. I, 439, л. 51. Подроб. см. у Николаевского. Рус. Проп. в XV и XVI в. М. Мин. Н. Пр. 1868, ч. 137.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

204 Акт. Зап. Рос. т. I 26. Вести. Зап. Росс. 1868 г. кн. 8-я. Архив Юго-Зап. России т. I ч. 4 стр. 46. Похилевич, ibid. стр. 254. 208 В «Записи» читаем об этих селах следующее: «Истобьчане и Нежиловьцы 2 колоде меду, у Нежиловичох постольищина»; у «Мигальчдчах ведро меду дают»; «у в Унине Павел дает корайман меду, Захарья дает корайман меду, Ходыка ведро меду дает, Агафоник дает ведро меду»; «у Вельи шесть корайманов меду, а седьмой корайман, это коли берет». 209 Арх. Ю.-З. Рос. т. 4 ч. 1 стр. 248. 642. Пр. Лебединцев, 17–24. Похилевич, 178. 204. 206. 208. 209. 233. 235. 210 А. 3. Р. I. 26. Арх. Ю.-З. Рос. т. 4 ч. 1 стр. 335. т. I ч. 4 стр. 47. Похилевич, 220. 191. 212 А. 3. Р. т. I, 26. Пр. Лебединцев, 17–24 «Из прежних ревизий явствует, что г. г. Тыши на собственной митрополита земле основали следующия имения: прежде всего местечко Ходорков и село Кривое, а княжна Рожинская на этом же месте оселила Соколец». 213 «Дедкович дает 4 ведра меду»; «у Нородичох с Хотиновьской земли ведро меду дают»; «у Ноздриши с Полочаньской земли полтора ведра меду и поданье»; «у Сорокошичох 4 ведра меду дают»; «с Няневщины люди дают четырьнядное лукно, и тивуньщина и поданьа»; «у Булгаковичох 2 лукне чотырьпядных, а третее пятипядное»; «у Селци з Межирецькой земли 2 ведре меду и поданье»; «у Кодне Петр Дияков 2 кораймоны меду дает»; «у Чюднови з Дедковьщины 3 ведра меду». 227 Несомненно известно, что в начале XVI в. Слоним принадлежал к митрополичьей епархии. А. З. Р. И. 77. 228 При поставлении Романа в митрополиты для Литвы Новогрудок был сделан его кафедральным городом (Acta Patriarch. Constant. I, 426). А м. Киприан в письме к преп. Сергию выражается о Новогрудке уже так: «Новый городок Литовский давно отпал»… (Прав. Собесед. 1860 г. II, стр. 97). 229 «Одное зимы митрополит Иона Глезнь в Менску бях» и дальше. Вилен. Арх. Сбор. т. VI, 4, стр. 10. 230 Последнее известие о Галицком епископе встречается под 1414 г. (А. З. Р. т. I, 12). Около этого же времени в Львове утвердилась резиденция латинского епископа Яна Решовского (Зубрицкий, 238). Поэтому, закрытие Галицкой кафедры относится ко времени около 1414 г. Так как праздным местом заведовала обыкновенно высшая власть и так как Галицкая епископия называлась митрополией, то по упразднении она и составила участок епархии митрополичьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

А вот что автор пишет в третьей части о библейской истории как предмете внебогослужебных собеседований (72): «При ведении внебогослужебных собеседований по свящ истории проповедник должен помнить, что цель его собеседований не познакомить своих слушателей с исторической судьбой еврейского народа, а извлечь для них поучение и назидание. Задача священника – не в том, чтобы сообщить народу специальные и подробные сведения по библейской истории, не в том, чтобы его прихожане подробно и отчетливо знали все, напр., библейские события, лица, числа, собственные имена и т.д., – нет, свящ. история должна быть в этом случае не учебным предметом, а живым высоким средством к религиозному наставлению и назиданию слушателей» и т.д. Правда, первый отдел автор составлял по «реферату о преподавании Закона Божия в начальных училищах» свящ. Рождественского, «Методике Закона Божия» Соколова Аф., а третий по сочинениям Маврицкого В. «Воскр. и празд. внебог. собесед.», Дьяченко «О воскресных чтениях для народа»; но должен же он был заметить, что в этих разных пособиях речь по существу идет об одном и том же предмете?.. И при всем том, почему же он, кроме первой и третьей частей, не говорит о священно-исторических собеседованиях во второй части?.. Другое невыгодное следствие указанного недостатка науки о пастырском проповедании Слова Божия сказывается в неосновательности случайных суждений автора по тем или другим вопросам принципиального характера. Не соединив этих вопросов вместе, не подвергнув их исследованию связному, последовательному и обстоятельному, автор, вынуждаясь касаться их там и сям, по необходимости высказывает суждения неосновательные, несмотря на серьезный и степенный тон, на внешнюю тщательную обработку. Примеров этого также можно было бы привести множество; но мы ограничимся немногим. В параграфе 47 автор рассуждает о лирическом элементе в богослужебно-храмовой проповеди, не давая себе ясного отчета о предмете своей речи. Воодушевление проповедника, теплота его речи могут быть или плодом его христианской убежденности, любви к слушателям, духовной опытности, или же результатом художественного характера проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Как правильно вести себя с инвалидами//Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. URL: http:// www.dislife.ru/flow/heme/5963/ Как правильно вести себя с инвалидами//Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. URL: http:// www.dislife.ru/flow/heme/5963/ Сопровождение в храме. Ориентировка в храме. правила сопровождения Слепым и слабовидящим людям трудно ориентироваться в пространстве храма. Им сложно найти то место в храме, где можно приобрести свечи, подать записки. Еще сложнее найти именно ту икону, к которой хочется поставить свечу; найти подсвечник и свободное место для свечи, зажечь и поставить ее; понять, куда надо встать для общей молитвы перед исповедью и к кому именно подойти, чтобы исповедоваться; правильно подойти к причастию и т. д. Поэтому незрячие прихожане нуждаются в помощи (в сопровождении). В чем может выражаться такая помощь? Постарайтесь соблюдать несколько основных правил общения с незрячим человеком. • Сами предлагайте помощь незрячим. • Не навязывайте помощь инвалиду, если он от нее отказывается. • Не говорите с незрячим покровительственным то-ном, общайтесь с ним так же уважительно, как с любым другим человеком. • В разговоре обращайтесь непосредственно к незря-чему. Не говорите громче, чем обычно. • Называйте себя и пред-ставляйте других собесед-ников и присутствующих. • Предупреждайте человека, собираясь взять его за руку. • Не проявляйте открыто жалости к незрячим: им нужна помощь, но не жалость. • В присутствии незрячего не следует долго восхищаться красотой чего-либо, лучше рассказать, что именно вызывает восхищение. • Не заменяйте чтение ка-кого-либо важного доку-мента его пересказом. • Если вы обедаете с не-зрячим, то рассказывайте ему о том, какую приносят пищу и как располагают ее на столе и на тарелке. В том, чтобы помочь слепому человеку дойти до храма, прочитать ему важную информацию на доске объявлений, написать и подать записки о здравии и об упокоении, подойти к исповеди и причастию, приложиться к иконе, кресту и т. д. Основные правила сопровождения незрячего в храме и в любом другом пространстве см. на с. 33.

http://azbyka.ru/zdorovie/invalid-v-hram...

Число 2337 делится на 19 без остатка. Следовательно, первый год седмин, в лунном отношении, соответствует 1875-му году. 3) В 1875 году мартовское полнолуние падало на вечер 8-го апреля; следовательно пасха должна была бы праздноваться 9-го апреля. А так как в 1875 году весеннее равноденствие падало на утро 9 марта, тогда как в год страданий Спасителя – почти на полдень 24 марта; то, для уравновешения лунного течения с солнечным, мы к 9-му апреля должны прибавить 14 1 / 2 дней. Но этого сделать невозможно, так как от одного полнолуния до другого не 14 1 / 2 , а 29 1 / 2 дней. Двинуться назад мы также не можем, потому что, вследствие неточности юлианского календаря, и без того подвинулись уже назад. Остается на 29 1 / 2 дней подвинуться вперед. Это тем более законно, что из 29 1 / 2 дней нам следует вычесть 8 1 / 2 дней разницы между полнолуниями года страданий Господних и полнолуниями 1870-х годов (Правосл. Собесед. 1886 г. декабрь), иначе говоря, вместо 29 1 / 2 дней к 9-му апреля мы должны прибавить лишь 21 день: 9 + 21=30. Это будет означать, что пасха в первый год седмин должна была соответствовать 30-му апреля года страданий. Следовательно 1-му нисана года седмин должно было соответствовать 16-е апреля года страданий, а начало седмин или 15-е адара первого года седмин – 1-му апреля года страданий. А так как за 490 лет луна должна была отстать от солнечного года более, чем на один день; то полнолуние в год страданий должно было опоздать на один день и последовать именно 2-го апреля; иначе сказать: это означает, что одним днем (он мог закончиться и утром, и полднем, и вечером) должны были закончиться седмины, а с другого, непосредственно с ним соприкасавшегося, имел войти в силу Завет Новый Бога с человеком. А.Некрасов 3 Высокпр. Филарет замечает: «сего Санаваллата (т. е. современника Александра В.) нельзя смешивать с современником Неемии тогоже имени. Их разделяет целый век». Начертание Библ. Истории. 1840. стр. 380. 10 Ibid. πεμφθες ες Σαμαρεαν π Δαρεου το τελευταου βασιλως σατρπης.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Пр. Собесед. 1868 г. журн. 28 авг.). Перевод Деяний начал помещаться в «Православном Собеседнике» со следующего уже 1859 г. Таким образом, ректор архим. Иоанн взялся за журнал весьма энергично и реформировал его довольно радикально, и не к худшему. Особенно перевод Деяний всел. соборов, предпринятый академией по его инициативе, весьма много поднял цену журнала в научном отношении, так как перевод этот должен был составить весьма важный вклад в русскую духовную литературу. Вместе с тем, ректор принял самые энергичные меры к тому, чтобы и оригинальный отдел наполнялся статьями по возможности самого лучшего достоинства как со стороны научной, так и со стороны целесообразности. Ревностно принявшись за это дело сам, он привлек к нему также и лучшие научные силы академии, сгруппировав около себя в то время еще молодых бакалавров Лилова, Щапова, Добротворского, Порфирьева. Сам он в 1858 г. поместил 16 статей, занявших более 30 печатных листов ( 1 ) Статьи эти большей частью канонического характера и отчасти проповеди . Последние особенно замечательны тем, что затрагивают самые жгучие вопросы современности. Статьи Порфирьева 2 , Лилова 3 , Щапина 4 , Добротворского 5 , Павлова 6 , Покровского 7 касались разных вопросов русской церковной истории вообще, и в частности русского сектантства. Все они составлены были на основании новых материалов, большею частью рукописных, и имели высокую научную ценность, каковую не потеряли и до настоящего времени. Кроме того при журнале Порфирьевым 8 и Щаповым 9 издано было по рукописям Соловецкой библиотеки много памятников древней духовной нашей литературы. Если судить по заглавиям статей, то в настоящее время может показаться, что журнал исключительно имел, так сказать, историко-археологический характер: по вопросам современной церковной жизни в принятом ныне смысле не было по-видимому ничего; но на самом деле не совсем так, ибо все почти помещенное в журнал, было для того времени ново и можно сказать, необычно. К современности все это относилось косвенно, но, тем не менее, близко; все это большею частью касалось русской церковной истории, объясняющей явления современной церковной жизни лучше всевозможных рассуждений и размышлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

10 Orac. sibyll. III, 271–272; πσα δε γαα σθεν πλρη κα πσα θλασσα; πς δε προσχθζων σται το σο θμοισι. Также Деян. II, 3–11; Bell. judII, 16, 4: «Нет во вселенной народа, который бы ве воспринял часть нашего»; VII, 3, 3: «иудейский народ весьма распространен по всей вселенной»; Philo, Legat ad Caj. p. 1071: «Иерусалим – главный город не Иудеи только, но большинства стран по причине колоний, высланных при удобных случаях в пограничные страны Египет Финикию, Сирию, Келесирию и в более отдаленные –Памфилию, Киликию, в большинство провинций Азии до Вифинии и отдаленнейших углов Понта, а также из Европейских – в Фессалию, Беотию, Македонию, Этолию, Аттику, Аргос, Коринф и в большинство прекраснейших частей Пелопоннеса. И не только материк наполнен иудейскими поселениями, но и значительнейшие острова – Евбея, Кипр, Крит. Я умалчиваю о странах по ту сторону Евфрата, ибо все они, за исключением части Вавилона и тех сатраний, которые обнимают кругом плодородную землю, имеют иудейских жителей». 11 Сжатый, но многосодержательный очерк внутренней организации иудейских общин на западе, можно читать у Schürer " a, Geschicbte В. H. S. 513–541. 12 Так, декретом Августа иудеи были освобождены от обязанности являться по субботам в суд (Antiqu. XVI, 6, 2 и 4); по указу того же императора, раздача oбщecmbehhjro хлеба и денег, если она падала на субботу, должна была для иудеев производиться на следующий день (Philo, Legal, ad Caj); вместо масла, которое обязаны были доставлять коммуны, иудеям, не употреблявшим языческого масла, позволено было уплачивать соответствующую сумму денег (Antiqu. ХΙΙ, 3, 1). Благодаря особенностям своей религии, иудеи также освобождались от военной службы в не-иудейских войсках (Antiqu. XIV, 10–19). 13 При Тиверии, когда иудеи были изгнаны из Рима (Antiqu. 18:3, 5), при Калигуле, когда свобода их была стесняема настойчивым требованием императора воздавать ему божеское почитание (Legit, ad Cajum), при Клавдии, когда иудеи были вновь изгнаны из Рима ( Деян. 18:1–3 . Sueton. Claud.). Известно также несколько фактов, когда областные правители по собственному почину стесняли религиозную свободу иудеев (Antiqu. XIV, 10, 25). Но все стеснительные меры, предпринимавшиеся против иудеев, обыкновенно не распространялись на всю империю и применялись непродолжительное время. См. об этом в русской литер, у проф. Бердникова в Правосл. Собесед. 1881, т. I, 227 и дал., у проф. Зениера в цит. соч.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Правосл. собесед. 1912, I); Петр нарушил и огромную культурную работу Церкви по благотворению и образованию, дав последнему слишком светский характер и посягнув даже на самый характер религиозного воспитания через издание неправославных книжек через зависимое от светской власти духовенство. Уложение еще не захватывало лично Патриарха, но, конфискуя его посады, оно вступило на путь уменьшения церковного имущества и обезсиления общественного значения Патриарха; преступив каноны подчинением Церкви государственному принципу, оно расчищало в принципе путь дальнейшему нарушению канонов, в конце которого стояло уже не только устранение лучшего Патриарха через послушных и подкупных Иерархов, вмешательство государства в управление церковной собственности и в составление церковной Иерархии, но и уничтожение самим государством канонического церковного строя через уничтожение Патриаршества. Попутно с превращением церковного управления в государственное, завершившимся созданием Синода из назначенных правительством духовных лиц на известное время, самостоятельно им выбираемых и присягающих в верности крайнему своему судье в лице государя, шло и вытравление церковного элемента из управления государственного, устранение его из высших государственных учреждений. Прекращается участие духовных лиц в Боярской Думе, которая заменяется Сенатом из одних светских лиц. Рядом с самим царем стоявший и интимно по сану с ним связанный Патриарх уже не находится при лице царя, а заменившая его духовная коллегия, как и всякое другое подчиненное государственное учреждение, сносится с царем уже не непосредственно, а через приставленное око государево в лице обер прокурора Св. Синода, в которые ставится «храбрый и смелый офицер.» На место высшей идеи постепенного оцерковления государства, возвышения его через симфонию властей явилась идея подчинения самой Церкви и её положения в обществе тем философским идеям, которыми в данное время увлекаются представители государственной власти. Это было уже расцерковлением государства и ввержением его в пучину стихий мира сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

474 Krasinski, 117 и 118, Lukaszewicz, II Theil, 1855 г. Каноник Станислав Оржеховский (русский из Галиции), во время семнадцатилетнего пребывания за границей сдружившийся с Лютером и Меланхтоном, по возвращении на свою капонию открыто вступил в брак с Магдалиной Холмской в 1551 г. и написал к папе Юлию III письмо, требуя, чтобы св. отец благословил его брак и дозволил ксендзам жениться. Преданный за это суду сената, он был совершенно оправдан, потому что большинство тогдашнего сената состояло из иноверцев. По его примеру несколько бискупов и ксендзов подали папе петицию, в которой просили его доказать на основании Священного Писания , почему бы священнослужителям нельзя вступать в законные браки. Нелишне заметить, что какое движение по вопросу о безбрачии происходит в наше время в католическом духовенстве, какие петиции о вступлении в законный брак шлют к папе нынешние ксендзы и старокатолики, такое же движение и просьбы видим в половине 16 века, при первом сближении католиков с протестантами и православными. Не увлекаясь всеми крайностями протестантизма и не вынося более злоупотреблений в аномалии католицизма, кононики и патеры искали среднего примирительного пути и обретали его в православии, в его истинных апостольских учреждениях и учении. В данном случае, не отвергая безусловно вместе с протестантами безбрачия и монашества, они, подобно православным, желали и домогались брака для тех, которые не могут вместить неудобоносимого этого бремени (безбрачия). 478 Акты Запад. России, т. IV, 32, стр. 42. Акты Южной и Запад. России, т. II, стр. 210 и сказан. Курбск., 225 стр. 482 Таковы, например, Пинский епископ Леонтий Пельчинский и Холмский, Дионисий Збировский. Акты Западн. России, т. IV, 29 и 33. 484 Материалы для Южнорусской противолютеранской поленики Тр. Киев. Духовн. Акад. 1862, т. II, стр. 115 486 Книга о вере, стр. 206. Прав. Собесед. 1858 г., т. I, стр. 268. Литовская церковная уния, М. О. Койловича, т. I, стр. 31 и 242. 488 Сливов, 36. Сказание о Львовском ставропигиальном братстве, переведенное Я.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

др. и Прав. цер. II, 69 и 70). Нужно сказать, что слова Максимова о крестном знамении нет в самом древнем сборнике слов его (XVI в. хранящ. в Румян. муз. в Моск. публ. библ. 264). Это отсутствие слова, которое в последствии приверженцы двуперстия старались вносить во все известные собрания слов Максимовых (и вносили неодинаково по счету слов), объясняется тем, что собиратель совсем не имел в оригинале сего слова, которое могло быть написано препод. Максимом в последнее время его жизни – в обличение неосновательных проклятий на Стоглавом соборе (см. лг.31); или же хотя имел, но уже испорченное мудрованием о двуперстии, и потому оставил его без внимания, как не согласное с обычаем знаменоваться тремя перстами, сложенными вкупе. Нельзя оставить без внимания и того обстоятельства, что старшая после Румянцевской рукопись сочинений Максима с его словом о крестном знамении принадлежит Лавре препод. Сергия (в библ. Москов. духов. Акад.), где доканчивал свою страдальческую жизнь препод. Максим; однако эта рукопись слов его не есть автограф, а составлена иным лицом уже после смерти Максима (см. о Максиме Греке в Москвит. 1842 II, прим. 97). 88 Почтенная редакция Прав. собеседника не заметила почему-то сего исключения, и потому неверно сказала, что свидетельство Феодоритово одинаково излагается, как в стоглаве, так и в сборнике Даниила. (Прав. Собесед. Август. 1860 г. стр. 394). 89 Мы пользуемся тою редакциею стоглава (издан. Кожанчикова 1863 г.), которая особенно уважается старообрядцами за указание, будто бы в символе веры «сице подобает глаголати: и в Духа Святаго, Господа истиннаго, и животворящаго». См. глав. 9. стр. 68; хотя в приложении к тому же изданию указывается по другой редакции лучшее чтение: «сущее глаголется, и в Духа Святаго, истиннаго и животворящаго» ино то горазно, неции же глаголют: «и в Духа Святаго Господа истиннаго» ино то не горазно. Едино глаголати: или Господа, или истиннаго. – Смотр. Археолог. заметки о греческ. псалт. Архим. Амфилохия, Москв. 1866 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010