951 Предисловие к житию соловецких чудотворцев, изд. Ундольским в библиогр. разысканиях стр. 30. 31. Также в правосл. собесед. 1859 г. 2, 216. 217. Оно писано, по всей вероятности, после свидания с Артемием и Феодоритом в 1551 г. см. пр. 122. 955 По известью Курбского о Феодорите говорил царю игумен Сергиевой лавры Артемий и по его отзывам вызван был Феодорит в Москву для поставления в архимандрита суздальского (Курбский стр. 133). Поскольку же Артемий с июля 1551 г. пробыл игуменом лавры менее года: то ясно, что Феодорит был у царя в конце 1551 г. и след. за 5 лет раньше того, как Трифон явился в Москву и получил грамоту от 1 нояб. 1556 г. сл. пр. 122. И Курбский, мало зная дела блаж. Трифона, как видно по его отзыву (пр. 120), не ясно отделял деятельность Феодорита, обнимавшую окрестности Колы, от деятельности Трифона, подвизавшегося на Печенге. А другие, включив без разбора в сказание о Трифоне повествования Курбского о Феодорите, навели полный мрак на жизнь Трифона. – Феодорит отправился на восток в 1557 г. летоп. у Карамз. 8, пр. 587. 957 Ист. иер. 4, 582. 583. Щекатова геогр. словарь 111, 695. Без сомнения в этой грамоте включены и дары, данные обители новокрещенными. См. пр. 127. 958 Акт. ист. 4, 549. «Ηа Паз р. храм страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба – поставление строителя их старца Трифона». Тоже в грамоте 1675 г. Дополн. к ист. акт. 6, 391. В книге большого чертежа – читаем: «на устье с левые страны р. Таза, от моря 20 верст, погост Бориса и Глеба». Таз – ошибка, чит Паз. Ныне на картах, р. Паяс. – Далее в кн. чертежа: «от Паза р. морским берегом 20 верст пала в море речка Деньга да речка Воема, а промеж тех речек Волотово городище». (Стр. 160). Под именем Волотов известны были великаны. Карамз. 5, пр. 210. 960 По большому чертежу видно, что «пустынька» в последствии обращалась в монастырь. Здесь читаем: «на усть реки Печени два монастыря», стр. 160. 961 По житию, он скончался 15 декабр. 1583 г. По одному списку святцев преподобный преставился июля 23, по-другому – нояб. 14, по третьему – декаб. 15 д. День кончины без сомнения 15 декабр. прочие дни – дни празднования перенесениям мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

9 Преп. Макар. Египет. Слово о возвышении ума.Глав. 6 по изд 1852 Моск. стран. 345. Снес. его же 4 б.4 стран 36. 15 Св. Афан. Александр. Жит преп. отца Антон… По изд. 1853 Моск. ч. трет. стран. 263, 264. Снес. его же защит. слово пред цар. Констанцием. По изд. 1852 Моск.ч.втор. стр. 16. 18 Блажен.Феодорит. сл. 8. о том, что для здавомысл. нет вреда служ. госполам злым. По изд. 1857 Моск. част. пят. стран. 508, 509. 21 Св. И. Злат. б. 1-я на слова: псал. 48,17. Б. на псалмы. По изд. 1860. Спб.т. втор. стр. 510, 511. 24 Св. И. Злат. толк. на 3 главу кн. Прор. Исаии. Б. на разн. м.Св. пис. По изд. 1861 Сиб. т. I. стр. 87. 26 Св. Исид. Пелус. пис. диакону Иераку. По изд. 1860. Моск. ч. трет. стр. 180.181. в Хр. чт. 1837. IV. 151 27 Св. И. Злат. б. о покаянии. По изд. 1849. Сиб. т. втор. стран. 295.296. В Хр. чт. 1834. I. 259. 35 Св. И. Злат. б. по случ. низверж. цар. стат. VII.б. к Ант. народу. По изд. 1848. Сиб. т. I. стран. 374. 46 Св. Григ. Нисск. из слов на св. Пасху о воскресении Хр. чт. 1847.II36. 37. 38. Сл. св. И. Дамас. изл. веры. О воскресении Хр. чт. II. 100. 49 Преп. Макар. егирет. б. Христиане, чтобе сподобиться им неб. похвал. По изд. 1852. Моск. стран. 36. См. его же слово о возвыш. ума. Глав. 6 стр. 545. 83 Блаж. Диодох. сл. о веден. и духовн. различен. Хр. чт. XXVIII. 39. Св. И. Злат. 1. Бесед. на рукоположение его во пресвитера. По изд. 848. Спб. II. 84 Преп. Кассиан. Римл. собесед. с Аввою Моисеемо правиле пощения. Воскр. чт. VIII. 328. Сн. там же стран. 84. 88 Пр. И. Лествичн. слово 15. о нерастленной непорочности и целомудрии… По изд. 1854. Моск. стр. 194. 195. В Воскр. чт. III. 305. 92 Блаж. Феодорит. Слово о том, что труд правды не бесплоден… По изд. 1857. Моск. ч. пят. стран. 333–336. Снес. Св. Дим. Рост. поучение в нед. Страш. Суда. По изд. 1827. Моск. т. 2 стран. 16, 17, 18. 99 Блаж. Марк, митроп. Ефес. Против тех, котор. спраш. зачем Бог сотвор. человека. Хр. чт. 1846. III. 369. 370. 105 Пр. Касс. Римл. о посте. Воскр. чт. VIII, 84. Снес. св. Вас. б. о том, что недолж. прилепл. к житейск…. Тв. св. От. VIII. 331. 322.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

1579 Игум. Антоний. Письма, п. 250. С. 314. 1580 Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. VI, гл. 1—8. 1581 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, п. 166. С. 95. 1582 Свт. Василий Великий. Творения. Ч. VII, М., 1854, п. 230. С. 178. 1583 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 31 на Деян. 1584 Свт. Григорий Двоеслов. Собес. Кн. IV, гл. 15. С. 286. Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 59 и 71. С. 130, 141; Старч. советы. С. 481. 1585 Прот. Гр. Дьяченко. Симфония. С. 474. 1586 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 109. 1587 Он же. Отв. 2, ср. отв. 108; авва Дорофей. Поуч. 13. С. 155—156. 1588 Преп. Исаак Сирин. Слово 78. С. 387—388. 1589 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, п. 159. С. 307, ср. п. 189. С. 325. 1590 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 213. 1591 Преп. Симеон Новый Богослов. Деятельные и богословские главы, глава 105. 1592 Там же. Гл. 106. С. 38. 1593 Преп. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы. Гл. 126. 1594 Преп. Исаак Сирин. Сл. 91. С. 433. 1595 Четьи-Минеи, 26 янв.; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. С. 266—268. 1596 Преп. Исаак Сирин. Слово 21. С. 82. 1597 Он же. Слово 61. С. 336. 1598 Игум. Антоний. Письма. П. 116. С. 135. 1599 Преп. Марк Подвижник. Слово 2, § 169. 1600 Преп. Исаак Сирин. Слово 79. С. 392. 1601 Серафим, еп. Сухумский. Речь перед наречением во епископа. Прибавл. к Церковн. Ведом. 1905, 18. С. 759. 1602 Преп. Макарий Египетский. Слово 7, гл. 13; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V, 128—130. 1603 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III, 163—164, преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, п. 26. С. 204, 205. 1604 Преп. Исаак Сирин. Слово 1. С. 1. 1605 См. в «Отечнике» еп. Игнатия Брянчанинова повесть об Евлогии Каменотесе. 1606 Четьи-Минеи, 20 сент. 1607 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V. С. 290. 1608 Преп. Исаак Сирин. Слово 47. С. 204. 1609 Преп. Макарий Египетский. Слово 7, гл. 31. 1610 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 5-я на 2Кор. 1611 Преп. Исаак Сирин. Слово 57. 1612 Муч. Фомаида была умерщвлена женонеистовым своим свекром, посягавшим на ее целомудрие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

163. Хр. чт. 1827. XXV. 203. 190 Бл. Феодорит. Толк. на кн. Быт. вопр. 8. по изд. Моск. 1855 г. Ч. перв. стр. 15. Снос. Хр. ч. 1843, III. 329. 330. 203 S. Maxim. Confess. Ad Ioannem Presbyterum... Tom. sec. pag. 245–246. Смотр. в Добротолюб. Часть 2. Калл., и Игн. гл. 69. 221 Афан. Алекс. о том, что человек мож. Позн. Бога. Хр. чт. 1837. IV. 116. В 1 слове на язычн. Москва. 1851, ч.1, стр. 51 248 Разговор между еранист. и православным о неслиян. соедин. ест. в Иис. Христе. Хр. чт. 1840. I. 337. 338. 250 В другом месте (о творч. Бож., гл. XVII, стр. 310. 311 сн. Бож. настав. кн. седьм., гл. XII, стр. 119) Лактаций колеблется между мнением, утверждаемым им здесь, и между противоположным оному. 272 Ириней почти везде тело называет plasma, plasmatio, указывая на образ сотворения его в первозданном человеке и отклонив известное нарекание валентинян. 290 Св. Ефр. Сир. о покаян. 58. Тв. св. отц. том. XVI. стр. 376; снес. 142 на слова положи. Господи, хран… там же стр. 424. 291 Сл. душеполезное. Тв. св. отц. т. XVI. стр. 92. о доброд. и страстях. Тв. св. отц. XVI – 166. Сл. умилит. Тв. св. отц. XII. 61. 301 Сл. 55. Посл. К препод. от. Сим. Чудотв., по изд. 1854, г. Моск. стран. 306. сн. Хр. чт. 1821. III. 136. 304 Пропод. И. Касс. собесед. с Аввой Даниилом о борьбе плоти и духа. Хр. чт. 1846. IV. 180. 190. 201. 338 4 оглас. слово, о душе. Тв. св. отц. т. XXV. 1855 г. стран. 60. То же самое в 3 оглас. слове, на стран. 40. 342 Заметим, что в словах Спасителя: «дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже» ( Ин.6:63 ), 1) духовитости приписывается оживление, след., и оживленность, 2) духовность противополагается плоти. 371 S. Maximl Confess, epist. ad. sanct. beat. que archiep. Ioannem qua animam esse incorpoream ostendit. Tom sec. pag. 537. 538. 409 Св. Злат. о том, что не должно смущ. несчаст. людей добр. и благод. Порочны. Хр. чт. 1847. I. 332. 430 Contra Ioan. Hierosolym ad Pommach, cap. 22 in Patrolog. Curs. compl. tom XXIII. pag. 372. 373. 431 Бл. Феодорит. Еп. Кир. о человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

«Зерц. вел.» Ркп. Солов. библ. 239, л. 275–276. 500 Сборник Рукоп. Солов. библ. 817 (26 ноября), л. 61об., 79. Разыскания в области рус. дух. стих. Веселовск. Зап. Имп. Акад. Наук. 37 т. 201–209. 501 Подробное исследование о стихе и зависимости его от апокрифа сделано в статье «Разыскания в области рус. дух. стих.», Зап. И. А. Н. 36 т., 1–22 стр. 511 Русск. Вестн. 1856 г. XIII, 21–23 стр. Пам. Стар. Р. Лит. II, 465 стр., I, 137–138 (пьяниц. ад – Р. И. Лег. 21, 27, 29. Калеки Пер. 17, 101 стр.). 523 Ник. лет. II, 42 и 43 – рассказ о битве русских с половцами на р. Сальнице в 1112 г., сказание о Невском побоище; Ник. лет. под 1241 г. (III, 43). Лавр. лет. под 1263 г. Полн. собр. лет. I, 206, I, 422. Ровин. Народ. карт. IV, 59. 532 Прав. Собесед. 1859 г. 1 т., 166–8 стр. Слово приписывается Кириллу Ростовскому . У Сухомлинова напечатано в числе творений Кирилла Туровского . Рук. гр. Уварова, 2 т., XXIV. Срав. Смарагд. Минеи Чет. митр. Макар. Ркп. Синод. библ. 996, л. 783 об. Измар. Ркп. Солов. библ. 270, л. 188–189. Златоуст. Ркп. Солов. бибил. 259, л. 248. 534 Пам. отр. лит. 2 ч. 429–438. Ист. рус. слов. И.Я. Порф. 270. Сравн. Опис. Рум. Муз. 422 и 510 стр. 540 Малор. народ. пред. Драг. 92 стр. В др. леген. говорится, что Бог сначала «з рожи сотворив жинку», а когда она не понравилась, создал из ребра. Зап. И. А. Н.и37 т. Отчёт о 22 присужд. прем. А. Весел. 178 стр. 546 Пам. отр. лит. I т. 1–15; т. II, 298–304. И.Я. Порф. Апокр. сказ. в 17 т. Зап. И. Ак. Наук. 34 стр. 548 Нужно заметить, что в апокрифич. литературе нередко указывается на то, как людей «наставляют на де6ла ручная» архангел Михаил (Пам. отр. лит. I, 300 с ркп. 15 в.) и ангелы («Книга Адамова»). Апокр. сказ. Исслед. И.Я. Порф. 180. 551 Апокр. сказ. 17 т. Зап. И. А. Н. 93. Пам. древн. лит. II, 249. По друг. сказ. Адам дал рукописание, испугавшись тьмы. Пам. Отр. лит. I, 300, 301. 553 Ср. апокр. сказ. о наказ. Каина («трясением удов») в Пам. стар. рус. лит. III, 9 и (будет Каин стоня и трясыйся на земли) Апокр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если мы сами можем исполнить заповеди Божии и сделаться добродетельными; то зачем молимся: укрепи Боже сие, еже соделал еси в нас ( Пс. 67:29 ), и дела рук наших исправи на нас и дело рук наших исправи ( Пс. 89:17 )? Валаам был нанят, чтобы проклинать Израиля, но ему не дозволено проклясть его, хотя и хотел. Авимелеху сказано, чтобы он не касался Ревекки, дабы не согрешить Богу. Братья по зависти продали Иосифа; но это попущено для того, чтобы детям израилевым переселиться в Египет, и чтобы проданный пропитал их во время глада, как объяснил это он сам, когда открылся братьям: ныне убо не скорбите, говорит он, ниже жестоко вам да явится, яко продасте мя семо. Посла мя бог пред вами оставити вам останок на земли и препитати ваш останок велий. Ныне убо не вы посласте мя семо, но Бог: и сотвори мя яко отца Фараону и господина всему дому его ( Быт. 45:5,7,8 ). Когда, после смери отца, братья боялись мщения его, то он говорил им: не бойтеся: Божий бо есмь аз. Вы совещасте на мя злая: Бог же совеща о мне во благая, дабы было якоже днесь и препиталися бы людие мнози ( Быт. 50:19,20 ). Об этом премудром распоряжении Божием говорит Давид в 104 псалме: и призва глад на землю; всяко утверждение хлебное сотры. Посла пред ними человека, в раба продан бысть Иосиф ( Пс. 104:16,17 ). Итак хотя благодать Божия и произвол человеческий по-видимому друг другу противны, но и та и сей согласно действуют и в деле спасения нашего равно необходимы, если не хотим отступить от правил истинной Веры. Когда мы готовы к добру, то Бог направляет и укрепляет нашу готовность, ибо Он тотчас ответствует на вопль наш: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя ( Пс. 49:15 ); но если мы не хотим добра, или охладели к нему, то дает нам спасительные советы, чрез кои доброе расположение образуется или возобновляется». Пр. Иоан. касс. Собесед. с авв. Херемоном: христ. чт. 1844 г. ч. 3, стр. 312–315. Образ. соглас. ч. 1, гл. 2 и ч. 2, гл. 2. Не думаем, чтобы лютеране не сознавали, что такое учение о способе оправдания человека во Иисусе Христе не совсем согласно с их же учением о следствиях падения Адама в отношении к его потомкам, которое представляют они проникшим все существо человека (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Согласно преподобному Иоанну, начало нашего спасения происходит от призывания Божия, на которое мы откликаемся (Собесед., 3.10) 47 . Вместе с тем начало нашей благой воли (Собе­сед., 13.11) может принадлежать как Богу (Собесед., 3.19 48 ; 13.3), так и нам самим (Собесед., 13.8; 13.9; 13.11). Когда Бог замечает в нас начало благого желания, Он тотчас “просвещает и усиливает его, и побуждает к спасению, взращивая то, что или Он Сам насадил, или взошло благодаря нашим усилиям” (Собесед., 13.8; ср. 13.11). Заметив в нас хоть “малую искру благой воли”, Бог не дает ей угаснуть и всячески способствует тому, чтобы она обратилась в пламя (Собесед., 13.7). Когда Он видит, что мы хотим склониться к добру, то идет нам навстречу, направляет и укрепляет нас; если же Он замечает, что мы не хотим добра или охладели к нему, то дает нашим сердцам спасительные советы, благодаря которым добрая воля в нас или восстанавливается или образуется (Собесед., 13.11). Бог всегда готов предоставить то, что у Него просят, если благая воля человека дает к этому повод (Прав., XII.14). По мысли преподобного Иоанна, действие Божественной благодати выбирает различные пути в зависимости от конкретной ситуации и человеческой способности восприятия (Собесед., 3.12; 13.15), что служит гарантией сохранения самодеятельного характера человеческой воли 49 . Преподобный Иоанн говорит, что “благодать Божия всегда содействует нашему произволению, [направляя] его в сторону добра”, во всем помогает ему, поддерживает и защищает его, так что иногда требует и ожидает с нашей стороны “некоторых усилий доброй воли” (Собесед., 13.13). Бог не делает добро за нас, как считал Августин, но содействует нам и направляет наше сердце к полезному (Собесед., 3.12; 13.8–9). Вовсе не следует так приписывать Господу все заслуги святых, чтобы на долю человеческой природы не оставалось ничего, кроме злого и превратного (Со­бе­сед., 13.12). Человек не подлежал бы никаким похвалам и не имел бы никаких заслуг, если бы Бог предпочитал в нем только то, что Сам даровал (Собесед., 13.14). Чтобы щедрое раздаяние даров благодати не казалось “беспричинным”, Бог уделяет их под предлогом нашего желания и труда (Собесед., 13.13).

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-ioann-kas...

   Преп. Иоанн Лествичник. Слово 14, § 12.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 12, гл. 7.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 93, 95; преп. Иоанн Кассиан. Писания. Изд. 2-е. М., 1892. Собесед. 22, гл. 6.    Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. 12, гл. 9—10.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 54.    Достопамятные сказания о свв. и блаж. отцах. 165. С. 221.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 357.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 22, гл. 6.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 108.    Он же. Слово 15, § 68.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 93.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 55.    См. преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 22-е, гл. 4 и далее.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 94.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 22, гл. 5.    Свт. Димитрий Ростовский. Богодухновенное наставление христианское//Сочинения. М., 1894. Ч. I. С. 202.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 104.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 255, 353.    Преп. Исаак Сирин. Творения. Слово 9. С. 45—47; Слово 77. С. 382—383. См. также наставл. преп. Антония Римлянина//архиеп. Филарет Черниговский. Русские святые... Изд. 3-е СПб., 1882. С. 467—468. Ср.: Преп. Варсонофий и Иоанн, отв. 668; преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 12, гл. 8. С. 392; свт. Василий Великий. О употреблении слова//Древние иноческие уставы. С. 410—415.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 38, 78; преп. Варсонофий и Иоанн. Отв. 237, 258, преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. V, гл. 30; преп. Исаак Сирин. Слово 56.    Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 19. С. 73—74; ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 9, 17, 18, 26.    Архим. Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. Изд. 3-е. М., 1892. С. 56.    Ср.: Еп. Феофан. Внутренняя жизнь (из слов к Тамбовской и Владимирской паствам). М., 1899. С. 103—104.    «Помысл» (греч. логимос) — означает размышление, обсуждение, обдумывание, взвешивание, т. е. область деятельности человеческого ума.    Преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Слово 60. С. 329—330.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

705 Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. 12, гл. 9—10. 706 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 54. 707 Достопамятные сказания о свв. и блаж. отцах. 165. С. 221. 708 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 357. 709 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 22, гл. 6. 710 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 108. 711 Он же. Слово 15, § 68. 712 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 93. 713 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 55. 714 См. преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 22-е, гл. 4 и далее. 715 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 94. 716 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 22, гл. 5. 717 Свт. Димитрий Ростовский. Богодухновенное наставление христианское//Сочинения. М., 1894. Ч. I. С. 202. 718 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 104. 719 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 255, 353. 720 Преп. Исаак Сирин. Творения. Слово 9. С. 45—47; Слово 77. С. 382—383. См. также наставл. преп. Антония Римлянина//архиеп. Филарет Черниговский. Русские святые... Изд. 3-е СПб., 1882. С. 467—468. Ср.: Преп. Варсонофий и Иоанн, отв. 668; преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 12, гл. 8. С. 392; свт. Василий Великий. О употреблении слова//Древние иноческие уставы. С. 410—415. 721 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 38, 78; преп. Варсонофий и Иоанн. Отв. 237, 258, преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. V, гл. 30; преп. Исаак Сирин. Слово 56. 722 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 19. С. 73—74; ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 9, 17, 18, 26. 723 Архим. Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. Изд. 3-е. М., 1892. С. 56. 724 Ср.: Еп. Феофан. Внутренняя жизнь (из слов к Тамбовской и Владимирской паствам). М., 1899. С. 103—104. 725 «Помысл» (греч. логимос ) — означает размышление, обсуждение, обдумывание, взвешивание, т. е. область деятельности человеческого ума. 726 Преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Слово 60. С. 329—330. 727 Преп. Ефрем Сирин. О добродетелях и страстях//Добротолюбие. Т. II, § 10. С. 374. Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 73—75; архим. Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. С. 28—31.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

12 См. Стоглав, изд. Правосл. Собесед. 1862 г Казань, стр. 176 и 177. «По всем святым церквам в митрополии и в архиепископьях и в епископьях избирают прихожане священников и дьяконов и дьяков искусных и грамоте гораздных житием непорочных, и денег у них от церкви и себе мзды не емлют ничего и приводят их и приходят с нами ко святителю». Об избраны дворецкими, наместниками и дьяками (в Пскове) попов к ружным церквам см. стр. 178. 14 Об обязанности собирать церковные доходы «лучшим людям» прихода («которые к той церкви прихожи») и о снабжении церквей святыми иконами и книгами на эти доходы, см. Стоглав, изд. Правосл. Собесед. 1862 г., Казань, стр. 329: «о пустых церквах, что стоять без пения». 15 См. П. С. Л., IV, стр. 195. Посадники Роман и Арист поставили новый крест (прежний сломан бурей) на церкви св. Троицы, 202 и др. О существовании церковных старост в Сибири в XVII веке см. цар. грам. Енисейскому воеводе Уварову; Доп. к Ак. Ист. III, 8. 16 Церковная казна, по старинной терминологии, носила характерные названия; так например: «Спаса Нерукотворенного образа казна», «Хлеба Спасовы», и т. п.; подобно тому и церковные земля назывались «местом церковным Ивана Предтечи», «местом церковным великого чудотворца Николы», «пророка Илии» и т. п. (Белевская вивлиофика, изд. Елагина, т. I, стр. 209, 452, 503; Писцов. и перепис. кн. XVII века по Ниж. Новгороду, изд. Арх. Ком., 1896 г., столб. 87). 17 Типичным примером самодеятельности мирян в древней Руси в делах общецерковных может служить, например, следующий факт: в XVII веке жители гор. Вологды, видя чудеса от гроба Галактионова, умершего в 1612 году (сына казненного кн. Ивана Бельского) сошлись в большое собрание и обратились к архиепископу с просьбою о построении храма; архиерей, расспросив благоговейных людей, истинных и правоверных, о житии отшельника, и «совещав с народы», велел им построить храм на могиле Галактиона и братию собрать, а одному из этой новой братии – составить житие подвижника. Иногда окрестное население побуждало монахов к составлению правильного жития основателя местного монастыря: см. Ключевского, Древне-рус. жития святых, стр. 324, 390 и 396.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010