412. Изр. св. ст. Копр. 3. 413. Др. Пат. VII, 23 (19). Изр. св. ст. Арс. 16. 414. Изр. св. ст. Ин. Колов 6. 415. Лавс. 18. 416. Кассиан, Собеседование (Collatio) II, 18–21. 417. Там же, гл. 25–26. 418. Изр. св. ст. Ахил. 3. 419. Луг духовный, гл. 112. 420. Изр. св. ст. Вен. 1. 421. Там же, 2. 422. Др. Пат. IV, 64 (54). 423. При таком образе жизни неудивительна полная нестяжательность в монастыре. «Одни знатный человек из какой-то страны принес с собою много золота и просил пресвитера Скитского раздать его братии. Пресвитер сказал: «братия не имеют нужды». Но так как он сильно убеждал пресвитера, то сей положил корзину при дверях церковных и сказал: «кто имеет нужду пусть берет». Но никто не подошел к ней, а другие вовсе не обратили внимания. Тогда пресвитер говорит: «Бог принял твою милостыню: иди и раздай ее нищим». Др. Пат. VI, 23 (19). 424. Об агапе в Скиту в Изр. св. ст. Исаия (V b.) 4: «Когда на вечери любви братия ели в церкви и разговаривали между собою, пресвитер из Пелусии, упрекая их, сказал: молчите, братия! видел я брата, который есть с вами и пьет с вами те же чаши, и молитва его как огонь восходит на небо». 425. Брат спросил авву Сисоя (начавшего свое подвижничество в Скиту): «что мне делать? Когда прихожу я в церковь, так часто бывает вечеря любви, и меня удерживают на ней». Старец говорит ему: «дело трудное!» Говорил также ему Авраам, ученик его: «если случится быть вечери любви в субботу или в воскресенье и брат выпьет три чаши (ποτρια, т. е. вина), на много ли будет?» Старец отвечал: «если бы не было сатаны, то немного». Др. Пат. IV, 45 (37). 426. Кассиана и Германа так угощал (390–400 г.) в Скиту авва Серен после воскресного богослужения. Вместо рассола (muria, должно быть вода с солью, от mare — море), который с подливкою капли масла ежедневно предлагался, они приготовил немного похлебки (liquaminis), влив в нее немного более, чем обычно, масла, ибо эту малость масла каждый ежедневно вливает (ослабление прежнего режима?) не для того, чтобы этим доставить какую-либо сладость гортани, потому что вливают ее так мало, что едва достаточно бывает не говорю смазать, но и пройти в глотку, но чтобы этим употреблением подавить тщеславие сердца. Потом он предложил по 3 маслины, приправленные солью. Затем принес корзинку с приправленными бобами (cicer fricmum), что они зовут десертом (trogalia), из которых мы взяли только по 6 зерен (grana), по две сливы (mixaria), по одной смокве (caricas); больше этого числа взять считается в той пустыни предосудительным». Кассиан, Собесед. VIII, 1.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

873 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. 2. Письмо 148. С. 333. 874 Преп. авва Исаия. Слово 16, § 10//Добротолюбие. T. I. С. 349. Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 83. 875 Никон Черногорец. Панденты. Тактикон//Пастырское чтение. 1915, март. С. 10. См. также: Пролог, 21 мая; преп. Петр Дамаскин. Творения. Киев, 1905. Кн. 2-я. Слово 5-е. О терпении. С. 245—246. 876 Пастырское чтение. 1915, март. С. 11. 877 Там же. С. 50. 878 В. П. Быков. Тихие приюты для отдыха страдающей души. М., 1913. С. 170. Старец Амвросий здесь кратко передает рассказ св. Амфилохия, еп. Иконийского, приводимый им в слове о покаянии. 879 Извлечение из беседы о покаянии св. Амфилохия, епископа Иконийского. Киев, 1894. Изд. Киево-Печерской Лавры. 880 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 265, преп. Пимен Великий//Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. § 11. С. 262; § 108. С. 365. 881 Преп. Варсонофий и Иоанн. Отв. 302; преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 12-е, гл. 4, 5. 882 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 265. 883 Преп. Петр Дамаскин. Творения. В 2-х книгах. Изд. 3-е Киево-Печерской Лавры. Киев, 1905. Кн. 1. С. 143. См. Добротолюбие. Ч. 3. С. 56 и 97. См. также: Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 61, С. 151—152. 884 Преп. Петр Дамаскин. Указ. соч. Кн. 1. С. 159. Ср.: Кн. 2. Слово 8. С. 264. См. Добротолюбие. Ч. 3. С. 62. 885 Преп. Иоанн Карпафский. Увещательные главы. § 85//Добротолюбие. T. III. С. 99. 886 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 25, § 61. 887 Ср.: Еп. Феофан. Внутренняя жизнь (из слов к Тамбовской и Владимирской паствам). Изд. 2-е. М., 1899. С. 54—55. 888 Утренние молитвы, молитва 8-я ко Господу Иисусу Христу («Многомилостиве и всемилостиве Боже мой..») 889 Еп. Феофан. Внутренняя жизнь. С. 54—56. 890 Преп. Исаак Сирин. Подвижнические слова. Изд. 3-е. Сергиев Посад. 1911. Слово 7. С. 34—35. 891 Преп. Исаак Сирин. Слово 47. С. 204—205. 892 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 5, § 30. 893 Он же. Слово 26, § 89. 894 Он же. Слово 26, § 13. 895 Он же. Слово 6, § 10. 896 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 146. Надо иметь в виду, что иногда и наше сластолюбивое сердце, связанное навыком греха, прикрывается рассуждением, что Господь милостив, велел семьдесят раз по семь прощать и проч., только бы не принимать решительных мер к исправлению. И когда согрешивший не принимает надлежащих мер к исправлению, не сокрушается всем сердцем о своем падении, не просит Бога о помощи как должно, то страх Божий не зарождается в нем и человек удобно бывает низлагаем врагом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

497–408, 502, 524, 534–536, 554). 208 Там же, гл. 5, вопр. 18-й. – Сравн. гл. 77–81. Вдовым священником Стоглавый собор не запрещает совершать все церковные службы, не исключая и литургии, в монастырях, после пострижения в иноческий чин, под условием незазорного поведения. Стоглав, гл. 77, стр. 346, гл. 78, стр. 348, гл. 80, стр. 361, гл. 81, стр. 365–366. 209 Христианское Чтение, 1852 г., ч. 2, стр. 253–254 (отдел церковной истории). Правосл. Собесед., 1860 г., ч. 2, стр. 140–142. – Сравн. Макарий, VI, стр. 229–230. 211 Лебедев «Стоглавый собор 1551 г. (опыт изложения его внутренней истории)». Чтения в общ. люб. дух. пр., 1882 г., ч. 1, отд. 1, ч. II, отд. 1. К сожалению, г. Лебедев не окончил своего исследования, он успел обозреть только 1–41 главы Стоглава. 214 В Летописях под 1555 годом сказано: «принесен бысть (образ св. Николая из Вятки в Москву) и поставиша в соборной церкви… И обновляя образ сам Митрополит, бе бо иконному писанию научен». Карамзин, т. VIII, СПб, 1817 г., примеч. 587. – Сравн. Лебедев, н. с., ч. 1, отд. 1, стр. 50 и Жданов, н. с., стр. 174. 216 См. послание м. Макария в Чудь (Соловьев «История России с древнейших времен», т. VII, изд. 2-ое, СПб, 1861 г., стр. 92). Преемник Макария на Новгородской архиепископской кафедре – архиепископ Феодосий, также был хорошо знаком с Чудью, ибо от него также сохранилось послание в эту страну (там же, стр. 93). Принимал ли участие и Феодосий в составлении вопросов, касающихся Чудской и Новгородской земли, об этом нельзя сказать ничего положительного, так как нет известий об участии его в совещаниях «избранной рады». Впрочем, нельзя не заметить, что Феодосий при составлении своего послания в Чудь воспользовался в значительной мере таким же посланием своего предшественника – Макария (Жмакин, н. с., отдел приложений, стр. 59, примеч.). Уже по одному факту можно догадаться, что при составлении указанных вопросов Феодосию едва ли могла принадлежать самостоятельная роль. 219 Макарий, т. VI, стр. 237. – Сравн. грамоту м. Макария свияжскому войску, 25-го мая 1552 года (А. И., т. I, 159). Собственно говоря, здесь обличается содомский блуд, распространившейся в войске. Но, как увидим в своем месте, содомия ставится в памятниках XVI века в тесную, неразрывную связь с брадобритием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

262 Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 5-е. Т. II. С. 260. 263 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. II. С. 261. 264 Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 6-е. T. II. С. 282—284 (§§ 200—201). С. 300—343 (§§ 253—254). Ср.: Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2-я. §§ 8, 41; Сот. 3-я. §§ 8, 56, 57. 265 Преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Сергиев Посад, 1911. Слово 51. С. 226. Ср. Еп. Феофан. Толкование Послания Кол. (3, 12). С. 175—176 («самость есть источник всех страстей»). Он же. Толкование Послания 2Тим. (3, 2). С. 326 («самолюбие — корень всех злых страстей»). См. также: Еп. Феофан. Толкование Послания Еф. (5, 6). С. 346. 266 Преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения. Изд. 10-е. Шамордино. С. 2, 14. 267 Преп. Ефрем Сирин. Наставления новоначальному иноку, § 39. Ср.: 1 Тим. (3, 2). 268 Св. Феодор Едесский. Деятельные главы. § 10//Добротолюбие. Изд. 3-е. М., 1895. T. III. С. 321; преп. Петр Дамаскин. Творения. Киев, 1905. Кн. 1. С. 10—11; св. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2, § 59; Сот. 3. §§ 56, 57; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Изд. 1-е. T. I. С. 107—115. Ср.: Свт. Григорий Синаит. Главы о заповедях, догматах и проч., § 91: «Есть восемь начальственных страстей. Три главные: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие и пять подчиненных им: блуд, гнев, печаль, леность, гордость». «Три вещи, — говорит преп. Максим Исповедник, — около которых кружатся все человеческие (желания и утехи): яства, деньги и слава, которыми диавол всегда и ввергает людей в бездну погибели; этими тремя покушался он обольстить и Господа» (Слово подвижн. § 10). 269 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 3. 270 См. К. Попов. Блж. Диадох и его творения. T. I. С. 152—161. С. Зарин. Аскетизм. Т. I. Кн. 2. С. 309—353. Ср.: Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V. Гл. 2; кн. V, гл. 1. 271 Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. V, гл. 16. См. также у преп. Ефрема Сирина, у Иоанна Лествичника (гл. 22) и др. 272 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. V, гл. 13—14. 273 Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. V, гл. 25.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

17 а) Петроград. Дух. Академии, Кирил. собр., ркп. Аи/39. Сборник (сочин. и жития пр. Иосифа), in 4°, на 421 лл., поморск. полууст. XVII–XVIII в. Филигрань – герб с инициалами – AVDV. Вся ркп. исполнена необыкновенно тщательно, с художеств. заставками. Выдержки из Жития на лл. 12б–14. в) Моск. Гл. Архив. Мин. Иностр. Дел, ркп. 458/926. Сборник, писанный разными руками, в разное время и на различной бумаге. Отрывки из аноним. Жития помещены в конце ркп. на лл. 385–386, in 8°, XVII–XVIII в. – Несомненно, те же отрывки из аноним. Жития имеются в ркп. Григория, архиеп. Казанского, местонахождение которой в настоящее время нам остается неизвестным. Состав ркп. (in 4°, полууст. XVII–XVIII в.) такой же, как и в ркп. Кирил. Аи/39 (См. «Просветитель» пр. Иосифа Волоцкого . Изд. Казан. Дух. Акад. 1904, предисл. стр. 25). – Отрывки из анон. Жития в указанных сборниках приводятся в порядке редакции Жития, изд. С. А. Белокурова . 22 Н. И. Петров. – Описание рукописн. собраний, находящихся в г. Киеве, вып. I. М. 1892 г., стр. 119. 23 Н. И. Петров. – Опис. ркпп. церк.-археол. музея при Киев. Дух. Акад. – Слова на память Зосимы и Савватия с именем Филолога нам известны в следующих спп.: Прилуцкого монаст. 15, XVI в. (Пр. к Твор. Свв. оо. 1859, XVIII ч., стр. 523); сборн. П. А. Овчинникова, XVI в. (Чт. Имп. Общ. Ист. и Древ. 1903, кн. 3 (206), стр. VI–VIII); Петрозаводск. Архиер. Дома 47 (53), XVIII в ; ( А. Викторов , Опис. ркпп. собр. в сев. России, стр. 295); без имени автора: Троиц.-Серг. Лавр. 664, XVII в.; Каз. Дух. Акад. Солов. 812, XVI в. и 73, XVII в.; с именем Зиновия: Каз. Дух. Акад. Солов. 176, XVII в. и 308, XVII в. По последнему списку с именем Зиновия Слова изданы в Прав. Собесед. 1859 г., июль–октябрь. 24 Н. И. Субботин. – Сведения о Филологе Черноризце, проповеднике XVI в. (Приб. к изд. Твор. свв. оо. 1859 г., ч. XVIII, стр. 522–547). Ср. Е. Е. Голубинский . Краткий очерк истории правосл. церквей болгар., серб. и румынской. М. 1871 г., стр. 510. 25 Н. И. Субботин. – Op. cit., стр. 524–526; примеч. Ж. Списки этого слова нам известны след.: Моск. Дух. Акад. Волокол. 158 (522), XVI в. (Иер. Иосиф. Опись ркпп. перенесен. из б-ки Иосифова м-ря в б-ку М. Д. А. Москва, 1882 г., стр. 170); б-ки гр. А. Уварова (собр. И. Н. Царского) 379, XVI в. (П. Строев. Ркпп. слав. и росс., принадл. И. Н. Царскому. Моск. 1848 г., стр. 419); собр. П. А. Овчинник., – XVI в. (Чт. Общ. Ист. и Др. 1903 г., кн. 3; Житие пр. Иосифа, предисл. стр. VI–VII); б-ки Костромского Богоявленского монаст., 838, XVI–XVII в. (П. Строев. Библиогр. Словарь, стр. 275); Антониева Сийского монаст. (ныне Арханг. Епарх. Древлехран.) XVII в. (ibid. стр. 275); Синод. б-ки 818, XVII в.: Тр.-Серг. Лавры 664, XVII в.; Минеи-Четьи м. Макария, за м. Сентябрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

446 Полн. Собр. Пост. и Расп. по Бед. Прав. Исп. (Царст. имп. Елизаветы) II, 603. Подробные сведения о некоторых Камчатских церквах можно находить в «Материалах для Камчатских церквей». Казань. 1909 г., изд. В. Крылова. 448 Опис. Докум. и Дел. Арх. Св. Син. VII, 350, XI, 24, прот. М. Чефранов. Блаженный Софроний 3-й епископ Иркутский. Москва. 1907 г. В Опис. Док. и Дел. и у прот. М. Чефранова названы все нерчинские храмы и приходы за указанные периоды. 452 Опис. Док. и Д. Арх. Св. Син. X, 81; Пол. Собр. Пост. и Расп. по В. Прав. Исп. (Царств. Елиз. Петр.) I, 25. 453 Прот. М. Чефранов. Блаженный Софроний 3-й еписк. иркутский. Москва. 1907 г. стр. 131. В. Зверииский. О монастырях, I, 454 П. А. Словцов. Историч. Обозрение Сибири... I, стр. 186, ср. Опис. Док. и Д. Арх. Св. Синода, XV, прил. XXXIV; XVI, 272. У Словцова названы все сибирские монастыри, прикрытые в XVIII и нач. XIX в. Упразднены были следующие монастыри: Покровский Верхотурский – жен., Невьянский Преображенский – муж., Туринский Николаевский – муж., Березовский Воскресенский – муж., Тюменский Ильинский – женск., Рафайловский Успенский – муж., Тобольский Богородице-Рождественский – жен., в Таре во имя Параскевы и Екатерины – жен. и Спасский – муж., в Томске Знаменский – жен., в Кузнецке муж. Сосеноборский Сергиевский по Кети, Введенский в Красноярске– муж., в 10 вер. от Красноярска Рождественская пустынь – муж. Кашино-Шиверский на В. Тунгуске – муж., в с. Успенском на Шилке – муж., в Албазине Спасский – муж., Покровский – муж. в 84 вер. выше Якутска, Успенская – муж. в Камчатке (?) и еще два монастыря – один в Тагиле, другой где-то подле Урала. 455 Русския епархии в XIV-XVI вв. т. I, стр. 525 ср. Опис. Док. и Д. Арх. Св. Син. II, ч. I, 116. В 1722 г. сожглось несколько человек в Ишимской волости в двух пустынях, несколько человек сожглись на р. Ишиме в дер. Выровской Себацкой слободы, в 1724 г. в Тюменском уезде за рекой Пышмой сожглось 145 чел. 459 Архим. Мелетий. Древн. церков. грамоты... 94, 95, 98. О церковном соборе в Тобольске при митрополите Филофее (1702г.) см. Православ. Собесед. 1875 г. ч. I, стр. 434–461.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

480 Пр. Макар. Вел. б. о том, в каком расположении... Хр. чт. 1825. XX. 36. По изд. 1832. Моск. 6. 15, стат. 21, стран. 161. 484 Св. Исидор. Пелус. пис. схолат. пресвит. Олимпию. По изд. 186O. Моск. ч. 3. стран. 117. Сн. стр. 154–155. 497 Бл. Марка митроп. Ефсского против тех, которые спрашивают, зачем Бог... Хр. чт. 1846. III. 367–З69. 498 Св. авв. Дороф. о том, что мы бодрственно... должны идти по пути Божию. Хр. чт. 1830. XL. 200. 261. 502 Пр. Макар. Вел. сл. о хран. сердца. Хр. чт. 1821. IV. 21. 24. 25. По изд. 1852. Моск. Слово первое. Гл. 13. 14. Стран. 478–483. 503 Св. Макар. Егип. о том, что ищущему совершенства, необходимо понуждать себя... Хр. чт. 1846. III. 133. По изд. 1852. б. 19. стран. 219. 516 Пр. Нила Подв. письмо Оривасию. По изд. 1859. Моск. ч. 3, стран. 410. В Хр. чт. 1844. IV. 95. 520 Св. Исаак. Сир. слово 91. О терпении из любви к Богу… По изд. 1854. Москв. стран. 521. 522. В Хр. чт. 1822. VII. 231. 528 Пр. Кассиана Римл. к Леонтию игумну слово о св. отцах в скит. пребыв... Хр. чт. 1828. XXIX. 141. 142. 531 Пр. Нила. О том, что пребыв. на безмолв. в пустын. преимущ. пред живущ. в городах. Гл. 20. По изд. 1858. Моск. ч. 2. стран. 222. 223. 541 Св. Макар. Егип. 6. 3. О том, что братия между собой должны жить искренно... По изд. 1832. Моск. стран. 24. 23, В Хр. чт. 1825. XIX. 277. 542 Св. Исид Пелус. Письмо Агафедемону. По изд. 1859. Моск. ч. перв. стран. 244. В Хр. чт. 1834. III. 48. 544 Св. Григ. Нисск. Опровержение Евномия. Глав. первая, стат. 22. По изд. 1803. Моск. ч. 5, стран. 111. 547 Св. И. Кассиана собесед. с аввою Пафнутием о трех отреч. мира гл. 20. 21. Хр. чт. 1846. IV. 43. 552 Св. Ефр. Сир. о свободной воле человека. По изд. 1851. Моск. ч. VI. стран. 219. 220. 221. В Хр. чт. 1838. III. 278–280. 554 Св. Ефр. Сир. О свободной воле человека. По изд. 1851. Моск. VI. стран. 214. 215. В Хр. чт. 1838. III. 269. 555 Св. Ефр. Сир. О свободной воле человека. По изд. 1851. Моск. VI. стран. 212. 213. В Хр. чт. 1838. III. 264. 556 Св. Ефр. Сир. О свободной воле человека. По изд. 1851. Моск. VI. стран. 213. В Хр. чт. 1838.III. 270.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

в правосл. собесед. 1860 г. 1, 459–461. Нил был патриархом 1380–1388, а не с 1377 г. как говорит издатель послания. И Нилу предшествовал после Филофея Макарий; на соборе, низложившем Макария, присутствовал м. Киприан, как пишет он в житии св. Петра. Послание п. Нила к пр. Сергию прислано было без сомнения в одно время с тем, как п. Нил писал в. князю, чтобы принял он Пимена, т. е. в сент. 1382 г. см. 14 сент. 262 Никон. л. 4, 233. 234. 63. 64. Послания Киприана к игум. Сергию и Феодору в правосл. собес. 1860 г. 2, 84–105. 263 Продол. Нестора стр. 163–165. Никон. лет. 4, 111–114. 121. Древн. летоп. 11, 25. 43. 44. 56. Спб. 1774. В ркп. святцах: «преподобномучеников зде на Симонове положены у церкви древн. рожд. Богородицы, ученика Сергия во иноцех Адриан (Андрей Ослабя), во иноцех Александр (Пересвет) что были посланы от св. Сергия на безбожного Мамая». 264 Никон. лет. 4, 125. 147. 150. 151. Собр. лет. 7, 243. Еще прежде того (1365 г.) Сергий ходил в Нижний мирить князей (собр. лет. 5, 230; 8:13) и на этом пути основал в гороховском уезде пустынь св. Троицы и св. Георгия. (Грамота 1592 г. у Иванова в опис. госуд. архива, М. 1849 г.) Пр. Сергий присутствовал при кончине в. к. Димитрия и в завещании князя, прекрасном по духу христианскому и по политическому значению, нельзя не ощущать веяния духа Сергиева. Никон. лет. 4, 191. Степ. кн. 1, 505. Сл. 7 июля. 265 Собр. лет. 6, 112. Никон. лет. 4, 236–238. Вероятно, это было в последний год жизни пр. Михея, скончавшегося 5 мая 1385 г. 272 О Епифании, Пахомий. Об Афанасии 12 сент. О Никите в житии Пафнутия 1 мая. У Буслаева (словесн. и искусство 2:355). Никифор по ошибке вм. Никиты. 273 По Троицкой лет. (Карамз. 5. пр. 124), Львов. 2, 164 и Никон. 4, 84. Стромынский монастырь основан в 1378 г. В ркп. святцах: «июля 20 память пр. отца нашего Саввы игумена стромынского мон. преч. Богородицы, на р. Дубенке». В сборнике м. акад. 17 в 201. «преп. Сергия ученицы – пр. Савва и Леонтий, начальницы быша стромынского монастыря, благословением пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Др. пат. VII, 23 (19). Изр. св. ст. Арс. 16. 997 Изр. св. ст. Иоан. Колов 6. 998 Лавс. 18. 999 Кассиан , Собеседование (Collatio) II, 18—21. 1000 Там же, гл. 25—26. 1001 Изр. св. ст. Ахил. 3. 1002 Луг духовный, гл. 112. 1003 Изр. св. ст. Вен. 1. 1004 Там же, 2. 1005 Др. пат. IV, 64 (54). 1006 При таком образе жизни неудивительна полная нестяжательность в монастыре. «Одни знатный человек из какой-то страны принес с собою много золота и просил пресвитера Скитского раздать его братии. Пресвитер сказал: «братия не имеют нужды». Но так как он сильно убеждал пресвитера, то сей положил корзину при дверях церковных и сказал: «кто имеет нужду пусть берет». Но никто не подошел к ней, а другие вовсе не обратили внимания. Тогда пресвитер говорит: «Бог принял твою милостыню: иди и раздай ее нищим». Др. пат. VI, 23 (19). 1007 Об агапе в Скиту в Изр. св. ст. Исаия (V в.) 4: «Когда на вечери любви братия ели в церкви и разговаривали между собою, пресвитер из Пелусии, упрекая их, сказал: молчите, братия! видел я брата, который есть с вами и пьет с вами те же чаши, и молитва его как огонь восходит на небо». 1008 Брат спросил авву Сисоя (начавшего свое подвижничество в Скиту): «что мне делать? Когда прихожу я в церковь, так часто бывает вечеря любви, и меня удерживают на ней». Старец говорит ему: «дело трудное!» Говорил также ему Авраам, ученик его: «если случится быть вечери любви в субботу или в воскресенье и брат выпьет три чаши ( ποτρια , т.е. вина), на много ли будет?» Старец отвечал: «если бы не было сатаны, то немного». Др. пат. IV, 45 (37). 1009 Кассиана и Германа так угощал (390—400 г.) в Скиту авва Серен после воскресного богослужения. Вместо рассола (muria, д.б. вода с солью, от mare — море), который с подливкою капли масла ежедневно предлагался, они приготовил немного похлебки (liquaminis), влив в нее немного более, чем обычно, масла, ибо эту малость масла каждый ежедневно вливает (ослабление прежнего режима?) не для того, чтобы этим доставить какую-либо сладость гортани, п. ч. вливают ее так мало, что едва достаточно бывает не говорю смазать, но и пройти в глотку, но чтобы этим употреблением подавить тщеславие сердца. Потом он предложил по 3 маслины, приправленные солью. Затем принес корзинку с приправленными бобами (cicer fricmum), что они зовут десертом (trogalia), из которых мы взяли только по 6 зерен (grana), по две сливы (mixaria), по одной смокве (caricas); больше этого чиста взять считается в той пустыни предосудительным». Кассиан , Собесед. VIII, 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Краткое житие св. Леонтия: «зде бо апостоли не были». В синодальном цветнике 16 в. 687): «не бывшу никоему же апостолу в русской земли, но по истине русскому языку милость Божия открыся». 248 Только на короткое время был здесь Мономах в 1068 г. В завещании своем пишет он: «первый поход мой был в Ростов, по стране вятичей; послал меня отец, когда сам пошел в Курск. За тем еще ходил я к Смоленску со Ставком Скордятичем» ... За чем был? По всей вероятности, для сбора дани. «И вручил я отцу три ста гривен золота», говорит он в описании путешествий своих. 249 Ркп. житие по второй редакции. – В кратком житии не сказано о том ни слова. Но и по летописи, на месте деревянного храма Кн. Константин построил каменный храм архангела, освященный 25 ноябр. 1205 г. 252 Слово на намять св. Леонтия в правосл. собесед. 1858 г. 1, 424. Издатель уверен, что оно писано около 1164 г. Но более вероятно, что сочинено оно около 1231 г. См. опис. муз. Румянц. 156. 254 Послание Симона по списку Акакия. См. пр. 240. По житию: «с миром отъиде к Богу». Слова верные, если означают только счастливое переселение к Богу. Иначе: а) тоже краткое житие говорит: «непостыдно предался за веру»; б) Только не полная ясность слов слишком краткого жития и заставляла вводить разные перемены в известие св. Симона о св. Леонтии. Один заменял слово: «священномученик», словами: «великий святитель», другой написать: «много мучивше» и опустил «убиша», оставив речь не конченною (христ. чтен. 1853 т. 1, 283. Пр. Макария ист. 1, пр. 59). Но слова Симона, как их ни извращали, все остаются с мыслию о мученической кончине св. Леонтия за веру. Иначе с чего бы ставить Леонтия на ряду с мучениками варягами? 255 См. о св. Исаии мая 15. Только в одном позднем списке святцев сказано: «преставился в л. 6581–1073 г.» 258 Собр. л. 1, 220; 5, 7. 137. Муз. Румянц. 156. В уставе 1428 г. видим: «мая 23 обретение честного телеси св. отца нашего Леонтия епископа ростовского, чудотворца». Здесь же тропарь ему. Муз. Румянцева 712. В ладожском трефологе 15 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010