Глава 3. Что есть крест и как он многообразен («Многи скорби праведным» (Псал.33:20))    Вразумленная словами Ангела, Ставрофила, желая еще более быть наставленною, сказала: «вот, я решился говорить» к Ангелу Господа моего, «я, прах и пепел» (Быт.18:27). Скажи мне, умоляю тебя, служитель Божий, что означают слова: «да возьмет крест свой»? Всякий ли из нас должен носить древо крестное, или распинаться на древе подобно Господу Иисусу Христу?    АНГЕЛ. «Ты говоришь как одна из безумных» (Иов. 2:10), не разумея Писания. Ибо крест христианина не есть только видимое знамение креста, но решимость проводить жизнь добродетельную. Вся жизнь человека христианина, если она сообразна с учением Евангельским, есть крест и страдание. Были подобно тебе, Ставрофила, некоторые усердные, но не вполне искусные монахи, имевшие ревность Божию не по разуму. Принявши просто и буквально слова Господни: «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:38), они поделали себе деревянные кресты, и всегда нося их на плечах своих, не назиданием послужили для людей, а возбудили этим общий смех. Их справедливо обличал Авва Серен, как людей, следовавших не духу животворящему, а убивающей букве писания (пр. Кассиан Римлянин Собесед. 8, гл. 3.). Крест, который Бог повелевает носить, состоит не только в том, чтобы быть пригвожденным к древу, но и в том, чтобы чрез все течение жизни поучаться и упражняться во всех добродетелях. Ибо все ли ученики, ходившие во след Христа Господа, были распяты? Все ли девы, которые, по слову Апокалипсиса, «последуют Агнцу» (Откр.14:4), распинались на крестах? Разве распят был Апостол Павел, сказавший: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Галат.6:14) (Блажен. Августина, беседа 32 о святости)? Принятие креста ничто другое означает, как умерщвление плотских похотей, отвержение навыков злых, отчуждение от мирской суеты, и удаление от всякого греха.    СТАВРОФИЛА. Светом истины ты просвещаешь тьму неведения моего. Но и еще осмеливаюсь вопросить тебя: неужели не получили никакой душевной пользы те которые в простоте сердца носили деревянные кресты?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Писания; но ему отведено было едва ли не последнее место в учебной системе, гегемония же принадлежала одному латинскому. Да и самая латынь в католических школах процветала не древняя, классическая, а грубая, варварская, искаженная полонизмами и местными наречиями, и представлявшая лишь извращение языка золотого века латинской литературы. В самых латинских школах стремление к изучению древних латинских классиков пробудил протестантизм и только при его просвещенном содействии исправилась впоследствии и приблизилась к своему образцу эта польская латынь, получив от Цицерона и Вергилия изящность и приятность, от Гомера и Демосфена силу и энергию. Итак, католическая школа и наука, чуждая истинного духа классической образованности, не могла быть посредницей при усвоении южнорусскими школами греческого классического направления. Такой посредницей могла быть и была протестантская образованность. Ист. Пол. Лит. Кондр. т. I, стр. 220 и 240. 833 Православ. Собесед. за 1858 г. т. I, в статье «князь Константин Острожский» стр. 365–392, 536–567. 835 Dzieie у Prava (Kosc. Polsk. Ostrowskie gow Warszawie 1793 г. т. III, стр. 421 и 423). Эти профессоры-протестанты недолго, однако занимали кафедры в православной академии: «по просьбе богомудраго князя, святейший патриарх Константинопольский часто и часто его навежал и дидаскалы мудрыми облагал, к размножению наук веры православной». Вест. Запад. Р. за 1869 г. кн. 7, отд. II, стр. 8, 9, 13, 21 и Русская истор. Костомарова т. III, стр. 544. 836 В пасторатских училищах питомцы с раннего утра до позднего вечера проводили время в молитве, чтении слова Божия, научных занятиях (каких, не известно), музыкальных упражнениях и физических трудах. Krasinski S. 292. 837 Lukaszew. 2 Th. S. 103–117. Уст. Луцкой школы §§ 11 н 12, в Памятниках, изд. Врем. Ком. при Киевск. Генер.-губ. стран. 83–116, Археографич. сбор. докум., относящ. к ист. Сев. Зап. Рос. т. IV, Отд. III, 14, стр. 136 и 145. 838 Я. Ф. Головацкий доказывает, что действовавший в острожской академии устав луцкой школы составлен не Кириллом Лукарисом, а списан им, с небольшими сокращениями и перифразами, с устава львовской братской школы, «начертанного в 1586 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

1254 Catechismus ad parochos. Viennae. 1827. pag. 456: «(Homines) – adiutores et administri Dei gratiae». 1261 Смот. в подтвержд. сказанного: Рукопись Троице-Сергиевой Лавры 741 лл. 100–108. Описание рукоп. графа Ф.А. Толстого Отд. II, 402, стр. 539. Акты Археогр. Экспед. т. III, 290, стр. 432–433; 306, стр. 453–454; т. IV, 327, стр. 487–488; 335, стр. 499. Описание старопеч. книг гр. Ф.А. Толстого и купца Η.Н. Царского П. Строева. 79, стр. 131–133. Рукоп. Румянцевского Музея 381, лл. 95–116. Рукоп. Б-ки Импер. Общ. Ист. и Древ. Росс. Отд. I, 257. Требник, печат. при патр. Иосифе 1649 г. лл. 91–104. Никоновская Скрижаль, стр. 51. Служебник 1653 г. л. 8-й. Кириллова книга, лл. 3 и 251. Потребник иноческий, л. 230. 1263 Вопрос о происхождении старообрядческих мнений разработан в следующих сочинениях, к которым мы и отсылаем желающего ознакомиться с ним более подробно: « Патриарх Никон » Проф. Η.Ф. Каптерева. М., 1887. Стр. 25. 58–91. «К нашей полемике со старообрядцами» Проф. E. Е. Голубинского – в «Богословском Вестнике» за 1892 г. т. I, стр. 51–57, 498–499. II, 34–72, 199–223. «К истории споров об аллилуия» Г. Николаевского – в «Христ. Чтен.» за 1884 г. Матер. для Истор. Русск. церкви – в «Чтен. Общ. Люб. Дух. Просв.» за 1875 г., стр. 66–78. «О перстосложении» – в «Правосл. Собесед.» за 1869 г. ч. II, стр. 201–224. Преосв. Никанора «о перстосложении для крестного знамения». СПБ., 1890 стр. 235–292. Проф. Нильского – отзыв о происхождении двуперстия – в «Проток. СПБ. Дух. Акад.» за 1887–89 г., стр. 391. 1264 Митр. Макарий. «История Русской Церкви», т. XI, стр. 118, 127 и дал. Срав. Его же. « Патриарх Никон в деле исправления церковных книг и обрядов». Прибавл. к тв. св. отцев. Ч. XXIX, стр. 9. – Проф. E. Е. Голубинский . «К нашей полемике со старообрядцами». «Богословский Вестник» 1892 г. т. I, стр. 304. Н. Благовещенский. «О происхождении раскола в Русской церкви». Труды К. Д. А. 1886 г. т. I, стр. 507. 1265 См. послесловие к Кирилловой книге 1644 года. – Впрочем, следует прибавить, что в конце патриаршества Иосифа, исправление церковных книг приняло заметный поворот к лучшему, благодаря прибытию киевских ученых; но взгляд на этих новых справщиков у русских – в Москве был неодинаков. Одни заметно склонились на сторону киевских ученых, а другие отнеслись к ним с большим недоверием и в науке, принесенной этими учеными, увидели страшную опасность для веры. Все же киевские ученые еще при патр. Иосифе в 1650 году сличили уже напечатанную книгу Шестоднев с греческим текстом и в конце ее припечатали исправления, дабы не перепечатывать ее всю.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) Первоначальная вера в Господа Иисуса Христа. За духовным прозрением с его плодами Благодать дарует обращающемуся грешнику начаток веры или первоначальную веру в Господа Иисуса Христа; ибо никто же может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым, по слову Апостола. Благодатию есте спасени чрез веру и сие не от вас, Божий дар ( Еф.2:8 : 1Кор.12:3 ). Первоначальная вера до того проста, что каждому обращающемуся в христианство ничто не возбраняет креститися, аще токмо верует от всего сердца своего Иисуса Христа, умершего и воскресшего за спасение наше, Сына Божия быти ( Деян.8:35–37 ). Сущность действия Благодати возрождения, в тесном смысле. Благодатное действие возрождения в тесном и собственном смысле состоит: а) в оправдании грешника, т.е. в отпущении ему прежде бывших грехов за раскаяние и веру в Искупителя, вменяемую ему в заслугу ( Рим.4:5–8 ); б) в обновлении человека ветхого, т.е. в восстановлении образа Божия в человеке, – в возвращении потерянных через грехопадение совершенств богоподобных и всех высоких прав, какие в начале Творец даровал ему ( Еф.4:2–24 ); в сообщении новых духовных сил и дарований и в) наконец, по главнейшей —13— цели в таинственном единении обновлённого человека со Христом и Богом. В сих трёх действиях благодати возрождающей состоит (вся) сущность воссоздания человека падшего. Первое из них совершается в таинстве Крещения, второе в Крещении и вместе Миропомазании, а третье в Миропомазании и Евхаристии. Отношение к ним Благодатного освящения и понятие о нём. Что же касается до благодатного освящения, то оно содействует к укреплению духовных сил и дарований, полученных в первых трёх таинствах, и через то спопешествует преспеянию в духовной жизни среди многих различных к тому препятствий. Совершаясь преимущественно посредством последних четырёх таинств, и вообще посредством спасительного содействия в частных добрых делах и удержания от злых, оно служит силе и действенности трёх первых таинств, как средство своей цели. Св. Киприан говорит: «нам нужно ежедневное освящение для сохранения благодатных сил, дарованных через возрождение». А св. Кассиан называя Благодать освящающую (sanctificans) ежедневным о христианине помышлением, сравнивает её с «действиями кормилицы, которая, прежде нежели дитя станет ходить, носит его на руках, а когда настанет время ходить, учит его ступать, сперва поддерживая его за руку, потом приучая ходить одного, впрочем, наблюдая, чтобы не упало, когда же вырастет, тогда для укрепления сил позволяет бороться со сверстниками, или переносить соразмерные силам тяжести». (Кассиан собесед. о благород. Гл.19). Таким образом благодатным освящением называется то действие благодати, которым христианин постепенно очищается от скверны греховной, возрастает и укрепляется в силах духовных, возводится на высшие степени совершенства и единения с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ничто так сильно не смущает человеческой души, как мысль быть поруганным. Многие желают служить Богу, но вместе с тем желают славы и ублажений человеческих. Многие любят смирение без уничижений, желая стяжать оное без утраты мирской чести, и получить благодать терпения без поношений и укоризн (пр. Кассиан Римлянин Собесед. 4, гл. 12). Но истинные рабы Божий, жизнь которых мир считает безумием, с терпением переносят от него уничижения, клеветы безрассудные, укоризны и осуждения. Обильна жатва тружеников этих, и столько же получают пользы истинно терпящие уничижение, сколько получают вреда издевающиеся над ними. Таковых то, которых презирает мир, избирает Бог; так как чрез уничижение человек скорее приходит к познанию самого себя. Итак, благоразумно Св. Апостол научает работать Богу «в чести и бесчестии, среди порицаний и похвал» (2 Кор. 6:8). Собрание же многих крестов, вместе связанных, означает множество различных скорбей, попускаемых или посылаемых от Бога одному человеку к его спасению. Глава 4. Иисус Христос понес все виды креста («Наказание мира нашего на Нем» (Ис. 53:5))    Удивилась Ставрофила, слыша, что иногда на одного человека налагается много различных крестов.    — И одного из показанных тобою мне крестов, — сказала она Ангелу, — достаточно для того, чтобы подавить и сильнейшего мужа. Кто же может понести много крестов вместе?    АНГЕЛ. Что это ты говоришь? Разве тебе никогда не приходило на мысль о рабе Божием Иове? Сколько перенес он страданий: сколько вдруг послано ему было крестов! Стада его волов, ослиц и верблюдов увели пленившие, и побили рабов его: огонь спал с неба и пожег его овец и пастухов. Еще когда сыны и дочери его пировали вместе, внезапно подул сильный ветер, и поколебал со всех сторон храмину; храмина пала и задавила детей его. Сам он с головы до ног был поражен лютым гноем, и сидя вне града, на гноище черенком очищал гной свой. К довершению скорбей собственная жена его и друзья, пришедшие навестить его в печали, ожесточали его бедствие своими укоризнами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Писатели западной церкви сами сознаются, что первоначальный, апостольский и всеобщей образ крещения есть троекратное погружение, но в оправдание своих обычаев представляют причины времени, будто бы требующие перемен в древних обычаях, причины, однако ж, странные и неуместные. Так, один писатель говорит: ritus baptizandi antiquissimus et communis erat per trinam immersionem, quam indicunt apostoli, quia immersio plus habebat mysterii ob Dominicae mortis, sepulturae et ressurectionis conformitatem, neque adhibebatur infusionis ritus, nisi erga periculose aegrotantes. Nunc vero maior habetur incommodorum corporis atque puderis ratio simulque amorendarum tentationis, illecebrarum... Cabassut. synops. concil. tom. 3. pag. 331. Paris 1838. Но ещё в VI в. папа Григорий Вел. в своём чинопоследовании крещения установлял, чтобы крещение самых младенцев было совершаемо не иначе, как погружением. S. Gregor. Sacrament, de bapt. infant. Крещение чрез обливание, употребляемое западной церковью, есть уже позднейшее нововведение, не ранее XIV столетия. Правосл. Собесед. 1859. Ч. I, стр. 7–8. Русский митрополит Кирилл (XIII в.) тоже осуждал обливание при крещении, говоря, что оно беззаконно, и что крестимый должен быть всегда погружаем в сосуде особенном. Карамзин. История государства российского. СПБ. 1819, изд. 2-е. Т. IV, стр. 125. В многочисленных грамотах константинопольских патриархов XVII, XVIII и даже XIX столетий тоже осуждается обычай совершать крещение по латинскому обряду, через обливание, как противный учению Восточной Церкви, основанному на несомненном апостольском предании (См. эти грамоты в издании Гедеона: Κανονικα διατξεις, т. II, стр. 89–90, 118, 180, 459). А. Павлов . Номоканон при Большом Требнике. Новое, от начала до конца переработанное издание. Москва. 1897, стр. 349. 30 Св. Киприан карфагенский , и с ним другие африканские епископы, также некоторые из восточных, напротив, полагали, что крещения, совершаемого еретиками, признавать не должно, и потому, при обращении их к Православной Церкви, снова нужно крестить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Согласно преподобному Иоанну, начало нашего спасения происходит от призывания Божия, на которое мы откликаемся (Собесед., 3.10) 47 . Вместе с тем начало нашей благой воли (Собе­сед., 13.11) может принадлежать как Богу (Собесед., 3.19 48 ; 13.3), так и нам самим (Собесед., 13.8; 13.9; 13.11). Когда Бог замечает в нас начало благого желания, Он тотчас “просвещает и усиливает его, и побуждает к спасению, взращивая то, что или Он Сам насадил, или взошло благодаря нашим усилиям” (Собесед., 13.8; ср. 13.11). Заметив в нас хоть “малую искру благой воли”, Бог не дает ей угаснуть и всячески способствует тому, чтобы она обратилась в пламя (Собесед., 13.7). Когда Он видит, что мы хотим склониться к добру, то идет нам навстречу, направляет и укрепляет нас; если же Он замечает, что мы не хотим добра или охладели к нему, то дает нашим сердцам спасительные советы, благодаря которым добрая воля в нас или восстанавливается или образуется (Собесед., 13.11). Бог всегда готов предоставить то, что у Него просят, если благая воля человека дает к этому повод (Прав., XII.14). По мысли преподобного Иоанна, действие Божественной благодати выбирает различные пути в зависимости от конкретной ситуации и человеческой способности восприятия (Собесед., 3.12; 13.15), что служит гарантией сохранения самодеятельного характера человеческой воли 49 . Преподобный Иоанн говорит, что “благодать Божия всегда содействует нашему произволению, [направляя] его в сторону добра”, во всем помогает ему, поддерживает и защищает его, так что иногда требует и ожидает с нашей стороны “некоторых усилий доброй воли” (Собесед., 13.13). Бог не делает добро за нас, как считал Августин, но содействует нам и направляет наше сердце к полезному (Собесед., 3.12; 13.8–9). Вовсе не следует так приписывать Господу все заслуги святых, чтобы на долю человеческой природы не оставалось ничего, кроме злого и превратного (Со­бе­сед., 13.12). Человек не подлежал бы никаким похвалам и не имел бы никаких заслуг, если бы Бог предпочитал в нем только то, что Сам даровал (Собесед., 13.14). Чтобы щедрое раздаяние даров благодати не казалось “беспричинным”, Бог уделяет их под предлогом нашего желания и труда (Собесед., 13.13).

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-ioann-kas...

   Преп. Иоанн Лествичник. Слово 14, § 12.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 12, гл. 7.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 93, 95; преп. Иоанн Кассиан. Писания. Изд. 2-е. М., 1892. Собесед. 22, гл. 6.    Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. 12, гл. 9—10.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 54.    Достопамятные сказания о свв. и блаж. отцах. 165. С. 221.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 357.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 22, гл. 6.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 108.    Он же. Слово 15, § 68.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 93.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 55.    См. преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 22-е, гл. 4 и далее.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 94.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 22, гл. 5.    Свт. Димитрий Ростовский. Богодухновенное наставление христианское//Сочинения. М., 1894. Ч. I. С. 202.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 104.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 255, 353.    Преп. Исаак Сирин. Творения. Слово 9. С. 45—47; Слово 77. С. 382—383. См. также наставл. преп. Антония Римлянина//архиеп. Филарет Черниговский. Русские святые... Изд. 3-е СПб., 1882. С. 467—468. Ср.: Преп. Варсонофий и Иоанн, отв. 668; преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 12, гл. 8. С. 392; свт. Василий Великий. О употреблении слова//Древние иноческие уставы. С. 410—415.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 38, 78; преп. Варсонофий и Иоанн. Отв. 237, 258, преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. V, гл. 30; преп. Исаак Сирин. Слово 56.    Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 19. С. 73—74; ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 9, 17, 18, 26.    Архим. Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. Изд. 3-е. М., 1892. С. 56.    Ср.: Еп. Феофан. Внутренняя жизнь (из слов к Тамбовской и Владимирской паствам). М., 1899. С. 103—104.    «Помысл» (греч. логимос) — означает размышление, обсуждение, обдумывание, взвешивание, т. е. область деятельности человеческого ума.    Преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Слово 60. С. 329—330.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

705 Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. 12, гл. 9—10. 706 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 54. 707 Достопамятные сказания о свв. и блаж. отцах. 165. С. 221. 708 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 357. 709 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 22, гл. 6. 710 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 108. 711 Он же. Слово 15, § 68. 712 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 93. 713 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 55. 714 См. преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 22-е, гл. 4 и далее. 715 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 94. 716 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 22, гл. 5. 717 Свт. Димитрий Ростовский. Богодухновенное наставление христианское//Сочинения. М., 1894. Ч. I. С. 202. 718 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 104. 719 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 255, 353. 720 Преп. Исаак Сирин. Творения. Слово 9. С. 45—47; Слово 77. С. 382—383. См. также наставл. преп. Антония Римлянина//архиеп. Филарет Черниговский. Русские святые... Изд. 3-е СПб., 1882. С. 467—468. Ср.: Преп. Варсонофий и Иоанн, отв. 668; преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 12, гл. 8. С. 392; свт. Василий Великий. О употреблении слова//Древние иноческие уставы. С. 410—415. 721 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 38, 78; преп. Варсонофий и Иоанн. Отв. 237, 258, преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. V, гл. 30; преп. Исаак Сирин. Слово 56. 722 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 19. С. 73—74; ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 9, 17, 18, 26. 723 Архим. Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. Изд. 3-е. М., 1892. С. 56. 724 Ср.: Еп. Феофан. Внутренняя жизнь (из слов к Тамбовской и Владимирской паствам). М., 1899. С. 103—104. 725 «Помысл» (греч. логимос ) — означает размышление, обсуждение, обдумывание, взвешивание, т. е. область деятельности человеческого ума. 726 Преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Слово 60. С. 329—330. 727 Преп. Ефрем Сирин. О добродетелях и страстях//Добротолюбие. Т. II, § 10. С. 374. Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 73—75; архим. Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. С. 28—31.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Следовательно, надобно держаться смиреннейшей части и покоряться человеку ради Бога, как Богу. Путь этот оправдан опытами всех святых, просиявших как светила на тверди христианской. Величайшие угодники Божии всегда пользовались советом и руководством. Антоний Великий , Макарий Египетский , Пахомий, Иларион, Евфимий, Савва и все начало содевания своего спасения полагали покорением себя отцу своему духовному и обучались подвижничеству под его наставлением. Зато скоро созревали и усовершались без уклонения и опасных преткновений. Напротив, другой путь, своеличный, по своему уму и сердцу, всегда был почитаем путем заблудным и гибельным. Сколько было разительнейших опытов, что подвизающийся, лишь только уклонялся от руководства, тотчас падал в прелесть, был опутываем сатаною и погибал! Святой Иоанн Кассиан повествует об Ироне – старце, который пятьдесят лет провел в посте, трудах, бдениях и молитве и всех удивил своею строгостию; но после, потому именно, что возмнил остаться с одним своим разумом и волею, принял сатану за Ангела и по его наущению ночью бросился в пустой колодец в надежде, что будет взят на руках Ангелами, и разбился так, что на третий день, по извлечении из колодца, скончался (Собесед. 2-е, гл. 5). Он же упоминает еще о других двух, кои, по своей воле и помыслу, устремились в пустыню, в ожидании, что Господь пропитает их там (Собесед. 2-е, гл. 6). Один из них, по истощении сил, спасся, приняв пищу от диких поданную; а другой – погиб, оставшись и здесь при своей воле. Тот же Кассиан говорит о некоем, принимавшем откровения от беса, свет в келии видевшем и наученном принести в жертву сына, что, впрочем, не сбылось (Собесед. 2-е, гл. 7); и еще о труженике подвижнейшем, которого бес совратил в иудейство через сновидения (Собесед. 2-е, гл. 8). Подобная же повесть предлагается в Прологе на девятый день января: молодой подвижник своевольно поселился в пещеру горную, принимал откровения от беса и поверил ему, что будет взят на небо, – и погиб бы, если б не сохранила его благодать и не внушила, хотя не с истинным расположением, открыть о том игумену.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010