На верхней доске скорописью XVI века: Книга, в полдесть, на харатье, Евфимиево житие Киржацкая. В Обзоре русс. духовн. литер. § 50 сказано, что ркп. эта писана рукою того самого Епифания, который в 1303 (а не 1330) г. написал Стихирарь 22. 35. (2018) Житие св. Нифонта, устав. в два столбца, напис. 1222 года, в лист, 175 листов. Заглавие: Житие препод. и богоносн. отца нашего Нифонта, зовомаго мниха. Память его записана в одних только Святцах 317 под 23 декабря. Предки наши сомневались в достоверности жития Нифонтова: Подобает ведущего вопросити о сем, аще истина есть, читается по некоторым спискам о статье о книгах истинных и ложных. См. 701 л. 410. По замечанию Николая Грамматика, патр. константинопольского, мужа чрезвычайно образованного и подвижника благочестия († 1111 г., Хр. Чт. 1843 г. ч. III стр. 281), житие св. Нифонта в различных местех развращено есть (см. 205 гл. 41), а по замечанию другого ученнейшего мужа, преосв. Филарета, архиеп. черниговского, оно описано не очень смысленным Византийцем. См. Обзор русс. духовн. литер. § 31. л. 175. Послесловие, – в конце первого столбца: Господи помози рабом своим Иоану и Олексию, написавшема книгы сия, а где суть памяткы, исправя чтете; – в другом столбце: В лето 6730 (1222) кончаны быша книги сия мес. мая в 21 день, на память св. мученика Иеремия (Ермия?), в граде Ростове, при князи при Васильце при сыну Костантинове, а внуце Всеволожи. Святая госпоже Богородице, святые Апостолы, Пророцы, Мученицы, святый Нифонте, помози(те) моему господину Василку, и мене грешнаго раба своего Кирила избави(те) в день судный от вечные муки. В княжение Василька 1219–1238 г. в Ростове были епископы Кирилл 1-й 1216–1230 и Кирилл II-й 1231–1262 г. Если с автором Обзора (см. § 51) под именем Кирилла в послесловии разуметь епископа, то, конечно, первого, и притом следует видеть в нем ни более ни менее, как владельца книги, а не писца и переводчика. По свидетельству летописца у Кирилла 1-го была богатая библиотека; именно летописец пишет, что он был богат зело кунами и селы и всем товаром и книгами, и просто рещи так бе, богат всем, как ни един епископ быв в суждальстей области. (Полн. Собр. русс. летоп.1:192). Писцы книги (Иоанн и Алексий) означили свои имена в начале послесловия. Перевод жития св. Нифонта совершен в глубокой древности; препод. Феодосий киево-печерский († 1074 г.) уже приводит из него выписку (см. 142 л. 88) в слове об умеренности в застольном питье, издан. в Правосл. Собесед. 1858 г. ч. III, стр. 256–258.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

8-й ирмос Воздвижения). 21 См. нашу книгу «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности». 22 Суровым схоластикам Средних веков не по сердцу был человек любви, а индетерминистический индивидуализм Канта лишил нравственного значения всякое чувство, кроме чувства холодного уважения, усвоив всем прочим чувствованиям характер плотский, свойственный низшим натурам. Ср. [положения статьи] Снегирева «О любви» в журнале «Вера и разум» за 1892 г. 25 С этой точки зрения он с особенной силой старается развить учение о благодати в противовес древнему закону. 26 См. нашу статью «Об отношении личного спасения к общественному благу», где разъясняется практическое бессилие современной независимой морали. 27 По первоначальном напечатании нашей речи [см. «Богословский вестник» – 1892 г., (ноябрь), с. 149–172, – где указанная статья заканчивается следующим образом: «Нам остается показать, что в нашем истолковании учения о Святой Троице нет ни одного нового понятия сравнительно с тем, что говорили о нем говорили святые отцы церкви – Афанасий, Василий, два Григория, два Иоанна, два Кирилла и Августин, прославившие Триединого»], мы предприняли проверку ее положений по многим святоотеческим творениям, но работа осталась, и, может быть, останется недоконченной (она затерялась в виде карандашных отметок на латинских и греческих фолиантах Московской академии). Если бы кто пожелал заняться такой работой, мы бы посоветовали ему читать трактаты о Святой Троице свт. Кирилла Александрийского и его же толкование на Евангелие от Иоанна; затем «О Троице» блж. Августина и его же «Исповедь» (особ. IV, 8) и свт. Илария Поатьерского (Пиктавийского); также прп. Иоанна Кассиана (Собесед. X. Гл. 7. В чем состоит цель и совершенство наших молитв. – Творения. М., 1892. С. 354–355) и свт. Василия Великого (Подвижнические уставы. Гл. 18. К соблюдающим подвижническое правило в общежитии. – Творения. В 7 т. Т. 5. М., 2009. С. 351–354), особенно же свт. Григория Нисского , который многократно утверждает единство не только Божеского естества, но и человеческого

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

537 Св. Иппол. муч. Толк. на кн. Притчей: Ламин. Полн. курс. патр. т. 10 с. 627. Пар. 1857. Св. Злат. Бес. на 1 п. к кор. 24: ч. 2 с. 39. Спб. 1858. Бсс. на п. к ефес. 3 с. 49. 50. Спб. 1858. Бес. на ев. Матф. 50 : ч. 2 с. 358. М. 1846. Бес. на п. к рим. 8 с. 183. М. 1855. Слов. прот. оставл. церк. собран.: хр. чт. 1841 г. ч. 1 с. 55. Бес. О пок. 6: слов. т. 2 с. 376. Спб. 1850 г. Св. Григ. двоесл. Собесед. кн. 4 гл. 58 с. 372–373. Каз. 1858. Бес. на еванг. 22: ч. 2 с. 21. Спб. 1860 538 Евсев. О жизн. бл. ц. Конст. кн. 4 гл. 45 с. 263. Спб. 1850. Св. Вас. вел. Литург. с. 141. К. 1856. Св. Кирил. иер. Тайнов. слов. 5 с. 374. М. 1855. Св. Злат. Литург. с. 135. К. 1859. Бл. Авг. Пис. к Бониф. чл. 9: тв. т. 2 с. 202. Антв. 1700. Св. Григ. двоесл. Бес. на еванг. 37: ч. 2 с. 358. Спб. 1860. Собесед. кн. 4 гл. 58 с. 372. Каз. 1858. VI всел. собор. прав. 28: кн. прав. с. 78. Спб. 1843. 539 Св. Кирил. иер. Тайнов. слов. 5 с. 374–375. М. 1855. Св. Злат. Бес. на деян. ап. 21: ч. 1 с. 390. Спб. 1856. Бл. Авг. Бес. на слова ап. 32: воскр. чт. XI, 466. Сн. Богосл. облич. т. 2 § 217. Каз. 1859. 543 Кроме сего, они принесли Ему дары: злато, как царю, ливан, как человеку, смирну, как Богу. Пр. Иерон. Толк. на ев. Матф.: тв. т. 4 ч. 1 с. 9. Пар. 1706. 544 По евангелию не видно, чтобы апостолы поклонились евхаристии на тайной вечери? Справедливо. Но поклонение не есть повержение на землю, которое составляет одно из проявлений его во вне: оно бывает, как справедливо говорят и лютеране, в духе; а что на тайной вечери апостолы поклонились евхаристии в духе, в этом мы не дерзаем сомневаться: ибо им подал Спаситель свое тело и кровь, а они исповедывали, что Он есть Христос, Сын Бога живого ( Мф. 16:16 ). 545 Св. Амвр. мед. О Св. Дух. кн. 3 гл. 11: тв. т. 2 ч. 1 с. 794–795. Пар. 1845. «Смотрите, братия, чему повелевает нам псалмопевец покланяться (adorare). В другом месте Писаний говорится: небо престол мой, земля же подножие ног моих ( Ис. 66:1 ). Значит, он повелевает нам покланяться земле, потому что в другом месте сказано, что такое – подножие ног Божиих? Но как поклонимся мы земле, когда Писание ясно говорит: Господу Богу твоему поклонишися (adorabis: Втор. 6:13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 85; Слово 29, § 10; Слово 15, § 13.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 27.    Преп. Ефрем Сирин. Творения. Изд. 5-е. Сергиев Посад, 1907. Ч. 1. С. 21—22. См. Добротолюбие. Т. II, § 48. С. 382.    Еп. Феофан. Сборник аскетических писаний, извлеченных из патериков обители св. Саввы Освященного. М., 1891. С. 85.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 42—49 и 60.    Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1859. Ч. 3. Кн. 2. Письма 20 и 174. С. 8—9, 101.    Преп. Исидор Пелусиот. Творения. М., 1860. Ч. 2. Письмо 397. С. 319.    Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1858. Ч. 2. Письмо 32. С. 248—249.    Он же. Творения. Ч. 3, кн. 2. Письмо 123. С. 61—62.    Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. 3, кн. 3. Письмо 4. С. 183.    Он же. Творения. Ч. 3. С. 248—249.    Здесь употреблен греч. глагол эпифимэс: сильно желать чего-либо, стремиться к обладанию чем-либо, к сношению и дружбе с кем-либо; иметь страстное желание, влечение, увлекаться любовью к кому-либо.    Преп. Исидор Пелусиот. Творения. М., 1890. Ч. 2. Письмо 68. С. 58—59, Письмо 101. С. 81—83, Письмо 103. С. 88; Письмо 156. С. 122—123; Письмо 344. С. 280.    Древний Патерик. Гл. V, § 2. С. 66—67.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. VI, гл. 2.    Там же.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. СПб., 1857. T. I. Поучение на праздник Успения. С. 680—681.    Святогорец. Письма к друзьям своим о Святой Горе Афонской. СПб., 1850. T. I. Письмо 16.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. XII, гл. 2; собесед. V, гл. II; Преп. Ефрем Сирин. О добродетелях и страстях. § 5. Добротолюбие. T. I. С. 371; Преп. авва Исаия. (См. в Отечнике еп. Игнатия Брянчанинова, §§ 44, 54. С. 187) Еп. Феофан. Толкование Посл. к Колоссянам (3, 5) и к Галатам (5, 19—21) и к Ефесянам (5, 3).    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 58.    Свт. Афанасий Великий. Послание к князю Антиоху (вопр. 84). См.: Христианское чтение. 1842. Ч. 2. С. 366.    Преп. Исидор Пелусиот. Творения. М., 1860. Ч. 2. Письмо 105. С. 89.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

759 Св. Злат. Бес. на деян. ап. 21: ч. 1 с. 390. Спб. 1856. Бес. на 1 п. к кор. 41: ч. 2 с. 398. Спб. 1858. Св. Афан. в. Вопр. к Антиоху: хр. чт. 1842 г. ч. 2 с. 228. 761 Бл. Авг. Бес. на слов. ап. 32: вос. чт. XI, 466. Св. Иоан. д. Слов. о усопш.: хр. чт. ч. 26 с. 332. 762 Св. Злат. Бес. на деян. ап. 21: ч. 1 с. 388. Спб. 1856. Св. Кир. иер. Тайн. сл. 5 с. 375. М. 1855. 763 Св. Злат. Бес. на п. к фил. 3 с. 64.. М. 1844. Бл. Авг. Бес. на слов. ап. 32: вос. чт. XI, 466. 764 Св. Злат. Бес. на деян. ап. 21: ч. 1 с. 388. 389. 390. Спб. 1856. Св. Иоан. д. Слов. о усопш.: хр. чт. ч. 26 с. 314. 315. 765 Св. Иоан. д. там же, – с. 314. 315. Сн. св. Григ. дв. Собесед. кн. 4 гл. 55 с. 362–368. Казань, 1858. 766 Филар. моск. Слов. ч. 2 с. 21. М. 1848. Св. Афанасий: «Приносящий жертву за усопшего должен тоже иметь в мыслях, что имеющий малолетнего сына слабого и немощного, который, когда сын его занеможет, с верою приносит за него в храм Божий свещи и фимиам с елеем, и все сие сожигает за отрока, но не сам отрок сие держит и приносит, как бывает с отрицаниями и обетами при божественном возрождении. Так должно себе представлять, что и усопший сам держит и приносит свещи и елей и все дары, приносимые для спасения его; и таким образом благодатию Божиею не суетны будут усилия к достижению того, к чему мы стремится с верою». Св. Златоуст: «Многие получили пользу от милостынь, совершаемых за них другими. Ибо если они и не совершению (помилованы), то по крайней мере получили некоторое утешение. В противном случяе, как спаслись бы дети, которые сами от себя ничего не представляют, но все – родители? И нередко женам даруемы были дети, которые сами от себя ничего не представляли». Св. Афан. в. у св. Иоан. д. в слов. о усопш.: хр. чт. ч. 26 с. 326. Св. Злат. Бес. на деян. ап. 21: ч. 1 с. 389. Спб. 1856. 767 Филар. моск. Слов. ч. 2 с. 22. М. 1848. «Для чего, думаешь ты, бывают приношения за мучеников, и они призываются в этот час (во время литургии)? Хотя они – мученики, хотя это (приношение) за мучеников, но великая честь быть воспомянутым в присутствии Господа, во время совершения такой смерти, страшной жертвы, неизреченных таинств. Как пред лицом сидящего царя всякий может испрашивать, чего хочет; когда же он встанет (с своего места), тогда, что бы ни говорил, будет говорить напрасно; так и здесь, пока предлежат таинства, то для всех – величайшая честь – удостоиться поминовения. Ибо, смотри, здесь возвещается то страшное таинство, что Бог предал себя в жертву за вселенную». Св. Злат. Бес. на деян. ап. 21: – с. 390–391.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Ист. росс. иер. 4. 344, 354, 629; 5. 114; 3. 299; 2. 381 Акт., относ. до юрид. быта России. 1. 440 Карамз. 4. 122 архим. Досифея Опис. Соловецк. монастыря. 1. 42–45 Ист. росс. иерарх. 6. 584–587. Снес. прим. 277 Житие прп. Кирилла Белоезер. в сборн. моей библ. 2. Л. 101–143 Акт. эксп. 1. 23, 24 Акт., относ. до юридич. быта Росс. 1. 96 Дополн. к Акт. ист. 1. 346 См. еще прил. 21. Ист. росс. иерарх. 6. 849 Акт. эксп. 1. 24, 28, 31 См. еще прил. 21. Числ. 8. Житие прп. Мартиниана (у Муравьев. за янв. 190 Ист. росс. иер. 3. 572. Снес.: 6. 851, 852; 6. 656–659, 671 Паисия Ярослав. Сказан. о Спасо-Камен. монастыре (в Правосл. собеседн. 1861. 1. 199–202 Ист. росс. иер. 4. 325, 336 Истор. росс. иерарх. 3. 59 Житие прп. Димитрия Прилуцк. в сборн. моей библ. 8. Л. 19–21 . Здесь сказано: «Такоже ни общаго жития иноком не бысть в земли той от Волги реки великия даиже до последних моря... Се перьвая на Вологде общая обитель бяше великая прп. Димитрия, и яко ту нача неотступно святый жити с братиею вкупе и мнози иноцы приидоша к нему». Снес.: Ист. росс. иер. 4. 215 Смирнов. О прп. Сильвестре Обнор. (в Душеполезн. чтении. 1861 г. Ноябр. 229–269 Паисия Яросл. Сказание (в Правосл. собесед. 1861. 1. 203 Снес.: Ист. росс. иерарх. 6. 69 и Пролог. Июня 1-го Ист. росс. иер. 6. 328, 467, 566 Житие прп. Дионисия Глушицк. в сборн. моей библ. 50. Л. 35–40 Жит. прп. Павла Обнор. в сборн. моей библ. 64. Л. 39–41 Жит. прп. Григория Пелшемск. в сборн. моей библ. 50. Л. 9 и след. Паисия Ярослав. Сказан. (в Прав. собеседн. 1861. 1. 206 Ист. росс. иер. 3. 88, 698; 4. 96; 5. 21, 355, 428 Акт. ист. 1. 485 О двух первых см. в житиях прп. Евфимия Сузд. и прп. Авраамия Чухлом. А о двух последних — Карамз. 5. Прим. 254 под 1393 г. Ник. лет. 4. 78 См. прил. 22. Акт. истор. 1. 2 Акт. Запад. России 1. 27–28. 57 Князья говорили: «А в наш монастырь... не вступатися никому. А владыце с игумена и с нашего монастыря куницы не брати, а никаких пошлин. А от кого будет какая обида нашему монастырю, ино досмотрять и боронить нам самим... А старцы и люди судити и рядити игумену самому з братиею». Или: «А коли митрополит поедет мимо монастыря св. Онофрея; ино митрополиту того архимандрита не судить и не рядить... Ино и владыце (местному) того архимандрита не судить и не рядить... А будет владыце до него дело духовное, ино нам самым же со владыкою того архимандрита досмотреть».

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

«Зерц. вел.» Ркп. Солов. библ. 239, л. 275–276. 500 Сборник Рукоп. Солов. библ. 817 (26 ноября), л. 61об., 79. Разыскания в области рус. дух. стих. Веселовск. Зап. Имп. Акад. Наук. 37 т. 201–209. 501 Подробное исследование о стихе и зависимости его от апокрифа сделано в статье «Разыскания в области рус. дух. стих.», Зап. И. А. Н. 36 т., 1–22 стр. 511 Русск. Вестн. 1856 г. XIII, 21–23 стр. Пам. Стар. Р. Лит. II, 465 стр., I, 137–138 (пьяниц. ад – Р. И. Лег. 21, 27, 29. Калеки Пер. 17, 101 стр.). 523 Ник. лет. II, 42 и 43 – рассказ о битве русских с половцами на р. Сальнице в 1112 г., сказание о Невском побоище; Ник. лет. под 1241 г. (III, 43). Лавр. лет. под 1263 г. Полн. собр. лет. I, 206, I, 422. Ровин. Народ. карт. IV, 59. 532 Прав. Собесед. 1859 г. 1 т., 166–8 стр. Слово приписывается Кириллу Ростовскому . У Сухомлинова напечатано в числе творений Кирилла Туровского . Рук. гр. Уварова, 2 т., XXIV. Срав. Смарагд. Минеи Чет. митр. Макар. Ркп. Синод. библ. 996, л. 783 об. Измар. Ркп. Солов. библ. 270, л. 188–189. Златоуст. Ркп. Солов. бибил. 259, л. 248. 534 Пам. отр. лит. 2 ч. 429–438. Ист. рус. слов. И.Я. Порф. 270. Сравн. Опис. Рум. Муз. 422 и 510 стр. 540 Малор. народ. пред. Драг. 92 стр. В др. леген. говорится, что Бог сначала «з рожи сотворив жинку», а когда она не понравилась, создал из ребра. Зап. И. А. Н.и37 т. Отчёт о 22 присужд. прем. А. Весел. 178 стр. 546 Пам. отр. лит. I т. 1–15; т. II, 298–304. И.Я. Порф. Апокр. сказ. в 17 т. Зап. И. Ак. Наук. 34 стр. 548 Нужно заметить, что в апокрифич. литературе нередко указывается на то, как людей «наставляют на де6ла ручная» архангел Михаил (Пам. отр. лит. I, 300 с ркп. 15 в.) и ангелы («Книга Адамова»). Апокр. сказ. Исслед. И.Я. Порф. 180. 551 Апокр. сказ. 17 т. Зап. И. А. Н. 93. Пам. древн. лит. II, 249. По друг. сказ. Адам дал рукописание, испугавшись тьмы. Пам. Отр. лит. I, 300, 301. 553 Ср. апокр. сказ. о наказ. Каина («трясением удов») в Пам. стар. рус. лит. III, 9 и (будет Каин стоня и трясыйся на земли) Апокр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

558 Св. Афан. Александр. из бесед. иа Еван. от Матфея. По изд. 1854. Моск. ч. 4. стран. 473. 474. 559 Св. Иустин. мучен. Апология II., или защищние христиан пред Римским сенатом. Хр. чт. 1840. III. 16. 562 Св. Ефр. Сир. О своб. воле человека. По изд. 1851 Моск. VI, стран. 219. В Хр. чт. 1838.III. 277. 566 Св. И. Злат. на п. к Галат. Глав. пят. стих. 21. По изд. 1844. Моск. стран. 165. Сн. Злат. к верующему отцу слово третье. Стат. 8. По изд. 1850. Спб. том. 3, стран. 156. 573 Пр. Макар. Вел. б. о том, как душе в непорочн... Гл. 22, 23. По изд. 1825. Моск. стран. 161. 162. В Хр. чт. 1820. XX. 37, 38. 575 Св. И. Злат. на Мф. б. 59. По изд. 1840. Моск. ч. 3, стран. 7. 8. Снес. Злат. 6. 2 на 1 к Корин. По изд. 1838. Спб. ч. 1. стран. 28. 586 Св. И. Злат. 6. 2, на 1 к Корин. По изд. 1858. Спб. ч. 1. стран. 28. 29. В Воскр. чт. г. IV. стран. 241. 587 Св. Ефр. Сир. о своб. воли человека. По изд. 1831. Моск. VI. стран. 215. В Хр. чт. 1838. III. 270. 590 Св. Ефр. Сир. о свободной воле человека. По изд. 1851. Моск. VI. стран. 221. В Хр. чт. 1838. III. 280. 593 Бл. Феодорита толк. на кн. Исход. По изд. 1855. Моск. ч. 1. стран. 108–111. В Хр. чт. 1843. IV. 193. 610 Св. И. Злат. о. том, что не без достат. причин пророки неясно предсказывали о Христе. б. 1·Хр. чт. 1844. III. 285. 615 Св. И. Злат. 6. о переем. имен 4-я. Беседы к ант. нар. По изд. 1849. Спб. т. 2. стран. 548–555. 626 Св. И. Злат. 6. 2. на 1Кор. По изд. 1858. Спб. ч. 1. стран. 26. 27. В Воскр. чт. r. IV, стран. 240. 641 Св. И. Злат. б. 20. по случ низверж. царск. стат. XII. По изд. 1848. Спб. том. I. стран. 468. 469. 647 Св. И. Кассиана собеседов. с аввай Пафнутием о трех отречен. мира. Гл. 12–22. Хр. чт. 1846. IV. 30–45. 648 Преп. Иоан. Кассиан. собесед. с авв. Херемоном о том, как благодать Божия содейетвует... Гл. 11. Хр. чт. 1844. III. 649 Преп. Макар. Египет. б. 46. О разл. между словом Бож. И слов. мира... По изд. 1852. Моск. стран. 397. В Хр. чт. 1837. II. 115. 653 Св. Дион. Ареоп. о цер. иерар. гл. 2. III созерц. стор., стат. 3. По изд. 1855. Спб. стран. 38.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

л. 26. Глава 20. Того же Слово, яко неприятна безь исповедания молитва . Нач. Преходяще, братие, от пища на пищу хвалим. Не Златоустаго, ибо упом. Филарет Милостивый. л. 27. Глава 21. Слово св. Отец к християном, иже кто оставляет жену и дети и отходит в монастырь. Нач. Реку вы, братие, послушайте любовно, аще в мире есте и в богатьстве живете. Русское, напечатано в Правосл. Собесед. 1858 года. л. 28 об. Глава 22. Слово св. Иоанна Златоустаг о о разсмотрении спасения. Нач. Неведуще непросто избираем, но вся разумно испытавше творим. л. 30. Глава 23. Слово св. Нифонта к верным. Нач. Тайну убо цареву достоит хранити, а дела Божия ясно проповедати. л. 31. Глава 24. Слово св. Отец о славе мира сего. Нач. Уподобися слова мира сего пламени огнену, иже подгнещен дровы, велик бываеть. л. 32 об. Глава 25. Слово Иоанна Златоустаг о о творящих много зла и неприемлющих зде бед. Нач. Фараон царь колика прият долготерпения Божия, терпяше бо ему Бог. л. 34. Глава 26. Слово св. Антиоха великого, како достоит блюстися злых жен безумных. Нач. Хвалу воздадим Богу, яко учением сим на истину наставляеми есмы. У Антиоха черноризца 151 л. 52 слово о женах изложено иначе; да и сам автор говорит только: О том убо свидетельствует Антиох великий книжник, иже Пандок составил. л. 35. Глава 27. Слово Иоанна Златоустаг о о глаголющих, яко несть грешным муки. Нач. Совет сей нечеловечен, братие, како убежии мук, злая творяще. л. 37. Глава 28. Слово св. Отец, еже не обидети вдовы и сироты. Нач. Царь ли еси, или князь, или воевода, или судия, то помысли, от кого еси власть приял. л. 38 об. Г.тава 29. Притча о богатых, от болгарских книг. Нач. Человек некий хожаше на поле чисте, и не бе на поли том ни дебри, ни леса, и узре к собе грядуща лва с велбудом. л. 40. Глава 30. Слово св. Ефрема о суде и о покаянии. Нач. Ширины земля и концы ея ничтоже успеет нам в день судный. л. 41. Глава 31. Слово св. Иоанна Златоустаг о, како востати в нощи помолитися. Нач. Щит приими, о человече, рекше святыя молитвы. Напечатано. См. 39 л. 37.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

172 Псалом 21 необыкновенно богат мессианскими чертами и притом столь ясными, что некоторые находят его написанным как бы в то время, когда совершились те факты, о коих он пророчествует. Это, можно сказать, самый замечательный из всех мессианских псалмов, если не по непосредственности изображения Мессии, то по яркости, меткости и живости, так что здесь непредубеждённому уму нельзя не узнать исторического Мессию. Но предубеждённых это возбудило к особенно старательной работе против мессианского значения этого псалма. Детальное раскрытие и опровержение этих отрицательных взглядов можно видеть на страницах 162–190 моего сочинения: «Изображение Мессии в Псалтири». 179 Что касается до литературных свойств 21 псалма, то Делич замечает, что он вообще похож на язык Давида, причём приводит и его идиотизмы. Далее здесь отмечается некоторого рода растянутость, какая встречается и у пр. Иеремии, что и понятно при угнетённости страдальца, ищущего излияния в молениях и обращениях к Богу, в которых он неизбежно должен был повторяться как в изображении своих страданий, так и обещаний, в которых между прочим можно видеть и выражение обычного поэтического параллелизма речи: повем и возвещу (см. Comm. Ps. Т. 1, стр. 181–182). В Апостольском чтении приводимого здесь стиха псалма сравнительно с чтением LXX есть разность, а именно: вместо глагола διηγησμαι, ап. Павел ставит παγγελλ, который в связи с νομα более уместен и сообразен. 181 По мнению Куртца (стр. 105), Апостол делает это разделение по той причине, что отношение между Христом и верующими представляется в них с двух различных сторон, а именно: в первой цитате указывается на то, как вочеловечившийся Сын Божий нисшел на точку зрения человека, во второй, напротив (ср. 2:12), говорится о том, как избавленное человечество возвышено Богом на точку зрения Христа. 182 См. у Делича, стр. 78 и у Блеека, стр. 151. В краткий обзор «Мессии и Его царства» по книге пр. Исайи, сделанный И. Григорьевым (см. Пр. Собесед. 1902 г. Август), не входит обозрение этой главы пр. Исайи, но образ Мессии по книге пр. Исайи, данный в начале этой статьи, показывает, как здесь всё дышало необычайной прозорливостью мессианской речи. Здесь указываются мессианские черты, сходные с настоящими, например, из 53 гл. 10 ст., где говорится о долговечном потомстве страдальца-праведника. А в 60 гл. 12–20 ст. говорится даже о просвещении Им сынов Своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010