В 2012 году, когда в нашей стране отмечалось 200 -летие Бородинской битвы, организаторами мероприятий было принято решение о участии этой иконы в юбилейных торжествах. Известно, что перед началом сражения Надвратной Смоленской иконе Божией матери «Одигитрия» молились солдаты, офицеры и генералы русской армии во главе с полководцем М.И.Кутузовым. Вот что писал об этом участник сражения офицер Ф. Н. Глинка: «Духовенство шло в ризах, кадила дымились, воздух оглашался пением и святая икона шествовала… Сама собою, по влечению сердца, стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле, которую готова была упоить досыта своею кровью. Везде творилось крестное знамение, по местам слышались рыдания. Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли». Но перед тем, как отправить икону в Бородино, решили ее обследовать.      Но когда сняли ризу, оказалось, что икона в таком плохом состоянии, что ее невозможно никуда везти. «Доски, на которых она была написана - разошлись, произошло осыпание крашенного слоя, левкасная основа тоже была в неудовлетворительном состоянии,- рассказывает корреспонденту Журнала Московской Патриархии руководитель архитектурно-строительного отдела, древлехранитель Смоленской епархии Александр Дубровский. - И тогда, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, мастерами-иконописцами Троице- Сергиевой Лавры была проведена необходимая работа, включавшая в себя, в частности, укрепление живописного слоя и сделаны профилактические заклейки. Также изготовили специальные киот и носилки». После юбилейных торжеств икону передали в Госниирестврации, которая шла немногим более двух лет.       Над ее восстановлением в течение двух лет трудилось десять высокопрофессиональных специалистов. «В ходе исследований,  выяснилось, что за четыре века ее реставрировали 16 раз, - сказал Александр Дубровский. - Но полностью лики Богородицы и Младенца переписывали трижды. Последний раз лик Младенца переписали в XIX веке. Возможно, что к этому времени он полностью был утрачен и реставраторы приняли решения нанести на доску новый левкас и написать заново. Применяя ультрафилетовый, инфракрасный и рентгеновский методы, исследователи обнаружили, что у первоначального лика Богородицы очень большие выразительные глаза и он смещен относительно последующих».  Характерно, что у последнего написанного Надвратного образа Богородицы «Одигитрии» был совсем другой вид, не такой строгий, как четыре века назад, а более ласковый (см.фото). И хотя он не сохранился (т. к. иначе мы не увидели бы первоначальный образ), о нем можно судить по списку с него, который теперь пребывает в Троицком храме села Микулино Рудненского района (написан в наше время).  

http://e-vestnik.ru/culture/nadvratnuya_...

Т. 3. Стб. 50 и др.). Нередко певцы сопровождали пением действа и обряды («чины») особого рода. В хождении на осляти в Неделю ваий в Москве участвовали глава гос-ва и глава Церкви, а среди прочих - певчие государева и патриаршего хоров. Сохранились многочисленные описания шествия в разные годы XVII в. (напр.: ГИМ. Син. 425. Л. 5-7; Голубцов. Чиновники московские. С. 105-106; МИАС. Т. 1. Стб. 61-84; ДАИ. Т. 5. С. 122). Выход начинался из Успенского собора Кремля: «первое - поедут подияки в стихарях с вербою», к-рая украшалась («земный овощ имела: яблока и ягоды, изюм и винные, и рожцы, и орехи») и устанавливалась на украшенных санях (ДАИ. Т. 5. С. 122). Во время шествия до Лобного места «дияки певчие, и государевы и патриарши, поют ирмосы строками»; от Лобного места до собора «государь поведет осля под патриархом», причем «подияки болших и менших станиц идут пред великим государем и святеишим патриархом и поют Стихи еуангельския... а правого и левого крылоса певчие святейшаго патриарха идут позади, поют переменяясь Стихи еуангельския». В это время с 6 малыми вербами вперед (по некоторым источникам - на Спасский мост) «посылаются архиерейския подьяки менших станиц по два человека и поют Стихи еуангельския доколе святейший патриарх на осляти проедет» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. 205. Л. 328; 207. Л. 343, и др.). В соборе патриарх раздавал ветви наряженной вербы всем «властям» и певчим. В пещном действе участвовал гл. обр. патриарший хор - все дьяки и нек-рые подьяки. Певчих дьяков жаловали за это сукнами. Всем «пещным отрокам» выдавали на неделю, в течение которой они готовились к исполнению своих ролей, по 7 алтын (0,21 р.) «поденного корму» и по 5 алтын (0,15 р.) на сапоги, после действа - «по сукну» в 2 р.; подьякам меньших станиц за пение славословия - 0,08 р. (МИАС. Т. 1. Стб. 55-59; см. также: Дубровский. 1869. С. 63-64; Парфентьев. 2006). П. п. пели при совершении некоторых обрядов, или чинов, разработанных для важнейших событий, к-рые были связаны с жизнью Государева и Патриаршего дворов и довольно часто имели общегос.

http://pravenc.ru/text/2579762.html

– Апреля 4 с датским послом Клаусом – околничий А. Ф. Адашев и дьяки Ив. Михайлов и Казарин Дубровский. 7069 г. февраля 11 с литовскими послами Шимковым, Гайкой и писарем Володковым слуга князь Мих. Ив. Воротынский, боярин В. М. Юрьев, боярин М. И. Волынский, боярин Ф. И. Сукин, печатник и дьяк И. М. Висковатый и дьяки Ив. Вас. Безсонов и Андрей Васильев. II. Дьяки посольского приказа Следуемые далее списки дьяков Посольского приказа составлены почти исключительно по документам сего приказа, хранящимся в Московском Главном Архиве Министерства Иностранных Дел; меньшая часть известий заимствована, из других первоисточников. Звездочка обозначает, что в документах имеется точное указание на время назначения или увольнения того или другого лица; если точная дата неизвестна, то ставится раннейшее в первом случае или позднейшее во втором встреченное упоминание о сем Начальники Посольского приказа (Думные дьяки) 1549 г. января 2 – августа 1562 г. Подьячий, с конца января 1549 г. дьяк, Иван Михайлович Висковатый. 9 февраля 1581 г. назначен печатником. В августе 1562 г. выехал в Данию; в ноябре 1563 г. возвратился в Москву. Упоминается 24 июня и 12 июля 1570 г. Казнен в сентябре – ноябре 1570 г. См. выше стр. 23–29. 1562 г. сентябрь – 28 августа 1570 г. Думный дьяк Андрей Васильев (Игнатьев?). Упоминается 24 июня, 12 июля и 28 августа 1570 г. Казнен в 1570 г. См. выше стр. 29–30 и ниже стр. 115. 1570 г. ноябрь – 17 июня 1594 г. Думный дьяк Андрей Яковлевич Ще л калов. В грамоте от июня 1587 г. к литовским панам-раде называется «Ближние думы большой дьяк». 30 июня 1594 г. его уже не было в Посольском приказе. См. также выше стр. 30. 1594 г. июня 30 – май 1601 г. Думный дьяк, а с 1595 г. и печатник, Василий Яковлевич Щелкалов. Оставил приказ в мае 1601 г.; 20 мая называется только «печатником» (ранее «печатник и посольский дьяк»). Грамоту ему и его сыну Ивану на поместье от 20 сентября 1610 г. см. в Актах Западной Россий т. IV, стр. 348. С. Выше стр. 30–32 и ниже стр. 115. 1601 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

НПЛ. С. 473; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 120. Лука был канонизирован при архиепископе Евфимии II в 1439 г. вместе с рядом других погребенных в Софийском соборе святителей (память 10 февраля). Согласно Похвальному слову свт. Никите Новгородскому, в 1558 г. мощи Луки (или останки, за них принятые), обретенные при строительстве придельной церкви Иоакима и Анны, были перезахоронены в Мартирьевской паперти Софийского собора. В. Л. Янин склоняется к мнению об ошибочности идентификации останков в 1558 г. и указывает погребение Луки за алтарем Софийского собора (см. Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора… С. 57, 70–75, 175–177, 189, 192). ПСРЛ. Т. 42. С. 66. В летописях НСГ, а также в Новгородской летописи по списку Дубровского после сообщения об оправдании Луки митрополитом под 6556/1058 г. приводится краткое «Поучение архиепископа Луку к братьи». В летописях НСГ, а также в Новгородской летописи по списку Дубровского после сообщения об оправдании Луки митрополитом под 6556/1058 г. приводится «Поучение архиепископа Луку к братьи». Этот же текст (имеющий одну редакцию), встречается и вне летописных сводов, в сборниках XIV–XVI вв., причем является там анонимным или псевдографическим ( Творогов О. В. Лука Жидята//СККДР. Вып. 1. Л., 1987. С. 251–253; Подскальски Г. Указ. соч. С. 155–157; И. П. С. Поучение Луки Жидяты, епископа Новгородского, к братии//Письменные памятники истории Древней Руси: Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания (Аннотированный каталог-справочник)./Под ред. Я. Н. Щапова. СПб., 2003. С. 117–120 (в указанных справочниках приведена более обширная библиография)). Как замечает О. В. Творогов, «состоящее из нравоучительных сентенций, Поучение не содержит признаков, по которым его можно датировать или локализовать» ( Творогов О. В. Лука Жидята. С. 252). Сомнения в авторстве Луки имелись уже у исследователей XIX в. ( Строев П. М. Хронологические указания материалов отечественной истории//Журнал министерства народного просвещения. 1834. Кн. 2. С.

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

25   Бълхова М. И.Указ. соч. С. 82–91. 26   Бълхова М. И.Указ. соч. С. 122–124. 27 ПСРЛ. Т. 1. С. 196, 199, 203, 226, 227, 252. Т. 5. С. 196. Цит. по:  Пушкарева Н. Л.  Указ. соч. С. 40. 28 ПСРЛ. Т. 8. С. 151, 180. Т. 6. С. 214, 223–224. РБС. Т. 19. СПб., 1909. Цит. по:  Пушкарева Н. Л . Указ. соч. С. 51. 29   Мельников А. А.Литературная история агиографической повести о Евфросинии Полоцкой. Автореферат дисс. Минск, 1989. 30 В житии преподобной написано, что икону «она же внесши в церковь Святыя Богородицы, постави ю.....» См.: Повесть о Евфросинии Полоцкой//Памятники старинной русской литературы. Вып. 4. СПб., 1862. С. 172–179. По версии М. Дубровского, Эфесская икона предназначалась для Спасского собора. См.: Исторические сведения о жизни преподобной Евфросинии княжны Полоцкой с описанием и изображением креста, принесенного ею в дар Полоцкой Спасской обители. См.:  Дубровский М.  Житие преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой с кратким описанием основанного ею в г Полоцке женского монастыря. Витебск, 1894. 31   Алексеев Л. В.Полоцкая земля. М., 1966. С. 211–220. 32 Степенная книга. С. 216. См. также: Повесть о Евфросинии Полоцкой: «Сама же блаженная Евфросиния положивши великое устроение обема монастырема, братии и сестрам, и даст держати и рядити сестре своей Евдокии обама манастыря. .вся же братия горько плакахуся отхода ради  госпожи своея». 33 См. изд.: Житие и жизнь благоверныя великия княжны Евфросинии Суздальской. Списано иноком Григорием//Изд. ОЛДП. СПб., 1888 (ПДП 91); Житие преподобной Евфросинии Суздальской по списку XVII в.//Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Владимир, 1899. Кн. 1;  Георгиевский В.  Суздальский Ризположенский женский монастырь: Историко-археологическое описание. Владимир, 1900. Приложение;  Колобанов В. А.  Владимиро-суздальская литература XIV-XVI вв.: учебное пособие. М., 1978. Вып. 3;  Клосс Б. М.  Избранные труды. Т. 2. Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI веков. М., 2001. С. 374–408. 34   Грибов Ю. А. Онеизвестном комплексе лицевых рукописей 70–80-х годов XVII в.//Вопросы источниковедения и палеографии (Труды ГИМ. Вып. 78). М., 1993. С. 140–164;  Он же.  Лицевые списки Жития Евфросинии Суздальской XVII в.//Русская книжность: вопросы источниковедения и палеографии (Труды ГИМ. Вып. 95). М., 1998. С. 78–141.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

По делу об акафисте Алексию, человеку Божию, был привлечен к ответственности Стефан (Яворский) . Любимов при дознании заявил, что акафист и другие сочинения он представил Стефану, который будто бы отнесся к нему одобрительно. Но на запрос Феофана (Прокоповича) и Феодосия (Лопатинского), производивших дознание по делу об акафисте св. Алексию, Стефан (Яворский) ответил, что действительно он принял от Любимова тетради, но сам внимательно их не смотрел, следовательно, не мог и хвалить, а переслал их в учительный монастырь к учителям, чтобы те рассмотрели, нет ли в них чего противного православной вере, а рассмотрены ли были произведения Любимова, он не знает. Между прочим Стефан в своем ответе на обвинительный запрос Феофана пишет: «В то время (то есть когда он поручал рассмотрение акафиста учителям) еще не было запрещения, чтобы не писать никаких писем, к хвале Божией надлежащих». Дело об акафисте св. Алексию, человеку Божию, стоит на рубеже от Досинодального периода Русской Церкви к Синодальному. 45 См. также Псалтирь с восследованием (полуустав XVI века, 28/285, 32/289, 35/595, 48/305), Канонники (полуустав XVI века, 145/402, 150/407, 151/408, 177/434, 182/439, 189/446), Канонники (полуустав XVII века, 196/453, 206/463, 210/467, 217/474, 224/481, 229/486). 46 [Библиографию печатных акафистов Спасителю, Пресвятой Богородице и святым см. в «Изданиях акафистов (и содержащих акафисты) Досинодального периода».] 47 [См. Приложение III – таблицу «Сравнение более важных изменений в тексте акафиста Пресвятой Богородице» – на с. 637–640.] 49 См.: Собрание рукописей Петра Дубровского в Императорской публичной библиотеке. Акафист не полный: в нем недостает листов 23–27. 50 См.: Собрание книг Ф. Ф. Мазурина в Московском главном архиве Министерства иностранных дел. После посвящения и приветствия Алексею Петровичу листы затеряны. Первых восьми кондаков и икосов нет. Начинается текст акафиста с 9-го кондака. Читать далее Источник: Православные русские акафисты. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – 656 с. – (Серия «Литургическая библиотека»). ISBN 978–5–88017–345–7 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

474). Вып.З. С.375–377; Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.З. С.68–70; Сапунов А. Католическая легенда о Параскеве, княжне полоцкой. Витебск, 1888. С.36–38; он же. Житие преп. Евфросинии, княжны полоцкой (по трем редакциям). Витебск, 1888. Вып. 1–3 (только 3-я ред. издана исправно); Голубинский Е. (прим. 19). T.I/1. С.771; T.I/2. С.597–600; Дубровский Μ. Житие преп. Евфросинии, княжны полоцкой. СПб., 1910; Виноградов В. (прим. 375). С.573–576; Антоний (Мельников). Преп. Евфросиния Полоцкая//БТр. 1972. Т.9. С.5–14 [ Воронова Е. М. Житие Евфросинии Полоцкой//СлККДР. Вып.1. С. 147–148 (важные текстологические наблюдения над списками и редакциями). – Прим. изд. (А.Н.)]. ( Воронова Е. М. Житийная повесть о Евфросинии Полоцкой как литературно-исторический памятник XII века. (Автореф. к. филол. н.). Л., 1991.) 684 О влиянии на Житие Евфросинии Суздальской († ок. 1250 г.; житие XV/XVI в. издал В. Георгиевский : Суздальский Ризоположенский женский монастырь. Владимир, 1900. С.9–70 [см. также: Колобанов В.А. Владимиро-суздальская литература XIV–XVI вв. Μ., 1978. Вып.З, где и археографический обзор списков. – Прим. изд. (А.Н.)]) см.: Виноградов В.П. (прим. 372). С.46. См. также: Служба преп. матери нашей Евфросинии Полоцкой. СПб., 1856. 685 НПЛ. С.40 (под 1192 г.); ср.: там же. С.50 (под 1207 г.). О Грамоте Варлаама Хутынского см.: ГВНП. С. 161 (издание); о ее подлинности: Валк С.Н. (прим. 677). С.304–306; Тихомиров М.Н. (там же). С.226–233 [Янин В.Л. Новгородские акты (прим. 677). С.207–211. – Прим, изд. (А.Н.)]. 686 Ключевский В.О. (прим. 272). С.58–64; Булгаков Ф.И.//ПДП. 1880. Т. 7. С. 57–70; Барсуков Н. (прим. 474). С. 79–85; Димитрий (Самбикин) (прим. 474). Вып.1. С. 154–156; Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.З. С. 74; Голубинский Е. (прим. 19). T.I/2. С. 595; Benz Е. (прим. 678). С. 265–267; Дмитриев Л.А. Житийные повести русского севера как памятники литературы XIII–XVII вв. Л., 1973. С. 13–95 [он же. Житие Варлаама Хутынского//СлККДР. Вып.1. С. 138–142, где подробнее о редакциях и дополнит, литер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подобную иконографию воспроизводит, в частности, ряд икон кон. XIX - нач. XX в., в т. ч. в окладах (2 в ГМИР, Полоцкая худож. галерея), образ с благословением и датой 1901 г. на обороте из ц. свт. Николая Чудотворца в Ст. Изборске (Мон-рь у ц. Спаса. 2007. С. 5), а также ряд эстампов, напр. литография Г. А. Малкина по рис. Гребнева и Швейцера, изданная свящ. М. Дубровским и А. Сапуновым в Витебске в 1887 г. (ГМИР), хромолитография нач. XX в. товарищества И. Д. Сытина в Москве (ГМИР, см. также: Крест в России: Альбом/Авт.-сост.: С. В. Гнутова. М., 2004. С. 194. Ил. 206), хромолитография, выполненная Е. И. Фесенко в 1911 г. в Одессе (частное собрание). В нач. XX в., по-видимому во владимирских иконописных селах, была заказана серия небольших золотофонных икон упрощенного извода: фигура Е. с крестом и цветком в руках, увенчание ее короной, вид обители (Полоцкая худож. галерея, частное собрание). Существовали поясные иконы Е. с крестом 1161 г. в руках, созданные на основе гравированных изображений в посвященных Е. изданиях (см., напр.: «Служба на пренесение честных мощей преподобныя матере нашея Евфросинии, игумении Полотския, от града Киева во град Полотск». СПб., 1911). Важным этапом в развитии иконографии Е. стал монументальный образ на вост. грани юго-зап. столпа в центральном нефе Владимирского собора в Киеве, написанный худож. В. М. Васнецовым в 1885-1896 гг. Святая представлена в рост, в небольшом повороте вправо в образе молодой женщины в монашеской одежде, к-рая смотрит вверх, ладони рук соединены в «замок» возле груди (в кн. «Собор св. равноап. кн. Владимира в Киеве» (К., 1898) на с. 88-89 ошибочно названа кнг. Евдокией Московской). Сохранился эскиз этой росписи, исполненный акварелью и гуашью (ГТГ, см.: ГТГ: Кат. собр. М., 2007. Т. 2: Рисунок XIX в. Кн. 1: А-В. С. 293-294. Кат. 1716. (Рисунок XVIII-XX вв.)), справа внизу авторская подпись карандашом: «В. В.». Известны живописные списки этой иконографии на пейзажном фоне, напр. в Успенском соборе г. Речица Гомельской обл. (Белоруссия), где останавливался пароход со св. мощами Е. при их перенесении в Полоцк.

http://pravenc.ru/text/187879.html

26 Киево-Печерский патерик//Древнерусские патерики. Изд. подг.  Ольшевская Л. А.  и  Травников С. Н.  М., 1999. С. 21. 27 Там же. 28 Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв./Изд. подг.  Щапов Я. Н.  М., 1976. С. 23. 29 Там же. С. 70. 30 РНБ. F. п. II. 1. Л. 402 об. – полностью запись воспроизводится:  Срезневский И. И.  Обозрение древних русских списков Кормчей книги. СПб., 1897 (Сборник ОРЯС Т. 65. С. 48–49). 31   Теодорович Н. И.Город Владимир Волынской губернии в связи с историей Волынской епархии. Почаев, 1893. С. 18; См. также  Пушкарева Н. Л.  Женщины Древней Руси. М., 1989. 32 Харьковский исторический музей. Вст. инв. КБ-55 (21 129). Л. 286. 33   Макарий, митр. (Булгаков).История русской церкви. М., 1995. Кн. 2. С. 312. 34 Популярная биография Евдокии, а также Ефросинии Суздальской, Софьи Витовтовны, Елены Глинской, Ирины Годуновой:  Морозова Л. Е.  Затворницы. Миф о великих княгинях. М., 2002. 35   Пушкарева Н. Л.Женщины Древней Руси. С. 117. 36   Дубровский М.Житие преп. Евфросинии, княжны Полоцкой. С кратким описанием основанного в г. Полоцке женского монастыря. Витебск, 1894. 37 Древнерусские княжеские уставы. С. 20. 38   Голубинский Е. Е.История русской церкви. Т. 1. Ч. 1. С. 468–469. 39 Стоглав. Гл. 5, вопр. 11 –  Емченко Е. Б.  Стоглав. Исследование и текст. М., 2000. С. 257. 40 Стоглав. Гл. 7. –  Емченко Е. Б.  Стоглав. С. 270–271. 41   Boskovska N.Die russische Frau im 17. Jahrhundert, Koln, 1998. S. 420. 42 Ibid. S. 420–421. 43 Правила святых Вселенских соборов. С. 441. 44 Там же. С. 444. 45 Там же. С. 239–240. 46 О захоронении в одной могиле –  Никитенко Н. Н.  Русь и Византия. С. 239–240. 47   Абрашкевич М. М.Прелюбодеяние с точки зрения уголовного права. Одесса, 1904. С. 485. 48 В печатной Кормчей это 13 правило – Кормчая. Л. 597. В более ранних собраниях – 17. См. публикацию В. Н. Бенешевича :  Бенешевич В. Н.  Два списка первоначальной Синтагмы. С. 186. Здесь приводится и греческий текст. 49 См., например, РГБ. Ф. 247 59. Сборник аскетический XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Т. 5. С. 106, также с. 100, 102, 105, 108, 111, 116 и др.). 16 окт. того же года в Москву была торжественно возвращена икона Божией Матери, к-рая была в бою с воеводой И. А. Хованским под Ляховичами и оставалась на Польской земле. Сопровождая образ, «пели дорогою государевы певчие дьяки канон греческой Успению... На Лобном месте пели певчие дьяки патриарховы, и с Лобного места до собору пели греческой канон «Воду прошед»» (Там же. С. 117). 7 марта 1668 г. патриарший хор исполнил кондак «Возбранной Воеводе» в 2 вариантах - «греческую меньшую» и «болшую греческую», 25 мая - «стих греческой: «Приидите Пречистую почтем»»; 17 марта 1669 г., в день рождения царя, патриаршие дьяки пели обедню «греческую»; 1 сент. 1674 г. весь патриарший хор исполнил тропарь «Повеленное таинство» трижды «греческим пением» (Там же. С. 122, 127, 140, 152). Значительное количество рукописей греческого распева написал в тот период патриарший певчий дьяк Феодор Константинов. Нек-рые из них попали в б-ку государевых певцов: «Канон Пасце греческой», «Кафизма Блажени непорочны с припевы... греческого роспеву», «Канон Ивану Златоусту греческой» и т. д. ( Протопопов. 1977. С. 129, 131). В дек. 1687 г. у диакона Покровского собора на Рву для П. п. был приобретен Обиход «греческого и словенского четверогласного пения», а 12 дек. 1695 г. подьяков наградили «за пение, что выпели Октай осмогласного греческого пения» (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 127. Л. 185; 160. Л. 254 об.; см. также: Дубровский. 1869. С. 24, 30, 52-54). Расходные документы Патриаршего двора 90-х гг. XVII в. содержат записи о покупке бумаги для письма «греческих переводов» и о ее «линевании», что говорит о наличии в репертуаре хоров партесного варианта песнопений греческого распева (напр., в авг. 1699 были написаны Трезвоны «греческого четвероголосного роспеву» - РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 170. Л. 165; 173. Л. 161 и др.). В репертуар хора П. п. входили также песнопения антиохийского и болгарского распевов (см., напр.: РГБ. Ф. 379. 19. Л. 129, 178, 199 об., 253).

http://pravenc.ru/text/2579762.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010