Высокопреосвященнейшим Алексием, митрополитом Ленинградским и Новгородским, было совершено перенесение из Казанского собора честных мощей Александра Невского. Со звоном Лаврских колоколов крестным ходом сонма духовенства и мирян они были торжественно перенесены на место своего честного положения, благоговейного поклонения и почитания, куда и были они первоначально принесены Петром Великим из Владимира 30 августа 1724 года. Благодатное возрождение Лавры как монастыря началось летом 1995 года при митрополите Иоанне (Снычеве, ум.1996). Первым наместником монастыря стал старейший клирик Санкт-Петербургской епархии архимандрит Кирилл (Начис) - епархиальный духовник. К этому времени монашествующим был частично передан " Духовской " корпус, где и поселилась немногочисленная братия, состоявшая в основном из постриженников Санкт-Петербургских Духовных школ. Первое монашеское Богослужение состоялось 14 сентября 1995 года. Службу возглавил наместник Лавры архимандрит Кирилл. За неимением достаточного числа братии пел хор из учащихся Духовной Семинарии. Службы совершались каждый день в Никольском храме, расположенном на Никольском кладбище, кроме Воскресных и праздничных дней, когда братия сослужила белому духовенству в Свято-Троицком соборе. В апреле 1996 года, при правящем архиерее Высокопреосвященнейшем Митрополите Владимире (Котлярове), был назначен новый наместник Лавры игумен Викентий (Кузьмин). 5 апреля 1996 года при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, духовенства Санкт-Петербургской епархии, мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, руководства НИИ " Прометей " , которому на тот момент принадлежало большинство зданий Лавры, состоялась символическая передача комплекса Лавры. К этому времени уже началась передача Митрополичьего, " Духовского " и " Просфорного " корпусов, окончательная передача архитектурного комплекса Лавры должна была завершиться к 2000 году. В октябре 1996 года Наместником Лавры назначен архимандрит Назарий (Лавриненко), который был утверждён указом Священного Синода в апреле 1997 года. 3 ноября 1997 года Приходское собрание Свято-Троицкого Собора было упразднено и управление передано Духовному собору Лавры. Был так же принят устав монастыря, назначены основные должностные лица: благочинный, эконом, духовник, ризничий, казначей, секретарь. Лавра начала полноценную монашескую жизнь. На 1 июня 2002 года братия Лавры составляет 27 человек: архимандрит, 2 игумена, 10 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 2 монаха, 3 инока и 4 послушника.

http://elitsy.ru/holy/1998/

Возрождение Лавры как монастыря началось летом 1995 года при правящем митрополите Иоанне (Снычеве) . Первым наместником монастыря стал старейший клирик Санкт-Петербургской епархии архимандрит Кирилл (Начис) - епархиальный духовник. К этому времени монашествующим был частично предан " Духовской " корпус, где и поселилась немногочисленная монашеская братия, состоявшая в основном из постриженников Санкт-Петербургских Духовных школ. Первое монашеское богослужение состоялось 14 сентября 1995 года. Службу возглавил наместник Лавры архимандрит Кирилл. За неимением достаточного числа братии пел хор из учащихся Духовной Семинарии. Службы совершались каждый день в Никольском храме, расположенном на Никольском кладбище, кроме воскресных и праздничных дней, когда братия сослужила белому духовенству в Свято-Троицком Соборе. В апреле 1996 года, при правящем архиерее митрополите Владимире (Котлярове) , был назначен новый наместник Лавры игумен Викентий (Кузьмин) (Синодом утвержден не был). 5 апреля 1996 года при участии патриарха Алексия II , духовенства Санкт-Петербургской епархии, представителей города в лице мэра г. Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, руководства НИИ " Прометей " , которому на тот момент принадлежало большинство зданий Лавры, состоялась символическая передача комплекса Лавры. К этому времени уже началась передача Митрополичьего, " Духовского " и " Просфорного " корпусов; окончательная передача архитектурного комплекса Лавры должна была быть осуществлена к 2000 году. В октябре 1996 года наместником Лавры был назначен архимандрит Назарий (Лавриненко) , который был утвержден указом Священного Синода в апреле 1997 года. 3 ноября 1997 года приходское собрание Свято-Троицкого Собора было упразднено, и управление передано Духовному собору Лавры. Был также принят устав монастыря, назначены основные должностные лица: благочинный, эконом, духовник, ризничий, казначей, секретарь. Лавра начала жить полноценной монашеской жизнью. Постепенно развернулись и обширные восстановительные работы.

http://drevo-info.ru/articles/320.html

Настоятель храма протоиерей Роман Вепхвадзе: —В Санкт-Петербург я попал в 1996 году, после событий в Абхазии, когда грузин оттуда выгнали. Это политика, не будем сейчас говорить, кто виноват, кто прав. Здесь был священник, но он уехал в Грузию, и я по благословению Святейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II и ныне покойного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II приехал сюда. В Петербурге я и раньше часто бывал, у меня здесь много знакомых, друзей. Я и не мечтал, что жить буду в этом городе, но это, как видно, не от меня зависит… Храм тогда был в ужасном состоянии, без куполов, мы его восстанавливали и до сих пор восстанавливаем, сделали таким красивым!.. К нам не только грузины ходят, но и молдаване, украинцы, русские. Недавно мусульманка крестилась, теперь ходит в наш храм. Аристо Багратиони, председатель Приходского совета: —В Петербурге грузинская колония существовала с самого его основания, были и грузинские церкви. Главным местом молитвы грузин стала церковь Трех Святителей на Васильевском острове. В 1916 году она была передана грузинскому приходу, и службы стали совершаться на грузинском языке. После революции храм закрыли. Еще покойный Патриарх Алексий II в бытность митрополитом Ленинградским говорил о том, что надо какой-нибудь храм в городе отдать грузинам, но произошло это уже при покойном митрополите Иоанне (Снычеве). Я здесь с первого дня, участвовал в восстановлении храма. Мы, православные грузины, живущие в Петербурге, осуществляем культурную и духовную связь между Русской и Грузинской Церквями и между нашими народами. Александр Схиртладзе, чтец: —Для нас, грузин, этот храм — вторая Грузия. У нас достаточно много и русских постоянных прихожан. Здесь ко всем хорошо относятся, независимо от национальности. Мы все: священнослужители и миряне, взрослые и дети — часто собираемся в нижнем трапезном храме. У нас в храме есть икона Трех Святителей из прежнего грузинского Трехсвятительского храма. Она много лет хранилась дома у одного русского прихожанина. Когда наш храм был передан грузинской общине, этот человек принес ее сюда. Изображение было очень темным, но однажды во время Рождественской службы образ начал проявляться. Постепенно изображение проявилось в мельчайших деталях

http://pravoslavie.ru/52646.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Слово о митрополите Иоанне (Снычеве) 06.09.2011 1274 Время на чтение 15 минут Мой путь в Отчий дом оказался далеко не прямым и весьма замысловатым. Горный инженер, офицер-политработник, первый секретарь райкома комсомола, член бюро райкома КПСС, депутат, коммерсант... Теперь - священник. Словом, по неисповедимому Промыслу Божьему, я посмотрел жизнь с разных сторон, встретился со многими прекрасными людьми. По прошествии времени, оглядывая свою жизнь, мне остается только воскликнуть: « Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! » (Откр. 15, 3). Благодарю Тебя за то, что я - русский и родился в России. Повторяю вслед за апостолом Павлом: « Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти , - то есть Русских, - которым принадлежит усыновление и слава... ». Главный вывод, к которому я пришел: наша Русь жива, а русский дух неистребим. Большинство нашего народа думает, чувствует и живет все-таки по совести. Наш народ по-прежнему добрый и отзывчивый, по сердцу - православный. Простые люди хотят спокойно обустраивать свой дом, работать, любить и быть любимыми, жениться, выходить замуж, растить детей, сохраняя свои исконные святыни и многовековые народные традиции. Им чужд, возмутителен и противен западный дух безудержного материалистического потребления, откровенный сатанинский шабаш и жесточайший антирусский террор, развязанный против нас духовными последователями и прямыми потомками тех, кто сотворил погром исторической России в XX веке. На пространстве Русской истории уже много раз современникам различных катаклизмов и смут казалось, что Россия стоит на краю гибели. Казалось, еще чуть-чуть - и от нее ничего не останется. Однако всякий раз невидимая десница Божия отодвигала нашу Отчизну от пропасти государственного распада и спасала русский народ от ужасов насильственного исчезновения. И сегодня говорят, что Россия повержена, а русские или истреблены в годы репрессий и войн, или деградировали. Да, действительно, дело зашло очень далеко. Тем не менее, миф о «гибели России» и «вырождении русского народа» - наглая ложь, злонамеренно распространяемая теми, кто на протяжении многих веков целенаправленно стремится к порабощению всего человечества. Они не могут простить Русским своего позора, ибо все их потуги доселе неизменно разбивались о несокрушимый камень Христовой веры, положенный нашими благоразумными предками в основание Русской Империи и религиозно-осмысленного народного бытия. Потому-то нас так ненавидят и боятся. Именно Россия до сих пор мешает исполниться тому, о чем две тысячи лет назад предупредил ап. Павел: «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2, 7).

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/07/...

«Благословите, Владыченька», - произнес я про себя, опустившись на колени и припав головой к теплому мрамору. И тут же: «Благословляю, сынок», - нет, не прозвучало, не почувствовалось, не померещилось, а... Кто хоть раз переживал подобное состояние, тот поймет, о чем идет речь . «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3, 8). Разумеется, не обошлось без искушения. В поездку мною было взято все необходимое для служения Панихиды, недоставало только Требника. За ним-то я и отправился в церковь в Александро-Невской Лавре. Шла служба. Я обратился к иеромонаху-регенту, колоритная внешность которого наталкивала на определенные мысли. Услышав мою просьбу и узнав цель моего визита, сей духоносный батюшка разразился «праведным» гневом: «Кто такой, что ты себе позволяешь, кто разрешил...». А я стою, молюсь, призывая на помощь Владыку. Вдруг мой милый и «доброжелательный» собеседник осекся и уже вполне миролюбиво произнес: «Возьми отец, только верни». Мне ничего не оставалось, как тепло поблагодарить своего коллегу за столь дружеский прием и заботу. Прошло несколько лет. Более ясной становилась картина происходящего вокруг. Окружающая действительность неумолимо подтверждала прозорливые выводы и предупреждения митрополита Иоанна. Многое изменилось и в моей жизни: «Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению; управь сердце твое, и будь тверд, и не смущайся во время посещения...» (Сир. 2, 1-2). Уже служа на сельском приходе, как-то в Великий Пост на Божественной Литургии каждое воскресенье мы с прихожанами читали работы святителя. Голос срывался от волнения, душа изнывала от невыносимой боли, глаза застилали теплые покаянные слезы... Вместе со мной плакали добросердечные русские крестьяне.... «Сегодня Россия на краю гибели - этот факт уже не требует каких-либо специальных доказательств, - набатно зазвучали исполненные тяжким страданием и горячей любовью к России и русскому народу слова Владыки под сводами скромного деревенского храма.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/07/...

Сегодня пришло время подводить итоги и предъявить к оплате копившиеся веками счета. Позор нам и вечное проклятие потомков, если мы не сумеем сделать должных выводов из горького исторического опыта, заболтаем Россию, утопив ее в словесном мусоре заседаний, собраний, митингов и конференций. Не приведи, Господи! Пора научиться жить, надеясь лишь на Бога да на себя. Тяжелую и трудную, но жизненно необходимую работу по возрождению России никто не сделает за нас. Дай нам Бог понять, наконец, всю меру нашей сегодняшней ответственности, всю важность момента, весь ужас катастрофы, ожидающей нас, если мы не найдем в себе сил противостоять яростным порывам зла, терзающим страну. Молюсь об этом крепко и крепко верю - Россия воспрянет ото сна...» . Благодаря Владыке, я понял, кто стоит за разрушительными процессами, происходящими в стране за последние годы, и что они хотят сделать с моей Родиной и моим народом. И безоговорочно, сам того еще не сознавая в тот, пожалуй, решающий момент жизни, всей полнотой своего страдающего русского сердца принял святителя как долгожданного и Богом данного духовного отца. «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» (Пс. 115, 1). Но как слаб и неверен человек. Вновь забвение Истины. Снова блуждания и расточительная жизнь. Между тем, Бог, как любящий и строгий Небесный Отец, меня вразумлял и миловал, не давая погибнуть. Автомобильная авария, в которой я чудом остался жив, потеря работы и имения... И тут я, «придя... в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Встал и пошел к отцу своему» (Лк. 15, 17-20). Став уже священником, я возмечтал поклониться честным мощам митрополита Иоанна. И Господь услышал мою мольбу. Неведомо откуда появились деньги, свободное время, и вот - мы с семьей в Петербурге. Невозможно передать чувство духовного напряжения и трепета, которое я испытал, приближаясь к могиле святителя.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/07/...

Это ли не Торжество Православия?! Ободритесь малодушные, соберитесь с силами растерянные, соединитесь воедино рассеянные, утрите слезы плачущие, замолчите не знающие правды, вразумитесь бесчинные... Не бойтесь, русские люди, - Суд Божий вершится над нашим возлюбленным Отечеством! Услышите, родные мои, исполненный неизреченной Любви глас Того, с именем Которого наши славные предшественники жили и умирали, боролись и побеждали: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32). Россия - не Содом, где даже и десяти праведников не нашлось. Миллионы православных шли и идут за Христом на Голгофу! И сегодня, в последние времена, несмотря на весь смрад и ужас, казалось бы, повсеместно господствующего зла, лицемерия, лжи, стяжательства, измены, трусости, духовного распада и нравственного растления, без всякого сомнения, есть еще на Руси отважные воины Христовы, способные насмерть встать на защиту православных русских святынь, осуществить Божий замысел о России, восстановить попранное и, запечатлев своей кровью верность Спасителю, с честью завершить трагическую и героическую Русскую историю. Нас, Русских, можно обмануть, предать, ограбить, оклеветать, покалечить, даже убить. Но победить Русских невозможно. И не из-за нашей этнической «исключительности», а потому, что мы с Тем, Кто сказал: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь... Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10). «Вы опытны, изворотливы и хитры, - властно обличает и предупреждает «творцов катаклизмов» митрополит Иоанн. - Вы знаете, что всякий народ - это дитя. Русский же народ, сверх того - дитя доверчивое, доброе и простосердечное. Вы дурачите его сказками о «народовластии», мутите его разум с помощью «средств массовой дезинформации», вымогаете - ложью и лестью - на всяких «выборах» и «референдумах» его согласие на собственную смерть, предлагая оказать вам доверие и одобрить вашу подлую, безнравственную политику уничтожения России. Вы - в который уже раз - надеетесь обмануть всех и вся, но... «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение» (Лк. 10, 21). Так поучал учеников Своих Иисус Христос, свидетельствуя о том, что великое сокровище истинной духовной и необоримой веры дано будет тем, кто младенчествует злобой и завистью, коварством и лицемерием. Да будет так! И свершится тогда над народом русским древнее пророчество, гласящее: «Не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей. Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою» (Ис. 41, 10-11). Пусть же свершится на нас воля Божия - всеблагая и всесовершенная...»

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/07/...

- Разоренная, расчлененная, одурманенная лживой пропагандой, ошельмованная глумливой сворой русофобствующих борзописцев, она невероятным напряжением всех своих сил еще удерживается над бездной, еще дышит, живет, еще ждет нашей помощи. Дождется ли?.. Болезнует сердце и скорбит душа, Господи, глядя, как калечат и мучают Святую Русь - избранницу Твою, подножие Престола Твоего, земное небо, кладезь веры, верности и чистой любви... Томится дух и плачет безутешно. Гляжу вокруг - и думы горькие, безотрадные, теснятся в уме, поражая сердце печалью и болью... Страна моя, Русь моя, что с тобой стало!.. Глубина падения нашего такова, что мы чуть ли не полностью утратили «образ здравых словес», то есть само понимание, какова должна быть здоровая, неискаженная жизнь души человеческой... Нам предстоит заново учиться жить... Совесть - вот первое осязательное проявление духовной жизни... Второе проявление духовной жизни есть свойственная нашему духу жажда Бога. Нет в мире силы, способной погасить всеянную в человека искру духа, если мы сами не отречемся от своего высокого призвания. Сберечь ее и приумножить, так чтобы в итоге запылал в сердце пламень чистой, всепобеждающей любви - вот в чем смысл жизни, цель нашего земного бытия... Дух православия есть дух целомудрия, нестяжания, кротости, трезвения, покаяния, смирения и любви... Наша безумная жизнь низвела имена этих добродетелей до уровня чуть ли не бранных слов, сделав их в сознании многих людей принадлежностями старомодной жеманности или синонимами безволия, бессилия и жалкого соглашательства. Не мудрено, что, лишив себя таких духовных опор, мы превратились в человеческое стадо, жалкое в своем религиозно-нравственном скудоумии и одновременно страшное дикостью и свирепостью нравов. Дивно то, что пребывая в этом состоянии, мы, похоже, не чувствуем никакой нужды в покаянии - даже не понимаем, что это единственный путь к вере и жизни, единственное средство начать процесс духовного возрождения. Прислушайтесь, люди! Покаяние есть величайший дар Бога человеку - второе крещение, в котором, омывшись от грехов, мы снова обретаем благодать, утерянную в падении.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/07/...

5 апреля. Прочитал журнал совета Моск[овской] Д[уховной] Акад[емии] с отзывами о программах и учебники о.Сергиенко по нравственному богословию и Миролюбова по Догм[атическому] богословию. Разбор о.Ружицкого учебника о.Сергиенко – основателен. И дает очень нехорошее впечатление о стиле и характере преподавания о. Сергиенко. Отзыв Сарычева [xc] указывает на основательные недочеты в программе Миролюбова. Рекомендовал (в резолюции) серьезно ознакомиться и Сергиенко и Миролюбову с этими отзывами, а в Уч[ебном] К[омите]те рекомендовать и одобрить сделанные в совете Моск[овской] Академии постановления по ним. 20 июня. (В Ленинграде). Вчера ректор Академии получил из Канады от проф. Uohn Boyah ’ a от 22. V .55 г. прислать некоторые статистические (и другие) материалы, касающиеся религиозного образования в СССР, чтобы их использовать на Выставке их Коллегии. Адрес: Иван Боян, Почтовый ящик 83, Едмонтон, Алберта, Канада. Нужно подумать, что послать. 21 июня. Вчера были у меня Сергеенко (оба) и о.П.Гнедич. Сергеенко официально еще не знает, будет ли он в Московской Академии, или у нас. Гнедич подал объяснение по поводу инцидента с его диссертацией, ждет окончательного решения о себе. Я вылетаю 26 VI в Одессу для беседы с Патриархом по ряду вопросов, в том числе и о Гнедиче, о Сергеенко, об Осипове, […] и по другим вопросам (...Кстати о оканчивающих монахах Крохе и Снычеве [xci] ). 22 июня. Окончившим курс Академии положено являться благодарить меня. Вчера были: о.Максим Кроха, Онищенко, Козырев; сегодня Шеломницкий. В 7 час[ов] вечера был доц. М.Ф.Русаков с обычным ежегодным (после экзаменов) докладом о своей работе. 24 июня. По слухам, в Москве и Одессе совершается что-то странное. О.П.Гнедич резолюцией Патриарха отставлен от доцентуры (за резкий отказ от исправления работы магистерской...). О.А.Сергеенко – вместо Москвы и Академии назначается будто бы Одесса... Оба просят ходатайств. О.Осипов также смущен, так как Ведерников предложил не приезжать в Одессу по делам печатания Библии, которую корректирует Осипов.

http://bogoslov.ru/article/4888315

Святитель повторил. – Ну, вот видите? – продолжал Патриарх. – 7 ноября был я на приеме в Кремле и, когда кончился обед, то Н. С. Хрущев, увидев меня, подошел ко мне, крепко пожал мне руку и спросил: «Сколько Вам лет? » – Восемьдесят шесть, – ответил я. «Поздравляю». И затем, пожимая руку Даниила Андреевича, сказал ему: «Берегите своего старца». – Многие поздравили меня с 86-летием. И он достал пачку писем и положил ее перед глазами Владыки. Все было направлено к тому, чтобы показать святителю, что напрасно, мол, чернит он его и Даниила Андреевича в анонимке. Владыка молчал. Он считал, что возражение ни к чему не приведет. И он решил перейти в разговоре на другую тему. – Ваше Святейшество, – обратился святитель к Патриарху, – у меня есть еще одно дело, хотя после всего сказанного Вами я даже боюсь говорить Вам о нем. Это вопрос о моем келейнике, игумене Иоанне. Его я выдвигаю как одного из кандидатов во епископы. – Да Вы что, в здравом ли уме, предлагать во епископы такого человека? Да знаете ли кто он? Да это же авантюрист, карьерист, он Вас обманывает, а Вы его во епископы выдвигаете! Сколько ему лет? – Тридцать семь. – Пусть ему будет и 60, но епископом он не будет. – Ваше Святейшество, – в недоумении обратился к нему святитель, – да о ком Вы говорите? Не спутали ли Вы моего келейника с кем-либо другим? – Об игумене Иоанне Снычеве, – ответил Патриарх. – Ну как это может быть? – продолжал Владыка. – Человек живет при мне, неутомимо трудится, первым закончил академию, был преподавателем семинарий, написал несколько работ – и вдруг в авантюристы попал. И сейчас он приступил к новой работе о приснопамятном ФИЛАРЕТЕ, выписал более 500 библиографий. Весь труд займет не менее дух лет. Святейший как-то смягчился, и дальнейший разговор протекал уже мирно. Сорок минут продолжалась беседа. С внутренней горечью вышел святитель от Патриарха. – Полный провал! – встретив келейника, произнес Владыка. Провал был действительно полный, и не в том, что он не смог продвинуть своего келейника во епископы, а что во взаимоотношениях с Первосвятителем снова образовалась трещина.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005