сост. Т.Н. Кудрявцева Книга представляет сборник исследований, посвященных теме высокого русского иконостаса как явления православной культуры. Публикуемые работы известных церковных ученых Н. А. Сперовского, Н. И. Троицкого и Л. А. Успенского посвящены истории формирования высокого иконостаса, особенностям его архитектурного построения, иконографического содержания и символического значения в интерьере храма. Издание может быть полезно для широкого круга специалистов, занимающихся возрождением современного церковного искусства. Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru Читать далее Источник: Высокий русский иконостас/Сост. Т.Н. Кудрявцева, В.А.Фёдоров. – Москва : Изд-во «Пульс», «Патриаршие пруды», 2004. – 208, XXXII с. : ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vysokij-...

Михаил Васильев Крест Господний о. Виталию Радость в душе моей молится трепетно, В Святом Писании слово найду... Русским обычьем, березовым лепетом, Ранней весною к кресту упаду. Пасха сияет веселою вербою, Радость, как милость, сочится с небес. Вот и бредем мы все, грешники, с верою – Ведь наш Христос в наших душах воскрес! И по Кузьминской аллее, по липовой Бедный и слабый струится народ. Под колокольное нежное кликанье Всех обнимает у храма Господь... Будто и не было пота кровавого, Века кромешного сгинул туман: «Отче, пошли разумения здравого, Чтобы не впали мы в новый обман...» Красная Пасха, как солнышко красное! Вечность пронзает нас светом своим! И колокольня, как лебедь прекрасная, Шлет исцеления звонного дым. Светится храм, благодатью овеянный, И состраданье врачует любя: Ах, не забыли б мы Божье терпение, Ах, не прошли бы мимо себя... А над кругами земными все выше Божьим прощеньем возносится крест... Ведь наше тайное ухо услышит – Бога пришедшего светлую весть. Пасхой весенней, как садом, зацветшая, Крестится в белых церковках земля, Русь милосердная, тихо воскресшая, Лишь о спасении вечном молясь! 18. 05. 2004 Читать далее Источник: Молитвы русских поэтов XX-XXI : Антология/Всемирный русский народный собор ; [Авт. проект, сост. и биогр. ст. В.И. Калугина]. - Москва : Вече, 2011. - 959 с. : ил., нот., портр., факс. (Тысячелетие русской поэзии). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Самолеты МЧС России приземлились в Белграде Белград, 24 марта 2004 г.   Два самолета ИЛ-76 МЧС России с грузом гуманитарной помощи для косовских сербов приземлились в аэропорту Белграда, сообщает РИА " Новости " . Самолеты доставили палатки, кровати, постельные принадлежности, электростанции, оборудование для полевых кухонь и установки для очистки воды. Груз предназначен для оборудования первого лагеря, в котором будут размещены сербы, пострадавшие во время нападений на них албанцев в Косово на минувшей неделе. Всего планируется развернуть два палаточных лагеря, рассчитанных на две тысячи человек. Места их развертывания уточняются. В пятницу ожидается прибытие еще двух самолетов МЧС России с оборудованием. Всего для перевозки необходимого инвентаря, оборудования и другого необходимого имущества, самолеты МЧС совершат восемь рейсов. Как ранее сообщил в Белграде министр РФ по чрезвычайным ситуация Сергей Шойгу, временная программа помощи сербским беженцам будет состоять из трех этапов. На первом этапе планируется создать два лагеря на тысячу человек каждый. После этого в Сербию будут доставлены медикаменты. Они будут предоставлены в распоряжение сербского комитета по делам беженцев, который займется их распределением. На третьем этапе железнодорожными составами в Сербию будут доставлены жилищные модули для строительства поселка на 200 семей беженцев со всей необходимой структурой. 24 марта 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/9346.html

Из России в Сербию вышла автоколонна с гуманитарным грузом Москва. 26 марта 2004 г. Из подмосковного Ногинска в направлении Белграда в 09:45 в пятницу вышла гуманитарная автоколонна большегрузных автомобилей " МАЗ " , груженных кроватями, матрацами, одеялами и другими постельными принадлежностями для сербских беженцев в Косово, сообщает «Интерфакс». В Управлении информации МЧС сообщили, что автоколонна пройдет по маршруту: Брянск - Киев - Житомир - Львов - Ужгород, далее через территорию Венгрии на Белград. Ранее в пятницу из аэродрома " Раменское " в Белград вылетели два самолета МЧС Ил-76, на борту которых электростанции, станции по очистке воды, осветительные приборы, другое оборудование для развертывания палаточного городка для беженцев в Косово а также гуманитарный груз от партии " Единая Россия " - 35 тонн предметов гигиены, моющих средств, канцелярских товаров, спортивного инвентаря для сербских школ. 26 марта 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/9376.html

Чтоб, умножив тьму народа, От заката до восхода Воскрешенья ждать. 1998 Луна плывет как круглый щит Давно убитого героя... Н. Гумилев Россия, Бог, распятая любовь Кресты могильные, о, как я смею Чернила лить, а нынче нужно кровь, Как я посмел искать свою Помпею! Россия, Бог... Россия велика, Но Бог забыл, его закрыты вежды, Смерть впереди, проклятье и тоска, Сгоревший дом, погибшие надежды. И так близка надгробная доска, Острее чуешь неизбежность Встречи, Бог знает все – Россия велика, И впереди лишь труд нечеловечий. Россия, Бог... Двурогая Луна Плывет в ночи как сабля янычара, Но не должна, Россия не должна Сгорать в огне вселенского пожара. Все рушится как домик из песка, Забыто все, и ничего не надо, Все помнит Бог, Россия ж велика, И светит нам пред образом лампада. 1999 Плоть слаба, и короток век И грехов на каждом – премного, Знает всяк, что слаб человек, И ему не выжить без Бога. Тает жизнь как весною снег, Не туда заводит дорога, Совершить бы к звездам побег, Но полет невозможен без Бога. Тяжело тебе, имярек, Как в порту моряку без грога, Стань здоровым среди калек, Только нет исцеленья без Бога. Путеводная рвется нить, И дорога пошла полого, И не сможет душа вместить Путь, когда этот путь без Бога. 2001 Душа моя Бога узрит Душа всех ушедших встретит, Душа моя, пленный узник, Доверчивая, как дети. Душа моя света жаждет, Душа моя в Бога верит, Покинет сей мир однажды И будет скорбеть при дверях. Душа моя – лень да нега, В надеждах, как сахар, тает, Душа моя – легче снега, Вспорхнула и улетает. Легко попадется в сети Ловца всех неуловимых, Душа моя – это ветер, Душа моя – струйка дыма. Душа моя мало значит, И значит при том так много, Душа моя горько плачет Пред встречей с Господом Богом. Жаль, Он ее – не заметит, Поскольку грехов навалом, Рыдай, безполезный ветер – Сегодня души не стало. 2004 Читать далее Источник: Молитвы русских поэтов XX-XXI : Антология/Всемирный русский народный собор ; [Авт. проект, сост. и биогр. ст. В.И. Калугина]. - Москва : Вече, 2011. - 959 с. : ил., нот., портр., факс. (Тысячелетие русской поэзии).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

[...] [...] ... [...] и все [он]и будут перестроены. Его дело будет как (дело) наблюдающих. Вместо его голоса [...] они установят его фундамент на Нем. Грех этого и ви[на этого] [...] ... [...] святой и наблюдающие [...] говоря: ... [...] они говорили против Него. Вина ... [...] ... [...] ... это, Он защитит [...] ... [...] ... 4Q536 «Дополнение к мессианскому арамейскому тексту» Фрагмент 1 столбец и [...] ... ты будешь [...] [... свя]тые будут помнить [...] Ему будут открыты све[ты] [...] все его учение, которое [... муд]рость человеческая, и всякий муд[рец] [...] в странах, и Он будет велик [...] ты будешь потрясать людей, и пока [...] Он явит тайны, как Всевышний [...] ... и с пониманием тайн [...] и также [...] в прахе [...] во-первых [...] тайна [ум]ножится [...] что он считает меня в числе [...] его доля Фрагмент 1 столбец ии он соделал. [...] по причине чего ты боишься всех людей [...] ты скрыл, он захватил мечом твои владения. Его блага ... [...] и он не умрет во дни зла. Горе тебе! Глупость уст твоих исторгнет тебя [...] приговорен к смерти. Кто запишет эти мои слова в книгу, которая не износится? И мои изречения [...] проходит прочь? [...] ... й время зла будет погашено навсегда. Человек, который [...] твои дела [его] сынам [...] Фрагмент 2 (=4Q535 2) [... в ночи] он спит, пока в середине его дней [...] [... во время д]ня, пока он закончит год ... [...] [... он отделяет] для него от этого и [...] годы [...] 608 Если не оговорено особо, переводы осуществлены по изданию: Martinez F. G., Tigchelaar Е. J. С. The Dead Sea Scrolls. Vol. 1–2. Leiden-Boston-Koln, , xxiii + 627 pp. and 628–1361 pp. 609 Eisenman R. Н., Wise М The Dead Sea Scrolls uncovered. The First Complete Translation and Interpretation of 50 Key Documents Withheld for Over 35 Years. N. Y. . p 68–71. 610 G. J. Brooke, J. J. Collins, P. Flint, J. Greenfield, E. Larson, C. Newsom, E. Puech, L.H. Schiffman, M. Stone, and J. Trebolle Barrera. Qumran Cave 4.XVII: Parabiblical Texts. Part 3 (DJD XXII; Oxford: Clarendon Press, 1996). xi + 352 pp. + xxix plates. 611 Fitzmyer J. A. The Dead Sea Scrolls and Christian Origins. Chapter 3: ‘The Aramaic «Son of God» Text from Qumran Cave 4 (4Q246)». Michigan-Cambridge, 2000, p. 41–61. 612 Смирнов А., прот. Мессианские ожидания и верования иудеев около времени рождества Христова/Ветхозаветные апокрифы. Читать далее Источник: Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря/Священник Димитрий Юревич. – СПб. : Аксион эстин, 2004. – 254 с, IV с. ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Это значит, что, делая то или другое благотворение ближнему, мы должны делать оное как меньшему брату Христа, как Самому Христу, ради Христа; тогда это благотворение будет спасительно для нас (Сл. 10:40–42); тем более не должны делать его по тщеславию, из корыстных целей: в таком случае мы будем делать его не для Христа, а для самих себя. 41. Тогда речетъ и сщымъ шюю (єг): идите менє, проклтїи, во гнь вчный, уготованный дїавол и аггелмъ єг: Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: Идите от Мене. «Совокупите тысячу геенов, восклицает св. Златоуст, это отнюдь не будет так тяжко, как быть извержену от славы, быть ненавидиму Богом. Лучше подвергнуться бесчисленным ударам молний, нежели видеть кроткое лицо Господа, от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас». Проклятии (в противоположность слову: благословеннии) значит лишенные даров Божия благословения и осужденные на бедствия и мучения. Так поражены были проклятием от Бога: змий, соблазнивший первых людей в раю, земля за грех сих людей. Каин за братоубийство и т. п. ( Быт. 3:14–17; 4–1 ). Огнь вечный. Огонь изображает собою высшую степень мучений, так как казнь сожжения огнем есть самая жестокая (чит. объясн. 22 ст. 5 гл.). Об огне адском говорит Господь, что он приготовлен не для человека, а для диавола и ангелов его, т. е. для согрешившего и осужденного за то на вечные мучения, сатаны – главного из ангелов и увлеченных им, низших его ангелов ( Иуд. 6 ; Апок. 12:8 – 9 ). Грешники осуждаются на одинаковые мучения с диаволами, потому что по делам своим становятся участниками того же зла, которым одержимы злые духи (Мих.). «Я царство готовил вам, огонь же не вам, а диаволу и ангелам его. Но так как вы сами себя ввергли в огонь, то и вините в том самих себя» (Злат.). 42. взалкахс бо, и не дасте м сти: возжадахс, и не напоисте мен: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43. страненъ бхъ, и не введосте мен: нагъ, и не дсте мен: боленъ и въ темниц, и не постисте мен. был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. 44. Тогда вщаютъ єм и тіи, глаголюще: гди, когда т видхомъ алчща, ил жаждща, ил странна, ил нага, ил больна, ил въ темниц, и не послжихомъ теб;

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

3. нъ же вщавъ реч имъ: почто и вы престпаете заповдь бжїю за преданїе ваше; Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? На обвинение фарисеев Господь и Сам отвечал обвинением, «унимая дерзость, и показывая, чго согрешающий в великих делах не должен с такою заботливостью подмечать в других маловажные поступки» (Злат.). Из-за того, чтобы соблюсти не Моисеево, не древних пророков, а ваше, вашими учителями измышленное, предание, вы оставляете заповедь Самого Бога? 4. Бгъ бо заповда, гл: чт тца и матерь: и, иже тца ил матерь, смертїю да умретъ. Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет 5. Вы же глаголете: иже аще речетъ тц ил матери: даръ, имже бы менє пользовалс єс: А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался 6. и да не почтитъ тца своег ил матере и разористе заповдь бжїю за преданїе ваше. тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим Эти слова Спасителя так объясняются: Иудеи имели обычай посвящать Богу разные предметы из своего имущества, и закон требовал, чтобы таковые предметы, если они обещаны были для принесения в дар Богу, непременно были принесены Ему ( Втор.23:21–23 ). Вследствие сего образовалось такое предание, что, так как дар Богу важнее, чем дар даже самым близким людям, напр., родителям; то родителям можно и не давать каких-либо предметов, если только эти предметы обещаны в дар Богу. Таким образом, фарисеи и сами нарушали и детей учили нарушать заповедь Божию о почтении к родителям ради преданий, напр., если родители говорили детям: дайте мне овцу, или тельца, или что другое; то дети отвечали: «это, чем желали бы вы от нас пользоваться, мы отдаем в дар Богу, и потому вы не можете получить». Отсюда и происходило нередко двоякое зло: и Богу не приносили под предлогом обязанности к родителям, и родителей лишали дара под предлогом обязанности к Богу (Злат.). Таким образом, фарисеи учили, как можно обойти, но исполнить заповедь Божию, и успокоить свою совесть. Указанными словами Господь, конечно, не осуждает принесения даров Богу. И Евангелие требует сего так же, как и закон Моисеев. Сам Господь И. Христос похвалил вдовицу, положившую две лепты в церковную сокровищницу ( Мк.12:43–44 ). Но Он осуждает только нарушителей заповеди Божией ради преданий (Мих.), учит, что должно прежде исполнить прямую заповедь Божию, а потом уже приносить дары Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Кстати, и имя самого первого человека, Адама получает в книге Бытия своеобразное двойственное объяснение. Собственно, адам и значит «человек», и это слово связывается со словом адама, «почва, земля». Книга Бытия говорит: «…всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека (адам) для возделывания земли (адама), но пар поднимался с земли и орошал все лицо земли. И создал Господь Бог человека (адам) из праха земного (афар-хаадама)… " ( Быт 2:5–7 ). Таким образом, почва, земля оказывается не только материалом, из которого созидается человек, но и, напротив, точкой приложения его творческих усилий. Землю можно считать здесь образом нашего материального мира: с одной стороны, человек создан Богом из его элементов, а с другой – без человека созданный Богом мир не сможет полноценно плодоносить. Часто имя состояло не из одного слова, а из целой фразы. Если разделить на слоги имя Ми-ха-ил, у нас получится древнееврейский вопрос «кто как Бог?». Все семитские народы, кстати, любили имена, оканчивающиеся на -ил или -эль, что означает «Бог». Например, Гавриил – это «мощь Божья». Могли слова идти и в другом порядке: Елиезер (он же по-гречески Лазарь) – «Бог помог»; именно так, кстати, звали безвестного нищего из притчи о нищем и богаче ( Лк 16:19–31 ), а еще друга Иисуса, которого Он воскресил накануне Собственной смерти ( Ин 11 ). Очень значимое имя! А есть ли имя у Самого Бога? В книге Исход Моисей спрашивает Его об этом и получает такой ответ: «Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» ( Исх 3:14 ). Слово «Сущий» появилось еще в древнегреческом переводе (Септуагинте), но еврейский текст можно понять скорее так: «Я есть Тот, Кто Я есть». Бог не называет никакого имени, Он лишь утверждает Свое существование, более того – свое присутствие в жизни Моисея. Я есть и Я с тобой, – говорит Он, – и этого достаточно. Действительно, имя нужно нам, чтобы выделить одного человека из толпы других, но Единый Бог не нуждается в таком выделении.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

15 октября. 60 лет назад родился Вячеслав Бутусов. [«Апостол Павел       говорит: “Всегда радуйтесь”. Мне кажется, это практика обретения смысла жизни. Потому что мало кто в конце концов задумывается о том, что смысл жизни — это обретение блаженства. А блаженство — это такая близость к Богу, которой ты без изволения Всевышнего не сможешь добиться. Это состояние радости от того, что ты близко к Богу настолько, что все земное, то, что тебя тяготит, оно уже вне поля зрения...» Из интервью Владимиру Легойде в программе «Парсуна» ]. Фото Владимира Ештокина. - С.4; См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает генетик, молекулярный биолог, доктор биологических наук Егор Прохорчук //Фома. - — октябрь 2021. - С.98-99. - (рубрика « Эпилог »). 19 октября. День памяти апостола Фомы. [Апостол Фома не присутствовал при первом явлении ученикам воскресшего Господа. И когда другие апостолы рассказали о чудесном воскресении Христа, Фома сказал: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20:25). И Господь дал ему возможность убедиться в истинности Своего Воскресения, а Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой !(Ин 20: 26-28)]. Ил.: Апостол Фома. Икона Маши Бургановой-Ялтанской. В честь этого апостола назван наш журнал. В этом году в день памяти святого мы отмечаем 25-летие «Фомы». - С.5; 14 октября. Покров Пресвятой Богородицы. [В 910 году к        Константинополю подступили войска варваров. Жители византийской столицы с ужасом ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью. Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи юродивому Андрею (славянину, попавшему некогда в византийский плен) во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озаренную небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великой торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом». Чудесный покров защитил город.       Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти]. Ил.: Стены Константинополя. Фото Nevit Dilmen. - С.5;

http://foma.ru/bibliografija-foma-10-222...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010